1 Практическая работа «Исследуем состав гранита».
Цель работы: научиться различать составные части гранита.
Оборудование: образцы гранита, полевого шпата, кварца, слюды; лупа.
Ход работы (по заданиям учебника).
1) Заполните схему.
2) Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов — жёлтым карандашом.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
2. Выпиши из текста учебника примеры горных пород.
Песок, глина, мрамор, известняк, кремень
3. Найди в атласе-определителе «От земли до неба» дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде. Приготовь сообщение об 1—2 из этих камней (по своему выбору). Запиши краткие сведения о них.
Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Из гранита строят на бережные рек, делают памятники, облицовывают стены, зданий метро.
Гранит состоит из нескольких минералов. Цветные зёрна в составе гранита — это полевой шпат. Чаще всего он прозрачен; бывает белого, серого, красного, зелёного цветов.
Сверкающие зёрна в составе гранита — это кварц. Прозрачный : бесцветный кварц называют горным хрусталём. Есть розовый и голубой кварц. Эти камни используются для изготовления различных украшений.
Чёрные зёрна в составе гранита — это слюда. Этот минерал состоит из тонких пластин. Они темные, но прозрачные и блестят.
4. Если у тебя есть своя коллекция камней (например, разноцветная морская галька или другие камни), выбери самые красивые и интересные. Сделай фотографии и помести их здесь. В подписи постарайся передать своё отношение к миру камней.
Я сильно люблю камни.Они красивые и твёрдые .Бывают камни морские речные, самоцветные и обычные. Когда я бываю на море, то собираю морские камни, а в музеях и планетарии мама мне покупает самоцветные камни. У меня уже собралась большая коллекция и я просто обожаю ее рассматривать.
okrmir1234.ru
Гранит относится к горным породам, образовавшимся в процессе застывания магмы. Это очень твердый материал. Гранит является основанием всех континентов, он широко распространен на Земле. А вот в Космосе его нигде нет: ни на планетах нашей Солнечной системы, ни в метеоритах.
В состав этой горной породы входят несколько минералов. Основными составляющими являются кварц, который вкраплен в гранит зернами и создает красивый рисунок породы, а также полевой шпат. Кварц придает особую твердость камню. Присутствует в его составе и слюда. В процессе выветривания этой горной породы образуется каолин (глина белого цвета).
Основная отрасль использования гранита – строительство, поскольку материал совершенно не впитывает влагу, он не пачкается, выносит низкие температуры. Его используют для внутренней или наружной отделки. Единственный минус горной породы – это природная радиоактивность. Отдельные разновидности гранита используются для получения урана.
Гранит бывает различных цветов: розового, зеленоватого, голубого и даже желтого, но более распространен серый. Его рисунок неоднородный, включает зерна различного размера и полосы, что делает гранит очень красивым материалом. В переводе с латыни гранит означает “зерно”. Мелкозернистая порода считается более прочной и долговечной. Искусственным аналогом является керамогранит, получаемый прессованием и обжигом при температуре выше 1000 градусов смеси из кварца, глины, шпата и воды.
После полировки до блеска из гранита изготавливают столешницы, лестницы, колонны, используют при украшении каминов и фонтанов. Многие памятники сделаны из этого прочного материала. Все, что изготовлено из гранита – практически вечное, устойчивое к различным механическим воздействиям, не стирается и не царапается. Гранит часто используют при сооружении станций метро.
Гранит добывать не просто, ведь его необходимо извлекать целыми глыбами, без разрушения. От глыб откалывают или отрезают блоки. Иногда в горной породе проделывают отверстие и закладывают взрывчатку, после взрыва глыба раскалывается на крупные куски.
Во время обработки горной породы образуется много гранитной крошки. Ее добавляют при производстве тротуарной плитки, заливке асфальта, фундамента зданий. Нашла применение крошка в ландшафтном дизайне: ею засыпают дорожки в садах, чтобы на них не образовывались лужи.
Гранит полезное ископаемое востребован и популярен на протяжении многих веков. Гранит – это застывшая магма, которая входит в состав земной коры. Кристаллы гранита не встречаются на других планетах, поэтому геологи сочинили поговорку «гранит – визитная карточка Земли».
Гранит в переводе с латинского – зерно. Гранитный камень состоит из зерен мелких (менее 2мм) или крупных (6-7мм).
Состав гранитного камня:
Шпат;
Плагиоклаз;
Кварц;
Слюда;
Амфибола.
Характеристика гранита:
– долговечность до 500 лет;
– прочность;
– устойчивость;
– водонепроницаем.
В зависимости от мест происхождения гранит приобретает различную окраску красного, белого, бурого, черного.
К недостаткам можно отнести:
– остаточную радиацию для некоторых сортов минерала, поэтому его в основном используют для наружной отделки;
– высокая стоимость добычи минерала.
Добыча
При добыче гранита применяются три способа:
– взрывной;
– добыча воздухом;
– «метод камнереза».
Разработка гранита подрывом породы называется взрывной способом добычи. Выполняется бурение скважины, в нее закладывают заряд и взрывают. Качество и прочность гранитной породы невысокое.
Добыча минерала по второму варианту производится путем бурения скважины в виде резервуара и далее под давлением в скважину закачивается воздух, происходит взрыв, таким способом добывается большее монолитов, и отходов меньше. Указанный способ является более трудоемкий, требует специального оборудования и больше времени.
Третий метод добычи – «метод камнереза», использует специальное оборудования и работников высокой квалификации. Таким методом залежи гранита максимально разрабатываются и высокого качества.
Гранит находят на всех континентах планеты. В нашей стране известно до 50 месторождений – от Карелии до Забайкалья.
Гранит относится к кристаллическим породам находящихся в горной местности и состоит из полевого шпата, слюды и оксида кремния. Породу можно обнаружить на всех материках планеты.
Благодаря кристаллизации магмы на разной глубине под земной корой, образуется твердый минерал разной конфигурации и размеров. В некоторых случаях, он появляется на поверхности земли из-за разрушения отложений, которые его перекрывали.
Это натуральный камень с мелким, средним или крупнозернистым строением. Камень обладает обширной цветовой гаммой и разнообразием оттенков: черные, бордовые, серые, белые и с различными вкраплениями. Оттенок зависит от процентного содержания входящих в гранит минералов.
По всей России насчитывается до 50 мест, где образуется гранит, который используется в качестве штучного камня. Самое крупное месторождение красивого камня обнаружено на территории Украины.
Достоинства гранита.
1. Качественный гранит с мелким зерном долговечен и не подвергается разрушению на протяжении 500 лет.
2. Устойчив к истиранию, трению и сжатию. Камень имеет плотность 2,6-2,7 т/м, а прочность до 250МПа.
3. Гранит не подвергается влиянию атмосферных явлений и кислот. Отлично подходит для отделки наружной поверхности здания.
4. Водонепроницаемый. Материал не поглощает влагу и подходит для использования при строительстве набережных.
5. Радиационно-безопасный и экологичный камень.
6. Разнообразие фактуры.
7. Хорошая совместимость с другими строительными, отделочными и декоративными материалами, которые отлично вписываются во все дизайнерские решения.
8. Большая цветовая гамма. Самый распространенный гранит серого цвета, реже встречается красный, розовый, оранжевый и зеленый.
Гранит относится к универсальному материалу, его широко применяют в строительстве:
– полы на лестничных пролетах, благодаря устойчивости к истиранию;
– подоконники, карнизы, столешницы, колонны, перила не подвергаются механическим повреждениям из-за повышенных прочностных свойств камня;
– разнообразие фактуры для отделки фасада и интерьера;
– детали ландшафтного дизайна;
– опоры на мосту, ступени и брусчатка;
– камень не поглощает влагу и используется для отделки набережных.
Многие ученые предполагают, что Черное море около 8 тыс. лет назад было бессточным пресным озером. Поднятие уровня Мирового океана в послеледниковом периоде привело к формированию турецких проливов: Дарданеллы, Мраморного моря, Босфора.
Класс Ракообразные (лат. Crustacea) — членистоногие. Обычно это морские животные, живущие в пресной воде, но некоторые крабы живут на суше. К ним относятся такие животные, как креветки, крабы, раки, омары и криль.
Относятся к классу Пресмыкающиеся. Средние размеры составляют 30 сантиметров. Самые крупные – от 50 до 60 сантиметров, самые мелкие не превышают 5 сантиметров. Живут от 4 до 10 лет
Вениамин Александрович Каверин (1902-1989 гг.), настоящей фамилией которого является Зильбер, относится к плеяде известных писателей советского периода русской истории.
Степной орел представляет собой мощного хищника, который обитает по территории Евразии. У него имеются развитые когти и клюв, а гнезда он предпочитает размещать на ровной поверхности земли и практически не использует для этого деревья
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А.С.Пушкина» города Курска
Конспект открытого урока по окружающему миру
«Заглянем в кладовые Земли»
Выполнила учитель начальных классов
Олейник Маргарита Александровна
Курск-2012г.
План- конспект открытого урока по окружающему миру.
Тема: «Заглянем в кладовые Земли».
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цели урока: Познакомить с горными породами и минералами, развивать мышление, воспитывать наблюдательность.
Задачи урока: Формировать представление о важной части неживой природы горных породах и минералах на основе практической работы. Сообщить сведения о роли горных пород и минералов в жизни человека.
Оборудование и материалы: У учителя – компьютер, проектор, мультимедиа презентация «Заглянем в кладовые Земли», образцы горных пород.
У учащихся – учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Подробный конспект урока.
Оргмомент, эмоциональный настрой.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж важный!
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде чем отправиться, давайте узнаем, какая погода нас сегодня ожидает.(Сообщение дежурного синоптика о погоде).
– А теперь нам необходимо выполнить с вами первое задание, чтобы узнать, куда мы отправимся (Дети решают кроссворд и выясняют название темы урока).
II Проверка домашнего задания.
Вариант-1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Какой предмет напоминает созвездие Большой Медведицы ?
Самая близкая к нам звезда?
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.
Снег, дождь, град – это …
Какое сейчас время года?
Неизвестно, где живет,
Налетит – деревья гнет.
Птиц, улетающих в теплые края осенью, а возвращающихся весной, называют …
Название планеты, на которой мы живем.
Вариант 2.
1.
2.
3.
4.
5.
Планета, на которой мы живем.
Неизвестно, где живет,
Налетит – деревья гнет.
Человек заболел. Он говорит : «У меня жар». Это значит – поднялась …
Число градусов тепла записывается со знаком …
Какое время года будет за осенью?
_______________________________________________________
Вариант 2.
1.
2.
3.
4.
5.
Планета, на которой мы живем.
Неизвестно, где живет,
Налетит – деревья гнет.
Человек заболел. Он говорит : «У меня жар». Это значит – поднялась …
Число градусов тепла записывается со знаком …
Какое время года будет за осенью?
( Дети разгадывают кроссворд и выясняют тему урока)
III Изучение нового материала.
– Итак, мы с вами отправимся сегодня к хранителям земных сокровищ – гномам! Эти сказочные человечки лучше других знают толк в камнях , и , я думаю , поделятся с нами своими знаниями.
– Итак, Заглянем в кладовые Земли! В дорогу!( Слайд 1).
– Какие инструменты взяли с собой гномы? Для чего? ( Фрагмент мультфильма. Слайд 2)
– Твердая оболочка Земли – земная кора – состоит из множества горных пород и минералов, или как их называют, камней.
– Как вы думаете к живой или неживой природе относятся камни?
– Камни очень разнообразны и красивы, и у каждого из них есть свое название. Старший гномик собрал большую коллекцию. Каждый из вас может собрать свою коллекцию красивых камней , ведь камни повсюду, надо только внимательно присмотреться к ним. Вся поверхность земли состоит из горных пород.(Слайд 3).
– Название «горные» подсказывает , что их легко увидеть в горах. Младший гномик сделал для нас замечательные фотографии.
– Но горные породы встречаются не только в горах. Увидеть их можно на обрывистых склонах оврагов , по берегам рек.( Слайд 4)
– «Все горные породы , полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь из – под земли («ископать», как говорили в старину)».
Некоторые полезные ископаемые можно использовать в том виде, как их добывают. Уголь можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Или мел – бери кусочек и пиши.
– Но есть другие полезные ископаемые. Чтобы они действительно стали полезными , их надо сначала переработать.( Слайд 5)
Рассмотрите рисунок и расскажите, как люди используют полезные ископаемые в быту.
– Помните, в 1 классе мы с вами знакомились с гранитом.
– Что вы помните об этой горной породе? ( Слайд 6)
– А сейчас вам гномик расскажет о граните.
Гранит.
Гранит является вулканической горной породой. Название «гранит» происходит от слова «гранум», означающего в переводе «зерно». Зернами называют кристаллы кварца, слюды, полевого шпата и других минералов. Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраску.
Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, памятников. Древние египтяне использовали его для строительства храмов и знаменитых пирамид.
Показать гранит и выяснить, чем отличаются минералы от горных пород.
-Вы поняли, чем отличается горная порода от минералов?
Минералы – это природные вещества. А горные породы – это природные соединения минералов. Горные породы состоят из нескольких минералов! Многие минералы имеют вид кристаллов. Кристаллы имеют правильную форму и всегда очень красивы.
Физминутка
(Дети выполняют упражнения под музыку).
– А вот еще один гномик загадывает нам загадку:
– А как вы ответите на следующую загадку?
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок).( Слайд 8)
– Что вы знаете о песке?
Послушайте нашего гномика.
Песок.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц. Цвет у него бывает различный- черный, зеленоватый, красноватый, желтый и белый песок встречаются чаще всего. Это зависит от того, из какой породы он образуется, потому что песок – это вторичная порода. Он образуется из твердых пород путем разрушения под действием солнца, воды, ветра. Песок используется в литейном деле, в стекольном производстве, в строительстве и др.
Этот мастер белый – белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
(Мел).(Слайд 9)
– Что вы можете рассказать об этой горной породе?
А сейчас гномик расскажет вам о ней.
Известняки.
Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо известный мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Обыкновенный известняк – плотный камень белого, серого или желтоватого цвета.Из него иногда состоят целые горы. Известняк используется при строительстве домов, им мостят мостовые, используется для приготовления известки.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске.
Мрамор – твердый плотный камень разной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшения зданий, из него делают статуи, колонны, ступени лестниц.
(Рассмотреть камни известняка, мела и мрамора).
– И еще одна загадка:
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу.
(Глина). (Слайд 10)
Камни с давних пор играют большую роль в жизни человека.Было время , когда наши предки почти все делали из камня: орудия труда,и охоты, предметы быта. Это время так и называлось – каменный век.
– Красивые камни люди использовали для изготовления украшений.
( Слайд 11 ). Показать коллекцию камней.
IV Проверка и оценивание ЗУНКов.
ТЕСТ
1. К какой природе относятся горные породы и минералы?
а) живой
б) неживой
с) сделаны руками людей
2. Что такое гранит?
а) драгоценный камень
б) ценное топливо
в) горная порода
г) минерал
3. Из чего состоит гранит?
а) полевой шпат, кварц, слюда
б) уголь, железо
в) мрамор, изумруды
4.Почему горные породы так называются?
а) встречаются только в горах
б) легко увидеть в горах
в) можно заметить только с большой высоты
5. Где можно увидеть горные породы в равнинной местности
а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек
б) в лесу
в) в болоте
г) в бескрайних полях
6. Для чего человек с давних пор использовал горные породы?
а) для еды
б) в строительстве, для изготовления украшений
в) для постройки лодок, кораблей
– А теперь проверьте себя и оцените.(Слайд 12 )
V Рефлексия деятельности на уроке
– Молодцы! Гномики довольны вашей работой. Они приготовили вам подарки.
_А теперь оцените свою работу на уроке и сам урок (Дети поднимают таблички настроения).
VI Домашнее задание
Приготовиться рассказать о горных породах и минералах , с. Учебника 42 – 45, рабочая тетрадь с.16.
План – конспект открытого урока по окружающему миру во 2 «Г» классе на тему:
Провела учитель начальных классов
Олейник Маргарита Александровна
Курск 2010 г.
infourok.ru
1 Практическая работа «Исследуем состав гранита».
Цель работы: научиться различать составные части гранита.
Оборудование: образцы гранита, полевого шпата, кварца, слюды; лупа.
Ход работы (по заданиям учебника).
1) Заполните схему.
2) Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов – жёлтым карандашом.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута.
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
2. Выпиши из текста учебника примеры горных пород.
Песок, тина, мрамор, известняк, кремень.
3. Найди в атласе-определителе «От земли до неба» дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде. Приготовь сообщение об 1-2 из этих камней (по своему выбору). Запиши краткие сведения о них.
Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Из гранита строят на бережные рек, делают памятники, облицовывают стены, зданий метро.
Гранит состоит из нескольких минералов. Цветные зёрна в составе гранита – это полевой шпат. Чаще всего он прозрачен; бывает белого, серого, красного, зелёного цветов.
Сверкающие зёрна в составе гранита – это кварц. Прозрачный : бесцветный кварц называют горным хрусталём. Есть розовый и голубой кварц. Эти камни используются для изготовления различных украшений.
Чёрные зёрна в составе гранита – это слюда. Этот минерал состоит из тонких пластин. Они темные, но прозрачные и блестят.
4. Если у тебя есть своя коллекция камней (например, разноцветная морская галька или другие камни), выбери самые красивые и интересные. Сделай фотографии и помести их здесь. В подписи постарайся передать своё отношение к миру камней.
Я сильно люблю камни.Они красивые и твёрдые .Бывают камни морские речные, самоцветные и обычные. Когда я бываю на море, то собираю морские камни, а в музеях и планетарии мама мне покупает самоцветные камни. У меня уже собралась большая коллекция и я просто обожаю ее рассматривать.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
dourokov.ru
resheba.me
Слайд 1
Заглянем в кладовые Земли Окружающий мир 2 классСлайд 2
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. Отгадай загадки Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобиться сразу. Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. Дай общее название всем этим предметам. Мел, песок, глина, гранит – это полезные ископаемые .
Слайд 3
Что такое полезные ископаемые? Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите на доске, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы. Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли.
Слайд 4
С какими горными породами мы познакомились в 1 классе? Известняк Гранит Кремень
Слайд 5
Практическая работа Рассмотрите кусочки гранита Найди цветные зёрна. Это минерал полевой шпат . Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц . Найди чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда
Слайд 6
Полевой шпат Кварц Слюда Минералы Эти минералы, соединяясь вместе, образуют горную породу гранит.
Слайд 7
Чем отличаются горные породы от минералов? однородное по составу природное тело Полевой шпат Слюда Кварц Горная порода Минерал обычно состоит из нескольких минералов Гранит Песок Глина Известняк
Слайд 8
Где используют богатства земных кладовых? Гранит
Слайд 9
Где используют богатства земных кладовых? Известняк
Слайд 10
Где используют богатства земных кладовых? Песок
Слайд 11
Где используют богатства земных кладовых? Глина
Слайд 12
Источники http://www.zhivojoffice.ru/kt1/tov/4619 http://snab-td.ru/index.php?categoryID=193 http://www.ua.all-biz.info/g337535/ http://www.ua.all-biz.info/g269541/ http://www.geocollect.ru/thematic.html http://www.ua.all-biz.info/buy/goods/?rubric=1267&city=426&page=3 http://www.conspekt.info/pluss089/8214931268 http://www.rudim.ru/cat/id-29.html http://www.stroyip.ru/site/17704-1399.html http://www.dmufa.ru/catalog-2s91.html http://shop.lithotherapy.ru/product/collection30_1/ http://basik.ru/forum/index.php?showtopic=336 http://blog.imhonet.ru/author/071080kk/?page=6
Слайд 13
Источники http://ershov-geomuz.narod.ru/sistemat.htm http://all-pages.com/city_photo/1/1/1/40/ http://www.mosrif.ru/ http://www.spb-guide.ru/page_480_5.htm http://forum-ok.ru/?p=2344 http://liverss.ru/cat44/page10/feed39717/ http://fotki.yandex.ru/users/elza1410/view/113280/ http://deal.by/p104477-stely-pilony.html http://yaroslavl.tiu.ru/tags/Ярославль;c148279 http://fotki.yandex.ru/users/pgor/view/25490/ http://ibud.ua/?cat=rating&type=1&cpp=17&lng=3 http://www.starichki.ru/news/view/3/Dom-i-Semwwja/1241/Jekologicheski-chistaja-russkaja-glinjanaja-posuda/ http://www.ascstroydom.ru/poleznie-stati-pro-derevyannie-doma/Page-3 http://otvetin.ru/zdorovkrasiv/page/66/
Слайд 14
Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4» г. Великого Новгорода Презентация опубликована на сайте – viki.rdf.ru
nsportal.ru
Когда мы говорим “камни”, мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы – это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему “минералы и горные породы” дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.
Некоторые минералы в природе образуют кристаллы – это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.
Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще – полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще – поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).
Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант.
Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.
Бирюза – красивый слегка голубоватый или ярко голубой минерал с темными прожилками. Интересная презентация о бирюзе здесь >>
Малахит – ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.
Янтарь – это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.
Коралл – это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.
Жемчуг – это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки – двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.
Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).
Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них – минералы, часть – горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.
Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.
Полевой шпат – минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.
Кварц – минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом – это аметист. Если белые – молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.
Слюда – слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.
Песчаник – горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.
Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.
Пемза – это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.
Гранит – это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните – это кусочки полевого шпата, темные и блестящие – слюда, белые полупрозрачные – кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как “гранум”, отсюда и название породы – гранит. Камень твёрдый и прочный.
Известняк – Мел – Мрамор.
Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.
Особая форма известняка – мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.
Мрамор – это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора – это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии. После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.
Торф – Бурый уголь – Каменный уголь – Антрацит.
Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая – мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.
Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.
А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.
Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений – гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.
Железная руда – основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.
Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть – полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.
На данной странице часть атласа-определителя, посвященная камням и минералам. Все части атласа:
АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ РАСТЕНИЙ >>
ПРО ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ>>
РАЗДЕЛ АТЛАСА ПЛЕШАКОВА ПРО ЖИВОТНЫХ >>
АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ СОЗВЕЗДИЯ И ЗВЕЗДЫ >>
7gy.ru