Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Орг. момент | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Дмитриевна. Проверьте, всё ли у вас есть на парте? Учебник, рабочая тетрадь, дневник и ручка. Готово? Тогда садитесь пожалуйста. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место. | Постановка темы Целеполагание СЛАЙД 1 | – Ребята, урок хочу начать с загадки. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся. Это время года как у нас зовётся? – Так как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? – Правильно, а тема нашего урока будет звучать так «В гости к осени» (тема открывается на доске) – Как вы думаете, чем мы будем заниматься, какие цели перед собой поставим? | Осень Об осени – Обобщить знания об изменениях в природе осенью; – узнать о признаках осени. | Познавательные: Умение правильно отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий. Личностные: Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока. Регулятивные: Целеполагание. | Открытие новых знаний СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 | – Ребята, давайте вспомним какая бывает природа? (Открывается схема) Работа в парах. – Перед вами лежат листочки с заданиями. На них записаны слова, обозначающие предметы живой и неживой природы. Подчеркните красным карандашом предметы живой природы, а предметы неживой природы – зелёным. – Давайте проверим правильность выполнения задания. – Какие изменения в живой и неживой природе происходят осенью? Расскажите, что вы знаете об этом? – Давайте сделаем вывод: какие основные признаки осени вы вспомнили? – Какого цвета осень? – Ребята, что вы можете ответить на этот вопрос? – Летом вокруг было много зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски. Кажется, что весь мир состоит из ярких, разноцветных листьев. Краски эти нам дарят растения. Игра «Найди лишнее». – А сейчас я хочу проверить, можете ли вы отличать хвойные и лиственные растения. На листочках записаны группы слов. В каждой группе вы должны вычеркнуть лишнее слово. Проверка выполнения задания. – Итак, какие вы знаете растения? – Назовите лиственные растения? – На деревьях осенью могут быть листья таких цветов. Берёза, липа – листья золотисто- жёлтые. Рябина – листья красновато- бурые. Дуб – бронзовые. Осина, клён – жёлтые, оранжевые. – Но хвойные растения не поменяли свою окраску и весело зеленеют на этом «карнавале». – Все яркие краски мы можем увидеть, если войдём в лес. Очень красив осенний лес. Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный. Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин) – Весь праздник листьев продолжается недолго. Как называется явление в природе, когда листья опадают? (понятие на доске) – К явлениям живой или неживой природы относится листопад? | Живая и неживая Солнце, ветер, вода, человек, небо, камни, воздух, растения, животные, облака, вода, земля. Самопроверка Ответы детей Ответы детей Берёза, осина, липа, сосна. Клён, ива, рябина, ель. Кедр, лиственница, ольха. Самопроверка хвойные и лиственные Листопад К живой | Познавательные: Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас. Регулятивные: Сохранять дисциплину. Личностные: Уметь воспринимать новую информацию. | Физ. минутка | Гигиеническая физ. минутка | Работа по теме урока СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 СЛАЙД 11 | – Какие звуки мы можем услышать осенью? Давайте с вами сейчас закроем глаза и послушаем, как звучит осень. («Звуки осени») – Ребята, так что вы можете ответить на этот вопрос? – Самый главный звук – шуршание листьев. Холодный дождик стучит по листьям. Животные готовятся к зиме. Слышны прощальные крики птиц. – Почему крики птиц прощальные? Как называются птицы, которые осенью улетают? Почему они улетают? – Отгадайте загадки. 1. Угадайте, что за птичка Тёмненькая, невеличка. Беленькая с живота Хвост раздвинут в два хвоста… 2. Между веток новый дом Невелик, дверей нет в нём Кто в том домике живёт? Кто весною там поёт? 3. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней. Кто же это? 4. Листья медленно с крон облетают И мороз приударил в ночи. Собираются в шумные стаи Перед дальней дорогой… – Кроме этих птиц улетают в тёплые страны журавли, гуси, утки, кукушки. – С наступлением осени много изменений происходит и в жизни диких животных. – Почему их называют дикими? Какие изменения происходят в жизни диких животных? – Осенью у всех зверей отрастает новая шерсть – густая и пушистая. А у зайца, белки, песца изменяется и окраска шерсти. Это линька. Животные готовятся к зиме. Строят и утепляют свои жилища. Запасают корм. Игра «Кто где живёт?» (работа в парах) – Перед вами картинки с изображением животных и их «домиков» для проживания. Соотнесите эти картинки, чтобы было понятно, кто где живёт. – Давайте проверим правильность выполнения задания. Изменения в жизни людей с наступлением осени. – Как люди готовятся к зиме? – Почему стали теплее одеваться? – Как можно укреплять своё здоровье осенью? | Ответы детей Ответы детей Ласточка Скворец Соловей Грачи Ответы детей Белка- дупло. Медведь- берлога. Заяц – нора. Бобр- хатка. Мышь- норка. Один ученик выполняет у доски Ответы детей | Познавательные: Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас; умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы. Регулятивные: Сохранять дисциплину. Личностные: Уметь воспринимать новую информацию. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание. | Закрепление | – А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради на стр. 28. Задание № 2. Первый вариант выполняет 1 задание для первого варианта. Второй вариант выполняет 1 задание для второго варианта. | Выполняют задание. | Регулятивные: Сохранять дисциплину Коммуникативные: Формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание. | Итог урока Рефлексия СЛАЙД 12 | – О каком времени года мы сегодня говорили? Что вы нового узнали? Что понравилось? – Дополните моё предложение: Для меня урок был………(красочный, познавательный, увлекательный, занимательный, интересный) | Личностные: Умение делать итог, умение оценивать свою работу. Познавательные: Контроль и оценка процессов результата деятельности. | Домашнее задание СЛАЙД 13 | Учебник стр.36-39 Рабочая тетрадь стр.30 № 5 |
nsportal.ru
Тема урока: «В гости к осени».
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе.
Показать связь между живой и неживой природой.
Развивающие:
Развивать устную речь, память, мышление, воображение.
Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе
Воспитательные:
Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
УУД, формируемые на уроке.
(универсальные учебные действия)
1. Личностные УУД
1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.
1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.
2. Регулятивные УУД
2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.
3. Познавательные УУД
Общеучебные:
3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
3.2. Поиск и выделение необходимой информации.
Логические:
3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
3.4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
4. Коммуникативные УУД
4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.
4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.
4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
Оборудование:
Для учителя: картинки, презентация, аудиозапись “Осенняя песенка”, картинки с изображением животных для игры “Отгадай животное”, карточки для выполнения самостоятельной работы.
Для учеников: дневник, карточки для рефлексии.
Этапы урока
Содержание урока
Примечание
УУД
I.Самоопределение к учебной деятельности.
Садитесь. Сейчас у вас будет урок по окружающему миру. Надеюсь, что вы будете активно работать на нашем уроке.
Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должен лежать учебник, дневник, сигнальчики. Сели правильно, глазки подняли, кто готов.
Проверка готовности к уроку.
1.1.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Ребята послушайте стихотворение:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей рябой и пестрый
За листком летит листок,
И струей сухой и острой.
Набегает холодок.
О чем говорится в стихотворении? (об осени)
Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке?
Спросить 2-3 уч-ся.
Отметки с комментированием
3.1.
III. Постановка учебной задачи.
Кто может сказать, какая же тема нашего урока? (В гости к осени)
Какие цели мы поставим перед собой?
(познакомиться с характерными признаками осени в неживой природе; найти связь между живой и неживой природой)
Слайд №
Тема урока на доске.
1.2.
IV. Открытие нового знания.
1. Игра «Я – диктор»
А теперь поговорим о погоде осенью.
Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью. А вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.
Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течении всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла. (начало осени)
Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. К вечеру ожидаются заморозки при t -2. (конец осени)
Ребята а, а кто знает что такое облачность? (большое скопление облаков)
Что такое похолодание, заморозки? (1.Наступление более холодной погоды, переход к более холодной температуре воздуха;
2. понижение температуры ниже 0 градусов)
Слайд№
1.2.
2.1.
2.Беседа
Работа с учебником
Ребята подумайте, являются ли опавшие листья мусором? Почему ты так считаешь?
Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями не промерзнет, не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной.
Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега.
Значит, какой вывод можно сделать? Опавшие листья на земле – не мусор: они очень нужны почве и растениям.
Ребята, кто знает, какие три периода бывает осенью? (ранняя, золотая и предзимье)
Что такое ранняя осень? (Когда ещё не очень холодно, но очень красиво.)
Что такое золотая осень? (когда листья уже пожелтели, но еще не опали)
Что такое предзимье? (Время перед наступлением зимы. )
А теперь откройте учебник на стр 36-37,
Сейчас мы с вами прочитаем и текст и ответим на вопрос Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
(читаем по цепочке с помощью учителя)
Слайд №
Иллюстрация осенних деревьев и листопада.
3.3.
4.2.
Физминутка.
Ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте около своих парт. Ручки опустили, расслабили.
Давайте потанцуем. Я включу вам видео фрагмент, а вы подберите свои движения к этой музыке.
Молодцы. Садитесь. Приготовились активно работать.
Видео «Осенняя песенка»
2.1
V. Первичное закрепление в устной речи.
Для чего люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды? (чтобы знать, что одевать, взять ли с собой зонтик)
Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.
Что такое облачность? (большое скопление облаков)
Что такое похолодание, заморозки? (понижение температуры ниже 0 градусов)
Какие явления характерны для осени? (листья падают, птицы улетают на юг, меняется температура, льет дождь)
А как вы думаете, какова связь между температурой воздуха и жизнью растений и животных?
Являются ли опавшие листья мусором? Почему? Для чего служат опавшие листья? (Опавшие листья на земле – не мусор: они очень нужны почве и растениям)
Слайд №
Требовать полных ответов учащихся.
1.2.
2.1.
3. Игра «Отгадай животное»
Сейчас мы поиграем в игру. Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша задача – отгадать о каком звере идет речь.
Только дослушаем до конца, и не будем выкрикивать с места, если вы уже знаете ответ. Поднимите руку, что б я видела вашу готовность.
Осенью у него много забот. Ему нужно подготовиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но для этого ему нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды, стали сладкими и сочными корни растений, много насекомых, мёд в ульях диких пчел. Он накопит жирку и ляжет спать в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (медведь)
Этот зверь очень интересный. Только он умеет строить на речках и ручьях плотины, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найдет осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево он старательно разделывает: отделяет ветки, перегрызает на несколько частей ствол, а потом все это он сплавляет по реке к хатке и складывает в большие кучки. Так он запасается на зиму “продуктами”. И когда начнутся заморозки, он будет сидеть в своей хатке и грызть кору и ветки деревьев. (бобр)
Иллюстрации животных
VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
У вас на парте лежат листочки. Переверните их. Сейчас каждый самостоятельно выполнит два задания.
В первом задании вам нужно найти в каждой группе слов ОДНО ЛИШНЕЕ слово и подчеркнуть его. Например: лиса, медведь, дятел, заяц, бурундук.
Во втором задании вам нужно определить, что объединяет слова каждой строчки и назвать одним слово. Например: дождь, снег, град – это осадки.
На выполнение задания у вас есть 5 минут. Кто закончит работу, сядьте ровно, чтобы я видела вашу готовность.
Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите на экран.
Прочитайте первую строчку в первом задании. Какое слово лишнее? (пшеница)
Прочитайте вторую строчку. какое слово вы подчеркнули? (синица)
Прочитайте третью строчку. какое слово лишнее? (осадки)
Давайте проверим второе задание.
Прочитайте первую строчку. Каким словом вы объединили эти слова? (погода)
Прочитайте вторую строчку. Каким словом вы объединили эти слова? (растения)
Прочитайте третью строчку. Каким словом вы объединили эти слова? (животные)
Слайд №
Показать пример на доске
Проверить по эталону
3.2.
3.4.
4.2.
VIII. Включение нового знания в систему знаний.
Вспомните задачи, поставленные в начале урока. Все ли мы выполнили?
Что нового для себя вы узнали на этом уроке? Объясни.
Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?
Требовать полные ответы.
4.3
X. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
Если вы работали на уроке активно, с интересом – поднимите зеленую карточку. Если же вы работали не активно и не узнали ничего нового – поднимите красную карточку.
Ребята, вы все молодцы. Вы работали активно.
Спасибо за урок.
Слайд №
IX. Домашнее задание.
Откройте дневники, запишите домашнее задание
Слайд №
2.1.
infourok.ru
Урок окружающего мира. 2 класс
Тема: «В гости к осени».
Тип урока: урок формирования новых умений и навыков.
Цели:
дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;
учить рассуждать, сравнивать, делать выводы, опираясь на жизненный опыт;
работать над развитием речи;
воспитывать любовь к природе.
прививать любовь к народным приметам и народным традициям Руси
повышать познавательную активность учащихся,
способствовать выработке самооценки у учащихся,
создавать комфортную среду обучения.
Планируемые результаты:
Учащиеся осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично; научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой природе.
Оборудование:
Учебник, стихи, карточки с пословицами и названиями месяцев, аксессуары к сценке
Ход урока:
Организационный момент
Звучит текст:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. Пушкин
О чём говорится в этом стихотворении? (Об осени)
Предположите о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей)
Актуализация знаний.
– Мы с вами уже много говорили об этом сказочном времени года.
А сегодня подведём итоги и сделаем выводы, а также узнаем много нового и интересного.
– Но ведь в гости не ходят с пустыми руками.
Домашнее задание было нарисовать осенний пейзаж, на котором нужно было показать осенние признаки. (Ребята показывают рисунки)
( На своём рисунке я изобразил….небо, Осадки, солнце, погода, птицы, листья.)
Работа по теме урока
Беседа.
Подарки осени очень понравились. Мы отправляемся в гости к осени и первым нас встречают. А кто догадайтесь сами. (Выходят дети с табличками)
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Объясните, почему вы решили, что это сентябрь?
Пословица говорит: «Холоден сентябрь да сыт». Почему?
(Много овощей и фруктов)
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Объясните, почему вы решили, что это октябрь?
В народе этот месяц называют листопадником. Почему? (в этом месяце опадают листья)
Поле черно – белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи? (ноябрь)
Объясните, почему вы решили, что это ноябрь?
В народе говорят «Ноябрь капризен – то плачет, то смеётся». Почему?
(происходит частая смена солнечных лучей и дождливых дней)
Физминутка.
А сейчас представьте что вы – осенние листочки.
Мы осенние листочки
Мы осенние листочки
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
– Ребята, а какой месяц сейчас у нас?
14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова Божьей Матери. К этому дню укрепляли дома и сараи. В этот день россияне начинали готовиться к зиме. Покров землю покроет, где листочком, а где снежком.
Давайте и мы заглянем в одну из русских изб и послушаем разговор деда, бабы и внучки. О чем они говорят? Послушайте и запомните.
СЦЕНКА
Внучка: Бабушка, а если журавли улетают до Покрова, это к чему?
Бабушка: К ранней зиме, внучка.
В: Дедушка, а если ветер в этот день будет северный или восточный?
Д: К холодной зиме, внучка.
В: Интересно, дедушка, а ветер подует в разные стороны, что тогда будет?
Д: Если ветер подует южный – к теплой зиме, а если западный – к сильному снегу в зиму. Ну а если ветер будет переменный, то и зиму жди непостоянную.
В: С ветром понятно, а что еще можно ожидать от Покрова, бабушка?
Б: Посмотри в окно, внучка. Если к этому дню береза и дуб останутся без листьев – быть теплой зиме, а если нет, то к холодной.
С Покрова начинались веселые ярмарки. Вот и мы сейчас отправимся с вами на ярмарку. Составить пословицу из двух частей.
Ярмарка пословиц об осени:
Лето со снопами – осень с пирогами.
Придёт осень за всё спросит.
От осени к лету поворота нету.
Лето со снопами осень с пирогами.
3.Работа с учебником:
Откроем учебник на страницк 36-37
Сегодня на уроке, мы ещё узнаем какие осенние изменения происходят в неживой природе.
. Читаем абзацами.
Что мы узнали в этом абзаце?
Какое слово выделено в абзаце?
Что обозначает это слово?
Работа с новыми словами (похолодало, иней, туманы, ледостав, заморозки)
Туман – природное явление скопление воды в воздухе в виде водяного пара.
Заморозки – понижение температуры воздуха и почвы ниже 0 градусов.
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов образующихся благодя испарениям на охлаждающейся поверхности.
Работа с рисунками в учебнике на стр. 36-37
– Расскажите, какие осенние явления в неживой природе родного края вам удалось понаблюдать?
–
4.Рефлексия.
Ребята, сейчас посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок. На доске замечательное дерево. Отличное настроение зелёный листочек, желтый – хорошее, красный – тревожное.
За что бы вы себя похвалили
Что показалось особенно интересным
На сегодняшнем уроке я узнал
5. Итог урока.
-Какие серьёзные изменения происходят осенью в природе?
Домашнее задание: Учебник стр. 36-37 . Понаблюдать за явлениями неживой природы утром, когда идёте в школу и днём во время прогулки.
Оценки за урок
infourok.ru
Создание проблемной ситуации Определение темы Формулирование цели и задач урока | – Ребята ,вначале урока мы улыбнулись друг другу, а, когда люди улыбаются? Дети. Когда у них хорошее настроение, радостно, весело на душе. Учитель. И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости:(Не успел учитель договорить, стук в дверь.) Телеграмма. Учитель. Ребята, Зима прислала нам телеграмму. Оказывается, попасть к нам она не может. Её не пускает Осень. А почему зима не может наступить раньше осени? – Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас? Я предлагаю отправиться в гости и узнать правильный ответ на этот вопрос. А к кому мы отправимся в гости? – Давайте сформулируем тему урока: – поставим себе цель и приступим к работе. -составим план работы | Фронтальная работа. – выдвигают предположения; -изменения в природе происходят постепенно; В гости к осени. Узнать у осени какие изменения должны произойти в природе перед наступлением зимы. | Умение ставить вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы Умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выявление познавательной цели | Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия. Работа с учебником Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. Физминутка для глаз Практическое применение знаний. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. Физкультминутка Закрепление изученного материала Задача: уметь полученные знания применять в нестандартных ситуациях | – Итак, отправимся в гости к осени. А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему именно так?
Какие признаки осени отражены в стихотворении? Унылая пора…Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть отрывок) Во время нашего обсуждения звучала музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь» А в лесу нас встречает тётушка Сова. Посмотрите и постарайтесь запомнить то, о чём она вам расскажет. Проверим какие осенние месяцы вы знаете – Выберите названия осенних месяцев Расскажите, как изменяется неживая природа, используя слова – помощники
В чём причина происходящих изменений в неживой природе? Прочитаем учебный материал на стр. 36-37 учебника Учитель. Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени? Оцените свою работу с помощью листиков Как похолодание повлияло на объекты живой природы? Организую работу в группах. – Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах. – Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму: -сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение по данному вопросу; -затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему, начнёте её заполнять. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон, два – наклон, Зашумел листвою клен Отчёт групп, учитель добавляет сведения своим рассказом и рассказами подготовленных учеников. Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад? – Как вы думаете, почему в природе происходит листопад? – Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними? – Какие деревья не сбрасывают листву? Дети. С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад. Попросите родителей не рубить ёлку в лесу, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса ____________________________________________ – К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг. – Как называются такие птицы? – Каких перелётных птиц вы знаете? – Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы? Видели ли вы летом насекомых? Каких? – Много ли их было летом? – Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? – С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. – Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы – мышами.) С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм. Учитель. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут. Учитель. Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, собирают семена растений. _____________________________________________ Доклады детей. _____________________________________________ Рассели зверей по домикам | План. 1. Осенние изменения в неживой природе. 2. Осенние изменения в живой природе: а) в гости к растениям; б) в гости к птицам в) в гости к зверям. Смотрят «Времена года с тётушкой Совой. Октябрь» Работа в парах в похолодании – работа с информацией в учебнике. жёлтый листик – правильно выполнил задание красный – задание выполнил с помощью учителя или одноклассника зеленый – задание выполнить затруднился Ребята выполняют движения для глаз Работа в группах. – обсуждение, заполнение шаблонами схему Ребята выполняют движения – после работы в группе формулировка выводов Учащиеся формулируют ответ Работа в парах | формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты. Умение делать умозаключения |
nsportal.ru
Конспект урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
во 2 классе
Тема: «В гости к осени»
Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой и живой природе.
Задачи:
Оборудование: рисунки солнышка и тучки; картины с изображением природы осенью и летом; карточки со словами; рисунки деревьев; фотографии перелетных и оседлых птиц; карточки с творческим заданием; листья и плоды деревьев; учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
2.Психологический настрой.
— На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи.
— Подымите рисунок, который соответствует вашему настроению.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.- Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
Беседа о погоде.
2. Сообщение темы и цели урока.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
— Это осень.
Сегодня на уроке мы отправимся в гости к осени за красками, звуками, запахами природы. Узнаем об изменениях в живой и неживой природе.
3.Введение в тему урока
Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов (А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. Тютчева и др.) были посвящены именно этому времени года.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется –
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт (1867-1942)
• Какие стихотворения об осени или об осенней природе знаете вы?
– Послушайте стихи про осень. Ваша задача, узнать про какие месяцы эти строки?
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)
Опустел наш школьный сад.
Паутины вдаль летят.
И на каждый край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к вам пришел?
(Сентябрь).
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
(Октябрь).
Творческое задание
Расположите по порядку осенние месяцы-ноябрь, сентябрь, октябрь.(картинки по месяцам )-У меня 3 осенних картины. Вам нужно определить какой месяц изображен на каждой из них?
Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах?
Сентябрь – листопад.
В Сентябре лес реже и птичий голос тише.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.
Октябрь – грязник.
Плачет октябрь холодными слезами.
Холоден батюшка – октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
Ноябрь – полузимник.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
4.Повторение и закрепление ранее изученного материала
а)Изменения в неживой природе осенью.
-Используя картины, назовите предметы, относящиеся к неживой природе ?
Небо
облака
осадки
солнце
ветер
вода в водоёмах
б)Изменения в живой природе осенью.
А к живой?
Растения
А какие предметы живой природы художники не изобразили?
-грибы…
Покажите картину, которая ближе к лету?
— Вспомним, какой была погода летом. Что изменилось с приходом осени?
— Осенью в неживой природе происходит много изменений. В начале осени бывают тёплые солнечные дни. Чем глубже осень, тем становится всё холоднее и холоднее. Вслед за похолоданием изменяются и осадки.
— В начале осени дожди могут быть кратковременными. Но всё чаще небо заволакивают тёмные облака. В такие дни небо кажется низким и серым. Моросит мелкий холодный дождь. Бывают дни, когда вместе с дождём идёт снег.
Упражнение на внимание
Рассмотри картинки. Какое время года нарисовано? Что перепутал художник? Почему? Можно ли в конце осени увидеть в лесу цветы, насекомых? Почему?
Представьте что вы художники — Закрасьте предметы относящиеся к живой природе зеленым цветом, а к неживой – желтым.
-Обратите внимание и на оформление доски-кто самый внимательный. Что лишнее?
5. Гимнастика для глаз.
Проведём, друзья, сейчас
Мы гимнастику для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх, и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Повторить так 8 раз.
6.Изучение нового материала
— Прочитаем текст «Неживая природа осенью» на стр.26 учебника.
Целью будет выявить -О каких явлениях в неживой природе мы ещё не сказали?
-Так о каких явлениях в неживой природе мы ещё не сказали?
(заморозки, иней, туман, ледостав)
— Кто из вас может объяснить, как образуется туман?
Туман – это облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли.
— Что такое иней? Иней – образуется, когда водяной пар соприкасается с предметами, температура которых ниже ноля градусов.
— К концу осени всё реже идут дожди, всё чаще падает мокрый снег.
Постепенно становится холоднее и вода в водоёмах. В отдельных местах на водоёмах появляется лёд. Этот лёд совсем ещё тонкий, легко ломается, поэтому выходить на него очень опасно. От частых осенних дождей намокает почва, а к концу осени она станет замерзать. _
Творческое задание- Закончи предложение об изменениях в неживой природе осенью…
7. Физкультминутка. Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.
— Летом вокруг было больше всего зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски.
Кажется, что весь мир из разноцветных листьев. На осине и рябине красная одежда. На листьях берёзы и липы главная краска осени – жёлтая. Красивей всех на «карнавале» листопада, конечно, рябина.
Очень красив осенний лес!
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И.Бунин)
— Краски осени на листьях хитро перемешаны. Особенно у клёна. Вот на листочке тёмно – жёлтая, оранжевая и коричневая краски. Но кое – где ещё заметна зелёная краска.
— Почему листья бывают сначала зелёными, а потом изменяют свой цвет?(карточки)
— Весь праздник листьев продолжается недолго. С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев происходит всё быстрее. Осенняя окраска листьев – предвестник листопада.
— Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?
ответы детей
— Начало листопада подсказывает листьям укорачивающийся день и понижение температуры воздуха.
Основной смысл ежегодного сбрасывания листьев – сохранение влаги.
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают.
Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
8. Повторение и закрепление изученного материала.
— Сейчас мы поиграем в игру . Я показываю осенние листья, а вы отгадываете с какого дерева или кустарника этот лист.
— Какие звуки осени вы можете вспомнить?
— Услышать звуки осени – задача посложнее, чем увидеть её краски. Самый главный звук – шуршащий. Летом листья жизнерадостно шелестели, а теперь, осенью, они печально шуршат. Грустный, холодный осенний дождь стучит по листьям из последних сил, сонно, однообразно. А ведь летом дождик был тёплый, ласковый, озорной.
Игра «Озвучь картинку».
•» будете озвучивать шелест листвы (они произносят ш-ш-ш).
• будете голосом передавать пение птиц (например, ку-ку, ку-ку, или фью-фью-фью).
• передаст жужжание насекомых (ж-ж-ж).
Если вы произнесете все звуки все вместе, то мы «услышим» звуки леса.
А теперь послушайте настоящие звуки осеннего леса. Звучит аудиозапись “Осень. Звуки леса”. Правда, у нас похоже получилось?
Жизнь птиц осенью.
Дети,посмотрите на картину и подумайте,а каких звуков не хватает?
— Обратите внимание на птичьи звуки.
Прислушайтесь: птицы уже не поют. Их стало намного меньше. Птицы собираются в стаи. Эти стаи прощально кричат. Особенно печально курлыкают пролетающие высоко в небе журавли. Птицы летят в тёплые страны: косяками, цепочкой, стаями.
_Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края?
Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.
В Карелии в конце лета птицы уже начинают собираться к отлёту. Не слышно стрижей – улетели: ведь насекомых в верхних слоях убавилось. За ними – ласточки. Поодиночке, без родителей улетают кукушата. Собираются в дальний путь и скворцы. Звери и птицы, которые остаются зимовать, готовятся к зиме: кто гнездо утепляет, кто корм заготовляет. Для птиц остающихся на зиму уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
— Каких перелётных птиц вы знаете?
Отгадайте загадки:
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточка)
В синем небе он высоко
То мелькнёт, то прозвенит,
Даже самый быстрый
сокол медленней его летит.
(стриж)
Между веток новый дом,
Невелик, дверей нет в нём.
Кто в том домике живёт?
Кто весною там поёт?
(скворец)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(соловей)
Листья медленно с крон облетают,
И мороз приударил в ночи.
Собираются в шумные стаи
перед дальней дорогой …(грачи) (П. Ялыгин)
— Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
7.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее … (сорока).
-Ребята,а какая птичка лишняя?Почему?
-Давайте перечислим перелетных птиц?
— Какие запахи осенней природы вам запомнились?
— Главные запахи в осенней природе – это запахи увядания. Среди них запах прелых листьев, сухой травы. А ещё в лесу пахнет грибами. Зайдёшь в лес и по запахам чувствуешь, что кончилось лето.
9.Обобщение изученного материала.
-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
— Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?
— Почему осень называют золотой?
Песня «Кто сказал, что осень-грустная пора…!»
10. Домашнее задание.
— Прочитать текст на стр. 27-29 учебника, ответить на вопросы.
11. Итог урока.Рефлексия.
Знания свои вы показали нам прекрасные.
Видим, что ребята очень классные!
Под стульчик дружно загляните
И сюрпризик получите!
(Заглядывают под стул, отрывают листок со словами «Молодцы!»)
Учитель:
Тихо сядьте удальцы, Ну, вы просто … (Молодцы!)
globuss24.ru
Конспект урока
Тема : В гости к осени
Класс: 2 а
Выполнила: учитель начальных классов Краснова Мария Александровна
Оборудование: учебник, фотографии, рисунки , презентация « В гости к осени».
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний
Заунывный ветер гонит,
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрой,
За листком летит листок,
И струёй, сухой и острой;
Набегает холодок,
Полумрак на всё ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон….
(Н.А.Некрасов)
– А каком времени года говорится в этом стихотворении? (об осени)
– Изменилась ли природа с приходом осени? (да)
– Предположите о чем мы будем говорить на уроке (об осенних изменениях в природе)
– Скажите какая бывает природа? (живая и неживая)
– Какие учебные задачи поставим перед собой? (Узнать об осенних явлениях в живой природе и об осенних явлениях в неживой природе)
III. Изучение нового материала
– Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о том, как животные готовятся к наступлению зимы
– Назовите предметы относящиеся к неживой природе? ( облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах)
– Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени?
– Вспомним погоду летом и сразу же, путем сравнения определите осени изменения (работа в пара с карточками)
1. Облака – летом практически нет, а если есть, то они свежие, легкие, осенью чаще небо затянуто облаками и просветы лишь иногда.
2. Осадки- летом дожди кратковременные и теплые, а осенью дожди затяжные и холодные
3. Небо – летом голубое, а осенью серое
4. Ветер- летом легкий, теплый, а осенью резкий, порывистый, холодный
5. Солнце – летом ярко на улице тепло, осенью почти не видно из-за облаков, на улице прохладно
6. Вода в водоеме – летом теплая, осенью холодная, позже покрывается льдом.
– Вы назвали осенние изменения в неживой природе основываясь на свои наблюдения. Давай те дополним наши таблицы.
СЛАЙД 1 , 2
Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными. Поэтому земля получала много тепла. Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Поэтому ПОХОЛОДАЛО
СЛАЙД 3
Однажды утром вы посмотрите в окно и увидите, что земля, трава и крыши домов побелели. Это ИНЕЙ. Появился иней – значит на улице легкий морозец – ЗАМОРОЗКИ
СЛАЙД 4.
Над рекой, озером, прудом всё чащи нависают густые туманы.
СЛАЙД 5
Но ранней осенью часто стоят теплые сухие дни. В эти дни мы как бы провожаем лето, прощаемся с ним.
СЛАЙД 6
Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идет мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы. В самом конце осени происходит ледостав- реки, озера, пруды покрываются льдом.
– А теперь давайте поиграем. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажите, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.
Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла.(Начало осени)
Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. (Конец осени)
– Хорошо. Молодцы!
СЛАЙД 7
Иван Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимания какие краски он увидел в лесу:
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
– С чем сравнивает лес И.Бунин?
-Почему?
– Что означает слово листопад?
На всех ли деревьях одновременно начинается листопад
– Какие деревья раньше сбрасывают листья? (липа, береза, клен)
– Какие деревья не сбрасывают листву? (хвойные)
СЛАЙД 8
– Как вы думаете, почему же природе происходит листопад?
СЛАЙД 9
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Физкультминутка
Мы листочки осенние, на ветках мы сидели
На ветках мы сидели, дунул ветер- полетели,
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели и на землю тихо сели
СЛАЙД 10
– Посмотрите на картинку о каких осенних изменения мы с вами еще не поговорили? ( о насекомых)
– Каких насекомых вы наблюдали летом?
-Больше или меньше их стало с приходом осени?
– У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места , другие зимуют в стадии личинки или куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц
– Подумайте, почему?
СЛАЙД 11
-Поэтому многие птицы покидают наши края.
– Как называются такие птицы? (перелетные)
– Каких перелетных птиц вы знаете? ( журавль, ласточка, соловей, дрозд)
СЛАЙД 12
– Как называются птицы которые остаются в наших краях (зимующие)
СЛАЙД 13
– Каких зимующих птиц вы знаете (воробей, дятел, ворона, голубь, синица)
– Как мы можем помочь этим птицам зимой?
– А как животные готовятся к зиме?
– У вас на партах лежать карточки, в ней написано письмо. Прочитайте
– Обсудите в паре какое животное прислало вам письмо?
– Какое изменение произошло с ним с приходом осени?
Текст1
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. Свою добычу находим без всяких уловок, нос и уши помогают.(ЛИСА)
Текст2
Осенью у нас забот не мало. Надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но что бы спокойно проспать до весны, нам нужно накопить запас жира. (МЕДВЕДЬ)
Текст 3
Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам, так безопасней, веточками деревьев, корой с их стебель. (ЗАЯЦ).
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
– А каком времени года мы сегодня говорили (осень) (КАРТОЧКА осень)
Вспомните задачи, поставленные в начале урока.
– Что происходит с температурой воздуха (похолодание) (КАРТОЧКА похолодание)
– Какие изменения происходят с деревьями? (листопад) (КАРТОЧКА листопад)
– Что происходит с водоемами? (замерзают, ледостав) (КАРТОЧКА ледостав)
– Какие особенности в жизни насекомых? (Исчезают, прячутся) ( КАРТОЧКА исчезают насекомые)
– Какие осенние изменения у птиц? (улет птиц) (КАРТОЧКА улет птиц)
– Как осень влияет на жизнь животных? (КАРТОЧКА меняют шерсть, впадают в спячку)
V. Итоги урока. Рефлексия
– Ребята вам понравилось путешествовать по осенней стране?
– Оцените свою работу на уроке. Поднимите сигнальные карточки.
infourok.ru
В гости к осени.
Цель: дать представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц.
Тип урока: урок развития умений и навыков
Планируемые результаты:
Предметные: -научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой природе;
– показывать связь между ними.
– получат возможность научиться осознавать ценность природы.
Метапредметные: Регулятивные УУД:-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них.
Коммуникативные УУД:строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные: – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, давайте вспомним, какой раздел учебника «Окружающий мир» мы начали изучать несколько уроков назад?
(раздел «Природа»)
– Что нового вы узнали из раздела «Природа»?
– А теперь проверим, как хорошо вы усвоили пройденный материал?
Поиграем в игру «Собери картинку».
-Вы должны из квадратов собрать изображение и ответить, какое явление природы на картинке, и к какому времени года это явление относится.
Молодцы!
3. Работа по теме урока.
– Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое сейчас время года?
– А как вы догадались?
– Вспомните, какой была погода летом?
-Отличается погода летом и осень? (да)
– Чем?
Молодцы, наблюдательные.
– А кто-нибудь из вас знает стихи об осени?
– Вы наблюдательные, догадливые, так может, вы скажете тему нашего сегодняшнего урока?
(В гости к осени)
Сейчас мы посмотрим, верны ли ваши наблюдения и догадки о признаках осени.
4. Презентация.
-Ребята, назовите осенние месяцы.
Молодцы.
– Идем в гости к сентябрю.
-Ребята, кто – нибудь из вас знает пословицы или поговорки о сентябре.
– Переходим к следующему месяцу – октябрю.
– Пословицы об октябре вы знаете?
– Итак, мы в гостях у последнего осеннего месяца – в гостя у ноября.
-Интересно, а о ноябре вы пословицы знаете?
Ну что же. Ребята, верны ли ваши догадки о признаках осени?
Тогда давайте вспомним их.
Молодцы! Правильно назвали признаки осени.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Буратино потянулся,
раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел,
чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
6.Продолжение работы по теме урока.
– Сейчас задание для каждой группы. Перед вами иллюстрации картин известных художников И.Левитана, К.Коровина и А.Киселева. Ваша задача определить и назвать признаки осени присутствующие на иллюстрациях.
Молодцы, справились с заданием!
Ребята, давайте вспомним тему нашего урока (В гости к осени).
А кто же в гости ходит без подарков? (Никто)
Вы тоже приготовили подарки осени? (Да)
Тогда покажите их и немного расскажите о них.
Молодцы!
7. Рефлексия.
–Что понравилось сегодня на уроке?
– Что нового вы узнали на уроке?
8. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».
Сегодня на уроке все постарались и работали очень хорошо, отметки за урок.
Урок окончен. До свидания!
infourok.ru