Осень в творчестве поэтов и художников
(2 – 4 классы)
Цели.
Познакомить учащихся с картинами известных художников, с произведениями известных писателей и поэтов, композиторов; развивать устную речь учащихся, учить наблюдать за природой, пробудить в детях эмоциональные чувства (радости и печали, восхищения красотой нашей природы), развивать художественный вкус, воспитывать любовь к родной природе, любовь к родине.
Оборудование: картины И. Левитана «Золотая осень»,
И. Остроухова «Золотая осень», М. Нестерова «Осенний пейзаж», музыка П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь», Вивальди «Времена года».
Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо и земля.
В. Брюсов
– Так ли скучна осень?
Осень наступила.
Все заворожила розовым листком.
Птицы не щебечут, листья шелестят …
К нам приходит Осень похозяйничать …
С. Иванова
– С чего для вас начинается осень, какие преображения природе она несет, как изменяется ее облик?
Осень тишины
Путешествие в осень …
Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечной перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свет привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний.
Ни ярких красок нет …
Природа вся полна последней теплоты …
А. К. Толстой
Природа свободно справляет свой тихий праздник. Вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал И. Левитан в своей картине «Золотая осень».
– Стихотворение Ф. Тютчева созвучно этой картине?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь, –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле …
– Чем близки картина Левитана и стихотворение Тютчева?
– Что отличает их по настроению и образам?
Осень красок
– Кто из поэтов описал праздник осени?
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
И. Бунин
простора в осеннем лесу.
Осень ветров (Праздник листьев недолог…)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
С. Есенин
– Что позволило Есенину сравнить осенние листья со стаей бабочек? Почему они летят с замираньем?
Последние взлеты осенней красоты
Осень дождей
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца …
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
А. Плещеев
– Какие чувства испытываете вы поздней осенью? Во время дождя?
Когда увянут последние цветы, становится по-настоящему грустно …
Поздняя осень
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Н. Некрасов
Самостоятельная работа. Дополни строчки.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
2) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Узнай стихотворение по нескольким строчкам, соедини строчки с фамилией автора.
Ф. И. Тютчев
К. Д. Бальмонт
А. С. Пушкин
2) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
3) Скоро Осень проснетсяИ заплачет спросонья.
В каком примере встречается олицетворение?
И лучезарны вечера.
2) Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
3) Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Мини – сочинения
– Представьте, что вы писатели, поэты.
Как бы вы описали осень?
Какие бы чувства выразили в своих произведениях?
Осенние мотивы
Холоднее стали ночи,
Дни становятся короче.
Лист с деревьев первый пал,
Лес молчит, он так устал …
Было лето, все шумело,
Пело все, что петь умело.
А теперь бы отдохнуть,
Хоть немножко, хоть чуть – чуть…
С. Иванова
Осень – хмурая пора…
Здравствуй, Осень золотая!
Ты пришла к нам, милая.
И в ворота постучалась
И со всеми повидалась…
Листья рыжие сорвались,
Полетели по ветру,
Покружились над горами,
Тихо падали в траву.
Птицы, кликая друг друга,
Полетели ближе к югу.
Впереди нас ждут дожди…
Лужи, холод впереди…
Карманова Яна
3 класс «Б»
Поздняя осень.
Лист последний облетает,
Тучи по небу плывут,
Речка замерла в тумане
Все первого снега ждут…
Полетит он чистый – чистый,
Землю, кутая ковром,
Весь пушистый серебристый,
И уснёт все тихим сном…
Осипова Катя
3 класс «Б»
– Скоро наступит зима, выпадет первый снег, но еще какое-то время отдельные уголки природы будут напоминать нам о быстро промелькнувшей осени.
Автор:
Иванова Светлана Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ Мало- Вязёмская СОШ
Цели.
Учебные материалы: аудиозапись музыки
П.И. Чайковского «Осенняя песня», Свиридов
«Осень»; репродукции картин об осени: «Золотая
осень»,
«Осенний день» (И. Левитан), «Сентябрьский
снег».
Подготовка к уроку: учащиеся заранее учат наизусть стихотворения, собирают опавшие листья и приносят на урок. На партах у детей(картон, листья растений, клей, ножницы)
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Вступительная беседа
Учитель читает стихотворение-эпиграф.
ОСЕНЬ (слайд 1)
* * *
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…(А.С. Пушкин)
– Кто написал это стихотворение?
– О каком времени года идёт речь в стихотворении
Пушкина? (Об осени)
– Итак, сегодня мы будем говорить о золотой
осени. Наша задача: вспомнить об осени все, что мы
узнали на уроках чтения, природоведения,
сами наблюдали, и применить это в своей
работе. Какая погода бывает осенью? Какие
изменения произошли в природе с наступлением
осени? Опишите состояние неживой природы (небо,
солнце, земли) растений.
(Выслушиваются ответы учащихся)
– А сейчас мы просмотрим осенние картины и фотографии (слайд 2)
– Какие цвета осеннего леса мы видим? (Ответы
детей)
– Назовите осенние месяцы. (Ответы детей)
По очереди входят месяцы.
Ученики рассказывают о сентябре.
Сентябрь:
Сентябрь. Школьная пора.
Дождь еле моросит с утра.
За тучей солнце задремало
И без него прохладно стало
На юг собрались стаи птичьи
У леса новое обличье –
Пурпурно-золотой наряд,
А он грустит, совсем не рад
Жаль, что пролетело лето,
Не вернуть его, увы.
И сентябрьские приметы
Уж в копилке у меня.
– Назовите какие приметы сентября вы знаете. (Ответы детей)
Задание учащимся от месяца сентября:
Кроссворд «Мой огород» (слайд 3)
Голова велика, только шея тонка (тыква)
Я вырос на грядке, характер мой гадкий.
Куда не приду всех до слез доведу (лук)
Среди бахчи зеленые мячи.
Налетела детвора – от мячей одна кора (арбуз)
С виду красная, раскусишь – белая (редис)
Белый, тощий корнеплод под землей
растет.
И хотя он очень горек, в пищу нам он годен.
Все – от взрослых до ребят – с холодцом его едят (хрен)
Раскололся тесный домик на две
половинки.
И посыпались в ладони бусинки – дробинки (горох)
Дети читают стихи об осени.
– А какой второй месяц осени?
Ученики рассказывают о месяце октябре.
Октябрь:
– Октябрь. Природа загрустила.
Пора разлуки наступила.
Деревья с листьями прощаются,
И птицы к югу направляются.
Дожди шумят с утра до вечера,
Гулять нельзя, и делать нечего.
Лес обнажился. Грустно это
Переживать и наблюдать.
У октября свои приметы.
– Что происходит в природе в октябре? (Ответы детей)
Задание учащимся от месяца октября (слайд 4)
ЗАГАДКИ: «ГРИБЫ»
Чтение стихов (дети читают стихи об осени)
– Какой еще осенний месяц вы знаете? (Ответы
детей)
– Расскажите, что вы знаете об этом месяце?
Ученики рассказывают о ноябре.
Ноябрь:
Ноябрь. Еще совсем немного
Ждать в гости зиму. У порога
Присыпал землю первый снег.
Но тонок слой, полно прорех.
То подморозит, то теплеет,
То ветром северным повеет.
Как быстро осень пролетела,
Спешит зима в наряде белом.
Трещит морозец озорной,
Да дует ветер ледяной,
Лес приуныл и опустел,
Но у меня немало дел.
Ночами трудится не зря:
Вот и приметы ноября.
– Назовите, какие приметы вы услышали у ноября? (Дети называют приметы ноября)
Задание учащимся от месяца ноября
(слайд 5)
Работа в парах
Попробуйте прочитать название перелетных птиц по первой букве изображенных предметов(Ласточка, скворец)
– А каких перелетных птиц вы еще знаете? (Ответы
учащихся)
– А почему все эти птицы улетают? (Ответы
учащихся)
– МОЛОДЦЫ, ребята. Со всеми заданиями
осенних месяцев вы справились!
А сейчас мы посмотрим инсценировку басни И.А.
Крылова «Стрекоза и муравей»
(Учащиеся показывают инсценировку)
Работа в группах: (Слайд 6)
Делу – время, а потехе – час.
Индивидуальная работа с четверостишием, затем работа в парах: (Слайд 7)
*** ***
Закружилась листва золотая Осень наступила, высохли цветы,
В розоватой воде на пруду, И глядят уныло голые кусты.
Словно бабочек легкая стая Вянет и желтеет травка на лугах.
С замираньем летит на звезду. Только зеленеет озимь на полях.
С. Есенин А. Плещеев
– Какое настроение у вас создают картины
природы, описанные поэтами?
– Как вы прочитаете эти стихотворения: в
быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
Работа в парах сменного состава
– Заучивание стихотворения по методике Ривина.
(Заслушивание нескольких уч-ся)
Работа с текстом:
Осень. С. Аксаков
Осень. Глубокая осень. Серое небо, низкие,
тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны
становятся сады, рощи и леса. Все видно на сквозь
в самой глухой древесной чаще, куда
летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые
отдельные березки сохраняют свои увядшие листья,
блистающие золотом, когда тронут их косые лучи
невысокого осеннего солнца.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Услана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.
Осень в с. Рудяном (слайд 8) Сравните описание осени С.Аксакова с осенью в нашем селе. (Ответы детей)
– Закончить наш урок я хочу стихотворением «Осенний карнавал»
Стихотворение «Осенний карнавал» под музыку Свиридова читает учитель.
«Осень»
* * *
Рыжая осень устроила бал.
Пышный нарядный цветной карнавал.
В желтом березы в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряны, в золоте клены.
Осень ковер расстелила из листьев.
В нем разноцветные шляпки грибов.Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех ребят приглашает.
Беседа о прочитанном.
– Ребята, почему осень можно связать с цветным
карнавалом? (Ответы детей)
– Осень позвала нас к себе на карнавал. Неужели
мы пойдем в гости с пустыми руками?
– Посмотрите, что у нас есть на столе. (На
столах лежат разноцветные листья, картон, клей,
ножницы.)
– Что мы можем из этого сделать? Правильно,
подарок для осени. Я предлагаю вам сделать коврик
из осенних листьев. (Аппликация, рисунок).
– Объяснение этапов работы.
– Повторение правил техники безопасности при
работе с ножницами, красками и кистью, клеем.
– Самостоятельная работа уч-ся.
– Выставка работ учащихся.
Итог урока: (рефлексия в группах) (слайд 10)
Домашнее задание
Написать сочинение об осени.
Каждая насыщенная программа обучения грамоте включает поэзию, но как внедрить поэзию в классную или домашнюю среду? Ну, я создал набор стихов и заданий, которые сделают это очень легко и весело! Каждый сезон включает в себя 25 стихотворений , а также веселых заданий , которые улучшат словарный запас, понимание прочитанного, навыки письма, построение последовательности, установление связей и многое другое! Кроме того, включенные шаблоны позволяют дифференцировать, давая вам возможность сделать уроки простыми или расширить уроки, включив в них более сложные понятия, такие как заучивание стихотворения. В этом посте представлен осенний набор поэзии.
Почему детям важно запоминать стихи?
Поэзия сильна. Заучивание стихов – это не просто кропотливая работа. Скорее, практика и дисциплина запоминания стихов могут помочь учащимся разными способами.
Каковы преимущества запоминания стихов?
• Увеличивает словарный запас и понимание прочитанного
• Знакомит учащихся с языковыми моделями
• Увеличивает объем мозга и концентрацию
• Повышает навыки артикуляции и презентации
• Побуждает учащихся стать более аналитическими, размышляя над эмоциями и чувствами, вызванными поэзией
• Создает чувство гордости и достижения
• Вышеуказанные преимущества переносятся на стиль письма и способности
Всего в набор осенних стихов включено 25 осенних стихов. Таким образом, у вас есть множество стихотворений на выбор, чтобы убедиться, что у вас есть то, что лучше всего подходит для ваших учеников. Проще говоря, вам не обязательно использовать все 25 стихотворений.
Я поместил Осенние стихи в папку, чтобы они были аккуратными и организованными. Блокноты на спирали также являются отличным вариантом, чтобы у учащихся были все стихи в одном месте.
Каждое стихотворение включает 8 упражнений, которые вы можете использовать в зависимости от потребностей и уровня учащихся.
Пакеты поэзии будут работать со студентами K-2. Однако не все виды деятельности будут соответствовать возрасту каждого класса. Вам нужно будет выбрать те виды деятельности, которые лучше всего подходят для ваших учеников.
Давайте взглянем на одно стихотворение из Осеннего сборника стихов: Тыквенная грядка .
Каждое стихотворение снабжено набором карточек со словарем, тщательно подобранных для того, чтобы обогатить стихотворение и углубить его понимание. Вы можете использовать магнитные буквы или маркер с сухим стиранием со словарными карточками.
Используйте карманные карточки с диаграммами, чтобы упорядочить стихотворение и запомнить его. Начните с прочтения строк стихотворения пару раз. Каждый день переворачивайте строчку или две, чтобы помочь учащимся вспомнить стихотворение по памяти. Держите их открытыми или поместите карты в центр.
Каждое стихотворение снабжено страницей проверки понимания, на которой учащиеся читают стихотворение, а затем отвечают на вопросы.
На этой странице учащиеся смогут нарисовать стихотворение так, как они его представляют себе. Упражнение «Визуализируй это» открывает учащимся возможность увидеть, насколько их взгляд на стихотворение может отличаться от взглядов их одноклассников.
В этом упражнении учащиеся будут использовать банк слов, чтобы заполнить недостающие части стихотворения. Поэтому это еще один шаг в процессе запоминания стихотворения.
Учащиеся вырежут строки стихотворения и вставят их в правильном порядке.
Учащиеся будут использовать эту страницу, чтобы скопировать стихотворение своим лучшим почерком.
Я надеюсь, что вам и вашим ученикам понравится осенний набор поэзии! Ждите зимних стихов!
ЭКОНОМЬТЕ БОЛЬШЕ с НАБОРОМ 100 стихов!
Вы ищете деятельность по написанию стихов? Нажмите здесь, чтобы увидеть группу по написанию стихов в детском саду в действии!
Когда вы начинаете преподавать поэзию в классе? Если вы ждете до апреля, потому что это национальный месяц поэзии, подумайте о том, чтобы ввести поэзию в первые несколько месяцев учебного года. На самом деле, я могу назвать как минимум шесть причин, по которым осень — идеальное время для преподавания поэзии! Если вы согласны и хотите узнать больше об обучении поэзии, посмотрите мою бесплатную серию видео из трех частей «Как научить детей любить поэзию (даже если вы этого не сделаете»).
1. Преподавание поэзии осенью способствует пониманию точного и яркого языка в начале учебного года.
Обучение детей поэзии начинается с чтения и обмена стихами, которые имеют для них значение, и наблюдения за тем, как поэты используют простой, но мощный язык. Когда я представляю поэзию в 4-м и 5-м классах, я начинаю с верлибра, а не с рифмовки стихов, потому что хочу, чтобы мои ученики заметили, как поэт рисует словесную картину, используя различные приемы. Иногда это достигается за счет использования подходящего слова для создания этого образа, а иногда за счет использования поэтических приемов, таких как сравнения, метафоры и олицетворение. Эти приемы используются авторами в рассказах и романах, и после того, как ваши ученики смогут найти их в поэзии, они начнут замечать их и в прозе. Так почему бы не рассказать своим ученикам о красоте и силе письменного и устного слова в начале года?
2. Обучение детей сочинению стихов вовлекает их в подлинный писательский опыт и помогает им стать более уверенными в себе писателями.
Чтобы дети научились читать и понимать стихи, написанные другими, им сначала нужно написать свои собственные стихи. Чем раньше вы научите детей писать стихи, тем больше этот опыт повлияет на их навыки чтения и письма в следующем году. Детям нравится узнавать о «поэтической вольности» и знать, что можно нарушать правила грамматики, чтобы сочинить стихотворение. Мне также нравится тот факт, что такие студенты, как Кейра и Кинон (ниже), которые обычно испытывают трудности с письменными заданиями, такими как творческие рассказы и отчеты, часто проявляют себя, когда дело доходит до написания стихов. Не беспокоясь о грамматических ошибках, они могут сосредоточиться на запечатлении своих чувств и рисовании словесных картинок на бумаге. Позже, когда они делятся своими стихами в классе, их уверенность возрастает, поскольку их одноклассники выражают искреннюю признательность за то, что они написали.
3. Поэзия — отличный способ наладить связь со своими учениками и узнать их лучше.
Когда дети учатся писать содержательные стихи «от всего сердца», вы многое узнаете о них как о молодых людях, а не только как о ваших учениках. Вы узнаете об их страхах, тревогах и страстях и научитесь ценить их уникальность. Возможно, вы слышали поговорку: «Студентам все равно, как много вы знаете, пока они не узнают, насколько вам не все равно». Совместное чтение и сочинение стихов — отличный способ показать, что вам не все равно. Зачем ждать до апреля, чтобы укрепить отношения со своими учениками?
4. Избегайте давления при подготовке к экзаменам, вводя стихи в начале учебного года.
Вы понимаете, о чем я. Мания подготовки к экзаменам начинается где-то между январем и апрелем, в зависимости от календаря тестирования в вашем штате. Но независимо от того, когда он начнется, рано или поздно вы почувствуете необходимость втиснуть как можно больше инструкций в каждый день. И такое давление не оставляет много времени, чтобы насладиться поэзией. Если вы подождете неделю до тестирования, чтобы преподавать поэзию, у вас возникнет соблазн пропустить написание стихов (нет времени на это!), и вы обнаружите, что делаете именно то, что отталкивает детей от поэзии. Не поймите меня неправильно. Я действительно думаю, что дети должны узнать о поэтических приемах, таких как сравнения, метафоры и олицетворения, и я действительно думаю, что они должны научиться анализировать поэзию и искать более глубокие значения. Тем не менее, я думаю, что эти навыки следует развивать через осмысленный опыт чтения, письма и обсуждения стихов, а не в ответ на стандартный тест, который маячит на горизонте.
5. Введите поэзию сейчас, и позже вы сможете интегрировать ее в другие предметы.
Преподавание поэзии в начале года дает вашим ученикам новый голос, с помощью которого они могут выражать себя в течение всего года. Возможно, они захотят написать стихотворение о мужестве первых пионеров, которые путешествовали на запад в крытых повозках, или написать в журнале ответ на книгу литературного кружка.