Урок литературного чтения во втором классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 35 г.Белгорода
Вуец Елена Викторовна
Тема: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”
Цели урока: предметные – познакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана “Золотая осень”; формировать умение слушать и слышать художественное слово. работать с моделями, сравнивать жанр и тематику произведений. Регулятивные:Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста. Личностные:Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения, создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и художественного творчества.
– создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:
а) жужжащее чтение;
б) выборочное чтение;
в) чтение с целевой установкой;
г) чтение про себя;
– формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему; сравнивать два произведения;
– развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность, обогащать словарный запас;
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор, презентации.
2. Музыкальное произведение П.И. Чайковского “Времена года.Осень”.
3. Картина И. Левитана “Золотая осень”.
4.Наборы для моделирования.
5. Карточки для работы со словарем.
6. Разноцветные кленовые листья с приметами осени.
7. Фото осенних деревьев (дуба, березы, осины, липы).
8. Учебник Л. А. Ефросинина “Литературное чтение”. 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Приветствие. Эмоциональный настрой.
Сегодня у нас необычная встреча. Улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите свою улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. Пожелайте друг другу удачи.
Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:
Подарите каждому по кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся души их до донышка.
И тогда увидите вы картины светлые,
Облака небесные, легкие, несмелые.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем новый небольшой, но очень красивый раздел нашего учебника литературного чтения. Послушайте произведения и попробуйте определить чему же будут посвящен этот раздел.
Учитель под музыку П.И.Чайковского читает стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»
3. Сообщение цели урока.
-Понравилось ли вам произведение? Чему будет посвящен наш раздел? Откройте учебники на с.108, прочитайте название раздела и рубрику «Обрати внимание». Нашим девизом на протяжении всех этих уроков станут слова И. Левитана «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие! »
Первичное восприятие
И первое произведение, с которым мы познакомимся это произведение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Прочитайте его вполголоса (Жужжащее чтение)
-Какое настроение вызывает осень у поэта? Докажите это словами из текста.
– Определите жанр и тему произведения и выберите правильный вариант обложки (зеленый треугольник)
– Повторное чтение с целевой установкой.
Игра «Синоптики-поэты»
Найдите в стихотворении строчки, которые соответствуют сообщениям синоптиков
-наступила осень
-птицы улетают на юг
-с деревьев опадают листья
-пасмурных дней больше, чем солнечных.
Игра «Художники-поэты»
Рассмотри иллюстрацию. Какие строки к ней подходят?
Вывод: талант поэта – увидеть и передать красоту природы с помощью слова, талант художника – сделать то же самое при помощи красок, композитора –при помощи музыки.
Физминутка. Дети становятся в круг друг за другом и «превращаются» в «деревья в лесу». В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. (Дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами) Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (Дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног.) Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (Дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища.) Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (Дети усиливают движения пальцами) Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (Дети проводят ладошками по спинам товарищей) Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
С деревьями осенью происходят чудесные превращения. Посмотрите на фотографии некоторых деревьев и попробуйте описать их.
Первичное восприятие текста (читает учитель).
-А теперь послушайте как это сделал Г.А.Скребицкий в своем произведении «Осень».
– Определите жанр и тему произведения. Выберите нужный вариант обложки.
-Как писатель называет Осень? Почему?
– Как вы думаете, могут ли быть Художник – Зима, Художник – Весна, Художник – Лето? – Вы правы. Вы слушали отрывок из сказки Скребицкого «Четыре художника»
— Какой вы представляете Художника – Осень? Опишите её.
– Повторное чтение с целевой установкой.
а) Какие действия совершает Осень, как живое существо? (Дети читают текст по смысловым частям и подчёркивают слова)
б) Какие деревья раскрасила Художник-Осень?
в) Каким цветом украсила Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.
г)Прочитайте второй абзац и найдите здесь сравнения
д)Как изменилась жизнь в полях и лугах? Прочитайте.
Самостоятельная работа учащихся в парах.
А) В тексте много слов, которые требуют уточнения. Поработайте со словарем . Игра «Установи соответствие»
Словарь к произведению Г.А. Скребицкого «Осень»
Мощный, сильныйПарча
Изготовленная ковкой, то есть ударами молота
Могучий
Плотная узорчатая шёлковая ткань с переливающимися золотыми или серебряными нитями
Убор
Стаи птиц
Косяки
Небольшой округлый стог сена
Копна
Наряд, убранство
стог
Большая высокая куча плотно уложенного сена
Б) Проверка, оценивание
Сравнение произведений. Заполнение таблицы.(работа в парах)
«Уж небо осенью дышало»
Г.А. Скребицкий
Проверка, оценивание
Ребята, посмотрите на портреты авторов сегодняшних произведений. Как вы думаете: в одно ли время они жили? Похожи ли их произведения? Какой вывод можно сделать? Для чего они их написали?
Вывод: Художники создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку, в разные времена для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы.
Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов, рефлексия.
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке мы….
Я доволен своей работой, потому что…
Мне понравилось…
9. Домашнее задание:
– выучить наизусть по выбору А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» или Г.А. Скребицкий «Осень» (второй абзац)
– в рабочей тетради с. 43-45,
– придумать сравнения для рябины и каштана
infourok.ru
№ | Этап урока. Методы и приемы. | Время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | 1. | Организационный момент. Мотивационный этап. Словесный метод (слово учителя, учебный диалог) Наглядный (рассматривание иллюстраций) | 5 мин | Сегодня проводится занятие в клубе “Ключ и заря”. Это занятие – для самых наблюдательных членов клуба. Закончите стихотворение. Если на деревьях листья пожелтели, – Правильно. Осенью зовётся. Какая погода чаще всего бывает осенью. Прослушаем фрагмент произведения Чайковского, чтобы настроиться на работу. Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского “Октябрь” (Осенняя песня) из цикла “Времена года” – Какие чувства возникли при прослушивании? – Какую картину увидели? – Подходит ли эта музыка к теме осени? Почему? – Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи. – Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором. | Слушать учителя, называть правильный ответ загадки. Участвовать в учебном диалоге, формулировать устное высказывание. | Л: самоопределение, целеполагание. К: построение высказывания в устной форме; обмен мнениями. | 2. | Постановка учебной задачи. Словесный (учебный диалог) Практический (работа с учебником) | 5 мин | – Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету, где указаны даты жизни А.С. Пушкина). Вы уже знаете немного о жизни и творчестве поэта. Сегодня услышите новые стихи поэта. Мы поговорим о том, как любил это время года А.С. Пушкин. Он сам об этом говорил так: “ Осень… любимое моё время … пора моих литературных трудов” – Послушайте такие стихотворные строчки: И с каждой осенью я расцветаю вновь; – Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, – осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца. Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, в том числе и на Москву, Московскую область, и А.С. Пушкин не мог выехать из Болдино три месяца. Пушкин в это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение “Евгений Онегин” – Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество. (На доске открываются рисунки с осенними пейзажами) Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте одно из них. Это отрывок из романа А.с. Пушкина “Евгений Онегин” “… Уж небо осенью дышало” | Вспоминают информацию об авторе, которую уже знают. Расширяют свои знания о поэте и его творчестве. | П: анализ материала с опорой на предыдущий опыт; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. К: выражение своих мыслей понятно и точно; аргументация своего мнения; умение взаимодействовать с одноклассниками. | 3. | Решение частных задач Словесный (учебный диалог, высказывания учащихся) Практический (работа с учебником) Наглядный (рассматривание картин осени) | 34 мин | Выразительное чтение учителя. Проверка восприятия. Вопросы для первичного восприятия текста: Работа над произведением. Нам предстоит поближе познакомиться со стихотворением, но сначала обратите внимание на слова со сноской. Давайте узнаем их лексическое значение. (Сень, нива, почуя – все иллюстрации на экране) Какие еще слова вам не знакомы? – Радует ли героя-рассказчика наступление осени? Прочитай те строчки, которые помогают представить, что происходит осенью в лесах. – О ком обычно говорят: дышит, дышал, дышало? ( о человеке) – Поэт стремится к тому, чтоб мы это только увидели или еще и услышали? – – Найди строчки, подтверждающие ваш ответ. – Найдите строчки, позволяющие представить, что делают птицы осенью. – Мы это только видим или и видим, и слышим? Можем ли мы почувствовать запахи осени? – Кто из вас, ребята, видел летящих в небе журавлей или гусей? Как выстраиваются птицы в летящей стае? Почему гуси в полёте кричат? Поэт описывает раннюю или позднюю осень? – Теперь в парах обсудите тихонечко: первая часть – это впечатления и наблюдения поэта? Или его размышления? Будьте готовы аргументировать свою точку зрения. (Проверка готовности по рукам) Спасибо за ваши ответы. Впечатления, описанные в первой части стихотворения, обособленны друг от друга или складываются в какую-то общую картину? Где поэт ставит точку? – Прочитайте это стихотворение про себя так, будто вместо запятых стоят точки. Что изменилось? Почему? – Как нужно читать эту часть? Прочитайте выразительно. Перечитайте вторую часть стихотворения. Что вы заметили? (Это одно предложение.) – Какие знаки стоят в конце некоторых строчек? – Прочитайте на плакате Летучей Мыши, что обозначает этот знак. Точка с запятой сообщает, что в одном высказывании объединяются различные наблюдения или размышления. – Вы согласны с такой расстановкой знаков? Работа по учебнику на странице 53. | Слушают выразительное чтение учителя. Анализируют стихотворение с помощью вопросов учителя на осмысление. Узнают значение новых слов. Высказывают свое мнение по поводу темы урока. Делятся собственным опытом и суждениями. Находят строчки в подтверждении своего мнения в стихотворении. Работают в парах, обсуждают проблемный вопрос. Проводят эксперимент, заменяя запятые на точки. Читают получившееся стихотворение, делают заключение. | П: работа с учебником; анализ материала с опорой на предыдущий опыт; выполнение действий по алгоритму; анализ словарного материала; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. К: выражение своих мыслей понятно и точно; аргументация своего мнения; умение взаимодействовать с одноклассниками. | 4. | Итоги урока. Рефлексия. Дача домашнего задания | 3 мин | Творческая работа (на партах лежат листочки) – Как вы воспринимаете осень? Какими словами вы могли бы выразить своё отношение к осени? Продолжите ряды слов-ассоциаций: Унылая пора, грустно, ___________________ Краса, яркие краски,___________________________ Прикрепить листочки на дерево, если успеваем. – С каким произведением А. С. Пушкина мы познакомились? (Мы познакомились со стихотворением А.С. Пушкина “…Уж небо осенью дышало”.) – Какой теме посвящено стихотворение? Домашнее задание: учить наизусть. | Выполняют творческо-рефлексивную работу, подводят итоги своей работы на уроке. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез Р: осуществляют итоговый контроль |
nsportal.ru
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Загрузить презентацию (1,3 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Задачи урока:
Оборудование:
Презентация к уроку.
1. Организационный момент.
– Какой урок сейчас?
– Проверьте свою готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Выставка детских рисунков.
– Каким было ваше домашнее задание?
– Какие картины осени вы изобразили?
– Какое настроение хотели передать?
– Каких краски в ваших работах преобладают? Почему?
3. Актуализация знаний. Беседа.
Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.
– Случалось ли вам бывать осенью в лесу?
– Бродить в тишине по лесным тропинкам?
– Какие чувства вы испытываете, когда идете по дорожке в осеннем лесу?
Учитель: В такой час чувствуешь, особенную связь с природой, с Родиной, понимаешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля.
На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.
4. Постановка учебной проблемы.
В течение нескольких уроков мы будем вести разговор об осени. Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов. Будем учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить. Проникнемся пониманием того, что к природе надо относиться бережно, научимся видеть и ценить красоту природы.
5. Введение нового знания.
1) А начать изучение темы хочется словами поэта.
Прочитайте эти строки. Как вы думаете, кто их автор?
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.
Верно – это слова А.С.Пушкина. Любимое время года поэта – осень.
2) Александр Сергеевич Пушкин! (Презентация А.С. Пушкин)
Когда впервые каждый из нас услышал это имя?
Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?
Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.
Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта.
Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии.
И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.
Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Г.Гоц
6. Физкультминутка
Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?
Вот мы остановились и
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
7. Слушание стихотворения.
1) А сейчас послушаем, как А.С. Пушкин описывает осень в своем стихотворении (чтение стихотворения учителем под музыку):
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Эмоциональная пауза. Музыка)
2) Беседа.
– Какое настроение передает нам автор?
– Какие картины представили при слушании?
3) Моделирование обложки.
4) Словарная работа.
– Объясните слова:
Караван –
Сень –
– Какие слова вам еще непонятны?
Обнажалась –
Блистало –
5) Работа над стихотворением. Учебник стр.106.
– Прочитайте стихотворение.
– О каком периоде осени говорит поэт? (Найдите слова в тексте.)
– “Уж небо осенью дышало …”
– Как понимаете эти слова?
– В каком значении употреблено слово “дышало?” (Ответы учащихся)
– Что автор показывает словами?
“Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась”
Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?
Как они летят?
Почему Пушкин употребляет слово “тянулись”?
– Какой автор видит осень? (“Скучная пора”)
8. Работа над выразительностью.
1) Постановка логического ударения, темпа чтения, расстановка пауз.
2) Какие чувства передает поэт? (Чувство сожаления, печали, уныния об ушедшем лете.)
3) Выразительное чтение стихотворения.
9. Рефлексия.
В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, и сверху льёт, и снизу метёт.
– Какой поре осени посвящена эта пословица?
В народе осень связана со временем сбора урожая.
Главным действующим лицом и в жизни крестьянина становится хлеб.
“Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова”, – говорилось в народе.
Сколько хлеба соберут – так жизнь и сложится. Настроение, и благополучие, и здоровье зависели от сбора урожая. “Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова”, – говорилось в народе.
Но осень – это не только “хлебный итог”, осень – это еще и “очей очарованье” (А.С.Пушкин). Осень – это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух.
Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.
И хочется закончить наш урок словами:
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.
10. Домашнее задание.
27.02.2011
urok.1sept.ru
МОУ НОШ №75 г. Оренбург
Калинкина Ольга Николаевна, учитель начальных классов.
Урок литературного чтения.
Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Цель:
Познакомить учащихся с новым лирическим произведением А.С.Пушкина;
Формировать читательскую компетенцию младших школьников;
Формировать умение постановки проблемных вопросов и ответов на них;
Научить понимать настроение лирического героя;
Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;
Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии.
Оборудование: презентация, дополнительная литература стихов об осени, цветные
осенние листочки для рефлексии.
Ход урока.
I Мобилизующее начало.
II Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Чтение наизусть произведения И. Бунина «Детство»
Ввод в новую тему.
Учитель: Чтобы прочитать стихотворение, человек обязательно должен почувствовать, как бы пропустить через себя всё то, о чём он рассказывает. Когда взрослый человек вспоминает о своих детских годах, то в его памяти всплывает множество удивительных историй. В детстве вы все любите фантазировать. Давайте отправимся вместе с вами в эту удивительную страну воображения. Вы сейчас услышите маленький рассказ и мне очень хочется, чтобы вы представили всё то, о чём услышите, а потом расскажите, какие картины проходили перед вашими глазами.
( Рассказ под музыку читает подготовленный ученик. Дети слушают с закрытыми глазами)
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики .И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучьям, понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
– Расскажите, что пронеслось перед вашим взором в вашем внутреннем мире, что вы представили?
– Да, ребята, каждое время года хорошо по – своему. Но мы сегодня будем говорить об одном. Осень. Многие писатели воспевали в своих произведениях это время года, но мы обратим свои взоры только к одному.
III. Основная часть урока.
Автобиографическая справка.
В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С.Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой – королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. О няне А.С.Пушкин писал:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.
Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:
«Всё мрачную тоску на душу мне наводит».
Здесь, в селе Михайловском , он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.
Вопросы для первичного восприятия текста:
– Из каких отдельных картин складывается общая картина осени в данном произведении?
– Какой вид данного произведения?
3. Чтение стихотворения учителем.
4. Проверка восприятия. Ответы на предыдущие вопросы.
5. Самостоятельная работа. «Жужжащее» чтение с расстановкой логического ударения и пауз.
6. Работа над произведением.
А) чтение детьми первого отрывка:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
– О ком обычно говорят: дышит, дышал, дышало? ( о человеке)
– Чему приписывает поэт это действие? (небу)
– Как называется это изобразительное средство языка? (метафора)
– Объясните, как это небо дышало осенью?
– Какие признаки неживой природы описываются в этих строчках?
Б) выразительное чтение первого отрывка. (несколько учеников)
В) чтение детьми следующего отрывка:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
– Если бы мы с вами не знали, в какое время было написано это произведение, смогли бы
мы сейчас это сказать? Какое слово нам это подскажет? Прочитайте объяснение этого слова в толковом словаре. (Сень – то, что покрывает кого, что – нибудь)
– Каким он бывает у леса?
– Почему он назван таинственным?
– Какая картина встаёт перед глазами при чтении второй строчки этого отрывка?
С печальным шумом обнажалась
– Почему с печальным?
– Какой ещё писатель использует приём, чтобы мы как наяву услышали шум и шуршание
листвы? (звукопись)
– Прочитайте, выделяя данные звуки.
Г) Эмоциональное чтение второго отрывка.
Д) Чтение третьего отрывка:
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
– Кто видел летящих в небе журавлей или гусей?
– Как выстраиваются птицы в летящей стае?
– Почему гуси в полёте кричат?
( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
– Они вам напоминают кого – то? (Пушкин себя сравнивает с улетающими птицами, это он оторван от родных)
– Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)
– Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)
– Как ещё называют ноябрь? (предзимник)
– Значит, какую пору осени описывает Пушкин?
-Это четверостишье непростое для чтения. Представьте, что вы первые три строчки пишите на уроке русского языка. Прочитайте их:
Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора.
Е) Эмоциональное чтение последней части.
7. Выразительное чтение всего произведения.
8. Слушание звукозаписи данного произведения
9. Заключительное чтение всего произведения детьми.
IY. Заключительная часть урока.
– Как вы думаете, нравится ли А.С.Пушкину осень? (высказывания детей)
– Давайте послушаем ещё некоторые его строчки об этом времени года:
( читают дети)
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно,
Как нелюбимое дитя в семье родной…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса…
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод.
(дети высказываются по поводу этих строчек, делают вывод)
Y. Рефлексия.
– У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;
если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.
– Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев.
YI. Итог урока. Спасибо за работу.
pedsovet.su
Литературное чтение. 2 класс. УМК « Начальная школа XXI в.». (Учебник «Литературное чтение»Л.А.Ефросинина 1 часть)
Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Цель: Создание благоприятных условий для формирования навыков анализа художественных текстов посредством произведения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с произведением А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало», формированию дальнейшего представления о жизни и творчестве А.С.Пушкина
Развивающие: способствовать совершенствованию навыка чтения, развитию связной речи, умению анализировать, выделять главное, определять главную мысль, обобщать, делать выводы, формированию учебно – информационных умений.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, любви к природе, понимания окружающего мира, бережного отношения к родному слову.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие навыка чтения, развитие правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления, внимания учащихся, развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, выявлять главную мысль, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу, определять поэтические особенности произведения.
Метапредметные:
Формирование коммуникативных УУД: умение взаимодействовать в паре и формировать собственное мнение, раскрывать нравственное значение поступков героев, проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе, формировать собственное мнение и позицию, умение работать в паре, группе.
Формирование регулятивных УУД: планировать свои действия для реализации цели урока, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Формирование познавательных УУД: выделение существенного после смыслового чтения, осуществление анализа прочитанного и построение устных речевых высказываний.
Личностные: формировать чувство любви к природе и окружающему миру, чувство прекрасного, дружелюбие, ориентацию в нравственном содержании и осмыслении, как собственных поступков, так и поступков окружающих,
формировать чувство прекрасного, формировать умение выражать свои эмоции и чувства в чтении, говорении, творческой деятельности.
Основные образовательные ресурсы: Учебник «Литературное- чтение»Л.А.Ефросинина 1 часть стр.108-109, рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина 1 часть стр.43-44.
Тип урока: изучение нового материала, портрет А.С.Пушкина
Ход урока
Организация начала урока
1)Приветствие
– Здравствуйте, меня зовут Валентина Андреевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2)Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья пополнять.
II.Актуализация умений и знаний
1. Проверка домашнего задания.
2. Групповая работа (работа в парах).
-Что такое красота?
-Для чего она нужна?
-Где её можно увидеть?
-А как определить что красиво, а что –нет?
Например, какое для вас самое красивое время года?
Почему-то единицы из вас назвали осень.
Поднимите руку кто считает, что осень – некрасивое время года? А кто считает, что красивое?
3. Анализ и оценка учебной деятельности учащихся на данном этапе
III.Открытие новой темы, целеполагание
-Определите тему нашего урока.
Листьям – время опадать.
Птицам – время улетать.
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать,
Солнцу – стынуть,
Тучам – злиться.
Нам с тобой – Идти учиться.
-О каком времени года говорится? (об осени)
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «осень»? (листопад, дождь, грязь, холод, лужи, ветер, красота, солнечные дни…..).
Открытие новых умений, знаний
Подготовительная работа
а) краткие биографические сведения об авторе
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили в раз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
– Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?
– Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.
Работа в рабочей тетради: Выполним упр.3.
– Рассмотрите его портрет? Каким вы представляете себе поэта?
– Что вы можете рассказать об этом поэте?
– Какие произведения этого поэта вы знаете?
А.С.Пушкин- великий русский поэт. В восемь лет он уже сочинял на французском языке маленькие комедии. В 18 лет он закончил учиться в училище и переехал в Санкт-Петербург. В 21 год закончил своё первое произведение. Поэт знал французский и английский, немецкий и итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки – одни в совершенстве, другие не переставал изучать всю жизнь.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Сегодня на уроке мы будем читать отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться читать стихотворение выразительно.
б) Артикуляционная гимнастика
Прежде, чем читать произведения, мы с вами проведём артикуляционную гимнастику.
«Подуй на листочек!». Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить, что на ладошке у каждого из вас лежит маленький березовый листочек. Глубоко вдохните, задержите на 3 сек. дыхание и плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.
Переходим на звуки: говорим на одном дыхании
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
Отрывисто, добавляем звук
«Скороговорка»
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои
2.Чтение стихотворения учителем.
-Слушайте внимательно и постарайтесь представить картины, которые рисует поэт.
Откройте учебник на стр.108
3. Работа по содержанию текста после чтения
-Перед чтением вам было дано задание представить картину, которую рисует поэт.
Работа в рабочей тетради: Выполним упр.4. Нарисуйте ту картину, которую вы представляли.
– Какого жанра это произведение?
-Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном стихотворении?
-Какой изобразил осень в своём произведении А.С.Пушкин?
-А вы знаете о том, что Осень было самое любимое время года для А.С. Пушкина? Он называл осень «очарованием очей». Но как же так? Что прекрасного в той картине, которую он нам описал?
Красота – это способность видеть.
Среди доводов, что осень некрасива – лужи. Но один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды. (Иммануил Кант)
Т.е. А.С. Пушкин умел видеть что-то такое, чего не видим мы.
Работая сегодня на уроке, мы должны решить проблему:
Осень – это скучное, некрасивое время года или прекрасное?
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Открытие новых умений, знаний (продолжение)
4. Чтение рассказа.
-А теперь прочитайте произведение самостоятельно шёпотом.
-Выясните значение непонятных вами слов по словарю.
5. Работа по содержанию текста после чтения
Как понимаете слово сень?(Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь)
– Как понимаете слово караван?(Караван – группа кого, чего-нибудь, двигающихся друг за другом)
Работа в рабочей тетради: Выполним упр.2.сень (покров), караван (летящие друг за другом гуси)
– Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:
дышал…? ( о человеке)
– Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)
– Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь? (о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»)
– Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»)
– Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)
– Найдите строки, где говорится о перелетных птицах. Что они делают? («Гусей крикливых караван тянулся к югу»)
– Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг)
– Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)
– Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
Работа в рабочей тетради: Выполним упр.1
-Посмотрите в учебнике как изобразили иллюстрацию к этому произведению.
-Какие строки из произведения к ней подходят?
-Как мы будем читать это произведение? (быстро или медленно) Почему? (природа засыпает)
Подведение итогов урока. Рефлексия
– Ребята, с каким автором мы сегодня с вами познакомились? А с какими произведением?
– К какому жанру относится это произведение? (стих-е)
-Какова тема? (осень)
-В начале урока был поставлен проблемный вопрос:
«Осень – это грустное время года или радостное?».
-Докажите
-У вас на партах лежат листочки, заполните их:
1. На уроке я научилась (ся)….
2.Самым интересным сегодня было….
3.Самым трудным для меня было….
Домашнее задание
Откройте дневники и запишите домашнее задание:
Стр.109- Прочитать отрывок «Осень». Г.Скребицкого
infourok.ru
Представлен урок, выполненный в Презентации Microsoft Office PowerPoint ГЛАВА 4. РЕАЛЬНЫЙ И ВОЛШЕБНЫЙ МИРЫ В АВТОРСКОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ. Тема. С…
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе “С. Козлов – сказочник и поэт. Стихотворение с.Козлова “В небе туча хмурится…”Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе “С. Козлов – сказочник и поэт. Стихотворение с.Козлова “В небе туча хмурится…” Слайды с изображением портрета писателя, книг С.Козлова, стихотвор…
Презентация к уроку литературного чтения “Осень в произведениях русских поэтов” 2, 3, 4 класс (комплект)Данная презентация предназначена для уроков литературного чтения в классе – комплекте (2,3,4 классы) при изучениии темы осени в произведениях русских поэтов и писателей. Совпадение тем – конец с…
Презентация к уроку литературного чтения. Урок-мастерская “Краски осени”.В данной презентации проводится анализ стихотворений русских поэтов о всех периодах осени. На уроке использована групповая и дифференцированная работа, а также приём ТРКМ…
Презентация к уроку литературного чтения “Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева “В небе тают облака”, в сказке С.Козлова “Если меня совсем нет”Презентация к уроку литературного чтения “Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева “В небе тают облака”, в сказке С.Козлова “Если меня совсем нет”, 4 класс, система Л.В.Занкова…
Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».Урок литературного чтения в 3 классе УМК “Школа России” составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом….
Презентация к уроку Литературное чтение “Люблю природу русскую. Осень” 2 классПрезентация к уроку литературное чтение по теме”Люблю природу русскую направленна на повышение мативации к учебной деятельности обучающихся….
nsportal.ru
Ι. Организационный. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. 1-2 мин. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Урок литературный, А мы народ культурный. На уроке не лениться, Всем работать, отвечать, Ну, а мы сегодня будем Наши знанья пополнять. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | ΙΙ. Формулировка темы, цели урока. Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока. 8 мин. |
Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? – А какие ещё осенние признаки можете назвать? 2. Беседа о происходящих изменениях в природе осенью. На исходе октябрь. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы. 3.Выскажите предположение о теме предстоящего урока. -Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем новый небольшой, но очень красивый раздел нашего учебника литературного чтения. Стр. 108 в учебнике -А сегодня из этого раздела мы изучим произведения А.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.Скребицкого «Осень». 4. Какую цель поставим на урок? | Отгадывают загадку. -Осень -Отвечают на вопросы учителя. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. -Выдвигают предположения о теме урока. – Ставят цели: -Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов. – Учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить. -Учиться понимать, что к природе надо относиться бережно, видеть и ценить красоту природы. | Познавательные: Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Коммуникативные: Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | ΙΙΙ. Освоение нового материала. Цель: отработка приёмов выразительного чтения; понимание обучающихся содержания текста, выявление непонятных слов. 20-23 мин. 1. Подготовка к восприятию
3. Проверка эмоционального восприятия. 3. Повторное чтение стихотворения. 4. Словарная работа 5.Анализ стихотворения 6. Дикционное упражнение | -Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. -Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. -И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает. Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял поэт, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение. Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина, то очарованье. А вот какая осень в этом стихотворении, мы узнаем Послушайте и затем расскажите, какие картины представили. -Учитель читает стихотворение под музыку П. Чайковского «Октябрь» Организует беседу по проверку эмоционального восприятия поэтического произведения, задаёт вопросы: * О каком времени года говорится в стихотворении? * Какие картины представили при слушании? * Какое настроение передаёт нам поэт? В тетради стр. 43, №1 -Организует самостоятельное чтение поэтического произведения с фиксацией внимания обучающихся на выделение непонятных слов. Организует словарную работу. -в учебнике на стр.108, – в презентации Организует работу по анализу поэтического произведения. Вопросы из учебника стр. 109 *Какими словами передается настроение ? *Объясните, как это небо дышало осенью? *Какие строки подходят к иллюстрации? * «Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,…»? Какую картину представляешь? Произнесите это предложение с разным настроем – радостно, испуганно, торжественно, печально, удивлённо -Вот и осень пришла. Расстановка пауз в тексте. *В каком темпе необходимо читать? | Слушают учителя Рассказывают, что представили Участвуют в беседе по проверке эмоционального восприятия поэтического произведения во фронтальном режиме. В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста стихотворения. Выполняют задание в тетради Обучающиеся шёпотом самостоятельно читают текст стихотворения, отмечают непонятные слова. Обучающиеся в учебнике находят рубрику «Словарь объяснит тебе непонятные слова». В тетради выполняют задание № 2, стр. 44, Произносят предложение с разной интонацией Читают текст стихотворения по частям. Участвуют в анализе поэтического произведения во фронтальном режиме. В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста стихотворения. Расставляют паузы -Выразительное чтение стихотворения отдельными учениками. Работа в тетради стр. 44, №3, №4 | Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Осуществлять анализ поэтического произведения. Уметь анализировать степень выразительности чтения и содержания поэтического произведения. Коммуникативные: Понимать на слух текст поэтического произведения, ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от образца. Осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. . | 1. Подготовка к восприятию | Талант поэта – увидеть и передать красоту природу с помощью слова, стихотворения. С помощью слова это могут передать и писатели. Г.А.Скребицкий написал произведение «Осень». Слово о Скребицком. | Слово об авторе говорит подготовленный заранее ученик. Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Георгий Алексеевич с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки. Писатель часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи – природа и художественная литература. И ему удалось воплотить в себе обе эти профессии. Георгий Алексеевич Скребицкий стал замечательным писателем-натуралистом | Познавательные: Осуществлять анализ поэтического произведения. Уметь анализировать содержания произведения. Коммуникативные: Понимать на слух текст произведения, ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. | Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, обеспечение позитивного настроя на получение знаний. 3 мин. | Организуют подведение итогов урока. Задаёт вопросы о задачах урока. Проводит контрольно-оценочную деятельность обучающихся. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Обеспечивает положительный настрой обучающихся. | Высказывают свои впечатления от урока. Оценивают собственную деятельность на уроке, с помощью осенних листочков
– Я очень рада, что наш листопад состоит из оранжевых листьев. Спасибо за интересную работу. -И хочется закончить наш урок такими прекрасными словами: У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать! Дождь ли, снег Любое время года Надо благодатно принимать. | Познавательные: Строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: формулировать собственное мнение с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату. |
kopilkaurokov.ru