В учебно-методическом материале представлен опыт работы по решению текстовых задач при помощи моделирования….
Программа практикума по математике “Решение задач” 2 классВ программе дана пояснительная записка и календарно-тематическое планирование на 34 часа. Можно использовать в работе по любому УМК…
Рабочая программа кружка по математике “Решение нестандартных задач”Кружок по математике “Решение нестандартных задач”…
Конспект урока по математике Решение текстовых задач 2 классДанный конспект урока по математике предначначен для учителей начальных классов, работающих по программе Перспективная начальная школа….
Цветные карточки по математике. Решение задач. 3 классКарточки с задачами направлены на развитие умения решать задачи. Цвет обозначает уровень сложности. Жёлтый цвет – 1 уровень самый слабый. Если ребёнок справился с о всеми задачами, то он переходит к с…
Конспект урока по математике “Решение уравнений”. 4 классМатематика…
Презентация по математике “Тренажёр по математике: решение текстовых задач” по программе “Перспективная школа” автор Чуракова, в 3х классах.Презентация по математике “Тренажёр по математике: решение текстовых задач” по программе “Перспективная школа” автор Чуракова, в 3х классах….
nsportal.ru
« Мир занимательных задач» (1ч) | ||||
Тема 1. Секреты задач | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.). Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Выбирать самостоятельно способ решения текстовых задач. Объяснять выбор арифметических действий для решения. | ||
«Числа. Арифметические действия. Величины» (2ч) | ||||
Тема 2. «Крестики-нолики» Конструктор «Танграм». | Игра «Крестики – нолики» и конструктор «Танграм». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). | Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать целесообразные. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложение, вычитание,). инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т.д .), закономерность числовой последовательности, составлять (дополнять) числовую последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу. Оценивать правильность составления числовой последовательности. | ||
Тема 3. Математические игры. Игра «Русское лото». | Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». | |||
«Геометрическая мозаика» (4ч) | ||||
Тема 4. Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | Моделировать разнообразие ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости. Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. Классифицировать плоские и пространственные геометрические фигуры. Конструировать геометрические фигуры (из палочек) и их модели. Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать геометрические фигуры. Находить геометрическую величину разными способами. | ||
Тема 5. «Спичечный» конструктор. Построение конструкций по заданному образцу. | Построение конструкций по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
Тема 6. «Спичечный» конструктор. Решение логических задач. | ||||
Тема 7. Геометрический калейдоскоп. | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | |||
«Числа. Арифметические действия. Величины» (2ч) | ||||
Тема 8. Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата, действия нахождения значения числового выражения. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | ||
Тема 9. Математический турнир | Конструкторы: «Спички», «Полимино» Игры. | |||
«Геометрическая мозаика» (3ч) | ||||
Тема 10. Геометрия вокруг нас | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | Моделировать разнообразие ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости. Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. Классифицировать плоские и пространственные геометрические фигуры. Конструировать геометрические фигуры (из спичек, палочек, проволоки) и их модели. Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Находить геометрическую величину разными способами. | ||
Тема 11. Путешествие точки | Построение геометрической фигуры (на листе в клеточку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | |||
Тема 12. Тайны окружности | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | |||
«Числа. Арифметические действия. Величины» (2ч) | ||||
Тема 13. Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике | Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата, действия нахождения значения числового выражения. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | ||
Тема 14. Удивительное путешествие в страну Математику. | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй – прибавляет 18, третий – вычитает 16, а четвертый прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. | |||
«Геометрическая мозаика»(1ч) | ||||
Тема 15. Геометрические узоры. Симметрия. «Удивительная снежинка». | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия». | Моделировать разнообразие ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости. Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). | ||
« Мир занимательных задач» (3ч) | ||||
Тема 16. «Новогодний серпантин». Математические головоломки. | Работа с электронными математическими играми (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.). Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений). Выбирать самостоятельно способ решения текстовых задач. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи. | ||
Тема 17. «Новогодний серпантин». Занимательные задачи. | ||||
Тема 18. Решение заданий онлайн-олимпиады Олимпиады «Плюс» | Задания онлайн-олимпиады «Олимпиады «Плюс» | |||
«Числа. Арифметические действия. Величины» (2ч) | ||||
Тема19. Время: час, минута, секунда | Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. | Моделировать изученные зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения задания. Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнения. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. | ||
Тема20. Головоломки «Закодированные слова». | Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить. | |||
Геометрическая мозаика. Головоломка Пифагора(2ч) | ||||
Тема 21. Геометрический калейдоскоп. Головоломка Пифагора | Задания на разрезание и составление фигур. | Моделировать разнообразие ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости. Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. Классифицировать плоские и пространственные геометрические фигуры. | ||
Тема 22. Колумбово яйцо | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | |||
Мир занимательных задач (3ч) | ||||
Тема 23. Мир занимательных задач | Решение заданий онлайн-олимпиады Олимпиада «Плюс» | Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений). Объяснять выбор арифметических действий для решения. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). | ||
Тема 24. «Секреты задач». Нестандартные задачи. | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | |||
Тема 25. «Интеллектуальная разминка». Математические головоломки, занимательные задачи., | Решение электронных математических игр, (работа на компьютере), математических головоломок, занимательных задач. | |||
«Числа. Арифметические действия. Величины» (5ч) | ||||
Тема 26. «Что скрывает сорока?» | Решение и составление ребусов, содержащих числа: виЗна, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. | Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата, действия нахождения значения числового выражения. Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнения. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу | ||
Тема27. Дважды два – четыре. Игра «Говорящая таблица умножения». | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки – считалочки» (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». | |||
Тема28. Судоку | Игры с кубиками (у каждого 2 кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпадавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». | Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата, действия нахождения значения числового выражения. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | ||
Тема29. Математические фокусы. | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое, и др. | |||
Тема30. «В царстве смекалки». | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
« Мир занимательных задач» (4ч) | ||||
Тема31. Интеллектуальная разминка. Электронные математические игры. | Решение электронных математических игр, (работа на компьютере), математических головоломок, занимательных задач. | Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.). Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений). Выбирать самостоятельно способ решения текстовых задач. | ||
Тема32 «Мир занимательных задач». Задачи, имеющие несколько решений. | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте». | |||
Тема33. Квест «Путешествие в математическую страну» | Занимательные задания математического характера: задачи-шутки, ребусы, кроссворды, геометрический материал и т.д. | |||
Тема34. Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Знайландии» |
multiurok.ru
Решение текстовых задач
II класс
Занятие 21. Задачи на переливание
Решения заданий для самостоятельной работы.
№ 1. Имеются два сосуда вместимостью 3 л и 5 л. Как налить из водопроводного крана в больший сосуд 4 л воды?
1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг | 5 шаг | 6 шаг | ||
сосуд 5 л | 0 | 5 | 2 | 2 | 0 | 5 | 4 |
сосуд 3 л | 0 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 | 3 |
№ 2. Продолжите ряд чисел: 1, 2, 4, 7, 11, 16, …
Закономерность: разность между соседними числами увеличивается на 1.
Ответ: 1, 2, 4, 7, 11, 16, 22, 29, 37, …
№ 3. По сторонам треугольника, в вершинах котрого записаны числа 1, 2, 3, расставьте по одному разу числа 4, 5, 6, 7, 8, и 9 так, чтобы сумма всех чисел вдоль каждой стороны треугольника была равна 17.
Ответ:
№ 4. Решите задачи.
а) Разность первого и второго числа равна 2, разность первого и третьего равна 4. Какое число больше, второе или третье, и на сколько?
Ответ: второе число больше первого на 2.
б) Володе 7 лет, а его брату 10 лет. На сколько лет Володя будет моложе брата через 6 лет?
Ответ: на 3 года.
в) У Ларисы 4 пряника, у Светы столько же. Лариса отдала Свете 1 пряник. На сколько пряников стало больше у Светы?
Ответ: на 2 пряника.
г) В одной вазе 8 цветов, в другой 4. Сколько цветов надо переложить из одной вазы в другую, чтобы цветов получилось поровну?
Ответ: 2 цветка.
№ 5. Груша весит столько, сколько 4 абрикоса, а абрикос весит столько, сколько 2 сливы. На правой чаше весов груша и 2 сливы. Сколько абрикосов положили на левую чашу весов, если весы находятся в равновесии?
1 Г = 4 А
1 А = 2 С
? А = 1 Г + 2 С
Заменяем грушу и сливы соответствующим количеством абрикосов:
? А = 4А + 1А
Ответ: 5 абрикосов на левой чаше весов.
Занятие 22. Задачи на нахождение периметра прямоугольника, квадрата
Решения заданий для самостоятельной работы.
№ 1. Реши задачи.
а) Ширина прямоугольника 10 см, а длина 14 см. Чему равен периметр прямоугольника?
Р = 14 + 10 + 14 + 10 = 48 (см) – периметр
Ответ: 48 см.
б) Длина стороны квадрата 8 см. Чему равен периметр квадрата?
Р = 8 + 8 + 8 + 8 = 32 (см) – периметр
Ответ: 32 см.
в) Длина прямоугольника 5 дм, а ширина на 2 дм меньше. Чему равен периметр прямоугольника?
1) 5 – 2 = 3 (дм) – ширина
2) Р = 5 + 3 + 5 + 3 = 16 (дм) – периметр
Ответ: 16 дм.
г) Ширина прямоугольника 18 см, что на 4 см меньше длины. Чему равен периметр прямоугольника?
1) 18 + 4 = 22 (см) – длина
2) Р = 22 + 18 + 22 + 18 = 80 (см) – периметр
Ответ: 80 см.
№ 2. а) Напиши все возможные варианты длины и ширины прямоугольника, если его периметр равен 8 см. (Длина и ширина должны быть выражены целыми числами).
Ответ: 3 см и 1 см; 2 см и 2 см.
б) Напиши все возможные варианты длины и ширины прямоугольника, если его периметр равен 10 см. (Длина и ширина должны быть выражены целыми числами).
Ответ: 4 см и 1 см; 3 см и 2 см.
№ 3. Используя два бидона ёмкостью 4 л и 5 л, набери из реки 3 л воды.
1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг | ||
сосуд 4 л | 0 | 4 | 0 | 4 | 3 |
сосуд 5 л | 0 | 0 | 4 | 4 | 5 |
№ 4. а) На одной чаше весов 5 яблок, на другой 4 груши. Весы находятся в равновесии. Что тяжелее: одно яблоко или одна груша?
Запишем равенство: 5 Я = 4 Г. Так как яблок больше, чем груш, то груша тяжелее яблока.
б) На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 1 груша, а на другой чаше 5 таких же груш и 1 яблоко. Весы на ходятся в равновесии. Что тяжелее: 1 яблоко или 1 груша?
Запишем равенство:
5 Я + 1 Г = 5Г + 1 Я.
Снимем с каждой чаши весов по одной груше и одному яблоку. Получим:
4 Я = 4Г. Значит, массы яблока и груши одинаковы.
№ 5. Из 8 ромашек, 5 васильков и 3 лютиков составили букет из 9 цветков. Есть ли в этом букете ромашки?
Допустим, что букет начали составлять только из васильков и лютиков. Тогда в нем будет 5 + 3 = = 8 (цв.). Так как в букете должно быть 9 цветков, то девятым цветком может быть только ромашка.
Ответ: да.
№6. Размести три стула у сторон прямоугольной комнаты так, чтобы у каждой стороны комнаты было по одному стулу.
Занятие 23. Нахождение сумм одинаковых слагаемых разными способами
Решение заданий для самостоятельной работы.
№ 4. Сумма двузначного и однозначного чисел равна 22, а их разность равна 12. Что это за числа?
Ответ: 17 и 5.
№ 5. Напишите все возможные варианты длины и ширины прямоугольника, если его периметр 12 см. (Длина и ширина должны быть выражены целыми числами).
Ответ: 5 см и 1 см; 4 см и 2 см; 3 см и 3 см.
№ 6. В ведре 6 л молока. Как разлить молоко поровну двум хозяйкам, если есть две пустые банки: одна вмещает 5 л, вторая – 1 л?
1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг | 5 шаг | 6 шаг | 6 шаг | ||
ведро 6 л | 6 | |||||||
0 | ||||||||
банка 1 л | 0 |
№ 7. Разместите семь кресел у сторон квадратной комнаты так, чтобы у каждой стороны комнаты кресел было поровну.
gigabaza.ru
Личностные: составлять задачи, обратные для данной простой задачи. работать с дополнительными текстами и задачами; пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Метапредметные: устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; строить рассуждения о математических явлениях.
Предметные: моделировать на схематических чертежах.
зависимости между величинами в задачахна нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Объяснять ход решения задачи.Обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения задачи и в вычислениях при решении задачи.Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса. Установить соотношение между часами и минутами. Определять по часам время с точностью до минуты. Чертить отрезок заданной длины, измерять длину отрезка. Находить длину ломаной и периметр многоугольника.
Личностные:выражения содержащие действия разных ступеней, и порядок выполнения действий в них. Метапредметные: применять приемы сложения и вычитания изученных видов, а также сравнивать выражения, решать задачи изученных видов, развивать мышление, прививать интерес к предмету, аккуратность.
Строить небольшие математические сообщения в устной форме.
Предметные: читать и записывать числовые выражения в два действия. Находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Работать (по рисунку) на вычислительной машине. Собирать материал по заданной теме.
Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты.
Составлять план работы.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу.
Работать в парах, в группах.
Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
kopilkaurokov.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №5»
Конспект урока по математике «Решение текстовых задач»
для обучающихся 2 класса
Составитель:
Мартусова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «НШ-ДС№5»
Юрга 2014
Цель:
– совершенствовать умения составлять краткую запись к задачам и решать задачи, вычислительные навыки сложения и вычитания чисел без перехода через разряд;
– развивать логическое мышление, внимание, память.
Формируемые УУД:
познавательные УУД
– осуществлять поиск необходимой информации для решения задач;
– владеть общими приемами решения задач, выполнять решение на основе краткой записи, сделанной самостоятельно;
– осуществлять логические действия (вычисление, анализ), строить логическую цепь рассуждений.
Регулятивные УУД
– принимать и сохранять учебную задачу;
– понимать и выполнять инструкцию учителя;
– оценивать свою деятельность по результатам выполненного задания, сверяя с образцом и корректировать результаты своей деятельности.
Личностные УУД
– смыслообразование (установление связи между интересом и мотивацией).
Коммуникативные УУД
– участвовать в диалоге с учителем;
– строить понятные речевые высказывания, формулируя ответ и делая вывод.
Оборудование: рабочие тетради обучающихся, карточки для решения задач, карточки – светофорики для самооценки, цветные карандаши.
Ход урока
Приготовились к уроку математики. Открыли рабочие тетради, записали число, классная работа.
II. Устный счет.
Назови лишнее число в каждом ряду и объясни, почему оно лишнее.
90, 30, 40, 51, 60.
88, 64, 55, 77, 33.
47, 27, 72, 87, 17.
Вставь вместо звездочек знак + или -, вместо точек число.
8 * … = 16 14 * … = 8
7 * … = 4 4 * … = 8
10 * … = 3
Устные задачи.
– Миша задумал число, прибавил к нему 8 и получил 18. Какое число задумал Миша?
– Маша задумала число, отняла от него 4 и получила 20. Какое число задумала Маша?
– У Оли 14 конфет, а у Кати на 4 конфеты меньше. Сколько конфет у Кати?
– Саша нарисовал 20 цветов, а Лена на 3 цветка больше. Сколько цветов у Лены?
III. Тема урока.
Ребята, посмотрите на доску и прочитайте тему нашего урока.
– Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Мы будем не только решать текстовые задачи, но и составлять к ним краткую запись.
– Что значит составить краткую запись? (записать задачу кратко, используя главные слова).
1. Коллективная работа обучающихся по карточке (решение задач).
Физминутка
Гимнастика для глаз
2. Самостоятельная работа обучающихся с оцениванием.
1 вариант решает задачу на карточке №5;
2 вариант решает задачу на карточке №6.
Ребята, положите перед собой светофорик и оцените свою работу:
– если при решении задачи не испытывали трудности и все сделали правильно – закрасьте первый кружок зеленым цветом;
– если при решении задачи испытывали затруднения и допустили ошибки – закрасьте второй кружок желтым цветом;
– если при решении задачи было трудно и не все сделали – закрасьте третий кружок красным цветом.
А теперь сравните свою работу (решение задач) с образцом на доске.
IV. Итог урока
– Так чем мы сегодня занимались на уроке? (решали текстовые задачи).
V. Домашнее задание
Дома составить 3 задачи по краткой записи, записать решение и ответ (карточка с краткой записью задач).
nsportal.ru
Учитель начальных классов: Лазовская Оксана Александровна
2 класс
Тема факультативного занятия
:«Задачи на нахождение длины ломаной»
( по программе «Решение текстовых задач»)
Цель: Формировать навыки нахождения длины ломаной.
Задачи:
– Развивать умения решать задачи.
– Усовершенствовать навыки устного счёта, умений решать задачи.
-Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбие.
Тип занятия: Совершенствование знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа.
Межпредметные связи: русский язык и литература (составление слов, пословиц), человек и мир(города, рельеф местности), ОБЖ
1. Организационный момент. -Для чего нужно учиться правильно решать задачи?
2. Сообщение цели: – Сегодня на занятии мы будем продолжать развивать умения решать задачи и примеры. Для этого нам необходимо думать, рассуждать, запоминать.
3. Игра «Волшебный стульчик» (устный счёт)-у доски на стульчик садятся по очереди те, кто правильно отвечает на вопрос, а предыдущий садится на его место в классе. Победители-те, кто оказался в конце игры не на своих местах.
-Уменьшаемое 80, вычитаемое 2.Найдите разность. (80-2=78)
-На сколько 39 больше 30? (39-9=9)
-Из 20 вычти сумму чисел 10 и 3.(20-(10+3)=7)
-Из суммы чисел 30 и 5 вычти 2. ((30+5)-2=23)
-Было 40 л молока, израсходовали 10 л . Сколько осталось литров молока?(40-10=30 л )
-По дорожке бежали 5 кошек. Сколько всего у них ножек? (20)
– В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках? (18)
-Из- за куста торчат 18 ушей. Там спрятались зайчата. Сколько зайчиков за кустиком? (9)
-На каждой странице альбома наклеено по 4 марки. Сколько марок на 7 страницах? (28)
4.Повторение.
20, 18, 9, 28
У Р Т Д
Какое число в этом ряду вы назвали бы лишним и почему?
(9- Оно однозначное и нечётное)
Расположите эти числа в порядке возрастания, и мы прочитаем слово…
Слова ТРУД является девизом нашего занятия. С этим словом связано и много пословиц, одну из которых нам предстоит сегодня открыть на этих разноцветных треугольниках. ( расположены на доске)
– За каждое задание я буду открывать один из треугольников, и в конце занятия мы узнаем, какая пословица здесь «спрятана».
5. Решение задачи:
Измерить 2 полоски бумаги, сравнить их длину (вырезаны из бумаги, лежат на партах)
2 способа- сравнить, наложив одна на одну, разницу измерить линейкой и (или) измерить длину каждой и найти разницу длин.
(как задачу записывает ученик возле доски)
ОТКРЫВАЕМ 1 ТРЕУГОЛЬНИК- НЕ ВЫТАЩИШЬ
6. Минутка здоровья- игровое задание (ДА,НЕТ)
Если верно- руки вверх Если нет-присели
1. Частное чисел 48 и 8 равно 6
2. Если число 6 увеличить в 7 раз получится 42
3. Число 35 больше, чем 5 на 7
4. Если число 56 уменьшить в 8 раз, то получится 7
5. Произведение чисел 7 и 9 равно 16
6.В 1 минуте 100 секунд
ОТКРЫВАЕМ 2 ТРЕУГОЛЬНИК – ИЗ ПРУДА
7.Актуализация знаний:
-А сейчас давайте наши полоски из бумаги попробуем согнуть в руках.
Какие линии у нас получились?
(кривые и ломаные)
– Что такое ломаная линия? (..)
Ломаная линия – это линия, которая состоит из отрезков, не лежащих на одной прямой.
-А как нам теперь найти длину этой ломаной?(..)
-Как называются эти отрезки, части ломаной?( звенья ломаной)
(составляем алгоритм решения, один ученик у доски)
-Распрямите полоску, проведите простым карандашом по линии сгиба. Сколько частей у вас получилось? Так как мы сможем измерить длину ломаной линии?(измерить каждую её часть и сложить длины всех частей)
измерьте свою ломаную линию и запишите в таблицу (на доске записывает ученик)
прямая | 1 часть | 10 см | линейка |
ломаная | … | …+…+ | линейка |
Прямая линия состоит из ………… части
Ломаная линия состоит из ……………….. частей
Для того, чтобы измерить прямую линию, нужна……
Для того, чтобы измерить ломаную линию, нужна………………
Длина прямой линии ……………. см =……… дм
Длина ломаной линии: 5 + 2 + 3= 10 см = 1 дм
Сколько слагаемых может быть в данном выражении?
(сколько частей отрезков, столько и слагаемых)
Проговаривают алгоритм действий:
-измерить длину каждого звена,
-найти сумму их длин,
-записать ответ.
8.Отработка умений и навыков (решение задач)
-На какие 2 группы делятся ломаные линии? (замкнутые и незамкнутые)
-Назовите примеры замкнутых линий( геометрические фигуры)
ОТКРЫВАЕМ – БЕЗ ТРУДА
9. Игра «Кто быстрее?» (на доске – карта Беларуси)
Найти города, в которые ездили на экскурсии в 1 и во 2 классе, измерить путь линейкой от г.Могилёва:
до г. Минска, г.Гомеля- прямые линии, до г. Смоленска-ломаная из 2 звеньев
(решить задачу)
10. Работа в парах (творческое задание )-нарисовать свой путь от дома до школы, измерить линейкой.
-Каких линий ваших путей больше у вас получилось, ломаных или прямых?
-Как находили всю длину ломаной? (вспоминаем алгоритм действий)
-Каким бы ни был ваш путь, не забываем про правила дорожного движения!
ОТКРЫВАЕМ – И РЫБКУ
Получилась пословица….
Какие ещё пословицы о труде вы знаете?(…)
11. Итог, рефлексия.
Что для вас было сегодня самым важным? Что не совсем получилось, что было трудным? (…)
Дополнительный материал или как ДЗ (вставить пропущенные слова):
Жила –была ……………………… линия. Однажды она решила отправиться в путешествие. Собралась быстро, надела спортивный костюм, взяла рюкзак и поползла по земле. И тут на её пути встретился овраг. Прямая линия …………………по стенке оврага на дно и стала подниматься на верх по противоположной стенке. И она превратилась в ……………………, в которой было …………. части. Ползла она дальше и попала в болото. Чтобы пройти болото стала она………………. линией. Дальше на её пути встретился большой камень. Решила прямая линия вокруг него обойти, посмотреть его со всех сторон и уцепилась за свой хвост и превратилась в …………………………. ………………………… линию. Потом поползла она в горы. Пришлось ей подниматься к небу, спускаться в пропасти, чтобы преодолеть горы и снова стать …………………. линией. Много повидала прямая линия на своем пути, приходилось ей принимать разные формы, но очень довольная вернулась домой.
Слова для справок: прямая, согнулась, ломаную, две, кривой, кривую замкнутую, ломаной.
Список используемой литературы:
1. Математика. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений/С.И. Волкова, С.В. Стапанова,
М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2012.
2. Поурочные разработки по математике. 2 класс. Т.Н. Ситникова,
И.Ф. Яценко – М.: ВАКО, 2013.
https://logiclike.com/user#/service-order/logic
http://открытыйурок.рф/статьи/551224/
http://onlinegdz.net/dlina-lomanoj-matematika-2-klass-moro/
http://kladraz.ru/blogs/oksana-aleksandrovna-lazovskaja/urok-matematiki-zakreplenie-znanii-tablicy-umnozhenija.html
intolimp.org
№ п/п | Наименование раздела | Содержание | Материал учебника | Кол-во часов |
I | Системы исчисления | Десятичная система счисления (1ч). Двоичная система счисления (3ч). Восьмеричная система счисления (2ч) | 7ч | |
II | Делимость чисел | Признаки делимости на 4,6,7,8,11.(3ч) Нахождение НОД и НОК способом Евклида (2ч). Решение задач на нахождение НОК и НОД чисел (2ч) | 8ч | |
III | Пропорции, проценты, совместная работа | Пропорции (2ч).Задачи на проценты (2ч).Задачи на совместную работу(3ч). | 7ч | |
IV | Элементы комбинаторики и теории вероятности | Перестановки (1ч). Выборки (1ч). Размещение (1ч). Сочетания (1ч). Случайные события (1ч). Класс определенной вероятности событий (2ч). | 7ч | |
V | Решение задач | АрАрифметика остатков . Координатная плплоскость. Математические модели. | 5ч | |
Итого | 34ч | |||
№ п/п | Кол-во уроков | Дата проведения | Форма проведения | Тема урока |
Системы исчисления – 7ч | ||||
1 | 1 | Лекция, работа со справочной литературой | Десятичная система счисления | |
2 | 1 | Комбинированный | Двоичная система счисления | |
3 | 1 | Практикум | Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления | |
4 | 1 | Практикум | Практическое занятие по переводу в двоичную систему исчисления | |
5 | 1 | Комбинированный | Восьмеричная система счисления | |
6 | 1 | Практикум | Перевод из восьмеричной в десятичную систему счисления | |
7 | 1 | Работа в группах. | Заключительное занятие «Системы исчисления» | |
Делимость чисел – 8ч | ||||
8 | 1 | Урок – исследование | Признаки делимости на 4,6,8 | |
9 | 1 | Урок – исследование | Признаки делимости на 7 и 11, 13 | |
10 | 1 | Урок – исследование | Признаки делимости на 2-11 | |
11 | 1 | Семинар | Нахождение НОД по Евклиду | |
12 | 1 | Практическая работа | Нахождение НОД и НОК чисел | |
13 | 1 | Практическая работа | Решение задач на НОК и НОД | |
14 | 1 | Практическая работа | Решение задач на НОК и НОД | |
15 | 1 | Работа в группах. | Заключительное занятие по теме делимость чисел | |
Пропорции, проценты, совместная работа – 7 ч | ||||
16 | 1 | Практикум | Пропорции | |
17 | 1 | Практикум | Задачи на пропорции | |
18 | 1 | Практикум | Проценты | |
19 | 1 | Практикум | Задачи на проценты | |
20 | 1 | Практикум | Совместная работа | |
21 | 1 | Практикум | Задачи на совместную работу | |
22 | 1 | Работа в группах. | Заключительное занятие по теме «Пропорции, проценты, совместная работа» | |
Элементы комбинаторики и теории вероятности – 7ч | ||||
23 | 1 | Работа в группах. | Перестановки | |
24 | 1 | Комбинированный | Выборки | |
25 | 1 | Работа в группах. | Размещение | |
26 | 1 | Работа в группах. | Сочетания | |
27 | 1 | Комбинированный | Случайные события | |
28 | 1 | Комбинированный | Классическое определение вероятности событий | |
29 | 1 | Практикум | Решение задач на определение вероятности событий | |
Решение задач – 5ч | ||||
30 | 1 | комбинированный | Арифметика остатков | |
31 | 1 | Практикум | Координатная плоскость | |
32 | 1 | Семинар, работа со справочной литературой | Математические модели в практике человека | |
33 | 1 | Практикум | Арифметика остатков | |
34 | 1ч | Семинар. защита проектов | О роли математики в практической жизни человека | |
Итого: 34 часа |
kopilkaurokov.ru