Конспект урока 1 класс буква а письмо – Урок письма 1 класс “Строчная буква а”

Урок письма 1 класс “Строчная буква а”

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет: письмо

Класс:

Автор УМК: Азбука: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

Чудо-пропись под ред. Илюхина В.А.

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Строчная буква а».

Цели: формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу, работать со схемами слов, соблюдать наклон; учить писать изучаемую букву

Задачи:

Планируемые результаты:

1. Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование уважительного отношения к иному мнению.

2. Предметные: познакомить с написанием строчной буквы а, учить выполнять звукобуквенный анализ слов; моделировать звуковой состав слова.

3. Метапредметные:

– Познавательные УУД: общеучебные – ознакомление с написанием строчной буквы а; выполнение звукового анализа слов; логические построения понятий «верхняя, нижняя, средняя строка»; воспроизведение по памяти информации; умение осознанно строить речевые высказывания в устной речи, структурирование знаний.

– Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

– Личностные УУД: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом, уважают мнение других.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 l.Мотивация учебной деятельности.

Учитель настраивает детей на урок

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость

Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: умение сконцентрироваться, умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге.

ll. Актуализация знаний

– на какие две группы можно разделить все звуки?

– какие звуки называем гласные?

– Какие согласные?

– с какими элементами познакомились на предыдущих уроках?

– какую букву называем королевой?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют звуки речи.

Проговаривают и записывают в тетради под диктовку учителя все элементы, отработанные на первых уроках.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Познавательные: обработка информации, умение структурировать знания, анализ.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Выслушивать мнения других.

lll. Постановка учебной задачи.

На доске запись, под каждой записью предметная картинка.

М.?.К

Р.?.К

Б.?.К

-Рассмотрите это изображение. Определите, какую одинаковую букву надо поставить между согласными М, Р,Л,Б и буквой К, чтобы получилось четыре разных слова. Сформулируйте тему урока.

– Подумайте, какая буква а должна быть написана в этих словах: заглавная или строчная. Уточните тему урока. (Учитель записывает тему урока на доске.)

– Зная тему и используя опорную запись, поставьте цель урока.

Цель: учиться писать а, буквосочетания с…

Между буквами М, Р,Л, Б и буквой К можно поставить букву А. Получатся слова мак, рак, лак, бак. Значит, тема сегодняшнего урока: «Буква А».

Тема урока: «Строчная буква а».

Цель урока: учиться писать строчную букву а, буквосочетания с этой буквой

Познавательные: постановка проблемы

Коммуникативные: умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: целеполагание. Определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

IV Объяснение нового материала.

На странице 14 в прописи проанализировать начертание строчной буквы

а. Учитель предлагает детям рассмотреть строение строчной буквы, сравнить ее с печатной, найти в ней знакомые элементы.

Предлагает детям выйти к доске и с помощью цветного мелка превратить букву и в букву а. При анализе крупного образца учитель показывает разницу закруглений в нижней и верхней частях. В нижней части — крючок с разворотом на месте. Он будет называться качалочкой, так как это удобнее для детей, а в верхней – полная часть овала. В верхней части надо

задержаться на строке и продвинуться по ней. Этот элемент может называться крышечка или мостик. При разборе буквы на доске обязательно выделяются все ее части и обозначаются соответствующими знаками.

Проводит словесное описание буквы а. Учитель объясняет алгоритм написания этой буквы.

✔ Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево вверх, задерживаемся на строке (можно говорить, пишем крышечку), опускаемся по наклонной вниз, выполняем

качалочку, поднимаемся по крючку до середины, две части соединяем секретом, по секрету, наклонная линия вниз, качалочка, крючок до середины.

Работа в прописях по написанию строчной буквы а

1) ознакомление учащихся с элементами буквы а;

2) письмо учителем буквы а под счет на доске;

3) письмо учащимися буквы а в воздухе;

4) письмо учащимися буквы а по образцу и самостоятельно с самопроверкой.

Дети вспоминают, как они получали эту букву из буквы и с помощью волшебного мелка. Проводят сравнение буквы а, например, с крючками для одежды (для зрительного образа буквы).

Работают в прописях:

1) ознакомление учащихся с элементами буквы а;

2) письмо учителем буквы а под счет на доске;

3) письмо учащимися буквы а в воздухе;

4) письмо учащимися буквы а по образцу и самостоятельно с самопроверкой.

Познавательные:

ознакомление с буквой а, с написанием буквы; логические построения понятий «верхняя, нижняя, средняя строка», воспроизведение по памяти информации.

Регулятивные: умение находить новую букву (зрительное восприятие буквы А), умение работать самостоятельно; умение контролировать этапы своей работы.

Физкультминутка.

V. Первичное закрепление.

На доске располагаются звёздочки. В каждой звезде буква.

– Чтобы узнать, что написано в звездах, необходимо расположить звезды в порядке убывания.

Рассказ об астре.

– на с. 14, в прописи раскрасьте астру.

– выполним слого-звуковой анализ слова.

Аналогично выполняется анализ слова барабан.

Далее учитель предлагает прописать по образцу буквы и, а, а также элемент буквы у без петли и две буквы а, которые даны в соединении. При написании двух букв учитель объясняет детям, что после написания первой буквы надо уйти вверх-вправо, задерживаясь на

верхней линии. Этот переход в дальнейшем будет называться ломаем секрет или сгибаем секрет. Данное соединение происходит в верхней части строки, оно так и называется верхнее соединение, так как при безотрывном соединении букв с буквой а получается наименьшее прописывание по уже выполненному элементу. (Здесь следует особо сказать о нижнем соединении с буквой а. Оно допустимо, но на этом этапе написание буквы может подвергаться значительным дефектам, и поэтому писать букву

а в середине слова рекомендуется)

Составляют слово астра.

Раскрашивают цветок.

Работают со схемой. Вписывают букву а.

Познавательные:

выполнение звукового анализа слов, структурирование знаний

Коммуникативные:

уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

VI. Включение в систему знаний и повторение

– на следующей строке рассмотрите схему предложения, что можете сказать о ней?

Учитель предлагает придумать по схеме предложения с союзом

infourok.ru

Урок русского языка 1 класс «Письмо строчной буквы а»

1.Прогнозирование темы и цели урока:

-Кто из вас догадался, чему нам предстоит научиться на уроке письма?

2.Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы будем учиться писать срочную букву а.

3. Работа над звуковой схемой слов (аист, астра) .

Работа в прописи « Мой алфавит»

-Ребята, откройте прописи на странице 6 (Слайд 1 )

– Посмотрите на экран.

Перед нами загадка. По первому звуку каждого слова соберите слово.

– А теперь проверим (слайд 2) (аист)

– У кого получилось такое слово?

(слайд 3 )

– Посмотрите на схему слова аист.

– Давайте определим, сколько слогов в слове АИСТ. Поставили ручки на

локотки. Хором произносим и считаем.

– Сколько слогов? (2)

Назовите первый слог. (а)

– Назовите второй слог. (ист)

– А сейчас выясним, какой из них ударный. Давайте позовём слово в гости. (АААААист)

– Какой слог ударный? (а)

-Назовите его место в слове: первый или второй? (а)

– Сколько в нём звуков? (1)

-Какой он? (гласный)

– Почему? (не встречает во рту преграду)

– Обведите кружок красным цветом.

– Назовите второй слог . (ист)

-Сколько в нём звуков? (3)

– Назовём по порядку:

-Назовите первый звук (и),

-Какой он? (гласный)

– Назовите второй звук (С) , какой он? (согласный, твёрдый),

– Почему? (встречает во рту преграду)

– Последний звук – Т, какой он? (согласный)

ИТАК , в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.

– Назовите второй звук (С),

-Какой он? (согласный, твёрдый),

– Почему? (встречает во рту преграду)

– Последний звук… (т)

-Какой он? (согласный)

-Докажите.

ИТАК, в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.

( слайд 4 )

– А теперь собираем второе слово по первому звуку каждого слова (астра)

Проверим ( слайд 5 )

– У кого получилось такое слово?

( слайд 6)

Посмотрите на экран. Верно ли составлена схема слова астра? (Нет, не

хватает последнего звука а)

Приготовили ладошки. Определим сколько слогов в слове «АСТРА». Что для

этого сделаем? (позовем).

– аааааа-стра

– Сколько слогов? (2).

– Какой первый? (а)

– Какой второй? (стра)

– Какой из них ударный?

– Позовём слово: ААААААстра

-Какой слог ударный? (1)

– Найдите схему в тетради и нарисуйте красный кружок.

-Назовите второй слог? (стра).

-Какой первый звук в этом слоге? (с)

-Дайте ему характеристику. (согласный).

-В схеме обведите его синим кружочком с преградой

-Какой следующий звук? (т).

-Какой он? (согласный)

-В схеме обведите его синим кружочком с преградой

-Какой следующий звук? (р).

-Какой он? (согласный)

-В схеме обведите его синим кружочком с преградой.

-Какой следующий звук? (а).

-Какой он? (гласный)

-В схеме обведите его красным кружочком

Вывод:

ИТАК, в слове АСТРА – 2 слога, первый ударный, 5 звуков.

Чем похожи эти слова? (Начинаются со звука а)

– А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук (буквой а)

4. Печатные буквы А. Письмо строчной буквы а.

Работа с плакатом «Сиди правильно».

-Рассмотрите внимательно образец печатной буквы а

На уроке чтения вы уже учились печатать букву «а», обведите букву по образцу и пропишите строку до конца.

-Какие буквы мы сейчас писали? (печатные)

– А какие еще бывают буквы? (письменные).

-Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке письма?

– А какую букву мы будем учиться писать?

5. Анализ строчной буквы «а»

  1. Показ строчной буквы «а»

  2. Рассмотрите, из каких элементов состоит буква «а» (овал, наклонная линия с закруглением внизу) (Слайд 7)

  3. Даю образец написания на доске,экране. (слайд 8)

  4. Письмо пальчиком на карточке (буквы из наждачной бумаги).

Пропишем букву по образцу на картоне под счет.

5. На ладошке подсчет

6.Письмо тычком ручки по образцу в тетради.

6. Работа в тетради

1.Письмо строчной буквы а

В тетради по образцу в правом верхнем углу тетради

Пишем под счет в тетради

-Приготовились.

2. Письмо элементов буквы а

-А теперь пишем на строке букву а и элемент буквы а

-Дописываем строчку до конца

-Вспомним из каких элементов состоит строчная буква «а»? (овал, наклонная линия с закруглением внизу).

– А теперь на третьей строке пропишем элементы буквы «а»

3. Письмо буквы и элементов

Строчку короткой наклонной линии с закруглением внизу.

Следующая строка овал чередуем с короткой наклонной линией с закруглением внизу

А сейчас закрепим написание буквы «А» строчной

-Работаем на следующей строке (буква «А»)

-Обведем букву «а» и две короткие наклонные линии

– Повторим образец

4. Письмо буквы с нижним и верхним соединением

– Пишем две буквы «А» с нижним соединением и две короткие наклонные линии

-Итак далее, до конца.

ФИЗМИНУТКА музыкальная

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками)

Только уставать начнём

Пальцы сразу разожмём

Мы пошире их раздвинем

Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть)

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх)

Ну а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки

– А сейчас мы будем учиться писать две буквы «а» в соединении и две наклонные линии.

9.

-На свободной строке напиши букву «а», если слово начинается со звука «а».

атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел

-Сколько раз написали букву «а»? (4)

Загадка про ОСЕНЬ.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я – …(осень)

-Чем она богата?

– Внизу тетради мы видим картинки.

– Обведите только те фрукты и овощи, в названиях которых слышите звук а.

-Что стало лишним?

-Кто не согласен?

-Отметьте красным кружком место звука а в словах БАНАН. ГРУША.РЕПА.

Работа в парах (по карточкам)

А сейчас поработаем в парах.

На карточке отметьте красным кружком место звука а в слове Ананас

-Пара берется за руки на локотке и поднимает руки.

-Пара выходит к доске и показывает свою схему.

-Все согласны?

-Итак, в слове ананас сколько звуков а? (3)

Игра «Найди букву»

(Слайд 9)

-Назови все слова, которые начинаются на звук а.

multiurok.ru

Конспект урока по теме: «Письмо строчной буквы а».

1.Тема и цели урока:

-Кто из вас догадался, чему нам предстоит научиться на уроке письма?

2.Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы будем учиться писать срочную букву а.

3. Работа над звуковой схемой слов (аист, астра) .

Работа в прописях.

-Ребята, откройте прописи

– Посмотрите на экран.

Здесь загадка. По первому звуку каждого слова соберите слово.

– А теперь проверим (аист)

– У кого получилось такое слово?

– Посмотрите на схему слова аист.

– Определите, сколько слогов в слове АИСТ. Поставили ручки на

локотки. Хором произносим и считаем.

– Сколько слогов? (2)

Назовите первый слог. (а)

– Назовите второй слог. (ист)

– Выясним, какой из них ударный. Давайте позовём слово в гости. (АААААист)

– Какой слог ударный? (а)

-Назовите его место в слове: первый или второй? (а)

– Сколько в нём звуков? (1)

-Какой он? (гласный)

– Почему? (не встречает во рту никаких преград)

– Обведите кружок красным цветом.

– Назовите второй слог . (ист)

-Сколько в нём звуков? (3)

– Назовём по порядку:

-Назовите первый звук (и),

-Какой он? (гласный)

– Назовите второй звук (С) , какой он? (согласный, твёрдый),

– Почему? (встречает во рту преграду)

– Последний звук – Т, какой он? (согласный)

Значит , в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.

– Назовите второй звук (С),

-Какой он? (согласный, твёрдый),

– Почему? (встречает во рту преграду)

– Последний звук… (т)

-Какой он? (согласный)

-Докажите.

Значит, в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.

– А теперь собираем второе слово по первому звуку каждого слова (астра)

Проверим

– У кого получилось такое слово?

Внимание на экран. Верна ли схема слова астра? (Нет, не

хватает последнего звука а)

Приготовили ладошки. Определим сколько слогов в слове «АСТРА». Что для

этого сделаем? (позовем).

– аааааа-стра

– Сколько слогов? (2).

– Какой первый? (а)

– Какой второй? (стра)

– Какой из них ударный?

– Позовём слово: ААААААстра

-Какой слог ударный? (1)

– Найдите схему в тетради и нарисуйте красный кружок.

-Назовите второй слог? (стра).

-Какой первый звук в этом слоге? (с)

-Дайте ему характеристику. (согласный).

-В схеме обведите его синим кружочком с преградой

-Какой следующий звук? (т).

-Какой он? (согласный)

-В схеме обведите его синим кружочком с преградой

-Какой следующий звук? (р).

-Какой он? (согласный)

-В схеме обведите его синим кружочком с преградой.

-Какой следующий звук? (а).

-Какой он? (гласный)

-В схеме обведите его красным кружочком

Вывод:

ИТАК, в слове АСТРА – 2 слога, первый ударный, 5 звуков.

Скажите, чем похожи эти слова? (Начинаются со звука а)

– А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук (буквой а)

4. Печатные буквы А. Письмо строчной буквы а.

Работа с плакатом «Сиди правильно».

-Рассмотрите внимательно образец печатной буквы а

На уроке чтения вы уже учились печатать букву «а», обведите букву по образцу и пропишите строку до конца.

-Какие буквы мы сейчас писали? (печатные)

– А какие еще бывают буквы?(письменные).

-Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке письма?

– А какую букву мы будем учиться писать?

5. Анализ строчной буквы ( а).

  1. Показ строчной буквы «а»

  2. Рассмотрите, из каких элементов состоит буква «а» (овал, наклонная линия с закруглением внизу)

  3. Даю образец написания на доске и экране.

  4. Письмо пальчиком на карточке (буквы из наждачной бумаги).

Пропишем букву по образцу на картоне под счет.

5. На ладошке подсчет

6.Письмо тычком ручки по образцу в тетради.

6. Работа в тетради

1.Письмо строчной буквы а

В тетради по образцу пишут.

2. Письмо элементов буквы а

-А теперь пишем на строке букву а и элемент буквы а

-Дописываем строчку до конца

-Вспомним из каких элементов состоит строчная буква «а»? (овал, наклонная линия с закруглением внизу).

– А теперь на третьей строке пропишем элементы буквы «а»

3. Письмо буквы и элементов

Строчку короткой наклонной линии с закруглением внизу.

Следующая строка овал чередуем с короткой наклонной линией с закруглением внизу

А сейчас закрепим написание буквы «а» строчной

-Работаем на следующей строке (буква «а»)

-Обведем букву «а» и две короткие наклонные линии

– Повторим образец

4. Письмо буквы с нижним и верхним соединением

– Пишем две буквы «а» с нижним соединением и две короткие наклонные линии. Пишем до конца.

ФИЗМИНУТКА ( музыкальная) «Весёлые пингвинчики».

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками)

Только уставать начнём

Пальцы сразу разожмём

Мы пошире их раздвинем

Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть)

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх)

Ну а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки

– А сейчас мы будем учиться писать две буквы «а» в соединении и две наклонные линии.

9.

-На свободной строке пиши букву «а», если слово начинается со звука «а».

Анна, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел

-Сколько раз написали букву «а»? (4).Верно.

Загадка : Если дождик моросит, у деревьев грустный вид, Слышен ветра шум и свист, грустен шелест старых сосен….Это время года- (осень)

-Чем она богата?

– В тетради картинки.

– Обведите только те фрукты и овощи, в названиях которых слышите звук а.

-Что стало лишним?

-Кто не согласен?

Отметьте красным кружком место звукаа в словах: БАНАН, ГРУША,РЕПА.

Работа в парах (по карточкам)

А сейчас поработаем в парах.

На карточке отметьте красным кружком место звука (а) в слове апельсин, ананас

-Пара берется за руки на локотке и поднимает руки.

-Пара выходит к доске и показывает свою схему.

-Все согласны?

– В слове апельсин (1), ананас -звуков а? (3)

Игра «Найди букву»

-Назовите слова, начинающиеся на звук ( а).

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по письму на тему “Строчная буква а” (1 класс)

ГБОУ СПО «Нефтекамский педагогический колледж»

Конспект

Урока по письму

Тема: «Строчная буква а»

Цель: учить писать каллиграфически правильно строчную букву а.

Задачи:

1) научить детей писать строчную букву «а», продолжать обучать письму с комментированием;

2)развивать внимание, мышление, память, речь детей, их графический навык, орфографическую зоркость;

3) воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в прописях.

Оборудование: магнитные буквы.

Выполнила :

Студентка 21 группы

Гайнанова Алсу

Проверила:

Шайгатдарова

Эльза Агзамовна

г. Нефтекамск 2014 г.

I.Орг.момент.

II.Актуализация знаний.

1. Повторение.

2.Подготовка к письму.

III.Формирование новых знаний.

1.Работа с буквой.

2.Работа со слогами.

3.Работа со словами.

4.Работа с предложением.

IV.Рефлексия. Итог урока.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели.

Все тихонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём.

Сейчас у нас урок письма. Вспомним правила посадки при письме. Придвиньте стульчики. Проверьте расстояние между туловищем и партой кулачком.

С каким звуком и буквой мы познакомились на уроке чтения? (а)

Что о нем узнали? (гласный, обозначается буквой «а» )

Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим, произносим, букву видим, пишем).

Назовите признаки гласного звука. (Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград).

Игра «Найди букву» (магнитные буквы на доске )

На доске магнитные буквы вперемешку.

– Найдите среди букв буквы а.

-Чем различаются эти буквы? (большие и маленькие)

-А чем похожи? (эти буквы печатные)

-А какие ещё бывают буквы? (письменные)

-А кто уже умеет писать букву а? (предложить написать ее на доске).

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками)

Только уставать начнём

Пальцы сразу разожмём

Мы пошире их раздвинем

Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть)

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх)

Ну а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки

Ребята, давайте сейчас внимательно рассмотрим образец написания строчной буквы «а» и посмотрим из скольких элементов состоит буква « а»? (Из двух).

Давай те назовем вместе эти элементы. (Овал и короткая наклонная с закруглением внизу).

А теперь посмотрите, как я напишу строчную букву а на доске: первый её элемент – овал. Начинаем писать строчную букву а немного ниже верхней линии узкой рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – это короткая наклонная с закруглением внизу. Затем без отрыва пишут всю букву. (Объясняя, учитель пишет букву на доске. Скорость движения руки совпадает со словами).

Показываю ещё раз, под счёт, написание строчной буквы а, а вы повторяйте за мной указательным пальчиком на парте: раз (овал) – и – два (короткая наклонная с закруглением внизу).

Теперь возьмите в руку авторучку правильно, тремя пальчиками, и, вместе со мной, напишите в воздухе букву а. (Дети пишут, а учитель тактирует). Молодцы, ещё раз.

Все откройте свои тетради. Положите тетрадь правильно перед собой – левый её уголочек смотрит в грудь. Спинка прямая. А теперь обведите штрих – букву а в тетради. Обведите три такие буквы. Приступайте. (Дети пишут, а учитель смотрит, как дети справляются с заданием.

Чему мы с вами должны научиться после того, как научились писать новую букву? ( Писать соединение с этой буквой).

Верно. Посмотрите я вам написала на доске слоги, прочитайте их. (ма , па, ба, ау).

В каких слогах можно встретить эти слоги? (мама, папа, бабушка ау – эхо в лесу).

Посмотрите в свои прописи. В самом низу написаны слова, давайте их прочитаем? ( мама, папа , бабушка).

Рассмотрите слоги на доске – какое соединение мы будем писать в этих слогах? (ма ,па, ба, ау – верхнее соединение).

У вас на прописях написаны две строчные буквы а в соединении аа – соединение при их написании используется тоже верхнее. Посмотрите, как я напишу аа на доске: пишем строчную букву а и , заканчивая ее, писать , не отрывая руки, ведем ручку вверх- пишем верхнюю часть овала второй буквы а до середины узкой рабочей строки, по написанному возвращаемся обратно и дописываем до конца овал второй буквы а , округляя ее. Через точку соединения овала ведем наклонную до верхней линии узкой рабочей строки и без отрыва ведем вниз короткую наклонную с закруглением вниз- вторая строчная буква а :—-1и 2 и 1 и 2 и.

Теперь пропишем аа у себя в прописях три раза.

Теперь, там, где у вас в прописях написано слово мама , только буковки а бледные – мы их должны с вами обвести , чтобы они стали яркими –. Напишем в слове мама в прописях первую букву а и вторую.

Посмотрите. Не касаясь буквы м, как –будто бы мы ее пишем обводим и далее, не отрывая руки, пишем букву а таким же образом как мы писали с вами сочетание аа . Закончив писать первую букву а , опять не касаясь буквы м , как-будто бы мы ее пишем , обводим м и далее, не отрывая руки, пишем вторую букву а.(Объясняя, учитель пишет на доске).

Теперь тоже самое сделайте у себя в прописях. (Дети пишут).

Вот теперь у нас слово мама написано ярко и красиво.Мы с вами хорошо постарались.

Отложите ручки и отдохнем.

Физминутка.

Мы писали, мы писали

А теперь все дружно встали,

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Затем пальчики сожмем,

Тихо сядем

И писать начнем.

Откройте азбуку на стр.26.Рассмотрите картинку , где плачет девочка. Как ее зовут? (Аленушка).

Рядом с картиной есть схема предложения, которое вы должны составить по картине.

Рассмотрите эту схему. Из скольких слов должно состоять предложение ? ( Из двух).

Какой знак стоит в конце предложения? ( Точка).

Составьте такое предложение.( Аленушка плачет).

Сколько слов получилось в предложении? ( Два).

Скажите, ребята , а какие слова в этом предложении вы пишите с большой буквы? ( Аленушка).

А почему? ( Потому что это начало предложения , а еще и имя девочки).

Итак, ребятки! С написанием какой новой буквой мы с вами сегодня познакомились? (Строчной буквы а).

Что мы узнали о ней? (Состоит из двух элементов).

Из каких? (Овала и короткой наклонной с закруглением внизу).

Кто доволен своей работой на уроке?

А чем именно?

Молодцы ребята, все старались, дружно отвечали на вопросы, красиво писали. Я вами довольна.

infourok.ru

Конспект урока на тему “Буква А,а” (1 класс)

Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1.

Тема: Звук [а]. Буква А а.

Цель: познакомить учащихся со звуком и буквой [а].

Задачи:

Образовательные: формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами а; формировать навык чтения;

Развивающие: развивать фонематический слух, внимание, ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев.

Воспитательные: прививать интерес к чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к цветам.

Оборудование: ручка, Обучение грамоте, пропись.

Ход урока.

1. Создание положительного эмоционального настроя.

Громко прозвенел звонок – начинается урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуту не теряем.

2. Актуализация жизненного опыта. Целепологание.

Для того чтобы узнать тему урока. Учитель предлагает детям назвать любимые праздники и объяснить, почему они им нравиться. (Дети перечисляют праздники, в том числе и день рождения).

– Ребята, у нас сегодня есть именинница.

Раз, два, три, четыре, пять. Кого будем поздравлять?

Чьи исполнятся мечты? Для кого горят цветы?

Кто сегодня будет горд. Будет есть большущий торт?

Свечи будет задувать? И подарки открывать?

Для кого же этот стих? И в глазах веселье – чьих?

Кто сегодня впереди? Именинник выходи!

– кто же это?

– хотите узнать? Учитель показывает картинки: ананаса, апельсина, абрикоса, арбуз, астра.

– что общего в этих словах? (Начинаются со звука [а]).

– так, ребята кто же у нас сегодня именинница? (Буква А!!!)

Будем букву А встречать.

День рожденья отмечать.

– Вы сами узнали новую тему урока! Молодцы!

Игра «Продолжай – не скучай» Продолжите предложение.

На уроке вы познакомитесь со звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].

3. Работа над новой темой.

Работа с учебником.

Догадались для чего схема в учебнике? (Для характеристики звуков).

– Кто знает, что обозначают эти знаки? (Учитель предлагает рассмотреть схемы к словам арбуз, аист. Учащиеся дают характеристику звука [а] и объясняют одноклассникам правила).

Задание №1.назовите предметы в классе, в которых звук [а] есть в начале, середине, конце.

Артикуляционная гимнастика. Для язычка.

А – арбуз большой купили,

Рот пошире мы открыли.

Для формирования понятия: звук [а] – гласный звук. Учитель предлагает рассмотреть картинку в учебнике и произнести звук. Начинаем тихо, затем громко.

Работа с зеркалом.

Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука. На основе этого дети делают вывод, что воздух не встречает препятствия, и говорят, что этот звук гласный.

Задание №2. именная каких твоих одноклассников начинается на букву А?

Работа в прописи.

Задание № 1. рассматриваем образец строчной буквы а.

– Между какими линиями рабочей старки она расположена?

– Из каких элементов она состоит?

– Опишите направление руки при написании буквы. Письмо элементов буквы на линиях с частой наклонной линией. Сравнение с образцом.

Задание №2. работа со схемами слов – ваза, акула.

Динамическая пауза.

Высока и стройна буква А.

Очень похоже на арку она.

– На что похоже буква А?

Работа по учебнику.

Задание №3. чтения стихотворения.

-сколько раз встречается буква Аа в этом стихотворении?

-какое слова вам не знакомо? Работа со схемой слова «айва».

Задание №4. помоги Алме составить рассказ про нашу столицу.

Работа по развитию речи учащихся.

– В день рождение именинники находиться в центре внимании, получают подарки и поздравления. Давайте для буквы А разучим стихотворения.

Всем известна буква А!

Буква очень славная.

Да к тому же буква А.

В алфавите главная! (С.Маршак)

– Ребята а почему букву А называют главной буквой алфавита?

– Найдите в алфавите букву А.

Пальчиковая гимнастика.

Как – то маленький удав захотел залезть под шкаф.

Он под шкафом растянулся, а потом в клубок свернулся.

(Дети кладут правую руку на стол, ладонью вверх. Сгибают и разгибают указательный палец. Затем повторить упражнение на левой руке).

Работа в прописи.

Задание №3. письмо

– Запись печатной буквы письменно.

– Работа со схемой слов – мак, бант, кран.

Рефлексия.

Оцените оборотом свои ощущения.

Каша в голове.

Ни в зуб ногой.

Светлая голова.

infourok.ru

Урок обучение грамоте “Буква А” (1 класс)

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы А, а; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [а]; используют заглавную букву в именах собственных

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою

Основное содержание темы, понятия
и термины

Строчная и заглавная буквы А, а, звук [а], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных

Образовательные
ресурсы

1. Автомобиль (игрушка).

2. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация
начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради «Прописи 2», ручки)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Ребятам объявляется,

Что поезд отправляется,

Немедля отправляется

От станции Москва

До первой буквы – А.

С. Маршак

– Как вы думаете, какую первую букву мы будем учиться писать?

Внимательно
слушают.

Отвечают на вопрос:

Букву А

Принимают
учебную задачу

III. Актуализация опорных знаний.

Беседа. Подбор

Фронтальная. Словесный. Беседа

– На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А. Что вы про нее узнали?

Буква А, буква А

Алфавита голова.

В. Степанов

Слушают учителя.

Воспроизводят по памяти информацию. Соотносят отгаданное слово со схемой-моделью

Фронтальный.

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

IV. Усво-ение новых знаний и способов
деятельности.

1. Пальчиковая гимнастика

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития
мелкой
моторики

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Кулак – ребро – ладонь».

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Три положения на плоскости стола: кулачок,
затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом
учителя

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук

2. Правила посадки за столом во время письма

Индивидуальная. Практический

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой

Показывают посадку
за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

3. Работа в «Пропи-си 2» (с. 3). Анализ начертания строчной буквы а. Письмо строчной буквы а

Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный.Объяснение с опорой
на показ,

беседа,
письмо

С буквой А вы не шутите,

У нее серьезный вид.

Эта буква, вы учтите,

Открывает алфавит!

Т. Синицина

– Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать строчную и заглавную букву.

– Посмотрите на строчную букву а. Из каких
элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.

Показ и объяснение учителем написания буквы а (первый элемент – овал, второй элемент –
палочка с закруглением).

Слушают учителя.

Рассматривают строчную букву а, называют, из каких элемен-
тов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой.

Рассматривают
и прописывают первый элемент – овал,

Правильно
ориентируются
в рабочей строке. Анализируют начертание строчной буквы а, сравнивают
с печатной
буквой; выделяют элементы
в строчной

Индивидуальный. Проверка правильной ориентиро

infourok.ru

“Знакомство со строчной буквой а”.

Письмо 1 класс

Тема: Знакомство со строчной буквой а.

Цели:1.Научить учащихся писать строчную букву а.

2.Развивать каллиграфические навыки.

3.Воспитывать усидчивость аккуратность, самостоятельность.

Ход урока

I. Организация

II. Логопедическая минутка

1.Трубочка

2.Слоники

3.Заборчик

4.Лопаточка

5.Помидоры-толстячки

6.Огурцы-худышки

7.Чистоговорка:

ша-ша-ша

мама мыла малыша

III. Повторение

С какой буквой и звуком познакомились на прошлом уроке?

– Как на письме обозначаем звук а? Почему?

– Как произносится?

Игра: Придумайте имя девочки и мальчика на звук а. (Аня, Артем, Алена, Артур, Алеша и т.д.)

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь в начале слова звук а»

IV. Физкультминутка

V. Сообщение темы урока

-Сегодня мы с вами будем учиться писать строчную букву а.

– Незнайка научился печатать букву а , а теперь хочет научиться писать строчную букву а. Поможем ему?

-Показ образца буквы, из скольки элементов состоит.

VI. Пальчиковая гимнастика

К нам на стол забрался слон,

Начал громко топать он. (Постучать ладонями по столу)

И лошадки прибежали.

И копытцами стучали (Постучать кончиками пальцев по столу)

По веселой по дорожке

Быстро пробегут две ножки (Пальцы парами бегут по столу)

VII. Письмо элементов буквы , букву ( в воздухе с учителем, в тетради)

-Не забывайте, ребята, что Незнайка учится писать у вас. Пишите красиво, аккуратно, выводим каждую букву. Не забудьте о правильной посадке.

VIII. Итог урока

– Чему мы сегодня с вами учились?

– Из скольких элементов состоит буква а?

– Интересно было научиться писать самим?

– А почему мы звук а называем гласный?

-Молодцы! Спасибо за урок от меня и от Незнайки.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *