Слайд 1
ГБОУ СОШ № 892-2 2 класс учитель: самошкина И.К. Осенняя прогулкаСлайд 2
Осенние изменения Летом небо голубое , лишь кое-где небольшие облака. Осенью небо затянуто облаками , особенно в пасмурный день. Небо кажется низким.
Слайд 3
Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы. Осенью дожди затяжные , холодные.
Слайд 4
Летом погода тёплая, много ясных дней , Осенью температура воздуха понизилась , ясных дней мало, чаще пасмурно.
Слайд 5
Паучата и паутина В солнечную погоду можно увидеть множество летающих паутинок. Это явление характерно для бабьего лета. У многих видов пауков к осени выходят из отложенных летом яиц крошечные паучата . Малыши не могли бы расселится по полю и по лесу , передвигаясь на своих маленьких ножках. Паучок забирается на стебелек и выпускает из брюшных паутинных бородавок струйку особой жидкости .быстро затвердевающей на воздухе в виде нити.
Слайд 6
Долгоносики На земле среди опавшей листвы можно увидеть и плоды деревьев: под дубом – жёлуди. Под кустом орешника – орехи. Если внимательно присмотреться , можно увидеть отверстия , которые проделали долгоносики.
Слайд 7
Зимние запасы Осенью – пора подготовки к зиме. Некоторые звери и птицы делают запасы пищи. Орехи, жёлуди и грибы собирают белки. Сойки и поползни лакомятся орехами и желудями.
Слайд 8
Осенний наряд Несмотря на увядание природы ,наряд лиственных деревьев очень яркий. В это время можно почувствовать красоту природы , собрать коллекцию осенних листьев.
Слайд 9
В сентябре по обочинам дорог можно встретить бледно-розовые цветы дикого цикория , луговые васильки , розовые вьюнки, лиловые бодяги и чертополоха
Слайд 10
ягоды Какую съедобную ягоду можно увидеть в лесу осенью? Какие лечебные ягоды созревают в это время? А какая ягода осенью созревает на болоте?
Слайд 11
Птицы О какой ягоде говорят « В сенокос горька , а в мороз сладка»? Какик птицы любят питаться плодами рябины ?
nsportal.ru
Экскурсия во 2 классе по теме «Приметы осени».
Изучив федеральный государственный образовательный стандарт, можно прийти к выводу, что в настоящее время экологическое образование школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах, на разных ступенях общего образования и в учреждениях дополнительного образования. Оно получает дальнейшее развитие с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
В этом случае экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. И задача начальной школы – заложить в детские души, с первых шагов их общения с окружающим миром, основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.
Одним из видов работ – экскурсии в природу. Экскурсия – это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении через собственные непосредственные наблюдения.
Цель экскурсии – научить детей правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность, внимание, память.
Цель: формирование у учащихся умения наблюдать за животным миром в осенний период; формирование бережного отношения к ним.
Планируемые результаты:
Предметные: называть основные приметы Осени.
Метапредметные:
Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на экскурсии.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученyю на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
Ход экскурсии:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Методы и приёмы
Орг.момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас урок очень необычный, мы будем с вами путешествовать по Осеннему лесу!
Приветствие с учителем. Слушают.
Формирование умения слушать и слышать
Словесный
Основной этап
64
Чтобы начать путешествовать, для этого нужно нам повторить правила поведения в лесу? Какие вы знаете правила, давайте перечислим?!
Молодцы ребята, а сейчас давайте познакомимся с нашим маршрутом.
Но для начала на нужно, выполнить первое задание.
Слушаем внимательно!
Чтобы выполнить первое задание, для этого вам нужно хорошо знать деревья. И сейчас мы и проверим, кто у нас самый внимательный!
Вот мы с вами зашли в небольшой лес, почему в лесу стало светлее, кто может объяснить?
А кто может сказать, как называется это явление, кто знает?
Оглянитесь вокруг, и скажите какие деревья остались зелеными и почему?
А как вы думаете, у какого дерева листва желтеет быстрее, обратите внимание, посмотрите вокруг.
И так молодцы ребята, вы ответили верно! Вы очень внимательные!
Ребята, а как вы считаете. чем осень отличается от зимы?
Да, верно ответили! Кто знает, что обозначает желтый цвет осенью?
Ребята, а если приходит осень, становится прохладно, часто идет дождь, и как вы думаете, что происходит с насекомыми? С жуками, с бабочками?
Верно ребята, бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо.
Давайте перейдем с вами к следующему заданию.
Объясните, почему так говорят:
– Сентябрь – это месяц «птичьих стай».
Верно ребята, Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы – ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми.
Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.
А сейчас мы с вами не много отдохнем и поиграем в игру «Верю -не верю»
Слушаем правила игры.
Я зачитываю утверждение, если это утверждение верное, то вы хлопаете, а если нет то топаете. Начинаем!
Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники («не верю»), а на деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»),сушатся грибы ( «не верю»),сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю»). Залаяла собака («верю»), из травы выскочил белый заяц («не верю»), и пустился бежать через поле к речке (« верю»),при этом он испугал жаворонка ( «не верю»)и куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни ( « не верю»), а зайчик прыгнул в воду ( «не верю»), нырнул в свой домик ( «не верю» ),забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму (« не верю»).
Ребята, вы очень внимательны.
А сейчас давайте приступим, к следующему заданию.
Работа в группах
Для каждой группы Будет свое задание.
1 ГРУППА –должна собрать листья с деревьев, с кустов.
2 ГРУППА- вам ребята такое задание, вам нужно тихонечко понаблюдать за поведением насекомых, посмотреть где они живут, что они делают, как они выглядят. И подумать чем же могут питаться такие насекомые?!
3 ГРУППА– а третей группе задание такое, вам нужно понаблюдать
за чем-то необычным, то что вам показалось интересным. Затем поделитесь с одноклассниками.
На работу вам дается пять минут, время пошло, затем мы идем в наш класс, подведем итог нашей работы.
Такие правила как: не кричать, не толкать друг друга, не ломать ветки, не разорять гнезда птиц!
-потому что отпадают листья у деревьев.
-листопад.
-ель, сосна, лиственница, потому что у них не отпадывают иголки.
-у березы
Желтый цвет – символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов
Их становится меньше. Начинают погибать либо ложатся в спячку
Слушают небольшое объяснение учителя, наблюдая за корой деревьев
Потому что в сентябре, все птицы улетают на юг, в тепло. Потому что становится меньше насекомых.
Слушают
Слушают правила игры
Играют в игру «Верю –не верю»
-не верю(топают)
-не верю(топают)
-не верю(топают)
-не верю(топают)
-верю(хлопают)
-не верю(топают)
-верю(хлопают)
– не верю(топают)
-не верю(топают)
-не верю(топают)
-не верю(топают)
-не верю(топают)
1 группа- собирают гербарий
2 группа- наблюдают за насекомыми. Рассматривают их
3 группа- наблюдают в общем за природой
Учащиеся знакомятся с правилами поведения в лесу
формирование
умения осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность.
формирование умения слушать и понимать других
Анализируют объекты с целью выделения признаков.
Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Знакомятся с животным миром леса, через рассказ и наглядность.
формирование
умения осознано строить речевое высказывание в устной форме.
формирование умения слушать и понимать других
Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу через практическую деятельность.
Собирают гербарий.
Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Беседа.
Практический метод.
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа.
Рассказ
Наблюдение
Беседа.
Рассказ
Наблюдение
Игровой метод
Практический метод
Работа в группах
Подведение итогов
А сейчас, давайте с вами посмотрим и обсудим задания по группам.
Зачем мы сегодня наблюдали? Что узнали интересного?
На партах у вас лежат, два квадрата, разного цвета,(красный и синий). Если вам понравилась экскурсия, и вам было очень интересно, вы узнали много нового, поднимите красный квадрат, а если вам было скучно, не интересно, было не понятно- то поднимите синий квадрат
Подводят итоги каждой группы.
Наблюдали за приметами Осени, за насекомыми, за деревьями.
Узнали о насекомых, о красках осени.
Умеют осознано строить речевое высказывание в устной форме;
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Беседа, наглядность
(2 квадрата)
Домашнее заданиеРассказать родителям о своих впечатлениях на экскурсии, обратить внимание на краски осени, ее приметы; в библиотеке найти загадки об осени.
Записывают домашнее задание в дневник.
Формирование умения слушать
словесный
infourok.ru
Тема: «Осенняя экскурсия в лиственный лес»
2 класс
(проведена во внеурочное время, во время работы
природоведческого кружка)
Цель:
развивать умения видеть и чувствовать красоту
родной русской природы;
воспитывать любовь к родной природе, прививать
основы экологической культуры;
развивать умения анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы;
формировать оздоровительный эффект нервной системы
ребенка через эстетическое переживания и укрепление
физического здоровья.
Учитель начальных классов
МОУ «Колосковская СОШ»
Дронова Надежда Николаевна
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный день. Наш друг Лесовичок – Боровичок пригласил нас к себе домой – в лиственный лес, который
он очень любит. Разве можно не любить то место, где ты родился, где прошло твое детство.
Дети, путь наш не совсем близкий, потому вы должны посмотреть,
удобна ли вам обувь.
2.Обьявление темы.
Мы идем в гости, где жители живут по своим лесным законам.
Поэтому мы своим присутствием не должны нарушить их привычную жизнь. Сейчас повторим правила поведения в лесу.
1) Не ломай в лесу деревья и кустарники.
2) Не разоряй муравейник.
3) Не рви большие букеты цветов.
4) Не разжигай костры.
5) Не оставляй мусор в лесу.
3. Дорога к объекту исследования.
По пути к лесу мы проходим через мост небольшой речки Гнилая.
Обращаем внимание на чистоту и прозрачность воды. Но по всему пути следования, по берегу реки, на лугу, всюду валяются бытовые отходы.
4. Первая остановка «На опушке».
Учитель. Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин.
Ребята, кто нас сейчас встретит?
(Деревья, травы, кустарники и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето.)
Остановитесь и полюбуйтесь красками золотой осени, самого яркого, хотя, и короткого периода-листопада.
При встрече со знакомыми, друзьями мы всегда здороваемся.
Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Улыбнитесь им, и вы почувствуйте, как они улыбаются в ответ.
(Ребята встают в круг, держась за руки, улыбаются зеленому другу, голубому небу, солнцу, друг, другу).
Дети читают четверостишие (хором).
Есть у меня зеленый друг,
Хороший друг, веселый
Он к нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
5. Остановка «Улыбка».
Дети, давайте послушаем тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес?
Как вы себя чувствуете, какое настроение?
Раз вам хорошо, хорошо Лесовичку – Боровичку, значит и лес вам рад. Видите, сколько радости он вам посылает! Подарите свои улыбки друг другу. Радостно у вас на душе, настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите; если увидите всю красоту окружающей природы и улыбнетесь ей. Помните слова детской песенки – от улыбки станет мир светлей! А дружба начинается с чего? С улыбки.
(Дети негромко поют песенку Шаинского «Дружба».)
6. Остановка «Дышим ровно, глубоко!»
Ребята, а так ли тихо в лесу?
Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. А чем пахнет в лесу? Отличаются ли ароматы осеннего леса от летнего и весеннего?
Давайте глубоко вдохнем лесной горьковатый аромат. Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Которые вырабатывают все растения, фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и глубоко подышим.
(Дети становятся в круг и выполняют физические упражнения.)
1) «Часики»
2) «Вырасти большой»
3) «Паровозик»
4) «Насос»
5) «Лыжник».
6) «Гуси – летят».
Лесовичок – Боровичок предлагает сделать еще одну остановку.
7. Остановка «Художница Осень».
Это наша Осень – добрая волшебница!
Ярко желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба темный месяц
Чуду удивляется.
Все кругом искрится,
Все переливается.
Давайте полюбуемся осенними красками расписного шатра.
Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? На всех ли деревьях листья одного цвета? (Листья разных деревьев отличаются по цвету.)
На березе и липе – листья желтые, на клене, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А вот Лесовичок – Боровичок решил выявить среди нас самого наблюдательного. Он задает нам вопрос: на каких деревьях или кустарниках листья остаются зелеными до самых морозов?
А знаете, отчего листья желтеют? Это вопрос очень сложный и поговорим мы об этом на отдельном уроке.
А вот отчего листья опадают, об этом мы сейчас поговорим.
(дети высказывают свои предположения)
-Листопад деревьев – это их защита от зимней засухи и стужи.
За теплые месяцы только одна большая береза испаряет около 7 тонн воды. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, береза погибла бы от засухи зимой, столько воды из почвы не получишь. Сейчас мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев, больше всего среди опавших: Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.
*(дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают опавшие листья, желуди, мох, из которых они будут делать поделки). И тут мы услышали: «Осторожно, сито!» Между двумя деревьями висела огромная паутина. Лесовичок – Боровичок предлагает сделать еще одну остановку.
8. Остановка «Поиграй-ка!»
Висит сито не руками свито,
Муха охнула сперва:
«Ах, какие кружева!»
А попала в кружева,
И пропала голова.
Бедняжка, словно в тине,
Завязла в (паутине.)
Можно ли порвать паутину?
Можно убивать пауков?
А как нам пройти?
Игра «Паучок»
(описание игры) Учащиеся встают в круг, взявшись за руки. Считалкой «Надоел жуку гамак, да не выбраться никак» Выбирают жука. Он встает в середине круга и пытается освободить из «плена паутины». Выигрывает тот, кто сумеет вырваться.
Если в лес пришел гулять.
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают.
Ну, кому они мешают!
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги.
9. Итог.
Подходит к концу наше путешествие. Я благодарю вас всех за хорошее поведение в лесу. Лесовичок – Боровичок безмерно рад за вас ребята. Он уверен, что уходя из леса, вы много хорошего взяли с собой, и предлагает на всю жизнь запомнить и никогда не забывать, что
Природа – дом, украшенный
трудом.
В любой мороз и зной устроен
и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живем.
Другого дома нет на целом свете.
nsportal.ru
Разделы: Начальная школа
Класс: 2
Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с приметами осени, с разнообразием растений и животных в природе; развивать умение распознавать растения и животных, наблюдать за ними в природной обстановке; развитие внимания, наблюдательности, речи; воспитание бережного отношения к природе, любви к своей Родине, воспитание культурного поведения.
Оборудование: гербарные образцы растений леса, фотографии зверей и птиц леса, пакетики для сбора природного материала для уроков технологии, фотоаппараты.
Маршрут: берёзовая роща, смешанный участок леса.
Предварительно проводится беседа о культуре поведения на улице; по технике безопасности.
Учитель: Скажите, ребята, какое время года сейчас наступило?
Назовите, пожалуйста, осенние месяцы.
Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа Соколова-Микитова «Осень в лесу».
Послушайте его и сравните с тем, что вы видите вокруг себя.
«Пришёл сентябрь. После жаркого лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо слышатся голоса. По прозрачному высокому небу бегут облака»
Учитель: Сравнили? Итак, у кого какие мысли? Давайте послушаем.
А кто догадался, какова цель нашей сегодняшней экскурсии?
Да, ребята, наша задача сегодня познакомиться с разнообразием растений и животных в природе, в частности, нашего леса; понаблюдать за тем, какие изменения произошли в их жизни с приходом осени.
Посмотрите, ребята, вокруг. Скажите, где мы находимся? (Берёзовая роща)
Сейчас я проверю вашу наблюдательность. Послушайте загадку.
Рыжий Егорка пал на озёрко.
Сам не утонул и воды не всколыхнул.
Что это такое? (Лист дерева)
Что происходит с листьями деревьев осенью?
А какие деревья здесь преобладают? (Берёзы)
Понаблюдайте, какие сейчас листья на берёзе. Сравните с летними листьями у меня в гербарном образце (ответы детей)
Учитель: Ребята, берёза живёт 100-120 лет. Чем она отличается от других деревьев?
У неё белый ствол с чёрными отметинами. Листочки у берёзки – зубчатые. Крона ажурная или плакучая. Это дерево любит солнце и тянется к нему.)
Учитель: Где, ребята, мы сейчас оказались? Правильно. Это смешанный лес. А почему он так называется? Давайте подойдём к дубу. Посмотрите на его листья.
Какой они формы? Какого они цвета? Потрогайте кору на стволе. Какая она на ощупь? Попробуйте обхватить наш дуб руками. Получилось?
Ребята, дуб живёт от 500 до 1000 лет. Ствол у дуба может в обхвате составлять несколько метров. Дуб встречается в лесу разный. Есть дуб-летняк. Он сбрасывает листья на зиму; дуб-зимняк остаётся на зиму в «шубе», т.е. с сохраняющимися до весны листьями. Крона у дуба очень ветвистая, сучья кривые. А кто знает, как называется плод у дуба? (Жёлудь)
А какие ещё растения вы здесь видите? Правильно, это лещина. Лещина – это лесной орешник Скажите, а почему лещина растёт под другими деревьями?
Лещина-это кустарник и очень любит тень. Поэтому растёт под другими деревьями. Обратите внимание на листья. Какие они? Посмотрите на гербарный образец. Какими листья были летом? А какого цвета ствол у лещины? Плоды этого кустарника можно употреблять в пищу.
Учитель: Знаете, ребята, поговорку: «Дрожит, как осиновый лист». А почему так говорят?
Посмотрите, а где здесь красавица осина? Вот она. Осина живёт 80-100 лет.
Обратите внимание на то, что листья у неё действительно «дрожат» от ветра.
А это что за дерево, ребята? Да, это липа. Что вы знаете об этом дереве?
Живёт она 100 лет и растёт очень медленно. Липа хорошо переносит тень и мороз. А какое насекомое любит липу и почему? Да, это пчёлы. Листья липы хорошо пахнут и пчёлы к ним летят. Липовый мед очень полезен для здоровья.
Учитель: Ребята, посмотрите какие красивые деревья вокруг. Художник-осень раскрасила их своими необыкновенными красками. А какие правила поведения в природе вы знаете? Да, деревья надо беречь. Не надо напрасно ломать ветки. Деревья приносят огромную пользу, поглощают вредные вещества. Ну, а осень приносит радость обилием красок, переливающихся на солнце.
Учитель: А сейчас, ребята, попробуем увидеть животных. Их заметить труднее, чем растения. Ведь растения живут на одном месте, а животные подвижны. К тому же часто ловко прячутся. Между животными и растениями существует тесная связь. Кто знает, какая? Растения образуют дом для животных. Кроме того, для многих животных растения служат кормом. А какие изменения произошли в жизни животных с приходом осени?
Сейчас мы с вами немного помолчим. Только в тишине можно увидеть или услышать животное. Слышите, кто-то шуршит в листве. Кто это? Ёжик.
Давайте-ка, понаблюдаем. Нам повезло, что мы его увидели, т.к. ёж- это ночное животное и скоро впадёт в спячку. Ест червей, жуков, змей. Ёж – враг ядовитых змей-гадюк.
Перед зимой ежи жиреют и впадают в глубокую спячку среди лесного хвороста.
Проснётся ёж только с прекращением заморозков. Давайте его сфотографируем и лучшие снимки поместим в Уголке природы.
Учитель: Посмотрите, кто это там прыгает с ветки на ветку? Белка! Что вы знаете об этом зверьке? Правильно. Белка линяет на зиму. Это важная примета осени.
Шубка у неё становится серенькой. Правильно вы сказали, что белка делает запасы на зиму, т.к. в спячку она не впадает. Питается она желудями, орехами, грибами. Если корма мало, то белки перекочёвывают в другие места.
Не будем ей мешать. Пускай трудится и готовится к зиме.
А каких ещё животных можно увидеть в лесу? Я буду показывать вам фотографии с их изображением, а вы называйте. (Лиса, заяц, волк, кабан, лось…)
Учитель: Вспомните, ребята, лето. Что вы обязательно летом слышали в лесу? Правильно, птичьи голоса. Весь лес был наполнен пением птиц. Послушайте аудиозапись их пения. А что вы слышите сейчас? Почему? Птицы улетают в тёплые края, т.к. становится мало корма.
Сейчас я прочитаю вам ещё один отрывок из рассказа Соколова-Микитова «Осень в лесу».
«В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы». О ком пишет автор?
Учитель: Какие же, ребята, птицы улетают на юг? Посмотрите на фотографии.
Этих птиц мы с вами не увидим до весны. О некоторых из них вам расскажут наши ребята.
А кто остаётся с нами зимовать? Почему?
О ком эта загадка?
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Посмотрите на фотографию.
Синичка будет с нами всю зиму. Синица – друг человека. Она поедает вредных насекомых. Птиц, которые остаются с нами на зиму надо обязательно подкармливать и в городе, и в лесу.
Учитель: А эта загадка о ком?
Он в своей лесной палате носит пестренький халатик,
Он деревья лечит, постучит – и легче. (Дятел)
Посмотрите на фотографию.
Что вы знаете о дятле? (ответ подготовленного ученика)
Учитель: А эта загадка о ком?
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая
Крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она?….. (Ворона)
Посмотрите на фотографию.
Сообщение о вороне подготовленного ученика.
Учитель: А эта загадка о ком?
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
Посмотрите на фотографию.
Сообщение о сороке подготовленного ученика.
Учитель: Молодцы, ребята. Конечно, мы рассказали не о всех птицах нашего леса. Это тема не одной экскурсии. Мы обязательно ещё раз побываем в лесу и поговорим о других его обитателях. А где же насекомые?
Правильно. Их не видно, т.к. многие уже спрятались и собираются спать всю зиму. Потому птицы и улетели. Есть-то нечего.
Учитель: Где мы с вами сегодня побывали?
Какие осенние изменения в природе вы увидели?
Какие растения леса вы знаете? Почему их надо беречь?
Каких животных встретили? А каких могли бы встретить?
Как следует вести себя в лесу?
А сейчас давайте соберём природный материал для уроков технологии.
18.02.2012
urok.1sept.ru
«Мгновенье осени»
Форма проведения – экскурсия.
Цели: создать условия для формирования чувства личной ответственности; развить умение видеть прекрасное в изменениях, происходящих в природе; укрепить здоровье и развитие двигательной активности.
Продолжительность экскурсии – 40 минут.
Провела Борисова Н. С.
Подготовительная работа:
1. Подбор текстового материала (стихотворения А.С. Пушкин «Унылая пора…, А. Толстой «Осень»).
2. Разучивание загадок.
3. Подбор игрушек для игр (лиса, зайчик).
4. Выбор места проведения экскурсии (центральный парк).
5. Беседа с детьми об осенних приметах.
Проведение экскурсии:
Дети собираются на крыльце школы. Проходит проверка готовности детей к экскурсии по парку.
–Добрый день ребята! Сегодня мы с вами будем гулять по парку. Проверьте вашу одежду! Как нужно идти гулять? (Надеть теплые кофточки и головные уборы, а так же нужно переобуться). Это защитит нас от ветра и не позволит занести грязь в класс (если в классе пыльно и грязно мы можем заболеть).
Учащиеся строятся в колонну по двое, первый и замыкающий взрослые. Подходят к входу в парк.
Вступительное слово педагога:
–Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрянец и в золото одетые леса. (А. Пушкин.)
Остановка 1. «Начальная»
Сначала учитель задает вопросы общего характера (Какое время года наступило? (Осень.) Как определили? (Произошли изменения в природе.) Какие? (Стали чаще идти дожди, похолодало и т.д.))
–Сегодня, мы совершим экскурсию по осеннему парку, который запечатлел в себе это прекрасное мгновенье. Давайте подумаем, как нужно вести себя на природе, в том числе и в парке? (Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать кору деревьев; не срывать листья и не дергать цветы с клумбы; не мусорить.)
Остановка 2. «Загадочная»
Для того чтобы ребята смогли попасть в «Мгновенье осени» им нужно отгадать ряд загадок (готовят загадки ребята из класса):
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну конечно… (Листопад).
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это … (Дождь).
Вслед за августом приходит,
И листопадом хороводит
И богат он урожаем
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь).
Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее… (Ледок).
– Все отгадки назвали, думаю можно идти дальше.
Остановка 3. «Особенная»
– Оглянитесь вокруг. Что вы видите? (Много листьев на траве и земле, деревья на которых уже пожелтели листья, травка еще зеленеет.)
– Ребята, посмотрите внимательно. Как другими словами сказать то, что вы назвали? (Красиво, чудесно.)
– Вдохните глубоко. Какой воздух вокруг? (Чистый, свежий, немного прохладный.)
– Какие листочки вокруг? (В основном желтенькие.)
– Почему? (Потому что в парке большинство деревьев – березы и ели.)
– Посмотрите на землю. Какие ощущения она у вас вызывает? (Кажется, что идешь по цветному ковру.)
– Из чего состоит этот ковер? (Из листиков.)
– Какие они? (Большие маленькие, разные по форме: есть похожие на треугольник и ромб, овал; разные по цвету: желтые, красные, зеленые.)
– Как можно назвать это мгновенье? (Золотая осень.)
Далее учащиеся вместе с учителем переходят на следующую остановку.
Остановка 4. «Игровая»
– А сейчас разомнемся и поиграем (дети повторяют различные упражнения за взрослым).
Игра «Лиса и зайчик» (для игры требуется 2 мягкие игрушки). Ход игры: Дети становятся в круг. Двум из них, стоящим напротив, дают игрушки: одному лису, другому – зайца. По сигналу дети начинают передавать эти игрушки по кругу. Заяц «убегает», а лиса его «догоняет».
Игра «Дед». Ход игры: Дети выбирают «деда», затем отходят в сторону и договариваются о том, что они будут показывать, после чего подходят к «деду» и говорят:
– Здравствуй дед!
– Здравствуйте дети! Где вы были, что вы делали?
– Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.
Дети делают движения, изображающие какую-либо работу, а «дед» должен узнать, какая это работа. Если отгадает – все разбегаются, и он должен кого-нибудь поймать. Если не отгадает – дети снова договариваются и изображают другую работу.
– Остановились. Отдышались. Глубоко вдохните и выдохните.
Подведение итогов экскурсии.
– Скоро нам возвращаться. Но сначала давайте ответим на пару вопросов.
1. Назовите не менее трех песен об осени (группа Лицей «Осень», «Лесные бусы», «Арбузики-карапузики»).
2. Назовите приметы и пословицы про осень (осень – перемен восемь, теплая осень – к долгой зиме, холоден сентябрь да сыт).
– Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья, пожелтевшие, по ветру летят.
Лишь в дали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой.)
Послеэкскурсионная работа.
1. Выполнение аппликации из цветной бумаги и картона на тему «Листопад».
2. Лепка из пластилина различных по форме листочков.
Использованные источники:
Детям о традициях народного мастерства. Осень [Текст]: учеб.– метод. пособие: в 2-х ч. Ч. 1 / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 208 с.: ил.
Детям о традициях народного мастерства. Осень [Текст]: учеб.– метод. пособие: в 2-х ч. Ч. 2 / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.: ил.
Криевских, О.Г. Осенняя экскурсия в природу [Текст] / О.Г. Криевских // Начальная школа + до и после. – 2007. – №9. – С. 44-48.
infourok.ru
Заочная экскурсия
Учитель начальных классов
КГУ «СШЛОД №34,
I категории высшего
уровня квалификации
Ганжа Марина Валентиновна
Тема: Золотая осень
Цель: Прививать любовь к прекрасному через изобразительное искусство, стихи, музыку; увидеть красоту осени;
Задачи:
совершенствовать умение строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы; освоить художественные материалы; совершенствовать изобразительные навыки; тренировать зрительную память; прививать интерес к искусству.
Развивать творческое воображение и образное восприятие мира. Развивать речевую культуру учащихся.
Прививать интерес к искусству. Формировать общую культуру учащихся. Воспитывать бережное отношение к природе;
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Иван Бунин (отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной стоит
Над светлою поляной.
2. Нацеливание на занятие.
Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.
Чтобы познакомиться с произведениями художников, мы отправимся на экскурсию. Но для этого нужно посетить много музеев, которые находятся в разных городах и странах. Поэтому мы отправимся с вами на заочную экскурсию осенних пейзажей.
Имена каких художников – пейзажистов знаете? При просмотре репродукций картин обратите внимание на фамилии художников и название работ.
Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который написал осеннюю композицию «Октябрь». Вы услышите её во время просмотра.
3. Заочная экскурсия среди осенних пейзажей
(слайд-шоу)
4. Анализ репродукции
А сейчас рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана, картина написана в 1895 году. Является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
Как вы думаете, какой период осени изобразил художник?
Можно ли сказать в какой месяц была написана картина?
Что говорит о покое и тишине?
Какие краски использовал художник для своего рисунка?
Каких цветов больше?
Какая вода?
Какое небо?
Как бы вы назвали картину?
5. Работа в группах.
Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты .
(у каждой группы на листках стихи)
Прочитайте в группах. Какие строчки больше всего, по вашему мнению, подходят к этой репродукции?
А.С. Пушкин.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Скучная картина! Алексей Плещеев
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!…
Березы желтою листвой Иван .Бунин
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
6. Физминутка:
Мы увидели осень у художников, услышали мелодию осени, осмыслили слова поэтов об осени, а теперь покажем осень в движении.
Осень. По утрам морозы. Дети встают на носочки и поднимают руки вверх,
В рощах жёлтый листопад. Кружатся на носочках. Руки на поясе.
Листья около берёзы Приседают, делают плавные движения
Золотым ковром лежат. руками перед собой влево-вправо.
В лужах лёд прозрачно-синий. Бегут по кругу на носочках.
На листочках белый иней. Останавливаются, приседают.
Е.Головин
7. Творческая работа в группах.
Посмотрите за окно
Какая пора наступает? (Скучная)
Почему? ( Исчезнут яркие краски осени.)
Но не расстраивайтесь, в наших руках краски и мы можем остановить мгновение и нарисовать золотую осень:
Задание для команд. За 10 минут постарайтесь передать красоту осени, используя различные художественные материалы.
8. Итог занятия.
Учащиеся показывают свои работы.
Что запомнилась вам в вашей работе? Что было самым интересным?
Для чего художник рисует? (Что бы передать красоту, увиденного им момента, поделиться своими чувствами, эмоциями, впечатлениями).
Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства – великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими.
Любуйтесь осенью, наблюдайте за природой, вспоминайте самые лучше минуты, связанные с этим временем года .
infourok.ru
Экскурсия в природу.
Тема « Природа нашего края»
Дата 14 октября 2011г
t воздуха _______________
ветер слабый умеренный сильный
осадки нет снег дождь
небо ясное переменная облачность облачно
преобладающая форма поверхности
равнина холмы горы
наличие водоемов
река пруд озеро море
виды произрастающих растений
травы кустарники деревья
названия деревьев и кустарников
( собрать их листья)
__________________________________________________________________________________________________________________
Подпись ________________________________
Уважаемые родители!
Благодарю вас за прекрасное воспитание сына /дочери.
Мне приятно, что в транспорте, на территории парка ваш ребенок
был сегодня дисциплинирован, вежлив, внимателен. Ездить с ним
на экскурсии одно удовольствие.
Бутарова А.К.
Уважаемые родители!
Благодарю вас за прекрасное воспитание сына /дочери.
Мне приятно, что в транспорте, на территории парка ваш ребенок
был сегодня дисциплинирован, вежлив, внимателен. Ездить с ним
на экскурсии одно удовольствие.
Бутарова А.К.
Уважаемые родители!
Благодарю вас за прекрасное воспитание сына /дочери.
Мне приятно, что в транспорте, на территории парка ваш ребенок
был сегодня дисциплинирован, вежлив, внимателен. Ездить с ним
на экскурсии одно удовольствие.
Бутарова А.К.
Уважаемые родители!
Благодарю вас за прекрасное воспитание сына /дочери.
Мне приятно, что в транспорте, на территории парка ваш ребенок
был сегодня дисциплинирован, вежлив, внимателен. Ездить с ним
на экскурсии одно удовольствие.
Бутарова А.К.
Уважаемые родители!
Благодарю вас за прекрасное воспитание сына /дочери.
Мне приятно, что в транспорте, на территории парка ваш ребенок
был сегодня дисциплинирован, вежлив, внимателен. Ездить с ним
на экскурсии одно удовольствие.
Бутарова А.К.
nsportal.ru