Обучение грамоте предложение слово 1 класс – Методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме: Слог, слово, предложение Обучение грамоте. 1 класс | скачать бесплатно

Открытый урок на тему: «Слово и предложение» 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок на тему: «Слово и предложение».

Учитель начальных классов

Шайдуллина Венера

Исмагиловна

г. Нижнекамск, Нижнекамский район, Республика Татарстан

Класс:1

Предмет: обучение грамоте

Тема: Слово и предложение.

Задачи: дать представление о предложении и его функциях; учить детей различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, записывать и читать его на основе схем и пиктограмм.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Работа по теме урока.

  1. Умственная разминка в виде игры на сравнение предметов «Похож – не похож».

Каждый из играющих задумывает два предмета, имеющих между собой какое-то сходство. Не называя предметов, дети указывают, чем они похожи и чем они различаются.

– Я задумываю два предмета. Это овощи, они имеют круглую форму, но один растет в земле, а другой на земле. Один – желтый с длинным хвостиком, сладкий, а другой – красный, сочный, мягкий. (Репа и помидор.)

– Кто ел репу? Расскажите, какая она по цвету, вкусу, форме. Посоветуйте, есть её ли нет.

– Сравните слова репа – репка по смыслу. Нарисуйте модель слова репка (рисунок и звуковую схему). Делим слово на слоги, определяем ударный слог.

  1. Сравнение слова и предложения.

Вопросы для внимательных:

– Что вы сейчас делали? (Советовали, рассказывали, выражали свои мысли.) С помощью чего? (Слов.) Достаточно ли одного слова, чтобы выразить свою мысль?

– Все связанные между собой слова, которые выражают определенную мысль, называют предложением.

  1. Рассказывание сказки «Репка».

4. Работа с азбукой.

– Как передано содержание сказки в азбуке? ( В рисунках, моделях слов, схемах)

– Рассмотрите иллюстрацию. Почему героям сказки не удаётся вытащить репку? ( Не хватает мышки.) Дети заполняют схему слова мышка.

5. Закрепление понятия «предложение», знакомство с его схемой.

– Как герои сказки выстраиваются друг за другом, так и слова для выражения какой-то мысли выстраиваются друг за другом и образуют предложение. Покажите, где на странице записаны схемы предложений. Как они оформлены?

– Вспомните начало сказки. ( «Посадил дед репку».) Посмотрите, как эта мысль записана с помощью схемы предложения. (Дети соотносят каждое слово предложения с его графическим обозначением в схеме, обращают внимание на оформление начала и конца предложения.) Затем анализируется последнее предложение «Вот и вытащили репку».

6. Составление предложения. Работа в паре.

Дети учатся строить предложение из отдельных слов, связывая их по смыслу и ставя в определенном порядке.

Учащиеся называют словами предметные картинки (лиса, волк, белка, сыр, рыба, грибы).

– Давайте составим предложение о том, кто из зверей что любит. Одно из предложений уже составил Ктототам. Озвучим его. (Белка любит рыбу.) Так ли это? Какое же слово надо заменить? ( Белка любит не рыбу, а грибы.) Не будем больше надеяться на Ктототама и сами составим предложения.)

Учащиеся составляют предложения и обозначают начало и конец.

  1. Итог урока.

– Что узнали нового?

– Что нужно обязательно запомнить?

doc4web.ru

Урок обучения грамоте на тему “Предложение” (1 класс)

Урок 7

Тема: Предложение ( с. 16-17)

Цель: начать формирование понятия – предложение, учить вычленению предложений из потока речи познакомить с правилами записи предложений. Ввести в употребление выражение «опасное при письме место», формирование речевого слуха

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

а) выставка книг Чуковского

б) чтение наизусть стихотворения

3 Работа над темой урока

Чтение стихотворения учителей без интонации. -Если вам
понравится такое чтение, поднимите зелёный сигнал светофора,
не понравится – красный.

Вы скороговоркой, без интонирования, без пауз произносите три первых предложения из стихотворения «Телефон»:

«У меня зазвонил телефон кто говорит слон».

После того, как ученики отрицательно оценят чтение «малыша», предложите кому-то прочитать строки так, как он считает нужным. Обсудите, чем отличается услышанное чтение. Постарайтесь детское «малыш торопился», «ничего не выделял голосом» и т. п. уточнить: он не отделял голосом один «кусочек речи» от другого, а … (имя ученика)отделял.

Дайте задание: хором ещё раз сказать этот отрывок и послушать, сколько в нём таких «кусочков». Окажется, что их три.

Откройте новый секрет речи.

  • Наша речь состоит из небольших «кусочков», в каждом из которых всегда выражается какая-то мысль, а иногда ещё и какое-то чувство. Такие «кусочки» речи отделяются друг от друга небольшими остановками, паузами, что и помогает нам лучше понимать мысли. Каждый «кусочек» речи имеет своё название,

    это – предложение. Скажем хором новое слово.

  • Из чего же состоял отрывок, который мы произносили? Из трёх … (учащиеся хором договаривают).

– Когда мы с вами сейчас говорили предложения, то какой
речью пользовались? (Устной.)

  • Как вы узнали, что было сказано именно три предложения? (По голосу, по коротеньким остановкам.)

  • Но этот отрывок напечатан в книге. Его можно прочитать. И тогда это будет речь … (письменная). Как же в письменной речи показать, что одна мысль кончилась и начинается следующая?

Поскольку мы писать буквами ещё не умеем, давайте пока речь обозначим длинной чертой:А как показать, что речь делится на отдельные мысли? (Первоклассники предлагают прерывать чёрточку там, где кончается мысль.

)

Похвалив их за догадку, уточните, что в устной речи мысли отделяются друг от друга остановками,

паузами, а в письменной -тоже остановками, пробелами.

Попросите ребят на минуту задержаться на последнем слове, сказать его шёпотом самим себе и задуматься: от какого слова оно могло родиться, что означает? ( Белый – про-бел, белое место на бумаге.) Потом продолжите беседу.

– Чтобы помочь тому, кто читает, быстрее увидеть границы мыслей, люди придумали ещё один способ: обозначать начало и конец каждой мысли. Предложение начинается с большой буквы, а заканчивается одним из трех знаков: точкой, если мысль выражается спокойно, без особых чувств; восклицательным знаком, если в предложении есть не только мысль, но и чувство; вопросительным знаком, если задается вопрос.

I •(!?)

Далее нужно возвратиться к трём чёрточкам на доске и при коллективном обсуждении оформляете предложения. Три ученика (каждый в своём предложении) показывают, что нужны большие буквы (пририсовывают вертикальные чёрточки). Чтобы выбрать знак в конце, предложения снова произносятся.

-Сказать что на уроке письма предстоит учиться правильно записывать предложения чёрточками и Вы хотите предупредить: большая буква в начале предложения и знак в конце – это «опасные при письме места»: забудешь про них – читающий не поймёт, что одна мысль кончилась и началась другая. Чтобы помнить о таких «опасных местах», будем их подчёркивать.

Обсудите содержание картинки на с. 16 букваря. Попросив составить предложения, обратите внимание первоклассников на фигурку художника и вспомните, что подсказывает этот значок. Посоветуйте придумать, что говорят ребята, т.е. озвучить рисунок, составить предложение о хитром коте, соотнести со схемами.

– Какой схеме соответствуе мои предложения? (А кот тут как тут! Почему бы и ему не полакомиться?

Работа по учебнику на с.1

а) чтение предложений

б)соотношение их со схемами

в) нахождение опасных мест

4 Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

infourok.ru

Тема урока:”Знакомство с предложением” 1 класс

Тема урока : «ЗНАКОМСТВО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ».

1 класс.

Цели: обобщить знания детей о понятиях «слово» и «предложение». Учить составлять предложения по сюжетным картинкам, увеличивать(наращивать) предложение. Развивать навыки выделения из предложения слов по порядку; умение их подсчитывать. Знакомить детей со схемой оставления предложения, с его структурой. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, мышление.

Оборудование:

· Различные игрушки и «Чудесный мешочек»;

· Зеленые полоски, по 3-4 штуки на каждого ребенка;

· Мяч

· Три сюжетные картинки «Чем занимаются дети»

· Картинки-лото для игры «Четвертый лишний»;

· Тетради , простые карандаши.

Ход занятия.

1 . ИГРА «ДОБАВЛЯЛКИ»

Цель упражнения: развитие слухового внимания, развитие фонематического слуха.

Где обедал воробей? В зоопарке у …(зверей)

Ра-ро-ра – начинается…( ирга)

Ры-ры-ры – умальчиков…(шары).

Ро-ро-ро – У Раи новое …(ведро)

Ар-ар-ар – закипел наш …(самовар)

Ре-ре-ре – стоит домик на …(горе)

Арь-арь-арь 0 на стене висит …(фонарь)

Шу-шу-шу – я письмо …(пишу)

Ша-ша-ша – мама моет …(малыша)

Ло-ло-ло – на улице …(тепло)

– Что добавляли? (слова)

– все слова живут в волшебной стране Грамоте. А вот когда слова дружат между собой и становятся рядом, получаются предложения.

2.ОБЪЯСНЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО».

– слова предметы

Дети достают игрушки из «Чудесного мешочка» , пытаясь угадать их на ощупь, и называют.

– слова действия

Педагог изображает действия ( петь, плыть, нюхать, вышивать…) а дети отгадывают.

3. УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО СХЕМУ.

Потребуется: мяч , зеленые полоски по 3 – 4 штуки для каждого ребенка.

Предложения: «Мяч упал» ( Два слова: 1-..,2-..) –Две зеленые полоски

«Девочка поднимает мяч» (Три слова :1-.., 2-…, 3-…)- Три зеленые полоски.

Эмоционально-динамическая разминка

Поднимаем плечики, Симметричное поднимание и опускание плеч.

Прыгайте кузнечики,

Мы ногами –топ-топ, Имитация ходьбы

Мы руками –хлоп-хлоп, Хлопки

Мы плечами –чик-чик , Развести и свести лопатки.

Мы глазами –миг-миг. Быстрое моргание глазами.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ.

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Потребуется три сюжетные картинки «Чем занимаются дети?»

-выкладываем составленные предложения зелеными полосками.

5. ИГРОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ «ШИФРОВАЛЬЩИКИ»

Цель упражнения: закрепление умения выделять на слух слова из предложения.

Потребуется : тетради, простые карандаши.

-дети пишут в тетради только цифру, сколько слов в предложении.

«Раздался гудок» (2)

«Раздался сильный гудок» (3)

«Раздался гудок, поезд тронулся» (4)

6. ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ С ЗАГАДКАМИ.

– слушаем загадки, с отгадками придумываем предложение; подсчитываем, сколько в нем слов.

· Не лает, не кусает

А в дом не пускает. (замок)

· Бегут по дорожке

Доски да ножки. (Лыжи)

· Все идут, идут, идут,

А только с места не сойдут. (Час)

7. ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель упражнения: развитие логического мышления , умение классифицировать.

Можно использовать картинки или выполнить задание устно.

· Пила, молоток, рубанок, ложка.

· Голубь, грач, синица, курица.

· Самолет, грузовик, самосвал, экскаватор.

· Подосиновик, мухомор, подберезовик, опенок.

8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.


Автор: Агапова Елена Викторовна

pedportal.net

Урок 3. обучение грамоте. “Предложение.” УМК “Школа России”

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за работу!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Отвечают на вопрос учителя, выполняют движения

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учи-теля

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Постановка учебной задачи.

обеспечение мотивации и принятия учащимися цели

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Из чего состоит наша речь?

– Сегодня мы узнаем, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка “Теремок”

– Наша речь состоит
из предложений.

Слушают учителя

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний
и способов действий, связей

и отношений в объеме изучения

1. Предложение состоит из слов. Работа с сюжетным рисунком к сказке «Теремок» (учебник, с. 6)

2. Составление предложений по схемам (учебник, с. 6)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа по иллюстрации, рассказ учителя

– Вспомните начало сказки.

– Сколько слов вы слышите
в этом предложении.

– Какое слово первое? второе? третье? четвёртое?

– Из чего состоит предложение?

– Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.

Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.

– Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди?

– Как можно узнать, что предложение закончено?

– Стоит в поле теремок.

– Четыре.

– Предложение состоит из слов

– Это начало предложения.

– В конце предложения ставится точка

Выражают эмоции при работе с иллюстрациями из сказки и составлении предложений. Проявляют интерес к устному народному

творчеству русского народа

Коллективный, индивидуальный.

Устные ответы, рассказ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Декламируют стихотворение, выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

Коллективная.

Словесный.

Работа с иллюстрациями и схемами предложений, рассказ учителя

– Соотнесите схемы с рисунками. Составьте предложения по схемам. Как надо произнести последнее предложение? Почему?

Вытянул репку!

В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками.

Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения

С помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам.

– Стоит теремок.

– Лягушка носит воду.

Составляют простейшие предложения и моделируют их с помощью схем. Составляют предложения по заданным схемам. «Читают» предложения по схемам

Коллективный.

Составление предложений по схемам

multiurok.ru

Предложение. Слово. Слог – Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс – разработки уроков – авторские уроки – план-конспект урока

Урок 4

ТЕМА: Предложение. Слово. Слог.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся составлять предложения; определять в них количество слов;

• классифицировать слова, обозначающие животных, птиц и т. д.;

• научатся связной речи через высказывание по картинкам.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы учились с вами составлять предложения, отвечать на вопросы, вести беседу, составлять рассказы. А сегодня обратим внимание на слова, узнаем, какие они бывают по структуре.

 

2. Мотивация учебной деятельности

— Игра «Узнай сказку». В какой сказке небо синее, птицы страшные, реченька спасает детей? («Гуси-лебеди».)

Какую словесную картинку вы нарисовали бы к этой сказке? (Стоит яблоня…)

О ком говорится в сказке? Укажите схему.

Вспомните, о чём девочка просила печку? Составьте предложение. (Печка, печенька, спрячь меня!)

Сколько слов в этом предложении? Выполните схему. Укажите количество слов. Запишите схему. (Первое слово пишем с уголком, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. В конце предложения ставим точку.)

А вот песенка из другой сказки.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выглянул в окошко.

(«Кот, Петух и Лиса»)

 

3. Работа по теме урока

Справка для учителя

В практике мы часто используем методические рекомендации П. С. Жедек, описанные в работе «Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии». Томск. Изд. «Пеленг». 1992. С. 20-24.

«Слог — минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам. Ситуация моделируется в игре «На стадионе»: болельщики кричат: (шай-бу, ма-ла-цы)».

 

— С какими животными мы познакомились на прошлом уроке?

Назовите на картинке (с. 9) животных чётко и понятно. (Белка.) Назовите ещё диких животных.

Кто входит во 2-ю группу? Каких птиц ещё знаете?

Где живут эти птицы и животные? Звери и птицы попрятались, но нам очень хочется посмотреть на них. Давайте позовём их, как на футболе болельщики.

Дети хором произносят слово гусь. Учитель чертит схему на доске.

________________

Аналогично проходит работа со словом ёж.

— Произнесите слово белка. На сколько частей делится это слово? (Бел-ка. Схема делится на две части. )

Аналогично проходит работа со словом ворона.

Дети произносят части слова орфоэпически, чётко.

— Прочитаем это слово по схеме: 

Эти частички называются слогами.

Аналогично проходит работа со словом воробей.

— Что же такое слог? (Слог — это часть слова.)

Назовите, какие слова состоят из двух слогов? (Чайка, белка, барсук, ворон.)

 

Из трёх слогов? (Воробей, ворона).

Из скольких слогов могут состоять слова? (Из 1, 2… и более слогов.) Сделайте вывод. Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов.) На какие группы мы разделили этих представителей животного мира? (Птицы и звери.)

Назовите птиц. Зверей. (Чайка, ворона, гусь. Белка, волк.) Рассмотрите схемы под рисунками. На какие группы можно разделить эти предметы, рассматривая схемы слов? (На 3 — по количеству слогов.)

Назовите группы слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов. (Гусь, волк; чайка, белка; ворона, воробей.)

Как мы делили слова на группы по разным признакам? (Животных — на диких и домашних; на птиц и зверей. А можно разделить слова по количеству слогов.)

Отгадайте загадки, слова-отгадки запишите на доске в виде схемы, разделите их на слоги.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А метки ни одной.

(Ёж)

 

Через поле напрямик

Скачет белый воротник.

(Заяц)

 

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк?

(Белка)

 

Всё время стучит.

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

 

Сама пёстрая.

Ест зелёное,

Даёт белое,

Кто это?

(Корова)

 

Зверь я горбатый.

Но нравлюсь я ребятам.

(Верблюд)

 

Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осёл)

 

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

— Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой. Запишите название схемой.  (Колобок.) Укажите, сколько в имени главного героя слогов? (3 слога.)

Коллективный пересказ сказки с. 9.

— Рассмотрите иллюстрацию с. 10. О чём рассказывает художник? Куда приехала семья? (Семья приехала на дачу в гости.)

Кто встречает гостей? Составьте предложение про бабушку. (Бабушка радостно встречает внуков.)

Составьте и запишите схему этого предложения.

Первое слово этого предложения разделите на слоги.

Составьте предложение со словом дедушка. (Дедушка держит газету.)

Составьте схему. Слово разделите на слоги.

— Назовите всех членов семьи. (Дедушка, бабушка, мама, папа, внук, внучка, сын, дочь.) Запишите схемы этих слов с делением на слоги.

Учитель обращает внимание детей на то, что, учитывая родственные связи, на иллюстрации они видят несколько групп родителей и детей.

— Слово бабушка произнесите полностью: с интонацией «позвать», «спросить», акцентируйте ударный слог. Сколько в этом слове слогов? Какой из слогов слышится чётко, ясно, выделяется громче остальных? (ба-.)

Рассмотрите рисунки предметов (с. 10). Что общего в этих словах? (Они все состоят из трёх слогов.)

На какие группы можно разделить эти слова? (На группы с ударением на первый слог, на второй и третий.)

Что мы должны сделать сначала? (Записать схему каждого слова, поставить ударение.)

Дети работают со словами: машина, газета, кубики, составляют схемы, делят слова на слоги, ставят ударение.

— На сколько групп вы разделите эти слова? (На две.)

Теперь понятно, что просит сделать нас вопросительный знак? (Он просит рассказать, какие слова относятся к первой схеме, какие — ко второй.)

Какие же слова относятся к первой схеме? (Слова машина, газета, картина. Ударение падает на второй слог.)

Какие слова относятся ко второй схеме? (Слово кубики.)

Почему? (В этом слове ударение падает на 1 слог.)

Послушайте загадки, доскажите слово, подходящее по смыслу.

На доске появляются рисунки-отгадки, под ними дети составляют схему слова, делят его на слоги, ставят ударение.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это?

(Лиса)

 

На ветке не птичка —

Зверёк невеличка,

Кто же это?

(Белка)

 

4. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового узнали о словах? (Слово состоит из слогов; слогов может быть 1, 2, 3, 4…)

Объясните пословицу (с. 10). Оцените свою работу.

compendium.su

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Тема : Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Цель: закрепить умение писать изученные буквы, систематизировать знания учащихся о правилах написания имен собственных, обобщить и систематизировать знания учащихся о признаках предложения, развивать умения составлять предложения из слов; проверить умение устанавливать границы предложений в тексте, оформлять предложение на письме.

Формируемые УУД:

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения, обобщать .

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Ход урока

Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока, создать мотивацию к учебной деятельности

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Ручка, карандаши и тетрадка?

– Сейчас я произнесу слово, если оно начинается с гласного, то сядут девочки, а если с согласного – мальчики.

– Умницы! (Cадятся девочки)

– Молодцы! (Cадятся мальчики)

– Дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, мне. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

А девиз нашего урока таков :
Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре–

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

– Ребята, а какой у нас сейчас урок?

– Как вы думаете: почему важно уметь читать и писать?

– А если бы мы не умели писать? Что было бы?

– Ребята, очень давно наши предки не умели читать и писать. Они свои мысли и наблюдения изображали рисунками. Посмотрите, понятно ли вам, что хотели рассказать наши предки? (Показ наскальных рисунков)

– А всегда ли это понятно?

– А что мы делаем на уроке письма? (Изучаем буквы, пишем слоги, слова, предложения) А для чего мы выполняем эту работу?

2. Формулирование темы урока, постановка цели

Цель этапа: определить содержательные рамки урока ,принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия

( На доске записаны буквы о, а, у, ы, е, и, с, л, н, к, т, р, в, п )

– На какие группы можно разбить эти буквы?

Назовите гласные буквы.

– Назовите согласные буквы.

Скажите, будем мы знакомиться сегодня с новой буквой? Определите тему нашего урока. Чем будем заниматься?

-Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

(будем отрабатывать написание букв, учиться писать слова и предложения с изученными буквами.)

–Подумайте, написание каких букв мы будем сегодня повторять?
(гласных и согласных)
– Чем отличается гласный от согласного?
– Придумайте слово с буквой п, чтобы с неё начиналось слово.( пенал,
парта, Павел, песок).

– Составьте предложение с одним из этих слов.

3.Минутка каллиграфии.

Цель этапа: сформировать навыки написания изученных букв

– Запишите эти буквы в тетрадь

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!


4. Актуализация необходимых знаний

Цель этапа: дальнейшее успешное усвоение знаний, осуществлять поиск нужной информации, использовать модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме

Игра « Собери предложение».
Прикрепить на доске 2 схемы предложений. Ученики составляют предложение с соответствующим количеством слов..

– Давайте вспомним признаки предложения.

– Из чего состоят предложение? ( Из слов.)

– Как связаны слова в предложении? ( По смыслу.)

– Что выражает предложение? ( Законченную мысль.)

– Что надо знать, чтобы правильно записать предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

– Составьте из слов (папа, купил, Пете, торт )предложение.

– Подставьте слова в подходящую схему.

– Запишите это предложение.

4. Первичное закрепление

Цель этапа : владеть основами смыслового чтения текста, использовать модели, схемы, развивать способность к самооценке, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Карточки О.Н.Крыловой с.27( взаимоконтроль)

5. Физкультминутка.

Цель этапа: смена вида деятельности

6. Работа с текстом учебника
Цель этапа : владеть основами смыслового чтения текста, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения, обобщать .

– Давайте вспомним, что такое предложение. Назовите все признаки предложения.

1. Предложение содержит законченную мысль, все слова связаны по смыслу.

2.Начало предложения пишется с заглавной буквы.

3. В конце предложения ставится или точка, или вопросительный знак, или восклицательный знак или многоточие.

– Сколько получилось предложений?

– Как вы догадались? (Сосчитали заглавные буквы и слова, после которых стоят точки, т. е. нашли начало и конец предложения.)

Спишите первое предложение.

7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Работа над предложением.

Цель этапа : допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Конкурс « Ералаш».

– Что такое « ералаш»?

Ералаш–беспорядок, путаница.

Задание:. Надо разложить слова так, чтобы каждое слово оказалось на своём месте, по смыслу написанного.

Где рос кактус? Кактус рос у Тараса.

Что купили Пете? Пете купили пенал.

Что пила киска? Киска Мурка пила молоко.

Что варила мама? Мама Ира варила суп.

8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа : формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.


Что мы сегодня делали на уроке?

Что вы знаете о предложении?
Что запомнилось больше всего?

infourok.ru

Технологическая карта урока 1 класс обучение грамоте “Деление предложения на слова”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

С.Лебедевка Краснокутского района Саратовской области

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема: Деление предложения на слова.

Предмет: обучение грамоте.

Класс: первый.

Тема урока: Деление предложения на слова.

Цель: Учить выделять слова в предложении.

Задачи: повторить понятия устная речь, предложение, слово;

развивать умение правильно строить предложение, выделять в нем слова;

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Звенит звонок все громче, все сильней.
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь, распелся соловей?
Не соловей – уроки начинаются!

Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию.

2.Постановка учебной задачи

  1. Отгадывание загадок.

Зимой беленький, Зубастый, мохнатый,
Летом серенький, Есть начнёт –
Никого не обижает, Песенку поёт.
Сам всех боится.
(Заяц). (Кот, кошка).

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собою унесла.
(Лиса).
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь).
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
(Ёж). Русская.
Маленький шарик,
Под лавкой шарит.
(Мышь).

  1. -Как назовем, одним словом, всех кого мы назвали?

– Когда мы говорим что это?

-Почему она называется устной?

-Что можно выделить в устной речи?

На доске животные из загадок под ними полоски.

-Что обозначает полоска под животным?

-На предыдущем уроке мы познакомились с тем, что предложение состоит из …?

-Можно ли менять слова в предложении как хочется?

-Кто догадался, какая тема нашего урока? (Слово, предложение).

Познавательные: осуществление поиска выделение необходимой информации (работа с иллюстрациями)

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

3.Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику.

– Рассмотрите иллюстрацию ст.10. Что на ней изображено?
– Какое у всех настроение?
-Чем заняты животные?

-Перечислите животных.

-Какое животное лишнее?

-Кто за кем бежит?

-Кто бежит первым? последним?

-Между котом и ежом?

-Перед мышкой?

-После кота?

Выделяем предложение:

– Так чем заняты животные?

Дети: Животные соревнуются.

-Сколько слов в этом предложении?

-Давайте обозначим. (На доске, и дети у себя на столе, выкладывают две полоски.)

Аналогичная работа с предложением – Самый быстрый заяц.

-Кто самый быстрый?

-Выложите столько полосок сколько слов в этом предложении.(Самостоятельно с последующей проверкой).

Аналогичная работа с предложением – Последним бежит ёжик.

-Кто бежит последним?

-Выложите столько полосок сколько слов в этом предложении.(Самостоятельно с последующей проверкой).

Познавательные: осуществление поиска выделение необходимой информации (работа с иллюстрациями)

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке.

4.Динамическая пауза.

Зайка маленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть.

Вот так, вот так,

Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так.

Надо зайке поскакать.

5.Первичная проверка понимания.

2. Игра «Составь предложения».
Учитель приглашает к доске по 3–5 ученика, в зависимости от количества слов в предложении. На ухо каждому ребенку учитель говорит слово из предложения. Дети в произвольном порядке называют свои слова, класс слушает и объясняет, получилось предложение или нет, как надо переставить ребят-слова.
Например:
– Ежик бежит последним.

– Самая маленькая мышка.

-Лесные заяц, лиса, медведь животные.

Повторяем вывод: предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении стоят в определенном порядке. Слова в предложении связаны по смыслу.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

6.Первичное закрепление.

Выявление сходства и различий в объектах. Сравнение изображений животных.

Ст.10-11.

Найти различия в одежде животных. Обратить внимание на костюм, расцветку, фасон.

Начать можно с конца с ежика. Проговариваем результат сравнения каждой пары.

-Сначала у ежика не было цветочка в колючках, а на другом рисунке есть и т.п. (Дети проговаривают предложением)

Познавательные: осуществление поиска выделение необходимой информации

7.Рефлексия.

IV. Итог урока.
– Что вы научились делать сегодня на уроке?

-Что понравилось?

-Что вызвало затруднение?
– Что выражает предложение? (Предложение – это единица речи.)

– Из чего состоит предложение?

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *