Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Перемиловская средняя школа»
МОУ Перемиловская СШ
155923 Ивановская область, Шуйский район, д. Прилив, ул. Центральная, д. 12
Е-mail: [email protected] тел. 8(49351) 34-682
Учитель русского языка: Лосева Ольга Геннадьевна
Урок русского языка в 11 классе
Тема: «Обособление определений»
Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Обособление определений», способностей к учебной деятельности.
Задачи: – формировать умения самостоятельно «добывать» и применять новые знания,
– развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал; развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;
-воспитывать интерес к русскому языку, внимание к культуре речи, развивать монологическую речь, коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Оборудование и технические средства обучения: автоматизированное место учителя, доска Smard Board.
Наглядные пособия: презентация в программе Smard Notebook,
Ключевые слова: обособление, определение
Рабочие материалы для обучающихся: выписка из учебника Д.Э.Розенталя по теме «Обособление определений», классификация грамматических ошибок в предложениях с причастными оборотам, проверочная работа по теме «Обособление определений», рабочие материалы для составления кластера.
Автор учебника: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
Конечно же, мы не обладаем незнанием, наоборот, мы обладаем ЗНАНИЕМ.
Эпиграфом к уроку я взяла слова академика А.Л. Минца
Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями,
но (не) умеющий их и (з,с) пользовать,
напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,
которая (не) умеет плавать.
А.Л. Минц
-Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
( На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.)
Давайте проверим наши знания и умение их применять на практике по орфографии. Орфографическая пятиминутка.
А кто может объяснить правила постановки знаков препинания? Чем осложнено главное предложение? (обособленным определением)
2.Постановка цели и задач. Мотивация.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (уч-ся отвечают)
Какова цель нашего урока? (уч-ся ставят цели)
(Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.)
3.Актуализация знаний
1)В 8 классе мы изучали тему «Обособление определений», к сегодняшнему уроку я просила её повторить.
На интерактивной доске записаны предложения. Вы должны назвать условия обособления и необособления определений.
2)Групповой ответ у доски. (3 человека у доски вспоминают условия обособления и необособления определений)
Бежит он , дикий и суровый, И звуков, и смятенья полн… (А.С. Пушкин) | На окне, серебря(н,нн)ом от ин…я, За ночь хризантемы ра…цвели.(И. Бунин) Их волосы, ш..лковые и ч..рные, были распущ…ны, ветер, тёплый и лёгкий, играл ими, звякал монетами, вплетёнными в них. (М. Горький) | Привлеч…нные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. Измученные длинным переходом, туристы всё же продолжали путь. |
3)Во время подготовки группового ответа, учитель проводит игру
«Сильное звено». Учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить. Если ученик отвечает неправильно, он садится за парту. К концу игры «стоящим» остаётся только «сильное звено». (вопросы позволяют классу повторить изученный материал и готовят их к восприятию новой темы)
-Правда ли, что обособленные определения играют двойную роль – они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение …
-Правда ли, что паузы, выделяющие обособленные обороты, делают нашу речь плавной…
-Правда ли, что предложения с обособленными членами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений…
-Правда ли, что обособленные определения употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости…
-Правда ли, что предложения с обособленными членами чаще употребляются в разговорной речи…
-Определение – это …
-Обособление – это….
-Я, ты, он, она, мы, вы, они – это …..
-Причастный оборот – это…
-Согласованное определение – это….
-Слово «нечто» – это неопределённое, указательное, притяжательное местоимение?
-Составное именное сказуемое – это…
-Назовите определительные местоимения – ….
-Назовите притяжательные местоимения – …
-Нераспространённое определение – это …..
4) Слушаем внимательно групповой ответ. Одному из учащихся класса предлагается сделать анализ ответа одноклассников, поставить оценку и прокомментировать её. Все учащиеся внимательно слушают, соглашаются или не соглашаются с товарищем. Итог подводит учитель.
4.Изучение нового материала.
А сейчас класс разделится на две группы. Мы с вами повторили ранее изученный материал. На парте у вас лежит учебник Розенталя Дитмара Эльяшевича. Прочитайте его внимательно и ответьте, что нового вы узнали об обособлении согласованных определений.
4. Выписка из учебника Д.Э. Розенталя
Обособление определений.
1.Обычно обособляются распространённые определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного: Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет. Науки, чуждые музыке, были постылы мне.
2.Причасти или прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределённого местоимения, не обособляются, так как образуют одно целое с местоимением: Я увидел нечто похожее на гриб. Он рассказывал что-то выходящее за рамки обыденного.
3.Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота (все записавшиеся на экскурсию, эти построенные недавно дома, моя уехавшая на днях сестра)
4.Не обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемыми существительными (если не имеют добавочных оттенков значения): Около стола гуляла привязанная за ногу курочка.
5.Не обособляются распространённые определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего: Тайга стояла безмолвная и полная тайны.
6.Обособляются часто два и больше одиночных определения, стоящих после определяемого имени существительного: Пришла весна, яркая, солнечная.
6.Распространённые или одиночное определение , стоящее непосредственно перед определяемым существительным, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (временное, причинное, условное, уступительное): Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нём плакать. Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду.
7.Распространённое или одиночное определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова: Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгорелось со стонами и свистом.
8.Обособляется определение, относящееся к личному местоимению, независимо от степени распространённости и местоположения определения: А он, мятежный, просит бури.
Ребята находят новые условия обособления и необособления определений, зачитывают, рассуждают, объясняют их.
5. Первичное закрепление изученного.
1)На партах лежат рабочие материалы, которые помогут вам создать кластер по теме «Обособление определений» (1 группа) (Кластер составляется на магнитной доске)
2)На столах лежит набор предложений. Я предлагаю к каждому условию обособления или необособления определения подобрать пример.( 2 группа) (Предложения прикрепляются к кластеру, в них расставляются недостающие знаки препинания, объясняются условия обособления или необособления.))
(Рабочие материалы для кластера. Набор предложений. Каждое условие, предложение написано на отдельном листочке)
Определение, относящееся к личному местоимению
Определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими словами
Перед определяемым словом,
если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия, времени)
После определяемого слова
1)причастие с зависимым словом
2)прилагательное с зависимым словом
3)два или более согласованных нераспространённых определения
Обособляется
Не обособляются определения, стоящие после определительных, указательных, притяжательных местоимений.
Не обособляются определения, стоящие после неопределённого местоимения.
Не обособляются определения, связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым.
Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного дыма.
Её глаза искали в моих что-нибудь похожее на надежду.
Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.
Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались.
Деревья покрытые снегом белели вдали.
Лукошко полное грибов я из лесу принёс.
Особенно нравились мне её глаза большие и грустные.
Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
Кто родился в России чудесной стране тот нигде никогда не забудет о ней.
Пригреваемые солнышком уснули продрогшие за ночь ребятишки.
Лес казавшийся мне до сих пор пустынным вдруг оживился.
5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (интерактивная доска с правильными ответами)
(Учащимся предоставляется право выбора: расстановка знаков препинания в предложениях, творческая работа)
Расставьте знаки препинания:
1)Покорённые красотой соснового бора (1) мы замолчали, прислушиваясь к (2) доносящимся из чащи (3) звукам.__________________________
2) В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.____________
3)Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким._______________
4)Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной_____________
5)Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта________
(Ребята проверяют работу друг у друга, а затем по эталону)
Творческое задание: написать мини-сочинение на тему «Осень», используя обособленные определения. Объяснить их функционал в тексте.
(Мини-сочинения заслушиваются и оцениваются одноклассниками)
6.Подготовка к ЕГЭ
Грамматические ошибки (Задание № 7 ЕГЭ) (презентация)
Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом. | Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес . |
Ошибка в употреблении времени причастия. | Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане. |
Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует. | Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. |
Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют. | Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. |
Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже. | Ты ангел, сошедшие с небес. |
Укажите номера предложений с нарушением в построении предложения с причастным оборотом.
1.Пользуясь калькулятором, вы пренебрегаете устным счётом, тренирующим память.
2.В конкурсе «Библиокросс» выиграет участник, прочитающий наибольшее количество книг.
3.Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает крайне обидчивым.
4.Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.
5.В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
Исправьте ошибки.
7. Игра «Горячая пятёрка»
Назовите пять ключевых слов, словосочетаний, которыми мы оперировали на уроке. Между словами или словосочетаниями должна быть логическая связь, объясните её (обособление, определение, позиция в предложении, часть речи, определяемое слово или ….)
Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её?
8.Домашняя работа Задания на карточках, аналогичные заданиям самостоятельной работы на уроке.
Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом. | Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес . |
Ошибка в употреблении времени причастия. | Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане. |
Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует. | Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. |
Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют. | Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. |
Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже. | Ты ангел, сошедшие с небес. |
nsportal.ru
Русский язык в 11 классе
Тема: Обособленные определения.
Цели урока: – обобщить и систематизировать знания об обособленных распространенных и нераспространенных определениях;
– повторить правила замены придаточной части СПП обособленного определения выражения причастным оборотом;
– формирование умения:
1) выделять интонационно обособленные члены;
2) производить синонимическую замену обособленных членов;
3) правильно ставить знаки препинания при обособленности членов;
– развивать речь учащихся и логику рассуждений;
– Воспитывать интерес к предмету
ХОД УРОКА
Слово учителя. Добрый день ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить об обособлении определений. Вы знаете, что в экзаменационных заданиях вам встретятся задания, связанные с этой темой.
А21 – В каком варианте ответа правильно указанны все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
А6 – В каком предложении придаточная часть СПП нельзя заменить обособленным определением выражения прил. оборотом?
В5 – необходимо будет найти в тексте предложение, с обособленным определением/обстоятельством/приложением.
Но начнем мы свою работу с орфографической разминки (3 минуты работаем с текстом расставляем ударение в подчеркнутых словах)
Орфографическая разминка
Задание: Расставить ударения в подчеркнутых словах (3 мин.)
Наступил вечер Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены во фраках, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они будут кружиться вдвоём, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
Учитель Теперь переходим непосредственно к теме нашего урока: обособление определений.
– Вспомните, пожалуйста, основные
1 правило Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению. (4,5,9)
2 правило Обособляются распространенные согласные определения, если они стоят после определяемого существительного (1,2,7)
3 правило Обособляются одиночные, однородные согласованные определения, если они стоят после определения существительного. (3,6)
4 правило Обособляются согласованные определения стоящие впереди определенного существительного, если они имеют обстоятельственное значение (причина, время, уступки) (Оглушенный тяжким взрывом, Теркин никнет головой).
Объяснительный диктант
Найти определение, расставить знаки, чем выражается определение.
Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом.
Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.
Звуки выстрела, резкий и неожиданный, разбудил тишину.
Утомленный ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проголодавшийся и усталый от работы, он всё же вернулся назад.
Самостоятельная работа с текстом.
ТЕКСТ
Вид был чудесный, Рейн лежал перед нами весь серебряный между зелёнными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо но наверху ещё лучше меня особенно поразила чистота и глубина неба сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас и вечер сперва весь огнистый потом ясный и алый потом бледный и смутный тихо стоял и переливался в ночь а беседа наша продолжалась мирная и кроткая как воздух окруживший нас.
И.С. Тургенев.
Вопросы и задания к тексту
Прочитайте текст.
Определите тему и основную мысль.
Определите стиль текста и тип речи.
Найдите определения (обособленные и необособленные) и расставьте знаки препинания.
Работа по культуре речи.
(выполняем у доски)
На доске записаны три предложения.
Задание: Найдите грамматические ошибки, отредактируйте запишите в исправленном виде.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал. (По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями. (… земли, незадолго до вечера смоченной дождем)
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. (Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)
Учитель: Переходим к следующей части нашего урока
Теперь нам необходимо повторить правила замены придаточной части СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
а) На доске даны три схемы
с.сл.
1. [… сущ.], (который …) – опр.
2. [… глаг.], (союз что …) – изч.
3. [… ух. сл. туда.], (союз слова куда …) .
– определить вид придаточных
Нас интересует первая схема СПП с придаточным определением.
– На какие вопросы отвечает придаточное определение?
– К какому слову в главном они относятся?
б) Учитель: Выполним упражнение на замену.
Задание: Придаточное определение заменить обособленным определением, выражающим причастным оборотом.
Темно-синие вершины гор, которые были изрыты морщинами и покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.
Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.
– Скажите, а всегда ли возможна замена? (нет не всегда).
Работа с таблицей
(Учитель читает примеры и объясняет)
Закрепление
1. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.
У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.
Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.
Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.
2. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.
Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.
Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.
Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.
ТЕСТ (5минут)
Итоги – Что мы сегодня повторили?
Учитель: Выберите крылатое выражение, которое объясняет ваше состояние в конце урока:
Тяжела ты, шапка Мономаха.
Повторение – мать учения.
– Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь
Если за день ничему не научился – зря прожил день.
Домашнее задание § 75, упр. 417infourok.ru
Разделы: Русский язык
Цель: повторение правил обособления определений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся; подготовка к ЕГЭ.
Задание на доске: в каком слове верно поставлено ударение?
Самостоятельная работа по карточкам на правописание О-Е после шипящих.
Карточка №1
Карточка №2
Один ученик работает у доски.
Задание на доске: назвать орфограммы в слове, придумать и записать по два слова с данными орфограммами.
Работа с презентацией «Обособление определений» (Приложение 1)
1. Работа у доски и в тетрадях
Задание: записать предложения, графически объяснить постановку знаков препинания.
Георгий, ошеломленный и подавленный, еле выбрался из толпы.
Равнина, уже покрывшаяся первыми весенними цветами, была прекрасна.
Мрачный и неподвижный, он походил на каменную статую.
2. Практическая работа с текстом.
Учащиеся получают карточки с текстом.
Задание:
прочитать текст, определить тему, основную мысль, стиль и тип речи;
найти обособленные и необособленные определения, устно объяснить постановку знаков препинания.
Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нам весь серебряный между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас, и вече сперва весь огнисты потом ясный и алый потом бледный и смутно тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалас мирная и кротка как воздух окруживший нас.
(И. Тургенев)
3. Работа по культуре речи (презентация «Отредактируйте предложения») (Приложение 2)
Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте себя ( демонстрация предложения сначала с ошибкой, затем без ошибки)
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
(слайд 2)
(По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями. (слайд 3)
(Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. (слайд 4)
(Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)
Работа с презентацией «Обособление определений: проверь свои знания» (Приложение 3)
Задание: выполните тестовые задания.
Учащиеся устно выполняют тестовые задания и проверяют правильность своих ответов.
Фронтальный опрос.
Домашнее задание: § 85, упр. 421
Литература:
11.05.2010
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждние средняя общеобразовательная школа с. Берёзовка Колышлейского района Пензенской области
Конспект урока по русскому языку в 11 классе
«Обособления определений, приложений, обстоятельств».
Урок подготовила и провела
учитель высшей квалификационной
категории Павлова Г.В.
Февраль 2018 год
Тема урока «Обособление определений, приложений, обстоятельств».
Цель урока: повторить некоторые случаи обособления определений, приложений, обстоятельств.
Оборудование: учебник «Русский язык. 8 класс», приложения с предложениями, интерактивная доска, презентация.
Ход урока.
Орг. момент.
Работа над темой урока.
А) Определение темы и цели урока.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Для работы на сегодняшнем уроке я предлагаю вам поделиться на 3 пары и предлагаю работать в парах.
-Каждой паре я предлагаю предложения для анализа. (Раздать предложения Приложения 1)
-Проанализируйте знаки препинания в данных вам предложениях и определите, какие члены предложения обособлены.
– Сформулируйте тему урока.
Вывод учащихся: Тема урока: «Обособление определений, приложений, обстоятельств».
– Какую цель вы ставите на сегодняшний урок?
Вывод учащихся: повторить некоторые случаи обособления определений, приложений, обстоятельств.
Б) Анализ предложений и выводы по обособлению членов предложения.
– Я предлагаю вам проанализировать предложения и обосновать обособление членов предложения. В случае затруднения обоснования обособления можете использовать учебники русского языка 8 классов или обратиться за консультацией ко мне.
– Выводы сформулируйте как правило.
(Группы анализируют данные предложения и делают выводы).
– Ребята, я предлагаю вам озвучить анализ предложений и те выводы, к которым вы пришли. Выводы я предлагаю вам записать в тетради.
Выводы учащихся.
Обособление обстоятельств.
Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар.
Волны несутся, гремя и сверкая.
Поприветствовав соперника, спортсмены приготовились к матчу.
Надвинув пониже свою кепку и крутя над головой кнутом, кучер гнал лошадь прямо на мост.
Невзирая на ранний час, на улице было много людей.
Все же, несмотря на принятое решение, Максим решил увидеться с ней еще раз.
Перевозчик греб стоя.
Они трудились не покладая рук весь день.
Выводы
1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
2. Обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, невзирая на которые имеют уступительное значение.
3. Не обособляются фразеологические обороты, и деепричастия, близкие по значению наречию, стоящие после глагола.
Обособление определений.
1. Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой рубахой, он казался красивым и необыкновенно сильным.
Он, в белой рубахе и в широком кушаке с распущенными на боку концами, стоит одной ногой в лодке, а другой на берегу.
2. Верхушки вековых елей, призрачно освещенные звёздами, блестели и дымились, словно были натерты фосфором.
Призрачно освещенные звёздами верхушки вековых елей блестели и дымились, словно были натерты фосфором.
Черный орел, царственно величавый в своем одиночестве, медленно парил в холодном поднебесье.
3. Дождь, нудный и бесконечный, все еще лил и лил.
Нудный и бесконечный дождь все еще лил и лил.
4. Оглушенный падением, Григорий еле поднялся на ноги.
Выводы.
Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.
Обособляются согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного.
Обособляются согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого существительного.
Обособляются согласованные определения, стоящие перед определяемыми существительными, если имеют обстоятельственное значение (причины, уступки).
Обособление приложений.
1. Отступник света, друг природы, покинул он родной предел.
Мы, мальчишки, собирались иногда отрядами и шли в яр.
2. Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке.
Разносчик болотной влаги, меня прознобил туман.
3. Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почетный гражданин кулис, Онегин полетел к театру.
Одессу звонкими стихами мой друг Туманский описал.
Вывод.
Обособляются запятыми любые приложения, если они относятся к личному местоимению.
Обособляются запятыми приложения, относящиеся к нарицательным существительным, вне зависимости от места в предложении.
Обособляются приложения, относящиеся к собственному имени существительному и стоящие после имени собственного. Могут обособляться и приложения стоящие перед собственным существительным, если имеют дополнительное значение причинности (можно заменить оборотом со словом будучи).
В) Закрепление темы урока.
– Я предлагаю вам использовать те выводы, которые вы записали, расставить и обосновать расставленные знаки препинания.
(Раздать Приложение 2)
1. Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.
2. Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.
3. Книги (1) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.
4. У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чем-то тихо беседуя (3) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.
5. Врач (1) красивая женщина (2) лет тридцати (3)была в кабинете одна.
Г) Работа над заданием №16 из сборника задания ЕГЭ по русскому языку 2018.
– Теоретические сведения об обособлении определений, приложений и обстоятельств нам необходимы для отработки задания № 16 КИМ.
– Откройте сборники кимов, вариант №1 и прочтите формулировку задания № 16.
– Проанализируйте одинакова ли формулировка данного задания во всех вариантах.
2 – 4 – Алена
5 – 7 – Саша
8 – 10 – Маша
11 – 13 – Лиля
14 – 16 – Темур
– Каков ваш вывод? (формулировка задания во всех вариантах одинакова).
– Сколько цифр нужно написать в ответе?
– Я предлагаю вам выполнить задание №16 из сборника, начиная с варианта №1 вслух по очереди. (выполняют 5 вариантов из сборника)
– Есть ли у вас какие-то вопросы?
Д) Самостоятельная работа.
– Я предлагаю вам выполните по 5 вариантов задания № 16 самостоятельно.
6 – 10 – Алена
11 – 15 – Саша
16 – 20 – Маша
11 – 15 – Лиля
6 – 10 – Темур
– Проверьте по ключам свою работу. Приложение №3 (ключи к вариантам).
– Допущены ли у вас ошибки при выполнении этого задания? (Если допущены. – На следующем уроке мы обязательно раз.
3. Подведение итогов урока.
– Какую цель сегодня мы ставили в начале урока? Расскажите об обособлении приложений, определений, обстоятельств.
4. Домашнее задание.
1. Изучите параграф 75, 77, 78 (учебник «Русский язык 10 – 11 класс» Авторы: В.Ф. Греков, Л.А. Чешко.) Обратите внимания на другие случаи обособления определений, приложений, обстоятельств.
2. Задание №16 в 21 – 36.
5. Оценивание учащихся.
Рефлексия.
– Ребята, заполните, пожалуйста, небольшую анкету по результату урока.
Анкета.
На уроке я работалСвоей работай на уроке я
Урок для меня показался
За урок я
Моё настроение
Материал урока мне был
Домашнее здание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
– Ребята, я благодарю вас за работу на уроке, а гостей за внимание! Урок окончен.
infourok.ru
Готовимся к ЕГЭ. Обособленные определения.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход урока
Эпиграф «Много звезд – украшение неба, много знаний – украшение ума!»
I. Организационный момент
II. Слово учителя
Добрый день, ребята. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме. Запишите число, классная работа.
3. Синтаксический разбор предложения.
Скворец, высунувшийся из своего домика, прикрепленного к вершине дубка, около нехоженой тропинки, выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья.
(объяснение постановки знаков препинания, разбор по членам предложения, характеристика предложения)
Определение темы урока
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», сказал когда- то римский философ Сенека, поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете к какой пристани держите путь? (Готовимся к ЕГЭ)
-Вспомните в каких заданиях ЕГЭ есть обособленные члены предложения?
Цель нашего урока – научиться правильно выполнять задания А6,А21, В5)
III. Повторение ранее изученного материала
1)Групповая работа (у доски и на местах). Обособленные и необособленные определения.
Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.
Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон…
Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.
(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис)вершины гор, рисовались (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небосклоне. (о- соединительная гласная; -е – окончание; П.п., 2 скл.)
(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё)|, бабочкиприлетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.
В каких ещё случаях обособляются определения? Приведите примеры с необособленными определениями.
2. Составление предложений по схемам.
Прочитайте предложение:
Я знаю край, в котором всё обильем дышит.
Какое это предложение?
Как можно изобразить его при помощи схемы?
Укажите вид придаточного сложноподчинённого предложения
[…сущ.], (который…).
На какие вопросы отвечают придаточные определительные? К какому слову относятся?
Причастный оборот и определительная придаточная часть сложноподчиненного предложения может образовать синонимические конструкции, отсюда – возможность их взаимозамены. В некоторых случаях использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание, где нужно, элементы книжного стиля, придает особую окраску. В ряде случаев использование причастных оборотов служит основным средством стилистической правки. Это, прежде всего, способствует устранению скопления союзных слов, которые возникают в неоднородных придаточных частях сложноподчиненного предложения. Именно на замене придаточного определительного причастным оборотом построено задание А6 ЕГЭ.
3. Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)
Задание: заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который.
Тёмно-синие вершины гор, которые изрыты морщинами, покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.
Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.
IV. Сообщение нового материала
– Существуют определенные правила замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом.
Можно заменить причастным оборотом | Нельзя заменить причастным оборотом |
1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов,который доносился из лесу, поразил мой слух. – Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух). 2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. – (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду). 3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. – Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.) | 1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени.(Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.) 2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.) 3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.) 4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.) 5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы(причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, которыйвызвал бы возражения.) 6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар). |
V. Закрепление изученного материала
1) Групповая работа (у доски и на местах).
Задание: Объяснить графически орфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?
1. Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени.. своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.
Объяснение орфограмм и пунктограмм:
вдоль (производный предлог)
делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)
влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)
вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)
(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль).
2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.
Объяснение орфограмм и пунктограмм:
Расположились – пишется буква о перед согласной ж
возвышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной
засеяно – краткое причастие
рожью – разделительный мягкий знак перед ю
(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)
Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)
2. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности заменыпридаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся). Приложение 2
Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?
3. Самостоятельная работа приложение №1
В работе ЕГЭ кроме тестовых заданий еще есть задание написать сочинение – рассуждение по исходному тексту. Сегодняшний урок не будет исключением и сейчас мы с вами познакомимся с текстом по которому вы будете писать сочинение.
Послушайте внимательно (текст проецируется на доску)
Читаю вслух.
– текст называется «Рябинка»
– Очем этот текст?
– Какова главная мысль текста?
– Очем заставляет задуматься автор текста?
– Как вы считаете, вопрос об охране природы является главным или нет?
– Какой тип речи? В каком стиле написан текст?
-прежде чем вы приступите к написанию сочинения я предлагаю вашему вниманию несколько фотографий. (просмотр)
– Связан ли текст и фото между собой? В чем заключается эта связь?
– Многие писатели, поэты, композиторы, художники, посвящали свои работы природе. Восхищались ее красотой. Сейчас вы приступите к написанию сочинения, а я вам включу музыку Чайковского «Времена года» Весна
(учащиеся пишут под музыку)
Проверка
VI. Итог урока:
VII. Домашнее задание: § 52, упр. 368
Список литературы:
nsportal.ru
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Ленинского района Тульской области
Образовательная область: русский язык
Тема урока: Обособление определений
Класс: 11
Учитель русского языка и литературы высшей категории: Пунда Галина Григорьевна
с. Алешня
2015
Конспект урока русского языка в 11 классе.
Тема урока: Обособление определений.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Программное обеспечение урока.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 класс. Н.А. Николиной к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 класс. Москва, Просвещение, 2011.
Цели:
Образовательные:
Закрепить правописные навыки;
Совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособлении определений;
Углубить сведения об обособлении определений;
Систематизировать сведения о стилистической роли обособленных определений.
Развивающие:
Формировать речевую компетенцию;
Развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных определений;
Развивать навык определения синонимических конструкций.
Воспитательные:
Задачи: формирование языковых и речевых умений; подготовка к успешной сдаче ЕГЭ, ликвидация пробелов в знаниях, связанных с решением некоторых экзаменационных заданий, а именно: А6, А21, В5.
Оборудование: учебник, опорные схемы, таблица, раздаточный материал.
План урока.
п/п
Этап
Цель и содержание этапа
Время
1
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.
2 м
2
Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся по орфографии
Орфоэпическая разминка с целью проверить и закрепить основные орфоэпические нормы языка.
3 м
3.
Проверка домашнего задания.
Фронтальная работа с классом. Индивидуальный опрос с целью установления правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися, устранение обнаруженных пробелов – фронтальная беседа по вопросам домашнего упражнения.
5 м
4
Актуализация опорных знаний
Анализ текста с целью наблюдения за ролью обособленных и необособленных определений в художественном тексте. Определение основных признаков текста.
5 м
5.
Этап обобщения, систематизации и комплексного применения знаний об обособленных и необособленных определениях и знаках препинания при них.
Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний об обособленных и необособленных определениях, отработка умения характеризовать разные признаки обособления (объяснительный диктант).
Отработка умения осуществлять замену придаточной части CПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и графическое объяснение знаков препинания.
Работа с таблицей и схемой – обобщение теоретических знаний. Тренировочные упражнения.
18 м
6
Этап проверки и коррекции знаний учащихся
Проверочная работа (тест) с целью определения уровня овладения знаниями и способами действия.
7 м
7
Этап информации о домашнем задании
Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению.
2 м
8
Подведение итогов урока, выставление оценок
Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся.
Рефлексия.
3 м
Ход урока.
Организационный момент
Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся по орфоэпии
Задание: Расставьте ударения в подчеркнутых словах
Проверка домашнего задания (упр. 415 – устно)
Вспомните три основных правила обособления определений.
Приведите примеры.
Каково лексическое значение выделенных слов?
Актуализация опорных знаний
/Приложение №2/.
Вопросы и задания к тексту.
Прочитайте текст.
Определите тему и основную мысль.
Определите стиль текста и тип речи.
Найдите определения (обособленные и необособленные) и расставьте знаки препинания.
Расскажите о роли определений в тексте.
Обобщение, систематизация и комплексное применение знаний
Работа со схемами. (Записаны на доске).
1. [… сущ.], (который …) – опр.
2. [… глаг.], (союз что …) – изч.
3. [… ух. сл. туда.], (союз слова куда …) .
Среди указанных схем выберите ту, которая соответствует CПП с придаточным определительным.
На какие вопросы отвечает придаточное определительное?
К чему присоединяется придаточное определительное в главном предложении?
Чем присоединяется придаточное определительное?
Всегда ли придаточное определительное можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.
У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.
Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.
Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.
2. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.
Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.
Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.
Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.
Задание: Записать предложения. Найти определение, объяснить способы его выражения. Расставить знаки препинания.
Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом.
Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.
Звуки выстрела, резкий и неожиданный, разбудил тишину.
Утомленный ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проголодавшийся и усталый от работы, он всё же вернулся назад.
Проверка и коррекция знаний
Сообщение домашнего задания
§75, упр. № 417.
Подведение итогов урока
Выберите крылатое выражение, которое объясняет ваше состояние в конце урока:
Тяжела ты, шапка Мономаха.
Повторение – мать учения.
Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь
Если за день ничему не научился – зря прожил день.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Наступил вечер Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены во фраках, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они будут кружиться вдвоём, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
Приложение №2
Вид был чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный между зелёнными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо но наверху ещё лучше. Меня особенно поразила чистота и глубина неба сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас и вечер сперва весь огнистый потом ясный и алый потом бледный и смутный тихо стоял и переливался в ночь а беседа наша продолжалась мирная и кроткая как воздух окруживший нас.
И.С. Тургенев.
Приложение №3
Можно заменить причастным оборотомНельзя заменить причастным оборотом
Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. – Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).
Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. – (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).
Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. – Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)
Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени* (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)
Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.)
Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)
Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых, была очень ухабистой.)
Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)
Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).
Тест. /Приложение №4/
1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Они остановились на краю (1) заполненного серым туманом (2) гигантского провала. Где-то вдали мерещился другой берег (3) напоминающий прильнувшие к земле тяжелые облака.
1)1,3 2)2 3)3 4)1,2.
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старый пароход напоминал (1) начищенный кирпичом до яркого блеска (2) бокастый (3) дымящийся (4) самовар (5) болтающийся на невысоких волнах мелкого моря.
1)1,2,5 2)1,2,3 3)5 4)1,2,3,4,5
3. в каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он заставлял меня смотреть и на море (1) сизой тучей лежавшее внизу (2) и на последний желтый цветок (3) выросший на каменистой дороге (4) и на далекий водопад (5) казавшийся издали прядью (6) брошенных на отвесные скалы нитей.
1)1,2,3,4,5,6 2)1,2,3,4 3)1,2,3,4,6 4)1,2,3,4,5
4. В каком сложноподчиненном предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Рабочие парусиновые штаны, которые были измазаны свежей краской, Михаил вынес в кладовку.
2) Волчица отпрянула от камней, что скатывались сверху.
3) Он жадно пил мутноватую теплую жидкость, которая не утоляла жажду.
4) Страшная жара, от которой давно уже выгорела степь, спала только к октябрю.
5. В каком сложноподчиненном предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Простота – вот качество, которое я желаю приобрести больше других.
2) Сильнее всех богатырей Микула Селянинович, простой русский мужик, который преодолел земное тяготение.
3) Самый дорогой продукт – хлеб, который выращен на земле человеком.
4) Потоки и ручьи, которые были переполнены растаявшим снегом, сбежали в реку и подняли ее толстый и прочный лед.
6. В каком сложноподчиненном предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Ветер, который поднялся ночью, раздувал пламя костра.
2) Убранство квартиры, в которой проживал он один, было весьма скудным.
3) Дышали солнцем поляны, которые были усыпаны березовым листом.
4) Крестьяне, что нас сопровождали, показали нужный нам дом.
infourok.ru
Урок русского языка в 11 классе
Тема: Обособление определений.
Цели и задачи:
1) повторить правила обособления определений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; готовиться к ЕГЭ.
2) развить умение видеть и применять на практике навыки самоконтроля и самопроверки, развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал,
3) вызвать интерес и воспитать внимательное отношение к русскому языку, культуру общения и культуру умственного труда.
Оборудование: РМ, толковый словарь, презентация.
Ход урока
1
Орг. момент
Мотивация. Целеполагание
Эпиграфом к уроку я взяла слова академика А.Л. Минца
Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями,
но (не) умеющий их и (з,с) пользовать,
напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,
которая (не) умеет плавать.
-Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
( На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.)
-Давайте проверим наши знания и умение их применять на практике по орфографии. Орфографическая пятиминутка.
-А кто может объяснить правила постановки знаков препинания? Чем осложнено главное предложение? (обособленным определением)
-Ребята, вы (почти) назвали тему нашего урока. Записывайте тему и эпиграф. Определяем цели.
Работа над темой
Повторение правил обособления определений. Работа с презентацией «Обособление определений» (если есть возможность).
Что называется обособлением?
С какими обособлениями вы знакомы?
Повторим правила обособления определений.
Расставьте знаки препинания.
Работа у доски и в тетрадях. Разборы. Опрос. Оценивание.
Задание: записать предложения, графически объяснить постановку знаков препинания.
Георгий, ошеломленный и подавленный, еле выбрался из толпы.
Равнина, уже покрывшаяся первыми весенними цветами, была прекрасна.
Мрачный и неподвижный, он походил на каменную статую.
Обобщение
2
Орг. момент
Мотивация. Целеполагание
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
-Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова Александра Сумарокова к нашему уроку? Определите ЛЗ слова СКЛАД сами, сравните по ТС. И мы продолжаем работать над какой темой?
Работа над темой
Работа в группах с РМ. Подбор примеров к условиям обособления определений. Составление кластера.
Определение, относящееся к личному местоимению
Определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими словами
Перед определяемым словом, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия, времени)
После определяемого слова
1)причастие с зависимым словом
2)прилагательное с зависимым словом
3)два или более согласованных нераспространённых определения
Не обособляются определения, стоящие после определительных, указательных, притяжательных местоимений.
Не обособляются определения, стоящие после неопределённого местоимения.
Не обособляются определения, связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым.
Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного дыма.
Её глаза искали в моих что-нибудь похожее на надежду.
Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.
Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались.
Деревья покрытые снегом белели вдали.
Лукошко полное грибов я из лесу принёс.
Особенно нравились мне её глаза большие и грустные.
Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
Кто родился в России чудесной стране тот нигде никогда не забудет о ней.
Пригреваемые солнышком уснули продрогшие за ночь ребятишки.
Лес казавшийся мне до сих пор пустынным вдруг оживился.
Практическая работа с текстом.
Задание:
прочитать текст, определить тему, основную мысль, стиль и тип речи;
найти обособленные и необособленные определения, устно объяснить постановку знаков препинания.
Вид был чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный между зелеными берегами. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы, широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и мелкий он тихо колыхался и перекатывался, словно и ему было раздольнее на высоте.
День давно погас, и вечер сперва весь огнистый потом ясный и алый потом бледный и смутный тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась мирная и кроткая, как воздух окруживший нас. (И. Тургенев)
Проверьте себя (если есть возможность, презентация «Обособление определений»)
Обобщение
3
Орг. момент
Мотивация. Целеполагание
Если за день ничему не научился – зря прожил день. А чему учимся мы?
Работа над темой
Работа по культуре речи в парах с РМ.
Задание: прочитайте предложение, найдите грамматические ошибки, запишите исправленный вариант, проверьте друг друга.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
(По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку)
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
(Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождями)
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
(Мы любовались картиной моря, бушующего у наших ног)
Игра «Сильное звено».
Учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить. Если ученик отвечает неправильно, он садится за парту. К концу игры «стоящим» остаётся только «сильное звено».
Самостоятельная работа по заданиям ЕГЭ (7 и 16)
Обобщение. Рефлексия
Какова была цель урока? Достигли ли мы ее? Назовите пять ключевых слов, словосочетаний, которыми мы оперировали на уроке.
ДЗ: упр.103, 347*.
Итоги
Определение, относящееся к личному местоимению
Определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими словами
Перед определяемым словом, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия, времени)
После определяемого слова
1)причастие с зависимым словом
2)прилагательное с зависимым словом
3)два или более согласованных нераспространённых определения
Обособляется Обособляются Не обособляется
Не обособляются определения, стоящие после определительных,
указательных, притяжательных местоимений.
Не обособляются определения, стоящие после неопределённого местоимения.
Не обособляются определения, связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым.
Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного дыма.
Её глаза искали в моих что-нибудь похожее на надежду.
Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.
Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались.
Деревья покрытые снегом белели вдали.
Лукошко полное грибов я из лесу принёс.
Особенно нравились мне её глаза большие и грустные.
Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
Кто родился в России чудесной стране тот нигде никогда не забудет о ней.
Лес казавшийся мне до сих пор пустынным вдруг оживился.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождями.
Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
«Сильное звено»
-Правда ли, что обособленные определения играют двойную роль – они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение …
-Правда ли, что паузы, выделяющие обособленные обороты, делают нашу речь плавной…
-Правда ли, что предложения с обособленными членами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений…
-Правда ли, что обособленные определения употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости…
-Правда ли, что предложения с обособленными членами чаще употребляются в разговорной речи…
-Определение – это …
-Обособление – это….
-Я, ты, он, она, мы, вы, они – это …..
-Причастный оборот – это…
-Согласованное определение – это….
-Слово «нечто» – это неопределённое, указательное, притяжательное местоимение?
-Составное именное сказуемое – это…
-Назовите определительные местоимения – ….
-Назовите притяжательные местоимения – …
-Нераспространённое определение – это …..
infourok.ru