Синонимы и антонимы и их употребление
Урок русского языка в 10 классе
Организационный момент
Приветствие, запись числа, темы
Проверка домашнего задания
Прослушивание презентаций
Актуализация
Слайд 2.
Этой теме в ЕГЭ посвящено задание 22
Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
– (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
– (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками
губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно…
– (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
– (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?
Слайд 3.
22. Из предложений 23–27 выпишите контекстные синонимы.
(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции. (26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек.
Изучение нового материала. Формирование общеучебных умений
Слайд 4.
Работа с учебником. Прочитайте параграф 6 (стр. 18), составьте его план
ПК
Закрепление
Выполнение упр. №21
ПК
Слайд 5.
Подберите синонимы к словам
Истинный –
безучастный –
рынок –
вероятно –
грёзы –
круиз –
симптом –
вердикт –
спикер –
презент –
хобби –
Слайд 6.
Градация (лат. Gradation – «постепенное возвышение, усиление») – расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Слайд 7.
«Кто самый зоркий?»: укажите градационные ряды, определите, по возрастающей или убывающей значимости расположены синонимы. Объясните орфограммы и пунктограммы:
1.Бывает труд (не)нужый, суетливый, (не)терпеливый, раздраже…ый, мешающий другим и обращающий на себя вн…мание. (по возрастающей) Такой труд гораздо хуже праз…ности. Настоящий труд всегда тихий, р…вномерный, (не)заметный. (по убывающей) (Л.Толстой). 2. Великая вещ… – надежда, она (не)в…сома, легка, всегда жива в человеке, её (не)погасить, (не)убить. (В.С.Шефнер).
Слайд 8.
22. Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
(13)Еще почти ребенком, слушая чтение “Капитанской дочки”, я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.
(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
Слайд 9.
Изучение нового. Работа с учебником
Прочитайте параграф 7 стр. 20. Приготовьтесь отвечать на вопросы:
Каким словам свойственны антонимы?
Какие слова не имеют антонимов?
Что о морфемном составе антонимов вы можете сказать?
Где используются антонимы?
Что такое антитеза?
Работа с учебником по рядам
Упр. 25 (ряд А – сущ., ряд Б – прилаг., ряд В – глаголы)
Упр. 26
Слайд 10.
Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.
Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.
1. Недруг поддакивает,
2. Маленькое дело…
3. Умел ошибиться -…
4. Добрая слава лежит,
5. Ученье – свет, …
6. Язык длинный – …
Слайд 11.
Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы
Лысина – мужское безобразие.
Уйти от новой стиральной машины
Ниже пяток не опустишься.
Бык иногда пылинку потеряет.
Курица – кабану подружка.
У смелости затылок мал.
Коса – девичья краса.
Остаться у разбитого корыта
Выше головы не прыгнешь.
Свинья всегда грязь найдет.
Гусь свинье не товарищ.
У страха глаза велики.
Слайд 12.
Оксюморон (греч. Oxymoron – «остроумно-глупое») – стилистический приём соединения взаимоисключающих, противоположных по значению слов для необычного выражения нового понятия.
Слайд 13.
Найдите оксюмороны в предложениях:
Источники:
http://infourok.ru/material.html?mid=96675
http://doc4web.ru/russkiy-yazik/urok-po-razdelu-leksika-v-klasse-sinonimi-antonimi-omonimi-paron.html
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41 »
Урок русского языка в 10 классе
на тему «Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление»
Учитель русского языка и литературы: Жук Светлана Викторовна
Г. Бийск, 2017 год
Цель: повторение и углубление знаний учащихся по теме.
Задачи:
1) образовательные: актуализировать знания учащихся при работе с языковым материалом, расширить представление о лексических средствах;
2) развивающие: развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом, совершенствовать навыки грамотного письма;
3) воспитательные: способствовать воспитанию культуры речи учащихся, формированию потребности говорить правильно и красиво.
Тип урока: комбинированный
Формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы урока: словесный, эвристический, наглядный.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийные презентации, видеофрагмент, карточки, раздаточный материал.
Этапы урока:
Организационный момент. Целеполагание.
Опрос (работа на соотнесенность средств художественной – выразительности с их определениями, выполнение задания в формате ЕГЭ).
Просмотр видеофрагмента фильма «Двенадцать стульев» (диалог Эллочки Людоедки с мужем).
Фронтальная работа: повторение общих вопросов: лексические средства выразительности, их назначение.
Закрепление: выполнение упражнений, работа в мини-группах.
Контроль: выполнение теста.
Подведение итогов, оценивание, домашнее задание, рефлексия.
Ход урока:
1.Оргмомент. Целеполагание.
2. Опрос. Вопросы классу:
– На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? (тропы, стилистические фигуры, лексические средства выразительности).
– Что такое тропы? Для чего они используются? (Тропы помогают ярко и образно описать предметы и явления действительности).
«Мозговой штурм».
– Кто быстрее? О каком понятии идет речь? Приведите примеры.
1. Перенос значения с одного явления на другое по смежности (метонимия).
2. Сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета (литота).
3. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (метафора).
4. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты (парафраза).
5. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (ирония).
– Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» Розенталь Д.Э.).
1.Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Что это? (градация).
2. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации (эллипсис).
3. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда
(эпифора).
4. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (параллелизм).
5. Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов (антитеза).
Развитие умения находить изобразительные и выразительные средства
Индивидуальная работа с тестом в презентации «Тренажер».
Работа в парах с текстами . (Приложение 1)
3. Просмотр видеофрагмента фильма «Двенадцать стульев» (диалог Эллочки Людоедки с мужем).
Беседа с учащимися.
– Узнали ли вы героев? Кто они?
– Сколькими словами пользовалась Эллочка Щукина?
3. Просмотр видеофрагмента.
Обратимся к тексту фрагменту из сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». (Приложение 2)
Эллочка – один из самых ярких персонажей романа. Ее отличительной особенностью является то, что она в своем разговоре обходилась тридцатью выражениями. Какой прием использовали авторы? (гипербола). Какова роль такого преувеличения?
– А сколько слов нужно для общения вам? (В повседневном общении достаточно 3-4 тысячи слов, но для выразительной речи этого, конечно, недостаточно. А. С. Пушкин в своих произведениях употребил более 21 тысячи слов)
4. Повторение понятий. Целевая установка: сегодня мы повторим сведения о важных лексических понятиях, чтобы наша речь была грамотной и красивой.
Викторина «Узнай меня!»
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность.
Не всегда нужна поспешность,
Потому не торопись.
Ты до смысла доберись.
Смысл запрятан в серединке,
Наподобие начинки.
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
(омонимы).
Мы всегда близки по смыслу
Разнимся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!
(синонимы)
Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный.
По значенью мы всегда противоположны. (антонимы).
С буквой ф помогает,Без ф – торжественно шагает.
Что это за глаголы?
(Паронимы. Шефствовать – оказывать помощь. Шествовать – идти, двигаться торжественно, важно).
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
5. Закрепление.
1) Орфографическая пятиминутка. Работа в парах. Подобрать проверочные слова к омоформам. Вставить пропущенные буквы.
Карточка.
Ст..рожил нашего города – ст..рожил склад, вышк..лить ребенка – вышк..лить сосуд, ум..лять о пощаде – ум..лять значение, флаг разв..вается – ребенок разв..вается, удариться оз..мь – взошла оз..мь.
2)Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный. Предложения записаны на доске.
А) Около подъезда толпились … прохожие.
Б) Моя сестра обладает … умом.
В) … ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.
3)Редактирование предложений. Исправь ошибки.
А) Олег одел плащ и поспешил на работу.
Б) Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.
В) Книга – источник познания.
Г) Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.
Д) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.
6. Проверь себя! Тест по теме «Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы».
7. Подведение итогов урока, оценивание. Информация о домашнем задании (Выполнить упражнение 19 или составить текст на тему «Осенний лес», используя синонимы).
Рефлексия. Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Трудности вызвало задание…
Приложение 1
1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. 8) А между тем – тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11) И вот даже от братьев отличился характером. 12) А мы – мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем. 14) Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка… (по А.И.Солженицыну)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к _____. Создавая образ утенка, автор использует ___ («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), ____ («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.). Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через ____ (предложение 13)».
Список терминов:
противопоставление
архаизмы
лексический повтор
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
анафора
эпитеты
гипербола
риторический вопрос
неологизмы
метафора
Приложение 2
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:
Хамите.
Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
Знаменито.
Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)
Мрак.
Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)
Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)
Не учите меня жить.
Как ребенка. («Я его бью, как ребенка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка» — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)
Кр-р-расота!…
(«Двенадцать стульев»)
infourok.ru
Урок по разделу «Лексика».
10 «А» класс.
Учитель: Войтенкова Валентина Петровна.
МБОУ «Многопрофильный лицей»
« Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы».
Цель: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме
«Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы».
Задачи:
1) образовательные:- повторить, систематизировать теоретический материал по
теме, актуализировать знания при работе с языковым
материалом;
– совершенствовать навыки грамотного письма;
– формировать навык публичного выступления с
применением презентации, обогащать словарный запас
учащихся.
2) развивающие: – развивать ключевые компетенции учащихся: анализ,
синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;
– развивать память, внимание, умение применять знания на
практике, корректировать пробелы в знаниях;
– развивать умение самостоятельно воспроизводить
полученные знания и работать с тестовым материалом;
– развивать языковую и коммуникативную компетенции
учащихся;
– развивать функциональную компьютерную грамотность
учащихся;
– развивать творческие способности учащихся,
познавательный интерес, эмоции учащихся, создавая
эмоциональные ситуации удивления, занимательности;
3) воспитательные: – воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности,
самоконтроля;
– воспитывать умение преодолевать трудности в учении;
– воспитывать культуру речи, бережное отношение к
русскому языку;
– стимулировать интерес к урокам русского языка,
потребность учащихся в самовыражении.
Оборудование к уроку: интерактивная доска, слайды, тест, высказывания о русском языке
И нет у нас иного достоянья,
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.
И. Бунин
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
Постижение законов русского языка есть тяжкая
обязанность, но и наслаждение.
Н.В.Гоголь
Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, инсценирование, тематический контроль
Ход урока
1. «Мозговой штурм». Чтение отрывка из сатирического романа Ильфа и Петрова « Двенадцать стульев» ( диалог Эллочки Людоедки с мужем).
2. Беседа с учащимися
– Как вы думаете, почему у нас сегодня на уроке присутствуют гости из прошлого?
– Узнали вы героев? Какие они? Как вы понимаете слова Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»?
– Сколькими словами вполне обходилась Эллочка Щукина, этот необычный персонаж ?
– А сколько слов нужно вам для общения?
( В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало.
А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )
– А сколько всего слов русском языке?
( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,» созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)
– Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?
(Лексикология)
3. Запись темы урока. Целевая установка
Сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
4. Выступление 1 группы учащихся, презентация темы «Синонимы». Вопросы к выступающим. ( стр. 18-19. п.6).
5. Тренировочные упражнения.
1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.
А) Огонь, дым, пламя
В) Алфавит, чистописание, азбука
С) Лошадь, конница, кавалерия
Д) Бросать, кидать, ловить
2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.
1. Около подъезда толпились …прохожие.
2. Моя сестра обладает …умом.
3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.
3) Работа по учебнику, упражнение 19
6. Выступление 2 группы учащихся, презентация темы «Антонимы». Вопросы к выступающим
7. Тренировочные упражнения.
1) Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.
Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.
1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).
2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).
3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).
4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)
5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).
6. Язык длинный – …(ум короткий).
2) Минутки занимательности. «Перевертыши». Узнай пословицу, подбирая контексту-
альные антонимы (устная работа)
1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)
2. Уйти от новой стиральной машины ( Остаться у разбитого корыта)
3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)
4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)
5. Курица – кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)
6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)
8. Проблемный вопрос: почему синонимы образуют ряды, а антонимы – пары?
9. Выступление 3 группы учащихся, презентация темы «Омонимы». Вопросы к выступающим.
10.Тренировочное упражнение. «Узнай омоним»
1. Первые все мы в игре набираем.
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам всем улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (очки)
2. Первое шумно из пушки стреляют,
Ну, а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдете,
Если зубами его разгрызете. (ядро)
3. Первую находим, вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же митинги, парады.
Погулять по ней всегда мы рады. (площадь)
1. Первая в норке иль в щелке живет.
Кот ее выхода радостно ждет.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке ее Саши и Маши.
Ну, а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит. (мышка)
2. Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете. (молния)
– Как отличить омоним от многозначного слова? Приведите примеры.
(Хвост, крыло, стол, кнопка, ручка)
11. Орфографическая пятиминутка. Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.
Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад
Вышк..лить ребенка – вышк..лить сосуд
Ум..лять о пощаде – ум..лять значение
Флаг разв..вается – ребенок разв..вается
Удариться оз..мь – взошла оз..мь
Осв..тить комнату – осв..тить храм
Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне
12. Выступление 4 группы учащихся, презентация темы «Паронимы». Вопросы выступающим.
13. Тренировочное упражнение.
1) Исправить ошибки.
1. Олег одел плащ и поспешил на работу.
2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.
3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.
4. Туристы блудили в лесу полдня.
5.Книга – источник познания.
6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.
7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.
14. Слово учителя.
Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.
И нет у нас иного достоянья,
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.
15. Контрольный тест по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.»
Тест по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы»
1.Лексикология изучает…
А) значимые части слова и способы образования слов.
В) словарный состав языка
С) части речи
Д) правила написания слов
Е) соответствие между звуками и буквами
2. Омонимы – это…
А) слова, имеющие несколько лексических значений.
В) слова, употребляемые в той или иной местности.
С) слова с противоположным лексическим значением.
Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.
Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению
3.Укажите строку синонимов.
А) Хорошо, плохо
В) Днем, ночью
С) Холодно, жарко
Д) Широко, узко
Е) Правильно, верно
4. В составе предложения есть антонимы.
А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.
В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.
С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.
Д) Сытый голодного не разумеет.
Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.
5. Укажите строку омонимов.
А) Крыло птицы, крыло самолета
В) Сдача мелочью, мелочи жизни
С) Ковш с водой, ковш экскаватора
Д) Длинная коса, острая коса
6. Паронимы – это…
А) слова с противоположным значением
В) слова, вышедшие из активного употребления
С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому
значению
Д) слова, употребляемые в той или иной местности
Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию
7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи
А) Лепетать
В) Молоть
С) Изъясняться
Д) Говорить
Е) Плести
8. Укажите ряд антонимов.
А) Передвижение, перемещение
В) Жестокость, бессердечие
С) Истина, ложь
Д) Грусть, печаль
Е) Скука, тоска
9. Укажите ряд омонимов
А) Акции поднялись, акция протеста
В) Железные двери, железные мускулы
С) Крыло птицы, крыло самолета
Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа
Е) Невежа, невежда
10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»
А) Перевал
В) Местность
С) Вершина
Д) Тропа
Е) Водопад
11. Подберите фразеологизм-синоним к понятию «золото».
А) Слово в слово
В) Презренный металл
С) Кот наплакал
Д) Голова на плечах
Е) Кожа да кости
12. Укажите строку паронимов.
А) Белый, черный
В) Искусный, искусственный
С) Холодный, теплый
Д) Горячий, обжигающий
Е) Алфавит, азбука
13. Укажите строку омонимов
А) Корень слова, корень растения
В) Старый билет, старое здание
С) Укрепление здоровья, укрепление позиций
Д) Пятый курс, курс на юг
Е) Банальный, заурядный
14. Укажите ряд антонимов.
А) Верность, преданность
В) Дремлет, спит
С) Смотреть, глядеть
Д) Любить, ненавидеть
Е) Идентичный, тождественный
15. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать»
А) Родиться в рубашке, собраться с духом
В) Сжечь свои корабли, перейти рубикон
С) Невелика птица, пустое место
Д) Заткнуть за пояс, утереть нос
Е) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки
Ключ к тесту
1- В
2- Е
3- Е
4- Д
5- Д
6- С
7- А
8- С
9- А
10- В
11- В
12- В
13- Д
14- Д
15- Е
Самопроверка. Оценки за урок.
16. Домашнее задание: Повторить тему «Фразеология», упражнение 239, 242,
doc4web.ru
Слайд 1
Синонимы и антонимы и их употребление Урок русского языка в 10 классеСлайд 2
Этой теме в ЕГЭ посвящено задание 22 Из предложений 25–34 выпишите синонимы (синонимическую пару). (25)Мы с капитаном уселись у печки. – (26)Ну как? – спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать. – (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – (28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно… – (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. – (31)Вместо количества нужно качеством брать. (32) Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом. – (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся? сложнотуго
Слайд 3
22. Из предложений 23–27 выпишите контекстные синонимы. (23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции. (26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек. старинапрошлое
Слайд 4
Работа с учебником. Прочитайте параграф 6 (стр. 18), составьте его план Что такое синонимы Синонимами могут быть фразеологизмы Идеографические синонимы отличаются оттенками значения Синонимы могут отличаться стилистической окраской Синонимы одного синонимического ряда являются одной частью речи Функции синонимов
Слайд 5
Подберите синонимы к словам Истинный – безучастный – рынок – вероятно – грёзы – круиз – симптом – вердикт – спикер – презент – хобби – п одлинный р авнодушный б азар в озможно м ечты п утешествие п ризнак п риговор о ратор п одарок увлечение
Слайд 6
Градация (лат. Gradation – «постепенное возвышение, усиление») – расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Слайд 7
«Кто самый зоркий?» : укажите градационные ряды, определите, по возрастающей или убывающей значимости расположены синонимы. Объясните орфограммы и пунктограммы : 1.Бывает труд (не) нужый , суетливый, (не)терпеливый, раздраже … ый , мешающий другим и обращающий на себя вн …мание. Такой труд гораздо хуже праз … ности . Настоящий труд всегда тихий, р… вномерный , (не)заметный. (Л.Толстой). 2. Великая вещ… – надежда, она (не)в…сома, легка, всегда жива в человеке, её (не)погасить, (не)убить. ( В.С.Шефнер ).
Слайд 8
22. Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару ). ( 13)Еще почти ребенком, слушая чтение “Капитанской дочки”, я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех. (16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича. хозяинаслуги
Слайд 9
Прочитайте параграф 7 стр. 20. Приготовьтесь отвечать на вопросы: Каким словам свойственны антонимы? Какие слова не имеют антонимов? Что о морфемном составе антонимов вы можете сказать? Где используются антонимы? Что такое антитеза?
Слайд 10
Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия. Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы . 1. Недруг поддакивает , 2. Маленькое дело … 3. Умел ошибиться -… 4. Добрая слава лежит, 5. Ученье – свет, … 6. Язык длинный – … а друг спорит. лучше большого безделья. умей и поправиться. а худая – бежит. а неученье – тьма. ум короткий.
Слайд 11
Узнай пословицу, подбирая контексту- альные антонимы 1. Лысина – мужское безобразие. 2. Уйти от новой стиральной машины 3. Ниже пяток не опустишься. 4. Бык иногда пылинку потеряет. 5. Курица – кабану подружка. 6. У смелости затылок мал. Коса – девичья краса . Остаться у разбитого корыта Выше головы не прыгнешь . Свинья всегда грязь найдет . Гусь свинье не товарищ . У страха глаза велики .
Слайд 12
Оксюморон (греч. Oxymoron – «остроумно-глупое») – стилистический приём соединения взаимоисключающих, противоположных по значению слов для необычного выражения нового понятия.
Слайд 13
Найдите оксюмороны в предложениях : Какое-то снотворное, маковое покрывало надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящей скукой и скучающей весёлостью. (Н.С.Лесков). Мы пьём любви отраву сладкую. (Е.А.Баратынский). Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин).
Слайд 14
Источники: http:// infourok.ru/material.html?mid=96675 http:// doc4web.ru/russkiy-yazik/urok-po-razdelu-leksika-v-klasse-sinonimi-antonimi-omonimi-paron.html
Слайд 15
Домашнее задание: Параграфы 6,7 , упр . 22
nsportal.ru
Технологическая карта учебного занятия
План занятия № 5 – 6 по дисциплине «Русский язык» в 10 классе
Тема занятия: Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы.
Тип занятия: урок закрепления знаний.
Вид занятия: беседа, работа с учебником.
Цели:
а) образовательные:
– повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах;
– наблюдать за их употреблением в тексте;
– повышать культуру речи учащихся;
– углублять знание лексической сочетаемости;
б) развивающие:
– развивать умение работать дифференцированно;
– развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памяти;
– формировать умение характеризовать предложение;
– развивать речь учеников;
в) воспитательные:
– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;
– способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся;
– привить любовь к родному языку.
Оборудование: учебник.
Ход занятия:
I. Организационный момент (1 – 2 мин.)
Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.
II. Повторение, проверка домашнего задания (5 – 7 мин.)
Домашние упражнения проверяются устно, а карточки с примерами тропов сдаются на проверку учителю.
III. Подведение итогов проверки (1 мин.)
IV. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).
Сегодня мы приступим к изучению темы «Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы». Наша задача – повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах; наблюдать за их употреблением в тексте; повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.
V. Изложение нового материала (30 – 32 мин.)
1. Слово учителя.
На прошлых уроках мы с вами повторили то, что знаем о слове. Мы вспомнили, какими признаками оно обладает, обобщили знания о значениях слов и о том, как многозначность слова может «работать» при создании художественного текста. Но это далеко не все, что изучает лексика. Дело в том, что слова, составляющие лексикон, не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка – это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.
На доске записаны пары слов. Учащиеся должны определить, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.
Радостный – грустный.
Смелый – храбрый.
Адресат – адресант.
Ключ (от двери) – ключ (родник).
Учащиеся анализируют записанные на доске пары слов. В ходе беседы выясняется, что в первой паре слов (радостный – грустный) звучание слов разное, а значение – противоположное. Во второй паре (смелый – храбрый) слова различаются по звучанию, но близки по значению: смелый – не поддающийся чувству страха, отважный, а храбрый – отличающийся храбростью, отважный. В третьей паре слова схожи (но неодинаковы) по звучанию и различается по значению: адресат – это тот, кто отправляет письмо, а адресант – тот, кто его получает.
Наконец, в четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это указывают записанные в скобках пояснения).
В результате анализа четырех пар слов учащиеся делают вывод, что для лексики русского языка характерны четыре типа системных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.
В заключение работы над заданием учащиеся формулируют определение каждого типа системных отношений в лексике:
1) слова с противоположным значением и неодинаковым звучанием называются антонимами;
2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле называются синонимами;
3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях называются омонимами;
4) слова с близким звучанием, но разным значением называются паронимами.
2. Упражнение на закрепление темы урока.
– Определите, что представляет собой каждая пара слов: омонимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов в таблице 3.
Мягкий – жесткий, запустить (ракету) – запустить (учебу), искусный – искусственный, искусный – умелый, (крепкий) брак – брак (в работе), доктор – врач, усвоить – освоить, горячий – жаркий, трудолюбие – лень, край (обрыва) – край (область), невежа – невежда, взрослый – детский, глиняный – глинистый, дефект – недостаток, радость – грусть, ненастный – пасмурный, горн (музыкальный инструмент) – горн (в кузнице).
Таблица 3
Типы системных отношений в лексике
Омонимы | Паронимы | Синонимы | Антонимы |
Запустить(ракету) – запустить (учебу), (крепкий) брак – брак (в работе), край (обрыва) – край (область), горн – (музыкальный инстру- мент) – горн (в кузнице) | Искусный – искусственный, усвоить – освоить, невежа – невежда, глиняный – глинистый | Искусный – умелый, доктор – врач, горячий – жаркий, дефект – недостаток, ненастный – пасмурный | Мягкий – жесткий, трудолюбие – лень, взрослый – детский, радость – грусть |
Примечание. Упражнение может выполняться несколькими учащимися у доски в форме распределительного диктанта. Остальные учащиеся делают упражнение в тетрадях и проверяют работу у доски, внося в нее исправления, если в этом есть необходимость.
– Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать не только то, какими они бывают, но и то, как они работают в тексте.
3. Вопросы и задания по теме «Омонимы».
– Какие виды омонимов вы знаете? Дайте определение каждого из них.
– Определите, на основе каких видов омонимов создается каждый из приведенных ниже текстов.
А) Много разных есть ключей:
Ключ – родник между камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Полные омонимы.)
Б) Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(«Крынку» и «кринку» – омофоны, «напасть» и «напасть» – омоформы, «осиной» и «осиной» – омоформы, «впасть» и «в пасть» – омофоны, «попало» и «попало» – омоформы.)
3.1. Выполните упражнение 10 (с. 16).
– К каким словарям нужно обращаться, если вы не знаете точного значения слов-омонимов? (К словарям омонимов или толковым словарям.)
4. Вопросы и задания по теме «Паронимы».
– Какие слова обычно вступают в паронимические отношения? (Родственные слова, принадлежащие к одной части речи.)
– Что нужно знать, чтобы избегать ошибок в употреблении паронимов? (Лексическое значение слов-паронимов, их смысловое различие.)
– К каким словарям нужно обращаться, если затрудняетесь в правильном выборе слова? (К словарям паронимов или толковым словарям.)
– Объясните разницу в лексическом значении паронимов. Для этого можно составить с паронимами словосочетания, подобрать к ним синонимы или антонимы. Например: будний – обычный, будний день, антоним к слову «выходной». Будничный – будничная одежда.
Жалостный – жалостливый.
Ответный – ответственный.
Тактичный – тактический.
Фактичный – фактический.
Воспитательный – воспитательский.
Длинный – длительный.
Запасный – запасливый.
Злой – злостный.
Нестерпимый – нетерпимый.
Освоить – усвоить.
Описка – отписка.
5. Вопросы и задания по теме «Синонимы».
– Какие виды синонимов вам известны? Дайте определение каждого из них. (Идеографические и стилистические.)
5.1. Выполните упражнение 19 (с. 19).
– С помощью Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова определите различие между словами синонимического ряда, установите, каждому ли синониму соответствует антоним.
Горячий – жгучий – знойный – палящий – раскаленный.
Известие – извещение – весть – новость – сообщение.
Наружность – вид – внешность – облик – портрет.
Бедствие – несчастье – беда – катастрофа – злоключение.
Эпоха – период – время – век – пора.
Старый – древний – ветхий – дряхлый – старинный.
Цепи – оковы – узы – путы – вериги.
Прочный – твердый – крепкий – долговечный – нерушимый.
Смелый – бесстрашный – храбрый – отважный – доблестный.
Учить – изучить – штудировать – твердить – зубрить.
Умный – понятливый – толковый – сметливый – смышленый.
Примечание. Это задание можно выполнять в парах или малых группах, в зависимости от количества человек в классе. Проверкой могут служить либо устное выступление каждой пары (группы), либо работа над умением правильно употребить синоним в тексте (например, написание мини-сочинения по группе синонимов на заданную тему).
6. Вопросы и задания по теме «Антонимы».
– Могут ли быть антонимами однокоренные слова? (Да. Например, народный – антинародный.)
– С помощью каких средств однокоренные слова приобретают противоположные значения? (С помощью приставок с отрицательным значением, например честный – нечестный, атака – контратака.)
– Как используются антонимы при создании текста? (Они используются для создания антитезы, т.е. резкого противопоставления предметов и явлений.)
7. Выполните упражнения 23, 25, 27.
8. Итог урока.
– Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)
– Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омонимы и паронимы? (Используются мастерами слова при создании текстов.)
Омонимы могут служить основой для каламбуров, паронимы помогают выразить оттенки значений, синонимы разнообразят речь и делают ее выразительнее, с помощью паронимов создаются резкие противопоставления описываемых предметов и явлений.
VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.)
– Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.
Сегодня на уроке
Повторили…
Узнали…
Учились…
Наблюдали…
Познакомились…
Сделали вывод…
Кроме этого…
VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).
VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время.
Может быть дифференцированным.
1.§ 4 – 7.
2. Упражнение 1. Отредактировать предложения: найти случаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.
Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет необратимы.
Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.
Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.
Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска
Под текстом заявления нужно поставить роспись.
Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.
Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
3. Упражнение 2. Подобрать по одному синониму и одному антониму к каждому слову. Отметить однокоренные антонимы.
Радость, жить, красивый, ловкость, понятный, аккуратный, серьезно, умный, молодой.
IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык: 10 – 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 6-е изд. – М.: «ТИД “Русское слово – РС”», 2009. – 432 с.
Подпись преподавателя:
nsportal.ru
Урок русского языка в 10 классе
Тема: Синонимы.Антонимы
Цель: образовательные: закрепить понятие о синонимах, антонимах, омонимах; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.
развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Тип урока: урок обобщения полученных знаний с элементами критического мышления
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, частично-поисковый.
Ход урока
Оргмомент . Настрой на урок учащихся
Результаты письменной работы: сочинение-повествование с элементами описания «Осень».
Новая тема. На доске эпиграф: Жизнь разделяется на будни, которых в ней много, и праздники, которых в ней мало (В.Г.Белинский).
-Ребята, что вы можете сказать о словах, которые встречаются в этом высказываний. (Будни- праздники, много-мало – это антонимы). Подберите синонимы к словам: праздники, будни.
4. Как вы думаете какая сегодня тема урока?(Запишите число и тему урока)
5. Повторение изученного материала: «Ромашка Блума». Выбирают по очереди лепестки ромашки, состоящие из простого вопроса, уточняющих вопросов, объясняющих вопросов, оценочных вопросов, творческих вопросов, практического вопроса. Составляют в группах и задают друг-другу.
Например: простой вопрос-что называется синонимом? Антонимом?;
Уточняющий вопрос- Правильно ли я понял, что синонимы и антонимы относятся к одной части речи?; Объясняющий вопрос- Для чего нужны синонимы и антонимы?; Оценочный вопрос-Какую пользу приносят синонимы и антонимы?; Творческий вопрос- Что будет , если не будет синонимов и антонимов? Практический вопрос – Как подбираются синонимы и антонимы? Где они чаще всего встречаются?
6. Закрепление: Работа с текстом .
Всемирные выставки делятся на две основные группы: универсальные и специализированные. Выставки этих категории различаются продолжительностью, общей площадью и тематикой.
История проведения ЕХРО началась в Лондоне в 1851 году с выставки лучших промышленных достижений. Так, в 1867 году в Париже был впервые продемонстрирован гидравлический лифт. Девятью годами позднее в Филадельфии посетители удивлялись первым швейной и пишущей машинкам, а также другой новинке – телефону. 1889 год подарил Парижу Эйфелеву башню, а в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе СССР показал копию первого искусственного спутника Земли.
Сегодня всемирные выставки ЕХРО собирают миллионы людей со всего мира и являются своего рода смотром технологических и научных достижений. Проводятся они по двум направлениям. Всемирные универсальные выставки проходят один раз в пять лет и длятся шесть месяцев. Международные специализированные выставки ЕХРО, объединённые определённой темой, проводятся между ними и работают три месяца.
Задание: 1 группа- Определить тему текста. Озаглавить . Сформулировать его основную мысль. Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам первого и второго абзаца.
2 группа- работа называется «Двойной дневник»:
Выписать слова и словосочетания на тему «Мировые достижения»
Дать объяснение
3 группа: Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам 3 абзаца.
У доски. Сделать синтаксический разбор следующего предложения: Международные специализированные выставки , объединённые определённой темой, проводятся между ними и работают три месяца.
7. Творческое задание:
1 группа- Дополните пословицы и поговорки: Ученье свет – неученье … .
Готовь сани летом, а телегу – … . Не отведав горького, не узнаешь …
Не бойся врага умного, бойся друга …
2 группе- придумать сказку о синонимах и антонимах.
3 группа- Исправьте текст с помощью синонимов.
В один чудесный день мы отправились на рыбалку. Погода была чудесная, рыба ловилась чудесно, а вода настолько прогрелась, что стала просто чудесной. В общем-то, мы как будто побывали в чудесной стране. Полные чудесных впечатлений, мы возвратились домой, где нас ждал чудесный ужин.
8. Лингвистическая игра: Задают друг другу по одному слову и нужно к ним подобрать синоним и антоним.
9. Рефлексия
На уроке я работал активно, пассивно
Я доволен собой, не доволен
Тема урока мне понятна, не понятна
Полезна, не полезна
Интересна, не интересна
Мое настроение приподнятое, унылое
Домашнее задание: написать синквейн к словам синоним и антоним
infourok.ru
Урок по разделу «Лексика».
10 «А» класс.
Учитель: Войтенкова Валентина Петровна.
МБОУ «Многопрофильный лицей»
« Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы».
Цель: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся по теме
«Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы».
Задачи:
1) образовательные:- повторить, систематизировать теоретический материал по
теме, актуализировать знания при работе с языковым
материалом;
— совершенствовать навыки грамотного письма;
— формировать навык публичного выступления с
применением презентации, обогащать словарный запас
учащихся.
2) развивающие: — развивать ключевые компетенции учащихся: анализ,
синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;
— развивать память, внимание, умение применять знания на
практике, корректировать пробелы в знаниях;
— развивать умение самостоятельно воспроизводить
полученные знания и работать с тестовым материалом;
— развивать языковую и коммуникативную компетенции
учащихся;
— развивать функциональную компьютерную грамотность
учащихся;
— развивать творческие способности учащихся,
познавательный интерес, эмоции учащихся, создавая
эмоциональные ситуации удивления, занимательности;
3) воспитательные: — воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности,
самоконтроля;
— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;
— воспитывать культуру речи, бережное отношение к
русскому языку;
— стимулировать интерес к урокам русского языка,
потребность учащихся в самовыражении.
Оборудование к уроку: интерактивная доска, слайды, тест, высказывания о русском языке
И нет у нас иного достоянья,
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.
И. Бунин
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
Постижение законов русского языка есть тяжкая
обязанность, но и наслаждение.
Н.В.Гоголь
Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, инсценирование, тематический контроль
Ход урока
1. «Мозговой штурм». Чтение отрывка из сатирического романа Ильфа и Петрова « Двенадцать стульев» ( диалог Эллочки Людоедки с мужем).
2. Беседа с учащимися
— Как вы думаете, почему у нас сегодня на уроке присутствуют гости из прошлого?
— Узнали вы героев? Какие они? Как вы понимаете слова Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»?
— Сколькими словами вполне обходилась Эллочка Щукина, этот необычный персонаж ?
— А сколько слов нужно вам для общения?
( В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало.
А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )
— А сколько всего слов русском языке?
( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,» созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)
— Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?
(Лексикология)
3. Запись темы урока. Целевая установка
Сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
4. Выступление 1 группы учащихся, презентация темы «Синонимы». Вопросы к выступающим. ( стр. 18-19. п.6).
5. Тренировочные упражнения.
1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.
А) Огонь, дым, пламя
В) Алфавит, чистописание, азбука
С) Лошадь, конница, кавалерия
Д) Бросать, кидать, ловить
2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.
1. Около подъезда толпились …прохожие.
2. Моя сестра обладает …умом.
3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.
3) Работа по учебнику, упражнение 19
6. Выступление 2 группы учащихся, презентация темы «Антонимы». Вопросы к выступающим
7. Тренировочные упражнения.
1) Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.
Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.
1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).
2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).
3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).
4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)
5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).
6. Язык длинный — …(ум короткий).
2) Минутки занимательности. «Перевертыши». Узнай пословицу, подбирая контексту-
альные антонимы (устная работа)
1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)
2. Уйти от новой стиральной машины ( Остаться у разбитого корыта)
3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)
4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)
5. Курица — кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)
6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)
8. Проблемный вопрос: почему синонимы образуют ряды, а антонимы – пары?
9. Выступление 3 группы учащихся, презентация темы «Омонимы». Вопросы к выступающим.
10.Тренировочное упражнение. «Узнай омоним»
1. Первые все мы в игре набираем.
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам всем улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (очки)
2. Первое шумно из пушки стреляют,
Ну, а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдете,
Если зубами его разгрызете. (ядро)
3. Первую находим, вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же митинги, парады.
Погулять по ней всегда мы рады. (площадь)
1. Первая в норке иль в щелке живет.
Кот ее выхода радостно ждет.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке ее Саши и Маши.
Ну, а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит. (мышка)
2. Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете. (молния)
— Как отличить омоним от многозначного слова? Приведите примеры.
(Хвост, крыло, стол, кнопка, ручка)
11. Орфографическая пятиминутка. Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.
Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад
Вышк..лить ребенка – вышк..лить сосуд
Ум..лять о пощаде – ум..лять значение
Флаг разв..вается – ребенок разв..вается
Удариться оз..мь – взошла оз..мь
Осв..тить комнату – осв..тить храм
Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне
12. Выступление 4 группы учащихся, презентация темы «Паронимы». Вопросы выступающим.
13. Тренировочное упражнение.
1) Исправить ошибки.
1. Олег одел плащ и поспешил на работу.
2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.
3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.
4. Туристы блудили в лесу полдня.
5.Книга – источник познания.
6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.
7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.
14. Слово учителя.
Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.
И нет у нас иного достоянья,
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.
15. Контрольный тест по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.»
Тест по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы»
1.Лексикология изучает…
А) значимые части слова и способы образования слов.
В) словарный состав языка
С) части речи
Д) правила написания слов
Е) соответствие между звуками и буквами
2. Омонимы – это…
А) слова, имеющие несколько лексических значений.
В) слова, употребляемые в той или иной местности.
С) слова с противоположным лексическим значением.
Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.
Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению
3.Укажите строку синонимов.
А) Хорошо, плохо
В) Днем, ночью
С) Холодно, жарко
Д) Широко, узко
Е) Правильно, верно
4. В составе предложения есть антонимы.
А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.
В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.
С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.
Д) Сытый голодного не разумеет.
Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.
5. Укажите строку омонимов.
А) Крыло птицы, крыло самолета
В) Сдача мелочью, мелочи жизни
С) Ковш с водой, ковш экскаватора
Д) Длинная коса, острая коса
6. Паронимы – это…
А) слова с противоположным значением
В) слова, вышедшие из активного употребления
С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому
значению
Д) слова, употребляемые в той или иной местности
Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию
7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи
А) Лепетать
В) Молоть
С) Изъясняться
Д) Говорить
Е) Плести
8. Укажите ряд антонимов.
А) Передвижение, перемещение
В) Жестокость, бессердечие
С) Истина, ложь
Д) Грусть, печаль
Е) Скука, тоска
9. Укажите ряд омонимов
А) Акции поднялись, акция протеста
В) Железные двери, железные мускулы
С) Крыло птицы, крыло самолета
Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа
Е) Невежа, невежда
10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»
А) Перевал
В) Местность
С) Вершина
Д) Тропа
Е) Водопад
11. Подберите фразеологизм-синоним к понятию «золото».
А) Слово в слово
В) Презренный металл
С) Кот наплакал
Д) Голова на плечах
Е) Кожа да кости
12. Укажите строку паронимов.
А) Белый, черный
В) Искусный, искусственный
С) Холодный, теплый
Д) Горячий, обжигающий
Е) Алфавит, азбука
13. Укажите строку омонимов
А) Корень слова, корень растения
В) Старый билет, старое здание
С) Укрепление здоровья, укрепление позиций
Д) Пятый курс, курс на юг
Е) Банальный, заурядный
14. Укажите ряд антонимов.
А) Верность, преданность
В) Дремлет, спит
С) Смотреть, глядеть
Д) Любить, ненавидеть
Е) Идентичный, тождественный
15. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать»
А) Родиться в рубашке, собраться с духом
В) Сжечь свои корабли, перейти рубикон
С) Невелика птица, пустое место
Д) Заткнуть за пояс, утереть нос
Е) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки
Ключ к тесту
1- В
2- Е
3- Е
4- Д
5- Д
6- С
7- А
8- С
9- А
10- В
11- В
12- В
13- Д
14- Д
15- Е
Самопроверка. Оценки за урок.
16. Домашнее задание: Повторить тему «Фразеология», упражнение 239, 242,
globuss24.ru