Меня зовут фонема 2 класс внеурочное занятие: Конспект занятия по внеурочной деятельности. На тему: “Меня зовут Фонема”

Содержание

Конспект занятия по внеурочной деятельности. На тему: “Меня зовут Фонема”

Конспект занятия кружка «Веселая грамматика»

На тему: “Меня зовут Фонема”

Цели занятия:

Образовательные:

·         закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и];

·         совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

·         учить определять гласный звук в начале слова;

·         учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и];

·         закрепить графические образы букв А, У, И.

Коррекционно-развивающие:

·         развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и];

·         развитие ориентировки в пространстве;

·         развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

·         воспитывать умение работать в течение всего занятия;

·         воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование: звуковички, карта, осенние листья, корзинки, грибы-картинки, сухие веточки, дидактическое пособие “звуковая мозаика” (поле 3х3, квадраты красного, желтого и коричневого цвета), карточки буквенных сочетаний, карточки с предложениями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.     Орг.момент.

-Ребята, сегодня мы открываем наш кружок «Веселая грамматика». Тема сегодняшнего занятия «Меня зовут Фонема.»

– Что изучает наука Фонетика?

-Какие бывают звуки?

Психогимнастика

– Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). 

Молодцы!

Ориентировка в пространстве

Наши гости  маленькие и очень любят играть. И сейчас они решили поиграть с вами в прятки. Давайте их поищем. Один наш гость спрятался НА доске, второй – На ваших шкафчиках, а третий – не успел спрятаться и оказался у меня в руках.

II.

Как вы думаете, кто это? (Это гласные и согласные буквы ).

Угадайте, как их зовут.(,,,,,,)

Давайте вспомним: почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).

Давайте споем песенки этих звуков.

А почему эти звуки согласные? ( ответы детей)

Ребята а что такое звуки ? (

 

 

Алфавит, или азбука,— это дом, в котором живут буквы. Ученые изобрели значки, в которые как бы одели звуки.

На самом деле очень трудно было установить, какие звуки нужно отразить на письме. Может быть, для всех, которые мы слышим? А сколько звуков мы слышим? И сколько вообще есть звуков, например, в русском языке?

Сколько на свете звуков? 
Сколько в снегу — снежинок? 

Сколько в дожде — дождинок? 
Сколько в песке — песчинок? 
Сколько звуков у речи? 
Сколько струек у речки?
 (С. Бондаренко)

На все эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные. Теперь понятно, что не для всех звуков нужно было создавать буквы.

Но как же все-таки определить, какие звуки нужно передать на письме, то есть изобрести для них буквы? Ученые придумали, как это нужно сделать.

Для этого возьмем слово сом и поиграем с ним. Давайте попробуем заменить в нем первый звук. Сколько вы сможете придумать слов? Теперь попробуем заменить второй звук. Тут слов получится совсем мало: сам да еще сям (иногда употребляется такое выражение “там-сям”, то есть в самых разных местах). И, наконец, замените последний звук.

Посмотрите: меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из этих звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки — смыслоразличители.

Один замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал этим различителям слов имя. Он назвал их фонема.

Итак, запомните: звуки, которые различают слова, называют — фонема

 

 

 

 

 

 

 

 (Данные упражнения особенно эффективны при дизартрических нарушениях артикуляционной моторики).

Дыхательное упражнение:

Ребята, Звуковички приглашают нас к себе в гости, в королевство гласных звуков. Идем? А не заблудиться нам поможет карта. Но:

Вспомните, какое сейчас время года? (Осень.) А какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья). Опавшие листья закрыли карту. Какие это листья? (березовые, дубовые, кленовые)

Давайте представим, что мы “ветерок” и подуем на листочки. Вот наша карта. Так, давайте посмотрим, что мы встретим на пути. Мы должны пройти через лес, по волшебной тропинке дойти до реки, по мостику перейти реку и мы придем в замок гласных звуков.

Прежде, чем мы отправимся с вами в путь, давайте сделаем красивые коврики из осенних листочков.

Дети проходят к столам.

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – плечи шире.
Пять, шесть – тихо сесть.

“Звуковая мозаика”

Перед каждым ребенком разлинованное поле 3х3 и цветные квадраты. Звук [А] обозначаем красным квадратом, [У] – желтым, [И] – коричневым.

Логопед произносит слова: утка, автобус, индюк, игла, улитка, астра, альбом, игрушки, уши.

Дети внимательно слушают, выделяют первый звук в слове и выкладывают на поле соответствующий цветной квадрат.

Замечательно. А теперь в путь.

Физкультминутка.

    Осенью в лесу.
Заходи в осенний лес! Дети выполняют ходьбу на месте или по кругу.
Много здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.
Вот березки золотые стоят, Поднимают руки вверх.
Под березками грибочки на нас глядят – Приседают и выполняют упражнение

“Грибок”.

В корзинку прыгнуть хотят. Встают и выполняют упражнение “Корзинка”.

Упражнение “Грибок”. На вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой. Затем поменять руки.

Упражнение “Корзинка”. Пальцы переплести “замочком”. Ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).

Дифференциация картинок.

Вот мы и в лесу. Кто это у нас под деревом? Гномы. Они согласны пропустить нас через лес, если мы поможем им собрать грибы и разложить по корзинкам. В первую корзинку – картинки, названия которых начинаются со звука [А], во вторую корзинку – картинки, названия которых начинаются со звука [У] и в третью – картинки, названия которых начинаются со звука [И]

На обратной стороне изображений грибов – картинки. Каждый ребенок берет гриб, называет картинку, определяет 1-й звук и кладет в соответствующую корзинку.

Выкладывание букв из палочек.

Ребята, гномы благодарят нас за помощь. Давайте мы им на память выложим из сухих веточек буквы А, У, И.

“Волшебная тропинка”.

По волшебной тропинке пройдет только тот, кто сможет прочитать буквенные сочетания.

АУИ ИУА УИА АИУ ИАУ УАИ

Мост через речку.

Через речку перебраться можно по волшебному мосту. Он появится, если вы сможете прочитать предложения.

Самомассаж лица.

Вот мы и пришли к замку гласных звуков. Нас встречает Принцесса гласных звуков.

Наш путь был такой долгий, надо немного отдохнуть.

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

– Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

III. Итог занятия.Принцесса гласных благодарит вас за то, что вы помогли Звуковичкам добраться до ее замка и дарит вам изображения звуковичков.

 

 

Познакомьтесь, меня зовут Фонема

.

 

 

Для всех ли фонем есть буквы | План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему:

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема: Для всех ли фонем есть буквы

Тип: повторение и закрепление изученного

Задачи: Создание условий для того, чтобы показать детям роль звуков и букв, развивать умения различать звуки и буквы

Планируемые результаты

Предметные:

углубление и закрепление знаний по фонетике, развитие фонетического слуха, усовершенствование навыка постановки ударения, отработка правильного литературного произношения.

Метапредметные:

развитие интереса к изучению русского языка;
развитие памяти, мышления, речи;
развитие аккуратности, внимательности, любознательности.

Личностные:

воспитание уважения к родному языку; формирование интереса к знаниям, желания познавать и обучаться.

Ресурсы урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

– Предлагает прослушать заранее записанные звуки: а) льется вода из крана, б) звенит колокольчик, в) тикают часы, г) школьная столовая в разгар обеда, д) птичьи голоса, е) ученик читает стихотворение, ж) музыкальный отрывок из альбома «Времена года» П. И. Чайковского, з) плач ребенка.

– Объявляет тему занятия

ЗВУК

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

 

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться.

В барабане схорониться,

Если где услышим стук.

Значит, к нам добрался… (звук.)

С. Ефремов

– Называют услышанные звуки. В ходе обсуждения выделяют звуки человеческой речи.

Актуализация необходимых знаний

– Приводит высказывание К. Г. Паустовского о родном языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

– Предлагает отгадать фонетические загадки (ИД, сл. 1)

1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи-Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2. Илья Муромец или Алеша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лег копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)

3. Мама, папа или бабушка? (Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.)

4. Пуфф или Буфф? (Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лег вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.)

– Загадывает загадки о гласных и согласных звуках

Воздух рвет преграды,

Шум получается,

Голоса нет совсем,

Но звук прорывается.

Как называется звук такой?

Это. .. (согласный глухой.)

          Воздух свободно идет через рот.

          Нет препятствий разных.

          Голос участвует, голос зовет,

          Звук получается… (гласный.)

5. Пулька или Пончик?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

6. Кролик или Пятачок?

Кто из них гадал на ромашке: «…Любит – не любит, плюнет, поцелует»? (В имени отгадки все согласные звуки глухие.)

– Отгадывают загадки, объясняют свои ответы

– Повторяют признаки гласных и согласных звуков, объясняют, почему отличается количество букв и звуков в словах

Организация познавательной деятельности

– Просит прочитать гимн звукам родного языка (ИД, сл. 2)

– Проводит фонетическую викторину

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот – три звука и в слове мяу – три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему. (ИД, сл. 3)

3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.) . (ИД, сл. 3)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля – колья.) . (ИД, сл. 3)

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Слова даны на плакатах: удочка, тужить, висит.) . (ИД, сл. 4)

6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги- пироги. ) . (ИД, сл. 4)

– Проводит фонетический диалог «Кто важнее?»

– Читает хорошо читающий ребёнок

– Отвечаю на вопросы викторины, повторяют знания о звуках и буквах

– Читают диалог на доске, отвечают на вопрос

Подведение итогов

Предлагает ответить на вопросы: что понравилось, что было трудно, что было легко и интересно

Отвечают на вопросы, выбирают на доске смайлик – солнышко или тучку.

Дополнительный материал: фонетические загадки, скороговорки


Фонетическая минутка

Какой новый звук появился?

Сон – стон,

сок — сток,

сук – стук,

каска – краска,

салка — скалка,

кошка — крошка,

тучка – штучка.

ролик — кролик,

кот – крот,

Всегда вместе

Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят поговорить – и никак.

Согласные. Кх (кашляют), пчх (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий. И заскучали… Вдруг…

Согласные. Тсс…

Ведущий. Показалось, или это кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные (выходят на сцену и плачут): А-а-а-а! О-о-о-о! Уа-уа-уа!

Ведущий. Аукают.

Гласные. Ay! Ay! Ау!

Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание.

Согласные. [б д м], [в с г д], [в м с т]!

Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное:

Гласные. [у-е-е-а-е-е]!

Ведущий. Решили они заключить мир. Снова встали рядом и так четко сказани:

Согласные и гласные. Будем всегда вместе!

Ведущий. С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом все равно мирятся. (По А. Шибаеву.)

Игра «ОДИН ЗВУК, МАРШ!»

Ведущий. Поиграем в игру, которую назовем гак: «Один звук, марш!»

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость.

(Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово.

Вот так: роза – гроза.

(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

3. Теперь вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж.

(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, палка, орел, клип, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)

Игра «Думай! Думай! Думай!»

Я приношу с собою боль,

В лице большое искажение.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения.   (Флюс – плюс.)

 

С буквой «Л» – в игре в футбол

Часто слышим слово. ..

С «Д» уж в слове смысл не тот –

Мерой стало – просто…    (Гол – год.)

 

Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» –

Будет круглое число.    (Сурок – сорок.)

 

Я бываю золотой,

А природный – костяной.

Если «3» на «К» заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

 

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем.    (Зуб – куб.)

 

С глухим согласным —

Напиваюсь в поле,

Со звонким –

Сам звеню я на просторе!   (Колос — голос.)

 

Когда я – месяц, то, легко дыша.

Ты как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «Т» в меня ты вставишь «Ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.    (Март -марш.)

Игра «Превращение слов»

Задание: если у каждого из этих слов отнять по одной букве, могут получиться новые слова, которые при перестановке в них букв, образуют еще по одному слову. Попробуйте получить новые слова.

Моль – (мол – лом).                    Пилка – (пика – кипа).

Мушка – (мука – кума).               Пиала – (пила – липа).

Сток – (ток – кот).                        Горка – (гора-рога).

Краб – (раб – бар).

Веселые рифмы про ударение

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

 

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! – и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

 

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

 

– Послушай, молоток, не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги! –

Нет, снова – тук!.. Шли по морю пироги,

Вдруг вместо них поплыли пироги.

 

Мы в слове слог ударный

Найдем э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

Два правила ударения

Первое правило

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

 

Второе правило

Возил не шофер, а шофёр,

Не фарфор, а фарфор,

Был оглашен ни приговор –

Судебный приговор.

Строгал не столяр, а столяр,

Но доску – не доску.

И слушал в одиночестве

Не «Тоску», а тоску.

Ф. Кривин

Фонетические головоломки

Я – сборник карт, от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.     (Атлас – атлас.)

 

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючки они,

В ведерко руку окуни.

Не бойся, это… (окуни.)

 

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель.

Поет апрельская… (капель.)

 

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.   (Ирис – ирис.)

 

Мы – для пильщиков подставка.

Мы – для кучера сиденье,

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами!   (Козлы – козлы.)

Я. Козловский

Игра «ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКОЙ»

1. Может плавать целый день

В ледяной воде…

 

2. Словно вихрь летит, спасаясь

От врага, шумливый…

 

3. Среди зверей слывет царем,

Его зовут бесстрашным…

 

4. Вместо шерстки – иглы сплошь,

Враг мышей – колючий…

 

5. В овечках знает толк

Свирепый, жадный…

 

6. По реке плывет бревно –

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…

 

7. Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

Гуляет…

 

8. На носу зверь носит рог

И зовется…

 

9. Живут на суше.

Нет копыт, щетинки,

А все ж зовут зверьков Морские. ..

 

10. Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет – это…

 

11. На себе везет не прытко

Домик собственный…

Фонологическая и фонематическая осведомленность: занятия для второклассника

Чтение 101: руководство для родителей

Фонологическая и фонематическая осведомленность — это важные навыки, предшествующие чтению, связанные со способностью слышать, идентифицировать и играть со звуками в разговорной речи, включая рифмы, слоги и мельчайшие звуковые единицы ( фонемы). Сильные навыки фонологической осведомленности продолжают поддерживать развитие чтения во втором классе и старше.

Обзор

Фонологическая осведомленность

Фонологическая осведомленность — это способность слышать, распознавать и играть с звуками в разговорной речи . Ко второму классу большинство детей овладели более базовыми навыками, включая рифмование, слоги, аллитерацию и составление предложения в слова.

Фонематическая осведомленность

Самый сложный навык фонологической осведомленности (и развивающийся последним) называется фонематической осведомленностью — это способность слышать, распознавать и играть с отдельные звуки (фонемы) в произносимых словах . Играя со звуками в слове, дети учатся:

  • Смешивать отдельные звуки, чтобы составить слово
  • Растянуть слово на отдельные звуки
  • Поменяйте местами другой звук в начале, середине или конце слова, чтобы получить новое слово

Сильное фонематическое восприятие — один из самых сильных предикторов успеха в чтении в дальнейшем.  У детей, которые испытывают трудности с чтением, в том числе у детей с дислексией, часто возникают проблемы с фонематическим восприятием, но при правильном обучении они могут добиться успеха. Узнайте о некоторых предупредительных признаках дислексии в этой статье «Подсказки к дислексии со второго класса».

Некоторым второклассникам требуется дополнительная помощь для овладения навыками фонематического восприятия.

Если вы обеспокоены, проконсультируйтесь с учителем вашего ребенка или школьным специалистом по чтению.

Родители могут изменить мир к лучшему, помогая своим детям практиковать более продвинутые навыки озвучивания слов дома. Попробуйте некоторые из простых словесных звуковых игр, описанных здесь.

Почему фонематическая осведомленность является ключом к обучению чтению

Это видео взято из «Помощника по домашнему чтению», ресурса для родителей, предназначенного для повышения уровня чтения детей дома, предоставленного Read Charlotte. Найдите дополнительные видео, задания для родителей, печатные формы и другие ресурсы в разделе «Помощник по домашнему чтению».

Попробуйте эти речевые звуковые упражнения дома

Покупка слогов

В продуктовом магазине попросите ребенка назвать слоги в названиях разных продуктов. Попросите их поднять палец для каждой части слова. Для вашего второклассника ищите трех- и четырехсложные слова, такие как ананас = ананас-пле, три слога, или арбуз = арбуз-он, четыре слога.

Семейства слов

Семейства слов — это наборы рифмующихся слов. Начните строить свою семью, дав ребенку первое слово, например, король . Затем попросите ребенка назвать всех «детей» в семье король  , например: кольцо, пой, звон, крыло . Попросите вашего ребенка также назвать слова со смесями в начале, например, хинг, принести, ужалить, нить. Это поможет вашему ребенку слышать закономерности в словах.

Прыгай, прыгай, прыгай!

Создавайте простые карточки с картинками, которые вы рисуете или вырезаете из журналов. Попросите ребенка определить, что изображено на картинке, а затем разбейте это слово на отдельные звуки. Например шип ш-и-п, три звука (фонемы). Три звука? Вы и ваш ребенок делаете три прыжка, прыжки или прыжки (после чего дайте пять). Вы также можете играть в эту игру на улице без карточек, просто называя ребенку простые слова.

У меня пропал звук!

Возьмите несколько слов и спросите ребенка, что происходит, когда некоторые звуки пропадают. Например, что происходит с лодкой , когда я убираю звук /b/ ( овес )? Что происходит с разверткой когда я уберу звук /s/ ( плакать )? Что происходит с , обучающим , когда я убираю звук /ch/ ( чай )? Что произойдет с смеющимся , когда я уберу звук /ing/ ( смеяться )? Начните с простых и посмотрите, насколько сложными вы сможете их сделать.

Молния

Попробуйте эту динамичную игру ночью. Возьмите фонарик и при выключенном свете посветите им на предмет в комнате. Попросите ребенка сказать вам, сколько слогов в этом слове, и найти рифмующееся слово (это может быть бессмысленное слово!). Некоторыми словами можно продлить игру и попробовать звуковые свопы. Попросите ребенка сказать вам новое слово, если вы измените звук в начале, середине или конце слова. Например, что происходит с стул если заменить /ch/ на /b/ ( медведь ).

Поменяй местами

Скажи своему ребенку, что ты собираешься поиграть в «перестановку звуков» со словом , поменять местами и создать новые слова, меняя начальные, средние и конечные звуки в словах. Спросите ребенка, что произойдет, если вы замените последний звук с /п/ на /н/ — какое новое слово (лебедь)? Что, если вы замените звук /w/ на /t/ или /h/ — какое новое слово (стоп, магазин)? А что, если вы замените звук /a/ на /ee/ — какое новое слово (сладкое)? Вы можете поменять местами звуки, используя множество других слов, например: овца > подметать, подметать > милая, овца > магазин.

Домино со средними фонемами

Попробуйте это задание Флоридского центра исследований чтения (FCRR). Серия FCRR «Дома» разработана специально для семей! Посмотрите видео, а затем загрузите упражнение «Домино с медиальными фонемами». См. все действия по повышению фонематической осведомленности FCRR здесь.

Сортировка по подсчету фонем

Попробуйте выполнить это задание Флоридского центра исследований чтения (FCRR). Серия FCRR «Дома» разработана специально для семей! Посмотрите видео, а затем загрузите задание: Сортировка с подсчетом фонем. См. все действия по повышению фонематической осведомленности FCRR здесь.

Испытание фонемы

Попробуйте выполнить это задание Флоридского центра исследований чтения (FCRR). Серия FCRR «Дома» разработана специально для семей! Посмотрите видео, а затем загрузите упражнение «Испытание фонемы». См. все действия по повышению фонематической осведомленности FCRR здесь.

Дополнительные ресурсы по фонологическим и фонематическим знаниям

Вмешательство в фонологическую осведомленность – Lucky Little Learners

  • Поделиться
  • Твит

Обычно основы фонологического и фонематического восприятия закладываются в детском саду и в 1-м классе. (Хотя продвинутые навыки по-прежнему имеют место в обычном обучении во 2-м и 3-м классах!) Как мы все знаем, перерывы в обучении, вызванные COVID, действительно сильно повлияли на наших учеников. В нашем сообществе Facebook мы слышим от учителя за учителем о том, насколько трудным был этот год и насколько велики пробелы в обучении. Если вы учитель 2-го класса, вмешательство в фонологическую осведомленность может быть чем-то, что вам не очень удобно или неуверенно. Это нормально! Мы учителя, и мы привыкли носить миллион разных шляп и приспосабливаться к новым вызовам. Если ваши проверки грамотности показали, что у ваших учеников отсутствуют полностью развитые навыки ранней грамотности, и вы ищете вмешательства в фонологическую осведомленность , вы в правильном месте!

Что такое фонологическая осведомленность?

Прежде чем мы перейдем к упражнениям, давайте удостоверимся, что все мы на одной странице в том, что такое фонологическая осведомленность. Обычно во 2-м классе мы углубляемся в эти многосложные слова и расширяем словарный запас, но если вашим ученикам нужна фонологическая осведомленность, нам нужно сделать гигантский шаг назад. (Это того стоит, я обещаю!) Фонологическая осведомленность — это не печать. Все дело в том, что мы слышим. Это способность слышать и манипулировать звуками в словах и предложениях. Некоторые люди используют фонематическую и фонологическую осведомленность как синонимы, но, хотя они связаны, они все же разные. Фонологическая осведомленность включает в себя такие навыки, как разбиение предложений на отдельные слова, рифмы, слоги и время начала речи. Между тем, фонематическое осознание — это манипулирование отдельными звуками или фонемами в словах. Ниже есть короткое видео, объясняющее фонологическую осведомленность, если вы хотите услышать немного больше. Более подробную статью о фонологическом и фонематическом восприятии можно найти в этом посте от Reading Rockets.

Почему важна фонологическая осведомленность?

Если вы погуглите фонологическую осведомленность, вы будете читать снова и снова, и, как показали многочисленные исследования, фонологическая осведомленность является сильным предиктором более поздних успехов в чтении. Было показано, что это особенно верно для студентов, которые борются с грамотностью. Исследователи обнаружили корреляцию между трудностями чтения и отсутствием фонологической осведомленности. Поэтому очень важно прекратить то, что мы делаем, и вернуться к фонологическому восприятию, если именно там мы обнаруживаем пробелы в обучении учащихся. Мы не можем построить ту большую красивую избу-читальню на прочном фундаменте! У Шарлотты есть действительно отличное короткое видео, в котором рассказывается, насколько важен этот навык, если вы хотите взглянуть. Кроме того, вот несколько полезных рекомендаций о том, как определить любые пробелы в фонологической осведомленности ваших учеников.

Уровни фонологического восприятия и деятельность

Итак, теперь, когда мы изучили основы фонологического восприятия, давайте углубимся в уровни фонологического восприятия и некоторые действия, которые вы можете выполнять на каждом уровне.

Этот пост организован по трем уровням фонологической осведомленности:

I) Ранние навыки

II) Базовые навыки

II) Продвинутые навыки

Наш набор карточек с заданиями Фонологическая осведомленность Toothy разделен на те же три категории. Вы можете использовать следующий контрольный список из нашего набора PA Toothy в качестве справки для различных навыков, подпадающих под каждый уровень.


Вмешательство для развития ранних навыков

Мы включили несколько примеров упражнений для следующих ранних навыков фонологической осведомленности:

  1. Упражнения на уровне слов
  2. Рифмование/начало и рифмование
  3. Действия со слогами

1. Упражнения на уровне слов

На этом уровне учащиеся могут услышать, как кто-то говорит: «Я люблю есть торт», и знают, что эта фраза представляет собой 5 отдельных слов вместо одного длинного слова «Iliketoeatcake». Вот несколько очень быстрых игр, в которые вы можете сыграть со своими учениками, чтобы освоить этот уровень.

Слово, Слово, Предложение

Это как Утка, Утка, Гусь, но с образовательным уклоном. Ученик, который «это», ходит по кругу, постукивая по головам одноклассников, по одному постукиванию за слово, пока они не закончат предложение.

Например: Моя (нажмите) собака (нажмите) лайки (нажмите) до (нажмите) съешьте (нажмите) носки!

Когда они доходят до конца предложения, они бегут! Моим ученикам нравится эта игра, потому что через некоторое время она начинает создавать довольно сложные предложения. Это также помогает им работать над подходящими местами для окончания предложений, которые позже могут перейти в урок по использованию точек!

Word Hop

Это отличное активное вмешательство в фонологическую осознанность! Произнесите предложение, например: «Этот буррито такой острый!» Попросите учащихся повторять ваше предложение и прыгать по одному разу для каждого слова. Это может стать довольно глупым довольно быстро! Вашим ученикам это понравится.

Unifix Cube Sentences

Это отличное быстрое занятие для небольших групп. Дайте своим ученикам кубики unifix (ура, кроссфункциональные манипуляторы!) или любой другой манипулятор, который у вас есть под рукой. Произнесите предложение вслух. Попросите учащихся сложить кубик для каждого слова, которое они произносят, повторяя предложение.

2. Занятия по рифмованию и началу рифмования

В зависимости от того, кого вы спросите, эти два уровня либо объединяются в один уровень осознания, либо разделяются. Чтобы немного упорядочить вещи, они объединяются для следующего набора действий. На этом уровне учащиеся работают над такими навыками, как рифмование, аллитерация и фрагменты слов. Попробуйте выполнить некоторые из этих забавных заданий со своими учениками:

Я шпион

Это классика не просто так. I Spy настолько адаптируется. Попробуйте разыграть рифму со своими учениками. Начните со слов: «Я вижу своим маленьким глазом что-то, что рифмуется с 9».0011 дверь . Самое приятное в этой игре то, что в нее можно играть где угодно. Попробуйте быстро перешептываться по пути к специальным предложениям или во время обеда в очереди.

Скороговорки

Кто знал, что это может быть вмешательством в фонологическую осведомленность, а также способом посмеяться? Скороговорки дают вашим ученикам возможность играть со звуками и замечать похожие звуки в словах. Этот список скороговорок обязательно заставит ваших учеников усердно работать и истерически смеяться.

Чья это рифма?

Название этой игры ничего не скажет вашим ученикам, но меня всегда смешит. Это упражнение работает как над рифмовкой, так и над фонологической осведомленностью на уровне слов. Начните с того, что напишите на доске несколько предложений, чтобы получился короткий рассказ, например: «Я пошел в магазин. Мне нужно купить что-нибудь выпить. Еще немного ветчины! Студенты будут выбирать слова из предложений, чтобы заменить их рифмующимся словом, чтобы сделать предложение глупым. Например:

  • Я пошел в этаж . Мне нужно купить что-нибудь выпить. Еще немного сыра!
  • Я пошел на этаж . Мне нужно что-то купить, чтобы воняло . Еще немного сыра!
  • Я пошел на этаж . Мне нужно что-то купить, чтобы воняло . Одних блох тоже !

Как вы понимаете, по мере того, как студенты вносят свой вклад, предложение становится все более глупым и бессмысленным. Им это нравится!

Игра на запоминание рифм

Эта игра требует небольшой подготовки, но ее можно использовать снова и снова. Распечатайте изображения пар рифмующихся слов на картоне. Попросите учащихся перевернуть все карточки лицом вниз и перевернуть их по одному набору за раз. Если они нашли совпадение, которое рифмуется, они могут оставить эти карты правильной стороной.

3. Действия со слогами

На этом уровне мы начинаем осваивать некоторые навыки 1-го класса. Студенты с мастерством здесь должны уметь слышать и считать слоги в словах. Занятия по фонологической осведомленности на этом уровне легко включить в занятия в небольших группах или разбросать по дням для дополнительной практики. Найдите больше идей для обучения слогам в этом посте.

Слоги аплодисментов или слоги подбородка

Это быстрое и довольно распространенное упражнение, поскольку оно не требует подготовки. Произнесите слово и попросите учащихся повторить его, хлопая в ладоши по каждому слогу или держа руку под подбородком и чувствуя, как подбородок опускается. Как только они освоят аплодисменты, попросите их также сосчитать слоги.

Слоговая графика

Добавьте это задание в свой математический блок, чтобы немного повеселиться! Предложите учащимся сосчитать, сколько слогов в их именах. Использование имени и фамилии, как правило, дает немного лучший разброс результатов. Если у вас небольшой класс, вы можете графически изобразить имена членов семьи или сотрудников школы.

Сортировка по слогам

Для этого упражнения по фонологическому осознанию возьмите обруч или несколько корзин и расставьте их по комнате. Спереди прикрепите стикер с номером. Затем соберите группу предметов или распечатайте изображения для своих учеников. Попросите их рассортировать предметы по корзинкам/обручам по количеству слогов. Чтобы сделать это немного сложнее, просто пронумеруйте корзины и попросите их найти свои собственные предметы или нарисовать изображения предметов с соответствующими слогами.

4. Фонологический Зубастик – набор карточек с заданиями для начальных навыков

Фонологическая осведомленность Зубастик владеет всеми навыками ранней фонологической осведомленности! 28 карточек с заданиями, которые специально нацелены на рифму, аллитерацию, слова в предложении, начало рифмы и многое другое. Ниже приведены некоторые из заданий по вмешательству Зубастика для получения первых навыков в действии!


Вспомогательные упражнения для базовых навыков

Мы включили несколько примеров упражнений для отработки фонем , краеугольный камень базового уровня фонологической осведомленности .

Действия с фонемами

Эти дети поднялись на гору фонологического понимания, и теперь мы находимся на фонемном уровне! Здесь вступает в действие фонематическая осведомленность. На этом уровне учащиеся могут слышать и манипулировать отдельными звуками в словах. Это смешивание, сегментация, замена и удаление. Здесь для многих студентов становится немного сложнее, но не волнуйтесь! Ваши ученики получат возможность практиковаться!

Фонологическая осведомленность Toothy

Скачать Фонологическая осведомленность Toothy ЗДЕСЬ

Этот ресурс уже упоминался, но теперь, когда ваши учащиеся закончили работу с карточками с заданиями для начинающих, они могут перейти к наборам карточек для базовых и продвинутых навыков. Эти карточки с заданиями нацелены на эти навыки более высокого уровня и предлагают вашим ученикам подкрепление и практику без напряжения. Его также очень легко использовать помощникам учителей или родителям-добровольцам. Таким образом, вы получаете доступ к каждому моменту вмешательства, который вы можете получить, без необходимости всегда быть непосредственно вовлеченным, и вам не нужно планировать урок. Взрослые просто читают подсказки на обороте. Для более подробного ознакомления посмотрите видео ниже.

Talk Like A Robot

Это отличное занятие, которое можно использовать в качестве вмешательства в фонологическую осознанность. Скажите своим ученикам, что они могут говорить со своими сверстниками в течение нескольких минут, но ТОЛЬКО голосом робота, который разбивает каждое слово на звуки. Или в небольшой группе скажите своим ученикам, что вы робот и понимаете только других роботов. Голос робота заставляет ваших учеников замедлять речь и разбивать каждое слово на отдельные звуки.

Секретное слово

Скажите своим ученикам, что вы собираетесь дать им список слов, и они должны попытаться разгадать «секретное слово». Секретное слово имеет тот же начальный/конечный/средний звук (в зависимости от того, над чем вы работаете), что и слово, которое вы собираетесь написать на доске. Например, повесьте на доску изображение ДОРОГИ. Скажите своим ученикам, что секретное слово имеет тот же последний звук, что и слово на доске, а затем повесьте изображения куста , кого-то, кто грустит , замка ров и лев . Я нумерую изображения таким образом и прошу их поднять число, которое они считают правильным. В этом примере учащиеся пишут цифру 2, обозначающую «грустный», потому что она заканчивается на /d/, на доске и держат ее. Если вы преподаете виртуально, это может легко превратиться в забавную игру Kahoot. Если вы хотите добавить немного движения, вы можете превратить это в игру в стиле четырех углов!

Я шпион (снова!)

Эта игра снова добавляется, потому что она настолько универсальна, как игра на фонологическую осведомленность. На фонематическом уровне вы можете использовать такие подсказки, как: «Я слежу своим глазком за чем-то, что начинается со звука /ч/» или «Я замечаю своим глазком что-то с коротким А в качестве среднего звука». Используйте его с тем, что вы сейчас учите, для супербыстрого подкрепления без подготовки.

Звуковые ящики

Звуковые ящики (или вы могли слышать, что их называют ящиками Эльконина) — это простые наглядные изображения, которые помогают учащимся визуализировать работу звуков в словах. Студенты используют эти звуковые ящики, чтобы научиться сегментировать слова на отдельные фонемы. Эти поля касаются звуков в каждом слове, а не обязательно количества букв. Таким образом, слово «оставаться» прекрасно вписывается в звуковую рамку с 3 пробелами, хотя технически оно состоит из 4 букв. Для более подробного ознакомления с тем, как использовать звуковые блоки, взгляните на этот пост от Understood.

Загрузить звуковые блоки ЗДЕСЬ

Слайд с изображением

Это отличное занятие от Флоридского центра исследований чтения, требующее минимальной подготовки. Нажмите здесь, чтобы скачать карточки с картинками и распечатать их. Печать на картоне сделала бы эту игру более долговечной, и ее можно было бы использовать в качестве отличного центра ELA. Каждое изображение разбито на количество фонем в этом слове. Учащиеся говорят название картинки и делят слова на свои фонемы, используя количество частей в качестве ориентира. Они медленно соединяют части вместе и повторяют слово, чтобы завершить картину. Если у вас не было возможности, посетите Флоридский центр исследований чтения, чтобы получить массу полезной информации и мероприятий!


Вмешательство для развития продвинутых навыков

Мы склонны считать фонологическую и фонематическую осведомленность навыком, которому обучают и практикуют только в дошкольных учреждениях и детских садах. Но важно понимать, что существуют продвинутые навыки PA, которые необходимы при обычном обучении чтению во 2-м и 3-м классах. Когда дети готовы к продвинутому уровню, они могут начать манипулировать фонемами:

  • переключать слоги
  • вычитание фонемы
  • замена фонемы
  • удаление начального, среднего и конечного звуков
  • замена звуков
  • реверсивные/последовательные звуки

Мы снабдим вас сценариями и карточками с заданиями в нашем наборе «Фонологическая осведомленность Зубастик».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *