Урок обучения грамоте в 1 классе Звук и, буквы и, И
Гласный звук [и], буквы и, И.
1 класс
Цель урока:
1. Познакомить с буквами И, и, обозначающими гласный звук [ и ] ;
2. Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков;
3. Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память, мышление, закреплять знания о слогообразующей функции гласного звука;
4. Воспитывать любовь к русской литературе, интерес к чтению, русскому языку, развивать кругозор;
5. Развивать умение слушать товарища.
Основные понятия темы: гласный звук, согласный звук, схема слова, слого-звуковой анализ.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся: выделять звук [ и ] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова, проводить грамотно слого-звуковой анализ слов.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные : узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
Познавательные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные : использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные результаты : Адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Межпредметные связи : Чтение. ИЗО. Музыка ( умение работать с текстом, развитие моторики руки, развитие фонематического слуха). Математика.
Формы работы : фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование :
1. Азбука В. Г. Горецкого, ч. 1, с. 29-30
2. Тетрадь для печатания ( у детей), счетные палочки.
3. Схемы слов, предложений, предметные картинки, загадки, стихи.
4. Презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.
– Сели красиво, подвинули стульчик, кулачок между животом и партой. На парте: Азбука, тетрадь для печатания, пенал, 3 счетных палочки.
2. Повторение, актуализация знаний.
– Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь? ( из предложений)
– Из чего состоит предложение ? ( из слов)
-А из чего состоят слова? ( из слогов, из звуков)
– На какие группы можно разделить все звуки? (я показываю белую карточку: так обозначают какие звуки? Согласные. А красной карточкой? Гласные.)
-Как отличить гласный звук от согласного?
-Какие звуки мы уже изучили? ( о, а)
На доске картинки: лейка, ведро, мишка, голубь, кукла, лимон, и буквы А и О
Задание: по 1 человеку выходить и распределять картинки к той букве, где есть нужный звук.
Проверка. Молодцы.
3.Постановка цели урока.
– Сегодня мы познакомимся с новыи звуком и новой буквой.
4. Выделение нового звука.
– Наш урок я начну со старинной детской загадки: А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, кто остался на трубе? Отгадали? И. СЛАЙД.
Тема нашего урока звук [ и ] и буква И
-Как кричит ослик? Как пищит комар?
-Проанализируйте звук И , какой он? (поется, тянется, произносится с голосом. Он гласный).
-Помните, как волк из м\ф кричал зайцу: Ну- погоди!
– Какой звук волк произносил лучще всего? ( и )
-А помните, как называется звук, кот. в слове выделяется голосом громче всех? (ударный). Его легко определить, если слово выкрикнуть или позвать, как волк: ну-погоди! ( и ударный).
5. Упражнение в слышании- распознавании звука И.
Игра «Хлопок- молчок» (хлопнуть, если в слове слышен звук и )
Индюк, кит, аист, ель, яблоко, пила, ива, песня, муравьи, завод, лето, апрель, иголка.
( и встречается в начале, середине, конце слова).
6. Физминутка.
7. Слого- звуковой анализ слова с опорой на схему. Работа с учебником.
– Мы назвали последнее слово « иголка». Посм. в учебнике с. 29 . Под буквой И нарисована иголка. Для чего нужны иголки? (Это вещь для работы, труда. Такие вещи называются инструментами).
-Давайте проанализируем слово. Приготовили ладоши, хлопаем. Ск. слогов? Какой 1, 2, 3, какой ударный? Печатание в тетради, 1 ребенок на доске. (полный анализ слова)
8. Обозначение звука буквой. Работа в тетради.
-Звуки мы слышим, а буквы пишем. На письме звук И обозначается буквой И. (вывешиваю плакат из набора « Азбука в картинках»).
-На что похожа буква И? СЛАЙД
– Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? Три
А какая буква? И.
-Куда поставим букву в ленте букв?
-Большая и маленькая И отличаются только размером, букву И легко печатать и можно сложить из палочек или карандашей.( дети складывают из счетных палочек).
На доске образец написания печатных И, и.
И- калитка , 3 доски, вот на что похожа И.
Между 2 прямых досок одна легла наискосок.
Я объясняю написание печатных букв, дети пишут по образцу 1 строку.(подчеркнуть самую красивую)-проверить друг у друга.
9..Физминутка для глаз, ручек (мы писади…), хомка, руки подняли и покачали.
10. Работа над многозначностью слова «иголки». СЛАЙД
– Посм. на рисунок на с. 30 вверху. Здесь 3 картинки. Почему они нарисованы вместе ?( слово «иголки» можно употребить для названия разных предметов).
-Иголки есть у елки, и у ежа иголки, и у дикобраза торчат все иглы разом. СЛАЙД
А людям без иголок нельзя нашить футболок.
-Вот как много есть иголок. А еще они есть у ехидны, морского ежа, кактуса. СЛАЙД
11. Работа над словосочетанием и предложением. Упражнения на развитие речи.
– А сейчас отправимся в сказочный музей. Какие сказочные герои на И в нем живут?
СЛАЙДЫ
Дети называют. ( ослик Иа, богатырь Илья Муромец, любимый сказочный герой Иванушка, сестрица Аленушка и братец Иванушка, Иван-Царевич и Серый Волк, Ивашка и Баба Яга).
-Вы заметили, что И любит соединять слова? Давайте тоже потренируемся.
– Посм. на картинку на с. 30. Что делает мама? Составьте 1 предложение со словами «шарф и шапка» (ск. слов в предложении?)
2 –карандаш и ручка, 3- ранец и пенал
-Какую роль играет маленькое слово И? (соединяет слова в предложении)
-Как мы напишем 1 слово в предложении? Имя мальчика?
-Что мама пожелает сыну при расставании? (Удачи!)
-Что скажет при встрече? (Привет!)
12. Итог урока. Рефлексия.
– С каким звуком познакомились? Он гласный или согласный?
-Какая буква его обозначает?
-Этот звук и эта буква есть в добрых вежливых словах : спасибо, извините, простите, в любимом детском слове «игрушки», колючем слове «иголка» , и очень важном слове «мир» и во многих др. словах. Она очень любит соединять слова, особенно добрые и хорошие. Спасибо за работу на уроке.
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Учить детей различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме.
Виды деятельности
Различать звуки и буквы. Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения буквы — знаки звуков. Сравнивать, классифицировать предметы по заданному критерию.
Ключевые понятия
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Звуки и буквы | Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Какой бывает наша речь? (Устной, письменной.) Распределите изображения в две группы: устная речь, письменная речь. Рис.: ухо, телефон, рот. Рис.: глаза, кисть с ручкой, клавиатура. |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Назовите изображённые предметы. На схеме раскрасьте только ударный звук. Какие звуки могут быть ударными? Значит, каким цветом будем красить? (Красным.) Назовите ударные звуки. ([А,У,О].) Каждый звук, который мы произносим, на письме обозначается специальным значком — буквой. Буквы — это знаки звуков. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Кто придумал конкретную букву и почему она выглядит именно так, практически неизвестно. Послушайте стихотворение Е. Измайлова. Может быть буквы появились именно так? Палочки, крючочки, закорючки, точки Бегали толпою и поодиночке. Ссорились, мирились, прыгали без дела. Наконец, без дела жить им надоело. И сказал им кто-то умный и серьёзный: Взяться за работу никогда не поздно. Слышим мы повсюду много разных звуков, Но для них покуда нету знаков — букв. Эй, крючки и точки, чёрточки, кружочки! Собирайтесь вместе, становитесь в строчки И шагайте слаженно По листу бумажному! Чёрточки послушались, прекратили драки, Превратились в нужные, правильные знаки. Стали всем понятными буквами печатными. И тогда вприпрыжку Прибежали в книжку! |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Рассмотрите рисунки. Почему на первом рисунке написана буква А, а на втором — У? (На первом рисунке мальчик убегает от собаки и кричит от страха, а на втором — дети играют в паровозик. |
5 | 5. Первичное усвоение знаний | Каждый народ использует для обозначения звуков свои значки — буквы. Рассмотрите буквы. Какая группа букв вам знакома? Найдите похожие буквы. Найдите среди слов знакомое и прочитайте его. Физкультминутка |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Составьте звуковые схемы слов звук и буква, поставьте ударение. Во всех ли словах надо ставить ударение? |
7 | 7. Первичное усвоение знаний | Рабочая тетрадь, с. 12, № 1. |
8 | 8. Первичное закрепление | Какие буквы вам знакомы? Допишите элементы, назовите получившиеся буквы. |
9 | 9. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 12, № 2. Какое название можно подобрать к первому изображению? (Шары, шарики.) Сделайте это задание по вариантам. Чем схемы отличаются, чем похожи? Какой слог ударный? |
10 | 10. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 12, № 3, 4. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие затруднения испытали? |
Акустика относится к способности запоминать отдельные звуки в разговорной речи и сопоставлять эти звуки с определенными письменными буквами английского языка. Учащиеся, обладающие сильными фоническими навыками, могут соединять отдельные звуки с буквами и использовать эти звуки для чтения слов. (Определение Орегонского университета)
В 1-м классе читатели узнают и читают слова с буквами ch, th, sh и ph, читают правильно написанные односложные слова, знают долгие гласные звуки и их правописание, читают следующие за ними двухсложные слова основные шаблоны, а также распознавать и читать слова с неправильным написанием, соответствующие классу.
Что такое фонетика и почему она важна?
youtube.com/embed/9mBaOid4w2w” title=”YouTube video player”>Названия и звуки букв по почте: Обведите, подчеркните или укажите на буквы, необходимые ребенку для большей практики. Затем попросите ребенка назвать букву и произнести звук. Используйте печатные материалы, такие как газеты, журналы или нежелательную почту. Смотрите Названия и звуки писем по электронной почте.
Замени букву, замени слово: Начните с трехбуквенного слова. Попросите ребенка произнести слово и написать слово. Затем спросите, какую букву нужно изменить, чтобы получилось новое слово (например, какую букву вы бы изменили, превратив слово «кошка» в «шляпа»?). Смотреть Замени букву, замени слово. Лист навыков (необязательно)
Пакет для писем: Напишите на бумаге отдельные буквы или комбинации букв (например, ч, ч, ш, ч, ф). Разрежьте или порвите отдельные буквы или узоры букв и положите их в пакет. Попросите ребенка вытащить один лист бумаги из мешка и произнести звук. Играйте вместе, по очереди вытягивая лист бумаги и произнося звук, представленный буквами.
Радужное слово: Напишите слово для ребенка. Попросите ребенка написать одно и то же слово, используя предметы разного цвета (например, маркер, цветной карандаш, мелок) и используя приведенный ниже ключ, чтобы отметить образцы правописания. Пример радужных слов:
Если у вас нет принтера, школа вашего ребенка напечатает их для вас.
Головоломки со словами: Смешайте карточки с буквами и дайте ребенку слово, которое нужно составить по буквам. Пока ребенок тянет каждую букву, пусть он произносит звук буквы. Словесные головоломки: уровень 1. Словесные головоломки: уровень 2. Словесные головоломки: уровень 3. Дайте ребенку по одной карточке слова за раз, чтобы он рассортировал их по образцу правописания. Смотреть Сортировка слов по орфографии. Диграфы, R контролируемые гласные
Акустика Letter Tile: Практика фонетики с помощью бесплатной онлайн-игровой доски Letter Tile. Получите доступ к необязательным спискам слов, упорядоченных по количеству фонем (или звуков) или по семействам слов.
Образцы звукового правописания: Практикуйте правописание слов ребенка с помощью бесплатной онлайн-игровой доски Letter Tile Free Play Board.
Научитесь читать: Этот ресурс содержит игры, книги и практические навыки.
Звуки букв составляют слова: В этом уроке Classroom Connection основное внимание уделяется распознаванию звуков, издаваемых буквами в словах, смешиванию слов вместе и разделению звуков в словах. Доступ к расширению здесь.
Чтение и определение длинных и коротких гласных слов: В этой игре дети читают слова и определяют, есть ли в словах долгий или краткий гласный звук.
Долгая гласная Whack-A-Mole: Эта игра позволяет детям определить, долгая или краткая гласная звучит в слове.
Whack-A-Mole с o-e: Эта игра позволяет детям определить, есть ли в слове долгая o, написанная o-e как дырка.
Длинная сортировка по правописанию: Это упражнение включает в себя сортировку слов в соответствии с образцами правописания.
«Приятели по чтению» от The Reading League — увлекательный телесериал, посвященный основам чтения, в котором обучают базовым компонентам умелого чтения слов, таким как фонологическая осведомленность, названия букв/звуки и смешивание звуков для расшифровки слов.
Ребенок с хорошими навыками декодирования использует эти знания о соответствии звуков и букв, чтобы читать знакомые и незнакомые слова, и начинает читать с легкостью. Декодирование основано на правилах фонетики, поэтому первоклассникам необходимо запоминать слова, не соответствующие этим правилам.
В первом классе ваш ребенок становится более умелым декодером и может делать следующие вещи:
Декодирование требует много практики! Вы можете помочь своему ребенку развить фонетические навыки, выполнив некоторые описанные здесь действия, а также активно подбадривая ребенка, когда он станет увереннее в себе, сделав этот большой шаг к тому, чтобы стать читателем.
Помогите ребенку выучить названия букв и звуки, которые они издают. Превратите это в игру! «Я думаю о букве, и она издает звук мммммм».
Это означает следовать пальцем за словами слева направо, когда вы их читаете. Ваш начинающий читатель некоторое время будет делать то же самое.
Начинающие читатели могут читать медленно. Дайте ребенку время расшифровать слова и избегайте слишком быстрых прыжков.
Если ваш ребенок застрял на слове, предложите ему посмотреть на первую букву слова и произнести соответствующий звук. Конечно, делайте это только для слов, которые можно озвучить! Если слово не может быть озвучено, просто дайте слово для них.
Магнитные буквы помогут легко попрактиковаться в произношении прямо на кухне. Чтобы освежить в памяти алфавит, попросите ребенка расположить буквы в алфавитном порядке. Затем попросите ее выбрать букву, придумать простое слово из трех или четырех букв, которое начинается с этой буквы, и написать его на холодильнике. Может ли ваш ребенок придумать еще слова, которые можно написать с этой первой буквой? Наконец, посмотрите, сможет ли она изменить одну букву в слове, чтобы получилось новое слово.
Нарисуйте на листе бумаги три клетки рядом друг с другом. Используя магнитные буквы или буквы, написанные на бумаге, перетасуйте буквы простого трехбуквенного слова (большой, жук, топ, побежал) под коробками. Попросите ребенка расшифровать буквы и поместить их в правильную коробку.
Попросите ребенка найти и вырезать из газеты или журнала все слова, которые он может прочитать. Приклейте их или наклейте скотчем на лист бумаги и потренируйтесь читать их вместе.
Объясните ребенку, что иногда две буквы соединяются вместе, образуя один новый звук. «Братья Н» соединяются с другими буквами, чтобы получились звуки: ш, ч, ч, ч и ф. Запишите несколько слов-примеров и используйте мультисенсорные средства и жесты, чтобы помочь ребенку запомнить новую комбинацию букв. Вот забавная идея рассказать историю братьев Х, чтобы укрепить концепцию.
Говорите или играйте в игры о звуках букв в течение нескольких минут каждый день. Пока вы ведете машину или готовите ужин, дайте ребенку простое слово из двух букв и слово из трех букв для написания. Выберите слова, которые пишутся так, как они звучат (at, hot, pet, sip). Поднимите настроение или дайте пять слов, написанных правильно
Ваш стол для завтрака поможет вам немного потренироваться в произношении слов. Вместе посмотрите на слова на коробке с хлопьями вашего ребенка, выберите простое слово и посмотрите, может ли ваш ребенок произносить буквы, когда вы указываете на каждое из них. Потренируйтесь смешивать звуки, чтобы получилось слово.
Многие продукты бывают разных вкусов. Попросите ребенка помочь вам найти определенный вкус, читая этикетки. Например, может ли она найти обезжиренное молоко? Тунец, упакованный в воду? Она будет использовать свои навыки чтения, чтобы найти нужный предмет. Поручите ребенку составить список продуктов. Когда вы кладете предметы в тележку, произносите слово и просите ребенка вычеркнуть его из списка.
Попробуйте это задание от Флоридского центра исследований чтения (FCRR). Серия FCRR «Дома» разработана специально для семей! Посмотрите видео, а затем загрузите задание: домино «буква-звук». Здесь вы можете увидеть все мероприятия по акустике FCRR.
Первоклассники научатся произносить сочетания букв, такие как tr, sw, st, sm, sl, pl, gr, fl, dr, cr, cl, br и bl. Эта быстрая игра дает вашему ребенку возможность попрактиковаться в этих сочетаниях. Напишите комбинацию из одной буквы на каталожных карточках или на обратной стороне использованных конвертов. Попросите вашего ребенка назвать звук, который сочетается с этим звуком, а затем попросите его назвать обычный предмет, который начинается с этого звука (возможно, вам придется помочь с этой частью). Повторите еще несколько смесей — хорошая идея, чтобы такие игры были короткими и веселыми. Вы также можете превратить эту игру в охоту за мусором, попросив ребенка найти предмет в доме или на улице.
Слова повсюду! Когда вы вместе идете на прогулку или за покупками, укажите на какую-нибудь простую вывеску, например, на знак «СТОП» или на вывеску магазина с надписью «Зоомагазин». Спросите ребенка, может ли он произносить слова. Начните с простых согласных-гласных-согласных (CVC) слов, таких как pet , а затем попробуйте слова со смесями букв, например, стоп и магазин .
Расшифровка – тяжелая работа! Попробуйте каждый день выделять время, чтобы слушать, как ваш ребенок читает вам, и дайте ему знать, как вам нравится слушать, как он читает, и как вы гордитесь этим. Если у вашего первоклассника есть брат или сестра дошкольного возраста, предложите ему почитать своей сестре или брату (гарантировано, что вы улыбнетесь!).
Благодаря чтению вслух дошкольники должны познакомиться с широким спектром книг, которые познакомят их с богатым словарным запасом и структурой рассказа. Но декодируемые книги также играют важную роль, помогая вашему ребенку практиковать начальные навыки фонетики. Декодируемые книги содержат высокий процент слов с предсказуемыми отношениями между буквами и звуками. Полный список книг K-2 вы найдете здесь: Источники декодируемого текста.
Эксперт по чтению Линда Фаррелл советует начать с наиболее распространенного произношения, а затем учить исключения. (Из нашей серии видеороликов SOS для чтения: ответы экспертов на семейные вопросы о чтении). Многие слова с прицелом сложно читать — они пишутся не так, как звучат, поэтому их трудно расшифровать. Дети должны запоминать их уже в детском саду. Вот список общеупотребительных слов для первого класса.
Скажите своему ребенку, что слова Sight “прячутся у всех на виду” повсюду вокруг нас. «Миссия» вашего ребенка состоит в том, чтобы найти слова-прицелы в мире (в продуктовом магазине, на вывеске, коробке с хлопьями или на афише фильма) и объявить: «Ага, я нашел тебя! Эта глупая игра может заинтересовать вашего ребенка. узнавание слов, а также повышение уверенности в себе благодаря знанию того, как их читать. . Найдите больше видео, заданий для родителей, печатных материалов и других ресурсов в Помощнике по домашнему чтению.0007
Многие стремящиеся к чтению слова борются с просматриваемыми словами. Эксперт по чтению Линда Фаррелл предлагает следующую последовательность обучения: сначала убедитесь, что ваш ребенок знает все названия букв, затем все звуки букв, а затем вы можете ввести несколько коротких высокочастотных слов, таких как