Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)
Цели урока. Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений. Учить учащихся наблюдать за природой. Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.
Ход урока.
1. Организационный момент
Звонок прозвенел – отвечай поскорей,
Время года, какое стоит у дверей? (осень) слайд 1
Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить, узнать многое надо.
У: – Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие, во время которого вы покажете свои знания и умения. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы. За каждый правильный ответ вы получите листочек. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!
Вызов (побуждение)
– Сегодня, ребята, мы начнем наш урок со сказки.
(Звучит музыка «звуки леса»)
В далеком-далеком лесу, на светлой
солнечной полянке, где журчал весёлый ручеек, жили-были цветочки. Они были
маленькие, и поэтому они всему удивлялись. слайд 2,3 Ах, как интересно было кругом! На
полянке вместе с цветочками росли их братья и сестры: мягкая сочная травка,
высокие стройные деревья, шелестящие листвой, пушистые кустарники с яркими
ягодками. Над ними порхали разноцветные легкие бабочки, жужжали пчелы, собирая
нектар, и звонко пели птицы. Иногда на полянку выбегали веселые зверушки, чтобы
поваляться в мягкой травке и полакомиться ягодками. Все вместе они наслаждались
теплым солнышком, приятной родниковой водой и свежим ветерком.
Но постепенно жизнь на полянке стала изменяться. Все меньше тепла давало
солнышко, все чаще моросил холодный дождик, дул резкий порывистый ветер.
Исчезли бабочки и пчелы, перестали петь и стали улетать птицы, попрятались в
норы звери. Цветочкам было холодно и сыро. Он смотрели на своих братьев и
сестер и видел, что с ними тоже происходят изменения. «Что же это с нами
происходит?» – думали цветочки «И почему?». Но вскоре они завяли и облетели.
Ветер подхватил их семена и развеял по полянке, что бы из них весной вновь
выросли прекрасные цветы. Но вот один самый любознательный решил узнать тайну и
пришел к нам на урок.
– Ну что, ребята, попробуем объяснить цветочку, что же произошло?
3. Осмысление
(заполнение большого кластера во время беседы)
ОСЕНЬ
Изменения
Растения
– Когда в жизни на полянке стали происходить изменения? В какое время года? (Осенью)-слайд4
– Какие признаки осени вы заметили? Вспомните самые первые изменения. (Похолодало, холодный дождик, резкий ветер)
– Это изменения в неживой природе.
– А как вы думаете, изменения в неживой природе влияют на живую природу? (Да) слайд 5
– Назовите, что относится к живой природе. (Люди, животные, растения).
– Кто является главным действующим лицом сказки? (Цветочек)
– Они к какой группе относится? (К растениям)- слайд 6
3. Сообщение темы и задач урока.
Определим тему нашего урока: Изменения в жизни растений осенью. слайд 7,8
Мы будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые нам надо найти ответы. слайд 9
– Почему у хвойных деревьев нет листопада?
– Что происходит осенью с травянистыми растениями?
– Почему начинается листопад?
– Почему происходит изменение окраски листьев осенью?
Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.
Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.
У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.
Почему происходит изменение окраски листьев осенью? ð
Почему начинается листопад? ð
Почему у хвойных деревьев нет листопада? ð
Что происходит осенью с травянистыми растениями? ð
Про осень говорят: “Осень – перемен восемь”–на доске. А сможете ли вы назвать восемь изменений которые происходят осенью? Слайд10
Дети: Дни стали короче. Листья пожелтели. Вода в море холодная. Время сбора урожая. Птицы улетают. Звери впадают в спячку. Стало холоднее. Часто идут дожди. – на доске.
А какие пословицы и поговорки об осени знаете вы?
VI. Открытие новых знаний.
У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.
У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии.
Что изменяется в жизни растений осенью?
Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?
Осенью в листьях не появляется никаких желтых и красных пигментов: они содержались в них и раньше, но были незаметны из-за преобладания зеленого пигмента – хлорофилла. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. Осенью хлорофилл разрушается и содержащиеся в нем ценные вещества (магний) запасаются в стеблях (стволах), в результате чего в листьях становятся видны другие цветные оттенки.
Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙД 11.
Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?
У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд СЛАЙД 12-20
У. – Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад).
У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность
Целый день играют в прятки
С ветром рыжие заплатки.
Что это такое?
Дети: Осенние листья.
Учитель: Как вы догадались?
Работа по группам. Исследовательская деятельность.
Учитель: Я попрошу каждую группу собрать по букету из осенних листьев.
СЛАЙД 214. Практическая работа
Дети собирают букеты из листьев.
У детей – листья.
– Рассмотрите осенние листья.
– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях – это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это – лицевая сторона, т. е. внешняя.
Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
Задание 1. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.
Какие приметы осени вы еще знаете?
Учитель: Назовите растения, листья которых оказались в ваших букетах. Какого цвета получились ваши букеты?
Физминутка.
Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает листву.
Листья запорхали
Как бабочки на карнавале.
Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят.
Полетели, покружились и на землю опустились.
Ветер дунул, вновь взлетели,
И за парты тихо сели.
Учитель: Почему осенью листья опадают с деревьев? Почему весной и летом, когда тоже бывает много ветреных дней, не бывает такого листопада как осенью?
Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
Рассмотрите с помощью лупы веточки разных деревьев. Есть ли на них ранки от опавших листьев? Сделайте вывод.
Учащиеся рассматривают веточки и не находят ранок.
Вывод: ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой. У опавших листьев разных деревьев одинаково гладкий, округлый край черешка.
– А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями
ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ – УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся.
У. –Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).
У. –Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?
У. –О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?
У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?
Наблюдение.
– Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?
– Чем они похожи друг на друга?
– Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами.
– Какие они по длине? Длинные, узкие.
– А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны. Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые.
– А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да
Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.
– Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.
Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья.
– ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали?
Вывод: ель и сосна не сбрасывают свою листву в отличие от других деревьев, стоят в эту пору зелеными. Листья-иголки у них маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна.
Вывод: хвойные деревья не меняют окраску своих листьев, т.к. в листьях этих растений, кроме зеленого, других красящих веществ нет.
У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.
У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.
У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.
У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?
У. –. Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?
Учитель: Куда деваются зимой травянистые растения?
С наступлением холодов травянистые растения погибают, рассеивая семена (из них весной вырастут новые растения) или прячутся под землю и там ждут весну. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Как вы думаете, почему?
Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья. Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по – другому – сбрасывают свою листву. Если дерево не сбросит на зиму листву, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
У. –. Завершите работу с маршрутными листами.
Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад.
Рассмотрите опавшие ветки, разломите их. Что заметили?
Ветвепад ярко выражен у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторых ив, тополей, когда они стареют. Если присмотреться, на земле около этих растений можно увидеть опавшие веточки. Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Внимательно рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. Что заметили?
Вывод: Конец веточки ровный, округлый. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно также как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от “лишних” ветвей.
VII. Закрепление нового материала.
Учитель: Итак, наша экскурсия подошла к завершению.
Закончим путешествие поэзией. (домашнее задание) слайд 7
Почему осенью в природе происходят изменения?Какие же изменения происходят в жизни растений с приходом осени?
Что такое листопад, “ветвепад”?
Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.
– Вы хорошо выполнили все задания, показали, что знаете, какие изменения принесла осень.
Хорошо, дружно работали в командах.
Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.
10.Домашнее задание. СЛАЙД
У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. …….На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Осень в природе».
Оцените свою работу на экскурсии: выберите в своем осеннем букете тот листик, который соответствует вашему настроению в конце нашей прогулки, и объясните свой выбор.
(Дети поднимают руки с листочками, анализируют свое настроение.)
7. Динамическая минутка
– Положите веточки в корзину. Мы их используем для поделок на уроке труда.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН.
Изобразить Раннюю Осень: она – радостная, добрая, красивая.
Изобразить Позднюю Осень: она – грустная, печальная.
Увидели гриб – сморчок: сморщить лицо.
Увидели высокую березу и удивились.
Нашли сломанную ветку рябины – огорчились.
Упражнения для губ и щек.
Хомячок – толстячок. Показать какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щечки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щечки.
Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубками.
Упражнения для языка.
Язычок в чащобе. Показать как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Мелькает среди веток беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом не подвижны.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз, два, три» выдох ртом.
Дует осенний легкий ветерок. «У – у – у – у – у – у»(тихо).
Подул сильный ветер. «У – У – У – У – У » (ГРОМКО)
Осенние листочки на ветках висят,осенние листочки с нами говорят: «А – о у – и ».
Развитие слухового внимания.
Заблудились в лесу. Предложите ребенку позвать на помощь своих друзей. (Читаем рифмовку и выполняем действия)
Заблудилась я в лесу Мы в лес пойдем,
И кричу: «Ау – ау!». Тихо маму позовем:
Мы в лес пойдем, «ау – ау –ау !
Громко маму позовем: Мама, я тебя зову!»
«АУ – АУ –АУ !
мама, я тебя зову!»
За изумрудную листву любого растения отвечает специальное вещество хлорофилл — пигмент, придающий листьям зелёный окрас. Он не только дарит свежий травяной цвет, но и питает растения, участвуя в процессе образования глюкозы и прочих питательных веществ.
Вырабатывается этот пигмент благодаря процессу фотосинтеза. Листья поглощают углерод, а выделяют кислород. Происходит это в комфортных условиях — при наличии тепла и солнца. Помимо кислорода при фотосинтезе вырабатывается и известный нам хлорофилл.
С наступлением холодного времени года солнечный день укорачивается: погода уже не радует теплом, света становится меньше. Хлорофилл перестаёт активно вырабатываться, и на смену ему приходят другие пигменты.
Осенними красками листва обязана особым веществам-пигментам. Каротин отвечает за оранжевый цвет. Такой пигмент можно встретить не только на осенних кронах деревьев, но и в обычной морковке. Жёлтые листья появляются благодаря ксантофилу, а красные — антоциану.
Условия выработки пигментов разные. Если хлорофиллу нужно много тепла и солнца, то ксантофилу и каротину достаточно тепла и немного света. А вот чтобы получить много багряных листьев, нужна холодная погода и яркое солнце. Мороз и обилие света — это условия появления большого количества антоциана в листве.
Осенней порой деревья сначала радуют нас яркими красками, но с приближением зимней поры начинают избавляться от листьев. Зачем и почему так происходит?
С приходом холодного времени года почва начинает промерзать. Деревья перестают получать нужное количество влаги и питательных веществ. Жизненные процессы начинают останавливаться, растения уходят в спячку. Для того чтобы не тратить силы на питание, растения вынуждены избавляться от лишнего груза — и сбрасывать листву.
У основания черешка (узкая часть листа, место крепления листовой пластинки к стеблю) образуется особый отделительный пробковый слой, блокирующий «доставку» питательных веществ от дерева. Обессиленным листьям становится всё сложнее держаться на ветках и постепенно они начинают опадать. Как и при появлении разноцветной кроны, так и при листопаде, все процессы не протекают мгновенно. Именно поэтому сначала мы видим размеренную смену красок листвы, а затем медленное избавление деревьев от своего яркого наряда.
Листопад — обязательное условие существования деревьев, помогающее им ежегодно обновлять свою листву. С приходом весны через корни деревья снова начинают получать необходимое количество воды из оттаявшей почвы и возрождают свою пышную крону.
Больше интересных материалов:
Но почему же хвойные деревья так же не сбрасывают свою «зелень», ведь иголки — это тоже разновидность листьев?
Всё дело в строении иголочек. Верхний клеточный слой представляет собой плотную оболочку, покрытую тонким восковым слоем. Благодаря такой жёсткой «экипировке» хвойным деревьям не страшны холода. Особая форма хвоинок обеспечивает меньшую степень площади поверхности, следовательно иголки испаряют влаги значительно меньше, чем обычные листья.
Естественно, иголки тоже стареют и опадают. Однако происходит это не в один момент, а постепенно на протяжении года или даже нескольких лет, поэтому смена хвои протекает не так заметно, как у лиственных деревьев.
Но и среди хвойных деревьев есть исключения, например, лиственница. Она произрастает в суровых условиях и не может испарять влагу зимой. Поэтому, как и лиственные деревья, также с приближением зимы сбрасывает свою хвою.
#ADVERTISING_INSERT#
Mystery Science уважает права интеллектуальной собственности владельцев визуальных активов. Мы прилагаем все усилия, чтобы использовать изображения и видео в соответствии с соответствующими лицензиями от владельца или обращение к владельцу, чтобы получить явное разрешение. Если вы являетесь обладателем визуального и думаю, что мы используем его без разрешения, пожалуйста свяжитесь с нами — мы оперативно ответим и сделаем все правильно.
Исследование
Исследовательский корабль Уильям Лайонел Уилли
карта мира Imgur
подставное лицо на корабле Гэри Андерсон
Дерево коа B.navez
внутри дерева коа Лес и Ким Старр
отправка Сэмюэл Аткинс
тонущий корабль во время шторма Питер Монами
повреждение корабля водой Тереза Кэри
вид телескопа Гарет Кеннеди
мужчина смотрит в телескоп Коллекция Imgur
Curious Expeditions
хамелеон от Marc Staub
гигантских черепахи Дэвид Адам Кесс
Дерево коа Cynthia Saylor, R(S)
воссоединение цветов деревьев B. navez
цветов деревьев на Гавайях Имгур
дерево на скале от
семена от Tatters ❀
Остров Реюньон от Форрест и Ким Старр
человек на большом стволе дерева Doug Peltz
желтый одуванчик от Грег Хьюм
голова семени одуванчика Грег Хьюм
одуванчика частично сдуло Дэн
видео одуванчика “Унеси” ecstaticist
клен видео от kdwpinfo
лозы по П.Б. Pelser & J.F. Barcelona
семена винограда Семена клена Scott Zona
Боб Ларрик
Поле одуванчиков Псевдоним 0591
семенной парашют от Didier Descouens
тень деревьев от Kay
семенная коробочка видео от tyoukogatalabo
кокосовая пальма на пляже Томас Собек
смотрит на кокосовую пальму Мохаммед Альнасер
кокосы на дереве Дэвид Стэнли
Кокосы проплывают мимо iTaylorJay
кокос на берегу Ян Смит
Морское бобовое дерево Gh5046
Стручок морской фасоли Дик Калберт
Семя морской фасоли Muséum de Toulouse
Стручок семян коа от w:en:KarlM
Океаническая гора на расстоянии Хиллебранд Стив, Служба рыболовства и дикой природы США
Открытый кокос Инна Муди
Море было оболочкой Didier Descouens
Семена коа J. B. Friday
Cherries by 4028mdk09
Вишневое дерево Aquamelli
Енот ест вишню от Шелли Кокс
Семя в земле Imgur
Белка от Mr.TinDC
Другое
дерево на вершине Стефан Джанель
Загрузка
Планета Будущего | Поезд
(Изображение предоставлено ViewStock/Alamy)
Джоселин Тимперли
24 мая 2022
Самолеты невероятно загрязняют окружающую среду, но смогли бы мы когда-нибудь жить без них?
A
Авиация долгое время была головной болью для тех, кто работает над сокращением антропогенных выбросов парниковых газов. Это вершина «трудно декарбонизируемого» сектора: энергоемкий, не имеющий немедленных технических возможностей для снижения выбросов углерода и тесно связанный с образом жизни самых богатых и влиятельных в обществе.
Он также стал одним из самых быстрорастущих секторов с точки зрения выбросов. Выбросы углекислого газа (CO2) от самолетов выросли на 30% в период с 2013 по 2019 год, в то время как рост выбросов CO2 в экономике в целом за те же годы составил всего 4%.
Пандемия, конечно же, приостановила эту тенденцию. Поскольку полеты по всему миру были приостановлены, выбросы CO2 от авиации упали на 60% в 2020 году. Но некоторые эксперты по-прежнему ожидают, что Covid-19 лишь задержит общий вклад авиации в потепление на несколько лет: в одной из недавних работ ведущих ученых-климатологов прогнозировалось, что сектор будет вносить 6-17% доли оставшегося углеродного баланса, чтобы не допустить превышения глобального потепления на 1,5-2 градуса.
Согласно недавнему отчету экологической некоммерческой организации Transport & Environment, управление спросом — по сути, люди меньше летают — является наиболее эффективным способом сокращения этих выбросов в этом десятилетии. По его словам, такие технологии, как экологичное авиационное топливо, более эффективные самолеты и электрические самолеты, будут играть более важную роль в 2030-х годах.
В последние годы активисты призывали людей задуматься о том, чтобы меньше летать или вообще не летать, чтобы ограничить выбросы воздушных шаров от авиации. Интересно, что когда Великобритания поручила собранию граждан по климату найти справедливые и социально приемлемые способы обезуглероживания британской экономики, сборы для часто летающих пассажиров — мера контроля спроса — были среди политики, которую они предложили для достижения климатических целей.
Но что произойдет, если люди по всему миру вдруг полностью перестанут летать? Мир без авиаперелетов создаст серьезные проблемы с логистикой, но также может открыть дверь для огромных изменений в других, менее углеродных видах транспорта. Мы вряд ли когда-нибудь полностью отключим авиацию, да и вряд ли захотим. Но постановка этого гипотетического вопроса открывает дверь к тому, что мы могли бы сделать гораздо больше, чтобы уменьшить тяжелое воздействие авиации на климат.
Что, если мы все перестанем летать?
Ускорение достижения климатических целей
Заземление всех полетов на Земле немедленно остановит 2,5% (и рост) ежегодных выбросов CO2, которые возникают в результате сжигания топлива в самолетах, сократив выбросы CO2 примерно на один миллиард тонн в год. год и устранение сектора, ранее приводившего к росту выбросов.
Но авиация оказывает и другое воздействие на климат, а это означает, что немедленное воздействие прекращения всех полетов на потепление будет намного больше, чем просто сокращение выбросов CO2. «Помимо выбросов CO2, самолеты вызывают множество других последствий», — говорит Салли Кэрнс, исследователь транспортной политики из Университета Лидса. «Самый краткосрочный эффект и один из самых больших эффектов — это образование инверсионных следов, которые представляют собой белые линии, которые вы видите в небе, и связанное с ними образование перистых облаков».
В отличие от CO2, который остается в атмосфере на протяжении столетий, эти выбросы, отличные от CO2, оказывают краткосрочное, но очень сильное воздействие на потепление, которое, по оценкам, потенциально утроит общий эффект потепления от авиации по сравнению с одним только CO2.
Долгосрочные прогнозы показывают, что воздушное движение вернется к уровню, существовавшему до Covid-19, и возрастет, хотя насколько еще предстоит увидеть (Фото: ICCT)
Воздействие на людей
самолеты влияют на людей по всему миру? Повседневная жизнь многих людей не пострадает, по крайней мере, напрямую. В 2018 году только 11% населения мира совершили перелет, а не более 4% — международным рейсом. Даже в Великобритании более половины людей вообще не летали в том или ином году, даже до пандемии. Во всем мире большинство рейсов совершает крошечное меньшинство часто летающих пассажиров.
«По этой причине это вообще не влияет на многих людей», — говорит Стефан Гёсслинг, авиационный исследователь из Университета Линнея в Швеции. «У нас был период с почти нулевым количеством рейсов [из-за пандемии Covid-19], и я думаю, что мы узнали, что можем обойтись без них».
Аэропорты замолчат, чтобы помочь местным жителям, ранее пострадавшим от шума. В течение нескольких дней повышенный уровень загрязнения воздуха, обнаруженный вблизи аэропортов, также снизится, что приведет к снижению рисков для здоровья, таких как астма и сердечные заболевания, для местных жителей.
Людям, у которых есть дома в двух странах, придется в спешке выбирать, где они хотят жить, в то время как люди, которые часто летают на выходные и в отпуск, также столкнутся с большими изменениями в образе жизни. Отпуск в основном нужно будет проводить в местах, куда можно добраться поездом, автобусом, автомобилем и паромом, что подталкивает людей к тому, чтобы оставаться в своих или соседних странах.
Страны с большим дефицитом туризма, то есть люди из этой страны тратят на отдых за границей больше, чем тратят туристы, посещающие страну, выиграют от этого. Китай, у которого самый большой в мире дефицит туризма, и Великобритания, у которой в 2019 году дефицит туризма составил 34 млрд фунтов стерлингов (42 млрд долларов).будет среди победителей в экономическом плане (хотя правительство Великобритании также оценивает, что авиационная промышленность вносит не менее 22 миллиардов фунтов стерлингов (27 миллиардов долларов) в экономику Великобритании).
Вам также могут понравиться:
Это, в свою очередь, может привести к улучшению возможностей для отдыха местного населения в этих странах, а также создать новые рабочие места, говорит Кэрнс. «Если вы делаете это место привлекательным для людей из вашей страны, вы, вероятно, также имеете в виду, что у местных жителей есть лучшие условия».
Но другие страны сильно пострадают, особенно острова, сильно зависящие от туризма и в основном доступные только на самолете. Огромное сокращение числа путешественников в 2020 году поставило под угрозу более 100 миллионов рабочих мест в сфере туризма: многие из них будут потеряны навсегда.
«Как бы ни были проблемы из-за остановки авиаперелетов завтра, я бы поставил это на первое место в списке», — говорит Лео Мюррей, директор по инновациям климатической благотворительной организации «Возможно». «Это, наверное, самое главное. Потому что есть целая куча людей, которым нужно найти новые средства к существованию». Он добавляет, что другим странам нужно будет найти способы поддержать эти страны.
Приземление всех самолетов также затронет 11 миллионов человек по всему миру, которые работают непосредственно в авиационной отрасли, например, операторы аэропортов, таможенные и иммиграционные службы, бортпроводники, пилоты и инженеры. Еще 18 миллионов человек, работающих на предприятиях, косвенно поддерживаемых авиацией, таких как поставщики топлива и колл-центры, также столкнутся с безработицей.
Самолеты выбрасывают как CO2, так и другие виды выбросов, что приводит к потеплению атмосферы (Фото: R. Wang/Alamy)
Еще одним трудным испытанием станут люди, которые живут далеко от своих близких и семей. «Возможно, самая сложная область — это посещение семьи и друзей», — говорит Кэрнс. «Я думаю, что это причинит самую большую боль».
Малити Фернандо, политический аналитик Международного транспортного форума, считает, что многие люди в конечном итоге будут жить ближе к людям, которых они часто посещают. По ее словам, многие люди переедут, чтобы быть ближе к своим близким, что потребует более гибких рабочих мест, позволяющих работать удаленно и больше времени для путешествий.
Корпоративные цели в области климата получат мгновенный импульс, поскольку деловые поездки будут остановлены — 90% выбросов в результате деловых поездок в настоящее время приходится на авиацию. Посещение конференций и деловых встреч в других странах станет исключением, а виртуальные встречи станут стандартом. Но проекты, которые требуют личных посещений, с трудом адаптируются. Некоторые цепочки поставок также претерпят сбои: всего 1% объема мировой торговли перевозится по воздуху, но товары, отправляемые самолетами, как правило, имеют высокую стоимость.
Некоторые из этих грузов, такие как бумага, печатные книги и запчасти для транспортных средств, можно было бы перевозить на кораблях, снизив их углеродный след до одной десятой или одной двадцатой по сравнению с предыдущим уровнем, хотя цепочки поставок и сроки потребовали бы значительных корректировок. Предприятия и потребители все больше привыкают к тому, что товары из разных стран доставляются в течение нескольких дней: мир без авиаперевозок значительно увеличил бы это время.
Воздушные перевозки продуктов питания также потребуют корректировки. Например, 47 000 тонн свежей или охлажденной рыбы, ежегодно доставляемой из лондонского аэропорта Хитроу, необходимо доставлять в замороженном виде, если они отправляются на корабле. Скоропортящиеся свежие фрукты и овощи, такие как виноград, манго и авокадо, исчезнут из супермаркетов зимой, вместо них возрастет потребление замороженных фруктов. Доступность цветов, выращенных за границей, резко упадет. «Есть много вещей, которые продаются из-за их короткого срока годности и потому, что вы хотите, чтобы они были свежими на столе», — говорит Гесслинг.
Тем не менее, в мире без самолетов вы не увидите серьезного дефицита в супермаркетах или магазинах одежды, говорит Фернандо. «[Сыпучие грузы] перевозятся с использованием совершенно другой сети цепочки поставок: доставка через океаны, а затем автомобильным или железнодорожным транспортом, баржами и внутренними водными путями. В целом, я думаю, что это окажет меньшее влияние на фрахт».
Однако некоторые воздушные грузы спасают жизнь. Авиаперевозки используются для доставки предметов медицинского назначения и фармацевтических препаратов по всему миру. Например, он сыграл важную роль в доставке вакцин во время пандемии. Он также используется во время гуманитарных катастроф для доставки еды, воды и медикаментов. Найти альтернативу для доставки срочных лекарств или срочных поставок продовольствия по всему миру будет непросто. «С увеличением количества ураганов, тайфунов и всего остального, вызванного изменением климата, [это] явно не исчезнет, это может стать все более серьезной проблемой», — говорит Кэрнс.
Островные страны, сильно зависящие от туризма и в основном доступные только по воздуху, сильно пострадают в мире без самолетов. (Источник: P. Schatz/Alamy)
Дальние путешествия в мире без самолетов
Мир, в котором полеты прекращаются внезапно, создает множество трудностей для путешествий. ««Внезапно» всегда плохо для людей, потому что заставляет их принимать решения, и все это очень разрушительно», — говорит Гесслинг. «Поэтому, если вы действительно что-то меняете за одну ночь, это сложно».
Авиация обладает уникальным сочетанием двух факторов, не встречающихся вместе ни в одном другом виде транспорта, — говорит Фернандо. Во-первых, он быстр, как по своей скорости, так и по способности ехать прямо из пункта А в пункт Б, легко преодолевая моря, горы и озера. Во-вторых, в отличие от железных и автомобильных дорог, он не требует специальной инфраструктуры на пути между двумя пунктами назначения, поэтому обычно требует меньших предварительных инвестиций.
Лучшая альтернатива самолетам, когда речь идет о скорости, — это высокоскоростные железные дороги — поезда со средней скоростью более 200 км (124 мили) в час. «Это единственный способ, с помощью которого мы можем перемещать большое количество людей на высоких скоростях на большие расстояния по разумной цене», — говорит Гесслинг.
Китай является бесспорным лидером в области высокоскоростных железных дорог, имея более половины мировых линий — около 40 000 км (25 000 миль) высокоскоростных железнодорожных линий, с планами увеличить их до 70 000 км (43 000 миль) к 2035 году. Самый длинный маршрут Китая составляет почти 2300 км (1400 миль) между Пекином и Гуанчжоу, такое же расстояние, как между Нью-Йорком и Майами или Парижем и Таллинном, со временем в пути около восьми часов.
“[Китай] проделал огромную работу не только по созданию высокоскоростных железных дорог, но и по созданию одних из лучших в мире, без вибраций, которые действительно, очень удобны с точки зрения перевозки людей на высоких мчится по стране», — говорит Гёсслинг.
Данные о протяженности высокоскоростных железнодорожных путей в ключевых регионах в 2010 и 2017 годах показывают, что в настоящее время в Китае находится большинство высокоскоростных железнодорожных линий в мире (Фото: МЭА)
Япония, Европа и Южная Корея также имеют довольно сильные сети. США, однако, еще не построили ни одной высокоскоростной железнодорожной линии.
Недавний анализ, проведенный Международным советом по экологически чистому транспорту (ICCT), показал, что даже сегодня около 26% рейсов в США можно заменить автомобилями, автобусами или высокоскоростными железными дорогами. Еще 28% рейсов теоретически могут быть заменены высокоскоростными железными дорогами, но они осуществляются между менее населенными городскими центрами, а это означает, что на них будет путешествовать недостаточно людей, поэтому инвестиции в высокоскоростную железнодорожную инфраструктуру того стоят, говорит исследователь Сола Чжэн. в ICCT, который сделал анализ. Однако в мире без полетов, вероятно, будет больше политической готовности и готовности налогоплательщиков построить высокоскоростную железную дорогу, а также более высокая терпимость к времени в пути, говорит Чжэн.
Особое внимание следует уделить сверхскоростным поездам. В настоящее время самый быстрый поезд в мире, шанхайский маглев, развивает максимальную коммерческую скорость 460 км (286 миль) в час, а в Японии строится еще более быстрая линия на магнитной подушке, максимальная скорость которой составит 505 км (314 миль) в час. час.
Там, где высокоскоростные сети не работают из-за высоких первоначальных затрат, хорошим вариантом может стать низкоскоростная железная дорога, говорит Фернандо. «Обычные железнодорожные сети могут иметь больше смысла в самых разных ситуациях». Спальные поезда могут сделать ночное путешествие продолжительностью 8-12 часов. По словам Кэрнса, в поездах со спальными местами есть возможности для гораздо большего количества инноваций и разработок. «Следствием этого является то, что путешествие становится частью отпуска».
Деньги, которые раньше тратились на субсидии аэропортам и авиакомпаниям, можно было бы вместо этого направить на развертывание этой железнодорожной сети. Однако при этом потребуется огромная осторожность, поскольку железнодорожная инфраструктура может оказывать негативное воздействие на местное население и естественную среду обитания. «Конечно, существуют и выбросы, связанные с инфраструктурой», — отмечает Фернандо. Она добавляет, что самым важным для железной дороги будет отказ от любых новых неэлектрифицированных железнодорожных сетей.
Без самолетов автобусы дальнего следования также стали бы приемлемым способом путешествовать на большие расстояния, особенно с упором на комфорт. Фернандо отмечает, что у автобусов есть один из двух уникальных факторов, присущих авиации: гибкость, которая не требует новой инфраструктуры на маршруте. «Вероятнее всего, вы будете использовать дороги, которые уже есть. Так что они являются вариантом с низкими инвестициями для поездок на большие расстояния».
Расширение других способов передвижения также обеспечит новые рабочие места для новых безработных работников авиации, от инженеров до бортпроводников. «Авиакомпании всегда позиционировали себя как своего рода роскошный вид досуга», — говорит Кэрнс. Вы можете представить себе роскошную авиакомпанию, которая предлагает роскошные автобусные туры в Испанию с остановкой во французском замке или на рынке деликатесов, например, говорит она.
Беспилотные автомобили, как только они станут доступными, также могут стать жизнеспособной альтернативой полетам, позволяя людям спать или работать во время длительных поездок. Однако широкомасштабное использование одноместных беспилотных автомобилей — даже если они электрические — будет плохой новостью для климата и пробок, говорит Фернандо. Она добавляет, что модель совместного проживания может решить эту проблему.
Через океан
Конечно, есть один очевидный пробел, где железная дорога и автомобильный транспорт просто не могут помочь: путешествия по морям и океанам. В мире, где нет полетов, основной альтернативой будут корабли: они уже используются для перевозки подавляющего большинства мировых грузов.
Путешествие из Англии в Нью-Йорк на корабле занимает около семи ночей; дальние поездки занимают недели. Личные путешествия такого рода резко сократятся, и люди будут готовы совершать их только по уникальным причинам или очень редко. «Мне немного сложно представить, что зарубежные пассажирские перевозки станут чрезвычайно популярными, если мы не изменим свой образ жизни», — говорит Фернандо.
Конечно, сами корабли выбрасывают много углерода, и резкое увеличение пассажиропотока будет плохой новостью для климата. Фернандо отмечает, что замедление судов является одной из основных краткосрочных мер по сокращению выбросов от судов: это не лучший вариант для быстрых путешествий через океан.
Поезда Sleeper, такие как поезд Caledonian Sleeper из Лондона в Шотландию, могут сделать длительные поездки более удобными. Фото: Joe Dunckley/Alamy. или водород, чтобы удерживать их в воздухе, — они намного медленнее, чем самолеты, но потенциально могут удовлетворить некоторые из потребностей, которые в настоящее время удовлетворяются воздушным транспортом. «Я думаю, что дирижабли, вероятно, выгодно отличались бы от кораблей», — говорит Мюррей. «И, вероятно, пассажиры предпочтут дирижабли, потому что в океане вас укачает». Он добавляет, что они могут быть особенно полезны для пассажирских перевозок в островные государства, за пустыни или через горные хребты.
Тем не менее, дирижаблям, скорее всего, будет сложно быстро перевезти много людей на большие расстояния. «Трудно представить, как его можно будет когда-либо масштабировать, чтобы он стал важным транспортным средством», — говорит Гесслинг. «Я думаю, что построить такие огромные сооружения таким образом, чтобы они действительно были защищены от шторма, было бы очень сложно».
Изменение технологии
Чтобы приспособиться к более длительному времени, необходимому для поездок на корабле и поезде, работодателям необходимо стать более гибкими в том, как они предоставляют отпуска или разрешают людям работать в пути.
Это также станет новым импульсом для нового творческого мышления о том, как лучше объединять людей без необходимости дальних поездок. Больше денег будет вливаться в технологические компании, разрабатывающие более совершенные виртуальные пространства для встреч, что еще больше ускорит развитие технологий, помимо изменений, наблюдаемых во время пандемии Covid-19. Кэрнс предусматривает встречи, на которых все участники либо присутствуют физически, либо представлены на экране, с камерами дистанционного управления и направленным звуком, воспроизводящим опыт людей, которые на самом деле находятся за столом с вами.
Полностью виртуальные пространства также будут процветать. Гёсслинг представляет конференции с помощью отсканированных 3D-аватаров участников, которые могут легко перемещаться и взаимодействовать друг с другом, позволяя им чувствовать, что они действительно присутствуют. Он добавляет, что главным фронтоном, вероятно, будут люди из разных часовых поясов.
Между тем, пустующие аэропорты по всему миру можно использовать для других целей, таких как проведение конференций, встреч или фестивалей. «Аэропорты, как правило, находятся там, где сходится транспортное сообщение. Таким образом, у вас есть очень хорошая связь, если люди хотят добраться до этих центров встреч».
Аэропорты также можно использовать в качестве местных общественных пространств. «Вы также можете представить, что они станут активными туристическими парками, куда люди могут пойти и испытать самокаты, ховерборды, велосипеды и все остальное», — говорит Кэрнс. Сами посаженные на землю самолеты могут быть использованы для уникальных гостиничных пространств, таких как гостиницы, рестораны и клубы. мы когда-нибудь проснемся в мире без самолетов. А мы бы и не хотели: авиация объединила культуры, подсказала новые впечатления и путешествия, доставила срочные лекарства, гуманитарную помощь и поддержку нуждающимся.
Но огромное влияние полетов на климат и трудности с обезуглероживанием сектора в краткосрочной и среднесрочной перспективе поднимают вопрос о том, следует ли нам уделять больше внимания другим способам передвижения, а также избегать длительных путешествий. расстояние, когда нам это не нужно.
«[Для] значительного сокращения авиации, я думаю, речь идет о том, когда нет, если. Я думаю, что климатические данные ясно говорят об этом», — говорит Кэрнс. «Если бы мы могли свести это только к хардкорным вещам, которые мы считали действительно важными, то на самом деле мы могли бы справиться с этим прекрасно. Но мы должны уйти из совершенно другого места, учитывая, где мы сейчас находимся».
К счастью, уже существуют возможности уменьшить нашу зависимость от авиации. Сосредоточение внимания на наших собственных сообществах, местном туризме и виртуальных местах встреч, как мы уже видели во время пандемии, может иметь большое значение для уменьшения желания летать.
В то же время поезда, которые содержат намного меньше углерода, чем самолеты, представляют собой мощную альтернативу самолетам. Международное энергетическое агентство назвало переход от самолетов и частных автомобилей к железной дороге ключевой стратегией достижения нулевого уровня выбросов и рекомендовало правительствам разработать целенаправленную политику по совершенствованию железной дороги.
В частности, высокоскоростная железная дорога может заменить авиаперевозки, поскольку новые линии сокращают авиаперевозки по тем же маршрутам на целых 80%. Но более медленные железные дороги не менее важны: например, поезда со спальными местами сейчас переживают «ренессанс» в Европе, чему способствует забота пассажиров о климате.
К 2030 году миру необходимо сократить ежегодные выбросы парниковых газов примерно в 25 раз по сравнению с текущими выбросами авиации сверх того, что правительства уже обязались ограничить глобальное потепление до 1,5°C. Таким образом, отказ от авиации внесет небольшой, но все же значительный вклад в сокращение разрыва между нашим нынешним направлением выбросов и тем, где мы должны быть.
Если авиационная промышленность начнет серьезно обезуглероживать самолеты, мы можем в конечном итоге надеяться на то, что перейдем к миру, где поезда и самолеты с нулевым выбросом углерода будут столь же распространены. На данный момент, однако, максимальное сокращение рейсов остается нашим лучшим вариантом для ограничения значительного воздействия этого сектора на климат.