Натюрморт 1 класс рисунок: «Натюрморт предметов быта. Конструктивное построение».

Содержание

«Натюрморт предметов быта. Конструктивное построение».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Антроповская детская школа искусств».

План – конспект занятия

по изобразительному искусству

Рисунок 2 класс ДШИ

Тема: «Натюрморт предметов быта.

Конструктивное построение».

Выполнил преподаватель

художественного отделения

Смирнов А. Г.

МБОУДО «Антроповская детская школа искусств»

п. Антропово – 2017 г.

План занятия

Занятие состоит из трех уроков по рисунку.

1. Тема занятия: Натюрморт предметов быта. Конструктивное построение.

2. Тип занятия: Комбинированный.

3. Цель занятия: Познакомить обучающихся с закономерностями конструктивного построения натюрморта.

4. Задачи:

а) Обучающая: Научить детей грамотно изображать натюрморт предметов быта. Закрепление понятия об оси симметрии, овалов, конструкции предметов. Практическое применение полученных знаний.

б) Развивающая:

1. Развитие наблюдательности, зрительной памяти.

2. Формирование художественного вкуса.

3. Научить видеть прекрасное в природе, необычное в обыденном.

4. Формирование практических знаний и умений.

в) Воспитывающая:

1. Формирование мотивации к учебной деятельности.

2. Активация познавательного интереса к окружающему миру и

формирование интереса к рисунку натюрморта.

3. Воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости.

Используемые приемы, методы, технологии.

Прием: Конструктивный рисунок.

Методы: Словесные, наглядные, игровые.

Технологии: Личностно- ориентированное обучение, деятельностный подход, здоровье – сберегающие технологи

Оборудование занятия:

1. Для преподавателя: таблицы последовательности выполнения практической работы, лучшие работы учащихся из методического фонда.

2. Для обучающихся: Бумага формата А3, карандаши, ластик.

План и ход первого урока:

  1. Организационная часть

  2. Повторение изученного материала – 5 минут.

  3. Сообщение учебного материала – 10 минут.

  4. Практическая работа – 25 минут.

Конспект занятия.

  1. Организационная часть.

За 10 -5 минут до начала урока обучающиеся подготавливают мольберты, готовят лист бумаги А3 и прикрепляют его к планшету. Ребят с ослабленным зрением располагаю ближе к постановке натюрморта.

  1. Повторение изученного материала.

Преподаватель: Ребята, на предыдущем занятии мы учились правильно рисовать натюрморт, в определенной последовательности. Итак, с чего начинается работа над натюрмортом? Кто ответит?

Ученик: С выбора листа бумаги – если ширина натюрморта больше его высоты, то выбирается горизонтальный формат листа, если же высота больше, чем ширина натюрморта, то вертикальный.

Преподаватель: Правильно. Вот мы выбрали формат и… Показываю на ученика, который тянет руку

Ученик: Первый этап работы над натюрмортом – композиция. Легкими скользящими линиями мы намечаем: 1. Предметы

2. Плоскости.

3. Драпировки.

Преподаватель: Хорошо. И показываю на следующего.

Ученик: Предметы рисуем так, чтобы не было слишком много свободного места ни справа, ни слева, ни сверху, ни снизу. Их располагаем

примерно на середине листа так, чтобы они не были большими, «не выходили» за плоскость листа и не были маленькими, «не терялись» в нем.

Преподаватель: Молодец. Как рисовать натюрморт, вы знаете.

3. Сообщение учебного материала.

Преподаватель: Тема сегодняшнего урока «Конструктивное

построение натюрморта». Вспомните, что вы знаете о натюрморте.

Ученик: Натюрморт состоит из различных предметов.

Преподаватель: Правильно. (Обращаю внимание детей на стоящие в классе постановки различных натюрмортов). А вот что это за слово такое «Натюрморт»? Натюрморт – это французское слово «nature morte», которое означает буквально «мертвая натура». Его начали рисовать давно, в XV – XVI веках.

Но мне больше нравится другое название натюрморта – «stilleben», в переводе с немецкого – «тихая жизнь». Тихая жизнь предметов. Посмотрите внимательно на стоящий перед вами натюрморт. Он состоит из крынки, яблока, кружки. Они разговаривают друг с другом, ведут беседу. Слышите? …( Даю возможность детям обменятся впечатлениями, мнениями о том, что могут говорить предметы друг другу).

Каждая вещь, каждый предмет живет своей жизнью, хранит тепло человеческих рук, бывает, что и не одного поколения людей, и им есть о чем друг с другом поговорить. Сегодняшняя наша задача – нарисовать «тихую жизнь» предметов. И чтобы это сделать правильно, надо вести работу в определенном порядке. Ведь когда при решении задачи на уроке математики вы первым действием вместо умножения или деления выполните сложение или вычитание, то ответ получите неверный. Вам снова надо будет все пересчитывать, точно также и в рисовании работу ведут в определенном порядке. О первом этапе работы над натюрмортом вы мне рассказали. А теперь полученные знания надо научиться применять на практике.

Итак, взяли в руки карандаши и приступаем к композиции натюрморта. Обращаю ваше внимание: перед вами натюрморт и белый чистый лист бумаги. Посмотрите внимательно на натюрморт и мысленно представьте, где и какого размера на вашем листе вы нарисуете предметы. Сосредоточьтесь и … прежде чем провести линию, подумайте: где я ее провожу, зачем, с какой целью? Рисовать – значит думать! Приступаем к работе.

  1. Практическая работа.

Во время рисования натюрморта с натуры обращаю внимание детей на то, что вначале мы намечаем все предметы сразу, а не вырисовываем тщательно какой – либо один предмет. Работа ведется от живого наброска, непосредственного впечатления от натуры. Затем относительно намеченных предметов обозначаем линиями горизонтальную плоскость, на которой стоят предметы, причем дальнюю линию плоскости проводим через все предметы, которые ее загораживают. Обращаю внимание детей на взаимосвязь между предметами. В ходе урока слежу за правильной осанкой обучающихся.

В середине – провожу упражнения для профилактики зрения и снятия напряженности мышц (глаза открыть – закрыть, наклоны туловища влево – вправо, вперед – назад).

Указываю отдельным ребятам на ошибки в их работе, которые следует исправить. А чтобы лучше видеть недостатки в работе, предлагаю (постоянно) отходить от работы на несколько шагов. Если в рисунке случаются однотипные ошибки, прерываю ход урока и обращаю на них внимание всего класса. Наиболее часто встречающиеся ошибки: нижняя часть листа «перегружена», в то время как вверху слишком много свободного пространства вокруг предметов, предметы наклонены в какую – либо сторону, линии горизонтальной плоскости стола не параллельны, неправильная передача формы, «характера» предметов.

В конце урока отмечаю успехи в работах каждого учащегося.

План и ход второго урока:

  1. Повторение изученного материала – 5 минут.

  2. Сообщение учебного материала – 5 минут.

  3. Практическая работа – 30 минут.

  1. Повторение изученного материала.

Преподаватель: На первом уроке мы с вами выполнили композицию натюрморта, расположили правильно на листе бумаги предметы натюрморта, которые стоят на горизонтальной плоскости стола. А затем, что мы должны сделать?

Ученик: Построить их. Второй этап работы над натюрмортом – построение. Для этого надо провести оси симметрии предметов, оси симметрии овалов. Верхний овал будет уже, чем нижний. Это закон перспективы. Перспектива – латинское слово, которое означает смотреть насквозь.

Преподаватель: Достаточно. Все правильно. Молодец. А для чего мы проводим вертикальную ось симметрии предметов?

Ученик: Для того чтобы левая часть предмета была точно такая же, как и правая.

Преподаватель: Все правильно. Но вначале надо обратить внимание на пропорции. Пропорции – это? Показываю на ученика.

Ученик: Это – соразмерность. Это: 1. Отношение ширины предмета к

его высоте.

2. Отношение одной части предмета к другой и к целому.

3. Соотношение между предметами.

Преподаватель: Хорошо.

  1. Сообщение учебного материала.

Итак, на первом уроке вы закомпоновали натюрморт. Наметили форму предметов, овалы. Сейчас вам необходимо обратить внимание еще раз на то, как они расположены один относительно другого. Какой предмет ближе, какой дальше и насколько. В данном натюрморте необходимо уточнить пропорции частей крынки: соотношение между цилиндрическим горлышком и нижней шарообразной ее частью, переходящей в конус, а также соотношение между крынкой, кружкой и яблоком.

3. Практическая работа.

На втором этапе работы над натюрмортом в очередной раз обращаю внимание детей, что ось симметрии проводится строго вертикально и посередине предмета. Относительно ее левая и правая части предмета одинаковые. Ось овалов проводится горизонтально, верхняя часть точно такая же, как и нижняя, края овалов округлые, а не острые. Все овалы прорисовываются полностью так, как если бы предметы были прозрачными. Указываю на взаимосвязь предметов, что следить следует не только за расстояниями между предметами, основанием предметов, но и верхом предметов, насколько верх яблока ниже верха кружки и т.д.

Продолжаю следить за осанкой детей. Для снятия усталости провожу физкультминутку: упражнения для тренировки кистей и пальцев рук.

Подводя итог урока, отмечаю положительные и отрицательные моменты в конструктивном построении натюрморта.

План и ход третьего урока.

  1. Сообщение учебного материала – 10 минут.

  2. Практическая работа – 25 минут.

  3. Заключение урока (итог занятия) – 5 минут.

1. Сообщение учебного материала.

Преподаватель: На третьем, заключительном уроке еще раз внимательно посмотрите на натюрморт, на свой рисунок, а вы знаете, что надо постоянно сравнивать свой рисунок и натуру, взгляд должен постоянно «перебегать» от натюрморта к рисунку и обратно, продолжайте уточнять форму предметов, их взаимосвязь, взаиморасположение, пропорции и на каком расстоянии относительно предметов проходят линии плоскости стола. После того, как все это проверите, необходимо разработать пространство натюрморта: на переднем плане находится один предмет (яблоко), на втором – другой (кружка), и на дальнем – третий (крынка). Как это можно сделать, не прибегая к тональной проработке? Это можно сделать с помощью пространственных линий.

Пространственные линии – это линии различной толщины, насыщенности тоном. На переднем плане (яблоко) они будут более четкими, «жесткими», темными, насыщенными тоном. Чем дальше от нас находится предмет (кружка и особенно крынка), тем линии будут становиться светлее, тоньше, «мягче», воздушнее. ( Мои слова иллюстрируют ранее выполненные рисунки другими ребятами. Показ работ из методического фонда). Передачей пространства с помощью линий мы и займемся на этом уроке, а я вам в этом помогу.

2. Практическая работа.

Показываю работы учащихся из методического фонда и предлагаю детям определить, какой предмет находится ближе к нам, а какой – дальше и почему?

После этого обращаю внимание на натюрморт и говорю, что яблоко, которое находится на переднем плане, надо нарисовать четкими, темными линиями, кружку – более светлыми, а крынку еще светлее и «воздушнее». После этого обращаю внимание, что ближе к нам, ближе всех предметов, находится линия, определяющая горизонтальную плоскость стола, и поэтому она должна быть более темная, насыщеннее тоном и четче, чем яблоко.

Затем дети самостоятельно работают. Подхожу к каждому из ребят, помогая и направляя, раскрывая индивидуальный творческий потенциал. После этого целесообразно самому практически на одной из работ кого – либо из обучающихся показать, как это выполняется. Остальные ребята внимательно за этим следят. Далее они снова садятся за мольберты и продолжают разрабатывать пространство с учетом увиденного. Во время практической работы провожу комбинированную физразминку для снятия статичной напряженности учащихся.

3. Заключение урока (итог занятия).

В конце занятия дети ставят планшеты (мольберты) в ряд (всегда).

Преподаватель: Сегодня на занятии вы рисовали натюрморт. В очередной раз отрабатывали навыки конструктивного построения и (что немаловажно для дальнейшей тональной проработки натюрморта) с помощью линий разрабатывали его пространство.

Обратите внимание, что рисовали вы один и тот же натюрморт, а вот предметы на вашем рисунке у всех получились немного разные, отличные от тех, что стоят перед вами. Вы уже усвоили, что я указываю н а ваши ошибки, недочеты, недоработки для того, чтобы вы их в будущем не делали. В каждой работе указываю на недостатки и говорю, что надо было бы сделать во избежание допущенных ошибок, а также – это особенно важно – указываю на те места, которые особенно удались детям в работе. Оценки начинаю выставлять с отличных и хороших (дети к этому уже привыкли) и, естественно, комментирую оценки.

Обобщающие вопросы:

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие линии называются пространственными?

3. для чего их применяют?

Подведение итогов:

Сегодня в целом мы с поставленной задачей справились. Молодцы. А дома вы при рисовании натюрморта постарайтесь применить те знания, которые получили на занятии сегодня.

Какие же предметы быта при составлении натюрморта дома можно использовать?

Ученики: Кастрюлька, луковица, стаканчик, кружка, картошка…

Преподаватель: Успеха вам, ребята! До свидания.

«Натюрморт из разнохарактерных разнофактурных предметов с драпировками» 3 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Тема: Натюрморт из разнохарактерных разнофактурных предметов с драпировками.

Оборудование: постановка: кувшин, кружка, грибы, драпировки, таблица-плакат «Порядок работы над рисунком», таблица-аппликация, цветные полоски, таблицы композиций в натюрморте», примеры рисунков натюрмортов. Для детей: бумага, карандаши, ластик.

Этапы

Содержание урока

Примечание

  1. Организационный момент

Тихо садитесь. Сейчас у нас урок рисования. Проверьте все ли готово к уроку.

  1. Сообщение темы и цели уроки

в

посмотрите на постановку и сами назовите тему нашего урока

о

Мы будем рисовать

в

Верно, а раз только карандашом, значит графический натюрморт, а давайте вспомним, что

художники изображают в

натюрморте

Мертвая натура, изображают предметы (быта, снедь, инструменты)

Правильно, вот и мы будем рисовать графический натюрморт на протяжении 4-х уроков,

а на этом уроке мы проведем анализ местоположения предметов, строения, формы, выполним

линейно-конструктивный

рисунок, наметим градации светотени

  1. Объяснение нового материала

Итак мы будем работать над графическим натюрмортом. Перед вами образцы таких натюрмортов. Рассмотрите их, посмотрите как важно правильно, грамотно выполнить построение и тональные градации светотени

Показ примеров графических натюрмортов

в

Ну, а мы выполним рисунок вот с этой постановки. Рассмотрите, какие предметы здесь представлены, назовите их.

о

Кувшин, кружка, гриб-подосиновик, лисичка. драпировки двух цветов светлая и темная.

в

С чего мы обычно начинаем работу?

– анализ композиционного расположения предметов

о

С определения композиционного расположения предметов

в

Вспомните, а какие виды

композиционного

расположения предметов в натюрморте вы знаете, определите его в нашем натюрморте. А помогут нам в этом таблички

Показ таблиц. Определение данной композиционной постановки.

О

Могут предметы заключаться мысленно в прямоугольник, прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник … У нас предмет можно заключить в прямоугольник. Верно, сверху прямоугольник будет ограничен кувшином, справа кружкой, слева кувшином. грибом, справа

тоже грибом-лисичкой. Т.о.

мы будем стремиться заключить предметы

приближенно в

прямоугольник и все предметы у нас будут скомпанованы и не «разлетяться»

-анализ местоположения каждого предмета

Перейдем к более детальному анализу и определим местоположение каждого предмета

В

Какие предметы мы видим на переднем плане?

О

Два гриба. Слева подосиновик, справа лисичка

В

А где находятся остальные предметы?

о

За лисичкой кружка, а на заднем плане кувшин слева.

в

На чем стоят и лежат все предметы?

о

На драпировках двух цветов серой и черной

Давайте вот на этом заготовленном рисунке (рисунок стола, выполнен мелом) определим местоположение каждого предмета полосками

соответствующего цвета. Кто?

Желает нам показать, а мы посмотрим верно ли будет указано место каждого предмета.

Мокрая аппликация

в

А какой предмет самый главный и почему в постановке?

о

Кувшин он самый высокий, крупный предмет

– анализ формы каждого предмета

Верно, вот и перейдем к более детальному анализу формы

Предметов и начнем с

главного – кувшина. Посмотрите внимательно, как вы думаете на какие геометрические тела можно мысленно разделить кувшин?

о

На три усеченных конуса, шар и цилиндр.

Вот перед вами заготовки — аппликации, давайте соберем кувшин из них. (приглашается

Ученик). А мы посмотрим верно ли справится ученик. Далее аналогичный анализ формы проводится с каждым предметом. Т.о., мы увидели, что все эти предметы комбинированные, т.е. их можно мысленно разбить на более простые формы, что конечно же нам поможет в построении.

– анализ пропорциональных отношений

в

А теперь проведем анализ пропорциональных отношений предметов.

Начнем с самого главного предмета — кувшина. Как мы будем проводить измерения, каким методом мы будем пользоваться?

о

Методом визирования

в

Верно, давайте быстренько пробежимся по основным пропорциональным соотношениям. Покажите как

и с чего вы начнете измерение

о

Измерим ширину горлышка, по нему узнаем высоту кувшина далее сравним горлышко и донышко, отметим самую широкую и узкую часть и по ширине донышка отметим их пропорциональное соотношение. Далее также поступим со всеми предметами, сравним по высоте кувшин и кружку и т.д.

в

Скажите а с чего мы начнем работу на листе?

о

Расположим композицию на листе

в

А каким образом расположим лист, почему?

По вертикали, т. к. общая высота больше ширины.

Верно, ход выполнения рисунка мы вспомним по этим табличкам. Вот определили как будет рисунок располагаться на листе. Что еще очень важно знать, назовите ошибки рисовальщиков на этих табличках, где верный вариант работы?

в

Какие ошибки допущены в остальных?

о

Верно, под буквой «Г», в первом слишком крупно изображены предметы, во втором слишком мелко, в третьем смещен рисунок вправо. Под буквой «Г» рисунок находится по центру, в нем достаточно воздуха, т.е. отступили справа, слева, сверху, снизу.

Демонстрация табличек

Обобщение по этапам работы над рисунком

П

р

Т.о., вы теперь в своих

рисунках таких ошибок не сделаете

в

Назовите следующий этап работы.

о

Наметим композиционное расположение в целом предметов (а у нас предметы можно заключить в прямоугольник), далее определим местоположение каждого предмета и начнем построение каждого с главного (кувшина)

П

Р

В

Т.о., мы выполним линейно-конструктивное построение, не забудьте, что все предметы мы рисуем насквозь, правильно изображайте эллипсы. Когда мы выполним

линейно-конструктивное построение, что за этим следует?

о

Мы наметим тональные градации светотени.

– анализ градаций светотени

П

Р

в

Обратите внимание на наши постановки. Откуда падает свет? Слева. Какие тональные градации вы нанесете?

о

Блики, свет, полутень, собственную тень, падающую тень, рефлексы.

в

А как будем выполнять штриховку?

о

По форме предметов.

в

Как можно добиться плановости в рисунке?

о

На переднем плане более тщательно прорисовываем предметы, детально, контрастнее, а далее более обобщенно.

П

р

Верно. И так сегодня вы выполните только линейно-конструктивные построения и наметите тональные градации, а завершать работу будем на следующих уроках.

  1. Самостоятельная практическая работа

Для начало я предлагаю вам выполнить рисунки, т.е. композиционное построение на форэскикизе. Наиболее удачный вариант можно переносить на лист, каждый рисует с того места, где сидит и видит натюрморт с разных точек, будьте внимательны. Ну а теперь приступим к работе! Оказывается учащимся индивидуальная помощь при наиболее характерных ошибках прибегаю к фронтальной работе.

  1. Анализ выполнения работы

Итак, заканчивая работу. У вас сегодня выполнено конструктивно-линейное построение и нанесены тональные градации. Давайте посмотрим что получилось на данном уроке, а продолжим работу по передаче объема и уточнению рисунка на следующем уроке.

  1. Подведение итогов

в

Скажите, что мы рисовали на уроке?

о

Графический натюрморт. Верно, мы выполнили линейно-конструктивное построение, а на следующем уроке перейдем к работе над передачей объема. Урок окончен

План-конспект занятия по рисунку «Осенний натюрморт»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Стародубский центр детского творчества

План-конспект занятия по рисунку

Тема «Осенний натюрморт»

Автор: Короткая Надежда Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Стародуб

2016

Основная часть

Цель урока: формирование представлений о жанре натюрморт.

Задачи урока:

  • развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук; развитие глазомера.

  • образовательные: знакомство с понятием «натюрморт»; обучение правильной компоновке предметов в формате; обучение построению рисунка с натуры с применением пропорций; развитие чувства цвета через использование живописных приёмов; знакомство со способами смешения красок для получения разнообразных оттенков.

  • воспитательные: формирование нравственно-эстетической отзывчивости; формирование интереса и любви к изображению окружающей действительности; формирование эстетического отношения к действительности.

Вид художественной деятельности: рисование с натуры.

Оборудование:

Зрительный ряд: методические таблицы «Правильная компоновка композиции в формате», «Этапы выполнения натюрморта в цвете».

Инструменты: Лист ватмана А3, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды.

Постановка: овощи, драпировка.

альбом, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.

Экспозиция доски:

1

3

2

1. Таблица «Правильная компоновка композиции в формате »

2. Рабочая область

3. Таблица «Этапы выполнения натюрморта в цвете»

План урока

Этапы урока

Время (мин.)

1

Организационный момент

5

2

Изложение учебного материала

10

3

Практическая работа

25

Объяснение этапов выполнения практической работы

5

Выполнение практической работы

20

4

Завершение работы

5

Подведение итогов

3

Уборка рабочих мест

2

Ход урока

1.Организационный момент:

  • Организация рабочего места;

  • Приветствие;

  • Проверка готовности учащихся к уроку;

  • Работа с журналом.

2. Изложение учебного материала:

  • Дидактическая задача: знакомство с понятием «натюрморт», обучение правильной компоновке предметов в формате, обучение построения рисунка с натуры с применением визирования, знакомство со способами смешения красок для получения разнообразных оттенков

  • Дидактический материал: педагогический рисунок, методические таблицы, овощи, драпировка.

  • Содержание учебного материала:

Ребята, сегодня тема нашего урока – натюрморт. Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе.

После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.

Сейчас за окном стоит золотая осень – золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но золотая осень – это время сбора урожая и сегодня мы постараемся изобразить эти дары осени.

Давайте посмотрим на наш натюрморт. Ребята, какие предметы будем рисовать? (Тыква, кабачок). Как будем располагать альбомный лист? Прежде всего, необходимо сравнить высоту всей группы предметов с ее длиной. Это подскажет нам положение листа бумаги. (Горизонтальное). Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.

Мы знаем, что окружающие нас предметы имеют разные размеры, форму, цвет, фактуру. В своём рисунке мы должны передать их характерные особенности.

Рисуя несколько предметов вместе, то есть группу предметов, надо рассматривать и передавать в рисунке отдельные предметы как часть целого. Надо правильно передавать их размеры по отношению друг к другу, выявлять в рисунке характерные особенности пропорций отдельных предметов.

Величина изображения всей группы предметов должна находиться в соответствии с фоном. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением. Предметы не должны загораживать друг друга, но и не должны быть разобщены. Они должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга.

3. Практическая работа:

  • Задачи: приобретение опыта выполнения натюрморта с натуры, правильная компоновка предметов в формате, построение рисунка с натуры с применением пропорции, развитие чувства цвета через использование живописных приёмов, получение навыков смешения красок для получения разнообразных оттенков.

  • Задание: нарисовать натюрморт, передав особенности изображаемых предметов.

  • Материалы: альбом, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

  • Последовательность выполнения задания

Рассмотрим последовательность работы. Учитель выполняет рисунок на листе, заранее прикреплённом к доске:

  1. Вначале рисуется линия, отделяющая вертикальную плоскость от горизонтальной. Затем необходимо набросать всю группу предметов – её нужно закомпоновать в листе лёгкими быстрыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. Тыква должна быть несколько смещена от центра картины, чтобы композиция не казалась слишком статичной.

  2. Намечаются общие размеры предметов и определяются основные пропорции этих предметов – тыква по форме напоминают приплюснутый круг, её ширина ненамного больше высоты, кабачок вытянутый, его длина больше высоты в 2-3 раза.

Определяется пространственное положение кабачка. Он лежит спереди тыквы, и перекрывает её с левой стороны. По отношению к нам кабачок лежит под углом.

  1. Выполняется более детальная прорисовка предметов. Рисуются прожилки, хвостики овощей.

  1. Предметы выполняются в цвете. Источник света находится слева. Кабачок закрашивается светло-зелёным цветом, тыква светло-оранжевым, фон закрашивается светло-фиолетовым.

  2. Используя технику лессировки начинаем прописывать полутень, тень, рефлексы, падающую тень. Утемняем драпировку к низу, горизонтальную плоскость утемняем. Прорисовываем падающую тень. Намечаем особенности овощей: хвостики, прожилины.

А теперь, ребята, нарисуйте сами натюрморт. Помните, что расположение предметов относительно друг друга будет меняться в зависимости от того, где вы сидите.

Для того, чтобы вы могли оживить в своей памяти некоторые этапы выполнения рисунка на доске висят таблицы «Правильная компоновка композиции в формате», «Этапы выполнения натюрморта в цвете».

  • Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя с учащимися

  • Завершение практической работы

4. Завершение урока:

Критерии оценки: грамотно построенная композиция, верное цветовое решение, передача особенностей предметов, передача освещения, аккуратность.

Оценка «5» – соблюдены все критерия, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.

Оценка «4» – соблюдены четыре критерия (среди них обязательно должны быть грамотно построенная композиция, верное цветовое решение), допустимы незначительные ошибки и несовпадения.

Оценка «3» – соблюдены любые три критерия.

Оценка «2» – соблюдены любые два критерия.

  • Подведение итогов (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились)

  • Выставка готовых работ;

  • Уборка рабочих мест.

ИЗО. Тема урока: Натюрморт | Уроки по ИЗО

ИЗО. Тема урока: Натюрморт