Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
г. Усть-Лабинска
Урок математики в 1 классе:
«Задачи на разностное сравнение чисел»
Составитель:
учитель начальных классов
Чурикова Анастасия Александровна
г. Усть-Лабинск
2014 г.
Планируемые результаты:
1) учить решать задачи на разностное сравнение, ввести правило разностного сравнения чисел;
2) развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Научиться высказывать своё предположение (версию)
Учиться работать по предложенному плану
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Задачи:
1. Обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие;
· продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;
2. Развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя, совершенствовать мыслительные операции, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции, развивать навык самооценки.
3. Воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения; воспитывать уважение к товарищам.
4. Корректировать устную речь учащихся.
5. Создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз, следить за посадкой детей во время работы за партой.
Оборудование: карточки с числами, схема компонентов задачи, веер цифр, рабочие тетради на печатной основе, смайлики для самооценки компьютер и мультимедийная установка ,набор геометрических фигур.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
-С каким настроением пришли на урок? (Звучит тихая, спокойная мелодия).
– Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры и приветливы.
– Давайте, ребята, учиться считать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните всё, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
– Ребята, я хочу предложить вам отправиться в удивительный лес. Но у нас сегодня
гости. Как же быть ???- Очень хорошо, отправляемся вместе с гостями.
II. Актуализация знаний.
Чтобы скоротать наш путь, решите задачи, покажите ответ.
Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три щенка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько собралось друзей?
Семь листьев Вася сам собрал,
Алеше три листа отдал.
Скажите, сколько у него
Осталось листиков всего?
Решите ещё одну задачу: «На ели росло
8 яблок, 3 упало. Сколько яблок осталось? »
Исправьте условие так, чтобы получилась задача.
Выявление места и причины затруднения.
Приглашаю вас в математический театр. Обыграем задачу.
Что мы делали?
Какие задачи мы уже умеем решать?
Как найти целое? Как найти часть?
Из каких частей состоит задача?Чему мы учимся на уроках математики?
Работают с сигнальными карточками.
(10)
(5)
(4)
(Яблоки не растут на берёзе.)
Решали задачи.
Задачи на нахождение целого, части.
Чтобы найти целое, нужно к одной части прибавить другую часть
Чтобы найти часть, нужно от целого вычесть известную часть.
Условие, вопрос, решение, ответ.
Учимся решать задачи.
III. Реализации построенного проекта.
Подведение к проблеме.
1. На доске орехи, грибы.
– Ребята, посмотрите на доску. Нас встречает белочка.. Что же запаслись белки?
-Сколько грибов, орехов?
-Чего больше: грибов или орехов?
-Как можно сравнивать?
– На сколько больше грибов, чем орехов?
2. Как много здесь снежинок и звездочек. Попробуйте сосчитать
Ну, так мы еще долго будем считать и замёрзнем. Я вам скажу по секрету (наслайдепоявляется 39 и 55)
– Атеперьскажите: чегобольше?
– Насколько?
– Почему это задание трудно выполнить?
– Вы видите, что если числа большие, то известный нам способ сравнения не помогает. Поэтому сегодня нам надо придумать такой способ сравнения, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисления.
грибы и орехи
грибов больше, чем орехов.
(составляем пары)
Без пары осталось 2 ореха, значит орехов на 2 меньше, чем грибов, а грибов на 2 больше, чем орехов.
…(дети считают)
IV. Открытие нового знания.
-Давайте вернемся к грибам и орехам. Оставшиеся без пары грибы составляют целое или часть?
-Как находим неизвестную часть?
-Что нужно вычитать, чтобы ответить на вопрос (на сколько больше; на сколько меньше)?
– Что нужно вычитать, чтобы ответить на вопрос “на сколько больше (меньше) ?
Такие задачи учёные математики назвали задачами на разностное сравнение.
Дополните нашу тему, зная, как называются такие задачи.
Вывод: Чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
(часть)
(вычитанием)
Из большего меньшее.
Учимся решать задачи на разностное сравнение
V. Первичного закрепления с проговариванием во внутренней речи.
Закрепление в тетрадях (с. 52).
Сначала выполняются вычисления, потом проверка составлением пар.
– На поляне росло 7 елей и 3 дуба? На сколько елей больше, чем дубов?
– На тарелке лежало 10 персиков и 6 яблок.Чего больше – персиков или яблок?
На сколько персиков больше, чем яблок?
– Кого больше – котят или щенков? На сколько щенков больше, чем котят?
Запись решения и ответов .
Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
VI. Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу или эталону.
Знакомство со схемами задач на сравнение чисел.
Практическая работа с цветными полосками
– Сравните отрезки.
– Как нужно наложить полоски, чтобы сравнить их?
– Отметьте карандашом на большой полоске то место, где оканчивается меньшая полоска?
Отрежьте и покажите разницу.
Как получили? (Учитель раздвигает полоски – одна под другой).
– Я проведу 2 пунктирные линии. Как вы думаете, что они означают? Обозначим полоски Б, М, Р.
– Какие соотношения между Б, М, и Р можно записать? (Соотношения одинаковые)
М + Р = Б Р + М = Б
Б – М = Р Б – Р = М
9. Включения в систему знаний и повторения.
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
VIII. Рефлексия деятельности
-Что нового мы узнали на уроке?
-Что расскажете вы дома своим мамам?
-Что удалось на уроке?
-Над чем еще необходимо работать?
Спасибо за старание
Ведь главное – желание,
А навыки и знание
С годами к вам придут.
Веселый – Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Простой – Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
Грустный – Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда..
infourok.ru
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект
урока по математике
на тему: «Задачи на сравнение».
Класс: 1«в»
Подготовила: студентка 23 группы Колесникова А.В
Учитель: Семенченко Е.В______________________
Методист: Кутепова И.А_______________________
Оценка:______________________
Дата: 2.02.2018г.
Саратов 2018
Тема урока: «Задачи на сравнение»
Класс: 1в
Цель: -формировать способность к решению простых задач на разностные сравнения чисел.
Задачи: –закрепить правило разностного сравнения чисел, навыки счета в пределах 9;
-развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение;
-воспитывать интерес к предмету
Тип урока: урок изучения нового материала.!!!!
Оборудование: презентация, схемы задач.
Система обучения:
Список литературы: учебник Л.Г. Петерсон
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд №1
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Витальевна, сегодня урок математики проведу у вас я. Присаживайтесь.
-Посмотрите, пожалуйста, на экран и выберете ту картинку, которая соответствует вашему настроению. Поднимите руку те, кто выбрал картинку под номером 1.Теперь поднимите руку те, кто выбрал картинку под номером 2. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. (слайд 1)
II. Устные упражнения
-Ребята, я предлагаю вам расшифровать слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания.(слайд 2)
7+0+1-4=4 Е
4-1+6-7=2 М
9-1-1+3=10 Ь
7+1-7+2=9 Л
5-3+8-5=5 Т
10-8+6+0=8 Е
– Сравните числа, поставив знаки
3+1
5+25
7-1
6-2= 8-4
93+3
Знайка для Незнайки составил задачи. Помоги Незнайке подобрать к задачам схемы и решить их.(слайд 4)
1) 2)3)
4)
1) Пилюлькин прописал Незнайке 6 таблеток. 2 из них тот потерял. Сколько таблеток осталось у Незнайки?
(схема 3, так как нужно найти часть: 6 – 2 = 4 (т.) – столько таблеток осталось.)
2) Тюбик насчитал в первой коробке 6 баночек с краской, а в другой – 2 баночки. В какой коробке больше баночек с краской и на сколько?
(схема 2, так как нужно найти разницу, то есть узнать, на сколько одно число больше другого: 6 – 2 = 4 (б.) – на столько больше.)
3) Знайка днем прочитал 6 научных книг, а вечером – 2. Сколько всего книг прочитал Знайка?
(схема 1, так как нужно найти целое: 6 + 2 = 8 (к.) – столько всего прочитал книг.)
– Обратите внимание на решение задач. Что заметили? (Первые две задачи решаются одинаково, так как находят часть и разницу.)
– К какой схеме Знайка не предложил задачи? (См. схему 4.)
– О чём она нам рассказывает? (Известно меньшее число 6, разница 2, нужно найти большее число.)
– Давайте с вами убедимся, в том, что красный отрезок длиннее синего. Мы знаем, что синий отрезок равен 6, и знаем кусочек красного отрезка 2.Тетерь, я накладываю синий отрезок на красный. Что мы можем сказать? (что в красном отрезке столько же, сколько в синем и ещё 2)
-Какое действие мы должны сделать, для того чтобы нам узнать длину красного отрезка? (сложение)
-Составьте задачу по этой схеме.
Решая задачу, учащиеся приходят к выводу: чтобы найти большее число, нужно к меньшему числу прибавить разницу (разность).
III. Работа по теме урока
1.Решение задач на нахождение большего числа
№1 «а» с.56
-Соотнесите схему и рисунок. Что заметили? (синий отрезок- это синие кружки, их 5, красный отрезок- это красные кружки, количество их неизвестно, но по схеме видно, что их на 2 больше, чем синих.)
-Что нужно найти? Каким действием? (Нужно найти большее число сложением)
-Заполните пропуски в числовом выражении и закончите рисунок. (5+2=7)
№1 «б»
-Соотнесите схему и рисунок. Сравните с задачей под буквой «а». Что заметили?
-Решите самостоятельно.
-Какое выражение записали? Чему равно большее число? (4+3)=7
-Сколько ещё кружков добавили в первом ряду?
-Итак, как же найти большее число?
-Проверьте своё решение с выводом в учебнике (с.56)
2.Знакомство с задачей в косвенной форме (№3 с.56)
-Прочитайте задачу. Какие звери были в зоопарке?
-Сколько медведей? Объясните, как вы понимаете следующее: «это на 2 меньше, чем слонов».
-Можно ли эту же фразу произнести по-другому? (Значит, слонов на 2 больше, чем медведей.)
-Закончите схему и запишите к ней выражение. (Один учащийся у доски комментирует)
Вывод: читая задачу, надо быть внимательным к каждому слову.
IV. Закрепление изученного материала
1. Самостоятельное решение задачи (№2 с.56)
Решение: 4+3=7(яб.)
Ответ: 7 яблок у Коли.
-Можно ли изменить условие в задаче №2, чтобы оно было похоже на условие задачи №3? (У Сережи было 4 яблока. Это на 5 яблок меньше, чем у Коли)
2.Запись задачи в тетради. (№4 с .57)
Самостоятельно. Один ученик у доски.
Решение: 5+3=8 (иг.)
Ответ: 8 игрушек.
V. Физминутка
-А теперь…
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
VI. Повторение пройденного
1. Составление выражений по рисункам (№5 с.57)
-На какие группы можно разделить елочные шары? (Большие, маленькие, синие, желтые)
-Что означают разноцветные кружки? (Это схематичное изобраение елочных игрушек.)
-На какие части разбиты все игрушки? (Маленькие и большие)
-Что нужно найти? (Целое)
-Какое выражение записали?
2. Знаки действий (№6 с.57) устно
VII. Упражнения для развития навыков письма
1.Пальчиковая гимнастика «Согреем пальчики»
2.Правило посадки при письме
3.Выполнение задания в учебнике
VIII. Итог. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
-Как найти разницу?
– Достигли ли вы сегодня цели урока? – Что вам показалось самым трудным на уроке?
-Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в дальнейшем?
Домашнее задание
выучить правило, №7 стр.57.
– Ребята, вот и подошёл урок к концу, мы сегодня с вами отлично поработали. -Мне было с вами очень приятно работать, я вами довольна. Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.
6
multiurok.ru
Урок математики в 1 классе
Учитель: Алексаникова А.М.
Предмет: Математика
Класс: 1
Тема: Задачи на сравнение.
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Цели:
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд №1
-Ребята, вы любите цирк?
-Сегодня все вы приглашены на цирковое математическое представление. Добро пожаловать к нам!
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.
Слайд 2(арена цирка)
– На сколько 2 меньше 5? (на 3. а как вы узнали? Из большего числа вычли меньшее)
– На сколько 5 больше, чем 2? (на 3)
-А какие ещё математические действия можно произвести с этими числами?
– Найдите сумму чисел 2 и 5. (7. почему?)
-На сколько 5 меньше, чем 6? (на 1. А как вы узнали? Из большего числа вычли меньшее )
– На сколько 6 больше, чем 4? (на 2)
–А какие ещё математические действия можно произвести с этими числами?
– Найдите разность чисел 4 и 6? .(2)
– Поднимите руки те ребята, у которых число меньше, чем у соседа. (1 вариант)
-Что мы с вами сейчас делали?(повторяли)
Слайд 3 ( играет «цирковой марш»)
2. Итак, не забывая о правилах посадки, начинаем представление.
-Впервые на арене цирка выступает зебра. Встречайте её.
а) Кроме цирка и зоопарка, где еще можно встретить зебру? (Слайд №4 щелчком мыши появляется «зебра» на зебре )
– Как называется разметка на дороге?
(на проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов).
б) – Для чего нужна разметка?
(Чтобы знать, где переходить через дорогу).
Слайд 4
-А зебра для вас приготовила, вот какое задание: (на слайде с зеброй схемы задач)
-Я вам прочитаю задачу. Подберите к задаче схему из предложенных на доске и решите её.
6 2
а) На арене цирка выступали 6 рыжих и 2 пятнистых собачки. Сколько всего собачек выступало на арене цирка? (Схема №1)
– Почему?(т. к. в задаче нужно найти целое)
-Сколько всего собачек выступало на арене цирка?(8)
-Назовите решение задачи ?(6+2=8(с.)- всего собачек выступало на арене цирка.)
-Почему задача решается сложением?(чтобы найти целое ,надо обе части сложить)
-Справились с задачей?(да) . Похлопайте себе в ладоши.
б) Клоун насчитал 6 банок с красной краской и 2 с синей. Какой краски больше и на сколько банок? (схема №2)
– Почему? (т.к. в задаче нужно найти разницу,)
-Как найти разность?(надо из большего числа вычесть меньшее)
-Назовите решение задачи ?( 6-2=4 (б.)- на столько больше)
-Так какой краски было больше?(красной)
-На сколько банок?(на 4 банки) Похлопали.
в) А к третьей схеме зебра не составила нам задачу.
– Рассмотрите схему и составьте задачу сами.
– Что известно в задаче? (известно меньшее число 6, разница 2,)
-Что нужно найти?( большее число)
-Знаем ли мы как найти большее число?(нет) П Р О Б Л Е М А)
-Какую цель поставим для себя на этом уроке? (Научиться решать задачи на нахождение большего числа по известному меньшему числу и разнице)
– Подумайте, как можно найти большее число? Предложите варианты своего решения. Объясните выбор. (Мы не знаем.)
– Составьте задачу к этой схеме.
-На арене цирка выступало 6 тигров, а львов – на 2 больше. Сколько львов выступало в цирке?
-Назовите решение задачи ? (6+2=8(л.)-выступало в цирке.)
– Так как же найти большее число?(ВЫВОД: чтобы найти большее число, надо к меньшему числу прибавить разность.)
-Давайте прочитаем правило в учебнике на с.56(читают)
-Наш вывод подтвердился? (да) ПОХЛОПАЛИ
III. Первичное закрепление
Слайд 5.
На арену цирка выезжает косолапый Мишка.
Говорят – «косолапый медведь». А как он педали умеет вертеть!
1) – Помогите Мишутке, используя знания, открытые на уроке выполнить задание №2 на странице 56.
Самостоятельное решение задачи №2 стр. 56
– Прочитайте задачу про себя.
-О чём эта задача?(о яблоках)
– Назовите условие задачи?.
-Назовите вопрос задачи?
-Рассмотрите схему.
-Что известно?(меньшее число 4 ,разность 3)
-Что нужно найти?( большее число)
-Как найти большее число?( надо к меньшему числу прибавить разность.)
-Составьте выражение и запишите его.( 4+3 проверка на экране)
-Решите задачу.(4+3=7(яб.)
-Сформулируйте ответ и запишите.( Ответ: 7 яблок.) ПОХЛОПАЙТЕ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
. Слайд 6. Антракт.
Клип на песню «Цирк» Автор Пчелинцева Оксана сайт http://www.viki.rdf.ru
Слайд 7.
На арене цирка выступает Слонёнок.
Он тоже приготовил для вас задание..
Работа по учебнику №3
– Прочитайте задачу. Какие звери были в зоопарке?(медведи и слоны)
– Сколько медведей? (7)
-Прочитайте следующее предложение«это на 2 меньше, чем слонов»
-Так каких животных было меньше? (медведей)
-Авторы написали, что медведей было меньше, употребив слово «ЭТО» подчеркните это важное слово.
-Если медведей было на 2 меньше, то слонов ……(на 2 больше)
– 2 – это что на схеме? (разница)
-Какой вопрос задачи? Что ищем?(Сколько слонов в зоопарке? Большее число.)
-Составьте выражение.(7+2)
-Запишите решение и ответ.(7+2=9(сл.) )
-Давайте сравним задачи №2 и №3.
-Прочитайте слова, которые выделены жирным шрифтом в этих задачах.( на 3 больше и на 2 меньше)
-Каким действием решается первая задача?(+). Вторая задача?(+)
– Почему? ( Ищем большее число). Задача № 3 в косвенной форме. К таким задачам нужно быть особенно внимательными.
-Молодцы, дети! Вы справились с заданием и теперь у вас есть новый
друг – добрый, смешной Слонёнок. ПОХЛОПАЛИ.
Слайд 8
V. Повторение и закрепление пройденного.
На арену выходит знаменитый клоун Клёпа.
– Я узнал, говорит он, – что вы учитесь в школе № 14 в 1 классе , и очень хорошо
научились считать, думать, соображать. А так ли это, я сейчас хочу проверить.
-Если ответ правильный, то он появится в таблице.
-Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке возрастания.
-– Какое слово у вас получилось? Прочитайте хором.(УРА !)
VI. Итог урока. Рефлексия. – Что нового узнали на уроке? – Достигли ли вы сегодня цели урока? – Что вам показалось самым трудным на уроке?
-Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в дальнейшем?
Слайд 9.
– Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики: смайлик с зелёным шариком, кому было легко на уроке. смайлик с красным шариком- кто испытывал трудности.
Слайд 10
– Артисты цирка прощаются с вами и ждут вас на следующее представление. А клоун Клёпа дарит вам на память о сегодняшнем уроке эти билеты в цирк . Спасибо всем за работу на уроке. Урок окончен.Успехов вам в учёбе.
nsportal.ru
Автор: Корнилова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Устьинская СОШ
Математика – 1 класс
Раздел: Числа от 1 до 10. Число 0.
Сложение и вычитание.
Тема: Задачи на разностное сравнение.
Название номинации: «Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий»
Авторы учебников и печатных тетрадей: В.Г.ДорофеевТ.Н.МираковаТ.Б.Бука Москва «Просвещение» 2012
Формируемые УУД:
Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе, воспитывать интерес к урокам математики, осознавать его значение; бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; развивать навыки сотрудничества: освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; развивать элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.
Регулятивные: Понимать поставленную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; составлять план действий для решения несложных учебных задач; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, используя математическую терминологию.
Познавательные: Ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.
Коммуникативные: Принимать участие в работе парами и группами; воспринимать различные точки зрения; использовать простые речевые средства; Контролировать свои действия в классе; включаться в диалог со сверстниками и учителем; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками; совместно со сверстниками определять задачу групповой работы; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться , если на ошибки указывают другие.
Задачи на разностное сравнение
Урок 1
Тема урока: Задачи на разностное сравнение
Цель: Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи урока:
Учить решать задачи на разностное сравнение.
Развивать умение работать в группе, оценивать свои результаты.
Учить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Воспитывать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию учения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная
Оборудование урока:алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.
Ход урока
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Устный счёт.
1) – Счёт до 20 вперёд и обратно.
– Счёт от 9 до 16; от 10 до 3.
– Покажите число, следующее за числом 12 (13).
– Покажите число предыдущее числу 18 (19).
-Какое число стоит слева от 13 на 2 единицы? (11)
– Какое число стоит справа от 9 на 3 единицы? (12)
– Какое число стоит между 3 и 5, 18 и 20? (4, 19)
– Назовите соседей числа 15 (14, 16)
2) – Послушайте внимательно мою задачу. Что в ней неправильно?
«С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень несколько машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?» (Не хватает данных)
– Исправьте условие и решите задачу.
«С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень 5 машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?»
3) Задание № 5 на стр. 12
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь
3. Самоопределение деятельности
Практическая работа:
– Положите на парту 5 кружков, а под ними 4 квадрата.
– Как узнать, чего больше? Чего меньше? На сколько?
– Что надо сделать, чтобы узнать, на сколько кружков больше, чем квадратов? (Надо убрать столько кружков, сколько квадратов ).
– Каким действием будем решать эту задачу?
4. Постановка учебной задачи.
– Два разных ученика решили эту задачу по-разному.
Один решил так: 5 – 4
Другой решил так: 4 – 5
– Объясните, кто прав?
Чем будем заниматься на уроке? (Решать задачи на сравнение, то есть определять, на сколько одно число больше или меньше другого)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.
Выстраивается алгоритм действия.
– Прочитайте правило по учебнику на стр. 11
6. Первичное закрепление.
Выполнение задания 1 на стр.11
VI7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№ 2,3 с. 24 в тетради на печатной основе
Физпауза
Вновь у нас физкультминутка,
Наклоняйтесь, ну-ка, ну-ка!
Распремляясь, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Голова устала тоже?
Так давайте ей поможем.
Вправо-влево, раз и два –
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули все слегка.
8. Вторичное закрепление
а) Работа в группах. №2 -1группа , №3 -2 группа с иллюстрированием задач с помощью наборного материала (квадратов, кружков, треугольников и д.р.)
б) Выполнение задания №4 с включением выражений «на сколько больше, на сколько меньше» в активную речь учащихся.
в) № 4 с. 25 тетрадь на печатной основе
№ 4, с.112 учебника
9. Рефлексия.
-Было интересно…
-Было трудно…
-Я понял, что…
– Теперь я могу…
– Я научился…
– Мне захотелось…
– На какой ступеньке лесенки вы хотели бы сейчас стоять?
nsportal.ru
Тема. Задачи на разностное сравнение чисел
Цель: отрабатывать приемы сравнения чисел; учиться решать задачи на разностное сравнение; развивать логическое мышление.
Задачи: обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 действие; развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся; воспитывать активность, усидчивость, прилежания в процессе учения; воспитывать уважение к товарищам.
УЭСодержаниеурока
Действияученика
УЭ-0
1.Организационный момент
Создание коллаборативной среды
– Ребята, сегодня на уроке у нас гости, повернитесь к ним и поприветствуйте их.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
Б) Девиз урока: «Хочу много знать!»
На уроке вы будете работать в группах. Свою работу будете оценивать по критериям в оценочных листах.
В) Правила работы в группе
Не выкрикиваем
Не перебиваем друг друга
Мы слышим друг друга
Учимся работать сообща
– Я желаю вам успехов!
– А поможет нам в этом любимый вами герой, а кто вы узнаете, отгадав загадку.
Он излечит, исцелит,
Добрый доктор…. (Айболит)
– Правильно, это доктор Айболит.
– Ребята, а из какого произведения этот герой? (Доктор Айболит.Показываю книгу).
– А кто автор? (К.И.Чуковский).
(Обращаюсь к портрету и выставке книг).
– Айболит – это сказочный доктор. Он лечит зверей.
– Когда я шла в школу, он меня встретил и сказал, что заболели зверята. Но вот беда, у него закончились лекарства и аптечка пуста. Он просит вас, ребята, о помощи.
– Согласны вы помочь Доктору Айболиту?
– Тогда начинаем.
– Ребята, а что должно быть в аптечке (Йод, зелёнка, витамины, таблетки)
В) Оформление тетради
Минутка чистописания
– Запишите цифры в порядке возрастания
УЭ-1
1.Устный счет
1. Математическая рыбалка
– Как будем оценивать?
КО – 3 балла
Критерии
3 балла-нет ошибок
2 балла-1 ошибка
1 балл-2 ошибки и более
Индивидуальная работа
16-6-5+5=10+4-10+6=
12-2-3+2=13-10-2+9=
11-1-4+3= 19-9-3-6=
Горнеева Д
Бебех Д
Выполнение заданий под наблюдением учителя и группы
Греб А.
УЭ-2
1.Формулирование темыурока
«Мозговой штурм»
1. Прочитайте.
У Иры 5 яблок. А у Ани 3яблока.
Поставьте приемлемый вопрос:
Сколько яблок у Иры?
На сколько яблок больше уИры?
Сколько красных яблок?
3. Предположите тему урока
Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать цели нашего урока.
Закрепим …..
Учиться ….
Подумайте и обсудите в группе
2.Тема урока
– Что рекомендуют врачи, чтобы не болеть? (Принимать витамины)
1) Чтобы собрать витамины для зверей вам надо выполнить задание
А) Работа в группах.
2. Критерии оценивания
Б) Составление задач на разностное сравнение
В) Презентация работ
Оцените свою работу – 3 балла
– Молодцы!
– Витамины мы собрали, они в аптечке
– Айболит говорит, что мы заслужили отдых.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире!
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Слушай внимательно
Не понял-спроси!
Стратегия «Светофор»
УЭ-3
1.Закрепление изученногоматериала
1.Вставить пропущенные числа
– А сейчас в аптечку нужно положить таблетки.
Ребята, а можно вам самим брать и пить таблетки? А почему нельзя?
– Чтобы положить таблетки в аптечку, надо выполнить следующее задание. Вставить пропущенные числа.
– Посмотрите внимательно на примеры. Прежде чем приступить к работе, что нужно вспомнить?
– Как найти слагаемое?
– Как найти уменьшаемое, вычитаемое?
– Как будем оценивать?
Критерии оценивания
1 группа 2 группа 3 группа
…+30=70 60+…=90 40+…=70
40-…=10 80-…=50 100-…=70
…-30=30 …-30=20 …-30=40
Назовите одним словом, что записано на карточке.
Подчеркните слагаемое красным цветом, уменьшаемое – зеленым, вычитаемое – синим
«Перекрестный бой»
Оцените свою работу- 3 балла
– Молодцы! Таблетки в аптечке
2. Работа в группах сменного состава
– Теперь нужно положить в аптечку йод. Для этого нужно составить уравнения.
– Как будем оценивать?
1 группа- слагаемое
2 группа-уменьшаемое
3 группа-вычитаемое
Оцените свою работу- 3 балла
– Молодцы!
– Йод уже в аптечке.
– Айболит предлагает гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Проведём, друзья, сейчас
Мы гимнастику для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх, и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Повторить так 8 раз.
Лучше будет видеть глаз.
3.Самостоятельная работа
– Ещё осталось положить в аптечку зелёнку.
А) Выберите схему к задаче
Критерии оценивания
Вите 6 лет, Лене 9 лет. На сколько лет Лена старше Вити?
Катя нашла 7 грибов, а Аня – 10 грибов. На сколько больше грибов нашла Аня, чем Катя?
Оцените свою работу- 3 балла
– Молодцы!
– Зелёнка в аптечке.
– Всё готово и Айболит засобирался в дорогу к больным зверятам.
– А что произошло дальше, вы узнаете, когда прочитаете книгу.
– Айболит вылечил зверей, благодаря вашим знаниям, умениям и трудолюбию.
Выполниработу. Проверь
Домашняя работа
Дифференцированное задание
1. Решите задачи
А) В магазине продали 80 утюгов, а ламп 10. На сколько ламп меньше, чем утюгов?
б) В парке 30 лип, а берез 50. На сколько берез больше, чем лип?
2. 39-30= 46+23=
87-7= 23+34=
3. 33+х=48 х-24=62 76-х=21
УЭ-4Итог урока
Рефлексия урока
– Как узнать насколько одно число больше или меньше другого?
Оценим свою работу на уроке.
– Молодцы!Доктор Айболит поощряет вас за ваши знания и трудолюбие вот такими волшебными жетонами.
– Какое задание на уроке вам понравилось, и вы его хотели бы повторить снова, на полях поставьте кружочек и закрасьте зелёным цветом.
– Задание, которое вызвало у вас затруднение, поставьте напротив знак восклицания.
– Если вы довольны своей работой, зажгите огонёк зелёного цвета.
– Если вы могли бы лучше, зажгите огонёк жёлтого цвета.
– Если вам ваша работа не понравилась, и вы могли бы лучше работать, зажгите красный сигнал светофора.
– Урок окончен! Всем спасибо!
Оцени свою деятельность на уроке
infourok.ru
Решить задачи
Правило: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. (Р = Б – М)
4 в.
I
? в.
II
7 в.
На одной ветке 4 воробья, а на другой 7 воробьёв. На сколько воробьёв на первой ветке меньше, чем нм второй?
Ответ: ____________________________________
3 цв.
Т.
? цв.
Р.
6 цв.
В вазе было 3 тюльпана и 6 ромашек. На сколько ромашек в вазе было больше, чем тюльпанов?
Ответ: ____________________________________
С.
В.
Серёже 5 лет, а Вите 9 лет. На сколько лет Серёжа младше Вити?
Ответ: ____________________________________
П.
К.
Петя решил 7 примеров, а Коля 9 примеров. На сколько больше примеров решил Коля, чем Петя?
Ответ: ____________________________________
infourok.ru
Урок математики по общеобразовательной системе “Школа 2100″отрабатывает приёмы сравнения чисел , умения решать задачи на разностное сравнение , развивает логическое мышление , расширяет кругозор учащихся.
Урок по математике по программе « 2100» 1 класс тема : “Сравнение чисел. Задачи на разностное сравнение”.
Тема. “Сравнение чисел. Задачи на разностное сравнение”.
Цели. Отрабатывать приемы сравнения чисел; учиться решать задачи на разностное сравнение; развивать логическое мышление; расширять кругозор учащихся.
ХОД УРОКА
– Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
– Сегодня у нас на уроке необычные гости – это наши родители. Оглянитесь, найдите их глазками. Давайте расскажем им о себе.
Игра “Как живёте?”
– Для того чтобы проверить, как вы готовы работать на уроке, ответьте на мои вопросы, показывая жесты:
– Дети, как живёте? (“Вот так!”)
– Как идёте?
– Как бежите?
– А как спали?
– Как берёте?
– А даёте?
– Как шалите?
– А грозите?
– Как смеётесь?
– А математику как знаете?
– Замечательно!
-Если вам захочется на уроке ответить на мой вопрос, как это сделать правильно? (Поднять руку и подождать, когда тебя спросят)
– А если спросят другого, нужно ли обижаться? (Нет)
– Почему? ( Потому что спрашивают поочередно)
2.Мотивация к учебной деятельности:
Открываю на доске высказывание:
Математику нельзя изучать, глядя, как это делает сосед.
Как вы понимаете это выражение? (Учиться надо всегда самому, иначе ничему не сможешь научиться.)
А что значит учиться? (Это, во-первых, понять, что мы не знаем, и, во-вторых, самому найти новый способ.)
-Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок?
А почему? (Мы только начали изучать новую тему и для того, чтобы все хорошо усвоить, надо много тренироваться самому.)
Работа над формированием каллиграфического почерка в тетрадях. В тетради записано: 7, 77, …
– Как вы продолжите ряд чисел дальше?
(Первое число состоит из одной семерки, второе число – из двух семерок, значит, третье число будет состоять из трех семерок и т.д. Каждый раз добавляется по одной цифре.)
– Продолжите ряд чисел до конца строки. Прочитайте числа, которые вы знаете. Где в жизни людей встречается цифра 7 или число 7?
– Семь дней недели, семь цветов радуги, семь нот.
– Если заглянуть в историю, то в Древнем Риме почитались семь богов, в Греции говорят о семи чудесах света. Что связано с числом 7 в жизни Башкортостана?
– На флаге Башкортостана семь цветков курая , а это значит, что каждый житель республики должен знать семь своих поколений. А еще по обычаю башкирского народа имя ребенку дают на седьмой день после рождения. В культуре народа живет национальный башкирский танец “Семь девушек”.
-Расскажите мне о числе 7 ….
-Математический диктант:
-А сейчас мы поупражняемся в устных вычислениях , будем в тетрадях записывать только ответы:
найти сумму чисел 2 и 5 ;
уменьшаемое 9, вычитаемое 3, найти разность;
уменьшить число 8 на 6;
увеличить число 4 на 5;
первое слагаемое 4, второе такое же, найти сумму,
я задумала число, если к нему прибавить 4, получится 7, какое число я задумала…
(Дети дают ответы, кто согласен, хлопают) Проверим товарищей у доски.(3 человека)
(7; 6; 2; 9; 8; 3)
-Запишем эти числа в порядке возрастания.
2 3 6 7 8 9
Ритмическая игра. Счет до 20 через 4. Хлопки идут в следующем порядке: на счет 1 хлопки по коленям, на 2 – по парте, на 3 – в ладоши, на 4 – в ладоши с соседом. Вслух произносятся числа 4, 8, 12, 16, 20, остальные про себя.
На доске прикреплены геометрические фигуры.
– Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько их на доске.
– Нарисуйте под кружками столько треугольников, сколько их на доске. Чего больше – треугольников или кружков? Как вы будете сравнивать?
( Посчитаем. Кружков 5, а треугольников 7. При счете 5 встречается раньше 7, значит, 5 меньше 7. Следовательно, кружков меньше, чем треугольников.)
– Как еще можно сравнить?
( Нужно каждый кружок соединить с треугольником. Какие предметы остались без пары, тех и больше. Два треугольника остались без пары, значит, их больше.)
–Хорошо, с этим заданием вы справились. И я хочу вам подарить снежное небо и звездное небо. Скажите, чего больше – звезд или снежинок? Как будем сравнивать? – Можно составить пары, но это долго и можно ошибиться.
– Можно посчитать, но и тут можно ошибиться: звезды очень мелкие.
– Я рисовала снежинки и звезды и знаю, что снежинок 87, а звезд 92. (Числа под рисунками.)
– Снежинок меньше, чем звезд, потому что 87 < 92.
– На сколько снежинок меньше, чем звезд? Как узнать это с помощью вычислений? Это цель сегодняшнего урока.
– Посмотрите на задание в тетради, где вы сравнивали число кругов и треугольников. Чего было больше – треугольников или кругов?
( Треугольников больше, чем кругов, потому что треугольники остались без пары.)
( Неизвестна часть , чтобы ее найти, нужно из целого вычесть известную часть. Нужно из 7 вычесть 5, получится 2. На 2 треугольника больше, чем кругов.)
– На сколько кругов меньше, чем треугольников?
(На 2 круга меньше, чем треугольников.)
– Так как же узнать с помощью вычислений, на сколько одно число больше другого?
Делаем вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
-Прочитайте вывод в учебнике на с. 54. Вы молодцы, ваше правило совпало с правилом в учебнике.
-Как же узнать, на сколько снежинок меньше, чем звезд? Нужно из 92 вычесть 87. Умеете ли вы вычитать такие числа? Нет, этому вы будете учиться позже.
– Я буду читать задания, а вы в тетради запишите решение.
1. На сколько число 5 больше 2?
5 – 2 = 3.
2. На сколько число 7 меньше 9?
9 – 7 = 2.
3. Оле 2 года, а брату 6 лет. На сколько брат старше Оли?
6 – 2 = 4.
– Как вы узнавали, на сколько одно число больше другого?
– Спасибо всем за работу на уроке.
10. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу.
– С какими задачами познакомились?
– Чему научились?
– У вас на партах лежат кружки разного цвета.
Синий – “Я понял всё”.
Оранжевый – “Остались сомнения”.
ЗЕЛЕНЫЙ – “Я не понял”.
Возьмите нужный кружок и выйдите с ним к доске.
– Что скажете?
– Спасибо за урок. Молодцы!
-Чему был посвящён сегодняшний урок?
-В каком месте у вас были затруднения? (В решении задачи, в вычислениях)
-Удалось ли их преодолеть? Как?
-Сделайте вывод о том, зачем нужно домашнее задание? (Для того чтобы потренироваться в том, что ещё не очень хорошо получается)
-Я рада, что вы понимаете важность качественного выполнения домашнего задания.
infourok.ru