МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ
И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
ПРОЕКТ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
«Мой родной край»
Краснодар
2016
Автор проекта: Коленкина А.И.
Описание проекта
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Перед нами, педагогами школьного образования, стоит задача – помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к родному краю. Знакомить детей школьного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей края.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание школьников и их родителей. Успешность развития учащихся при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цели проекта:
– воспитание любви к родному краю, к своей малой родине; умения гордиться выдающимися людьми края;
– развитие интереса к кубанскому народному творчеству;
нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему.
– формирование чувства патриотизма, гражданственности; учиться видеть прекрасное рядом с собой;
Участники проекта: ученики 1 класса «А» МБОУ СОШ № 5 г. Краснодара, преподаватель 1 класса «А» Танцура Т.Г.
Основные направления реализации Программы
– деятельность краеведческого кружка «Родная Кубань»;
– учебная деятельность через предметы;
– система тематических классных часов;
– мини – проекты по под темам
Продолжительность проекта: 2016 год
Задачи:
– развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности, навыков исследовательской деятельности;
– дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
– познакомить с культурой и традициями города, края.
– пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
– формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
– создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
– у детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
– дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, других видах деятельности.
– школьники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
– дети проявят внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Регулятивные:
– Принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем;
2. Познавательные:
– Ознакомиться с понятиями «окружающий мир», «природа», «родина», «Кубань»;
– Знать о том, что самое дорогое у человека – его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи;
3. Коммуникативные:
– Слушать и понимать речь других; грамотно оформлять свою речь.
– Выражать чётко свои мысли и действия; допускать возможность существования разных точек зрения;
4. Личностные:
– Проявлять интерес к изучаемому предмету;
– формировать любовь к родному краю;
– Рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества;
Список используемой литературы:
1. Пограмма«Кубановедение» Еременко Е.Н. др. для 1-4 классов образовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования» 2013 г.
2. Учебник-Тетрадь по кубановедению, авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко. 1атлас, ОИПЦ «Перспективы образования». 2013г.
3. Тетрадь по кубановедению, авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко. 1атлас, ОИПЦ «Перспективы образования». 2013г.
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тюмеревская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Россия – Родина моя»
Выполнила:
Степанова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
2015 г.
Содержание
Введение ———————————————————————————-3
Основная часть—————————————————————————4
Методическая разработка «Россия – Родина моя»——————————–4
I. О земном шаре————————————————————————-5
II. О России——————————————————————————–5
III. Станция «Государственная»——————————————————-5
IV. Малая родина ————————————————————————6
V. Станция « Лесная»——————————————————————–7
VI. Станция «Географическая» ——————————————————–7
VII. Станция «Праздничная»————————————————————-8
VШ. Итог классного часа—————————————————————–8
Заключение———————————————————————————–8
Библиографический список—————————————————————9
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной их важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, постоянной готовности ее защищать. Для маленького ребенка Родина начинается с мамы, с родных мест, с улицы, на которой он живет, где находится его школа. Человек начинает ценить и уважать свою Родину, когда узнает ее язык, культуру людей, когда понимает ее место и значимость в мире. Любовь к “большой” России проистекает из отношения к малой. Изучение истории, культуры родного края использование их потенциала, почитание малой Родины, семьи, дома, забота о родном крае помогают ребенку осознать, что его жизнь – звено в цепи исторических событий. Актуальность выбранной темы заключается в том, что патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. К сожалению, в настоящее время, заметна утрата молодым поколением традиционно российского патриотического чувства. Особую опасность приобрели теории, разрушающие историческую связь поколений, отрицание достижений в науке, культуре, искусстве, образовании, экономике. Кроме того, воспитание патриотизма в школе затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Поэтому патриотическое воспитание сегодня должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Очевидна необходимость привлечения общественности к проблеме патриотического воспитания в школе, усиления работы в этом направлении. Итог патриотического воспитания младших школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.
Цель данной работы – выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
– обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
– выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
– показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию младших школьников.
Гипотеза исследования: если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:
— повысить уровень развития школьников;
— повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.
Методы исследования:
-изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью школьников; беседа.
Я определила следующую систему задач патриотического воспитания младших школьников, а именно воспитания у них: любви к Отечеству , Российской Федерации, и ее многонациональному народу; любовью к малой родине; уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям; любви к родному языку, культуре и истории своего народа.
При решении воспитательных задач руководствуюсь принципами воспитания. Учитываю как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс становления молодого поколения.Патриотическое воспитание невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь.
Основная часть
Методическая разработка « Россия – Родина моя»
Классный час
Форма проведения: заочное путешествие.
Классы: 1-2
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; знакомство с государственной символикой Чувашской Республики; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.
Оборудование: Изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, компьютер, медиапроектор.
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства, выполнение рисунков, посвященных Великой Отечественной войне.
Место проведения: классное помещение.
Предполагаемый метод проведения: беседа.
Сценарный план
I. О земном шаре
II. О России
III. Станция «Государственная»
IV. Малая родина
V. Станция « Лесная»
VI. Станция «Географическая»
VII. Станция «Праздничная»
VШ. Итог классного часа.
Ход занятия
I. О земном шаре
Учитель: Живёт на земле человек. Он маленький, Земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может прожить без шелеста луговых трав, без звонкой песни ручья, без звёздного ночного неба. У нас над головой общая крыша – голубое небо, под ногами – общий пол – земная поверхность, у нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко. Но мы, земляне, живём в разных частях этой голубой планеты. Я покручу глобус. Как вы думаете, какой « дом» я сейчас начну искать?
II. О России
Учитель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)
– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)
– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Учитель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Россия, Россия – края дорогие!
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Дети исполняют «Родную песенку» слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.
Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.
(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)
– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Учитель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.
– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)
Учитель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.
(Звучит музыка “Паровоз”.)
III. Станция «Государственная»
Учитель: Станция называется “Государственная”
– Назовите столицу России. (Москва.)
– А кто расскажет стихотворение о Москве?
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя
Учитель: Президентом нашей страны является…? (Д. А. Медведев.)
– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)
Учитель: У России, как и у других стран есть государственная символика: герб, флаг, гимн.
– Где можно увидеть эти символы? (На важных политических событиях, на печатных знаках, на космических кораблях, на костюмах Олимпийской сборной…) (Показ слайда.)
а) Герб России – двуглавый золотой орёл. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился герб в 1497г. (15 век) при царе Иване III. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока. Скипетр и держава – символы власти. Грудь орла защищена щитом с изображением Георгия Победоносца.
Ученик:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
б) Флаг России – бело-сине-красный. Как вы думаете, что обозначают эти цвета? Белый цвет – вера, чистота. Синий – благородство, верность. Красный – героизм, отвага, смелость. В торжественные дни флагами украшают дома и улицы. Это святыня.
Ученик:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
в) Гимн – торжественная песня, прославляет историю государства, его народа и его традиции и богатство природы. С 1 января 2001г. государственным гимном России стало произведение с текстом С. Михалкова на музыку В. Александрова. Текст утверждён Государственной Думой и Президентом.
(Звучит гимн России.)
IV. Малая родина
Учитель: Говоря о России, не стоит забывать и о своей малой родине – месте, где мы родились и живём сейчас. У кого – то малая родина – большой город, а у кого – то – маленькая деревушка. И где бы ни жил человек потом, его всё время тянет в родные места.
– Как называется наша республика? (Чувашская Республика) У Чувашии, как и у других республик, есть государственная символика: герб, флаг, гимн. (Показ слайда.)
– Современный рисунок герба выполнил художник Э.М.Юрьев. Звезды на гербе символизируют старинную чувашскую эмблему – три солнца. Изображение герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства. На официальных документах. Его помещают на пограничных столбах. Он присутствует и на печатях государственных учреждений и организаций. (Показ слайда.) Что обозначают цвета флага?
– Красный цвет флага символизирует красоту чувашской земли, желтый – считается самым красивым цветом, символизирует красоту и добро. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием. (Показ слайда.)
– Государственный гимн Чувашской Республики представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных конституцией ЧР.
Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения её представителям. Сегодня гимн является таким же атрибутом государства, отражением её истории и знаком суверенитета, как герб и флаг. Гимн как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и поэтому должно быть самое уважительное отношение. ( Исполнение отрывка гимна на родном языке.)
Учитель: Мы отправляемся дальше.
V. Станция « Лесная»
Учитель: Ребята, отгадайте загадку:
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
– Наша Родина – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т.д.)
– Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.)
– Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Милина, земляника и т.д.)
– А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, сыроежки и т.д.)
– Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)
– Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т.д.)
– А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.)
– А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
Учитель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.
– А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.
VI. Станция «Географическая»
– Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА.)
– Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.
1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)
2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)
3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)
Учитель: Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете?
– Как называется река, на которой находится столица нашей республики? (Волга)
– Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Чебоксары, Канаш и т.д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”.
– Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.
– А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”.
VII. Станция «Праздничная»
– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)
– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.) А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. И об этом мы сейчас споем песню
“Салют Победы”. (Дети исполняют песню и речевку.)
“Если дружба велика – будет Родина крепка”
Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.
VШ. Итог классного часа.
– О чем мы говорили?
– Что нового сегодня узнали?
– О каких символах государства вспомнили?
– Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
Домашнее задание: уважать и беречь родную природу и свою Родину.
Заключение
Если занятие проходит в 1 классе, беседу о символах можно сократить. Первоклассники быстро утомляются. Для смены виды деятельности можно было нарисовать флаг или организовать работу в группах. Из полосок бумаг разных цветов собрать флаг России и Чувашии. Если зрителей много (родители, учителя, учащиеся из других классов), то мероприятие лучше провести в актовом зале.
Для закрепления полученного результата дети вместе с родителями могут сделать проект «Моя малая Родина» из рисунков или фотографий.
В процессе анализа собранного материала, я пришла к выводу: чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций.
Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
Список использованной литературы
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
2. Л.В.Кудряшов. Патриотическое воспитании младших школьников на уроках музыки \\ Начальная школа плюс До и После – 2006 № 5\\
3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 – №4
infourok.ru
Введение
Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране».
МОУ «Сланцевская СОШ № 3»
Участие в школьном проекте «Портрет моего города»
Организация проектной деятельности младших школьников на примере мини-проекта «История моего города»
Паспорт проекта.
Название проекта | «История моего города» |
Руководитель | Андреева Людмила Эйновна |
Консультанты | Кузнецова Татьяна Кузьминична – зам. директора по УВР |
Возраст проектной группы | 3 класс, 9 лет |
Продолжительность проекта | Мини- проект |
Типология проекта | Внутришкольный, информационно-поисковый, творческий |
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа | Внеклассная работа |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | Окружающий мир, литературное чтение, искусство |
Актуальность | Актуальность проекта определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной работы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является познание родного края, сбор, изучение краеведческого материала и использование его. Изучение родного края есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам. |
Цели проекта |
|
Задачи проекта |
|
Проблема | Проблема патриотического воспитания обусловлена следующими противоречиями:
|
Планируемый результат
Способность к самоопределению, целеполаганию | Осознание ценности приобретаемых знаний, проектно-исследовательских умений; развития личностных качеств, формируемых в процессе совместной творческой деятельности |
Поисковые умения |
Самостоятельно находить и отбирать недостающую информацию, используя, в том числе Интернет, или запрашивать необходимую информацию у консультанта проекта |
Коммуникативные умения | Учиться взаимодействовать с учителем – руководителем, сотрудником музея, библиотекарем, родителями, вступать в диалог, задавая вопросы, объясняя свою точку зрения; |
Рефлексивные умения | Учиться осмысливать проблему, для решения которой недостаточно знаний; осуществлять анализ своей и коллективной деятельности, фиксировать ее промежуточные результаты, отмечать успешность решения проблемы на основе выработанных критериев |
Организационные умения | Объединяться в процессе совместной деятельности, распределять обязанности для каждого участника проекта и объективно оценивать вклад каждого в дело достижения общего результата |
Презентационные умения | Лаконично и информационно-ценностно представлять ход работы и полученный результат |
Этапы проекта.
1. Организационный.
На этом этапе знакомились со спецификой проектной деятельности, видами проектов, определили тему работы, количество групп, сроки выполнения проекта.
2. Подготовительный.
Внутри класса разделились на 3 группы. Группы создавались с учетом, того, чем конкретно хочет заниматься в проекте каждый. На этом этапе был выработан план деятельности по разработке и выполнению проекта.
3. Реализация проекта.
На этом этапе дети собирали информацию, обрабатывали ее и анализировали. Первая группа собирала материал по теме: «История возникновения города Сланцы», ответственная Кротовская Екатерина. Вторая группа «Город в годы Великой отечественной войны», ответственная Кухарева Дарья. Третья группа «Послевоенные годы. Современный город», ответственная Гусейнханова Офелия. Ученики посетили краеведческий музей, посетили районную библиотеку, готовили сообщения. Учитель наблюдал, консультировал, советовал, помогал. Родители оказывали помощь в планировании работы, содействовали в поиске информации.
4. Оформление результатов.
Оценивали выполнение проекта, достижение поставленных целей, достигнутых результатов, анализировали свои ошибки, делали выводы. Дети делились друг с другом, насколько интересно им было работать над проектом, какие трудности они испытывали в процессе работы, оценивали степень включения в работу себя и своих родителей.
5. Защита проекта.
Ребята защищали проект. Все участники проекта обсуждали выступления, обменивались мнениями. Материалы проекта было решено использовать в игре по станциям «Знай и люби свой город» для 1-2 классов, а также при подготовке к муниципальной игре «Край родной, ты мой любимый».
Рабочее планирование проекта.
1. Знакомство с темой проекта «История моего города»
2. Распределение по группам.
Первая группа собирала материал по теме: «История возникновения города Сланцы», ответственная Кротовская Екатерина. Вторая группа «Город в годы Великой отечественной войны», ответственная Кухарева Дарья. Третья группа «Послевоенные годы. Современный город», ответственная Гусейнханова Офелия.
Определить правила работы в группе:
3. Реализация проекта.
На этапе сбора информации:
4. Оформление результатов.
Выпуск стенгазет, презентация «История моего города»
Проделанная работа позволила:
План оценивания в проекте.
Оценивание перед началом проекта.
Оценивание в ходе работы над проектом
Оценивание после завершения проекта
Самооценка готовности групп к защите проекта.
Подготовили выставку стенгазет.
Собрали иллюстрации в виде рисунков и фотографий, которые мы включили в
Презентацию.
Подготовили презентацию в Power Point «История моего города»
Подготовили анкету для проверки понимания остальными учениками темы, которую мы предлагаем.
Распределили роли на проекте.
Подготовили список дополнительной литературы по нашей теме для тех, кто захочет узнать больше.
Подготовили интересующие нас вопросы другим группам, если они не расскажут об этом в своих выступлениях.
Изучили критерии для оценки работы других групп
Подготовились отвечать на вопросы по теме наших исследований.
Вывод.
Родной край – самое милое, красивое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые интересные сказки, самые красивые и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое.
У каждого человека есть свой родной край, куда хочется все Время вернуться. Почему это место так тянет к себе? Почему многие тоскуют о нем на чужбине? Наверное, потому, что знакомство с окружающим миром впервые происходило именно в этих краях. Маленький Человек впервые здесь увидел солнце, услышал шум дождя, пошел в школу, обрел в друзей.
Родной край самое красивое место на земле, здесь живут самые хорошие люди. А сколько всего интересного здесь было, сколько хороших воспоминаний связанно с этим местом. Где бы ни был человек, в какой уголок земли он бы не забрел, он всегда будет вспоминать свой родной край, такой красивый и любимый.
Любовь к Родине, родному краю – важнейшее чувство для каждого человека. Но где, же этот исток, маленький родничок, с которого всё начинается?
Давайте же будем любить нашу Родину и бережно относиться к ней, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, мой край родной!» Но нельзя любить не зная. Как сказал Ю. Ефремов «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем больше знаю».
Участие в проекте помогло создать нам «образ страны», образ нашей Родины, образ нашего города, нашего края.
«Познавайте свою страну, свой край, свое село, свою гору или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое». (А. Е. Ферсман).
5. Результативность проекта.
1. Участие в игре по станциям для 1-2 классов
2. Участие в муниципальной игре по станциям «Край родной, ты мой любимый»
Анкетирование учащихся.
Данное анкетирование проводилось в 3 а классе, где обучающиеся были участниками проекта «История моего города». Ответы обучающихся на момент создания проекта отличались поверхностным содержанием, отсутствовали объяснения, большинство детей затруднялись с ответом.
Во время работы над проектом были созданы условия для развития патриотических чувств через привитие любви к своему родному городу, краю. Ребята посетили музей, библиотеку, провели экскурсию по городу. Совместно с учителем и родителями провели исследовательскую работу, представили и защитили свой продукт.
После завершения проекта было предложено снова ответить на вопросы анкеты. Ответы обучающихся оказались глубже и ярче, а чем содержательнее познания о родном городе, крае, тем более действенными окажутся они в формировании интереса и любви к родному городу. А главное, они помогут на доступных близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Результаты анкетирования по уровню развития обучающихся с точки зрения сформированности патриотических основ воспитания.
Вопросы | На момент создания проекта | После завершения проекта | ||||
Правильно ответили | Затруднялись | Не ответили | Правильно ответили | Затруднялись | Не ответили | |
Кто такой патриот? | 26% | 47% | 27% | 79% | 14% | 7% |
Чем может гордиться житель города Сланцы? | 36% | 45% | 19% | 80% | 17% | 3% |
Что значит любить свою родину? | 33% | 49% | 28% | 68% | 23% | 9% |
Кого считают основателем города Сланцы? | 60% | 5% | 35% | 85% | 5% | 10% |
Какие улицы названы в честь лётчиков-испытателей, героев Советского Союза? | 13% | 60% | 27% | 87% | 8% | 5% |
Какие памятные места в городе вы знаете? | 27% | 39% | 14% | 72% | 18% | ____ |
На каком предприятии города глина превращается в керамические изделия? | 22% | 23% | 55% | 73% | 5% | 22% |
nsportal.ru
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 8
Творческий проект
По окружающему миру.
Оформление уголка «Моя малая родина»
Выполнили ученицы 1б класса:
Веремьёва Саша,Орешко Лиза,
Шапоренко Юля.
Учитель Боненко Татьяна Фёдоровна
Клинцы 2012-2013 уч. год
Этапы выполнения проекта
1.Выбор и обоснование проекта. (слайд 2)
2.Результаты исследования.
3.Звёздочка обдумывания.
4.Цель проекта.
5.Задачи проекта.
6.Технология выполнения проекта.
7.Техника безопасности.
8.Эколого-экономическое обоснование.
9.Самооценка изделия.
10.Реклама.
12.Литература.
11.Информационные источники.
Результаты исследования.
Если скажут слово «родина», (слайд 3)
Сразу в памяти встает Старый дом,
в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим наверно вспомнится
Свой родной любимый двор
В лужах первые кораблики, (смлайд 4)
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
КЛИНЦЫ — второй по величине город Брянщины.(слайд 5)
Он ровесник Санкт-Петербурга. Город основан в 1707 году
(три столетия тому назад) беглым крестьянином Василием Клинцовым.
Он вместе с братом Павлом и другими старообрядцами, которых преследовала церковь и царские власти, срубили на берегу реки Туросны первые бревенчатые избы.
Сегодня Клинцы красивый город с богатой историей и культурным наследием. Суровым испытанием для всей страны стала Великая Отечественная война, в которой погибло 10 тысяч Клинчан.Много можно говорить о нашем городе. Клинцами мы гордимся. Он наш любимый город.
Мы будем беречь и лелеять его!
…Ах, Клинцы, город добрых ткачей,
Где теперь доброта тех ночей?
Где цветы были просто цветы,
Где с берёзками были на ты,
Колокольчиков слушали звон
И не знали, что есть гамма-фон…
Что мы Родиной зовём? (слайд 6)
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Звёздочка обдумывания. (слайд 7)
На уроке окружающего мира у нас было задание подготовить проект о нашем городе,
о нашей малой родине.
И мы решили, что можно оформить уголок « Моя малая родина»,
где мы соберем лучшие работы ребят нашего класса. Узнаем много интересного об истории нашего города.
Это будет поучительно и интересно.
Цель проекта (слайд 8)
Оформить уголок «Моя малая родина»
Задачи проекта (слайд 9)
Познакомиться с историей нашего города;
Развивать свою речь и творческие способности;
Воспитывать чувство любви к родному краю.
Технология выполнения (слайд 10,11)
Познакомиться с литературой о нашем городе;
Выбрать лучшие проекты;
Распечатать фото и проекты;
Распределить картинки на ватмане;
Приклеить;
Разместить уголок в классе.
Техника безопасности (слайд 12)
При выполнении проекта мы соблюдали технику
безопасности при работе с ножницами и клеем.
Эколого-экономическое обоснование (слайд 13)
Все использованные материалы безопасны для нас и окружающей среды.
Цена нашего проекта 25 рублей.
Самооценка проекта (слайд 14)
Мы считаем, что достигли поставленной цели.
Проект у нас получился.
Уголок, который мы оформили, будет прекрасно смотреться в нашем классе.
Мы думаем, что такой уголок понравится не только ребятам из нашего класса.
Мы очень довольны своей работой.
Время потрачено не зря.
Реклама
Потрудились мы на славу.
Уголок,оформив наш.
Приходите,посмотрите.
Получилось просто класс!
Литература
С азбукой по родному краю. Учебное пособие для 1 класса, Пряникова Н.Е., Шик Н.В.
Стихи о Родине. Владимир Степанов.
Стихи о Клинцах. Анна Перекрестова
Электронный ресурс
https://yandex.ru/images
infourok.ru
МБОУ «Кунашакская средняя
общеобразовательная школа»
Проектно-исследовательская деятельность
«Моё село»
учащихся 1 «Г» класса
учитель Гузаирова А.Э.
С. Кунашак
2014г.
Содержание
1. Введение ____________________ 3 стр.
2 Основная часть _______________________________ 6 стр.
I. История возникновение нашего села ___________ 6 стр.
II. Памятники ____________________________ 7 стр.
III. История одной из первых улиц Кунашака____ 7 стр.
IY. Происхождение названий улиц села Кунашак __ 8 стр.
Y.Достопримечательности села _________________ 10 стр.
3. Заключение ___________________________________11стр.
4. Список литературы _______________ _____________ 12стр.
5. Приложение
Введение
О селе моём любимом
Будет разговор,
О селе родном и милом,
Где мы все живём!
История – это такая таинственная
древняя наука,
изучать ее очень интересно.
Мое маленькое село-частичка России,
и ее история- это история многих тысяч
похожих сёл в России.
Мы живём в селе Кунашак. Я считаю, что любой человек должен знать историю своей малой Родины. Зная историю своего села, начинаешь больше ценить и беречь её.
Поэтому мы выбрали тему своей проектно-исследовательской работы:
история села Кунашак.
Актуальность темы, я думаю, очевидна.
Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Мы любим Родину. А любить Родину- значит жить с нею одной жизнью.
Село появилось очень давно, и нам хотелось узнать об истории нашей малой родины, когда именно оно появилось, почему его так назвали. Для этого мы провели своё маленькое исследование.
Нами была поставлена цель: узнать, как появилось село Кунашак.
В соответствии с поставленной темой и целью были сформулированы следующие задачи:
В ходе работы мы использовали следующий комплекс исследовательских методов: встреча с библиотекарями районной библиотеки, встреча с работниками сельского совета, изучение специальной литературы.
Если скажет рать святая
Кинь ты Русь, живи в раю,
Я скажу не надо рая
Дайте Родину мою.
Предмет исследования:
история возникновения села Кунашак.
Избранные методы исследования:
-беседа;
-наблюдения;
-поиск и изучение фотографий, источников, архивных документов;
Основополагающий вопрос:
Какова история возникновения села? История возникновения названий улиц села Кунашак.
Гипотеза: мало знаний о своём селе.
Учебные вопросы:
1. Где расположено село?
2. Как оно называется?
3. Что вы знаете об истории создания села?
4. Подумайте, что бы вы сделали для процветания своей малой родины?
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 1 «Г» класса МБОУ СОШ с. Кунашак.
Предмет: Внеурочная проектная деятельность.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь2013года – март 2014 года.
ВИД ПРОЕКТА: ДОЛГОСРОЧНЫЙ, ГРУППОВОЙ.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: поисковая, исследовательская.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: отсутствие доступной информации по истории своего края; отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: библиотеки, интернет, музей, сельский совет.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для учеников:
– ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
– развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
– дети расширят свои знания о своем родном крае
Для педагога:
– повышение профессионализма;
– внедрение новых методов в работе с детьми;
– личностный и профессиональный рост;
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
– Познавательные занятия, экскурсии;
Основная часть
I. История возникновение нашего села
Район находится на северо-востоке Челябинской области, граничит на севере со Свердловской и Курганской областями. Район лесостепной, один из самых озёрных в крае.
Кунашак был основан на башкирской земле в 1730- 1736 гг. пришлыми мещеряками. Коренные жители-башкиры доброжелательно относились к пришлому люду, всячески поддерживали его. Рядом проходил торговый караванный путь. Через этот путь везли купцы меха, ювелирные изделия, фрукты и другой товар. Кунашаку – 278 лет.
Что значит «Кунашак»?
Почему он получил такое название? Существует несколько версий. Одна из них гласит, что это слово в переводе с древнетюркского языка означает «место для ночлега».
В читальном зале районной библиотеки есть небольшая книжка Юрия Подкорытова «Сказки из старинной шкатулки». Вот одна из легенд Акрама – Курайчи о Кунашаке.
«Шёл караван по земле Уральской. Застала его ночь на берегу озера. Старый аксакал сказал:
– Куначаг-быз! Здесь переночуем! Проснулся аксакал рано. Видит – в голубом тумане человек по воде идет. Бешмет голубой, сапоги голубые, шапка на голове голубая. Голубой камышинкой к берегу рыб подгоняет.
– Доброго здоровья, сосед, – говорит голубой человек. – Прими от сердца рыбу из озера.
Поблагодарил аксакал голубого человека и сказал:
– Куначаг-быз! Ещё здесь переночуем!
Проснулся аксакал рано. Пошёл в лес. Видит – из тумана зелёный человек выходит. В руках корзину ягод душистых несёт. Бешмет на человеке зелёный, сапоги зелёные, шапка на голове зелёная.
– Доброго здоровья, сосед, – говорит зелёный человек. – Прими от сердца ягод из наших лесов.
Поблагодарил аксакал зелёного человека, вернулся к своему каравану, говорит:
– Куначаг-быз! Ещё здесь переночуем!
Проснулся аксакал рано. Пошёл в поле. Видит – из тумана золотой человек выходит. В руке золотые колосья несёт. Бешмет на человеке золотой, сапоги золотые, на голове шапка золотая.
– Доброго здоровья, сосед,- говорит золотой человек.- Прими от сердца хлебные колосья золотые.
Поблагодарил аксакал золотого человека, вернулся к своему каравану, говорит:
– Куначаг-быз! Ещё здесь переночуем! Зачем дальше идти? Места привольные и богатые, соседи добрые и приветливые.
Вот и стали эту землю обживать и Кунашаком называть».
II. Памятники
Памятники истории
Памятный знак в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ.
Памятный знак в честь Героя Советского Союза Баймурзина Гаяза Исламетдиновича.
Памятный знак в честь Владимира Ильича Ленина.
III. История первых улиц Кунашака
Кунашак с каждым годом хорошеет, становится современным и привлекательным. Появились красивые и добротные здания лесхоза, казначейства, народного суда, налоговой инспекции. Мы бы хотели рассказать об истории одной из самых первых улиц Кунашака. Это улица Карла Маркса, откуда и пошло наше село. В старину эту улицу называли кукый – урамы. Дело в том, что братьям Бурангул и Имангул( участники Пугачевского восстания ) после разгрома восстания пришлось скрываться в наших местах. А родом они были из – под Уфы. Верные друзья – казахи, проживающие в наших краях, посоветовали остановиться в урочище « волчье логово». Братья так и решили: забраться в глушь, где непролазные болота с родниками, кругом густой темный лес. На месте, где они обосновались ныне находится улица Кукый – урамы. А название его имеет забавную историю.
Третий сын Бурангула – Хусаин нашел себе невесту в башкирской деревне Кломбат, это километров 15 к северу от Конашака. Но родители девушки воспротивились браку, тогда парень решил, с согласия девушки, украсть ее. Но, об этом узнали ее братья и пустились в погоню. В середине пути девушка говорит своему возлюбленному: «Я останусь, а ты скачи дальше один, ведь, если нас догонят, то тебя могут убить …». Как бы тяжело ни было расставаться, он поскакал дальше один. Вот уже озеро Коншак. Оставив на берегу озера коня, парень быстро вошел в воду и нырнул. И вовремя. Потому что и преследователи прискакали к берегу. Натянули луки со стрелами и стали ждать , когда он вынырнет, а Хусаин вынырнул аж в середине озера.. Глотнув побольше воздуха , он вновь скрылся под водой и вынырнул на другом берегу. Братья девушки невероятно удивились ловкости и выносливости ныряльщика: «Ты посмотри –ка какой мишар !.Ныряет как кукый! Ну и ну». Об этом поразившем всех эпизоде со смехом рассказывали за богатым досторханом во время веселой свадьбы. Но за Хусаином так и осталось прозвище «Кукый-джигит». И улица стала кукыем, и род Бурангулов –кукыйи.
IY. Происхождение названий улиц села Кунашак
Определение:
Улица – простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов. (В.Даль)
Улица – в населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. (С.И.Ожегов)
В Кунашаке более 50 улиц. Названия этих улиц связаны с великими историческими событиями нашей страны, с именами известных писателей, учёных, политиков.
Группы названий улиц
Названия улиц можно разделить на несколько групп, улицы названы:
Y. Достопримечательности села
В Кунашаке имеются отделение связи, средняя школа, районная больница, дом культуры, библиотека, детские сады, магазины, мечеть, ФОК, бассейн, налоговая инспекция, районный суд, полиция.
Заключение
В результате проведенной работы цель исследования достигнута. В итоге встреч с библиотекарями, обработке материалов из архива сельского совета была изучена малая часть истории возникновения села Кунашак.
Есть в нашей стране добрая традиция – называть улицы городов и сёл именами достойных земляков. Мы не вправе забывать о своих героях, которые оставили большой незабываемый след в сердцах своих односельчан. И если односельчане решили увековечить их имена, значит, их личности заслуживают уважения…
Исследование подтверждает гипотезы, которые мы выдвинули:
1) Во время работы пришлось познакомиться с историей происхождения села Кунашак, названий улиц, что позволило лучше понять историю своего села.
2) Названия улиц тесно связаны с историей нашего села и всей страны, с культурой и наукой.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов, на кружковых занятиях по краеведению.
Мы должны помнить своё прошлое, чтобы с надеждой смотреть в будущее. В ходе своего исследования мы узнали, что в нашем селе появились ещё несколько новых улиц, которые будут носить имена именно наших земляков: Вакилова, Васырова Кирамата Сафеевича, Исмагилова Жавдата Хажеевича, Гильманова Виля Лукмановича, Мусина Яхии Муртазовича, Виля Гильманова, Хаята Шакирова, Габдуллы Тукая. Жизнь таких людей – пример для будущих поколений. Ещё улицы: Западная, Дружбы, Школьная, Российская, Свободы..
Список используемой литературы
3.Супрун В.Г. Кунашак – земля предков – Южно-Уральское
издательство,2000.
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 муниципального образования Темрюкский район |
Учитель начальных классов Ярошенко Нина Олеговна |
1 класс
КУБАНОВЕДЕНИЕ
Урок 1.
Тема урока. Мой родной край.
Цель урока:
Дать первоначальное представление о новом учебном предмете, о рабочих инструментах, которые будут использованы в курсе изучения кубановедения.
Развивать познавательный интерес, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Создать условия для становления и развития психических функций, способностей, мотивационных установок, творческого исследовательского мышления через вовлечение в активную учебно-исследовательскую деятельность.
Создать условия для формирования морально-волевых качеств, умения контролировать свое поведение в учебных ситуациях.
Оборудование к уроку:
1). Карта Краснодарского края.
2). Презентация «Мой родной край».
3). Карточки с изображением куклы, тетрадки, машинки, ручки, цветных карандашей, ножниц, альбома для творческих работ, рогатки.
ОборудованиеФормирова-ние УУД и
Ι. Организационное начало урока
̶ Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Дети занимают свои места)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний
Рабочие инструменты к уроку.
̶ Ребята! Сегодня у нас с Вами необычный урок – урок-знакомство. Как вы думаете, с кем или с чем мы будем знакомиться? (Ответы детей)
̶ Сколько у Вас разных предположений! Давайте сделаем так: я вам буду говорить небольшие подсказки, а вы будете называть наших новых знакомых!
Вот помощник самый первый:
Он и умный, он и верный
На урок на парту ляжет
Полистай, он все расскажет! (Учебник)
̶ Все согласны, ребята? Кто согласен – поднимите верный ответ над головой! (Поднимают «Тетради»)
Вот второй помощник славный,
В кабинете в этом главный.
Есть процессор, монитор,
Смотрит он на Вас в упор!
Поиграть с ним успевай,
Да гулять не забывай! (Компьютер)
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Карта Краснодарского края)
А какие еще принадлежности и инструменты нам понадобятся на уроках кубановедения?
Игра «Учебные вещи».
̶ На моем столе картинки с изображением разных предметов. Какие из них ты возьмешь на урок? Объясни свой выбор.
̶ Один ученик рассказывает об одном предмете.
̶ Давайте еще раз назовем наших помощников, с которыми мы вместе будем путешествовать на уроках кубановедения.
2. А теперь, давайте воспользуемся нашим первым помощником – тетрадью по кубановедению. Внимательно рассмотрим обложку.
Оглянись вокруг, дружок!
Видишь горы, лес, лужок,
Птичьи стаи, самолет,
Что отправился в полет.
Море, чайка, огурец,
Казачонок – удалец!
̶ Как ты думаешь, о чём может быть эта книга? Какие знания мы получим на уроках кубановедения? (Предположения детей)
Вывод: Кубановедение – означает знание о своей малой родине, – от слов «ведать», «знать», изучать свою родную Кубань, её природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции кубанцев.
3. ̶ Открываем «Тетрадь» на титульном листе. Обращение губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева к первоклассникам. Прочитать. Обсудить.
4. Рассматривание карты-схемы Краснодарского края (стр. 2-3).
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса
Даль морская лазурью окрашена!(В.С. Подкопаев)
̶ Как называются горы, которые ты видишь на карте?
̶ Какие моря есть в нашем крае?
̶ Где растут леса?
̶ Какие животные водятся в нашей местности?
̶ Какие растения можно увидеть на солнечных полянах? Обо всём этом нам расскажет этот учебник – тетрадь по кубановедению.
̶ Карта-схема географически точна, поэтому к ней мы будем возвращаться в ходе изучения различных тем в течении всего учебного года.
̶ В увлекательном путешествии по нашей родной земле- Краснодарскому краю нас будут сопровождать казачата. Давайте дадим им имена. (Катюша и Ванюша) ̶ Они будут давать нам задания, выполняя которые мы научимся преодолевать все препятствия, которые встретятся нам в путешествии.
4. Знакомство с памяткой. ̶ Подскажите, какие задания нам приготовили Катюша и Ванюша? (см. справа)
«Книга» – буду читать, «Наушники» – буду слушать, «Вопросительный знак» – отвечать на вопросы, «Краски» – буду рисовать, «Зайчонок в шляпе» – выполнять хитрые задания, «Восклицательный знак» – буду запоминать, «Компас» – путешествовать, «Гусиное перо» – буду сочинять , «Ученик и ученица» -буду обсуждать с учителем и одноклассниками.
ΙΙΙ. Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
ΙV. Совместное открытие знаний
Экскурсия по краю.
̶ Ванюша и Катюша приглашают нас на экскурсию по Краснодарскому краю. Какой он наш край?
О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём!
̶ Обратите внимание, ребята, какой огромный Краснодарский край.
Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы
Все это – родная Кубань!
Отрывок из стихотворения С. Чмырёва “В родном краю”
Я иду по широкой дороге,
Предо мною сады и поля.
В небе месяц блестит круторогий.
И листвой шелестят тополя.
Хороши кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля.
Нивы необъятные, как море,
Край казачий – Родина моя!
̶ Наш край называют Кубанью? Как ты думаешь, почему? Потому что главная река нашего края называется Кубань. Она берёт своё начало высоко на горе Эльбрус и имеет протяжённость 870 км.
̶ Найди реку Кубань на карте. Отрывок из стихотворения И. Вараввы “ Бежит река Кубанушка ”
Бежит река Кубанушка
Кружится голова.
Ложится долом травушка,
Зелёная трава.
Кубань– река бурливая,
Весёлая волна.
Мне близок твой упрямый бег,
Кубань – река, царица южных рек!
Мне дорог твой извечный бег.
Кубань – река, царица рек!
̶ Какие реки нашего края ты еще можешь назвать?
̶ А теперь Катюша показывает нам изображение города – столицы Кубани. Как называется главный город нашего края?
Это рощи и парки, цветущая наша земля!
Краснодар – это лип и акаций густой аромат,
Краснодар – это песен кубанских веселый азарт.
̶ Давайте теперь вместе с Катюшей прогуляемся по улицам Краснодара.
̶ В каком еще городе Краснодарского края ты побывал? Что там тебе особенно понравилось?
̶ О чем тебе сообщает эта фотография? (Мы возвратились домой, в станицу Голубицкую)
V. Закрепление изученного
Игра «Самый сообразительный 1) Край, в котором я живу, называется…
а) Ростовский,
б) Ставропольский,
в) Краснодарский
2) Наш край ласково называют…
а) Тамань,
б) Кубань
3) Главный город нашего края…
а) Краснодар,
б) Геленджик,
в) Тимашевск
4) Самая большая река нашего края …
а) Белая,
б) Челбас,
в) Кубань
5) В нашем крае есть 2 моря – это … (Черное море, Азовское море)
Молодцы! Кого вы назовете самыми сообразительными на уроке? (Оценки детей)
VΙ. Итог урока
̶ Вот и подошло к концу наше первое путешествие по родному краю.
̶ О чем ты сегодня услышал в первый раз?
̶ О чем сегодня расскажешь своим родным?
Самооценка. Если тебе понравилось с нами путешествовать и изучать наш родной край – улыбнись, если не понравилось – не улыбайся.
Вывод: Мы живем с вами на замечательной земле, которую, по праву, называют кормилицей, жемчужиной, степной дочерью России.
Спасибо, ребята, за урок.
Карточки с изображением куклы, тетрадки, машинки, ручки, цветных карандашей, ножниц, альбома для творческих работ, рогатки.
Презентация «Мой родной край».
Слайды 1,2, 3
Слайды 4,5,
6,7,8,9,10
Слайд 11.
Слайды 12, 13, 14, 15
Слайд 16.
Слайды17-21.
Познаватель–ные УУД
1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;
2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3. Формируем умение выявлять сущность особенности объектов.
4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
5. Формируем умение установления аналогий.
6. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуника- тивные УУД
1. Формируем умение слушать и понимать других;
2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
4.Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД
1. Формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке.
2.Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.
Личностные УУД
1.Формирование умения определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2.Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5.Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Использованная литература.
Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. Кубановедение: программа курса для 1-4 классов. – Краснодар: Перспективы образования, 2009.
Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2011.
Интернетресурсы
infourok.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа села Вязовка» Татищевский район
« Мой край…»
Руководитель:
Хрисанфова Наталия Владимировна
2016
Содержание
Введение……………………………………………………………3 Подготовка к созданию экологической тропы………………. 7
II. Этапы реализации проекта…………………………………….7
III. Эколого-географическая характеристика территории…… 8
1. Географическое местоположение…………………………… 8
2. Геоморфология и гидрология………………………………… 8
3. Климат………………………………………………………… 9
4. Почвы, растительность и животный мир…………………… 10
IV. Основные объекты экологической тропы:…………………. 11
1. Станция «Информационная»………………………………… 11
2. Станция «Истоки»……………………………………………. 11
3. Станция «Сосны»…………………………………………….. 11
4. Станция «Перспективная порода»…………………………… 11
5. Станция «Орешинка»………………………………………… 11
6. Станция «Непривычные берёзы»……………………………. 11
7.Станция «Хвойная»……………………………………………. 12
8. Станция «Бархат амурский»…………………………………. 12
9. Станция «Сосна кедровая сибирская»………………………..12
10. Станция «Северная Америка»……………………………… 12
Выводы…………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………14
Приложение……………………………………………………… 15
Введение
Чтобы понять неповторимость и красоту, необходимо
вглядеться, вчитаться, вжиться в то, что нас окружает
М.М.Пришвин
Природа нашего края многолика и разнообразна. Её нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Особенно радует сердце красота растений. «Растение – посредник между небом и Землёй. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины и кисть художника, и перо поэта»- так образно писал академик К.А. Тимирязев. К сожалению, активное воздействие людей на природу не могло остаться без негативных последствий: сокращаются площади лесов, обмелели реки, уменьшилось количество видов растений и животных. Отрицательное воздействие на природу продолжается. Человеку давно пора задуматься, как сохранить красоту и неповторимость нашей природы для себя и будущих поколений?[5] Мы уверены в простой истине, когда у детей и подростков сформирована любовь к своему родному краю, малой родине, тогда будучи взрослым человеком, он будет беречь природу и делать всё, чтобы сохранить окружающий мир! В нашем селе много удивительных уголков, памятников природы Саратовской области, одним из которых является дендрарий Вязовского учебно-опытного лесхоза Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова. Это уникальное собрание растений, ареал произрастания которых далеко за пределами Саратовской области. В рамках работы экологического кружка мы проводили экскурсии в дендросад, выделяли наиболее понравившиеся нам виды деревьев и кустарников, искали о них информацию, фотографировали и решили, для системной исследовательской работы создать проект экологической тропы «Там, на неведомых дорожках…» и в весенне-осеннее время года осуществить свой замысел на практике. В предлагаемом нами проекте экологической тропы достаточно возможностей для выполнения системы заданий, которые можно организовывать во время экскурсий, исследований, практической деятельности.
Цель проекта: Создание и использование экологической тропы как объекта экологического образования школьников и создание условий для повышения уровня экологической культуры детей и взрослых.
Задачи проекта:
1. Разработать модель, маршрут и основные этапы (станции) экологической тропы.
2.Составить паспорт, описание и схему маршрута экологической тропы.
3.Разработать содержание и дизайн информационного оснащения станций экологической тропы.
4. Использование экологической тропы для проведения занятий в природе, воспитание экологической культуры.
Методы исследования: сбор и анализ литературы по данной теме, проектирование, маршрутная съёмка местности, экологический мониторинг, наблюдение в природе, сбор гербарного материала, определение видового состава маршрутным методом и методом пробных площадок, беседы со специалистами лесхоза, метод социального партнёрства.
Ожидаемые результаты:
1.Создание и функционирование экологической тропы.
2.Углубление и расширение знаний о природе родного края школьников и населения.
3.Исследовательские проекты школьников на экологической тропе и их презентации.
4.Повышение уровня экологической культуры школьников и населения.
Актуальность проекта: в экологическом Кодексе России прописано: «Природа – естественная среда возникновения и существования человека. Человек – дитя природы…» Экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы[8].Поэтому всем необходимы экологические знания. А самым мудрым учителем, где можно получить эти знания, является сама природа. В условиях экологической тропы возможно формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованием ФГОС.
Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система. Даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. Создавая свою экологическую тропу, мы выбирали самый оптимальный путь, чтобы не нарушить равновесие в природе и максимально познакомить с самыми распространенными видами растений дендрария. Программа экологической тропы сочетает в себе доведение до посетителей информации о древесно-кустарниковых породах, произрастающих в дендросаду, наблюдения и выполнения ряда практических заданий. Маршрут протяжённостью 1 км, время прохождения 1,5 часа, выделены 10 станций. Время года проведения экскурсий: весна-осень. Необходимым элементом организации экологической тропы являются правила поведения людей на маршруте, «экологический кодекс» (использовать уже имеющиеся тропинки, не рвать цветы, не оставлять мусора и т.п.). Тропа может выполнять свою воспитательную функцию только при условии соблюдения этих правил. Хорошо организованная экологическая тропа способствует охране природы. Экологическая тропа предоставляет широкий простор для творчества школьников и может помочь в работе не только учителям географии, экологии, но и преподавателям других предметов. Например, учитель рисования может организовать этюды на природе или предложить ученикам создать эскизы оформления аншлагов и т.д
I. Подготовка к созданию экологической тропы
Наша экологическая учебная тропа «Там, на неведомых дорожках…» создавалась в рамках работы экологического кружка. Сначала мы под руководством учителя изучили методику создания подобных троп, познакомились с различными источниками информации на эту тему[6]. Маршрут выбирали, руководствуясь основными критериями: доступность для посетителей, маршрут позволяет за 1,5 часа получить массу информации и впечатлений и вернуться в школу, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информативность, составили перечень объектов, расположенных в зоне тропы. При прокладке маршрута использовали уже существующую дорожно-тропиночную сеть, чтобы избежать дополнительной нагрузки на природу. В результате была вычерчена схема маршрута, а также составлен паспорт тропы ( см. приложение№1,№2).
II. Этапы реализации проекта
1 этап – исследование местности, прокладка маршрута тропы, составление его схема, выявление точек остановки (станций), подготовка экологического паспорта тропы.
2 этап – поиск информации в различных источниках, встреча с главным специалистом лаборатории учебного центра СГАУ – Антончевой Татьяной Матвеевной, подготовка информации о видовом разнообразии растений( см. проложение№3).
3 этап – разработка дизайна указателей станций и написание текстовой информации и подготовка экскурсии для учащихся начальной школы ( см. приложение №4)
III. Эколого-географическая характеристика территории
1. Географическое местоположение
Вязовский учебно-опытный лесхоз расположен в центральной части Саратовской области на территории Татищевского, Петровского и Новобурасского административных районов. Расстояние от областного центра г. Саратова 30 км. Лесхоз расположен в районе с развитой сетью дорог. Основная транспортная магистраль Саратов-Пенза находится в 12 км от лесхоза[1].
2. Геоморфология и гидрология
Территория имеет сложное геологическое развитие, представлена морскими, ледниковыми и аллювиальными отложениями. Геологическую основу района составляет Донно-Медведецское поднятие одно из крупных тектонических поднятий Приволжской возвышенности. В ее строении принимали участие пески, песчаники, глины юрского, мелового и третичного периода. Материнская порода залегает на глубине 110-120 см, в основном это коричневато – желтоватая делювиальная глина. Механический состав породы – легкие и средние глины.
Гидрографическая сеть района относится к бассейну реки Волга. Глубина залегания грунтовых вод колеблется от 2 до 23 метров. Реакция раствора близка к нейтральной. На территории есть орошаемый участок. Способ орошения – дождевание. Подача воды производится из искусственного водоема[1].
3. Климат
Климат на данной территории умеренно континентальный. Основная задача лесомелиорации на данной территории это защита с/х культур от вредоносных ветров.
Особенно вредны ветры юго-восточного и южного направления, которые в начале лета переходят в суховеи. Длительные суховеи вызывают гибель всходов при посадке. Средняя скорость ветра за год 5м/с.
Продолжительность вегетационного периода 150 дней, безморозный период 161 день. Установление ледостава на реках и водоемах – 25 ноября, начало паводка – 10апреля. Глубина промерзания почвы – 40 сантиметров.
Очень опасными для растений являются весенние заморозки т.к. они могут привести к гибели растений.
Для территории расположения хозяйства характерны частые засухи с высокой температурой и низкой влажностью воздуха, что снижает производительность лесов, урожайность сельскохозяйственных культур. Коэффициент увлажнения К=0,7. Следовательно, район относится к зоне недостаточного увлажнения, т.е. целесообразно проводить мелиоративные мероприятия.
4. Почвы
На территории преобладает чернозем южный, который характерен для лесостепной зоны. Материнская порода, которая образовала этот тип почвы коричневато-желтоватая делювиальная глина.
5. Растительность и животные
Территория относится к лесостепной зоне. Из естественной древесно-кустарниковой растительности преобладает: дуб летний, клен остролистный, липа мелколистная, клен татарский, жимолость татарская, бересклет, лещина, боярышник, роза собачья, различные виды ив, вязы, смородина золотая, бузина красная.
Из травянистой растительности произрастает: прострел луговой, адонис весенний и волжский, тюльпан Шренка, косатик низкий, лапчатка волнистая, фиалка сомнительная (степные виды).
Из лесной растительности: печеница благодарная, купальница европейская, лапчатка белая, пролеска сибирская, касатик боровой.
В низинных частях рельефа преобладают влаголюбивые породы: осина, ольха и т.д. Животные данной территории представлены следующими видами: суслики, заяц русак, лоси в небольшом количестве, рыжая лисица[1].
IV. Основные объекты экологической тропы:
1. Станция «Информационная». Это начало тропы, и здесь размещён информационный щит. Проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое экологическая тропа, о чём можно узнать, пройдя по ней. Это своеобразная « визитная карточка» дендрария.
2. Станция «Истоки». Здесь можно увидеть первых представителей заложенного в 1966 году дендрария под руководством замечательного учёного-дендролога В.А.Лебедева: большую ель, можжевельник и удивительное дерево Хмелеграб.
3. Станция «Сосны». Посетителей встретят своим великолепием сосна Веймутова, сосна Банкса, они достаточно хорошо чувствуют себя у нас, хотя их родина Северная Америка.
4. Станция «Перспективная порода» представлена дубом красным. Он морозоустойчив, не очень требователен к плодородию почв, а главное устойчив к вредителям и болезням, в том числе и к мучнистой росе, его посадки могут украсить улицы наших городов.
5. Станция «Орешинка» расскажет о семействе ореховых: орех грецкий, орех чёрный, орех маньчжурский.
6. Станция «Непривычные берёзы» представлена необычными для нас берёзками: берёза бумажная, берёза карельская, берёза повислая, берёза Эрмана, такие же стройные, но кора тёмно-серая, буроватая, жёлто-серая и родина их Восточная и Юго-Восточная Азия.
7.Станция «Хвойная». Здесь представлены не только виды, но и формы туи западной, можжевельника казацкого.
8. Станция «Бархат амурский». Бархат амурский- необычное дерево, родина которого леса Маньчжурии и Япония.
9. Станция «Сосна кедровая сибирская». Эти растения живая история, семена их привёз в 1979 году из Красноярского края Старостин Иван Павлович- ныне директор лесхоза. Посеял их в теплице, а через три года сеянцы пересадили в дендросад. Выросли уникальные деревья и стали плодоносить с 17 лет, а в естественных условиях- с 30 лет, значит, здесь для них оказались благоприятные условия.
10. Станция «Северная Америка» представлена породами: сосна Веймутова, псевдотсуга канадская, клён серебристый, каштан конский, ирга канадская – это гости из Северной Америки, которые обрели вторую родину у нас и чувствуют себя великолепно.
Выводы
1. Мы считаем, что создание экологической тропы способствует повышению научного уровня образования. Знания, которые обучающиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что школьники овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
2.В представленном проекте нашей тропы обучение и воспитание должны сливаться в единый процесс. Обучающиеся усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.
3. Мы предлагаем использование экологической тропы как учебной территории, где сами обучающиеся выступают в роли учителей, экскурсоводов, художников.
4.В ходе реализации проекта создание экологической тропы мы постараемся привлечь внимание общественности к памятнику природы: Дендрарию Вязовского учебно-опытного лесхоза Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова. Силами родителей, участниками экологического кружка и старшеклассников установить предупреждающие и информационные знаки, получить опыт проведения экскурсий с младшими школьниками.
Список используемой литературы
1. Архив Вязовского учебного-опытного лесхоза (заметки).
2.Булыгина И.И. Способы повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Саратовской области: проблемы и перспективы его использования // Социальные ориентиры современного города: здоровье, спорт, активный туризм: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2007.
3.Игошин В.И., Терешкова Н.В., Углов А.И. Туристские маршруты Саратовской области. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1983.
4.Макаров В.З., Березуцкий М.А., Болдырев В.А. Особо охраняемые природные территории Саратовской области: национальный парк, природные микрозаповедники, памятники природы, дендрарий, ботанический сад, особо охраняемые геологические объекты. – Издательство Саратовского университета, 2007.
5.Пакулова В.М., Иванова Н.В.Природоведение. М., Дрофа.2009.
6. Чижова В.П., ДобровА.В., ЗахлебныйА.Н. Учебные тропы природы. М.: Агропромиздат,1989.
7. Энциклопедия Саратовского края. – Саратов. Приволжское книжное издательство. 2002.
8. Интернет-ресурсы: letopisi.ru; wiki-linki.ru; ru.wikipedia.org.library.ru/help/docs/n59237/ecolog1.doc.
Приложение№1
Паспорт экологической тропы « Там, на неведомых дорожках…»
Местонахождение: | Дендрарий Вязовского учебно-опытного лесхоза Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова. Территория Вязовского муниципального образования, Татищевского района, Саратовской области. Вязовское лесничество (58 квартал), южная окраина Вязовки. |
Землепользователь: | Администрация Вязовского муниципального образования. |
Значение тропы: | Просвещение, обучение, воспитание по вопросам защиты окружающей среды. |
Направление маршрута: | Территория дендрария, общая протяженность тропы – 1 км. |
Режим использования: | Природные исследования, экскурсии |
Необходимые мероприятия: Тропа создана:24.09.14 | Благоустройство территории, установка щитов и знаков Приложения№2 Схема маршрута |
kopilkaurokov.ru