Конспект урока
по изобразительному искусству
на тему «Осенний пейзаж»
Подшиваловой Марии Николаевны
Тюмень 2016 год
Тема: Осенний пейзаж.
Цель: расширение представлений учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи.
Задачи:
1. Учить учащихся внимательно рассматривать художественную картину;
2. Обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;
3. Углубить умение изображать осенний пейзаж с помощью гуаши и кисти.
2. Развивать наблюдательность, воображение и творческие способности.
1. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников.
Формировать УУД:
Личностные:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;
планировать предстоящие практические действия;
Познавательные:
анализировать, сравнивать, группировать произведения изобразительного искусства;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, проектор, колонки.
Для обучающихся: гуашь, кисти, бумага для рисования, простой карандаш, ластик.
Литература:
1. Рабочая программа по изобразительному искусству;
2. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванова Т.В. 2014 год.
3. Т. Ю. Бутурлакина. Методическое пособие по созданию современного урока.
План урока
Название этапаВремя
I
Организационный
1-2 минуты
II
Постановка проблемы
3-4 минуты
III
Вводная беседа
4-5 минут
IV
Актуализация знаний
8 минут
V
Физминутка
2 минуты
VI
Объяснение последовательности выполнения рисунка
3-4 минуты
VII
Самостоятельная работа
15 минут
VIII
Выставка работ, оценивание
3-5 минут
IX
Итог урока. Рефлексия
2 минуты
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня урок изобразительного искусства буду вести у вас я. Меня зовут Мария Николаевна. На сколько я знаю, ваш класс выпускной, а это значит, что вы уже достаточно взрослые, поэтому я надеюсь на вашу дисциплинированность и серьёзную работу на уроке.
II. Постановка проблемы.
– Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит запись фрагмента “Осень” из концерта фа-мажор “Времена года” Антонио Вивальди).
– Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность).
– Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло.
– Как вы думаете, о каком времени года хотел рассказать композитор? (Если не догадаются, прочитать стихотворение А.С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.)
– Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?
– Совершенно верно, а точнее «Осенний пейзаж».
– Какие задачи вы поставите себе на уроке?
III. Вводная беседа.
– Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса…
– А какие стихотворения об осени помните вы?
– Скажите, представители, какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу?
– Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Ответы детей)
– Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину. (Презентация №1 с осенними пейзажами под музыку А. Вивальди «Времена года»).
– Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Ответы детей)
– Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень)
– Кто знает как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)
– Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Ответы детей)
– А сейчас мы подробно рассмотрим картину «Золотая осень», которую написал художник Исаак Ильич Левитан.
– Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.)
– Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Ответы детей)
– Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.
– Какая же здесь нарисована осень?( Нарядная, яркая, золотая, веселая).
– Да, художник назвал эту картину «Золотая осень».
– А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»?
– Какие цвета он использовал? (Много желтых, оранжевых красок)
– Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? (Теплые, радостные, веселые)
– Молодцы! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник? (Красивые березки, луга, речку).
– А какого цвета травка на лугах? (Зеленого).
– Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Березки)
– Расскажите о них. Какие они? (Они тоненькие, с белыми стволами). На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. (Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.).
– А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют «роща». – А листочки на этих березках видны? (Нет)
– Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев – ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
– А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано? (Речка)
– Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали – беловато-голубая. Синие и фиолетовые – это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше – теплых или холодных? (Теплых)
– Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее – хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Ответы детей)
– Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше – стена березок и лес. А какого цвета небо? (Голубое, с легкими белыми облачками)
– Чего больше на картине – неба или земли? (Земли)
– Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.
– А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев – значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!
– Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.
V. Физминутка
– А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию “Листья желтые над городом кружатся”
VI. Объяснение последовательности выполнения рисунка.
– Для начала нужно определить расположение листа.
– Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали)
– Далее делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта.
– В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива. Поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.
– Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух – закон воздушной перспективы, по этому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.
– При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.
– При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.
– Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа начиная с переднего плана потом заднего плана.
VII. Самостоятельная работа.
– Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.
– А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. (Дети приступают к работе под запись мелодии А. Вивальди «Времена года»).
VIII. Выставка работ, оценивание.
– Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники! Молодцы!
IX. Итог урока. Рефлексия.
-Что интересного из сегодняшнего урока расскажите другу или родителям?
-Какое у вас сейчас настроение?
-Оцените свою работу на уроке смайликом.
infourok.ru
Слайд 1
Осенний пейзаж ц ветными карандашамиСлайд 3
Для начала сделаем набросок основного сюжета будущей картины
Слайд 4
Голубым карандашом начинаем тонировать небо и речку. Штрихи кладем по горизонтали.
Слайд 5
Более темным синим карандашом, изменив направление, кладем второй слой штриховки.
Слайд 6
Вводим в небо и речку фиолетовый карандаш, одновременно закрашиваем и стволы берез
Слайд 7
Желтым карандашом начинаем прорисовку кроны у березы. Штрихи кладем горизонтально
Слайд 8
Желтым цветом закрасим землю под березой, ближний холм на противоположном берегу и два дерева перед церковью.
Слайд 9
Коричневым карандашом оттеняем листья в кроне берез. Короткие штрихи кладем в разных направлениях. Этот же цвет слегка вводим в речку под березой и под деревьями у церкви
Слайд 10
Вводим зеленый цвет в крону березы
Слайд 11
Бордово-коричневым карандашом закрашиваем дальний холм и вводим этот цвет в речку под березой
Слайд 12
Темно-зеленым карандашом рисуем листву кустов, высокую траву по берегу реки и закрашиваем передний план берега, где растут березы.
Слайд 13
Коричневым карандашом рисуем травинки. Штриховку кладем в разных направлениях – это создает ощущение колышущейся травы. Штриховкой подчеркиваем и верхушки холмов.
Слайд 14
Легкую коричневую штриховку кладем и за березами.
Слайд 15
Черным карандашом делаем рисунок на стволах берез .
Слайд 16
Вводим черные штрихи в крону берез.
Слайд 17
Зеленым карандашом делаем сетчатую штриховку на втором плане, за березами, и закрашиваем черный фон.
Слайд 18
Делаем бордовые пятна.
Слайд 19
Красный карандаш вводим в листву кустов.
Слайд 20
Разукрашиваем церковь и деревья перед ней.
Слайд 21
Разукрашиваем речку: светло-синим карандашом делаем горизонтальные и вертикальные штрихи. Пространство закрашиваем неравномерно, чтобы создать ощущение движения воды
Слайд 22
На дальнем плане, за березами черным карандашом прорисуем ели
Слайд 23
Теперь широкими штрихами закрашиваем всю крону берез желтым карандашом. И этот же цвет вводим в речку.
Слайд 24
Подчеркнем штриховкой рисунок на стволах берез и бросающуюся в глаза линию речки.
Слайд 25
Штриховку в речке сверху закрасим еще и черным карандашом. Вот теперь рисунок можно вставлять в рамку.
nsportal.ru
МБОУ СШ № 3
МБОУК ДОД «ДХШ им Б.Н. Бедина»
г.Выкса
Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству:
« Осенний пейзаж»
Учитель: Никулина Оксана Александровна
Г. Выкса, 2014
Тема урока: « Осенний пейзаж»(2 ЧАСА)
Цель: нарисовать осенний пейзаж.
Задачи:
Образовательная:
• Закрепить умение отличать пейзаж от картин другого жанра.
• Закрепить умение создавать композицию.
Развивающая:
• Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы, подбирать цветовую гамму, характерную для определенного этапа осени.
• Развивать кругозор, воображение.
Воспитательная:
• Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
Оборудование урока: бумага, карандаш, ластик, краски акварельные, гуашевые,
кисти (широкие, узкие), баночка с водой, палитра, тряпочка.
Зрительный ряд: детские рисунки об осени, картины Левитана « Осенний день. Сокольники»,
« Золотая осень», « Поздняя осень»,карточки с изображением деревьев разных пород.
Звуковой ряд: аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского, Вивальди « Осень», стихи русских писателей об осени.
Организаторы : учителя природоведения, литературы, музыки, ИЗО…..при небольшой корректировке возможно проведение урока только учителем ИЗО.
Тип урока: интегрированный
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Форма работы: индивидуальная.
Результаты обучения:
Личностные: восхищаться красотой родной природы и творчеством художника
Левитана, осознать потребность в общении с природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, развивать воображение, способность к созданию художественного образа.
Метапредметные: учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении.
Предметные: развивать навыки работы карандашом и акварелью, умение создавать композицию
с применением законов линейной и воздушной перспективы.
1 ЧАС
План урока:
1.Организационный момент (1 мин).
2.Сообщение темы и цели урока. (1 мин).
3.Объяснение нового материала (20 мин).
4.Порядок выполнения работы.(2 мин)
5.Самостоятельная работа (15 мин).
6.Подведение итогов и оценка работ (1 мин).
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Объяснение нового материала
Учитель: Ребята, какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Ученик: Натюрморт, пейзаж, портрет)
Учитель: Что изображают художники в пейзажах? (Ученик: Природу: деревья, лес,речку).
Учитель: Как называют художников, которые рисуют природу? (Ученик: Пейзажистами)
Учитель:
Осень. Ее рисуют художники, ее прославляют в своих произведениях музыканты ,ее описывают в стихах поэты.
Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый – рождает, светлую радость. Осень – самое выразительное время года! Так и хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок.
На доске представлены картины известного художника Левитана , которые отображают 3 этапа осени.
Учитель: Какие изменения происходят в природе осенью?( Ученик: С наступлением осени в природе происходит похолодание! Происходят изменения в неживой природе, связанные с погодой : облачность, осадки, температура становится ниже (даже заморозки ). Поэтому, люди надевают более тёплую одежду . Животные активно готовятся к зиме : накапливают жир, запасаются продуктами …Деревья меняют окраску листьев и сбрасывают их …Многие растения плодоносят. Насекомые прячутся, птицы улетают на юг.)
Учитель:
Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года. Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.
Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.
Для чего нужен деревьям листопад.
Листья – это легкие дерева. Без них невозможен фотосинтез – процесс, который является для растения и дыханием, и питанием одновременно. Лучше всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла. Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки. Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны – это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды. Еще один веский повод избавиться от листвы – зимние осадки. Бывает, даже без листьев снег и наледь, налипая на ветки, своей массой ломают дерево. А представьте, сколько такого груза скапливалось бы на листьях! Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности..Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл – вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску. С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная. Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов. Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход. В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза. Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.
Учитель:
Взгляните на картину Левитана « Осенний день. Сокольники»
Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в смазанности очертаний стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины. Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно маленькой фигурке делает ее такой одинокой в этой пустынности парка.
Период ранней осени изображает художник на своей работе. Еще много в природе зеленых красок..кое-где лишь желтые оттенки.
« Осенний день . Сокольники»
Учитель:
«Золотая осень»
Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Плавно несет свои холодные воды – голубая река, в которой отражаются: прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки и багряные листья кустарников. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. .Красавица – березка одиноко стоит на берегу реки. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь эта красота – прощальная. Скоро зима. Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю.
Художник находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы. Поэтому Левитана называли «певцом русской природы»
«Золотая осень»
Учитель:
«Поздняя осень»
Очередной потрясающий пейзаж Левитана «Поздняя осень». Эта пора – одно из любимейших его времен года. Конечно, невозможно не воспеть красоту осени с ее буйством красок увядающей природы. Природа изображена без излишнего лоска именно такой, какой она представляется зрителю в реальности. Сумерки. На небе сгустились тучи. Возможно, идет дождь. Скорее всего, дождь идет уже не одну неделю – не переднем плане уже успела образоваться достаточно большая лужица. В лужице плавают желтые листья, словно кораблики, подобные тем, что спускает по первым весенним ручейкам малышня. Поля убраны, поодаль можно наблюдать стог сена.Весь пейзаж в напряжении и ожидании. Еще немного и наступит зима. Природа уже готова к «смерти», вслед за которой, несомненно, наступит возрождение. С берез уже облетели листья – они стоят совсем голые, кажется, что им холодно, и потеснее прижались друг к другу. Лес в ожидании: в ожидании холодов, заморозков, первого снега. Еще немного и эта еще довольно цветная картинка сменится однообразной белой заснеженной равниной.На заднем плане вечнозеленые ели и пожелтевшие листья других деревьев. Вся трава уже давным-давно желтая и пожухлая. Небо совсем пасмурное и беспросветное.Поздняя осень в картине художника.
«Поздняя осень»
Учитель:
Я хочу зачитать вам стихи поэтов об осени. Попробуйте найти соответствие между стихотворением и картиной.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой… (И. Бунин) ……..( Ученик: « Золотая осень»)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.( Н.Некрасов)………… (Ученик: « Поздняя осень»)
Облака кружатся,
Собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорога,
Мокрая. Пустая,
И желтеют листья
В сумрачной аллее.
Небо всё темнее,
А она – светлее ( И. Цехович )……( Ученик: « Ранняя осень»)
Все художники изображали свои картины, передавая законы линейной перспективы .
Учитель: Что такое перспектива?( Ученик: Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.)
Какие законы линейной перспективы вы знаете?
(Ученик:
1 Параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)
2.Одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги)
3. Ближние предметы видим четко , а дальние обобщенно.
4. Ближний предмет рисуется на листе ниже, а дальний выше.)
Рассмотрим правила линейной перспективы на примере картины « Золотая осень»
Как расположена линия горизонта?
Глубокая перспектива или близкая?
Перечислите законы линейной песпективы.
(Ученик: Линия горизонта чуть выше середины листа. З плана. Глубокая перспектива. Ближние деревья крупнее, дальние меньше. Река на переднем плане шире, на дальнем уже. Ближние деревья находятся на листе ниже и видны четко, дальние выше и видны обобщенно)
4. Порядок выполнения работы.
Обдумать сюжет.
Провести линию горизонта.
Наметить предметы на листе общими линиями.
Прорисовать, начиная с главного предмета с переднего плана. В работе соблюдать правила перспективы, соразмерность предметов, передавать характерные особенности разных пород деревьев .
Уточнить детали, проверить рисунок.
5.Самостоятельная работа.
Во время самостоятельной работы звучит музыка Чайковского
« Времена года»
Охота.
Осенняя песня.
На тройке.
Эти композиции отображают 3 осенних месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Учитель:
Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов – охоте. Чайковский начинает пьесу с громких аккордов – зова охотничьих рожков. Быстрое аллегро в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле.Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал – ловлю беглеца и конец охоты.
Звучит музыка Чайковского «Осенняя песня»
Учитель:
« Осенняя песня»
По ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев в саду. Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев.Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
Учитель:
«На тройке»
Чайковский пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету – быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней.Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр – темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика – мелодией, затихающей вдали.
6.Подведение итогов и оценка работ
В конце урока проводится анализ лучших работ. Важно, чтобы дети сами смогли акцентировать внимание на лучших моментах.
Тема урока: « Осенний пейзаж»(2 ЧАСА)
2 ЧАС
План урока:
1.Организационный момент (1 мин).
2.Сообщение темы и цели урока. (1 мин).
3.Объяснение нового материала (15 мин).
4.Порядок выполнения работы.(2 мин)
5.Самостоятельная работа (20 мин).
6.Подведение итогов и оценка работ (1 мин).
ХОД УРОКА
1.Организационный момент .
Учитель:
Осень наступила ,
Высохли цветы
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах
Только зеленеет озимь на полях …
2.Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
Сегодня мы продолжаем работать по теме « Осенний пейзаж» Выполняем работу в цвете, передавая красками определенный этап осени.
3.Объяснение нового материала.
Учитель:
С каким художником вы познакомились на прошлом уроке?
С какими картинами Левитана познакомились?
К картинам какого жанра относятся его работы?
Что такое пейзаж?
Как художник цветом передает разные этапы осени в своих картинах?
(Ученик: « Сокольники»
Бледное небо, серые оттенки, наличие зеленых красок в работе, небольшое количество желтых.
« Золотая осень»
(Ученик: Бледно- голубое н ебо, зеленая с цветом охры трава, желтые, бордовые , оранжевее оттенки на поверхности деревьев. Сизый цвет воды.)
« Поздняя осень»
(Ученик: Мрачное небо. Оттенки синие, фиолетовые, черные с белилами. Трава грязная : коричневые, зеленые и оттенки охры. Деревья темно зеленые, темно коричневые, сине –коричневые)
Учитель:
Что такое воздушная перспектива?( Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства)
Учитель:
Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его постоянно меняется из – за мельчайших частиц пыли и влаги, в нем содержащихся. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Как бы чист и прозрачен не был воздух, он содержит мутные частицы. Они изменяют не только яркость, но и цвет удаленных поверхностей.
Учитель:
При малой концентрации частиц дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок.С увеличением толщи воздуха и частиц, в нем содержащихся, в воздухе происходит рассеивание не только фиолетовых, но и других лучей – синих и голубых.Воздушная синяя и голубая дымка окутывая дальние предметы, придает им синие и голубые оттенки.
При изображении пейзажа необходимо соблюдать законы воздушной перспективы.
Назовите законы воздушной перспективы, известные вам?
(Ученик:
1: Удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом.
2: Светлые объекты вдали темнеют, а темные — светлеют.
3: Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону.
4: Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние — обобщенно.
5: Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних — мягкими.)
Рассмотреть законы воздушной перспективы на примере картин Левитана.
4.Порядок выполнения работы в цвете
Определить этап осени и цветовые характеристики предметов.
Покрыть небо толстой кисточкой крупными мазками.
Покрыть плоскость земли. Ближе к линии горизонта рисовать траву более светлыми красками.
Прописать задний, средний и ближний план последовательно, применяя законы воздушной перспективы. Необходимо помнить об освещении и градациях светотени.
Прорисовать более четко предметы на переднем плане: стволы деревьев
.
5.Самостоятельная работа
Во время работы звучит композиция Вивальди « Осень».
Концерт №3 фа мажор «Осень»
Учитель:
Сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.
Принцип построения музыкальной мелодии в первой части, в которой преобладает темп Allegro, где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают. Вторая часть этого концерта – тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, в котором главным организующим фактором становится гармония. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.Третья часть концерта – поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм Allegro выражен танцевальным жанром, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.
6.Подведение итогов и оценка работ
infourok.ru
1. Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе «Школа 21 века»;2. «Пейзаж. Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж»;3. Проблемный урок изучения нового материала;• 4 Оборудование: мультимеди…
Конспект занятия по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) по теме:”Пейзаж родной земли и гармония жилья с природой”Материал занятия направлен на формирование у учащихся знаний о том, как строилась русская изба, какое значение имела эта постройка для жизни человека. В конспекте занятия использовано авторская …
Конспект урока изобразительного искусства : “Акварель по-сырому. Пейзаж”.Данный урок разработан для учащихся 3-х классов, а так же прекрасно может быть адаптирован для более младших школьников (1-2 класс, 6-8 лет). В ходе урока происходит знакомство с техникой работы аквар…
Конспект урока во 2 классе по теме “Пейзаж фломастером” (УМК “Школа России”)Конспект урока изобразительного искусства по теме “Пейзаж фломастером"…
Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе по теме: “Пейзаж родной земли”Данный урок предназначен для того,чтобы ознакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по па…
Конспект урока по изобразительному искусству в4 классе по теме: “Пейзаж родной земли”Данная разработка урока предназначена для того,чтобы познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; …
Конспект урока по изобразительному искусству по теме: “Пейзаж в графике. Русская зима”Цели деятельности: расширение представлений о графике как об одном из видов изобразительного творчества; знакомство с графическим пейзажем, с творчеством художников-графиков с хроматическими и а…
nsportal.ru
Общая организация детей.
– Вступительное слово учителя:
Чтобы узнать тему урока, разгадаем кроссворд:
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки!
(Орех)
Золотые монетки.
(Листья)
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)
А в мороз — сладка,
Что за ягодка?
(Рябина)
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь этот месяц, да?
(Ноябрь)
– Ребята, сегодня у нас будет урок на тему «Деревья осенью». Я принесла иллюстрации, давайте их рассмотрим (на доске висят 3 картинки с осенним пейзажем).
– Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде. Листья на деревьях осенью очень разнообразны по цвету. Они имеют зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Не зря осень называют золотой. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю. Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья.
– Ребята, посмотрите какой рисунок вы сегодня будете рисовать. ( Показываю образец детям)
– Что изображено на рисунке?
– Какие деревья изображены на рисунке?
– Какое дерево расположено в середине?
– Какое дерево расположено слева?
– А где нарисована ель?
– А какого цвета ель?
– Какого цвета листья у березы?
– Какого цвета листья у клена?
– Ребята, посмотрите на землю под деревьями, она тоже и желтая и красная, как вы думаете почему
– Какое это время года?
– Молодцы, все верно ответили.
а) Сначала делаем разметку вертикальными линиями по середине, слева и справа, где будут нарисованы деревья.
б) Легкими линиями намечаем стволы деревьев, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.
в) Затем рисуем ветки на деревьях. На каждом дереве они рисуются по-разному. У клена ветки смотрят вверх, у ели ветки прямые и смотрят вниз, а у березы ветки тоже растут вниз, но они округлые, имеют плавные линии.
г) После этого рисуем крону у березы и клена.
д) Разукрашиваем акварельными красками, ель зеленым, клен желтым, оранжевым, красным, березу желтым и зеленым.
е) С помощью цвета обозначить землю, для этого берем коричневый, желтый или зеленый цвет.
Мы листики осенние, на веточке сидели,
Дунет ветер – полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покружил и на землю положил.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Детские работы вывешиваются на доске
рядом с образцом.
Проанализировать рисунок каждого ребенка, отметить успехи и ошибки. Сравнить рисунки с образцом. Спросить детей, чья работа нравится? Почему?
Осенние деревья на ваших рисунках удивительно прекрасны и очень разнообразны. Рисунки получились у вас многоцветные, наполненные радостным настроением. В некоторых работах можно увидеть даже светлую грусть по быстро увядающей красоте золотой осени.
Найдите и выучите наизусть стихотворные строчки об осени.
nsportal.ru
Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе.
Волкова Елена Григорьевна
учитель начальных классов лицея № 344
Тема : Рисование по представлению осеннего дерева.
Цели : 1. Формирование графических умений и навыков в рисовании от общего к детали.
2. Развитие зрительных представлений о характере силуэта, расположении ветвей у деревьев различных пород.
3. Формировать умение передавать свои наблюдения в рисунке.
4. Воспитание бережного отношения к родной природе.
5. Организовывать работу в паре.
Материал к уроку :
Для учителя: репродукция картины И.Левитана «Золотая осень. Слободка.»,
Методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт», запись произведения П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь. Охота.».
Для учащихся: простой карандаш, ластик, акварель, палитра, произведение Г.Скребицкого «Художник осень».
План урока:
Ход урока:
– Прослушивание произведения П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь. Охота»
– Постарайтесь услышать звуки осеннего леса.
http://www.audiopoisk.com/track/4aikovskii/mp3/vremena-goda–sentabr-ohota/
– С каким настроением вы слушали произведение ? ( Свободные высказывания учащихся ).
– Какие звуки осеннего леса вы услышали ?
– Какими красками вы хотели бы изобразить эти звуки ?
– Почему таким цветом ?
-Перед вами картина И.Левитана «Золотая осень. Слободка».
– Рассмотрите её.
http://www.tanais.info/art/pic/levitan82.html
– Какие цвета выбрал художник ?
– При описании увиденного используйте приёмы олицетворения, сравнения, эпитеты. ( Данные приемы отрабатываются на уроках литературного чтения и русского языка ).
План описания:
Передний план.
Задний план.
Моё впечатление от картины.
( Важно обратить внимание учащихся на деревья )
Работа в парах.
– Прочитайте произведение Г.Скребицкого «Художник – осень», прочитайте произведение, подчеркните те слова, сочетания, предложения, где автор при помощи слов описывает красоту осенних деревьев.
– Прочитайте.
– Определите тему нашего урока. ( Рисование осеннего дерева ).
– Чтобы вы правильно передали цвет осеннего дерева, проведём викторину «Какое дерево в какой цвет окрашено осенью».
– Работая в паре, определите цвет и задайте вопрос одноклассникам.
Минутка двигательной активности.
– При выполнении рисунка необходимо передать расположение ветвей и характер силуэта дерева или кустарника.
Индивидуальная помощь учителя: учитель помогает в построении рисунка, обращает внимание на расположение рисунка на листе, на работу с палитрой по подбору оттенков цвета.
Подведение итогов.
– Какую цель ставили ?
– Достигнута ли цель?
Оформление выставки работ.
Орг. конец урока.
Приложение.
Г.Скребицкий «Художник – осень».
Художник – осень покрыла берёзки и клёны лимонной желтизной.
Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко – красный, весь как огонь горит.
Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб – богатырь, густой листвой потряхивает.
На развесистые липы надела тяжёлый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и соне не смогла не смогла разукрасить художник – осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно – зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
nsportal.ru