Звуки и буквы русского алфавита
Гласные буквы: 10 а о у и ы э е ё ю я
Гласные звуки: 6 [а о у и ы э]
Йотированные буквы: 4 е ё ю я
Звуки йотированных букв:
– в начале слова, после мягкого и твердого знака, после гласной буквы: 2 звука
Е- [й’ э]
Ё – [й’ о]
Я – [й’ а]
Ю – [й’ у]
– после согласной буквы6 1 звук + мягкость согласному перед собой
Е – ‘ [э]
Ё – ‘ [о]
Ю – ‘ [у]
Я – ‘ [а]
Гласные первого ряда: а о у э ы
Гласные второго ряда: я ё ю е и
Согласные буквы: 21 б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ
Согласные звуки:
мягкие [‘] – перед мягким знаком,
– перед гласными второго ряда
Всегда мягкий: [ч’ щ’]
твердые – перед гласными первого ряда,
– без гласного,
– перед согласным.
Всегда твердый: [ц ш ж]
Парные звонкие и глухие:
Звонкие – Б Б’ З З’ В В’ Г Г’ Д Д’ Ж
Глухие – П П’ С С’ Ф Ф’ К К’ Т Т’ Ш
Непарные звонкие (сонорные или самые звонкие): м л н й’ р
Непарные глухие: ц ч щ
nsportal.ru
Тема: Буквы, звуки, алфавит.
Тема урока: обобщение по теме: «Буквы, звуки, алфавит».
Цели урока: наблюдать за образованием согласных звуков; правильно произносить согласные звуки;
учить различать в слове согласные звуки по их признакам; определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки; наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки; формировать орфографическую зоркость;
ввести в активный словарный запас учащихся термин «согласный звук»;проверить у учащихся навык пользования алфавитом.
Развитие: умение определять количество букв и звуков в слове; умение дать звукобуквенную характеристику слова;
повторить знание словарных слов; развивать речь, внимание, мышление;
воспитывать аккуратность при письме, любовь к животным.
Оборудование: книга, лента букв, тетрадь.
Ход урока.
I.Психологический настрой.
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.
II. Повторение «Игра счастливый случай.»
«Заморочки из бочки»
а) В русском алфавите:
33 буквы;
42 буквы;
10 букв. ( правильный ответ 33 буквы)
б) Прочитай предложение. Сколько раз встречается слог –ку- ?
Кукушка кукушонку купила капюшон. ( предложение записано на доске)
6 раз;
4 раза;
5 раз. ( правильный ответ 6 раз)
в) Сколько букв в слове «Алфавит»?
1) 6 букв;
2) 7 букв;
3) 8 букв. ( правильный ответ 7 букв)
г) Сколько гласных букв в слове «Алфавит»?
1) 2 буквы;
2) 4 буквы;
3) 3 буквы. ( правильный ответ 3 буквы)
д) Сколько согласных букв в слове «Алфавит»?
1) 3 буквы;
2) 4 буквы;
3)2 буквы. ( правильный ответ 4 буквы)
III.Сообщение темы и цели урока
Работа по учебнику стр. 19 Устно правило разбор
У-37
Назвать нарисованные предметы. Разбор
-Сколько в слове букв?
-Сколько в слове звуков?
– Чем отличаются звуки и буквы?
– Какие из слов являются словарными и их написание мы должны запомнить, потому что безударную гласную в них проверить нельзя?
– При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
– А из чего состоит каждый согласный звук? (Произносится каждый звук и делается вывод)
– Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.
Как отличить согласный звук от гласного? | |
Гласные звуки | Согласные звуки |
Гласный звук состоит только из голоса. | Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса. |
При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград. | При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). |
Гласный звук образует слог. | Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком. |
IV. Работа по теме урока.
Работа в тетради У-38
Выполнить задание
У-39 –Заменить гласную…Сделать вывод….
У-40 Устно
Определить какой звук заблудился?
V. Физ.минутка
VI. Закрепление. У-41 выполнить задание. В тетради, у доски с комментированием.
VII. Рефлексия. Выставление оценок за урок.
– Чем занимались на уроке? – Что нового узнали на уроке?
– Что вам больше всего понравилось выполнять? – Что лучше всего получилось?
– Какое из заданий вам показалось наиболее интересным? – Какое задание у вас вызывало трудность выполнения?
– Аккуратно ли выполнили работу в тетради? – Кто из детей был активен на уроке ?
– Какими результатами своей работы довольны?
Д.З. стр19 правило Упражнение-43
infourok.ru
Этот наглядный материал поможет Вам в работе с 1 классом.
nsportal.ru
После изучения всех букв русского алфавита в 1 классе детям предлагается выполнить творческий проект буквы. Любимой буквой первоклассников является буква А.
Сделать проект можно в виде презентации или красочно оформить на листах формата А4 на компьютере или нарисовать карандашами и красками.
Скачать примерный проект про букву А для 1 класса в формате Word
Приводим примеры страниц проекта.
Так можно оформить титульный лист проекта “Моя любимая буква”
Страница – на что похожа буква А. Обычно в подобных работах присутствует такой материал.
В проект можно включать различную информацию: стихи, скороговорки, загадки, ребусы, физминутки, пословицы и поговорки, крылатые выражения
Веселые стихи
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Загадки
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи
Что за месяц подскажи?
(Август)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль, автобус)
Посмотрите, дом стоит
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.(Аквариум)
Скороговорки
У Аграфены и Арины
Растут георгины.
Алеша Ульяне
Сигнал подает,
Ульяна услышит
Алешу найдет.
Буква А, где тетя Аня?
Дочку Аню парит в бане.
Баня Аню прогревает,
Аня баню обожает.
Пословицы и поговорки
Азбука – к мудрости ступенька.
Аккуратность человека красит.
Крылатые выражения
Америку открывать – говорить, объявлять о том, что всем давно известно.
Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место у кого либо. (Из греческого мифа об Ахиллесе, тело которого было неуязвимо, за исключением пятки, за которую его держала мать, богиня Фетида, погружаю в чудодейственную священную реку Стикс. Именно в эту пятку и был смертельно ранен Ахиллес стрелой Париса).
Физкультминутка
А – начало алфавита.
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Дети становятся широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка. Темп постепенно убыстряется.
Страничка ребусов с буквой А
Смотрите также:
ucthat-v-skole.ru
Проект “Буквы своими руками” могут выполнить даже первоклассники. Дети выбирают ту букву, которая им больше нравится и “украшают” её. Эти картинки которые дети изготовили своими руками могут быть использованы на уроках чтения, письма, русского языка, а также при выполнении проекта на тему “Моя любимая буква”. Это может быть рисунок, поделка из пластилина, аппликация и т. п.
Творческий проект “Буква своими руками”
Каждому из детей на уроке учитель может задать выполнить красивую букву алфавита. Может быть это и своя любимая буква или несколько букв, которые изучили на уроке в 1 классе.
Цель проекта: создать детский алфавит своими руками.
Задачи проекта: 1. Познакомить с начертанием букв алфавита
2. Вовлечь в активный познавательный творческий процесс
3. Развивать образное мышление и творческое воображение
4. Воспитывать интерес к русскому языку
Мы предлагаем варианты оформления букв русского алфавита.
Букву можно украсить кружочками, получаемыми при пробивании бумаги дыроколом или конфетти. Чтобы получилось нарядно и красиво, используйте фольгу или бархатную цветную бумагу.
Саму букву можно нарисовать, скопировав изображение в любом из понравившемся шрифте WORD . Предложить ребёнку разукрасить её и по контуру наклеить бисер.
Эту аппликацию можно выполнить с помощью дырокола фигурного с насадками. Это могут быть бабочки, снежинки или цветочки. Они служат для украшения ваших изделий. Его можно купить в Fix-price или в интернет-магазине.
Эту букву можно выполнить из геометрических фигур. Но для этого сначала нужно изобразить контур буквы и разрезать его произвольно на несколько фигур. Здесь пригодится цветной картон или цветная бумага.
Букву можно сделать из крупы. Надо взять крупу разного цвета. Это может быть рис и гречка, пшено и гречка и др. Более тёмную крупу приклеивайте по контуру, а светлые зёрнышки в центре, заполняя всё пространство внутри буквы.
Эту букву украсили самодельными снежинками. Их можно вырезать из салфеток и цветной бумаги. Снежинки можно наклеить одну на другую, чтобы казалась объёмной.
Букву можно сделать из ваты. Наклейте кусочки ваты, обведите контур гуашью. А затем, макая кисточку в разноцветную гуашь, примакиванием опускайте на вату. Получается объёмная цветная буква.
Букву можно украсить цветочками. Это могут быть ромашки с разноцветными лепестками или любые другие цветы, которые ребёнок умеет рисовать.
Эта буква сделана из шариков, выполненных из разноцветных салфеток. Отрываете небольшой кусочек салфетки и пальцами скатываете шарик. Сначала лучше накатать много шариков, а потом приклеивать их по контуру буквы, нарисованной детьми.
Букву можно сделать из ватных шариков. Небольшие кусочки ваты скатать в шарик и приклеить на цветной картон. Затем гуашью разукрасить полученную букву.
Букву можно оформить в виде буквицы. Буквица – это первая буква начального слова книги, главы,
Букву можно украсить цветами, которые ребёнок умеет рисовать.
Буквы, сделанные своими руками, можно использовать в других проектах. Например, “Моя любимая буква”
Смотрите также:
ucthat-v-skole.ru
После изучения всех букв русского алфавита в 1 классе детям предлагается выполнить творческий проект буквы. Любимой буквой первоклассников является буква А.
Сделать проект можно в виде презентации или красочно оформить на листах формата А4 на компьютере или нарисовать карандашами и красками.
Скачать примерный проект про букву А для 1 класса в формате Word
Приводим примеры страниц проекта.
Так можно оформить титульный лист проекта “Моя любимая буква”
Страница – на что похожа буква А. Обычно в подобных работах присутствует такой материал.
В проект можно включать различную информацию: стихи, скороговорки, загадки, ребусы, физминутки, пословицы и поговорки, крылатые выражения
Веселые стихи
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла….
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой А дружить опасно.
(было рыбки – стало рыбаки)
Загадки
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи
Что за месяц подскажи?
(Август)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(Автомобиль, автобус)
Посмотрите, дом стоит
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.(Аквариум)
Скороговорки
У Аграфены и Арины
Растут георгины.
Алеша Ульяне
Сигнал подает,
Ульяна услышит
Алешу найдет.
Буква А, где тетя Аня?
Дочку Аню парит в бане.
Баня Аню прогревает,
Аня баню обожает.
Пословицы и поговорки
Азбука – к мудрости ступенька.
Аккуратность человека красит.
Крылатые выражения
Америку открывать – говорить, объявлять о том, что всем давно известно.
Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место у кого либо. (Из греческого мифа об Ахиллесе, тело которого было неуязвимо, за исключением пятки, за которую его держала мать, богиня Фетида, погружаю в чудодейственную священную реку Стикс. Именно в эту пятку и был смертельно ранен Ахиллес стрелой Париса).
Физкультминутка
А – начало алфавита.
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Дети становятся широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка. Темп постепенно убыстряется.
Страничка ребусов с буквой А
Смотрите также:
ucthat-v-skole.ru
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Загрузить презентацию (15,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: обучение чтению на основе закрепления наиболее общих закономерностей устройства и функционирования графической системы русского языка.
Задачи.
Учебные: усвоение форм и последовательности печатных буквенных.
Обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).
Формирование потребности и мотивации чтения.
Воспитательные: воспитание сознания чутко воспринимающего мир: развитие способности получать эстетическое удовольствие от литературных текстов; обучение эмоциональной передаче характера произведения.
Развивающие: расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).
Оборудование:
общеклассное: компьютер; интерактивная доска SMART Board; мультимедийный проектор; электронное приложение к уроку, разработанное в редакторе PawerPoint;
индивидуальное: учебник “Азбука” авт. Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец, карточки с буквами, карточки с заданиями, счётные палочки, цветные карандаши, “веры” с буквами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
– А запомнить и вспомнить нам сегодня предстоит очень много. Поэтому сразу давайте послушаем первое задание.
2. Актуализация знаний учащихся. (Cлайд 2)
Закрепление знания форм печатных буквенных знаков и их названия.
Прослушивание, анализ, отгадывание загадки.
Чёрные, кривые,
От рождения немые,
Станут в ряд –
Сразу заговорят. (Буквы)
Игра “Конструирование букв”. (Cлайд 3)
(О – П – Н – Е – Ь – Б)
– Возьмите шесть счётных палочек и составьте из них букву О.
– Переместите 1 палочку, чтобы получилась буква Н.
– Переместите 2 палочки так, чтобы получилась буква Е.
– Переместите 1 палочку, чтобы получить букву Ь.
– Положите ещё 1 палочку, чтобы получилась буква Б.
3. Постановка проблемы; формулирование темы урока.
Составление слова из данных букв. (Cлайд 4)
– Давайте сделаем так, чтобы заговорили эти буквы: составим из них слово и узнаем тему урока. (Алфавит)
– На уроках я неоднократно употребляла это слово, но не давала ему чёткого определения. Кто может сказать, что такое алфавит, из чего он состоит?
Вывод 1: алфавит – это буквы. (Cлайд 11)
Игра “Волшебные превращения”. (Cлайд 5)
– Вы изучили “Азбуку” и знаете теперь все буквы русского алфавита. Поэтому следующее задание не должно составить для вас большого труда.
– Вспомните буквы, в состав которых входят овалы и допишите на карточке с заданиями недостающие элементы, чтобы овалы превратились в буквы. (а Б В Р Ф Ъ Ы Ь Ю Я)
– Можно назвать эти буквы алфавитом? Почему нет?
– Сколько букв в русском алфавите?
Вывод 2: алфавит – это все буквы. (Cлайд 12)
Закрепление знания последовательности букв русского алфавита. (Cлайд 6)
– Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку. И этот порядок вам уже знаком.
– Какие буквы спрятались за шорами в своих квартирах?
– Соедините точки, обозначенные буквами в алфавитном порядке (“Азбука” с.37)
Вывод 3: алфавит – это все буквы, расположенные по порядку. (Cлайд 13)
4. Открытие новых знаний.
Знакомство с историей русского алфавита, алфавитами других языков. (Cлайды 7, 8, 9, 10)
– Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.
Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.
Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от дублирующих друг друга букв.
И вот уже почти 100 лет мы пользуемся привычным нам алфавитом.
Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяла “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему?
Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.
Давайте теперь вспомним, проанализируем всё сказанное выше и сформулируем вывод о том, что такое алфавит.
Вывод 4: алфавит – это все буквы языка, расположенные по порядку. (Cлайд 14)
5. Вторичное закрепление. (Cлайд 15)
Составление слова по первым буквам названий предметов, изображённых на картинках.
– Рассмотрите рисунки на слайде.
– Выделите первый звук в каждом слове, дайте ему характеристику, обозначьте соответствующей буквой. Прочтите полученное слово. (Весна)
Музыкальная физминутка.
Начало весны – пора замечательного праздника. Праздника наших мам. Слово мама – одно из самых любимых на земле.
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе свою маму…
Стоит только подумать о маме и на душе сразу становится легко и радостно. Почувствуйте тепло её улыбки, улыбнитесь ей в ответ…
Откройте глаза.
Слушание, анализ, выразительное чтение стихотворения В.Берестова “Читалочка”. (Cлайд 16)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
6. Первичный контроль.
Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. (Cлайды 17, 18)
– Расположите слова, обозначающие предметы, которые вы видите на слайде, в алфавитном порядке.
Вывод 1: чтобы расположить слова в алфавитном порядке, надо выделить в них первую букву.
– Разгадайте ребусы. Расположите полученные слова в алфавитном порядке. (Валя, Вера, Вова)
– С какой проблемой вы столкнулись? Как её разрешить?
Вывод 2: если в словах первая буква одинаковая, то необходимо выделить следующие буквы, чтобы расположить данные слова в алфавитном порядке.
7. Итог урока.
Чтение и анализ пословиц о пользе чтения. Слушание С. Маршака. (Cлайд 19)
Азбука – к мудрости ступенька.
Кто много читает, тот много знает.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!
Список литературы
6.05.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai