Задачи 1 класс на сравнение – Простые задачи на сравнение ( 1 класс)

Содержание

“Задачи на разностное сравнение чисел” 1 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

г. Усть-Лабинска

Урок математики в 1 классе:

«Задачи на разностное сравнение чисел»

Составитель:

учитель начальных классов

Чурикова Анастасия Александровна

г. Усть-Лабинск

2014 г.

Планируемые результаты:

1) учить решать задачи на разностное сравнение, ввести правило разностного сравнения чисел;

2) развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Научиться высказывать своё предположение (версию)

Учиться работать по предложенному плану

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Задачи:

1. Обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;

· продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;

2. Развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя, совершенствовать мыслительные операции, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции, развивать навык самооценки.

3. Воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения; воспитывать уважение к товарищам.

4. Корректировать устную речь учащихся.

5. Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз, следить за посадкой детей во время работы за партой.

Оборудование: карточки с числами, схема компонентов задачи, веер цифр, рабочие тетради на печатной основе, смайлики для самооценки компьютер и мультимедийная установка ,набор геометрических фигур.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

-С каким настроением пришли на урок? (Звучит тихая, спокойная мелодия).

– Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры и приветливы.

– Давайте, ребята, учиться считать,

Прибавлять, вычитать.

Запомните всё, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

– Ребята, я хочу предложить вам отправиться в удивительный лес. Но у нас сегодня

гости. Как же быть ???- Очень хорошо, отправляемся вместе с гостями.

II. Актуализация знаний.

Чтобы скоротать наш путь, решите задачи, покажите ответ.

Вот 8 зайчат по дорожке идут.

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой?

Два щенка-баловника

Бегают, резвятся,

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько собралось друзей?

Семь листьев Вася сам собрал,

Алеше три листа отдал.

Скажите, сколько у него

Осталось листиков всего?

Решите ещё одну задачу: «На ели росло

8 яблок, 3 упало. Сколько яблок осталось? »

Исправьте условие так, чтобы получилась задача.

Выявление места и причины затруднения.

Приглашаю вас в математический театр. Обыграем задачу.

Что мы делали?

Какие задачи мы уже умеем решать?

Как найти целое? Как найти часть?

Из каких частей состоит задача?

Чему мы учимся на уроках математики?

Работают с сигнальными карточками.

(10)

(5)

(4)

(Яблоки не растут на берёзе.)

Решали задачи.

Задачи на нахождение целого, части.

Чтобы найти целое, нужно к одной части прибавить другую часть

Чтобы найти часть, нужно от целого вычесть известную часть.

Условие, вопрос, решение, ответ.

Учимся решать задачи.

III. Реализации построенного проекта.

Подведение к проблеме.

1. На доске орехи, грибы.

– Ребята, посмотрите на доску. Нас встречает белочка.. Что же запаслись белки?

-Сколько грибов, орехов?

-Чего больше: грибов или орехов?

-Как можно сравнивать?

– На сколько больше грибов, чем орехов?

2. Как много здесь снежинок и звездочек. Попробуйте сосчитать

Ну, так мы еще долго будем считать и замёрзнем. Я вам скажу по секрету (наслайдепоявляется 39 и 55)

– Атеперьскажите: чегобольше?

– Насколько?
– Почему это задание трудно выполнить?
– Вы видите, что если числа большие, то известный нам способ сравнения не помогает. Поэтому сегодня нам надо придумать такой способ сравнения, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисления.

грибы и орехи

грибов больше, чем орехов.

(составляем пары)

Без пары осталось 2 ореха, значит орехов на 2 меньше, чем грибов, а грибов на 2 больше, чем орехов.

…(дети считают)

IV. Открытие нового знания.

-Давайте вернемся к грибам и орехам. Оставшиеся без пары грибы составляют целое или часть?

-Как находим неизвестную часть?

-Что нужно вычитать, чтобы ответить на вопрос (на сколько больше; на сколько меньше)?
Что нужно вычитать, чтобы ответить на вопрос “на сколько больше (меньше) ?

Такие задачи учёные математики назвали задачами на разностное сравнение.

Дополните нашу тему, зная, как называются такие задачи.

Вывод: Чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

(часть)

(вычитанием)

Из большего меньшее.

Учимся решать задачи на разностное сравнение

V. Первичного закрепления с проговариванием во внутренней речи.

Закрепление в тетрадях (с. 52).

Сначала выполняются вычисления, потом проверка составлением пар.

– На поляне росло 7 елей и 3 дуба? На сколько елей больше, чем дубов?

– На тарелке лежало 10 персиков и 6 яблок.Чего больше – персиков или яблок?

На сколько персиков больше, чем яблок?

– Кого больше – котят или щенков? На сколько щенков больше, чем котят?

Запись решения и ответов .

Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,

VI. Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу или эталону.

Знакомство со схемами задач на сравнение чисел.

Практическая работа с цветными полосками

– Сравните отрезки.
– Как нужно наложить полоски, чтобы сравнить их?
– Отметьте карандашом на большой полоске то место, где оканчивается меньшая полоска?

Отрежьте и покажите разницу.

Как получили? (Учитель раздвигает полоски – одна под другой).
– Я проведу 2 пунктирные линии. Как вы думаете, что они означают? Обозначим полоски Б, М, Р.

– Какие соотношения между Б, М, и Р можно записать? (Соотношения одинаковые)

 

М + Р = Б        Р + М = Б
Б – М = Р        Б – Р = М

9. Включения в систему знаний и повторения.

 – Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

VIII. Рефлексия деятельности

-Что нового мы узнали на уроке?

-Что расскажете вы дома своим мамам?

-Что удалось на уроке?

-Над чем еще необходимо работать?

Спасибо за старание
Ведь главное – желание,
А навыки и знание
С годами к вам придут.

Веселый – Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Простой – Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Грустный – Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!


Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда..

infourok.ru

Конспект урока по математике задачи на сравнение 1 класс

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект

урока по математике

на тему: «Задачи на сравнение».

Класс: 1«в»

Подготовила: студентка 23 группы Колесникова А.В

Учитель: Семенченко Е.В______________________

Методист: Кутепова И.А_______________________

Оценка:______________________

Дата: 2.02.2018г.

Саратов 2018

Тема урока: «Задачи на сравнение»

Класс:

Цель: -формировать способность к решению простых задач на разностные сравнения чисел.

Задачи: –закрепить правило разностного сравнения чисел, навыки счета в пределах 9;

-развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение;

-воспитывать интерес к предмету

Тип урока: урок изучения нового материала.!!!!

Оборудование: презентация, схемы задач.

Система обучения:

Список литературы: учебник Л.Г. Петерсон

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд №1

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Витальевна, сегодня урок математики проведу у вас я. Присаживайтесь.

-Посмотрите, пожалуйста, на экран и выберете ту картинку, которая соответствует вашему настроению. Поднимите руку те, кто выбрал картинку под номером 1.Теперь поднимите руку те, кто выбрал картинку под номером 2. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. (слайд 1)

II. Устные упражнения

-Ребята, я предлагаю вам расшифровать слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания.(слайд 2)

7+0+1-4=4 Е

4-1+6-7=2 М

9-1-1+3=10 Ь

7+1-7+2=9 Л

5-3+8-5=5 Т

10-8+6+0=8 Е

– Сравните числа, поставив знаки

3+1

5+25

7-1

6-2= 8-4

93+3

Знайка для Незнайки составил задачи. Помоги Незнайке подобрать к задачам схемы и решить их.(слайд 4)

1) 2)3)

4)

1) Пилюлькин прописал Незнайке 6 таблеток. 2 из них тот потерял. Сколько таблеток осталось у Незнайки?

(схема 3, так как нужно найти часть: 6 – 2 = 4 (т.) – столько таблеток осталось.)

2) Тюбик насчитал в первой коробке 6 баночек с краской, а в другой – 2 баночки. В какой коробке больше баночек с краской и на сколько?

(схема 2, так как нужно найти разницу, то есть узнать, на сколько одно число больше другого: 6 – 2 = 4 (б.) – на столько больше.)

3) Знайка днем прочитал 6 научных книг, а вечером – 2. Сколько всего книг прочитал Знайка?

(схема 1, так как нужно найти целое: 6 + 2 = 8 (к.) – столько всего прочитал книг.)

– Обратите внимание на решение задач. Что заметили? (Первые две задачи решаются одинаково, так как находят часть и разницу.)

– К какой схеме Знайка не предложил задачи? (См. схему 4.)

– О чём она нам рассказывает? (Известно меньшее число 6, разница 2, нужно найти большее число.)

– Давайте с вами убедимся, в том, что красный отрезок длиннее синего. Мы знаем, что синий отрезок равен 6, и знаем кусочек красного отрезка 2.Тетерь, я накладываю синий отрезок на красный. Что мы можем сказать? (что в красном отрезке столько же, сколько в синем и ещё 2)

-Какое действие мы должны сделать, для того чтобы нам узнать длину красного отрезка? (сложение)

-Составьте задачу по этой схеме.

Решая задачу, учащиеся приходят к выводу: чтобы найти большее число, нужно к меньшему числу прибавить разницу (разность).

III. Работа по теме урока

1.Решение задач на нахождение большего числа

№1 «а» с.56

-Соотнесите схему и рисунок. Что заметили? (синий отрезок- это синие кружки, их 5, красный отрезок- это красные кружки, количество их неизвестно, но по схеме видно, что их на 2 больше, чем синих.)

-Что нужно найти? Каким действием? (Нужно найти большее число сложением)

-Заполните пропуски в числовом выражении и закончите рисунок. (5+2=7)

№1 «б»

-Соотнесите схему и рисунок. Сравните с задачей под буквой «а». Что заметили?

-Решите самостоятельно.

-Какое выражение записали? Чему равно большее число? (4+3)=7

-Сколько ещё кружков добавили в первом ряду?

-Итак, как же найти большее число?

-Проверьте своё решение с выводом в учебнике (с.56)

2.Знакомство с задачей в косвенной форме (№3 с.56)

-Прочитайте задачу. Какие звери были в зоопарке?

-Сколько медведей? Объясните, как вы понимаете следующее: «это на 2 меньше, чем слонов».

-Можно ли эту же фразу произнести по-другому? (Значит, слонов на 2 больше, чем медведей.)

-Закончите схему и запишите к ней выражение. (Один учащийся у доски комментирует)

Вывод: читая задачу, надо быть внимательным к каждому слову.

IV. Закрепление изученного материала

1. Самостоятельное решение задачи (№2 с.56)

Решение: 4+3=7(яб.)

Ответ: 7 яблок у Коли.

-Можно ли изменить условие в задаче №2, чтобы оно было похоже на условие задачи №3? (У Сережи было 4 яблока. Это на 5 яблок меньше, чем у Коли)

2.Запись задачи в тетради. (№4 с .57)

Самостоятельно. Один ученик у доски.

Решение: 5+3=8 (иг.)

Ответ: 8 игрушек.

V. Физминутка

-А теперь…

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку.

VI. Повторение пройденного

1. Составление выражений по рисункам (№5 с.57)

-На какие группы можно разделить елочные шары? (Большие, маленькие, синие, желтые)

-Что означают разноцветные кружки? (Это схематичное изобраение елочных игрушек.)

-На какие части разбиты все игрушки? (Маленькие и большие)

-Что нужно найти? (Целое)

-Какое выражение записали?

2. Знаки действий (№6 с.57) устно

VII. Упражнения для развития навыков письма

1.Пальчиковая гимнастика «Согреем пальчики»

2.Правило посадки при письме

3.Выполнение задания в учебнике

VIII. Итог. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

-Как найти разницу?

– Достигли ли вы сегодня цели урока? – Что вам показалось самым трудным на уроке?

-Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в дальнейшем?

Домашнее задание

выучить правило, №7 стр.57.

– Ребята, вот и подошёл урок к концу, мы сегодня с вами отлично поработали. -Мне было с вами очень приятно работать, я вами довольна. Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.

6

multiurok.ru

План-конспект урока математики (1 класс) по теме: Задачи на сравнение

Урок математики в 1 классе

Учитель: Алексаникова А.М.

Предмет: Математика

Класс: 1

Тема: Задачи на сравнение.

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Цели:

  1. Продолжать формировать способность к решению простых задач на разностные сравнения чисел.
  2. Познакомить с решением задач в косвенной форме.
  3. Закрепить правило разностного сравнения чисел, навыки счета в пределах 9.
  4. Учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
  5. Развивать мыслительные операции, математические способности,  внимание, память, речь, наблюдение, сравнение.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд №1

-Ребята, вы любите цирк?

-Сегодня все вы приглашены на цирковое математическое представление. Добро пожаловать к нам!

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.

Слайд 2(арена цирка)

  1. -Чтобы пройти на представление, нужны билеты,  они есть у каждого из вас на столах. На этих билетах  указано  ваше место в зрительном зале. 
  1. Выйдите ко мне ребята из первого ряда, у которых 2 и 5 места.

– На сколько 2 меньше 5? (на 3. а как вы узнали? Из большего числа вычли меньшее)

– На сколько 5 больше, чем 2? (на 3)

-А какие ещё математические действия можно произвести с этими числами?

– Найдите сумму чисел 2 и 5. (7. почему?)

  1. Выйдите ребята из второго ряда, у которых 4 и 6 места.

-На  сколько 5 меньше, чем 6? (на 1. А как вы узнали? Из большего числа вычли меньшее )

– На сколько 6 больше, чем 4? (на 2)

–А какие ещё математические действия можно произвести с этими числами?

     – Найдите разность чисел 4 и 6? .(2)

  1. -Посмотрите друг у друга  билеты и сравните числа.  Поднимите руки  те,  у которых это  число больше.(2 вариант)

– Поднимите руки те ребята, у которых число меньше, чем у соседа. (1 вариант)

-Что мы с вами сейчас делали?(повторяли)

Слайд 3 (  играет «цирковой марш»)

   2.    Итак, не забывая о правилах посадки, начинаем представление.  

         -Впервые на арене цирка выступает зебра. Встречайте её.

 а) Кроме цирка и зоопарка, где еще можно встретить зебру? (Слайд №4 щелчком мыши появляется «зебра» на зебре )

– Как называется разметка на дороге?

(на проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов).

    б)  – Для чего нужна разметка?

    (Чтобы знать, где переходить через дорогу).

Слайд 4

   -А зебра для вас приготовила, вот какое задание: (на слайде с зеброй схемы задач)

-Я вам прочитаю задачу. Подберите к задаче схему из предложенных на доске и решите её.

             6                          2

а) На арене цирка выступали 6 рыжих и 2 пятнистых собачки. Сколько всего собачек выступало на арене цирка? (Схема №1)

 – Почему?(т. к. в задаче нужно найти целое)

-Сколько всего собачек выступало на арене цирка?(8)

-Назовите решение задачи ?(6+2=8(с.)- всего собачек выступало на арене цирка.)

-Почему задача решается сложением?(чтобы найти целое ,надо обе части сложить)

-Справились с задачей?(да) . Похлопайте себе в ладоши.

б) Клоун насчитал  6 банок с красной  краской и  2 с синей.  Какой краски  больше  и на сколько банок? (схема №2)

– Почему? (т.к. в задаче нужно найти разницу,)

-Как найти разность?(надо из большего числа вычесть меньшее)

-Назовите решение задачи ?(  6-2=4 (б.)- на столько больше)

-Так какой краски было больше?(красной)

-На сколько банок?(на 4 банки)  Похлопали.

в) А к третьей схеме зебра не составила нам задачу.

– Рассмотрите  схему и составьте задачу сами.

– Что известно в задаче? (известно меньшее число 6, разница 2,)

-Что нужно найти?( большее число)

-Знаем ли мы как найти большее число?(нет) П Р О Б Л Е М А)

-Какую цель поставим для себя на этом уроке? (Научиться решать задачи на  нахождение большего числа по известному меньшему числу и разнице)

– Подумайте, как можно найти большее число? Предложите варианты своего решения. Объясните выбор. (Мы не знаем.)

– Составьте задачу к этой схеме.

-На арене цирка выступало 6 тигров, а львов – на 2 больше. Сколько львов выступало в цирке?

-Назовите решение задачи ? (6+2=8(л.)-выступало в цирке.)

– Так как же  найти большее число?(ВЫВОД: чтобы найти большее число, надо к меньшему числу прибавить разность.)

-Давайте прочитаем правило в учебнике на с.56(читают)

-Наш вывод подтвердился? (да) ПОХЛОПАЛИ

III. Первичное закрепление

  1. Решение задач на нахождение большего числа

Слайд 5.

На арену цирка выезжает косолапый Мишка. 

      Говорят – «косолапый медведь». А как он педали умеет вертеть!  

1) – Помогите Мишутке, используя знания, открытые на уроке выполнить задание №2 на странице 56.

Самостоятельное решение задачи №2 стр. 56

– Прочитайте задачу про себя.

-О чём эта задача?(о яблоках)

– Назовите условие задачи?.

-Назовите вопрос задачи?

-Рассмотрите схему.

-Что известно?(меньшее число 4 ,разность 3)

-Что нужно найти?( большее число)

-Как найти большее число?(  надо к меньшему числу прибавить разность.)

-Составьте выражение и запишите его.( 4+3 проверка на экране)

-Решите задачу.(4+3=7(яб.)

           

-Сформулируйте ответ и запишите.( Ответ: 7 яблок.) ПОХЛОПАЙТЕ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

. Слайд 6.   Антракт. 

     Клип на песню «Цирк» Автор Пчелинцева Оксана сайт http://www.viki.rdf.ru

Слайд 7.  

  1. Знакомство с задачей в косвенной форме.

На арене цирка выступает Слонёнок.

Он тоже приготовил для вас задание..

Работа по учебнику №3

– Прочитайте задачу. Какие звери были в зоопарке?(медведи и слоны)

– Сколько медведей? (7)

-Прочитайте следующее предложение«это на 2 меньше, чем слонов»

-Так каких животных было меньше? (медведей)

-Авторы написали, что медведей было меньше, употребив слово «ЭТО» подчеркните это важное слово.

-Если медведей было на 2 меньше,  то слонов ……(на 2 больше)

– 2 – это что на схеме? (разница)

-Какой вопрос задачи? Что ищем?(Сколько слонов в зоопарке?  Большее число.)

-Составьте выражение.(7+2)

-Запишите решение и ответ.(7+2=9(сл.) )

-Давайте сравним задачи №2 и №3.

-Прочитайте слова, которые выделены жирным шрифтом в этих задачах.( на 3 больше и на 2 меньше)

-Каким действием решается первая задача?(+). Вторая задача?(+)

– Почему? ( Ищем большее число). Задача № 3 в косвенной форме. К таким задачам нужно быть особенно внимательными.

-Молодцы, дети! Вы справились с заданием и теперь у вас есть новый

     друг – добрый, смешной Слонёнок. ПОХЛОПАЛИ.

Слайд 8

V.  Повторение и закрепление пройденного.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

На арену выходит знаменитый клоун Клёпа.

 – Я узнал, говорит он, – что вы учитесь в школе № 14 в 1 классе , и очень хорошо

      научились считать, думать, соображать. А так ли это, я сейчас хочу проверить.

-Если ответ правильный, то он появится в таблице.

  1. Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7. Найдите сумму. (9)
  2. Назовите последующее число 5. (6)
  3. На сколько 5 больше, чем 4?( на1)

-Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке возрастания.

-– Какое слово у вас получилось? Прочитайте хором.(УРА !)

VI. Итог урока. Рефлексия.                                                                                                    – Что нового узнали на уроке?                                                                                                 – Достигли ли вы сегодня цели урока?                                                                                     – Что вам показалось самым трудным на уроке?

-Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в дальнейшем?

Слайд 9.  

– Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики:  смайлик с зелёным шариком, кому было легко на уроке. смайлик с красным шариком- кто испытывал трудности.

 Слайд 10  

  – Артисты цирка прощаются с вами и  ждут вас на следующее представление. А клоун Клёпа дарит вам  на память о сегодняшнем уроке эти билеты в цирк . Спасибо всем за работу на уроке.  Урок окончен.Успехов вам в учёбе.

nsportal.ru

План-конспект урока по математике (1 класс) на тему: Задачи на разностное сравнение

Автор: Корнилова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Устьинская СОШ

Математика – 1 класс

Раздел: Числа от 1 до 10. Число 0.

                Сложение и вычитание.

Тема: Задачи на разностное сравнение.

Название номинации: «Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий»

Авторы учебников и печатных тетрадей: В.Г.ДорофеевТ.Н.МираковаТ.Б.Бука Москва «Просвещение» 2012

Формируемые УУД:

Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе, воспитывать интерес к урокам  математики, осознавать его значение; бережно относиться к учебнику  и рабочей тетради; развивать навыки сотрудничества: освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; развивать элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

Регулятивные: Понимать поставленную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; составлять план действий для решения несложных учебных задач; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, используя математическую терминологию.

Познавательные: Ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.

Коммуникативные:  Принимать участие в работе парами и группами; воспринимать различные точки зрения; использовать простые речевые средства; Контролировать свои действия в классе; включаться в диалог со сверстниками и учителем; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками; совместно со сверстниками определять задачу групповой работы; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться , если на ошибки указывают другие.


Задачи на разностное сравнение

Урок 1

Тема урока: Задачи на разностное сравнение

Цель: Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:

Учить решать задачи на разностное  сравнение.

Развивать умение работать в группе, оценивать свои результаты.

Учить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Воспитывать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию учения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная

Оборудование урока:алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.

Ход  урока

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

  1. Актуализация знаний:

 Устный счёт.

       1)   – Счёт до 20 вперёд и обратно.

– Счёт от 9 до 16; от 10 до 3.

– Покажите число, следующее за числом 12 (13).

– Покажите число предыдущее числу 18 (19).

-Какое число стоит слева от 13 на 2 единицы? (11)
– Какое число стоит справа от 9 на 3 единицы? (12)

– Какое число стоит между 3 и 5, 18 и 20? (4, 19)

– Назовите соседей числа 15 (14, 16)

2) – Послушайте внимательно мою задачу. Что в ней неправильно?

 «С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень несколько машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?» (Не хватает данных)

– Исправьте условие и решите задачу.

       «С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень 5 машин уехало. Сколько машин      осталось стоять на парковке?»

       3) Задание № 5 на стр. 12

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь

   3. Самоопределение деятельности

Практическая работа:

 – Положите на парту 5 кружков, а под ними 4 квадрата.

–  Как узнать, чего больше? Чего меньше? На сколько?

– Что надо сделать, чтобы узнать, на сколько кружков больше, чем квадратов? (Надо убрать столько кружков, сколько квадратов ).

 – Каким действием будем решать эту задачу?

4. Постановка учебной задачи.

– Два разных ученика решили эту задачу по-разному.

Один решил так: 5 – 4

Другой решил так: 4 – 5

– Объясните, кто прав?

 Чем будем заниматься на уроке?  (Решать задачи на сравнение, то есть определять, на сколько одно число больше или меньше другого)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

Выстраивается алгоритм действия.

– Прочитайте правило по учебнику на стр. 11

6. Первичное закрепление.

Выполнение задания 1 на стр.11

VI7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№ 2,3  с. 24 в тетради на печатной основе

Физпауза

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйтесь, ну-ка, ну-ка!

Распремляясь, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже?

Так давайте ей поможем.

Вправо-влево, раз и два –

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули все слегка.

8. Вторичное закрепление

а) Работа в группах. №2 -1группа ,  №3 -2 группа с иллюстрированием задач с помощью наборного материала (квадратов, кружков, треугольников и д.р.)

б) Выполнение задания №4  с включением выражений «на сколько больше, на сколько меньше» в активную речь учащихся.

в) № 4 с. 25 тетрадь на печатной основе

№ 4, с.112 учебника

9. Рефлексия.

-Было интересно…

-Было трудно…

-Я понял, что…

– Теперь я могу…

– Я научился…

– Мне захотелось…

– На какой ступеньке лесенки вы хотели бы сейчас стоять?

  • Ничего не понял на уроке
  • Всё понятно
  • Хочу знать больше

nsportal.ru

Математика “Задачи на разностное сравнение чисел” (1 класс)

Тема. Задачи на разностное сравнение чисел

Цель:  отрабатывать приемы сравнения чисел; учиться решать задачи на разностное сравнение; развивать логическое мышление.

Задачи: обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие; развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся; воспитывать активность, усидчивость, прилежания в процессе учения; воспитывать уважение к товарищам.

УЭ

Содержаниеурока

Действияученика

УЭ-0

1.Организационный момент

Создание коллаборативной среды

– Ребята, сегодня на уроке у нас гости, повернитесь к ним и поприветствуйте их.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!

Б) Девиз урока: «Хочу много знать!»

На уроке вы будете работать в группах. Свою работу будете оценивать по критериям в оценочных листах.

В) Правила работы в группе

  • Не выкрикиваем

  • Не перебиваем друг друга

  • Мы слышим друг друга

  • Учимся работать сообща

– Я желаю вам успехов!

– А поможет нам в этом любимый вами герой, а кто  вы узнаете, отгадав загадку.

Он излечит, исцелит,
Добрый доктор…. (Айболит)

– Правильно, это доктор Айболит.
– Ребята, а из какого произведения этот герой? (Доктор Айболит.Показываю книгу).
– А кто автор? (К.И.Чуковский).
(Обращаюсь к портрету и выставке книг).
– Айболит – это сказочный доктор. Он лечит зверей.
– Когда я шла в школу, он меня встретил и сказал, что заболели зверята. Но вот беда, у него закончились лекарства и аптечка пуста. Он просит вас, ребята, о помощи.
– Согласны вы помочь Доктору Айболиту?
– Тогда начинаем.
– Ребята, а что должно быть в аптечке (Йод, зелёнка, витамины, таблетки)

В) Оформление тетради

Минутка чистописания

– Запишите цифры в порядке возрастания

УЭ-1

1.Устный счет

1. Математическая рыбалка

– Как будем оценивать?

КО – 3 балла

Критерии

3 балла-нет ошибок

2 балла-1 ошибка

1 балл-2 ошибки и более

Индивидуальная работа

16-6-5+5=10+4-10+6=

12-2-3+2=13-10-2+9=

11-1-4+3= 19-9-3-6=

Горнеева Д

Бебех Д

Выполнение заданий под наблюдением учителя и группы

Греб А.

УЭ-2

1.Формулирование темыурока

«Мозговой штурм»

1. Прочитайте.

У Иры 5 яблок. А у Ани 3яблока.

Поставьте приемлемый вопрос:

Сколько яблок у Иры?

На сколько яблок больше уИры?

Сколько красных яблок?

3. Предположите тему урока

Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать цели нашего урока.

Закрепим …..

Учиться ….

Подумайте и обсудите в группе

2.Тема урока

– Что рекомендуют врачи, чтобы не болеть? (Принимать витамины)

1) Чтобы собрать витамины для зверей вам надо выполнить задание

А) Работа в группах.

2. Критерии оценивания

Б) Составление задач на разностное сравнение

В) Презентация работ

Оцените свою работу – 3 балла

– Молодцы!
– Витамины мы собрали, они в аптечке
– Айболит говорит, что мы заслужили отдых.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире!
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Слушай внимательно

Не понял-спроси!

Стратегия «Светофор»

УЭ-3

1.Закрепление изученногоматериала

1.Вставить пропущенные числа

– А сейчас в аптечку нужно положить таблетки.

Ребята, а можно вам самим брать и пить таблетки? А почему нельзя?

– Чтобы положить таблетки в аптечку, надо выполнить следующее задание. Вставить пропущенные числа.

– Посмотрите внимательно на примеры. Прежде чем приступить к работе, что нужно вспомнить?

– Как найти слагаемое?

– Как найти уменьшаемое, вычитаемое?

– Как будем оценивать?

Критерии оценивания

1 группа 2 группа 3 группа

…+30=70 60+…=90 40+…=70

40-…=10 80-…=50 100-…=70

…-30=30 …-30=20 …-30=40

Назовите одним словом, что записано на карточке.

Подчеркните слагаемое красным цветом, уменьшаемое – зеленым, вычитаемое – синим

«Перекрестный бой»

Оцените свою работу- 3 балла

– Молодцы! Таблетки в аптечке

2. Работа в группах сменного состава

– Теперь нужно положить в аптечку йод. Для этого нужно составить уравнения.

– Как будем оценивать?

1 группа- слагаемое

2 группа-уменьшаемое

3 группа-вычитаемое

Оцените свою работу- 3 балла

– Молодцы!
– Йод уже в аптечке.
– Айболит предлагает гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

Проведём,  друзья, сейчас
Мы гимнастику для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх, и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Повторить так 8 раз.
Лучше будет видеть глаз.

3.Самостоятельная работа

– Ещё осталось положить в аптечку зелёнку.
А) Выберите схему к задаче

Критерии оценивания

Вите 6 лет, Лене 9 лет. На сколько лет Лена старше Вити?

Катя нашла 7 грибов, а Аня – 10 грибов. На сколько больше грибов нашла Аня, чем Катя?

Оцените свою работу- 3 балла

– Молодцы!
– Зелёнка в аптечке.
– Всё готово и Айболит засобирался в дорогу к больным зверятам.
– А что произошло дальше, вы узнаете, когда прочитаете книгу.
– Айболит вылечил зверей, благодаря вашим знаниям, умениям и трудолюбию.

Выполниработу. Проверь

Домашняя работа

Дифференцированное задание

1. Решите задачи

А) В магазине продали 80 утюгов, а ламп 10. На сколько ламп меньше, чем утюгов?
б) В парке 30 лип, а берез 50. На сколько берез больше, чем лип?  

2. 39-30= 46+23=

87-7= 23+34=

3. 33+х=48 х-24=62 76-х=21

УЭ-4Итог урока

Рефлексия урока

– Как узнать насколько одно число больше или меньше другого?

Оценим свою работу на уроке.

– Молодцы!
– Встаньте те, кто оценил свою работу на 5.и т.д.Обоснуйте.

Доктор Айболит поощряет вас за ваши знания и трудолюбие вот такими волшебными жетонами.
– Какое задание на уроке вам понравилось, и вы его хотели бы повторить снова, на полях поставьте кружочек и закрасьте зелёным цветом.
– Задание, которое вызвало у вас затруднение, поставьте напротив знак восклицания.
– Если вы довольны своей работой, зажгите огонёк зелёного цвета.
– Если вы могли бы лучше, зажгите огонёк жёлтого цвета.
– Если вам ваша работа не понравилась, и вы могли бы лучше работать, зажгите красный сигнал светофора.
– Урок окончен! Всем спасибо!

Оцени свою деятельность на уроке

infourok.ru

Карточка “Задачи на разностное сравнение”, 1 класс

Решить задачи

Правило: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. (Р = Б – М)

4 в.

I

? в.

II

7 в.

На одной ветке 4 воробья, а на другой 7 воробьёв. На сколько воробьёв на первой ветке меньше, чем нм второй?

Ответ: ____________________________________

3 цв.

Т.

? цв.

Р.

6 цв.

В вазе было 3 тюльпана и 6 ромашек. На сколько ромашек в вазе было больше, чем тюльпанов?

Ответ: ____________________________________

С.

В.

Серёже 5 лет, а Вите 9 лет. На сколько лет Серёжа младше Вити?

Ответ: ____________________________________

П.

К.

Петя решил 7 примеров, а Коля 9 примеров. На сколько больше примеров решил Коля, чем Петя?

Ответ: ____________________________________

infourok.ru

Урок по математике ” Решение задач на сравнение чисел”(1 класс)

Урок математики по общеобразовательной системе “Школа 2100″отрабатывает приёмы сравнения чисел , умения решать задачи на разностное сравнение , развивает логическое мышление , расширяет кругозор учащихся.

Урок по математике по программе « 2100» 1 класс тема : Сравнение чисел. Задачи на разностное сравнение”.

Тема. “Сравнение чисел. Задачи на разностное сравнение”.

Цели. Отрабатывать приемы сравнения чисел; учиться решать задачи на разностное сравнение; развивать логическое мышление; расширять кругозор учащихся.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

– Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

– Сегодня у нас на уроке необычные гости – это наши родители. Оглянитесь, найдите их глазками. Давайте расскажем им о себе.

– Мы умные, серьёзные.
Мы отлично учимся, 
всё у нас получится.

Игра “Как живёте?”

– Для того чтобы проверить, как вы готовы работать на уроке, ответьте на мои вопросы, показывая жесты:

– Дети, как живёте? (“Вот так!”)

– Как идёте?

– Как бежите?

– А как спали?

– Как берёте?

– А даёте?

– Как шалите?

– А грозите?

– Как смеётесь?

– А математику как знаете?

– Замечательно!

-Если вам захочется на уроке ответить на мой вопрос, как это сделать правильно? (Поднять руку и подождать, когда тебя спросят)

– А если спросят другого, нужно ли обижаться? (Нет)

– Почему? ( Потому что спрашивают поочередно)

2.Мотивация к учебной деятельности:

Открываю на доске высказывание:

Математику нельзя изучать, глядя, как это делает сосед.

  • Как вы понимаете это выражение? (Учиться надо всегда самому, иначе ничему не сможешь научиться.)

  • А что значит учиться? (Это, во-первых, понять, что мы не знаем, и, во-вторых, самому найти новый способ.)

-Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок?

  • А почему? (Мы только начали изучать новую тему и для того, чтобы все хорошо усвоить, надо много тренироваться самому.)

3.Актуализация знаний:
–Открываем тетради:

Работа над формированием каллиграфического почерка в тетрадях. В тетради записано: 7, 77, …

Как вы продолжите ряд чисел дальше?

(Первое число состоит из одной семерки, второе число – из двух семерок, значит, третье число будет состоять из трех семерок и т.д. Каждый раз добавляется по одной цифре.)

– Продолжите ряд чисел до конца строки. Прочитайте числа, которые вы знаете. Где в жизни людей встречается цифра 7 или число 7?

Семь дней недели, семь цветов радуги, семь нот.

Если заглянуть в историю, то в Древнем Риме почитались семь богов, в Греции говорят о семи чудесах света. Что связано с числом 7 в жизни Башкортостана?

На флаге Башкортостана семь цветков курая , а это значит, что каждый житель республики должен знать семь своих поколений. А еще по обычаю башкирского народа имя ребенку дают на седьмой день после рождения. В культуре народа живет национальный башкирский танец “Семь девушек”.

-Расскажите мне о числе 7 ….

4. Повторение, устный счет

-Математический диктант:

-А сейчас мы поупражняемся в устных вычислениях , будем в тетрадях записывать только ответы:

  • найти сумму чисел 2 и 5 ;

  • уменьшаемое 9, вычитаемое 3, найти разность;

  • уменьшить число 8 на 6;

  • увеличить число 4 на 5;

  • первое слагаемое 4, второе такое же, найти сумму,

  • я задумала число, если к нему прибавить 4, получится 7, какое число я задумала…

(Дети дают ответы, кто согласен, хлопают) Проверим товарищей у доски.(3 человека)

(7; 6; 2; 9; 8; 3)

-Запишем эти числа в порядке возрастания.

2 3 6 7 8 9

5. Физкультминутка

Ритмическая игра. Счет до 20 через 4. Хлопки идут в следующем порядке: на счет 1 хлопки по коленям, на 2 – по парте, на 3 – в ладоши, на 4 – в ладоши с соседом. Вслух произносятся числа 4, 8, 12, 16, 20, остальные про себя.

6. Постановка учебной проблемы:

На доске прикреплены геометрические фигуры.

Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько их на доске.

– Нарисуйте под кружками столько треугольников, сколько их на доске. Чего больше – треугольников или кружков? Как вы будете сравнивать?

( Посчитаем. Кружков 5, а треугольников 7. При счете 5 встречается раньше 7, значит, 5 меньше 7. Следовательно, кружков меньше, чем треугольников.)

Как еще можно сравнить?

( Нужно каждый кружок соединить с треугольником. Какие предметы остались без пары, тех и больше. Два треугольника остались без пары, значит, их больше.)

Хорошо, с этим заданием вы справились. И я хочу вам подарить снежное небо и звездное небо. Скажите, чего больше – звезд или снежинок? Как будем сравнивать? Можно составить пары, но это долго и можно ошибиться.
– Можно посчитать, но и тут можно ошибиться: звезды очень мелкие.
– Я рисовала снежинки и звезды и знаю, что снежинок 87, а звезд 92. (Числа под рисунками.)
– Снежинок меньше, чем звезд, потому что 87 < 92.

На сколько снежинок меньше, чем звезд? Как узнать это с помощью вычислений? Это цель сегодняшнего урока.

7. Открытие нового знания :
– У вас на столах лежат полоски я предлагаю сравнить их по длине.
Отметьте карандашом на большой полоске то место , где заканчивается меньшая полоска, а затем раздвиньте их.
– Я проведу 2 пунктирные линии. Как вы думаете ,что они означают ?
( меньшая полоска равна части большей полоски, которую мы отметили)
-Какой буквой удобно обозначать большую полоску? Меньшую? Их разницу ?

– Посмотрите на задание в тетради, где вы сравнивали число кругов и треугольников. Чего было больше – треугольников или кругов?

( Треугольников больше, чем кругов, потому что треугольники остались без пары.)

( Неизвестна часть , чтобы ее найти, нужно из целого вычесть известную часть. Нужно из 7 вычесть 5, получится 2. На 2 треугольника больше, чем кругов.)

На сколько кругов меньше, чем треугольников?

(На 2 круга меньше, чем треугольников.)

Так как же узнать с помощью вычислений, на сколько одно число больше другого?
Делаем вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
-Прочитайте вывод в учебнике на с. 54. Вы молодцы, ваше правило совпало с правилом в учебнике.
-Как же узнать, на сколько снежинок меньше, чем звезд? Нужно из 92 вычесть 87. Умеете ли вы вычитать такие числа? Нет, этому вы будете учиться позже.

8. Закрепление изученного .
Контроль усвоения знаний учащимися и подведение итогов урока

Я буду читать задания, а вы в тетради запишите решение.

1. На сколько число 5 больше 2?

5 – 2 = 3.

2. На сколько число 7 меньше 9?

9 – 7 = 2.

3. Оле 2 года, а брату 6 лет. На сколько брат старше Оли?

6 – 2 = 4.

Как вы узнавали, на сколько одно число больше другого?

Спасибо всем за работу на уроке.

10. Рефлексия.

– Наш урок подходит к концу.

– С какими задачами познакомились?

– Чему научились?

– У вас на партах лежат кружки разного цвета.

Синий – “Я понял всё”.

Оранжевый – “Остались сомнения”.

ЗЕЛЕНЫЙ – “Я не понял”.

Возьмите нужный кружок и выйдите с ним к доске.

– Что скажете?

– Спасибо за урок. Молодцы!

-Чему был посвящён сегодняшний урок?

-В каком месте у вас были затруднения? (В решении задачи, в вычислениях)

-Удалось ли их преодолеть? Как?

-Сделайте вывод о том, зачем нужно домашнее задание? (Для того чтобы потренироваться в том, что ещё не очень хорошо получается)

-Я рада, что вы понимаете важность качественного выполнения домашнего задания.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *