Осень конспект урока 1 класс планета знаний – План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Осень | скачать бесплатно

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Осень | скачать бесплатно

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке окружающего мира.

Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

Дети правильно и тихи садятся.

Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

– Ребята, отгадайте загадки:

Опустел уютный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы – 
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спчку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало, 
Льдом сковало воды рек, 
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь).

– К какому времени года он относится?

– Как вы это определили?

_ Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Отгадывают загадки

Осень.

Ответы детей.

Познавательные  (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов)

Коммуникативные: (оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета)

3. Постановка учебной задачи.

– Вот и кончилось весёлое тёплое лето, на смену ему приходит осень.

– Какие осенние месяцы вы знаете?  Назовите.

 – Сегодня на уроке будем говорить об осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу.)

4. Открытие нового. Построение выхода из затруднения.

Звучит песня “Осень”.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают –

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машут вдали.

(Чтение из методич.пособия с. 56)

Работа с рисунком в учебнике с. 22

– Ребята, рассмотрите рисунок в учебнике на с. 22 и  давайте сравним его  с рисунком на с. 14.

– Как изменились листья на деревьях?

– Какое стало лето?

– Что вы видите в небе?

– Рассмотрите птиц, которые изображены на рисунке.

– Почему они улетают на зиму в теплые страны?

Птицы великие путешественники. Стаями и в одиночку летят они из мест, где родились, туда где проведут зиму. Одни улетают за километр в дальние страны, другие отлетают недалеко, чтобы с первыми весенними днями вернуться на родину. Поэтому их называют перелетными

– А каких птиц вы видите и зимой?

– Чем они питаются?

– Как им можно помочь зимой?

– как вы понимаете слово оседлые?

Слушают мелодию.

Улетающих птиц

Скворец, ласточка, соловей, лебеди, утка

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Личностные: (умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.)

Познавательные  (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов)

6. Физминутка

Что случилось с кленами

Что случилось с кленами?

Закивали кронами.

(руки вверх, наклоны влево, вправо)

А высокие дубы

(потягивание вверх)

Будто встали на дыбы.

И орешник сам не свой –

Шелестит густой листвой..

(встряхивание кистями рук)

Есть у деревьев голоса?

Нет, просто ветер начался.

(шаги на месте)

Зашумели ветви

На осеннем ветре.

(вращение руками)

Учащиеся выполняют задание.        

Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем)

5. Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи.

– Какого цвета небо осенью?

– Были ли на небе облака?

Рабочая тетрадь с. 18 (Нарисуйте облака – осенью)

– Что нельзя увидеть осенью?

_ Закрасьте кружок

Дети отвечают на вопросы учителя, выполняют задание

Дуб, клен, рябина.

Учащиеся выполняют задание.

Познавательные  (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работа в рабочей тетради

С. 18 – раскрашивают рисунок «Золотая осень»

Раскрашивают  рисунок

Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснения учителя)

8. Рефлексия. Итог урока.

– А теперь подведём итог урока. Мы сегодня с вами изучали какое время года?

– Что происходит с деревьями осенью?

 Какое небо в сентябре?  

– Солнце светит

– Птицы

– В начале сентября стоят тёплые денёчки, которые называют…

– Молодцы!

–  Спасибо за то, что были внимательными на протяжении всего урока.

– Оцените свою работу на уроке.

Рефлексия “Ладошки”

Ответы детей.

Меняют цвет листвы, начинают её сбрасывать

Бледно-голубое

Уже не так ярко как летом

Готовятся к отлёту

Бабьим летом.

Регулятивные (подводят итоги, оценивают результаты своей работы)

nsportal.ru

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК “Планета знаний”

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Планета знаний»

Тема: «Осень»

Цель: создать условия для показа красоты осенней природы, ознакомления с осенними изменениями в природе; развития у учащихся умений сравнивать и обобщать; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, творческих способностей детей; умения работать в парах

Планируемые результаты:

Предметные: называют осенние изменения в природе

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувства ответственности за сохранение её природы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, логические – анализируют объекты природы с выделением существенных признаков

Коммуникативные: умеют работать коллективно, оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета

Сценарий урока

1.Организационный момент .

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверяй его святынь.

С. Смирнов

2. Формирование новых знаний.

– Сегодня мы с вами совершим экскурсию в осеннюю природу и узнаем много нового о жизни природы в это время года. (Слайд: красивая осень)

– Какие осенние явления вы знаете?

-Как меняется жизнь животных осенью?

– Как меняется жизнь растений осенью?

– Какие изменения происходят осенью в природе? (

Дни становятся короче, а ночи длиннее и холоднее; продолжительные дожди; бывают заморозки; деревья меняют окраску листьев; исчезают насекомые; недостаток корма заставляет улетать птиц в тёплые края.) (Слайд: изменения в природе.)

Звучит песня «Осень», слова М.Ивенсена, муз. М. Красева

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают-

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Работа с учебником.

-Рассмотрите рисунок в учебнике на с.22. Как изменилась природа с рисунка со с.14.

– Как изменились листья на деревьях?

– Какое стало небо?

– Что вы видите в небе? (Улетающих птиц.)

– Рассмотрите птиц, которые изображены на рисунках. (Скворец, ласточка, соловей, лебеди, утка.)

-Почему они улетают на зиму в тёплые края?

– Птицы – великие путешественники. Стаями в одиночку летят они из мест, где родились, туда, где проведут зиму. Одни улетают за тысячу километров в дальние страны, другие отлетают недалеко, чтобы с первыми осенними днями вернуться на родину.

(Слайд: птицы улетают)

– А каких птиц вы видите и зимой?

– Чем питаются?

– Как им можно помочь зимой?

– Как вы понимаете слово осёдлые. Найдите в справочнике. (Слайд, кто осёдлые)

– Самое красивое время осени- это золотая осень. (Слайд красивая осень.)

Раскрасьте рисунок в тетради на с.18 «Золотая осень».

3.Физкультминутка (Можно выйти и построится в круг)

– Так как мы с вами на экскурсии в осеннем лесу, то и тема разминки будет осенняя. Повторяем за мной слова и упражнения.

– Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу. (Дети присели на корточки, потом встали, руки в стороны и взмахи руками вверх-вниз.)

– Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.

( Все расставляют руки и ноги в стороны и изображают медвежью походку вперевалку, наклоняясь за ветками.)

– Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло. ( Дети становятся прямо, руки сгибают перед собой и изображают заячьи прыжки.)

– Носит белка целый день про запас грибы в дупло. (Делают наклоны, срывают грибы и складывают их в дупло.)

-Рыщут волки тёмной ночью за добычей по лесам. ( Бег трусцой на месте.)

– Меж кустов к тетёрке сонной пробирается лиса. (Дети изображают осторожно крадущуюся лису.)

– Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко. (Срывают с ветки орехи и прячут их вниз в мох.)

– Хвою щиплют глухари. (Кистями рук делают щипковые движения)

– Зимовать к нам прилетели северяни- снегири. (Дети делают взмахи руками и присаживаются на корточки.)

Разговор в кругу.

– Молодцы, ребятки, но мы с вами не только размялись, но ещё раз поговорили об осени.

-Чем заняты звери и птицы в нашем стихотворении. (Звери и птицы готовятся к зиме.)

– Как они готовятся к зиме? ( Меняют мех, делают запасы, улетают на юг.)

– Вспомните, как медведь готовится к зиме? (Медведь готовится к спячке.)

-Как заяц? (Заяц меняет мех с серого, летнего, на белый, зимний и более тёплый.)

– А волк готовится к зиме? (Он ничего не делает.)

– Белка? (Белка делает запасы.)

А ёж, знаете? ( Он готовится к спячке.)

4. Закрепление изученного.

– Рассмотрите внимательно рисунок на с.23. Назовите признаки осени.

– Какие времена года изображены на рисунке?

– Рассмотрите эпизоды из жизни животных и птиц на с.19 в тетради. Отметьте красным цветом те картинки, которые нельзя увидеть осенью.

– Отгадайте что это?

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко. (Туман.) (Слайд –туман.)

– Осенью часто бывают туманы. Попробуйте нарисовать его.

– Посмотрите на небо:

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облака.)

– Нарисуйте, какие облака вы видели.

– Дары осени превращают нас в настоящих волшебников. Взяв в руки шишки, жёлуди, листья мы можем превратить их в различных птиц, животных, рыб.

– Чтобы вы сделали, если бы стали волшебниками? Поиграйте в игру друг с другом на с.19 в тетради.

5. Итог урока.

– Мы сегодня с вами познакомились с изменениями в природе, происходящими в какое время года? (Осенью.)

– По каким признакам можно отличит осень от других времён года? (Ученики называют признаки осени.) (Слайд –ещё раз осенние признаки.)

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру 1 класс “Осень”

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе.

Класс: 1 класс

Тема: Осень.

Тип урока: изучение новой темы.

Цель:

  1. Обучающая:

-формировать представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе;

– учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью растительного и животного мира;

-дать сведения о перелетных и оседлых птицах родного края;

2) Развивающая:

– развивать исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;

– развивать внимание, речь, расширять кругозор учащихся;

– развивать эстетический вкус учащихся;

– способствовать формированию коммуникативных, информационных, технологических компетентностей.

3) Воспитывающая:

– воспитывать бережное отношение к природе родного края, страны;

– воспитывать самостоятельность, творческую активность, доброжелательное отношение друг к другу,

Оборудование, материалы, программное обеспечение:

  • Компьютер, программа «Power Point»

  • Компакт – диск Кирилла и Мефодия « Окружающий мир. 1 класс»

  • Презентация для сопровождения урока

  • Мультимедийный проектор, экран

  • Учебник «Окружающий мир. 1 класс» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Планета знаний.

  • Иллюстрации с изображением русской природы;

  • Музыка А.Чайковского из цикла “Времена года”.

Использование ИКТ: демонстрационная презентация, диск «Кирилл и Мефодий.

Цели использования ИКТ: наглядность, повышение мотивации, развитие самостоятельности, повышение эффективности проведения урока, развитие интереса к предмету

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Постановка целей и задач урока – 3 мин.

  3. Актуализация опорных знаний – 7 мин.

  4. Изучение нового материала – 17 мин.

  5. Обобщение знаний изученного материала – 7 мин.

  6. Итог урока – 2,5 мин.

  7. Домашнее задание- 0,5 мин.

Ход урока.

На доске картина осени и записана тема урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок.

– Психологический настрой.

– Ребята, сейчас у нас на дворе такое время года, когда солнышко светит редко, а без него нам очень грустно. Давайте подарим, друг другу улыбку, чтобы нам было веселее. Я дарю свою улыбку вам, а вы передайте друг другу. А теперь подарим все улыбку нашим гостям. Садитесь.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

Интересные ваши ответы

С удовольствием буду слушать я.

Желаю успеха

II. Постановка целей и задач урока

– Вступительная беседа

С 2- го слайда учитель читает слова ( слайд 2)

Учитель: А. Плещеев.

Лес задумчивый овеян голубою дымкою,
Каждый листик серебрится тонкой паутинкою
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо – тихо падают.
От реки притихшей веет
Легкою прохладою,
Молчаливые тропинки
Вдаль уходят синюю,
Над лесами пролетают
Стаи журавлиные.

– Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Ученики.

– Об осени.

(слайд 2)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

-Совершенно верно.

– Давайте прочитаем тему нашего урока:

«Осень. Осенние изменения в природе». (слайд 3)

. Мы с вами узнаем, какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом осени, научимся отличать признаки осени, вспомним, чем можем мы помочь нашим пернатым друзьям и животным.

– Сегодня на уроке мы отправимся в гости к осени за красками, звуками, запахами природы. А нашим проводником будет лесной царь – Лесовичок, который приготовил для вас много интересных заданий. Слайд 4

III. Актуализация опорных знаний

Первая остановка – Неживая природа.

– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.

( Небо, облака, осадки, солнце, ветер, вода в водоёмах).

(слайд5)

1. Проблемная ситуация.

Ребята! Здесь лежит письмо. Ой, оно адресовано нам.

школа №14 города Хасавюрта

Кому: ученикам 1 Б класса.

Обратный адрес: Заячья поляна. ( слайд6 )

Здравствуйте, дорогие ребята!

На поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам, зай­цам, менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина зайцев считала, что по­ра, а другая говорила, что рано. Одни кричали, что трава еще зелёная, а другие, что небо уже се­рое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить, наступила ли осень? Го­ворят, что идёт она к нам через ваш город. Рас­скажите нам, далеко ли она? Когда она будет в лесу?

Только собрание просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки зайцам очень непросто!

Заячье собрание

2. Актуализация.

Какие же изменения произошли в неживой природе с приходом осени?

.(Дети рассматривают иллюстрацию с изображением осени) (слайд 7)

– Как думаете вы? Рассмотрите внимательно картину.

Вспомните, что вы видели на экскурсии.

– Вспомним, какой была погода летом. Что изменилось в неживой природе с приходом осени?

Опираясь на таблицу, делаем выводы. ( слайд8 )

Ученики:

Небо: летом – голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью – затянуто облаками, кажется низким.

Дожди: кратковременные, теплые, часто бывают грозы, осенью – затяжные, холодные.

Погода: летом теплая, много ясных дней; осенью – температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Осенью в неживой природе происходит много изменений. В начале осени бывают тёплые солнечные дни. Чем глубже осень, тем становится всё холоднее и холоднее. Вслед за похолоданием изменяются и осадки. (слайд 9)

В начале осени дожди могут быть кратковременными. Но всё чаще небо заволакивают тёмные облака. В такие дни небо кажется низким и серым. Моросит мелкий холодный дождь. Бывают дни, когда вместе с дождём идёт снег. По утрам бывают туманы. ( слайд10 )

Как приходит осень? ( слайд11 )

IV.Изучение нового материала.

  1. Ребята, осень к нам приходит не одна, с ней её друзья – осенние месяцы. Давайте послушаем загадки и скажем, о каком месяце идет речь.

Первый ученик выходит к доске и загадывает.

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

Первый ученик надевает шапочку “сентябрь”. ( слайд12 )

В народе этот месяц называли златоцвет, пора золотой осени или листопадником.

– Ребята, почему сентябрь называли золотой порой осени? (ответы детей)

А теперь послушаем вторую загадку.

Второй ученик выходит к доске и загадывает.

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (ответы детей)

Второй ученик надевает шапочку “октябрь”. ( слайд13 )

Этот месяц в народе называли грязник. Часто идут дожди под ногами грязь слякоть.

И последний друг осени.

Третий ученик выходит к доске и загадывает.

Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег. А еще похолодало – Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (ответы детей) ( слайд14 )

Ученики. – Ноябрь. Третий ученик надевает шапочку “ноябрь”. В народе ноябрь называли ворота зимы или полузимник. Самая темная пора в природе.

Учитель.

– Вы правильно угадали осенние месяцы. Давайте еще раз их назовем.

2. Название какого месяца спряталось в пословице? ( слайд15-16 )

1) В (…) синица просит осень в гости.

Ученики.

– В сентябре.

Учитель.

2) Плачет (…) холодными слезами.

Ученики.

– Октябрь.

Учитель.

3) В (…) зима с осенью борется.

Ученики.

– В ноябре.

С доски дети все вместе читают запись, заранее подготовленную учителем.

3. В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)

Похолодание – это одна из причин изменения в живой природе, т.е.в жизни растений и животных.

Вторая остановка – «Листопад»

Что же происходит осенью в жизни деревьев и кустарников? С похолоданием в природе начинается листопад.

4. Физминутка ( слайд17)

. И сейчас мы все вместе превратимся в осенние листики.

(Игра на развитие выразительности движений, раскрепощения, эмоционального настроя)

Мы листики осенние,
На ветках мы висим (руки вверх подняли)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (учащиеся свободно кружатся, машут руками, изображая полет листиков)
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал, И листочки все поднял. Повертел их, Покружил и на землю опустил. Ребята имитируют полет падающих листьев под музыку П.И.Чайковского Времена года «Ноябрь». Тихо сели и на парты посмотрели. Ребята, эти листочки прилетели к нам в класс. Они лежат у вас на партах. 5. Сейчас Лесовичок предлагает поиграть в игры «От какого дерева лист».

Дети выполняют задания на листочках.

Один ученик работает у компьютера.

Проверка.

6. Ребята! Какого же цвета осень? ( слайд 17)

Осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски.

(слайд 18)

Кажется, что весь мир из разноцветных листьев. На осине и рябине красная одежда. На листьях берёзы и липы главная краска осени – жёлтая. Красивей всех на «карнавале», конечно, рябина.

Очень красив осенний лес! (слайд 19)

Весь праздник листьев продолжается недолго. С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев происходит всё быстрее. Осенняя окраска листьев – предвестник листопада. Все мы видим, что с каждым днем деревья и кустарники теряют свои листочки, устилая землю цветным ковром. (слайд 20)

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.

.- Ребята, иголки ели и сосны – это тоже листья, только другой формы. Их называют хвоей. Они зимой и летом остаются зелеными.

7..Третья остановка – Звуки осени. (слайд 21)

. Лесовичок предлагает послушать звуки осени. Услышать звуки осени – задача посложнее, чем увидеть её краски. Самый главный звук – шуршащий. Летом листья жизнерадостно шелестели, а теперь, осенью, они печально шуршат. Грустный, холодный осенний дождь стучит по листьям из последних сил, сонно, однообразно. А ведь летом дождик был тёплый, ласковый, озорной.

– Обратите внимание на птичьи звуки. (слайд 22 )

Прислушайтесь: птицы уже не поют. Их стало намного меньше. Птицы собираются в стаи. Эти стаи прощально кричат. Особенно печально курлыкают пролетающие высоко в небе журавли. Птицы летят в тёплые страны: косяками, цепочкой, стаями.

Итак, следующая остановка – В гостях у пернатых.

– Почему птицы улетают в тёплые края?

– Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

9. Зарядка для глаз.

На большом листе ватмана изображен треугольник (рис. 1). Плакат висит на боко­вой стене класса. Включаю любую легкую музыку. Дети «бегают» глазами по треуголь­нику. Перед треугольником прикреплен кленовый листочек. Предлагаю детям пред­ставить себе, как он будет кружиться под порывом ветра.


10. Работа с учебником. Стр. 22

– Каких еще перелётных птиц вы знаете? . (слайд 23 )

Отгадайте загадки:

В синем небе он высоко

То мелькнёт, то прозвенит,

Даже самый быстрый

сокол медленней его летит.

(стриж)

Листья медленно с крон облетают,

И мороз приударил в ночи.

Собираются в шумные стаи

перед дальней дорогой …(грачи) (П. Ялыгин)

Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

Ответы детей

Учитель: А есть птицы, которые остаются зимовать с нами. Какие это птицы?

Их называют оседлыми.

11. Сообщения детей о вороне и воробье.

Сообщение о вороне. . (слайд 24 )

Вороны тоже остаются зимовать у нас. Едят они все подряд: насекомых, мелких птиц, разоряют гнезда. Ворона птица осторожная и умная, но бывают они назойливые до наглости. Ворона может не только каркать, но и петь. Правда мало кто назовет ей пение песней, но это все-таки пение.

Воробьи. (слайд 25 )

Воробьи очень прожорливые птицы. Держаться они стайками. Без веселого воробьиного чириканья город кажется пустым.

Воробьи, воробушки,

Серенькие перышки.

Клюйте, клюйте крошки

12. Похолодание и жизнь животных.

Вот и следующая остановка – гостях у зверят.

9. Физминутка.

Зайка по лесу скакал ,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки .

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется

Зайка прыгнул в левый бок,

Затем прыгнул в правый бок.

И под кустиком свернулся,

Словно серенький клубок.

10. Продолжение темы

– Ребята, что делал зайка? (корм искал)

Похолодание отражается на жизни животных.

Не только птицы готовятся к холодной зиме, но и животные.

Как это происходит? Послушайте, как рассказывают об этом сами звери!

Кабанчик и Лисенок . (слайд 26 )

— Аи, аи, ты же совсем голый, Кабанчик! Ще­тинка редкая да еще жесткая. Как же ты зимо­вать будешь?

  • Худой ты до чего, Лисенок! — Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?

  • У меня шерстка густая, шубка теплая – не замерзну!

— А у меня ху-хуже, думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет!

Учитель: Что помогает перезимовать дикому ка­бану?

Белка и лесная мышь. . (слайд 27 )

  • Видали? Видали? Я грибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает… Ах злодейка!

  • Кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они утебя, Белка, в дупле оказались!

Медведь. (слайд 28 )

Осенью у нас забот немало. Во-пер­вых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это де­лается летом и в начале осени, ведь в это время для нас, медведей, много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насеко­мых, с большим удовольствием мы лакомимся медком ди­ких пчел и ос. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.

Лиса. (слайд 29 )

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая.

А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хит­рости не требуется. И свою главную добычу — мышей-полевок— я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают.

Догнать зайца нам трудно.

Разве что случай­но столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

ТЕЛЕГРАММА

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Вра­гов же у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и непри­метная шубка. Глаза у меня не зря «косые» — вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безо­паснее — веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц) (слайд 30-31 )

Учитель: Какие звери на зиму запасают корм?

Делаются выводы, как звери готовятся к зиме. (слайд 32 )

Вывод:

Запасают корм на зиму.

Запасают жир.

Залегают в спячку.

Никаких запасов не делают.

У всех зверей происходит линька.

– О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах.

– А как позаботиться о тех птицах и зверьках, которые остаются на зиму? (Подкармливать их, организовать птичьи столовые или смастерить кормушки).

11. Продолжение темы

– Ребята, к зиме готовятся не только звери и птицы, но и люди.

Наша остановка – «Урожай» (слайд 33 )

Лесовичок принес поднос с дарами осени. Давайте скажем, что же нам осень подарила.

Собираем урожай:

В огороде – капуста, свекла, морковь, картофель.

В саду – яблоки, шиповник, груши.

В лесу – орехи, калина, рябина.

Молодцы!

-Как вы думаете, что из них полезнее и нужнее? (ответы детей)

-Не зря в народе говорят: «Сентябрь холоден, да сытен».

V. Обобщение и закрепление изученного.

Остановка «Копилка народной мудрости».

Какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?

  1. Задание 3 группам по 4 человека: собрать из слов пословицу.

Сентябрь красно лето провожает.

“Октябрь землю покроет, где листком, где снежком”

“Ноябрь – зиме родной брат.” Проверка. (слайд 34 )

2. Остальные дети заполняют кроссворд «Какого цвета осень»

  1. Эта осень бывает холодной, дождливой. Иногда идет мокрый снег, во вскм чувствуется приближение зимы. Это…….осень.

2. Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл траву и кусты?

3. Это что за чудеса?

Не разверглись небеса-

Дождь идет такой прекрасный.

Он лилово-желто-красный!

Это осени явление,

Ты подумай и скажи.

4. Понижение температуры осенью.

  1. Летом вырастает, а осенью отпадает.

6.Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко.\

7.Название второго месяца осени.

Ключевое слово – золотая. (слайд 35) Почему осень называют золотой?

VI. Итог урока. (слайд 36 )

Вспомните, что важного узнали сегодня на уроке.

Что запомнили?

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

-Как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных?

– Что понравилось?

– Ребята, сегодня вы все очень хорошо работали и в награду нам осень, подарила солнышки, на которых вы сейчас нарисуете улыбки веселые и грустные, кто как работал.

У кого веселая улыбка подходят к солнцу с улыбкой, у кого грустная – к солнцу с тучкой.

Прозвенел наш дружок, голосистый наш звонок,

Перемены ждут ребята, поиграть, попрыгать надо.

VII. Домашнее задание: стр.18 –раскрасить рисунок так, чтобы его можно было назвать «Золотая осень».

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему “Осень” (1 класс)

Звездный час.

Тема: Обобщить урок по теме “Осень”.

Цель: Повторить и обобщить признаки осени в живой и неживой природе, выявить какие изменения произошли в жизни растений, животных и птиц. Вспомнить, чем занимаются люди осенью. Воспитывать любовь к родному краю, желание познать его, беречь, преумножать его богатства.

Ход игры:

-Бродит в роще листопад
По кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

Соберем из листьев веер
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер
Легкий и игривый.

И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.

(Плещеева)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

-Я не случайно начала урок с этих стихов. Сегодня мы обобщим знания по теме “Осень”. Цель нашего занятия: повторить признаки осени в живой и неживой природе, выявить какие изменения произошли в жизни растений, животных и птиц, вспомнить, чем занимаются люди осенью.

Проводить урок мы будем в виде игры “Звездный час”

-Представляю игроков: 6 человек.

– Остальные ребята и уважаемые гости, вы скучать не будете. Вам тоже будут даваться задания, а за правильный ответ вы будете получать жетоны. Набравшие по несколько жетонов будут награждены.

– Итак, начинаем игру.

– Скажите, ребята, на какие 3 периода делится осень? (ранняя, золотая, поздняя) .

– Приятно ранней осенью побродить по лесу с лукошком, ведь

Осень, ранняя осень

Чудеса всегда приносит,

Но грибы, что дарит лес –

Это чудо из чудес.

1 тур “Грибной”.

-Мне кажется, что все грибы съедобные? Права ли я?

– Каким грибом лечится лось? (мухомором)

– Какой гриб растет под березкой? (подберезовик)

– Какой гриб по своим вкусовым и полезным качествам может заменить мясо? (боровик)

Молодцы! Но во второй тур не переходят…

Вопросы зрителям:

– Какие птицы любят грибы? (глухари)

-Может ли гриб съесть дом? (да, домовой гриб разрушает древесину)

– Какой гриб использовали во время ВОВ в медицине? (трутовик, он заменял вату)

Подвожу итог: Да, грибы осенью – это чудо, но этому чуду нельзя дать погибнуть, поэтому грибы надо правильно. А как? (не портить грибницу)

– Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

-Да, осень входит в свои права, вот уже и птицы собрались улетать.

-Как называются птицы, которые улетают на зиму?

2 тур “Птицы”.

– Все ли птицы перелетные?

-Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)

-Какие птицы улетают первыми? (кукушка, стриж, ласточка)

– Какие птицы улетают последними? (утки, гуси, скворцы)

– Вы знаете, что птицы летят косяком, цепочкой, стаей. Какие птицы летят косяком? (журавли)

Молодцы! В 3 тур переходят…

Игра со зрителями:

-Что птицам страшнее – холод или голод? (голод)

– Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев, рябчик, куропатка)

-Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)

-А какая птица, возвращаясь с юга, часть пути летит, а часть шагает пешком? (коростель)

-Ребята, перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день и ночь, очень устают. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на землю, для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Берегите птиц, помогайте им!

Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда, 
Когда над рощею буря злится.

Храните дерево от топора –
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.

3 тур “Дикие животные”.

– Много по осени хлопот и у животных: кто-то из них делает запасы пищи на зиму, кто-то усиленно питается и жиреет, кто-то устраивает берлоги, норки, гнезда.

-Думаю, что все животные дикие. Так ли это?

– Какое животное запасает себе на зиму корм? (белка)

-Какое животное всю зиму спит? (медведь)

-Кто меняет шубу 2 раза в год? (заяц)

Вопросы зрителям:

-Кто бежит задними ногами вперед? (заяц)

-Словно царскую корону ,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга? (лось)

-Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (рысь)

-У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? ( у зайца)

-Кто собирает яблоки спиной? (ёж)

Молодцы! Много вы знаете о диких животных, но помните ли вы правило: Здоровых зверьков, как и птенцов, никогда не бери из леса! Чем можешь – помоги животным: положи на пенек кусок соли – лось полижет, принеси охапку соломы, на пенек положи с кулачок овса, пшена, другой крупы.

Помните слова Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри Природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

4 тур “Дуэль”.

Много осенью хлопот у птиц, у животных, но не меньше и у людей. Назовите, чем занимаются люди осенью. Называйте по порядку, кто остановится, тот выходит из игры. Итак, осталось два игрока.

А мы давайте сделаем вывод:

Кто главный признак осени? (похолодание)

Да, но люди, звери, птицы подготовились к зиме, и все благодаря осени. Это она дала нам щедрый урожай овощей, фруктов, грибов, ягод. Это она дала нам хлеб. Как можно назвать осень? ( Кормилица)

Толковый словарь Ожегова: Кормилица – 1) тот, кто кормит, дает пропитание кому-то;

2) женщина, кормящая грудью чужого ребенка.

5 тур “Кто больше составит слов за 1 минуту?”

Пока составляют слова проверка стихов об осени.

Поздравляем победителя…

Дать победителю слово. Наступил твой звездный час, что ты хочешь сказать всем присутствующим?

infourok.ru

Конспект урока “Осень” 1 класс

Мерзімі. /Дата: 07.12

Сабақ. /Урок №: 13

Сабақ тақырыбы./Тема урока: «Осень».

Сабақтың мақсаты. /Цель урока: ознакомление детей с осенними явлениями.

Формирование умения отличать признаки осени.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері. /Учебно-воспитательные задачи

Білімдік. /Образовательная: познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями; систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.

Дамытушылық./ Развивающая: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

Тәрбиеліқ./ Воспитательная: воспитывать наблюдательность и умение слушать.

Сабақ түрі. /Тип урока: комбинированый урок.

Оқыту әдісі. /Методы обучения: беседа, рассказ, игровые, наглядные, частично-поисковые, практические.

Көрнекілісі. /Оборудование: карточки с названием признаков осени: похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев; иллюстрации с картинками осенней природы, листопада; «Дневник наблюдений №2», учебник «Познание мира».

Сабақ барысы

Ход урока

1. Ұйымдастыру кезеңі./ Орг. момент.

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

Сядем правильно сейчас,

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель показывает изображение солнышка и говорит: «У меня вот такое настроение, а у вас?» На столах у ребят вырезанные солнышки и тучки. Они выбирают соответствующий знак.

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит…

-Отгадайте загадку, кто будет нашим гостем на уроке.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. ( Осень)

(Слайд 1)

Девушка-осень гуляет,

Ножкой сбивает росу,

В сумку дары собирает,

Листья вплетает в косу.

-А теперь послушайте слова и попытайтесь определить, о чём будет идти речь на уроке.

Урожай, овощи, фрукты, корзина, закрома, запасы, осень, человек.

(Выслушиваются предположения ребят)

-Вы все правы. Мы сегодня постараемся определить, какие дары приносит нам осень. Тема нашего урока «Что нам осень подарила».

-Как вы думаете, чему мы должны научиться?

-Как мы должны работать, чтобы урок был хорошим, удачным?

-А где в жизни нам пригодятся эти знания?

2. Білім тексеру./Проверка знаний.

а) Работа с приметами.

(Слайд 2)

-Какие приметы осени вы знаете?

  • Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.

  • Большой урожай рябины – к большим морозам.

  • В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.

  • Весна красна цветами, а осень снопами.

  • Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

  • Весной что рекой прольет – капли не видать, осенью ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай.

  • Весною дождь парит, осенью мочит.

  • Ветер – листобой вьется над избой, пробует силы толкаясь плечисто.

  • Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко – так малы снега будут.

  • Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.

  • Если журавли летят высоко, не спеша и “разговаривают”, будет стоять хорошая осень.

  • Если кроты к осени натаскивают в свои норы много жнивья или соломы – зима предстоит холодная”.

  • Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

  • Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и ветреная.

  • Если мыши во льну гнездо совьют, то в зиму большие снега будут.

  • Если мыши отрывают норы на теплую сторону – зима суровая.

  • Если на деревьях лист желтеет снизу, то ранний сев озимых хорош, если с верхних сучьев – хорош поздний сев озимых.

  • Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная и суровая.

  • Если с дерева лист не чисто спадает – будет холодная зима.

  • Как рябины много – так дождливая осень, мало рябины – значит, осень сухая будет.

  • Кожица на луковках тонкая – зима будет мягкая, кожица толстая и грубая – зима суровая.

  • Кошка мордочку прячет – на холод.

  • Кроты и мыши делают большие запасы – к суровой и снежной зиме.

  • Куры начинают линять рано осенью – к теплой зиме.

  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.

  • Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней, а если снизу – поздней зимы.

  • Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.

  • Мысли – цветок, знание – завязь, а опыт – плод.

  • Не будь в осень тороват (щедрый, расточительный), будешь к весне богат.

  • Облака редкие – будет ясно и холодно.

  • Орехов много, грибов мало – зима будет снежная и суровая.

  • Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

  • Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.

  • Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

  • Осень – время собирать урожай.

  • Осень – погоды перемен восемь.

  • Осенью и у воробья пир.

  • Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.

  • Осенью серенько, так жди красного денька.

  • Паутина стелется по растениям – к теплу.

  • Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

  • Появились опенки – лето кончилось.

  • Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

  • Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, – зима будет холодная; оставляют леток открытым – теплая.

  • Раннее опадание листвы – к ранней зиме.

  • Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла.

  • Теплая осень – к долгой зиме.

  • Хлебород – перед строгой зимой.

  • Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

б) Игра «Доскажи словечко».

(Слайд 3)

-Поиграем! Игра называется «Доскажи словечко».

(Слайд 4)

Листьям время… (опадать)

(Слайд 5)

Птицам время… (улетать)

(Слайд 6)

Грибникам… (блуждать в тумане)

(Слайд 7)

Ветру… (в трубах завывать)

(Слайд 8)

Солнцу… (стынуть)

(Слайд 9)

Тучам… (литься)

(Слайд 10)

А ребятам всем… (учиться)

в) Игра «Вопрос знатокам».

(Слайд 11)

-А теперь вопрос знатокам.

-Какую ещё примету спрятала осень? (Урожай)

(Слайд 12)

-Молодцы! Это урожай.

3. Жаңа тақырыпты бекіту. /Изложение нового материала.

– Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

а) Составление схемы: Где люди собирают осенью урожай?

(Слайд 13)

Ребятам задаётся вопрос со слайда. Они отвечают и приходят к выводу, что урожай люди собирают в саду и на огороде. Высвечиваются надписи с этими словами.

-Чтобы узнать, что люди собирают в саду, на огороде, отгадаем загадки.

Ребята отгадывают загадки, а отгадки-картинки появляются на схеме.

1) Я на дереве вишу, круглое, большое.

У меня румяный бок, откуси – и брызнет сок

Кислый или сладкий. Кто узнал, ребятки? (Яблоко)

2) На кустах висят шары, посинели от жары. (Сливы)

3) В саду есть плод, он сладок как мёд,

Румян, как калач, но не круглый как мяч.

Он под самой ножкой вытянут немножко. ( Груша)

4) Телятки гладки, привязаны к грядке.

Лежат рядками, зелены сами. (Огурцы)

5) Он круглый и красный, как глаз светофора,

Среди овощей нет сочней … (Помидора)

6)Голова на ножке, одёжка на одёжке.

Резаная, мятая – накормлю салатом я.

А заквасите под гнёт – угощайтесь целый год.

Пироги пеките. Кто я, назовите? (Капуста)

7)Он и в дождик, он и в зной прячет клубни под землёй.

Клубни вытянешь на свет – вот и завтрак и обед. (Картофель)

8)Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь)

9)Кто развёл тут беспорядки –

Овощ посинел на грядке!

А давай его возьмём, отнесём погреться в дом.

Вот ведь смеху! Что за дело!

Не замёрз ведь, а поспел он,

Этот гость из южных стран!

Он зовётся…(Баклажан)

б) Обобщение

(Слайд 14)

И в садах, и в огороде приготовила природа

Всевозможные плоды.

Физкультминутка

Есть у нас огород,

Там у нас морковь растёт.

Вот такой ширины, (руки в стороны)

Вот такой вышины! (руки вверх)

Ты, морковь, сюда спеши (машут руками)

И немного попляши! (пляшут)

А потом не зевай

И в корзину полезай! (показывают ладошками корзинку)

Первичная проверка понимания

(Слайд 15)

а) Игра «Весёлый агроном».

-Наш весёлый агроном, кажется, что-то напутал. Посмотрите, какие овощи он вырастил. Как у него это получилось?

Капудор (Капуста+помидор)

Яблосвёк (Яблоко+свёкла)

Бакларец (Баклажан+огурец)

-Найди лишний плод. (Яблосвёк)

-Почему он лишний?

-Рассмешил вас наш весёлый агроном?

б) Работа в печатной тетради «Окружающий мир». Выполнение заданий на с. 14-24

Физкультминутка

(Слайд 16)

Ёжик предлагает нам минутку отдыха.

Ветер сильно вдруг подул.

(руки вверх – наклоны)

Листья с дерева смахнул

(руки вперед – слева направо)

Закружились листья все

(кружатся)

Прилетели все к земле

(присели)

в) Работа с учебником. Чтение и работа с текстом «Кто как «одет»

Текст читает учитель.

(Слайд 17)

-Как автор рассказа описал овощи?

Огурцы-голыши.

Лук – в бумажных рубашках.

Капуста – 77 одёжек.

– С наступлением осени многие травы, рассеяв семена, погибают. У некоторых из них погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям. У деревьев и кустарников опали листья, но сохранилась наземная часть и корни. Многие деревья и кустарники рассеяли свои семена, дуб – желуди, клен – крылатки. Из семян вырастут молодые деревца – жизнь продолжается.

Похолодание и жизнь животных.

– Похолодание отражается на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью.

– Как это происходит? (Выслушиваются ответы учащихся и обобщаются учителем).

Животные готовятся в холодной зиме: лисы утепляют свои норы, белки прячут в дупло свои запасы пищи и утепляют его, медведь ищет удобную и теплую берлогу, еж зарывается в листья, заяц выбирает укромное местечко под густым кустом, чтобы прятаться от непогоды. Исчезают насекомые – комары и мошки.

– Птицы, которые питаются насекомыми, улетают в теплые края: стрижи, ласточки, соловьи, зяблики, трясогузки

– Остаются: воробьи, синицы, голуби, галки, вороны.

– Они найдут корм и пищу у жилья.

– О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах.

– А как позаботиться о тех птицах и зверьках, которые остаются на зиму? (Подкармливать их, организовать птичьи столовые или смастерить кормушки).

– Посмотрите, какие кормушки можно изготовить с помощью родителей. (Показывается картинка с разными видами кормушек).

4. Өтілген тақырыпты бекіту. / Первичное закрепление изученного.

а) Загадка-улыбка

(Слайд 18)

-Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

-Как же быть без хруста?

Если я – (капуста)

б) Работа в парах. «Я – исследователь» (Слайд 19)

Парам раздаются тарелочки с кусочками фруктов и овощей. По цвету, вкусу и запаху учащиеся определяют яблоко, грушу и морковь. Делают выводы, готовятся к выступлению.

(Слайды 20-21)

Результаты исследования. Выступления пар.

Выполняется проверка.

5. Сабақты корытындылау. / Итог урока.

-Вот кончается урок:

Все старались, не ленились

И чему-то научились….

-Что вы узнали для себя новое?

-Какие задания понравились больше всего?

-Что показалось трудным?

Учитель благодарит ребят за работу.

6. Үйге тапсырма беру. / Задание на дом.

Стр.28 – 44 прочитать. Нарисуйте рисунок на тему “Осень”. Постарайтесь на нем изобразить основные признаки осени.

Рефлексия.

-Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показывает солнышко). А какое настроение у вас?

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Проект урока по окружающему миру на тему “Осень” 1 класс | скачать бесплатно

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность  учащихся.

Теоретическое обоснование.

Организационный момент.  Актуализация знаний.

– Вчера мы были на экскурсии в осеннем парке и видели много птиц. Кто может изобразить одну из них, чтобы остальные ребята угадали? Постарайтесь показать важные особенности этой птицы, чтобы мы могли определить, кто это.

– Давайте посмотрим на фото других птиц. Узнайте их.

Учитель показывает слайды № 1-6.

 – Кого из этих птиц можно назвать лишней?

– Почему?

– А заметили ли вы в парке вот эту птицу? Кто это? (Слайд № 7)

– Каких птиц, обитающих в нашем крае, мы ещё не видели?

– Почему? Мы были невнимательны?

– Кто знает, как называют птиц, улетающих с наступлением осени?

– Почему птиц назвали «перелетными»?

– Как называют остальных птиц?

– Давайте проверим наш вывод на странице 22 учебника.

– Молодцы, вы правильно назвали!

– Найдём значение слова «оседлые» в справочнике учебника на стр. 139.

– Как вы поняли значение слова «оседлые»?

Самостоятельная работа в тетради на стр. 19 вверху.

– Кого ещё нельзя увидеть осенью? Закрась кружок красным.

– Какую картинку отметили? Почему?

2-3 ученика изображают разных птиц. При сильном затруднении учитель может на ушко подсказать движение.

Просматривают фотографии, узнают и называют птиц.

Сопоставляют изображения и свои знания об этих птицах, делают вывод: лишний попугай, он не из нашей местности.

Узнают и называют птицу, вспоминают, что её не видели. Перечисляют птиц.

Дети выдвигают предположения, обсуждают их, соглашаются или нет, делают вывод: некоторых птиц не видели, потому что они улетели.

Названия данных групп птиц детям знакомы, поэтому они дадут точный ответ.

Формулируют ответ, составляя связное предложение.

Самоконтроль.

Дети продолжают знакомиться с устройством учебника, учатся ориентироваться в нем.

Формулируют ответ, составляя связное развернутое предложение.

Рассматривают картинки в тетради, анализируют их, закрашивают.

Отвечают на вопрос, аргументируя свой выбор.

Познавательные логические УУД –

Синтез. Классификация –

Задание «Определи кто это».

Предметные знания –

Определение птиц по внешнему виду, названия птиц.

Познавательные логические УУД –

Сравнение. Классификация –

Задание «Кто лишний?».

Познавательное общеучебное УУД – Умение на основе наблюдений и собственного опыта делать выводы.

Предметные знания –

названия групп птиц.

Коммуникативное УУД – умение строить фразы в ответах на поставленный вопрос.

Регулятивное УУД – Самоконтроль – сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.

Личностное УУД – действия  смыслоопределения – формирование позитивной оценки себя, своей успешности.

Познавательное общеучебное УУД – поиск и работа с информацией – работа со справочником.

Коммуникативное УУД – умение строить фразы в ответах на поставленный вопрос – задание «Объясни значение слова».

Удержание учебной задачи во время самостоятельной работы.

Познавательное логическое УУД –

Умение на основе анализа объектов делать вывод.

Определение учениками темы урока в ходе сравнения и классификации птиц.

Слайд № 8

– Как назвать одним словом всех изображенных?

– Какое фото «лишнее»? Почему?

– Как назвать одним словом оставшихся животных?

– На какие две группы мы можем их разделить?

– Какой вопрос вы хотели бы задать о группах этих птиц? Подумайте, можно только один вопрос!

– Как думаете, на какой вопрос нам предстоит найти ответ сегодня?

Сравнивают картинки, обобщают по принадлежности к миру животных.

Классифицируют животных.

– Птицы.

– Оседлые и перелетные. (Слайд № 9)

Предлагают свои варианты вопросов, выбирают тот, который интересен всем.

– Почему некоторые птицы улетают, а другие нет?  (Слайд № 10)

Познавательное логическое УУД –

Синтез – задание «Назови одним словом».

Познавательное логическое УУД –

Классификация – задания «Найди лишнее»,  «Раздели на группы».

Регулятивное УУД – самоконтроль – Задание «задай только один вопрос».

Совместное определение темы урока.

Совместное открытие новых знаний о взаимосвязях в живой природе.

– Что нужно птицам для жизни? Обозначим значками.

– Чем питаются птицы?

Работа по схеме:

– Назовите любую оседлую птицу. Расскажите о её жизни, используя значки. Сможет ли она прожить в нашем крае зимой?

– Теперь расскажите о перелётной птице.

– Как ты думаешь, что может измениться в схеме?

– Сравним схемы и сделаем вывод.

Перечисляют факторы и придумывают обозначения.

( На доску вывешиваются карточки)

– еда

– вода

 тепло –

Составляют несколько предложений на заданную тему с опорой на схему.

– Солнышку нарисовать мало лучиков, а тарелку пустой.

Сравнивают схемы и приходят к выводу, что перелетным птицам не хватает зимой тепла, но особенно еды.

Предметные знания  о связях живой и неживой природы, условиях жизни птиц.

Познавательное общеучебное УУД – работа с информацией с опорой на условные знаки – задание «Расскажи о птице, опираясь на значки».

Коммуникативное УУД – оформление собственных мыслей в устной форме.

Регулятивное УУД – прогнозирование – вопрос «что может измениться?»

Предметные знания о взаимосвязи живой и неживой природы.

Обобщение знаний о взаимосвязях в живой природе в ходе установления причинно-следственных отношений между объектами.

Работа с иллюстрацией в учебнике на стр.23.

– Назовите признаки осени, изображенные на картинке.

– Почему насекомые исчезают с приходом осени?

– Расскажите об осенних изменениях в природе последовательно, по порядку.

Отвечают на вопросы, с помощью учителя делают вывод: в природе всё взаимосвязано – осенью солнце слабее грет, становится короче день, желтеют и опадают листья, холодает, чаще льют дожди, насекомые прячутся, птицам нечего есть. (Слайд №11)

Познавательное логическое УУД – установление причинно-следственных связей – система вопросов.

Физкультминутка.

– Совушка сова, большая голова, на суку сидит, головой вертит, Крыльями хлоп-хлоп, лапами топ-топ. Уф!

– Сова – перелетная птица?

– Самое красивое осеннее явление в природе – листопад. Покажите, как плавно кружатся и падают листья.

Дети выполняют движения, подражая сове.

Подражают движениям падающих листьев.

Закрепление изученного  о сезонных изменениях в природе.

Дети принесли с экскурсии красивые листья.

–  По каким признакам можно сравнить листья?

– Расскажи о своих листочках соседу по парте. Попытайся сравнить их.

Задание внизу со стр.23 учебника озвучивает учитель.

– Кто правильно сравнил листья? Почему?

– Как сравнить правильно?

– А теперь послушай начало фразы, придумай ее продолжение и скажи соседу на ушко. Пусть начинает тот, кто в прошлый раз был вторым. «Если бы я был волшебником, то сделал бы так, чтобы осенью…»

– Кому понравилось волшебство соседа? Спроси его разрешения и расскажи всем о его волшебстве.

Работа в тетради на стр. 18 вверху. Самостоятельно.

Определяют критерии для сравнения – форма, размер, цвет.

Работают в парах, составляют рассказ на заданную тему. Учатся сравнивать.

Определяют ошибочность суждений из-за сравнения по разным признакам.

Строят речевое высказывание по заданному правилу и на заданную тему.

Работают в парах. Учатся справедливому сотрудничеству в паре.

Разукрашивают рисунок.

Познавательное логическое УУД – сравнение – определение критериев для сравнения, сопоставление по ним объектов.

Коммуникативное УУД – умение сотрудничать – работа в парах.

Регулятивное УУД – оценивание – выявление причины ошибки.

Коммуникативное УУД – Построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей – задание «продолжи фразу по е началу».

Коммуникативное УУД – умение сотрудничать – работа в парах.

Рефлексия с опорой на систему вопросов.

– На какие вопросы мы искали ответы на уроке?

– Почему же улетают птицы?

– На какие группы можно разделить птиц по этому признаку?

– Распределите птиц в таблице.

– Как мы можем помочь оседлым птицам?

– За что бы вы похвалили на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы,  дополняют ответы друг друга, осмысливают полученные знания.

Осознание своей деятельности на уроке.

Познавательное общеучебное УУД – рефлексия – система вопросов.

Личностное УУД – действия нравственно-этического оценивания.

Личностное УУД – самопознание – вопрос «За что похвалишь себя?»

Домашнее задание.

– Кому какая птица понравилась больше всего?

– Поищите рассказы, сведения о ней в книгах, энциклопедиях, спросите у взрослых.

-Посмотрите, какую необычную птицу нарисовали  в учебнике на стр.23. Кто это? Из чего сделана? Какие ещё фигурки можно сделать из природного материала? Если хочешь, сделай их дома.

– Спасибо за работу на уроке! (Слайд № 12)

Запоминают домашнее задание.

Анализируют поделки на рисунке.

Предметные знания о птицах родного края.

nsportal.ru

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК “Планета знаний”

Технологическая карта урока

тема «Осень»

Предмет: окружающий мир

Класс:

Учебник: окружающий мир, 1 класс.Автор: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.

Рабочая тетрадь: № 1

 Цель урока: создать условия для показа красоты осенней природы, ознакомления с осенними изменениями в природе; развития у учащихся умений сравнивать и обобщать; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, творческих способностей детей; умения работать в парах

Задачи:

  • Образовательные: формировать умения детей называть осенние изменения в природе;

  • Развивающие: способствовать развитию у учащихся умений сравнивать и обобщать красоты осенней природы;

  • Воспитательные: воспитывать творческие способности детей.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, в паре, индивидуальная.

Техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор

Структура и ход урока:

1.Самоопределение к деятельности.

– Здравствуйте, ребята!

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте повернемся к нашим гостям и поприветствуем их.

Садитесь, пожалуйста. Прежде, чем мы начнем, давайте повторим правила, как должен ученик вести себя на уроке. (Дети хором проговаривают правило)

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться

На уроках я сижу

Не шумлю, и не кричу

Руку тихо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

Дети правильно и тихо садятся.

1’

Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

– Ребята, отгадайте загадки:

Опустел уютный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы – 
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спчку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало, 
Льдом сковало воды рек, 
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь).

– К какому времени года эти месяцы относятся?

– Как вы это определили?

_ Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Отгадывают загадки

3-4’

Осень.

Ответы детей.

Познавательные (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов)

Коммуникативные: (оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета)

3. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке будем говорить об осени.

Что хотели бы узнать об осени?

Регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу.)

4. Открытие нового. Построение выхода из затруднения.

23 сентября обычно кончаются тёплые дни. В этот день светлое время суток точно равно тёмному времени – день равен ночи. Поэтому и назвали этот день днём осеннего равноденствия. Теперь светлого времени заметно убавится. Начинается золотая осень. Пора самой яркой раскраски листьев. Солнечные дни чередуются с холодными, дождливыми. С вечера от сырого асфальта и земли поднимается туман. Луга по утрам белые – точно седые от инея. Вот уже и на лужах всё чаще появляются тонкие льдинки – ударили заморозки. Начался листопад. Закружились цветной метелью подхваченные ветром и полетели вдоль улиц пёстрые листья. Пропали, попрятались в щели, норки, дупла насекомые. Улетают стаями птицы. Всё чаще дуют злые, холодные ветры, обрывая листву. По небу поплыли тяжёлые, тёмные облака. В парках и садах доцветают последние осенние цветы.

Послушайте песню, в которой поется о теме нашего урока.

Звучит песня “Осень”.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают –

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машут вдали.

О чем эта песня? Что нового узнаем на уроке?

Работа с рисунком в учебнике с. 22

Откроем учебники на с.14. и 22

– Ребята, рассмотрите рисунок в учебнике на с. 22 и давайте сравним его с рисунком на с. 14. (Работа в паре)

Как изменилась природа с рисунка со с. 14.

Как изменились листья на деревьях?

Какое стало небо?

Кого вы видите в небе?

Рассмотрите птиц, которые изображены на рисунках.

Почему они улетают на зиму в теплые страны? Мы говорили на прошлом уроке. Как называют этих птиц?

Птицы великие путешественники. Стаями и в одиночку летят они из мест, где родились, туда где проведут зиму. Одни улетают за километр в дальние страны, другие отлетают недалеко, чтобы с первыми весенними днями вернуться на родину. Поэтому их называют перелетными

– А каких птиц вы видите и зимой?

– Чем они питаются?

– Как им можно помочь зимой? Кто-нибудь делал с родителями кормушки?

– как вы понимаете слово оседлые?

Слушают мелодию. (слайды) 3’

4’-6

Улетающих птиц

Скворец, ласточка, соловей, лебеди, утка

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

По словарю Ожегова : «Постоянно проживающие на одном месте»

Личностные: (умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.)

Познавательные (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов)

6. Физминутка

Что случилось с кленами

Что случилось с кленами?

Закивали кронами.

(руки вверх, наклоны влево, вправо)

А высокие дубы

(потягивание вверх)

Будто встали на дыбы.

И орешник сам не свой –

Шелестит густой листвой..

(встряхивание кистями рук)

Есть у деревьев голоса?

Нет, просто ветер начался.

(шаги на месте)

Зашумели ветви

На осеннем ветре.

(вращение руками)

Учащиеся выполняют задание.

1-1,5

Регулятивные(осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем)

5. Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи.

– Молодцы, ребятки, но мы с вами не только размялись, но ещё раз поговорили об осени.

-Чем заняты звери и птицы осенью? (Звери и птицы готовятся к зиме.)

– Как они готовятся к зиме? ( Меняют мех, делают запасы, улетают на юг.)

– Вспомните, как медведь готовится к зиме? (Медведь готовится к спячке.)

-Как заяц? (Заяц меняет мех с серого, летнего, на белый, зимний и более тёплый.)

– А волк готовится к зиме? (Он ничего не делает.)

– Белка? (Белка делает запасы.)

А ёж, знаете? ( Он готовится к спячке.)

– Какого цвета небо осенью? В сравнении с летом.

– Были ли на небе облака?

Мы недавно были на прогулке и собирали осенние листья, веточки.

Дары осени превращают нас в настоящих волшебников. Взяв в руки шишки, жёлуди, листья мы можем превратить их к различных птиц, животных, рыб. Посмотрите, что сделали ребята дома.

Дома попробуйте сделать свои поделки из даров осени.

Осеннее небо бывает таким же разным, как и осенняя погода. То чистое, высокое, голубое, то плотно затянутое низкими серыми тучами. Часто можно наблюдать, как осенний ветер гонит по небу многочисленные облака. Солнце то спрячется за густым туманом облака, то вдруг вынырнет и заслепит глаза. Особенно красиво, когда сквозь неплотные облака пробиваются снопы солнечного света, будто он льется с неба потоком. Или как будто кто-то светит огромным космическим фонарем на землю.

Выставка поделок.

Познавательные (осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций, художественных текстов)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работа в рабочей тетради

Самое красивое время осени – это золотая осень.

Какого цвета листья присутствовали в поделках? (жёлтого)

Словосочетание Золотая осень употреблено в прямом смысле или переносном? Как понимаете?

Раскрасьте рисунок в тетради на с. 18 «Золотая осень».

С. 18– раскрашивают рисунок «Золотая осень»

Раскрашивают рисунок

5-6’

Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснения учителя)

8. Рефлексия. Итог урока.

– А теперь подведём итог урока. О каком времени года мы сегодня говорили?

– Что происходит с деревьями осенью?

Какое небо в сентябре?

– Солнце светит

– Птицы

– В начале сентября стоят тёплые денёчки, которые называют…

В начале урока мы хотели узнать об осени. На все вопросы мы ответили?

– Молодцы!

– Спасибо за то, что были внимательными на протяжении всего урока.

– Оцените свою работу на уроке.

Рефлексия. Осеннее дерево. Давайте прикрепим листья на осеннее дерево.

Резерв. Что было бы, если листья не опадали?

Ответы детей.

Меняют цвет листвы, начинают её сбрасывать

Бледно-голубое

Уже не так ярко как летом

Готовятся к отлёту

Бабьим летом.

Регулятивные (подводят итоги, оценивают результаты своей работы)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *