1 урок по русскому языку в 11 классе – План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: Урок русского языка 11 класс | скачать бесплатно

Первый урок в 11 классе по русскому языку УМК любой “Вводный урок. Экология русского языка”

Комбинированный, интегрированный, с элементами исследовательской работы учащихся, урок комплексного развития речи с использованием ИКТ. Урок содержит повторение грамматического материала из русского языка, решает задачи развития речи. Он построен на интеграции, которая позволяет показать проблему экологии языка во всём её многообразии, с привлечением научных знаний, литературы, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления.

Интегрированный урок позволяет сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
Урок актуальный, так как каждое задание требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Результативность урока определяется умением обучающихся использовать разные способы аргументации для построения текста-рассуждения на основе исходного текста.

© Величко Ирина Леонидовна Величко Ирина Леонидовна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать Первый урок в 11 классе по русскому языку УМК любой “Вводный урок. Экология русского языка” категории Русский язык 11 класс бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является презентация, конспект.



Скачать материал 6.7Mb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!

easyen.ru

План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: Конспекты уроков русского языка в 11 классе. | скачать бесплатно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе “Гимн русскому языку”

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах….

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении”

Урок русского языка в 11 классе по теме “Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении”. На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани…

Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Данный урок – закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр…

План-конспект урока русского языка в 11 классе “Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского “Язык и природа”

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно…

План- конспект урока русского языка в 11 классе “Виды связи слов в словосочетании”

Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания н…

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме “Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи”.

Цель урока:Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной реч…

Конспект урока русского языка в 11 классе в условиях реализации ФГОС по теме “Виды сложноподчинённых предложений”

Урок русского языка в 11 классе по теме “Виды сложноподчинённых предложений (подготовка к ЕГЭ)” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития ЗУН.Форма ур…

nsportal.ru

Урок-игра по русскому языку в 11 классе “Культура речи. Нормы русского литературного языка”

Цели урока:

1) Раскрыть значение культуры речи.

2) Усвоить понятие “норма современного русского языка”.

3) Закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную.

4) Формировать навык в использовании нормированной речи.

5) Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка.

6) Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

Оборудование: компьютер, проектор;мультимедиа-презентация игры «Самый умный»; раздаточный материал с тестами.

Эпиграф к уроку:

«Для интеллигентного человека
дурно говорить так же неприлично,
как не уметь читать и писать».
А. П. Чехов

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя:

Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается. Исследователи русского языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в нашей стране:

1) отступления от норм русского литературного языка, вульгаризация русской речи;

2) воздействие на русский язык американского варианта английского языка, что отражается в СМИ, рекламе, массовой культуре.

Все это может привести к разрушению языка. Чтобы не дать нашему языку деградировать и исчезнуть, мы должны заботиться о нем, соблюдая речевые нормы.

Тема нашего урока сегодня: «Культура речи. Нормы русского литературного языка».  Целью нашего урока является – обобщить и закрепить ваши знания по различным разделам языкознания, связанным с речевыми нормами – орфоэпией, лексикой, словообразованием, грамматикой – морфологией и синтаксисом. А работать мы будем в форме любимой вами игры «Самый умный».

Класс делится на 5 команд, каждой соответствует определенное цветовое обозначение (оно необходимо для подсчета баллов и для игры во 2 туре по цветным ячейкам): красный, синий, желтый, голубой, розовый.

В начале игры команды отвечают на задание «Дешифровщик». Таким образом определяется порядок выступления команд. В первом туре команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Во втором туре порядок участия команд определяется по количеству баллов первого тура. Каждому цвету ячеек соответствует определенный раздел: красный – орфоэпические нормы, синий – лексические нормы, желтый – словообразовательные нормы, голубой – морфологические нормы, розовый – синтаксические нормы. Команды выбирают ячейки своего цвета (за правильный ответ – 1 балл, за ответ на вопрос соперника – 2 балла). 

2. «Самый умный». 1 тур

  1. Какая речь считается правильной? Речь, в которой соблюдены нормы литературного языка. 
  2. Что такое литературный язык? Общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.
  3. Что такое нормы литературного языка? Общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.
  4. Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации?  Орфоэпические
  5. Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением?  Лексические
  6. Какие нормы русского языка отражают правила образования слов?  Словообразовательные
  7. Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи?  Морфологические
  8. Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений? Синтаксические
  9. Произнесите правильно слово ДИСПАНСЕР  диспансе’р [сэ]
  10. В каком слове ударение падает на второй слог: КИЛОМЕТР  ПОЗВОНИМ ХОДАТАЙСТВО?  ходАтайство 
  11. Расставьте ударение в словах: БАЛОВА′ТЬ МАРКИРОВА′ТЬ ПРЕМИРОВА′ТЬ
  12. В каком случае синоним подобран неверно:
    1) ринуться – устремиться
    2) ревизия – пересмотр, изменение
    3) превратный – решающий, поворотный 
  13. Какая норма нарушена в следующих примерах: стадо зайцев, под гнетом гуманности, костяной тип мышлениялексическая
  14. Исправьте ошибку в предложении «Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова». Вследствие (из-за) наводнения…
  15. Какая норма нарушена в следующих примерах: описывание характера, продажничество, беспросветсловообразовательная
  16. Исправьте словообразовательные ошибки: подчерк, уклонство, полность
    Почерк, уклонение, полнота
  17. В каком из примеров нарушена морфологическая норма:
    1) черная вуаль
    2) царящиеся порядки   ˅
    3) красивейший цветок
  18. Исправьте грамматическую ошибку в предложении «Сегодня она пела более лучше, чем вчера».  Пела лучше…
  19. Выберите правильный вариант продолжения предложения:
    Уезжая с дачи,
    1) все двери были заперты.
    2) родители закрыли все двери.   ˅
  20. Исправьте ошибку в предложении «Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым».  Когда она вышла замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

«Самый умный». 2 тур
1. В каком слове ударение падает на первый слог?

понявший

брала

свекла    свЁкла

2. В каком предложении выделенное слово употреблено в несвойственном ему значении?

1) Чукотка издавна считается традиционной ЖИТНИЦЕЙ народов Севера.

2) Средства массовой информации ДИСКУССИРУЮТ о президентских выборах.
3) Мои друзья-однокурсники считались наиболее активными ЗАЧИНЩИКАМИ добрых традиций и интересных дел.  ˅

3. Найдите и исправьте словообразовательную ошибку в предложении:

“Музыка помогает человеку почувствовать всё очаровательство природы”.  (очарование)

4. Найдите и исправьте морфологическую ошибку:

«В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора».

договорЫ

5.  В каком слове ударение падает на второй слог?

засветло

некролог

модерновый      модЕрновый
6.  Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок:

1) Он не преступник, он стал несчастным жертвой обстоятельств.

2) Цветок быстро увянул.

3) Книга открыта на пятисот пятой странице.    ˅   

7. Какие предложения построены неправильно:

1) Посмотрев в глаза дочери, мама всё поняла.

2) Беседуя с другом, ему позвонили.           ˅

3) Уехав в другой город, его мечта не изменилась.          ˅

4) Заметив друзей, мы подошли к ним.

8. В каком примере неверно указано лексическое значение?

1) Изразец – плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей.
2) Фатальный – нужный, насущно необходимый.       

˅

3) Позерство – привычка гримасничать.

9. Исправьте словообразовательную ошибку в предложении:

«С детства у нее были приклонности к музыке». (наклонности)

10.В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?

1) Приобретённый абонемент стоил очень дорого.

2) Завтра я планировал получить заказанный абонемент, а потом пойти в школу.

3) Сергеев вообще был абонементом добросовестным, вовремя платил за телефон.   ˅

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) упрочЕние             2) красивЕйший

3) создалА                 4) протОренный

12. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) КОМАНДИРОВАННЫЙ в соседнюю страну спецпредставитель ООН встретился с министром иностранных дел.

2) Письмо было доставлено АДРЕСАТУ через 14 дней.

3) Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.             величавая

13. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дозвонИтся             2) красИвее

3) каталОг                    4) сОзыв

14. Исправьте грамматические ошибки в следующих примерах:

1) С ихней девочкой                     с их

2) Красивые торта                        торты

3) К восьмиста ученикам             восьмистам

15. В каком примере не допущена словообразовательная ошибка:

1) общественный устрой

2) просторечные слова   ˅

3) оплошки героев

4) проявлять упорность

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) Около восьмисот человек

2) Эти ягоды слаще

3) Ложите на полку         ˅ (кладите)

4) Обоих деревьев

17. В каком предложении допущена словообразовательная ошибка?

1) Надо понять, что все это не зря делалось.

2) Бороться с нахальством трудно. 

3) Вызывает уважение неколебимость характера героев.     ˅  (непоколебимость)

4) Взяточничество – бич нашего времени. 

18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) Говорили о вас

2) Моложе брата

3) Более пятидесяти рублей

4) Рисунок более красивее    ˅

19. Укажите пример с грамматической (синтаксической) ошибкой:

1) Рецензия на книгу должна быть сдана через два дня.

2) В сочинении было хорошо описано про характеры героев.     ˅

3) Трудно иметь дело с человеком, про которого известно, что он настоящий ханжа.

20. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) ГОРДЫНЯ за свой народ, за свою землю помогала нам выдержать самые тяжелые испытания.    (гордость)

2) Многие современные школьники думают, что дворяне вели ПРАЗДНУЮ жизнь.

3) В ходе расследования установлены ЕДИНИЧНЫЕ  факты продажи поддельной продукции.

21. Укажите предложение без грамматической (синтаксической) ошибки:

1) Прочитайте списки абитуриентов, успешно сдавших экзамены.   ˅

2) Старшеклассники интересуются и посещают дни открытых дверей в вузах.

3) Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма. 

22. Исправьте словообразовательные ошибки:

1) По асфальтной дорожке;          асфальтовой

2) Главной чертой России всегда было чинопочитательство;        чинопочитание

3) Испытал стыдство за бедный вид матери.              стыд

23. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Вернувшись из путешествия,

1) нам рассказали много интересного.

2) друга ждали новые заботы.

3) друг рассказал нам много интересного.          ˅

4) книга была закончена.

24. В каком слове ударение падает на первый слог?

банты     ˅ бАнты

верна

дефис

сироты

25. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Осознавая свои ошибки,

1) это обогащает опыт каждого.

2) может обнаружиться неожиданное решение.

3) накапливается жизненный опыт.

4) человек не повторит их в дальнейшем.   ˅

3. Анализ допущенных учащимися ошибок. Работа над ошибками.

4. Выполнение тестовых заданий (задания типа А1-А5 ЕГЭ).

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок в журнал и дневники.

6. Домашнее задание: в сборниках типовых тестовых заданий прорешать задания А1-А5; повторить стили речи и их особенности.

P.S. Приложения можно скачать здесь:

Презентация «1 тур и дешифровщик» – http://www.docme.ru/doc/864277/samyj-umnyj-kul._tura-rechi-1-tur-i-deshifrovshhik

Презентация «2 тур» – http://www.docme.ru/doc/864279/samyj-umnyj-kul._tura-rechi-2-tur

 

open-lesson.net

Урок русского языка в 11 классе по теме

Тема: Текст и его структура. 11 класс

Учитель русского языка МБОУ СОШ №13

О.В.Посошкова.

Цели урока: 1. изучить признаки текста как языковой единицы, структурные средства связи между предложениями в тексте.

2. развивать навыки аналитической работы с текстом, языковое чутьё, грамотную и последовательную речь.

3. воспитывать интерес к родной культуре и родному языку, толерантность и умение слушать собеседника при организации коллективной деятельности.

Оборудование: презентация, раздаточные карточки.

Продолжительность: 90 минут.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  1. Мотивация учащихся и заявка темы учебного занятия.

  1. «Заблудившееся предложение» (задача – восстановить правильный порядок предложений в тексте). Приложение №1.

Вы согласны с утверждением, что это действительно текст? Приведите аргументы.

  1. Дидактическая игра «верю – не верю». Выразите свое согласие или несогласие со следующими утверждениями:

1)Текст – это записанная речь.

2)Текст – это несколько предложений, объединенных одной темой.

3)Текст – это понятие, относящееся как к устной, так и к письменной форме речи.

4)Текст может быть представлен монологом и диалогом.

5)Текст обязательно должен иметь заголовок.

6)Тема текста всегда выражена в его заголовке.

7)Текст может содержать в себе описание, повествование и рассуждение.

8)Текст характеризуется строгим порядком слов.

Оперативная проверка ответов ( на слайде).

  1. Актуализация нового учебного материала.

Итак, мы мобилизовали все имеющиеся у нас на сегодня знания и представления о тексте. Пора узнать больше. Для начала давайте составим определение к понятию «ТЕКСТ». После формулировок, предложенных учащимися, записываем общую:

ТЕКСТ – это записанная речь, состоящая из предложений, которые объединены общей темой и структурными средствами связи.

Что в данной формулировке требует пояснения?

ТЕМА –это предмет (понятие или событие), которому посвящен текст. Другими словами, это основное содержание описания, повествования или рассуждения, изложенного в тексте. Тема может быть выражена в заголовке текста. Общая тема определяет смысловую связь предложений. Каждое из них соответствует ей, раскрывает ее. Тема связана со смысловой структурой текста.

МИКРОТЕМА – наименьшая составная часть общей темы.

АБЗАЦ – предложения, сгруппированные вокруг микротемы.

СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА обычно состоит из трех частей: вступление, основная часть, заключение. Вступление вводит в тему сообщения, основная часть ее раскрывает, заключение – обобщает.

Практическое задание (один работает у доски, остальные в тетрадях).

Записываем под диктовку: Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества. (Л.Т.)

Проверяем правильность написания и расстановки знаков препинания;

Это текст? Определите его тему.

Определите смысловую структуру текста. Какая мысль выражена в его заключительной части? Поделите текст на абзацы.

Что еще делает текст связным? (добиваемся ответа – порядок предложений).

Практическое задание для класса:

1.Ведь на любую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра. 2.Чайковский садился за рояль и усмехался. 3.Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое. 4.Рассохшийся дом запоет от первых звуков рояля.(К.Пауст.)

Укажите последовательность предложений, при которой получится связный текст. (варианты ответов на слайде).

Последовательность предложений очень важна, как мы убедились. Кроме того, текст является связным, потому что содержит в себе структурные средства связи.

  1. Изложение нового материала.

Ниже представлен опорный конспект, который составляется в процессе объяснений преподавателя.

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

(могут сочетаться)

цепная

параллельная

структурные средства связи

  • повтор ключевого слова (лексический повтор)

  • замена ключевого слова синонимами

  • замена ключевого слова местоимением

  • семантические и ассоциативные связи

  • предложения не сцепляются, а сопоставляются

  • одинаковый порядок слов

  • члены предложения выражены одинаковыми грамм. Формами

  • иногда повтор первых слов

  • риторический вопрос

  • однотипность синтаксических конструкций

Практическое задание.

Идеал – это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни. (Л.Т.) С помощью какого средства связаны между собой самостоятельные предложения?

  1. лексический повтор

  2. однотипность синтаксических конструкций

  3. лексический повтор и однотипность синтаксических конструкций

  4. употребление личного местоимения

  1. Первичное закрепление учебного материала.

  1. Дидактическая игра «Текст-мозаика». Ученики получают по одному предложению единого текста в хаотичном порядке. Преподаватель сообщает общую тему текста. В процессе беседы выявляются признаки первого предложения. Далее, внимательно слушая друг друга, дети должны по цепочке прочесть текст целиков в нужной последовательности. Приложение №2.

  2. Рефлексивная беседа по итогам дидактической игры. Что вызвало затруднения, что помогало определить место вашего предложения в тексте?

  3. Текст выводится на слайде для аналитической работы:

  1. Назовите общую тему текста.

  2. Выделите микротемы.

  3. Охарактеризуйте связь предложений в тексте.

  4. Перечислите структурные средства связи.

  1. Промежуточное подведение итогов работы.

  2. Вторичное закрепление материала (на основе самостоятельной работы).

Учащиеся получают карточки с текстами и выполняют самостоятельно 4 задания предыдущей аналитической работы.Приложение №3.

  1. Подведение итогов самостоятельной работы (выборочная проверка).

  2. Домашнее задание: написать статью учебника «Признаки текста».

Литература:

  1. Русский язык (10-11 класс), А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, М, Просвещение, 2008, с.155-160;

  2. Русский язык и культура речи, учебное пособие для студентов ССУЗов, Н.Б.Самсонов, М, ОНИКС, 2010, с.29-30.

Приложение №1.

«Заблудившееся предложение».

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. И во всех этих случаях используется язык.

Исправленный вариант:

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех этих случаях используется язык.

Приложение №2

(текст-мозаика)

Я достал лист бумаги и прежде всего хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год. Сначала надо было разлиновать бумагу. Но так как линейки у меня не нашлось, я употребил для этого латинский лексикон. Я провел пером вдоль лексикона и отодвинул его. Оказалось, что вместо черты я сделал на бумаге лужу чернил. Кроме того, лексикона не хватало на всю бумагу, и черта загнулась по его мягкому краю. Я взял другую бумагу и разлиновал кое-как.После разлиновки я начал писать обязанности. Но их оказалось так много, что надо было прежде написать Правила Жизни, а потом уже приниматься за расписание. Я взял шесть листов бумаги, сшил из них тетрадь и написал сверху: «Правила жизни». Эти два слова были написаны криво и неровно. Поэтому я долго думал, не переписать ли. И долго мучился, глядя на это уродливое название. Почему всё так прекрасно и ясно у меня в душе, и так безобразно выходит на бумаге?(Л.Т.)

Приложение №3

Вариант 3.

Я подъезжал уже к Переброду, когда внезапный вихрь закрутил и погнал по дороге столбы пыли.Мануйлиха не ошиблась. Гроза, медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий, нестерпимо душный день, разразилась над Перебродом. Молния блистала почти беспрерывно.Вдруг что-то с треском посыпалось на крышу и на стены нашего дома. Я бросился к окну. Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю… Под окном показалась еле заметная в темноте фигура Ярмолы, который, накрывшись с головой свиткой, выбежал из кухни, чтобы притворить ставни. Но он опоздал. В одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты.Я почувствовал себя утомленным и прилег, не раздеваясь, на кровать. Я думал, что мне вовсе не удастся заснуть и в эту ночь и что я до утра буду в бессильной тоске ворочаться с боку на бок, поэтому я решил лучше не снимать платья, чтобы потом хоть немного утомить себя однообразной ходьбой по комнате. Но со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только на минутку закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылинки.(А.Куприн)

  1. Назовите общую тему текста.

  2. Выделите микротемы.

  3. Охарактеризуйте связь предложений в тексте.

  4. Перечислите структурные средства связи.

infourok.ru

Урок русского языка в 11 классе

МБОУ «СОШ» с.Чёрныш

Конспект урока русского языка

по теме «Язык мой – друг мой?»

(10 класс)

Подготовила:

Смолева Н.Ю., учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Обучающая:

  • систематизация знаний обучающихся о роли языка в жизни общества;

  • развитие исследовательских способностей.

  1. Воспитательная:

  • воспитание толерантности (терпимости) и развитие коммуникативных качеств обучающихся.

  • привитие интереса и любви к родному языку.

  1. Развивающая:

  • развитие творческих способностей (нестандартный урок), наблюдательности, умения анализировать, обобщать;

  • развитие речи и художественно-эстетического вкуса обучающихся.

Оборудование

План урока

  1. Чтение учителем ученического стихотворения.

Можно.

Можно теперь уехать куда-нибудь.

Что-нибудь написать,

Можно с красными пуговицами

Надеть пальто.

Можно хоть дом ремонтировать,

Хоть машину чинить,

Можно деньги делать хорошие,

Можно плохие. Да.

Можно кого угодно во всём винить.

Можно смотреть на воду, бегущую никуда,

Можно гадать по звёздам.

А можно луч зеркалом затуманенным

Зазывать в окно,

Или пальцем размазывать

По клеёнке пепельное пятно…

Когда от твоей колокольни потерян ключ,

Всё можно

И всё равно.

Это стихотворение написала ваша ровесница, ученица одной из московских школ

Процессы, происходящие в обществе, находят своё отражение прежде всего в языке, ведь язык – это неотъемлемая часть сознания и национальной культуры.

В наше сложное время иногда возникает вопрос: язык мой – друг мой? Или…

Итак, тема нашего урока «Язык мой – друг мой?»

– Вместе с вами попробуем найти ответ на этот непростой вопрос.

Напишите в тетрадях число и тему урока.

2. Ребята, попробуйте одним словом сказать: что связано у вас с понятием русский язык, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание русский язык? (составление кластера)

Если язык способствует эффективному общению, пониманию, помогает обрести знания, свободу, мудрость жизни и познать культуру своего народа – значит, язык помогает обрести гармонию с окружающим миром.

3. На слайде

«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей!» – утверждал А.М.Горький.

– Каким образом, за счёт чего обновляется язык?

– Какие же процессы происходят в языке?

– Как вы думаете, какие процессы влияют на язык в большей мере – процессы обновления или разрушения?

А что вы думаете, влияет ли о молодь на развитие языка?

Язык обновляется как извне, так и изнутри.

Составление опорной схемы.

  1. Схема

Влияние

Извне Изнутри

Заимствование Словообразование

  1. Схема

Лексика

Нормативная лексика Ненормативная лексика

жаргоны

сленг арго

4. Давайте проанализируем то, что отразили в схеме.

Заимствование – это необходимое условие обновления языка. Заимствованные слова составляют около 10 % в лексике русского языка.

Примеры обоснованного заимствования: менеджер, плейер, инфляция, аккредитация, спонсор, колледж, брифинг, президент, мэр, компьютер.

Опасность возникает, когда заимствование происходит неоправданно.

Посмотрите, какие бывают объявления: «Дилерам предоставляются возможности для франчайзинга».

Попробуйте это предложение сказать на современном литературном языке.

«Фирмам – посредникам предоставляются привилегированные условия для осуществления торговых операций».

На слайде

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус», – писал В.Г.Белинский.

Сленг и арго – это ненормативная лексика.

Подтверждение употребления сленга мы находим в популярных среди подростков изданиях. Перед вами журналы «Твоя параллель», «Молоток», «Классная девчонка». Найдите примеры употребления сленга.

Выдержки из журналов читают ученики.

Работа в парах. Перед вами выдержки из журналов «Молоток», «COOL», «BRAVO». Ваша задача – отредактировать эти предложения.

1. Хроника светской жизни

Еле выполз. По дороге начались глюки. Меня стало вырубать.

В голове замкнуло от передоза, а самого весёлого продюсера попёрло от музыки. Укуренная публика тащилась от диких зарубов.

2. Гороскоп

Если будешь тупить, делать глупости, то все замуты пройдут гладко, а там полная лафа.

Тельцов колбасит на разрыв между «хочу» и «нельзя».

3. Реклама

Хочешь, чтобы счастье длилось долго? Тогда подпишись на «Молоток» и прись!

4. Поговорим по душам

Знаешь, под каким афоризмом готовы подписаться все дети планеты? «Ох, достали меня эти предки! Не могу с ними жить, а пристрелить жалко!»

В новый альбом певца вошли как драйвовые композиции, так и нежные мелодии для вдохновенного релакса.

5. Откуда «дровишки» на лепку, обкатку, реализацию и другой промоушн среди дженерейшна?

Вечером Катя опять зависла в чате, там был парень, с которым давно хотелось встретиться в реалии.

6. Подруги Алисы меняют бойнфрендов несколько раз в месяц, а она уж 3 года встречается с одним и тем же парнем.

У вас всегда есть шанс выиграть приглашение на премьеру блокбастера.

7. Новый телефон обладает фотокамерой с цифровым зумом и слотом для карты памяти.

Теперь шопинг может быть познавательным?

8.Продюсеры Алексея Воробьева долго работали над созданием его бренда.

В его голове возникла потрясающая идея о создании единой системы фаст-фуд.

Здравствуй дорогая редакция! Я обожаю читать ваш журнал. Просто от него балдею.

Носителями языка, который представлен в молодёжных журналах, являются школьники и студенты. Мы наблюдаем, что в эту группу слов активно проникают слова, связанные с культом силы, насилия, хулиганства, – это уголовная, блатная и криминальная лексика, или по-другому арго.

– Какое воздействие на язык, общество оказывает употребление ненормативной лексики?

Вредное, негативное, если такая лексика распространяется за пределы той или иной группы, где она появилась.

Неоправданное, чрезмерное заимствование ведёт к потере собственного лица и самобытности.

Речь накладывает отпечаток на духовное и нравственное состояние общества, а значит, идет процесс разрушения не только в языке, но и в душе, сознании, культуре.

На слайде.

С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью. (В.И.Даль)

Если раньше младшие учились у старших, то в конце XX века взрослые заигрывают с молодёжью и пытаются подражать подросткам. (В.Ю.Драгунский)

5. Как вы думаете: проблема порчи языка может решаться в рамках лингвистической проблемы?

Нет, это проблема общества. Она выходит за рамки лингвистической проблемы, значит, переходит в разряд социальной.

Итак, мы сформировали социальную проблему. В журнале «Образование в Республике Коми» напечатано обращение учащихся Республиканского центра управленческого резерва г. Сыктывкара. (На партах тексты Обращения)

О СБЕРЕЖЕНИИ НАШЕГО ЯЗЫКА

Обращение учащихся Республиканского центра управленческого резерва

г. Сыктывкара

Дорогие наши ровесники, мальчики и девочки, одноклассники и одноклассницы!

Мы обращаемся ко всем народам, проживающим на территории Республики Коми с призывом обратить самое серьезное внимание на сохранение своего родного языка: коми, украинского, белорусского, татарского…

Нас, будущих граждан России XXI века, не могут не волновать многие проблемы, связанные с языком. Одна из них – это современное состояние языковой культуры, уровень которой значительно снизился за последнее десятилетие.

Почему так происходит, и в силах ли наше общество переломить создавшуюся ситуацию? Задумывались ли мы над тем, как связано благосостояние каждого из нас и государства в целом с состоянием языка? Определяет ли уровень языковой культуры судьбы народов и цивилизаций? Что есть слово, и каково его духовное значение для мира и человека?

Личность каждого из нас своеобразна. Внешность, манеры, осанка индивидуальны. Так и наш язык, речь, слово. «От избытка сердца говорят уста». Слово обнаруживает то, что скрыто глубоко в сердце. Оно наполнено мощной духовной энергией. Источник энергии – человеческая душа. Когда мы говорим, мы ничего не теряем, но слушающий нас приобретает. Слово свидетельствует, какая энергия в душе — добрая или злая.

Словом можно убить, Словом можно полки

Словом можно спасти, За собой повести.

Слова живительные, благодатные – это молитвы, волшебные слова, слова любви и простоты. К словам, источающим яд, относятся маты, ругательства, клички, прозвища, сленг, колкости, ироничные слова.

Бранные слова:

– свидетельствуют об убожестве личности, вызывают стресс у окружающих, давление, сердечные боли, плохое настроение;

– оскверняют нашу космос, планету, губительны для живой природы, несут хаос и разрушение

материальному миру. По теории Ю.М. Лотмана, семиосфера (языковая сфера земли) как часть биосферы принимает сегодня глобальный характер;

– разрушают личность, ее духовную защиту. Дети, с младенчества выросшие в обстановке языкового неблагополучия, становятся ущербными психически и умственно, невменяемыми в агрессии;

– вносят хаос в жизнь человека. Сквернословы умирают внезапно, без покаяния, чаще попадают

в катастрофы, болеют неизлечимыми заболеваниями, тяжело мучаются перед смертью.

Особо страшен мат. Мат – хуление матери, которая дает жизнь. В русском языке мать – слово многозначное. Мать есть родная и крестная, праматерь наша – Ева, земля называется у нас «мать – сыра земля», Родина — тоже мать. Можно сказать, что для человека, употребляющего мат, нет ничего святого.

Мат — страшное зло для говорящего и слушающего. Для него не должно быть места в нашем обществе.

«От слов своих оправдаешься, от слов своих и осудишься!». Нельзя допустить, чтобы жизнь народов России была отравлена злой духовной энергией, духовной нечистотой.

Другое бедствие для языка – неоправданное употребление заимствованных слов, особенно англицизмов, а также жаргонизмов. От этого сумятица в душах и умах. Мы перестаем ощущать себя народом, а, значит, и перестанем существовать. Терминам из компьютерного обихода не следует отводить место в других сферах языка.

Слова-паразиты засоряют нас. Использование латинской азбуки вместо славянской оскорбляет. Первые учителя славянские Кирилл и Мефодий создали язык, даже азбука которого имеет глубокий духовный смысл. Начальные буквы алфавита нашего говорят нам: «Я буду ведать глаголы добра. Добро – жизнь. Зло – смерть».

Мы призываем юношей и девушек не считать употребление всех этих скверных слов нормой нашей жизни. Не следует принимать эти негативные явления в языке неприятной неизбежностью, с которой бороться бессмысленно. Олег Волков, замечательный русский писатель, прошедший через сталинские лагеря, рассказывал, что заключенные в его отряде перестали материться, потому что он всякий раз делал внушение и объяснял, почему нельзя это делать. Только поучать следует с любовью.

В этом стремлении мы не можем обойтись без поддержки власти, общественных организаций, политических партий и движений. Государство призвано ограничить зло законодательно. Мы призываем принять закон об экологии языка! Экология языка — есть экология духа!

(Журнал «Образование в Республике Коми», №3, 2007г.)

6. Давайте вместе попытаемся спроектировать, наметить пути решения социальной проблемы, обратившись к слову. В этом нам помогут слова «экология» и «культура», которые часто звучат в современном мире. Составьте словосочетания с каждым из этих слов.

Экология окружающей среды

Экология речевой среды

Экология языка

Личность развитая

Богатая культура

Национальная культура

Духовная культура

– Что объединяет эти понятия? Человек, а каждый человек – это личность. Значит, необходимо воспитать прежде всего личность.

Давайте восстановим логическую цепочку, чтобы решить социальную проблему.

(запись в тетради)

Личность

Богатая национальная духовная культура Экология

7. Вывод к уроку.

Итак, мы решили социальную проблему, восстановили логическую цепочку. Чтобы сохранить наш родной язык, нужна личность, которая опирается на богатую, национальную культуру. Личность, которая бережно относится к окружающему миру.

8. Рефлексия.

А теперь обратимся к теме нашего урока.

– Как вы ответите на поставленный вопрос в теме урока: Язык мой – друг мой? Почему?

Язык мой – враг мой? Почему?

Если язык помогает наметить пути решения важных социальных проблем и тем самым помогает обрести гармонию с окружающим миром и самим собой – значит, «язык мой – друг мой».

Главный способ сохранить родной язык как язык цивилизации, науки и культуры – это помочь человеку понять, что безупречное владение русским языком делает его человеком культурным, способным мыслить, глубоко чувствовать, выражать свои мысли и чувства, добиваться успеха.

Развивайте вы в себе дар слова, языковое чутье, учитесь слушать, говорить, читать, воспринимайте все лучшее, что создано на родном языке нашим народом и мастерами слова.

Ребята перед вами «Лист самооценки» .

Ответьте на вопросы.

9. Объяснение домашнего задания.

Написать сочинение-рассуждение на тему «Язык мой – друг мой».

Лист самооценки

Оцени свою работу на уроке.

«Как я поработал на уроке?»

  • Меня интересовал материал урока, заставил задуматься.

  • Мои знания по теме выросли.

  • Я отвечал(а) на вопросы учителя, вступал в беседу.

  • Я участвовал в диалоге и полилоге на уроке.

  • Я активно работал в паре с раздаточным материалом.

  • Я слушал внимательно всех участников урока.

  • Я буду применять полученные знания на уроках, так как они полезны для будущей жизни.

Приложение

Нормативная лексика

Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, называются неологизмами.

Плейер, инфляция, аккредитация, спонсор, колледж, брифинг, президент, мэр, компьютер.

Ненормативная лексика

Жаргон (фр. jargon) – специфический язык, не связанный с какой-либо территорией, но возникающий в среде различных социальных групп и коллективов, относительно устойчивых, объединяющих людей по признаку профессии например, жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства), интересов (жаргон филателистов), возраста (молодёжный жаргон) и др.

Арго (фр. argot) – особый язык некоторой ограниченной профессиональной или специальной группы, состоящей из произвольно избираемых видоизменённых элементов одного или нескольких естественных языков. Арго употребляется, как правило, с целью сокрытия предмета коммуникации, а также как средство обособления группы от остальной части общества.

Сленг (анг. slang) – в одном значении то же, что и жаргон, в другом – совокупность жаргонизмов, составляющих слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамилярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Сленг состоит из слов и фразеологизмов, которые возникли и первоначально употреблялись в отдельных группах, и отражает ценностную ориентацию этих групп.

Высказывания русских писателей о русском языке.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К.Г.Паустовский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи.

Н.В.Гоголь

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.

А.И.Куприн

Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь.

К.Г.Паустовский

Я не считаю хорошими и пригодными иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

Н.С.Лесков

Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушайтесь к тому, как он говорит.

Д.С.Лихачёв

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И.С.Тургенев

Самоанализ урока

Тема русского языка «Язык мой – друг мой?»

Цели урока:

  1. Обучающая:

систематизация знаний обучающихся о роли языка в жизни общества;

развитие исследовательских способностей.

2.Воспитательная:

  • воспитание толерантности (терпимости) и развитие коммуникативных качеств обучающихся.

  • привитие интереса и любви к родному языку.

  1. Развивающая:

развитие творческих способностей (нестандартный урок), наблюдательности, умения анализировать, обобщать;

развитие речи и художественно-эстетического вкуса обучающихся.

Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока урок-дискуссия. проект

Материал урока соответствует программе, учебнику, возрасту, предыдущей подготовке (урок о роли русского языка включен в программу русского языка на всех ступенях обучения).

На уроке реализуются задачи патриотического (любовь к русскому языку), нравственно-этического (работа в парах, терпимость) воспитания.

На уроке осуществляются межпредметные связи (литература, экология, обществознание), использовуются материалы СМИ, навыки жизненного опыта – метапредметный урок.

Урок построен на принципе научности, последовательности, сознательности и активности, наглядности.

Со стороны учителя

Со стороны учащихся

чтение наизусть, беседа, объяснение

слушание, объяснение, комментирование

устный опрос

устные, практические задания

использование дидактических материалов (презентация, карточки, журналы)

работа с печатным словом, решение логических задач

руководство самостоятельной работой обучающихся на основе обратной связи

Выполнение домашних письменных работ

Развитие познавательных способностей учащихся производятся путем переноса знаний (знания о русском языке из курса русского языка), применяются элементы алгоритмизации.

На уроке решается проблемная ситуация, которая звучит в теме урока. Учащиеся находят пути решения этой проблемы поисковым методом.

На уроке используется презентация.

Когда провожу этот урок, мои ученики сосредоточены, эмоциональны, активны, участвуют в обсуждении, задают вопросы мне, а это – показатель наличия познавательных интересов учащихся.

Каждый из моих учеников – десятиклассников проявляет свои творческие способности. Это стимул к развитию творчества каждого.

Домашнее задание творческого характера задаю в конце урока.

Домашнее задание соответствует теме урока, объему 10 класса, домашнее задание доступно, учащиеся подготовлены, домашнее задание опережающего характера (ЕГЭ), развивающее.

Знания учащихся проверяю фронтально в ходе урока. Знания учащихся на уровне восприятия, осмысления, запоминания.

Учащиеся оценили работу на уроке в Листе самооценки.

Цели урока реализуются полностью.

infourok.ru

Урок – повторение по русскому языку (11 класс)

Урок – повторение 11 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по

различным разделам русского языка с целью подготовки

учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи: развивать коммуникативные навыки учащихся;

формировать умения анализировать текст;

составлять связное высказывание;

содействовать воспитанию гражданских качеств, чувства

коллективизма, сотрудничества,

Оборудование: раздаточный материал ( распечатки), презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

– Ребятa, с каким настроением вы пришли на урок?

Замечательно, ведь от настроения зависит итог работы, итог нашего сотрудничества.

Итак, обратимся к теме нашего урока. Закончите предложение ( слайд)

Повторенье- мать ………. ( ученья)

– Дaвaйте сформулируем цели, задачи для себя на сегодняшний урок.

( слайд)

– повторение орфографии, синтаксиса, орфоэпии;

– формирование умения составлять связное высказывание;

– воспитание сотрудничества.

Девизом урока возьмём словa: ( слайд)

Вместе негрустно,

Вместе нетесно.

Вместе легко и всегда интересно.

Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания.

1) Синтaксический анализ предложения:

2) В каком слове количество букв и звуков не совпадает? Запишите транскрипцию слов.

3. люблю простор страны³ своей – морфологический разбор

Подберите синонимы к слову страна

4.Найдите слово, соответствующее схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

5. Работа в парах : орфоэпическая разминка. Проверка по ключу.

Августовский, каталог, откупорить, запломбировать, крапива, эпиграф, форзац, цемент, арбуз, ворота, верба, кашлянуть, иконопись, поняла.

6. Работа с перфокартой. Взаимопроверка по ключу.

Актуализация знаний.

– Вспомните о правописании букв з-с на конце приставок на согласный.

Разжалобить, взбираться, несдобровать, бесчисленный, разбросать, возглас бесшумный, рассмешить, развеселить, безвкусный, восклицание, сбегать, разгром, взрастить, несговорчивый, бесцельный.

6. Работа в группах

1 Вставьте на месте пропуска буквы – ы -и-.

Ц..рк, панц..рь, скворц.., сестриц..н, станц..я, лекц..онный, ц..плёнок, на ц..почках, пац..ент, ц..клоп, лисиц..н, ц..трусовый, куц..й.

2.Cоотнесите слово и его лексическое значение.

1. aвантюрист

2. aбориген

3. скрупулёзный

4. aльтруизм

5. фолиант

Человек, занимающийся рискованными, сомнительными делами.

Коренной житель страны, местности.

Точный до мелочей, чрезвычайно тщательный.

Готовность бескорыстно действовать на пользу другим.

Толстaя книга большого формата.

3. Поставьте цифру 1 над словами, где пропущен безударный гласный в корне, цифру 2 над словами , где пропущен непроверяемый гласный. Назовите проверочные слова.

Р..синка, тр..па, к..никулы, пр..грамма, разгр..мит, к..рмить,г..родской, х..лмистый, х..дить, к..тлета, стр..лочник, вин..грет, пог..релец, упл..тнить.

4. Cоставить текст из данных предложений.

7. Работа с текстом в группах.

– Чтение текста

– Краткое сообщение о Н.В.Гоголе

Н.В. Гоголь- выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции Пушкина и углубляющий критическое отношение к современной действительности. Наверное, потому продолжают волновать нас, читателей, произведения этого удивительного писателя. Н.В. Гоголь родился в 1809 году. В мальчике рано пробудилось обострённое внимание к таинственному и страшному. Поразительна широта интересов Гоголя: заметки по истории архитектуры, подробные записи украинских народных обычаев и поверий, описание древнегреческих инструментов, выписки из старинных сочинений западноевропейских путешественников по России.

Ещё в Нежине увлекается чтением А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, Г.Р. Державина. К моменту окончания Нежинской гимназии у 19-летнего Гоголя не только сформировались основные черты прогрессивного мировоззрения, критическое отношение к действительности, но и наметились некоторые особенности будущего сатирического обличительного стиля. Писатель неотделим от эпохи. В его личной жизни и творчестве преломляется современность, отражаются ее глубокие закономерности. Гоголь прожил короткую жизнь (43 года). В могилу его свела не болезнь, а духовная драма, муки за страдания других людей и острое чувство личной ответственности за царящее в мире зло.

– Работа по вопросам к тексту

Текст 8

Прочитайте тест и выполните задания 1-13

(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться.

(2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, – да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10) «Да это не Иван Петрович, – говоришь, глядя на него. – Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (11 )Подходишь ближе, глядишь – точно Иван Петрович! (12)»Эхе-хе!»- думаешь себе… (Н.В. Гоголь)

Задания с выбором ответа

1. Какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста?

1) Всякая птица своим голосом поёт.

2) Правду говорить – никому не угодить.

3) В чин лисой, а в чине волком.

4) Видом сокол, а голосом ворона.

2. Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение с элементами описания

4) описание с элементами повествования

3. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.

1)6 2)7 3)8 4)4

4. Укажите предложение, в котором используется метонимия (синекдоха).

1)1 2)2 3)3 4)5

Задания с кратким ответом

5. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом.

Выступает, вышел

6. Из предложения 8 выпишите все подчинительные союзы. Как только, что

7. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя

8. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения. 1

9. Среди предложений 3-9 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. 5

10. Среди предложений 1-9 найдите сложные предложения, в которых есть придаточные со значением степени признака. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания. 8,9

11. Среди предложений 1-6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого предложения. 2

12. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 5—11, (Цифры запишите в порядке возрастания.)

1)сравнение 2)гипербола 3) противопоставление

4) синтаксический параллелизм 5) инверсия

1 группа- напишите вступление к тексту.

2 группа- выразите авторскую позицию, какую проблему подымает автор?

3 группа- выразите своё мнение по поводу затрагиваемой автором проблемы, приведите примеры.

Подсказка:

Желательно, чтобы в сочинении экзаменуемый в той или иной форме отразил и прокомментировал основные мысли автора : к негативным, достойным осмеяния чертам относится чинопочитание, угодливость и в то же время стремление «показать свою власть» людям более низкого достатка и служебного положения; в России эпохи крепостного права это было гораздо больше, чем на Западе, и принимало карикатурные формы; нарисованная Гоголем картина дает основание сделать следующее обобщение: человек должен иметь чувство собственного достоинства, которое несовместимо ни с самоуничижением, ни с высокомерным отношением к окружающим;

– выразил свое мнение по затронутым вопросам, совпадающее или не совпадающее с авторским, привёл аргументы, подкрепляющие это суждение;

– назвал языковые средства выразительности , характерные для данного текста (ирония, сравнение, гипербола, градация, противопоставление, инверсия и др.). объяснил их роль в тексте в соответствии с задачей речи и замыслом автора, привел примеры.

Рефлексия

Итоги урока.

Домашнее задание.

Написать сочинение по данному тексту

infourok.ru

Открытый урок по русскому языку в 11 классе

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-131037

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *