Литературное чтение 2 класс тютчев есть в осени первоначальной – План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Ф.И. Тютчев “Есть в осени первоначальной”.

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Ф.И. Тютчев “Есть в осени первоначальной”.

Урок разработан учителем нач. классов Зариповой Н.М. ( I кв. кат.)

Тема:     Ф.И. Тютчев « Есть в осени первоначальной».

Цель:

1 .Познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»; научить анализировать стихотворение, воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворения и  картины ;

2.Содействовать развитию речи учащихся, памяти, мышления, развитию

эмоционального отношения к произведениям искусства;

3.Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Оборудование : запись шума дождя, запись произведения Свиридова « Осень»,портрет Ф.И.Тютчева, выставка детских рисунков об осени, репродукция картины Левитана «Золотая осень».

Ход урока:

I. Орг. Момент.

Н.Постановка цели урока. Проверка домашнего задания.

Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

 В небо взметнулись верхушки сосен.

Бродит уныло за окнами …   ( Дети: «Осень!»)

( Звучит шум дождя.)

А как вы узнаёте осень? ( Дети перечисляют приметы осени)

А кто может предположить, с какой целью люди читают стихи? (Чтобы получить

удовольствие, почувствовать настроение, узнать что- нибудь новое)

Сейчас, чтобы проникнуться настроением осени, мы послушаем стихи об осени, которые

вы подготовили.

III. Работа с картиной.

Молодцы, мне очень понравились ваши стихи об осени. Особое настроение создавали и рисунки , которые вы нарисовали.

А я тоже пришла не с пустыми руками. Я принесла вам картину Левитана. – Рассмотрите картину. Какое время года изображено на картине? Действительно, картина так и называется «Золотая осень». -Задайте мне вопросы по картине, которые начинаются со слов: Какая? Какой? Какое? Какие?

Перед вами на листочках описание этой картины. Прочитайте его.

Золотая осень.

            Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что тёмная густо- голубая вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно- голубой.

– Найдите слова и словосочетания, обозначающие осенние цвета.

– О чём не рассказал автор описания? (О небе.) Какое небо на  картине?

1У.Физминутка ( дыхательная).

V. Знакомство со стихотворением.

Мы с вами слушали в начале урока стихи об осени современных поэтов. А сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева ( на доске его портрет)

Он жил почти 200 лет назад. Фёдор Иванович получил хорошее домашнее образование. Он знал много иностранных языков и более 20 лет был блестящим переводчиком: сначала в Германии, а потом в Италии. Живя так долго за границей, он конечно- же скучал по своей Родине, по её природе. Иностранцы считали нашу природу некрасивой, скучной, а Ф.И.Тютчев был с ними не согласен.

-Не поймёт и не заметит

Гордый взгляд иноплеменный,

Что сквозит и гордо светит

В наготе своей смиренной. Сам Ф.И.Тютчев сумел увидеть в «скудной» природе самую высокую поэзию. Внимательно прочитав стихотворение, мы с вами станем духовно богаче, мы словно проникнем к поэту в душу, увидим осень его глазами.

(Звучит музыка Свиридова «Осень».Учитель сам читает стихотворение.)

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё- простор везде,-Лишь паутины тонкий волос

 Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь

-И льётся чистая и тёплая лазурь

 На отдыхающее поле…

Кому понравилось стихотворение?

О какой поре осени рассказывает поэт?

Какие картины осени вы представили? Открываем учебники на стр. 68.

 Вы сейчас будете читать стихотворение про себя.

Задание: обратите внимание на слова, значение которых вам не понятно.

VI. Физминутка  ( Дует ветер нам в лицо).

VII. Бeceдa с выборочным чтением и словесным рисованием.

Чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам и мы более глубоко могли

понять мысли и чувства поэта, давайте выясним значения слов и выражений, которые вы не

знаете.

Прочитайте ещё раз 1-е четверостишие.(паровозиком)

Как относится поэт к осени? Подтвердите своё мнение словами из стихотворения.,

О каком дне можно сказать «хрустальный»? ( Прозрачный, безоблачный, чистое небо, может быть хрупкие веточки или листочки, до которых нельзя дотронуться – упадут, разобьются…) –    Что значит «лучезарны вечера»? ( Всё сияет в лучах заходящего солнца.)

Почему стоит многоточие? (Наверно поэт ещё что- нибудь хочет сказать об осени, о

любимом времени года.)

Как называется в народе эта короткая пора? (Бабье лето.)

Чтение 2 и 3 четверостишия. (2 стр.- мальчики, 2 стр.- девочки)

Какую картину рисует нам Тютчев в следующих строчках

Знаете ли вы что такое серп? (картинка)

Что значит на праздной борозде?

Найдите в стихотворении олицетворения, («серп гулял» , «на праздной борозде», т.е. она

работала, а теперь отдыхает, « отдыхающее поле».)

Какое настроение, какие ощущения передаёт поэт?( Дети пользуются словарём настроений: радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревога, умиротворение, и поясняют свой выбор.)

Только ли эти чувства?

Как надо читать это стихотворение? ( Напевно, неторопливо)

VIII. Физминутка. ( релаксация для глаз).

1Х.Чтение цепочкой ( подготовка к выразительному чтению).

X.        Выразительное чтение.

(Обсуждение того как надо читать ту или иную строчку, с опорой на знания и опыт учащихся, на впечатления от экскурсии в лес.)

XI.        Итоги урока.

– Какое стихотворение мы сегодня прочитали?

Какое настроение хотел нам передать автор?

Понравилось ли стихотворение? Хотели бы вы ещё познакомиться с творчеством

Ф.И.Тютчева? ХП. Дом. задание.

Выучить стихотворение наизусть.


Открытый урок

во 2 классе

по теме:

Ф.И. Тютчев

«Есть в осени

первоначальной»

ЗСОШ № 4 учитель

начальных классов Зарипова Н.М.


nsportal.ru

Урок литературного чтения (2 класс) .Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» Г. БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Урок литературного чтения

по теме: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

(2 класс)

Учитель: Булычева И. В.

Стаж: 34 года

Категория: высшая

Литературное чтение

Тема: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Цели:

– познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

– обучить правильному чтению стихов;

– развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

– учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

– различать стихотворный и прозаический тексты;

– наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование:

– аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года»;

– картины на тему осени;

– карточки (текст для речевой разминки, задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

– Какой раздел учебника мы начали изучать вчера?

Осень вдохновляет художников на написание картин. Фотографы создают целые фотосессии на осеннюю тематику. Дети тоже любят изображать осень. (на доске выставка репродукций картин, фотографий с осенними пейзажами, рисунки детей)

– Перечислите осенние месяцы по-порядку.

П. И. Чайковский – великий русский композитор в «Детском альбоме» каждому месяцу года посвятил музыку. Сейчас вы её прослушаете «Октябрь или «Осенняя песня!»

III. Проверка домашнего задания.

На фоне музыки дети читают свои рассказы «За что Я люблю осень» (3-5 человек).

IV. Речевая разминка.

На карточках для каждого ребёнка текст стихотворения Кедрина.

Скинуло кафтан зелёное лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вязь.

– Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

– Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– С интонацией восхищения, восторга.

– А сейчас прочитаем выразительно.

– Для чего проводится речевая разминка.

V. Постановка целей урока.

Поэты тоже восхищались осенью. Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Будем выразительно читать, разгадывать загадки.

VI.Работа по теме урока.

– Сейчас мы должны закрепить знания об признаках осени, в этом нам помогут загадки. Работа в парах (загадки на карточках).

Он идёт, а мы бежим,

Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер.)

Листья жёлтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся.

Что за жёлтый снегопад?

Это просто… (Листопад.)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли.

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)

VII. Физкультминутка.

Почему по всюду лужи?

Мама зонтик свой берёт.

Почему же? Почему же?

Потому что дождь идёт!

VIII. Продолжение работы по теме урока.

1. Знакомство с биографией Ф. И. Тютчева.

2.Первичное чтение стихотворения учителем. (стр. 68)

– Какие картины осени вы представляете?

3. Словарная работа (изображение серпа, борозды, «праздной» борозды на доске.

Борозда – канавка на поверхности почвы…

Серп – ручное орудие для срезывания злаков с корня.

– Как вы понимаете выражение «бодрый серп»

Праздная борозда – отдыхающая (с неё все убрали).

4. Работа со средствами выразительности

– Для того, чтобы представить свои чувства авторы используют различные приемы: метафоры, эпитеты.

На доске

Метафора – употребление слов на основе сравнения.

Эпитет – образное, художественное определение.

– Найдите в тексте метафоры. (день хрустальный)

Работа в группах.

Эпитеты – (дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда).

– Как понимаете выражение «Лучезарные вечера»?

Физкультминутка

5. Выразительное чтение стихотворения.

IX. Д\з Выучить наизусть (стр. 68)

X. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение:

– На сегодняшнем уроке я узнал….

– На этом уроке я похвалил бы себя за….

– После урока мне захотелось….

– Сегодня я сумел….

XI. Самооценка с помощью сигналов: + , _ , ?

XII. Подведение итогов урока

– Кто автор стихотворения?

– Как бы вы озаглавили его?

– Составим «Сенкан» всем классом «Осень».

infourok.ru

Урок литературного чтения во 2 классе. Ф.И. Тютчев “Есть в осени первоначальной…”

Конспект урока

литературного чтения во 2 классе

Тема: «Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ Вишнёвский УВК

Белоконева Екатерина Степановна

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели:

1. познакомить обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; обучить выразительному чтению;

2. развивать эмоциональную память, речь, мышление, умение общаться, работать в парах;

3. воспитывать умение видеть красоту природы, проникнуться чувством любви к ней, стремление беречь природу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

– Добиться понимания смысла стихотворения.

– Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.

– Уметь пользоваться толковым словарём.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ:

1.Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– учиться определять степень успешности своей работы.

2. Познавательные УУД:

– учить работать с толковым словарём.

3. Коммуникативные УУД:

– развивать умение слушать своих товарищей, вести диалог; умение работать в паре.

4. Личностные УУД:

– понимание смысла учебной деятельности, формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки.

Методы работы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1», портрет Ф.И. Тютчева, мультимедийный комплекс, презентация; аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь».

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

II. Упражнения для развития артикуляции и правильного дыхания.

– Ребята, давайте подготовим наш ротик к работе – выполним следующие упражнения:

1-е упражнение «Зарядка для язычка».

(Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия.)

Погулять язык собрался: 
(открыть рот)

Он умылся, 
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, 
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, 
(провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся, 
(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, 

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз – и в ротике исчез. 
(спрятать язык во рту)

2-е упражнение «Надуваем воздушный шар». (Глубокий вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. 5-6 повторений.)

III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

– Ребята, с каким разделом мы начали знакомство на предыдущем уроке? (Раздел «Люблю природу русскую. Осень».)

– Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку? (Составляли устно небольшой рассказ об осени.)

– Послушаем ваши рассказы. Кто желает рассказать?

(Учитель спрашивает 3-4 учащихся.)

IV. Введение в тему урока.

– Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? (Читать произведения об осени.)

– Верно, ребята, сегодня у нас с вами впервые состоится знакомство с великим русским поэтом Фёдором Ивановичем Тютчевым.

V. Первичное усвоение новых знаний.

1. Рассказ учителя о Ф.И. Тютчеве.

Фёдор Иванович Тютчев – великий русский поэт XIX века. Родился в 1803 году в селе Овстуг Орловской губернии (области) в старинной, но небогатой дворянской семье. И как было принято в дворянских семьях получил очень хорошее домашнее образование. По профессии – дипломат. Долгие годы – более 20 лет – жил за границей по долгу службы.

Однажды тетрадь со стихотворениями Фёдора Ивановича Тютчева случайно попала в руки А.С. Пушкину с подписью «Ф.Т.». Стихи Пушкину очень понравились, и он в 1836 году опубликовал их в журнале «Современник». После этой публикации имя Фёдора Ивановича Тютчева как поэта стало всем известно.

Очень много стихотворений Фёдор Иванович посвятил родине, природе. Природу он сравнивал с живым существом:

«…Природа не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

Стихотворения великого поэта каждый взрослый знает с детства: «Люблю грозу в начале мая», «Зима недаром злится, прошла её пора», «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят»… и вы, ребята, будете знакомиться в дальнейшем с этими и другими прекрасными стихотворениями. Ваши встречи с поэтом ещё состоятся.

– Итак, что вы запомнили о жизни поэта? (Высказывания детей).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (общие упражнения).

2. Чтение учителем стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (учебник с. 68) на фоне аудиозаписи музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь».

3. Первичный анализ произведения.

– Ребята, кому понравилось стихотворение?

– Какие чувства вы испытываете? Объясните почему?

– С каким настроением я читала стихотворение? (В начале восторженно, затем спокойно, немного грустно.)

– Ребята, кто услышал незнакомые слова?

– Как вы понимаете первую строку стихотворения «Есть в осени первоначальной…»?

(В начале осени, в сентябре – начале октября.)

«Дивная пора» – замените другим словом. (Удивительная пора.)

– Как вы понимаете выражение «лучезарны вечера»?

(Солнце перед закатом освещает небо.)

– Сейчас каждый из вас шёпотом прочитаете стихотворение, попытайтесь понять его. Незнакомые вам слова объясним после чтения.

VI. Вторичное чтение текста. (Используется приём «жужжащее чтение»).

VII. Словарная работа.

* Хрустальный (день) – переносное значение. Чистый, звонкий звук, как у хрусталя. (Хрусталь – стекло высокого сорта с красивым блеском.).

* Серп – ручное орудие – изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня.

– Объясните строки:

«Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде…»

(Люди скосили серпом колосья пшеницы и теперь поля пустые.)

* борозда – канавка на поле от плуга.

* праздная борозда – отдыхающая, с нее все убрали.
* лазурь – светло-синий цвет, синева неба.  

* отдыхающее поле – поле, с которого собрали урожай.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

«Кот Васька»

Глаз своих с мышки кот Васька не сводит:

Направо, налево глазищами водит. (Многократные движения глаз из налево-направо.)

А мышка кружит, а мышка играет,

Про хитрого Ваську она и не знает. (Многократные повторения круговых движений глаз по часовой стрелке и в обратную сторону.)

VIII. Самостоятельная работа обучающихся.

(Подготовка к выразительному чтению стихотворения – тренировочные упражнения.)

IX. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.

(Вслух всему классу 4-5 учеников.)

X. Творческая работа. Работа в парах.

– Ребята, поработайте в парах: расскажите содержание стихотворения «Есть в осени первоначальной…» своими словами.

(Выслушиваются 2-3 рассказа.)

XI. Рефлексия учебной деятельности.

– Ребята, мне не терпится узнать, на какие мысли наводит читателей стихотворение?

(Уметь видеть красоту природы, любить природу, «не обижать» её, быть благодарными земле-матушке, земле-кормилице.)

– Вы запомнили, кто автор этого замечательного стихотворения?

– Кому из вас захотелось выучить стихотворение наизусть?

Оценивание работы обучающихся на уроке.

XII. Домашнее задание:

1. Выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» с. 68.

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

– Всем спасибо за работу!

infourok.ru

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

24

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:

              «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

И.А. Ефименко

учитель начальных классов

МОБУ «СОШ № 6» г.Всеволожска

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:

              «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Цели:

-научить ребят выразительно читать стихотворение;

– учить воспринимать информацию на слух;

– учить извлекать информацию из текста;

-учить любви, уважению, чувству эстетического сопереживания к произведениям искусства;

– формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению как важнейшему компоненту гармонического развития личности

Задачи:

– познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

– познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;

-учить анализировать стихотворение;

– учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;

– при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;

-формировать общеучебные умения и способы деятельности;

– учить видеть взаимосвязи между поэзией и другими видами искусства;

– формировать представление о жанре литературного произведения;

– развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;

– способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;

-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;
– воспитывать потребность в общении с поэзией.

1.Организация класса. Психологический настрой.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться! 

2.Вводная часть

Подготовка к первичному восприятию текста.

– В этот осенний погожий день я вам принесла букетик из осенних листьев. Но вдруг,

Дунул ветер – улетели

Все листочки, полетели,

И на парты тихо сели.

Ветерок принес листочек каждому из вас. А листочки эти необыкновенные. Что в них удивительного? (на них что-то написано)

– Прочитайте про себя (каждый вариант читает свои загадки на осенних листьях).

На желтых листочках:

Зажгла огней рябиновый костер.

То – щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.

На оранжевых листочках:

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…

Все засыпают, угасают дни.

– Что вы прочитали? (загадки).

– Почему вы так думаете? Докажите. (Описывается предмет, его признаки, а сам предмет не называется).

-Вы отгадали, о каком времени года говорится? (об осени).

Слайд.

-Прочитайте первую загадку выразительно (чтение сильным учеником).

-Докажите, что речь об осени.

Ответы учеников:

осенью плоды рябины становятся красными ;

осень – щедрая пора, созревает урожай в садах, на огородах, в полях.

– С чем сравниваются гроздья рябины? (с костром, с огнем).

– Какое настроение вызывает эта загадка? (радостное, веселое, осень игриво улыбается).

На слайде появляется отгадка (осень).

Слайд.

Выразительное чтение второй загадки сильным учеником.

– Докажите, что и в вашей загадке описана осень.

Ответы детей:

осенью дни становятся короче; частые дожди, туманы; многие животные готовятся к зимней спячке; становится грустно, печально.

На слайде появляется отгадка (осень).

– Вы правильно отгадали загадки, ребята. Вы даже сказали о настроении, которое передает каждая загадка. А почему такие разные описания осени? (осень бывает разной).

Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень.

Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней».

Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой».

– А вам нравится это время года? (да, нет).

-Кто любит осень? Почему?

Ответы учеников.

Ваня: Осенью очень красивые деревья.

Андрей: Днем какой-то розовый воздух…

Алена: Листопад. Я люблю запах опавших листьев.

Алиса: Осень разноцветная.

– О какой осени говорили ребята? (о золотой)

– А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?

Ответы детей.

Миша: Идут дожди. Сыро, холодно, темно.

Лиза: Пусто кругом. Вянут цветы.

Саша: Природа умирает.

– Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)

– Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.

– Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.

– Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).

– Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени?

Алена: Вот если бы я рисовала, то один рисунок яркими красками, а другой – темными.

– Интересно, почему?

– Алена: Бывает разное настроение.

– Да, ребята, Алена права. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды)

– Кто из художников передал на картине восхищение осенью? (В.Поленов, И.Грабарь)

– Кто передал грусть и печаль? (И. Левитан).

– В домашнем задании вы тоже сможете передать красками свое отношение к осени.

– Как могут выразить свои чувства к осени композиторы? (звуками, музыкой).

– Осень не оставила их равнодушными. Послушайте пьесу

П. И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песнь) и определите, какое настроение он постарался передать? (Звучит пьеса)

Ответы детей.

Денис: Мне стало очень грустно. Мелодия печальная медленная.

Звучат произведение, А. Вивальди «Осень».

– Какое настроение передал Вивальди ? (жизнерадостное, веселое).

– Откройте стр.66 учебника. Прочитайте вступительную статью к новому разделу и скажите, кто еще, кроме художников и композиторов, может рассказать об этом удивительном времени года? (писатели и поэты).

-Мы говорили, что художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают свои чувства звуками музыки.

– Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты? Как об этом написано в тексте? Прочитайте (писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах).

– Правильно, ребята, поэты рисуют картины осенней природы словами.

– О каком поэте вы прочитали? (об А. С. Пушкине) Слайд.

– Какие чувства осень вызывала у поэта? (радость)

– Вы правы, ребята. Осень – любимое время года А.С.Пушкина (слайд).

– В его стихах она торжественно – печальна и величаво – красива. В это время года он особенно много работал.

Физминутка.

– Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.( плавно опускаются)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (поднимаются)

3. Сообщение темы урока.

– Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? (об осени).

Мы начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте его название на стр. 65.

Дети читают: «Люблю природу русскую. Осень» ( тема записана также на доске).

Выставка книг с произведениями об осени из серии «Русские поэты».

– Какие книги вам знакомы? ( с произведениями А.С. Пушкина, А. Плещеева).

– Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по обложке и содержанию, должна выяснить, какие произведения об осени есть в каждой книге (работа в группах).

– Познакомьте всех с авторами – русскими поэтами и названиями стихотворений об осени .Ответы детей (представитель каждой группы).

Володя: А. Фет « Ласточки пропали», «Осенью», «Осенняя песенка».

Дима: А. С. Пушкин « Осень». Уж небо осенью дышало»

Таня: А. Майков « Осень», «Осенние листья по ветру кружат»,

Лиза: И Бунин « Осень», « Листопад»,

Андрей: Б, Пастернак «Золотая осень»,

Валерия: С Есенин « Закружилась листва золотая», «Отговорила роща золотая».

– Откройте стр. 66 учебника. Определите по внешнему виду жанр произведения, с которым мы познакомимся? (стихотворение)

-Значит, как можно назвать автора? (поэт).

– Это произведение написал русский поэт Ф. И. Тютчев (слайд).

– Читали ли вы его произведения? (нет)

Рассказ учителя об авторе. Слайд.

– Он родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье (слайд)

Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам — французскому, немецкому и латинскому (слайд).

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.

В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение (слайд).

– Поэзия Тютчева насчитывает около 400 стихотворений. Большая их часть посвящена красоте родного края.

Проверяем умение извлекать информацию на слух.

– Ответьте на вопросы (слайд).

  1. В какой усадьбе родился поэт Тютчев?

2.Где получил первоначальное образование?;

3. Какие иностранные языки изучал поэт?

4.В каком возрасте опубликовано первое стихотворение?

5. Сколько стихотворений насчитывает поэзия Тютчева?

По мере ответов детей, появляются ответы на слайде.

– Молодцы. Вы внимательно слушали мой рассказ о Тютчеве и многое запомнили. Наиболее полными были ответы Володи, Вани, Алены.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Есть еще один рассказ,

Замечательный, для вас.

Он о том, как пахнет хвоя,

Куст рябины, и какое

Будет утро в час покоя…

Вы вдохните – не дышите,

Ветра в поле не будите,

А тихонько выдыхайте,

Отдыхайте…

 

Первичное восприятие текста.

– Прочитайте первую строчку стихотворения на стр. 66.Как вы думаете, о чем оно? (об осени)

– Можно ли поместить книгу с этим стихотворением на выставку? Почему? (Тютчев – русский поэт; стихотворение об осени)

– Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке.

-.Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? ( «Есть в осени первоначальной…»

– Мы говорили, что осень бывает разная. Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? ( о ранней осени)

– Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? (сказано « осени первоначальной»)

– А что означает слово «первоначальной»? (начало осени).

– Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное).

– Как узнать, так ли это? (прочитать стихотворение).

Чтение стихотворения про себя ( в учебнике, слайд).

Проверка восприятия:

– Какое настроение у вас возникает при чтении этого стихотворения?

( спокойствие; небольшая грусть).

– Кто был прав в своих предположениях ( поднимают руки).

– Взволновало вас произведение?(да).

– Какую музыку можно подобрать? (ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную).

– Можно ли стихотворение назвать лирическим? (да, оно такое же мелодичное).

Беседа по первым впечатлениям:

– Какие картины осени вы представили?

Ученики:

ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели.

– Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».

Анализ стихотворения.

Чтение и анализ стихотворения по частям.

Слайд .

– 1-я строфа.

– Прочитайте медленно и вдумчиво первую строфу.

Чтение сильным учеником.

– Какие незнакомые слова и выражения вам встретились?(дивная, лучезарный).

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

Ученики:

-Дивная – удивительная.

– Молодцы. Правильно, а можно еще сказать – прекрасная, восхитительная. (слайд: Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.)

Лучезарный – …

– Затрудняетесь с ответом?(слайд) Лучезарный значит – светящийся лучами, лучистый, сияющий.

-Попробуйте подобрать синонимы к слову лучезарный ( блестящий, сверкающий, светлый)

– Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какие слова нужно выделить голосом? Поделитесь своим мнением с соседом по парте.

Дети самостоятельно работают с учебником.

– Какие слова выделили?

Ученики называют слова. Обсуждаем правильность выбора. Дети подчеркивают в тексте эти слова(Слайд. Первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны.)

– Поэту нравится осень. Чтобы выразить красоту осеннего дня он употребил эпитеты.

(Слайд. Эпитеты – это слова, которые называют характерные признаки предметов и отвечают на вопрос какой?)

Например. Слайд.

Осень (какая?) первоначальная

Пора (какая?) дивная

День (какой?)…(ответы детей – хрустальный)

Вечера (какие?)…(ответы детей – лучезарные)

Ваня: А как это «хрустальный» ?

– Хрусталь – особое стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Оно отличается хрупкостью, прозрачностью, звонкостью, мелодичностью.

– Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его.

Алиса: Воздух прозрачный, чистый.

Таня: Видно далеко-далеко.

Катя: На небе нет ни облачка.

– Хрустальный, ребята, это еще и – хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, подуют холодные ветры, и «хрустальный день « разобьется».

– «Хрупкость» этого времени передают и другие слова. С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом).

– Что может случиться с тонким волосом? (он может порваться).

– Правильно, так же хрупок и «хрустальный день», исчезнет с первыми бурями.

– Как вы представляете «лучезарные вечера»? Опишите их.

( Красиво заходящее солнце, всё сверкает и сияет…)

– Что говорит поэт о первоначальной осени?(что это дивная пора, но короткая; не успеешь оглянуться, уже холодно).

– А почему? (она быстро пройдет)

– Подготовьте выразительное чтение первой строфы.

В каком темпе будем читать?(Неторопливо, не спеша)

– С какой интонацией?(Торжественно, но не громко)

– Прочитайте друг другу в парах.

Чтение учащимися вслух(3 ученика). Обсуждаем варианты прочитанного.

– Что скажете о чтении Саши? (2-ю часть нужно читать звонче, радостнее).

– Что посоветуете Алисе? (сделать паузу подольше в конце 2-й строчки).

– Как прочитал Володя?( очень выразительно, у него хорошо получилось).

– Кто хочет прочитать по- своему? (ученик читает, ребята анализируют его чтение).

– Молодцы. Все очень старались.

Слайд.

2 строфа.

– Прочитайте вторую строфу ( слайд)

Чтение сильным учеником.

– Назовите непонятные слова (серп, борозда, праздный)

– Кто может объяснить значение слов?

Саша: Серп мы видели на экскурсии в этнографическом музее. Это – кривой нож для того, чтобы срезать траву.

– Молодец, Саша. Ты правильно сказал. Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы и т.д. (слайд – изображение серпа) .

-Прочитайте на слайде толкование слова борозда (слайд).

1) Канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

2) Углубление, расположенное на поверхности полушария головного мозга и разделяющее ее на извилины.

3) Глубокая морщина, складка на коже.

– Выберите нужное значение, объясните свой выбор.

Ответы детей.

Ваня: Я думаю, что нужно выбрать первое значение – канавка на поверхности почвы, ведь в строфе говорится о поле.

Андрей: Серп нужен для уборки урожая в поле . Ваня прав.Первое значение.

Саша: Морщина на коже и второе значение совсем не подходит по смыслу.

– Кто согласен с ребятами? Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 214.(чтение в учебнике : борозда – канавка.)

– Вы, ребята, молодцы. Отлично справились с заданием.

– Выясним значение слова «праздный»? (дети затруднились с ответом)

Слайд.

– Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой.

– Почему борозду поэт назвал праздной? (раньше здесь было много работы, а теперь борозда без дела, отдыхает).

– Как вы узнали, что работа кипела? (Бодрый серп гулял, падал колос).

-Правильно, тишина на поле осенью – это тишина после работы.

– Прочитайте строфу. Какие слова вы выделите голосом? Подчеркните их.

Работа в парах.

– Сверьте свои слова со словами на слайде.

(Гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит).

– Как поэт назвал серп? (бодрый).

– А борозду? (праздной).

– Что это? (эпитеты).

– Какую картину вы себе представили? Опишите её. (Поле пустое. Простор. Раздолье. Тишина.)

– С каким чувством поэт говорит об изменениях в природе?

(с грустью, печалью).

– С какой интонацией нужно читать четверостишье? (, спокойной)

– В каком темпе? (медленном).

– Подготовьте выразительное чтение 2-ой строфы.

Прочитайте друг другу в парах.

Чтение строфы вслух 3-мя учениками и выбор лучшего варианта.

– Чье чтение понравилось больше всего? (Алена очень выразительно прочитала, соблюдая все паузы, с правильной интонацией ).

– Что посоветуете другим чтецам? (Игорь слишком торопился, читал без выражения; Миша удачно прочитал 2 строчки, а 3-ю и 4-ую нужно читать медленнее и тише).

– Кто еще хочет прочитать, учитывая пожелания одноклассников? (Ученик читает, ребята анализируют его чтение).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 

В небесах – сиянье (смотрят вверх)

Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)

А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом) 

– О чем это? (об осени) 

3 строфа.

– Прочитайте 3-ю строфу.

Словарная работа:

– Найдите старое русское слово (боле).

– Можете объяснить его значение? Прочитайте строчку и попробуйте догадаться по смыслу ( подходит слово больше)

-Прочитайте строчку с этим словом.

Сильный ученик читает:

Пустеет воздух, птиц не слышно больше

– Подходит слово по значению? (да)

– Какие еще незнакомые слова вам встретились?(лазурь).

– Это тоже устаревшее слово. Кто из вас может объяснить его значение?

Ученики:

– Лазурь –синий цвет.

– Верно (слайд).Лазурь – светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.

– Прочитайте еще раз строфу и выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом (самостоятельная работа).

Взаимопроверка.

-Сверьте со словами на слайде.

(Воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее).

– Найдите эпитеты (самостоятельная работа). Проверьте правильность своего выбора(слайд)

Лазурь (какая?) чистая, теплая

Поле (какое?) отдыхающее.

– Кто правильно нашел только один эпитет? Просигнализируйте своими листочками (6уч)

– Кто правильно нашел оба эпитета? (20 уч.)

Итог. Большая часть выполнила правильно.

– Какую картину представили?

Ответы учеников.

-Маша: Птицы улетели.

– Алена: Небо, как бы ложится на поле и укрывает его одеялом. Укутывает.

– Научитесь читать 3-ю строфу выразительно. Выделите паузы.

-Подумайте, с какой интонацией будете читать? (спокойной)

– В каком темпе надо прочитать четверостишье? (медленно, тихо)

– Почему? ( птиц не слышно, воздух пустеет, поле отдыхает).

– Попробуйте прочитать про себя выразительно. Постарайтесь передать спокойствие в природе.

– Прочитайте друг другу.

Чтение вслух 3-мя учениками.

– У кого получилось лучше, почему?(Алиса читала выразительно, с правильной интонацией. Выдерживала паузы. Правильно ставила логическое ударение. Передавала голосом теплоту, спокойствие. Ане и Лизе нужно быть внимательнее, когда делают паузы… )

Обобщение результатов анализа произведения.

– Ребята, скажите, почему в конце 1-ой строфы автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?

Денис: Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена.

– Для чего же нужна долгая пауза?

Алена: Чтобы мы задумались, представили красоту осеннего дня.

Андрей: Чтобы поняли, как важна эта пора…

Саша: Чтобы остановились, перевели дыхание.

– Правильно, ребята, многоточие говорит о недосказанности, какой-то медлительности.

– Но почему в конце 2-ой строфы стоит точка?

Алена: Поэт говорит: «Теперь уж пусто …Все, лето закончилось, осень пришла».

– Да, Тютчев показывает, что осень наступила, бесповоротно, пришло ее время.

– В конце 3-ей строфы – многоточие. Попробуйте объяснить, почему?

Андрей: Сейчас тепло, но скоро придут холода. И природа их ждет.

– Замечательно подметил, Андрей. Природа покорно ждет наступления зимы. Она в ожидании, в волшебном спокойствии. Как будто понимает, что приход зимы неизбежен.

– Будем готовиться к выразительному чтению всего стихотворения (ребята читают про себя 3-4 мин)

– Прочитайте стихотворение выразительно вслух (сильные ученики).

3 уч. читают вслух. Анализируем чтение каждого ученика.

– Что получилось хорошо? С чем вы не согласны?

Ответы детей.

Алена: Настя прочитала очень хорошо. С правильной интонацией, выразительно. Особенно удачно прочитала последнюю строфу, каким-то теплым мягким голосом.

Володя: мне понравилось, как прочитал Гордей. Он выдерживал все паузы, выделял голосом слова, на которые падает логическое ударение.

Читал выразительно.

Саша: Хочу похвалить Дениса. Она прочитала правильно и выразительно. Передавала голосом, интонацией спокойствие, немножко радости, немножко грусти.

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо выразительно прочитали стихотворение.

– А хотите, я прочитаю стихотворение? (чтение учителем)

Итог урока.

– О какой поре осени рассказывает поэт?(о золотой осени).

– Как осень изменила всю окружающую природу?

Денис: Вокруг необыкновенный ясный свет.

Маша: Воздух прозрачный и чистый. Небо безоблачное.

Валерия: Там, где была рожь, теперь пустое поле.

Кристина: И только на пустой борозде тонкая паутинка.

Таня: Птиц больше не слышно. Кругом – тишина.

– Как вы думаете, природу какой страны описывает Ф.И.Тютчев?

( России).

– Почему вы так решили? (написал с любовью, нежностью, так пишут о Родине).

– Вы видели такую золотую осень у нас? (да).

Учитель обобщает:

– Поэт испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, грустно – от сознания, что всё скоро пройдёт, что впереди ненастье, зимние холода и метели.

– Что нового узнали на уроке?(познакомились с новыми словами, с понятием «эпитет», учились анализировать стихотворение…)

– Что особенно понравилось?

(Понравилось стихотворение: красивые музыкальные слова – лучезарный, льется, лазурь. Хочется придумать мелодию к нему.

Понравились картины художников, музыка. Как читали дети.)

– Какие были затруднения? (поначалу сложно было выделять главные слова, находить эпитеты, были незнакомые слова, читать выразительно)

– Ребята, наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.

Домашнее задание.

– Нарисуйте дома иллюстрации к этому стихотворению.

-Какие краски понадобятся, чтобы нарисовать картину? (голубой, желтый , оранжевый…)

– Картину какого художника – Левитана, Грабаря, Поленова, вы бы выбрали иллюстрацией к этому стихотворению? (Грабаря и Поленова)

– Постарайтесь передать красками свои чувства, настроение. Подпишите свой рисунок строчкой из стихотворения. Например: «Лучезарны вечера…»

– На следующем уроке устроим выставку ваших работ.

Если вам понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.

Спасибо за урок.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по литературному чтению на тему “Ф.И.Тютчев. “Есть в осени первоначальной…” (2 класс)

Литературное чтение.

2 класс.

«Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева

«Есть в осени первоначальной…»

Цели:

  • научить ребят выразительно читать стихотворение;

  • учить воспринимать информацию на слух;

  • учить извлекать информацию из текста;

  • развивать чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;

  • формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению.

Задачи:

  • познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

  • познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;

  • учить анализировать стихотворение;

  • учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;

  • при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;

  • формировать общеучебные умения и способы деятельности;

  • учить видеть взаимосвязи между поэзией, музыкой и изобразительным искусством;

  • формировать представление о жанре литературного произведения;

  • развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;

  • прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;

  • воспитывать потребность в общении с поэзией.

1.Организация класса. Психологический настрой.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться! 

2.Вводная часть

Подготовка к первичному восприятию текста.

Слайд

– Прочитайте про себя произведения на осенних листьях.

Зажгла огней рябиновый костер.

То – щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…

Все засыпают, угасают дни.

– Что вы прочитали? (загадки).

– Почему вы так думаете? Докажите. (Описывается предмет, его признаки, а сам предмет не называется).

– Вы отгадали, о каком времени года говорится? (об осени).

– Прочитайте первую загадку выразительно.

– Докажите, что речь об осени.

Ответы учеников:

осенью плоды рябины становятся красными ;

осень – щедрая пора, созревает урожай в садах, на огородах, в полях.

– С чем сравниваются гроздья рябины? (с костром, с огнем).

– Какое настроение вызывает эта загадка? (радостное, веселое, осень игриво улыбается).

Выразительное чтение второй загадки.

– Докажите, что и в вашей загадке описана осень.

Ответы детей: осенью дни становятся короче; частые дожди, туманы; многие животные готовятся к зимней спячке; становится грустно, печально.

– Вы правильно отгадали загадки, ребята. Вы даже сказали о настроении, которое передает каждая загадка. А почему такие разные описания осени? (осень бывает разной).

Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень.

– Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней». (слайд)

– Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой». (слайд)

– А вам нравится это время года? (да, нет).

Кто любит осень? Почему?

Ответы учеников. (Осенью очень красивые деревья. Днем прозрачный воздух… Листопад. Я люблю запах опавших листьев. Осень разноцветная.

– О какой осени говорили ребята? (о золотой)

– А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?

Ответы детей. (Идут дожди. Сыро, холодно, темно. Пусто кругом. Вянут цветы.

Природа засыпает.)

– Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)

– Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.

– Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.

– Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).

– Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени? (один рисунок яркими красками, а другой – темными.)

– Интересно, почему? (Бывает разное настроение.)

– Да, ребята, вы правы. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды)

– Кто из художников передал на картине восхищение осенью? (В.Поленов, И.Грабарь)

– Кто передал грусть и печаль? (И. Левитан).

– Как могут выразить свои чувства к осени композиторы? (звуками, музыкой).

– Осень не оставила их равнодушными. Послушайте пьесу П. И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песнь) и определите, какое настроение он постарался передать? (Звучит пьеса)

Ответы детей. (Стало очень грустно. Мелодия печальная медленная.)

Звучит произведение А. Вивальди «Осень».

– Какое настроение передал Вивальди ? (жизнерадостное, веселое).

– Откройте стр.66 учебника. Прочитайте вступительную статью к новому разделу и скажите, кто еще, кроме художников и композиторов, может рассказать об этом удивительном времени года? (писатели и поэты).

– Мы говорили, что художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают свои чувства звуками музыки.

– Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты? Как об этом написано в тексте? Прочитайте (Писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах).

– Правильно, ребята, поэты рисуют картины осенней природы словами.

– О каких поэтах вы прочитали? Слайд.

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.( плавно опускаются)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (поднимаются)

3. Сообщение темы урока.

– Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? (об осени).

Мы начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте его название на стр. 65. «Люблю природу русскую. Осень» слайд

– Откройте стр. 68 учебника. Определите по внешнему виду жанр произведения, с которым мы познакомимся? (стихотворение)

– Значит, как можно назвать автора? (поэт).

– Это произведение написал русский поэт Ф. И. Тютчев (слайд).

– Читали ли вы его произведения? (нет)

Рассказ учителя об авторе. Слайд.

– Он родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье (слайд)

Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам: французскому, немецкому и латинскому (слайд).

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет. В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение (слайд).

– Поэзия Тютчева насчитывает около 400 стихотворений. Большая их часть посвящена красоте родного края.

Проверяем умение извлекать информацию на слух.

– Ответьте на вопросы (слайд).

1. В какой усадьбе родился поэт Тютчев?

2. Где получил первоначальное образование?

3. Какие иностранные языки изучал поэт?

4. В каком возрасте опубликовано первое стихотворение?

5. Сколько стихотворений насчитывает поэзия Тютчева?

По мере ответов детей, появляются ответы на слайде.

– Молодцы. Вы внимательно слушали мой рассказ о Тютчеве и многое запомнили.

 

Первичное восприятие текста.

– Прочитайте первую строчку стихотворения на стр. 68. Как вы думаете, о чем оно? (об осени)

– Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке.

– Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? («Есть в осени перво-начальной…»

– Мы говорили, что осень бывает разная. Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? (о ранней осени)

– Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? (сказано «осени первоначальной»)

– А что означает слово «первоначальной»? (начало осени).

– Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное).

– Как узнать, так ли это? (прочитать стихотворение).

Предлагаю вам послушать стихотворение в исполнении актёра. (слайд).

Проверка восприятия:

– Какое настроение у вас возникает при чтении и прослушивании этого стихотво-рения? ( спокойствие; небольшая грусть).

– Кто был прав в своих предположениях ( поднимают руки).

– Взволновало вас произведение? (да).

– Какую музыку можно подобрать? (ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную).

– Можно ли стихотворение назвать лирическим? (да, оно такое же мелодичное).

Беседа по первым впечатлениям:

– Какие картины осени вы представили? (ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели).

– Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».

– Давайте ещё раз послушаем стихотворение.

Анализ стихотворения.

Чтение и анализ стихотворения по частям.

Слайд.

1-я строфа.

– Прочитайте медленно и вдумчиво первую строфу.

Чтение сильным учеником.

– Какие незнакомые слова и выражения вам встретились? (дивная, лучезарный).

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

Дивная – удивительная.

– Молодцы. Правильно, а можно еще сказать – прекрасная, восхитительная. (слайд: Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.)

Лучезарный – …

– Затрудняетесь с ответом? (слайд) Лучезарный значит – светящийся лучами, лучистый, сияющий.

– Попробуйте подобрать синонимы к слову лучезарный (блестящий, сверкающий, светлый)

– Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какие слова нужно выделить голосом? Поделитесь своим мнением с соседом по парте.

Дети самостоятельно работают с учебником.

– Какие слова выделили?

Ученики называют слова. Обсуждаем правильность выбора. Дети подчеркивают в тексте эти слова (Слайд. Первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны.)

– Поэту нравится осень. Чтобы выразить красоту осеннего дня он употребил эпитеты.

(Слайд. Эпитеты – это слова, которые называют характерные признаки предметов и отвечают на вопрос какой?)

Например. Слайд.

Осень (какая?) первоначальная

Пора (какая?) дивная

День (какой?)…(ответы детей – хрустальный)

Вечера (какие?)…(ответы детей – лучезарные)

– А как это «хрустальный» ?

– Хрусталь – особое стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Оно отличается хрупкостью, прозрачностью, звонкостью, мелодичностью.

– Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его. (Воздух прозрачный, чистый. Видно далеко-далеко. На небе нет ни облачка.)

– Хрустальный, ребята, это еще и – хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, подуют холодные ветры, и «хрустальный день « разобьется».

– «Хрупкость» этого времени передают и другие слова. С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом).

– Что может случиться с тонким волосом? (он может порваться).

– Правильно, так же хрупок и «хрустальный день», исчезнет с первыми бурями.

– Как вы представляете «лучезарные вечера»? Опишите их.

( Красиво заходящее солнце, всё сверкает и сияет…)

infourok.ru

Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев “Есть в осени первоначальной” 2 класс “Школа России”

План – конспект открытого урока по литературному чтению Учитель: Поддубная А.А.

Класс: 2 класс

Темаурока: Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Учебник: Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий, литературное чтение, 2 класс (1-4).

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: формирование эстетического восприятия, осмысления лирических стихотворений посредством творчества Ф.И.Тютчева

Задачи:

-познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

-помочь понять настроения, чувства поэтов, художников, композиторов, которые описывали осеннее время года;

-учить детей работать с лирическим произведением, понимать смысл художественного слова, ввести новые понятия «средства языка»: «эпитет», «олицетворение», «сравнение», расширить словарный запас

-находить средства художественной изобразительности в анализируемом тексте, определять их роль

-сформировать систему новых понятий – «средства художественного слова», научить детей способам выразительного чтения текста: расстановка пауз-коротких и длительных, постановка логического ударения.

Предполагаемые результаты:
личностные:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе, русскому языку.
метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы.
предметные:умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые Ф. И. Тютчевым; определение в стихотворениях изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.

Оборудование:
1. Презентация к уроку
2. «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.
3. Репродукция картин художников: И.Левитан «Золотая осень»,

Василий Поленов «Золотая осень», «Осень», видеоролике «Есть в осени первоначальной…»

4. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, оранжевого цвета.

5. Раздаточный материал для учащихся: «Журнал исследований», текст стихотворения, домашнего задания.

Ход урока

Слайд №1
1) Организационный этап.

-дыхательная гимнастика

– Ребята, сегодня на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. Молодцы!

– Из глубокого колодца (руки «О»)
– Солнце медленно встает (руки над головой)
– Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)
– Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
– Новый день она начнет (руки вниз широко)
– С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.

II. Введение в тему урока .

Учитель:

-Ребята сегодня необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в мир музыки и постараемся понять, что пытался выразить композитор звуками музыкального произведения.

– произведение П.И.Чайковского «Времена года» – «Осень»

– Какая была музыка? (спокойная грустная, печальная музыка, хочется подумать о чём-то, посидеть в тишине, музыка была быстрая, активная, стремительная, весёлая…)

-Какие чувства вызвало у вас произведение?( спокойствие, грусть, печаль, задумчивость…)

Когда у человека бывает такое настроение?(когда что –то произошло, не получил что очень хотел, когда обидели…)

-А если у человека всё хорошо, но хочется побыть одному, раньше лечь спать.. Хочется спать вместе с природой.

-Что вы представили, когда слушали произведение?

Композитор Пётр Ильич Чайковский выразил свои чувства через музыку.

( Слайд № 3)

Композитор выразил своё настроение и чувства через музыку.

фотограф-фотография

художник-картина

писатель- через слово

Итог: свои чувства своё отношение к чему-либо человек может выразить посредством произведений искусства: музыки, картин художников, фотографию и через художественные произведения.

( Слайд № 4).
– Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение.

А может мы сами научимся владеть этой волшебной палочкой….

II. Введение в тему урока .

Учитель :
– Послушайте стихи. Что объединяет эти стихотворения?
Ученик 1

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва

А.Твардовский «Лес осенью»

Ученик 2

Лес точно терем расписной

лиловый,золотой,багряный.

Весёлой,пёстрою стеной

стоит над светлою поляной.

И.Бунин «Осень»

Ученик 3

Кроет уж лист золотой

влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

А.Майков «Осень»

Учитель:

Какие чувства вызвали у Вас эти произведения?
– Что объединяет эти стихотворения?
Ученики:
– Изображение осенней природы в творчестве знаменитых поэтов.
– Стихотворения на одну тему.
Учитель: Одним из таких поэтов талантливых был Ф.И.Тютчев. Он очень любил это время года.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Чему будем учиться?

-будем учиться понимать стихотворение Ф.И.Тютчева

– Чтобы лучше понимать произведения поэтов, писателей нужно лучше их знать ,изучать биографию- жизнь поэта. О нём сегодня нам расскажет Скороходова Соня..


Слайд №6 (Портрет Ф.И. Тютчева).
Ученица:
(Рассказывает заранее подготовленный ученик).
– Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.

Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели? Сегодня мы это проверим.
Учитель: Слайд №5 (Слова) .
Учитель:
Слушать и слышать произведение и понимать чувства поэта.
Учитель:
– Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной».
III. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.
1) Видеоролик. Слушание. (На фоне музыки «Времена года. Осень». П.И. Чайковского)
Учитель:
Слайд №

2)Вспомните, какие чувства вы испытали когда ребята читали нам стихи об осени?Сравните их с чувствами которые вызвало произведение Ф.И.Тютчева?

Стадия осмысления.

1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой (пометы карандашом)

Учитель:

– Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:

«?»- не понял.

(Учащиеся читают текст).

2) Словарная работа. Слайд № 6.
Учитель :

– Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?
(Ученики стараются пояснить их смысл).
Серп – ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде – отдыхающее поле, с неё убрали урожай.
Учитель:

V. Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения

а) Чтение первой строфы учениками
Учитель :
–Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.
1-й ученик:
Слайд №10 (Левитан И. И. «Золотая осень»).
-Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный, I 
И лучезарны вечера…..II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).
Учитель:
– Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах?
Ученики:
(«Дивная пора», «лучезарны вечера»).
Учитель:

– С чем сравнивает поэт день? Прочитайте. «Весь день стоит как бы хрустальный…» ?

-Этот приём называется сравнение
Учитель:
– Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он ?
Ученики: 
– Прозрачный, чистый, безоблачный.
Учитель:
– Какой знак стоит в конце строфы?
Ученик:
– Многоточие.
Учитель:
– Почему?
Ученик:
– Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».

6. Чтение второй строфы учениками.
Учитель:
-Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
2-й ученик:
-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.
Слайд №11. (Левитан. И. И. «Золотая осень. Слободка»).

Где бодрый серп гулял и падал колос, I 
Теперь уж пусто все – простор везде, I 
Лишь паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
Учитель:
– В этой строфе поэт использует ещё один приём Ф. Тютчев.

Прочитайте строчки о серпе-орудии труда.

Учитель:Поэт говорит о серпе как о живом существе.
– Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе?
Ученица:
– «Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья

8. Чтение третьей строфы .
Учитель :
-Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?
3-й ученик :
-Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.
Слайд №12.
Учитель:
– Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?
Ученики:
1-й ученик:
– Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето.
2-й ученик:
Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.
Прочитайте эти строки.

Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I 
Но далеко еще до первых зимних бурь – I 
И льется чистая и теплая лазурь 
На отдыхающее поле…..II 
Учитель:
– Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.
Ученик :
– теперь уж пусто все.
Учитель:
– Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт ?
Ученица:
– Но далеко еще до первых зимних бурь – / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.
– Учитель:
– А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? 
Ученик: 
– Бабье лето.

3.Физкультминутка (музыка для релаксации).
Учитель:
– Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
Учитель :
– Какие чувства вы испытали?
VII. Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла. Работа в группах.
Слайд №16. (Задание для групп).
Задание .
1. Чтение стихотворения по строфам .
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником.
(Способ чтения выбирают дети.)
Учитель:
В каком темпе его следует читать?
Ученики:
– Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.
Учитель:
– В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.

infourok.ru

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» 2 класс скачать

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Учитель начальных классов

ГБОУ средняя школа № 417 г.Санкт-Петербург

Вареник Оксана Витальевна

Литературное чтение

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки власть.

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Утром мы во двор идём — Утром мы во двор идём — Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят…

Ответ:

Фёдор Иванович Тютчев Что такое рифма?

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк

Что такое строфа?

Строфа – сочетание двух или нескольких стихотворных строк

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Работа с учебником! Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды. Серп – ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня Серп – ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня

Мы листочки, мы листочки

Мы осенние листочки.

Мы на веточке сидели

Ветер дунул – полетели.

Активные ссылки на страницы материалов в Интернете
  • План-конспект урока по чтению https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-fityutchev-est-v-oseni-pervonachalnoy-klass-shkola-rossii-1403406.html?click_id=86AZ1O6BYOZ9M6h&aip=5c61&utm_source=cityads&utm_medium=cpa&utm_campaign=cityads
  • План-конспект урока по чтению https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/12/25/ftyutchev-est-v-oseni-pervonachalnoy
  • План-конспект урока по чтению http://kladraz.ru/metodika/konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-2-klas-tyutchev-est-v-oseni-pervonachalnoi.html
Активные ссылки на использованные изображения (URL-адреса)
  • https://img3.postila.ru/storage/6816000/6807844/4c34cf0110fea93c4e5ed571b1d034ee.jpg (осень)
  • http://www.playcast.ru/uploads/2015/11/30/16105963.gif (мальчик с листьями)
  • https://ludibryanska.files.wordpress.com/2011/11/d182d18ed182d187d0b5d0b2.jpg?w=1400 (Ф.И.Тютчев)
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/99562/27156178.2b3/0_1b036d_d82dfa39_XL.gif (птичка)
  • http://lfly.ru/wp-content/uploads/2017/02/plug-i-borozda-768×576.png (борозда)
  • https://st.depositphotos.com/2097359/2130/i/950/depositphotos_21300311-stock-photo-sickle.jpg (серп)
  • http://www.playcast.ru/uploads/2017/10/05/23588088.gif (учебники)
  • http://sad12sov39.ucoz.ru/images/14666570.gif (осенние листья)
Спасибо за внимание!

uchitelya.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *