№ /название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | – Чтобы время не терять Я хочу у вас узнать, Всё ль у вас в порядке? Книжки и тетрадки? Все ли постарались Сочинить загадки? – Девочки садитесь, пожалуйста. Мальчики садитесь, пожалуйста. – Какое нужно настроение, чтобы на уроке мы хорошо потрудились? – Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. | – Хорошее. |
2. Повторение изученного | 1.(Открывается выставка творческих работ, в названиях которых присутствует буква А) – Какую роль играет буква А в словах-загадках? ( Слайд 3) 2.Подведение итога Астра, азбука, айва Начинаются на А, И кончаются на А Астра, азбука, айва. 3.Чтение слогов и слияний с буквой А ( Слайд 4) | – Буква А гласная, потому что звук [а] можно спеть, он не встречает во рту преграды, показывает, что согласный звук перед ней будет твёрдым, в начале слова буква А обозначает один слог. Хоровое чтение детьми. |
3.Мобилизующий этап | Назовите изображённые предметы и постарайтесь их запомнить. ( Слайд 5 ) (Овощи, морковь, дерево, роза, подсолнух, огурец) – Закройте глаза. (Учитель делает перестановки.) – Скажите, в какой последовательности были изображены предметы первоначально, в каком порядке стоят после перестановки и какие предметы поменяли места. – Назовите ещё раз предметы. – С помощью чего вы называли предметы? – Чем отличаются слова от предметов? – Исключите одно слово из группы предметов. | Называют. Закрывают глаза. Дети отвечают что изменилось. Дети перечисляют предметы. Называют отличия предмета от слова. Называют. Мы называли предметы с помощью слов. Ответы детей. Называют слово овощи, так как это несколько предметов сразу. |
4.Постановка темы и целей урока | – Произнесите первый звук исключённого слова. – Сформулируем тему и цели урока. Будем использовать вспомогательные карточки: [ ] А ( Слайд 6) | Произносят. Это звук [о], значит тема урока «Звук [о] и буквы, которые он обозначает» Познакомимся со звуком [о] и буквами, которые он обозначает. Будем учиться правильно разговаривать и отвечать на вопросы. Будем учиться читать. |
5.Физкультурная минутка | На физкультминутке мы определим, какие овощи мы возьмём с собой, а какие нам не нужны. Если в слове есть звук [о], мы стоим и хлопаем в ладоши, если нет звука [о],приседаем – слово нам не нужно. (Салат, морковь, помидор, свёкла, огурец, лук, капуста, чеснок, перец, кабачок.) | Выполняют указанные действия. |
6.Знакомство с новой буквой | – Произнесите первый звук в слове овощи. ( Слайд 7) – Назовите этот звук. – Произнесите его перед зеркалом. Как располагаются видимые органы речи при его произношении. – Дайте характеристику звука. ( Слайд 8) – Назовите ещё раз, какие предметы были изображены. ( Слайд 9) – Есть ли звук [о] в других словах кроме слова овощи? – Произнесём каждое слово отдельно и определим, каким будет звук перед звуком [о]. – Сделайте вывод, что обозначает звук [о] в слиянии с согласным звуком. (Схема) – Кто самый внимательный? Назовите предметы, выделите звук [о] в словах. (Солнце, машина, торт, осы, облако, лось, зонт, кобра, малина.) – Кто знает, какой буквой обозначается гласный звук [о]. – Почему я показала вам две буквы О,о? – Приведите примеры, когда употребляется заглавная буква О. – На что похожа буква о? ( Слайд 10) – В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. Е.Тарлапан Посмотри на колесо, А увидишь букву О. В старом дереве дупло Ну совсем как буква О. А.Шибаев Чтение слогов с буквой О по таблице. ( Слайд 11) – Какие слова получатся из слогов? – Составьте с одним из слов предложение. | Произносят. Называют. Произносят. Рот открыт, округлён, звук свободно проходит. Если звук свободно проходит не встречая преград, его можно спеть, значит, звук гласный. Овощи, морковь, дерево, роза, подсолнух, огурец. Да, в каждом слове есть звук [о]. Морковь – [мо] – звук [м] -согласный, встречает преграду во рту , твёрдый и т.д. В слиянии с согласным звуком, звук [о] делает согласный звук твёрдым. Называют и определяют положение звука в словах. Гласный звук [о] обозначается гласной буквой о. Большая буква О употребляется, когда называем имена, фамилии, названия городов, рек, клички животных. Оля, Олег, Острогожск, Ока, Орлик. Буква о похожа на колесо, круг, тарелку, солнце, мяч. Читают. Придумывают слова. Составляют предложения. |
7.Работа по развитию речи | – Откройте учебник на странице 29. Рассмотрите иллюстрацию. Составьте рассказ по иллюстрации. ( Слайд 12) – Как можно озаглавить этот рассказ? – Рассмотрите схему. Что вы можете сказать? – Составьте предложение из четырёх слов. | Озвучивают придуманные рассказы. «Осень наступила» «Уборка урожая» «Крот убирает урожай на зиму» Это схема предложения, в нем четыре слова. (Крот копает морковку лопатой. Дома крот пьёт чай. И т.д.) |
8.Работа над пословицами | – Посмотрите что написано ниже сюжетной иллюстрации. – Сколько предложений написано? – Найдите в первом предложении букву О, посчитай сколько букв О в этом предложении. – Найдите во втором предложении буквы о, посчитай сколько букв О в этом предложении. – Найдите в третьем предложении буквы о, посчитай сколько букв О в этом предложении. – Послушаем, что написано в первом предложении. – Это пословица. Пословица – это выражение, отражающее народную мудрость по какому-нибудь поступку или поведению. – Чему учит нас эта пословица? – Послушаем, что написано во второй пословице. – Чему учит нас эта пословица? – Послушаем, что написано в третьей пословице. – Чему учит нас эта пословица? – Проговорим пословицы хором с чётким произношением звука [о]. | Здесь написаны предложения, потому что каждое начинается с большой буквы, слова написаны отдельно и в конце предложений стоят точки. Здесь написано три предложения, так как три точки. В первом предложении 8 букв О. Во втором предложении 6 букв О. В третьем предложении 4 буквы О. (Читают дети умеющие читать.) Эта пословица учит нас трудолюбию, стремлению прийти на помощь вовремя. (Читают дети умеющие читать.) Эта пословица учит нас порядочности, честности, умению держать данное слово. (Читают дети умеющие читать.) Эта пословица говорит, что человеку хорошо, когда мама рядом. Проговаривают. |
9.Звуковой анализ слов | – Произнесите, что изображено на рисунке. ( Слайд 13) (Рисунок :окуни) ( Слайд 14) – Составим схему слова ОКУНИ. Кто умеет её делать – сделает самостоятельно. – Сколько слогов в слове ОКУНИ? – Какой первый слог в слове ОКУНИ? Звук? – Звук гласный или согласный? Ударный или безударный? – Какой второй слог в слове ОКУНИ? – Что собой представляет слог «КУ»? – Какой первый звук в слоге «КУ»? – Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? – Какой второй звук в слоге «КУ»? – Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный? – Какой третий слог в слове ОКУНИ? – Что собой представляет слог «НИ»? – Какой первый звук в слоге «НИ»? – Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? – Какой второй звук в слоге НИ»? – Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный? – Сколько всего звуков в слове ОКУНИ? – Составьте предложение со словом ОКУНИ. – Найдите в классе глазками красный кружок, зелёный, синий, жёлтый, коричневый. | Произносят слово ОКУНИ. Выполняют самостоятельно. В слове ОКУНИ три слога. В слове ОКУНИ первый слог «О». Звук гласный, так как свободно проходит не встречая преград во рту, он ударный. В слове ОКУНИ второй слог «КУ». Слог «КУ» – слияние. Первый звук в слоге «КУ» – [к]. Звук [к] – согласный, встречает во рту при произношении преграду, звук твёрдый. Второй звук в слоге «КУ» – [у], он гласный – на встречает при произношении преграду, безударный. В слове ОКУНИ третий слог «НИ». Слог «НИ» – слияние. Первый звук в слоге «НИ» – [н]. Звук [н] – согласный, встречает во рту при произношении преграду, звук мягкий. Второй звук в слоге «НИ» – [и], он гласный – на встречает при произношении преграду, безударный. В слове ОКУНИ 5 звуков. Составляют. Смотрят глазами, не поворачивая головы. |
10.Физкультурная минутка | ( Слайд 15) Осинку Окрасила Осень. Осинка мне нравится Очень. Она позолотой блистает, Одно только жаль – Облетает. | Выполняют упражнения. |
11.Работа над стихотворением | – Найдите стихотворение на странице 29. – Простым карандашом подчеркните все встретившие буквы «О». – Послушайте это стихотворение. – О ком это стихотворение? – Чем озабочен окунёк? – Почему слово Окунёк написано с заглавной буквы? – Как ответил ему сом и почему? – Поговорим это стихотворение выразительно. ( Слайд 16) – Послушайте пары слов, найдите в них ошибки и сформулируйте задание. – послушный окунёк, – полезные шалости, – добродушный сом. – Какие вы предлагаете слова? – Если окунёк понял, что шалости приводят к беде, попробуем составить для него советы о правилах поведения во время игр. Нам помогут вспомогательные слова: во время игры нужно соблюдать …, играть нужно …, если кто-то упал нужно ему…, во время игр нужно быть … – В каких словах встретился звук [о]? – Я знаю, что окунёк запомнит правила и не попадётся больше на крючок. | Находят. Подчеркивают. (Читают дети умеющие читать.) Это стихотворение про окунька и сома. Окунёк попался на крючок. Слово Окунёк написано с заглавной буквы потому, что это имя рыбки. Сом ответил сердито, потому что Окунёк шалил. Произносят. В этих парах даны не верные характеристики героям. Надо первые слова пары заменить другими. Шаловливый окунёк. Плохие шалости. Сердитый сом. Во время игры нужно соблюдать правила, играть нужно честно, если кто-то упал нужно ему помочь подняться, во время игр нужно быть внимательным. Называют слова. |
12.Закрепление изученного | – Окунёк предлагает вам проверить, хорошо ли вы запомнили звук [о] и сможете ли услышать этот звук в словах. ( Слайд 17) – Рассмотрите рисунки. (Сом, щука, осы, лось, лиса, сова, коза, крот, ёж) – Назовите предметы. – Назовите предметы при произношении которых встречается звук [о]. – Угадайте слово, какой будет первый звук и буква покажите её. ( Слайд 18) Летом в огороде – свежие, зелёные, А зимою в бочке – жёлтые солёные. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? … (Огурцы) Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасётся весь день. Кто же это? (Олень) Берега зелёные, Вода красная, Рыбки чёрные. (Арбуз) – Рассмотрите ленту букв. Назовите буквы, которые мы изучили. Что вы можете рассказать про эти буквы. | Рассматривают. Называют. Называют: Сом, осы, лось, сова, коза, крот. Называют отгадки и показывают первую букву. Называют. Рассказывают: буквы А и О гласные, при их произношении звук свободно проходит и не встречает преград, эти звуки можно спеть. Буквы в слиянии с согласным показывают твёрдость согласного звука. |
13.Рефлексия | – Все вы старались работать на уроке. Молодцы. ( Слайд 19) – Выдерите человечка для оценки вашего настроения в конце урока:
| Выбирают. |
14.Итог урока | – С каким новым звуком и новыми буквами мы познакомились? ( Слайд 20) – Дайте характеристику звуку [о]. – Всем спасибо за интересную и дружную работу. ( Слайд 21) | Мы познакомились со звуком [о], буквами О, о. Звук [о] гласный, обозначает в слиянии твёрдость согласного звука, бывает ударным или безударным. |
nsportal.ru
Ход урока:
I. Орг. момент
Прозвенел звонок, начинается урок.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
II. Повторение.
1)Звуковая «зарядка» (Приготовить пластмассовые буквы А,У,М)
– Как гудит пароход? (у-у-у-у-у-у) (Найди и выбери букву У)
– Как мама укачивает дочку? (а-а-а-а-а) (Выбери букву А)
– Как сердится медведь? (м-м-м-м) (Выбери букву М)
2) -Что мы сейчас произносили? (звуки)
– Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
– Как мы их различаем?
III. Постановка целей урока.
Приложение №1
Сейчас мы отправимся в удивительное путешествие, познакомимся с новым
звуком и буквой. Представь, что мы оказались на необитаемом острове.
Сначала удивились: О-о-о! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и
радостно воскликнули: О-о-о-о!
-Откуда мы только что вернулись? (с острова)
-Прислушайся к слову ОСТРОВ. Какой первый звук ты слышишь? (О)
Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой О , будем учиться выделять
звук О в словах и читать букву О.
IV. Изучение нового материала.
1.Артикуляционная гимнастика
«Лопаточка»
широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Вкусное варенье»
высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 10 раз.
«Часики»
высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 10 раз.
«Лошадка»
присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.
2. Характеристика звука О:
Приложение №2 (Изображение буквы О о).
•Посмотри, звук О обозначается буквой О- это его фотография.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
• Произнесем еще раз звук О вместе со мной.
-Что делает наш ротик?
•Рот открыт, округлён, звук без каких-либо препятствий, свободно проходит.
• Если звук свободно проходит не встречая преград во рту, его можно спеть, значит это какой звук? (Гласный).
• Так как это гласный звук, то в каком домике живет буква О? (В красном).
Если звук живет в красном домике, мы обозначаем его красным кружком.
Применение ИКТ:
СЛАЙД 1- овощи
СЛАЙД 2 – осы
СЛАЙД 3 -мальчик и девочка (большая буква)
•Большая буква О употребляется, когда мы называем имена, фамилии, названия городов, рек, клички животных.
Оля, Олег, Омск, Обь, Орлик.
СЛАЙД 4
• Задание:
СЛАЙД 5
• Давай хорошо рассмотрим букву О и запомним её.
• Тактильное восприятие (буква О, вырезанная из наждачной бумаги)
Потрогай букву О пальчиками, а теперь закрой глаза и ещё раз потрогай, проведи по ней пальчиком.
-Запомнила, какая она? (на ощупь- шершавая, по форме- круглая!)
• Нарисуй пальчиком в воздухе букву О. Молодец!
На что похожа буква О- СЛАЙД 6
СЛАЙД 7 – колесо, СЛАЙД 8.
•Посмотри на колесо и увидишь букву О.
Слайд 9 – дупло
В старом дереве дупло,
Ну совсем как буква О.
СЛАЙД 10- обруч
Обруч на арене вспыхнет
Тигр в огонь отважно прыгнет.
СЛАЙД 11
Предметы, похожие на букву О (планета Земля, часы, пуговица, зеркало, шарик, яблоко)
СЛАЙД 12, 13 –олененок
Оленёнок на опушке,
На спине его- веснушки.
СЛАЙД 14 – осёл
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осёл!
СЛАЙД 16 – овсянка
СЛАЙД- осьминог
Познавательное видео про осьминога
•Демонстрация натуральных предметов, похожих на букву О:
На столе – сушки, часы, круглое зеркальце, галька, очки
Посмотри, что я сегодня принесла. Все эти предметы похожи на букву О, давай вместе с тобой их внимательно рассмотрим.
В конце урока я угощу тебя вкусными, кругленькими, как буква О, сушками!
4. Артикуляционный уклад. Игра «Веселые человечки».
См. приложение №3:
Показываю картинки с человечками, необходимо угадать какой из изученных звуков произносит человечек (А, У, О).
5. Словарная работа-выделение звука О в начале слова, характеристика звука.
См. приложение №4:
– Произнеси слова-названия нарисованных предметов.
– Выбери те картинки, слова которых начинаются со звука О.
– Выделение звука О в словах, определение позиции, характеристика звука.
– Игра «Запомни и назови». Выставляю 4 картинки. Что это? Давайте назовем каждую картинку. А теперь одну прячу, какой не хватает? Потом 5 картинок.
V. Физминутка
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту – плюх!
VI. Закрепление материала
Используем красный шнурок.
1. Сделай букву О из красного шнурочка. Как ты думаешь, почему шнурочек красного цвета? (потому что звук О-гласный звук)
2. Работа с Букварем (стр40)
Найди большую и маленькую буквы Оо. Обведи их пальчиком.
3. Работа с кассой букв.
Нахождение в кассе буквы О, складывание слогов.
4. Звуко-буквенный анализ. Упражнение «Сосчитай и назови»
– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
ОМ МО УМ ИМ
– Обозначь красными и синими фишками эти звуки.
VII. Физминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
VIII. Подведение итогов урока.
1. Обобщающее слово педагога.
-Вспомни, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
-Какой это звук?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось тебе больше всего?
2. Игра «Чудесный мешочек» (в мешочке лежат пластмассовые буквы А,У,М,О)
– Не подглядывая, на ощупь, необходимо найти среди четырех букв, лежащих в мешочке, изученную сегодня букву О;
– Молодец, ты сегодня хорошо занималась, слушала внимательно, отвечала на вопросы и теперь я с удовольствием угощу тебя сушками!
Урок закончен!
nsportal.ru
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса | Фронтальная. Словесный. Слово учителя проведение экспресс диагностики состояния детей | Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой Все, что надо под рукой! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка | Фронтальная. Словесный. Звуковая игра, беседа | -Как жужжит пчела, шмель? – Как звенит комарик? – Как пыхтит тесто? – «Надуйте» воздушный шарик. – Как шарик выпускает воздух? – Как шипит змея? – Проговорим скороговорку: У Аг-ра-фе-ны и А-ри-ны Растут ге-ор-ги-ны? | Произносят звуки. Отвечают на вопросы. – Звуки– Ж-ж-ж… – З-з-з… – Пых-пых-пых! – Ф-ф-ф… – С-с-с… – Ш-ш-ш… Проговаривают скороговорку 3 раза с изменением силы голоса: шепотом, громче, совсем громко | Воспроизводят по памяти звуки, наблюдаемые в природе. Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Фронтальный. Устные ответы |
III. Актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие бывают звуки? – Как вы их различаете? – Какой гласный звук и какую букву вы уже знаете? | – Гласные и согласные. Объясняют. – [а], А | Привлекают ранее полученные знания | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Сегодня мы познакомимся с новым звуком [о] и буквой О, обозначающей его на письме | Слушают учителя | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Наблюдение учителя |
| |||||
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слова окуни (учебник с. 36 | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, работа с картинкой и схемой, объяснение учителя | Учитель показывает картинку – Кто это? – Как вы узнали, что это ослик? – Слово ослик делится на слоги, определим ударный слог. Звук, обозначенный квадратом, и будет изучаться на этом уроке. Хором произнесем первый слог. – Вслушаемся, как произносится этот звук: о-о-о. Какой он, гласный или согласный? – Почему? – Звук произносится с голосом. Какова особенность звука [o]? Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [ О] – Определите ударный слог в слове ослик. – Звук [о] на письме обозначается буквой О. Давайте найдем ее Посмотри на колесо, А увидишь букву О. | Рассматривают картинку. – Ослик – У него длинные уши. Рассматривают схему слова, выполняют задания учителя, отвечают на вопросы. – Гласный. – При произнесении звука выдыхаемый воздух в полости рта не встречает преград. – При его произнесении губы слегка вытягиваются вперед и округляются. Проговаривают звук [о] – Ослик. Высказывают свои предположения | По внешним признакам определяют объект. Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделяют звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдают за особенностями произнесения звука [о]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [о] гласный. Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки Находят букву О на «ленте букв». Высказывают свои ассоциации (на что похожа буква О). Узнают, сравнивают и различают заглавную и строчную, печатные и письменные буквы О, о, моделируют букву О из проволоки | Фронтальный. Устные ответы. Осуществление слого-звукового анализа слова |
| О – легка, проста, овальна, О запомним моментально! О – окно, огонь, обман, Озеро и океан, Остров, осень, одеяло… Слов на О совсем не мало! – Из кусочков проволоки сделайте букву О Теперь глазами нарисуем букву О | Из проволоки делают букву О Делают вращение глазами | развивают психомоторную систему Зарядка для глаз для зрительной координации, которая несет в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма | ||
Физкультминут-ка | Коллективная. Словесный, практический | Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения | Выполнение упражнения | Активно участвует в физкультминутке Для правильной ориентации дыхания | Коллективный. Правильное выполнение движений |
2. Отгадывание загадок про овощи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Отгадывание загадок, беседа | 1. Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает 2. Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко. Ведь, правда, вкусная … . 3. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … . 4. Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. 5. Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … . – Как одним словом назвать эти растения? | Отгадывают загадки, отгаданные овощи показывают на картинках. 1. Лук 2. Картошка 3. Капуста 4. Морковь 5. Свекла – Овощи | Осуществляют классификацию предметов по определенному признаку. При отгадывании загадок используют материал собственных наблюдений. Распознают овощи на картинках | Фронтальный. Устные ответы |
3. Слого-звуковой анализ слова овощи | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | Проводится слого-звуковой анализ слова овощи аналогично работе со словом ослик | Работают по схеме | Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы |
Физкульт минутка подвижная | Коллективная. Словесный, практический | – В какое время года собирают овощи в огороде и на полях? – Осенью с деревьев опадают листья. – Покажите, как падают листья. – Как красиво вы кружитесь, – Его подхватил ветерок, и он закружился вместе с другими листьями. Но вот ветер стих, и кленовый лист стал плавно опускаться и попал к кроту на огород | – Осенью. Под музыку дети кружатся, бегают, плавно поднимая и опуская руки | Умеют слушать музыку и выполнять движения в такт. Активно участвует в физкультминутке. Режим движения активизирующие детей. | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Игра «Кто больше найдет слов со звуком | Парная. Словесный, наглядный, практический. | – Что вы видите на картинке? – Найдите на картинке слова – Какое имя у девочки? | Рассматривают картинку. – зонт, бочка, торт, лимон, яйцо, ослик | Находят слова со звуком [o] на картинке. Работают в паре, называют слова по очереди, не перебивая друг друга, оценивают результаты совместной работы | Парный, индивидуальный |
5. Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по картинке. | Беседа, составление рассказа, предложения | – Чем занимается Оля? – Составьте рассказ по картинке. – Составьте предложение по схеме | Отвечают на вопросы учителя и товарища, составляют рассказ. По схеме составляют предложение | Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют рассказ по сюжетной картинке, используют схему для составления предложения | Устные ответы, рассказ по картинке |
6. Работа с пословицами | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ | – Как вы понимаете смысл пословицы «Кто скоро помог, тот дважды помог»? – Вспомните ситуации из своей жизни, когда вы оказали помощь людям, нуждающимся в ней. – Как вы понимаете слово «взаимопомощь»? – Почему так говорят: «При солнце тепло, при матери добро?», «Нет больше позора, чем не выполнить уговора?» | Слушают пословицу, отвечают на вопросы, приводят примеры жизненных ситуаций | Объясняют смысл пословиц и поговорок, высказывают свое мнение. Рассуждают о взаимопомощи. Приводят примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строят высказывания о своей готовности помогать людям. Объясняют значение слова «взаимопомощь» | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, рассказ |
7. Нахождение буквы О в словах (учебник, с.37-38) | Парная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, чтение | – Найдите буквы О в стихотворении, посчитайте их. – Прочитайте стихотворение Шибаева. Найдите слова с буквой О | Работают в паре. Находят буквы О, считают их. Читают стихотворения, проверяют друг друга | Находят буквы О и слова с буквой О в текстах на страницах «Букваря». Осуществляют взаимопроверку | Парный, индивидуальный. Устные ответы. |
8. Слого-звуковой анализ слова Оля | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Произнесите слово Оля. Что вы можете сказать о звуке [о]? – Что можно сказать о букве О? | -Звук О обозначает слог. | Различают звук [о] | Фронтальный. Устные ответы |
Физкультминут-ка | Коллектив-ный. Практический | Учитель катит обруч. О – как обруч, захочу – По дороге покачу. – Назовите слово на букву О | Называют слово, которое начинается с буквы О и пробегают в обруч | Осуществляют профилактику утомления. Приводят примеры слов с буквой О в начале слова | Коллективный. Правильное выполнение задания |
VI. Закрепление знаний и способов действий. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. | – Рассмотрите звуки: а – я, о – а – я Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь и произносим поочередно звуки [о], [и]. | – Произносят звуки. | Приводят примеры Чередование звуков [о], [и] массирует сердце. | Фронтальный, индивидуальный. |
VII. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Какому звуку, какой букве был посвящен урок? Найдите букву на «ленте букв». Почему буква О расположена на красном фоне, рядом с буквой А? – Чему учились на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогли на уроке? – Спасибо за урок. Молодцы! Все очень хорошо поработали! | – Гласному звуку [o], буквам О, о. Находят букву на «ленте букв». – На красном фоне располагаются гласные буквы. Обе буквы (А и О) показывают твердость предшествующих согласных. Отвечают на вопросы учителя | Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. Устанавливают причинно-следственные связи заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем | Фронтальный. Устные ответы |
nsportal.ru
Документы, вложенные в данный файл
заверяю: _____________ /Ляхова Л.С./,
/директор МАОУ СОШ №11/
Перечень документов, вложенных в данный файл:
Справка Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Звук [о]. Буква Оо».
Комитет по вопросам образования администрации города Березники МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ул. Юбилейная, д.139, г.Березники, Пермский край, 618425 Тел./факс.(3424) 27 06 53
| ||||||||||||||
В аттестационную комиссию Министерства образования и науки Пермского края |
Справка
Дана Ужеговой Наталье Ивановне , учителю начальных классов МАОУ СОШ № 11, в том, что она действительно составила конспект урока, презентацию к уроку и провела его в 1 классе в 2013 году.
Директор МАОУ СОШ № 11: Л.С.Ляхова
Комитет по вопросам образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Урок обучения грамоте в 1 классе
по теме «Звук [о]. Буква Оо».
Программа «Планета знаний»
Подготовила:
учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ СОШ №11
Ужегова Наталья Ивановна
г. Березники, 2013г.
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Программа «Планета знаний»
Тема урока: Звук (о). Буква Оо
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком [о] и буквами О и о, обозначающими этот звук на письме.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с буквой О,о и звуком [ о].
2.Практиковать в умении находить читать слоги слова, предложения с новой буквой.
3. Закреплять фонетические навыки, через составление, анализ звуковых схем.
4. Познакомить с написанием строчной письменной и печатной буквой О.
5.Отрабатывать навыки письма с другими буквами и соединения с ними.
6. Расширять кругозор учащихся через различные средства и источники информации.
7. Воспитывать уважение к чужому мнению.
8.Учить сопереживанию и отзывчивости.
Планируемый результат:
Предметные результаты:
– вспомнить какие буквы относятся к гласным, согласным
– повторить, чем отличается гласный звук от согласного
– прокомментировать обозначение звуков в схеме
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – согласные, ударный -безударный)
– обозначать слово схемой.
– делить слово на слоги, ставить ударение
– чтение слов и предложений
– составлять схему слова,
– читать схему предложения
– определять количество букв и звуков в слове
-определять направление движения при письме различных письменных элементов
-овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы
-ориентироваться на странице прописи и на строке прописи
-овладевать начертанием письменных букв
-писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.
Метапредметные результаты:
познавательные
– умение отличать новое от уже известного
– умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
– умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях)
–умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
– умение учиться находить нужную страницу, иллюстрацию
регулятивные
– умение высказывать своё предположение (версию)
– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– умение учиться работать по предложенному учителем плану
– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– умение проговаривать последовательность действий на уроке;
– умение учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
коммуникативные
– умение оформлять устную речь
– умение слушать и понимать речь одноклассников и учителя
– умение оформлять свои мысли в устной речи
– умение работать в группах и самостоятельно с источниками информации
Личностные:
– умение осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | – Наше путешествие по необычному городу Алфавитинску. Чем необычен этот город? (слайд1) | -В этом городе живут буквы. | Предметные: – вспомнить какие буквы относятся к гласным, согласным – повторить чем отличается гласный звук от согласного – прокомментировать обозначение звуков в схеме Метапредметные познавательные – умение отличать новое от уже известного – умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; регулятивные – умение высказывать своё предположение (версию) коммуникативные – умение оформлять устную речь – умение слушать и понимать речь одноклассников и учителя |
У каких жителей – букв мы уже побывали в гостях ? (слайд 1-включаю огоньки в окошках) | – Мы побывали у буквы О,У,Н,М. Огоньки у них разные. О,У – гласные – огоньки красные Н,М – согласные – огоньки синие и зеленые | ||
Почему же в окошках М,Н огоньки зеленые и синие? | -Эти буквы могут обозначать мягкие и твердые согласные звуки. | ||
Нам пришло ещё одно приглашение. (слайд 2) | -Это обложка книги «Винни Пух и все-все-все» | ||
Герой этой сказки тоже заглянул в домик на «огонёк» в домик с буквами. Кто это? (иллюстрация Ослика Иа)? | – Ослик Иа. | ||
Молодцы. Написал эту сказку А.Милн. Перевел на русский язык Борис Заходер. К какой букве мы пришли в гости. | К букве О. | ||
Актуализация знаний и постановка проблемы | О чем пойдет речь на уроке? | Будем говорить о букве О. | Метапредметные Регулятивные – умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя |
Построение проекта выхода из проблемной ситуации | Что можно рассказать о букве? | -Как она произносится? -Какой звук она обозначает? -Как обозначается в звуковой схеме? -Найдем её в словах, слогах. и предложения с буквой О. -Будем печатать и писать письменную о. | Метапредметные Регулятивные – умение проговаривать последовательность действий на уроке; – умение учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – умение учиться работать по предложенному учителем плану |
Что поможет нам в решении этих вопросов? | Букварь, рабочая тетрадь по Букварю, пропись, схемы. | ||
Реализация проекта | А наш Ослик загрустил. Прочитаем, что произошло у Ослика? | Ослик Иа был с утра удручен. Скажем вернее, он был огорчен. И огорченье его неспроста Он обнаружил, что нету хвоста. | Личностные: – умение осознавать роль языка и речи в жизни людей; – умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные Регулятивные – умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника – умение адекватно воспринимать звучащую речь – умение понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании -умение отличать верно выполненное задание от неверного Познавательные – умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях) –умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя – умение учиться находить нужную страницу, иллюстрацию Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной речи – умение слушать и понимать речь других – умение работать в группах и самостоятельно с источниками информации Предметные: – называть звуки, из которых состоит слово (гласные – согласные, ударный – безударный) – делить слово на слоги, ставить ударение – чтение слов и предложений – составлять схему слова, – читать схему текста. – обозначать слово схемой. – определять количество букв и звуков в слове -определять направление движения при письме различных письменных элементов -овладевать разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы -ориентироваться на странице прописи и на строке прописи -овладевать начертанием письменных букв -писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. |
Как грустно! Как же нам поступить? | -Пусть он с нами букву изучает. | ||
Да, но у него ещё сегодня и День рождения. А вот и его друг Пятачок.(слайд 3) (Учитель читает отрывок) – Доброе утро, ИА! – крикнул Пятачок ещё издали. -Доброе утро, маленький Пятачок, – сказал ИА-ИА.- Если это утро доброе, добавил он, в чем я лично сомневаюсь. Но это неважно. -Поздравляю тебя с днем рождения, сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе. ИА уставился на Пятачка. – Повтори-ка, повтори,- сказал он. – Поздравляю с днем рождения, повторил Пятачок. – Это ты мне? – Конечно, Иа-Иа. – Значит, у меня настоящий день рождения? – Конечно, Иа-Иа, и я принёс тебе подарок… Какой подарок принес Пятачок? | -Тогда пригласим друзей. -Лопнувший зеленый шарик? | ||
Ответ правильный или нет? | (Дети дают разные ответы. Страются выслушать мнение друг друга) | ||
Где найти точную информацию? | -Посмотреть мультфильм – Прочитать книгу. | ||
В каком источнике информация будет точная и почему? Кто первым создал это произведение и его героев писатель или мультипликаторы? | (Дети дают разные ответы. Страются выслушать мнение друг друга) – Книгу написал писатель. – Он рассказал об этих героях. -Значит, точно может рассказать только книга «Винни Пух и все-все-все». | ||
Информацию можно получить не только в сказке, но в загадках. К стати, они же новые гости у буквы О: Говорят, что я упрям, Что характер вздорный. Не упрямый я ,друзья, Просто непокорный. Глядят в него молодые рябинки, Цветные свои, примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды- В нем все отражается … Как это зеркало называется? Над лесами, городами Над просторами полей Проплывают караваны Небывалых кораблей. Держат путь вокруг земли Эти чудо – корабли. Кто это? Что это? (слайд 4) Заглянем в Букварь на страницу 32. Рассмотрите иллюстрацию. | -Это Ослик. -Это Облако. -Это Озеро. | ||
Что объединяет все такие разные предметы? | Они все начинаются на О. | ||
Произнесем первый звук в этих словах. | О – о – о – о | ||
Что можете сказать об этом звуке? | – Он гласный, когда произносим во рту не встречается препятствий. – Обозначать в схеме будем красным квадратиком. | ||
Буква, которой обозначается звук [о], называется тоже буква О. Сравним печатную и письменную букву.(слайд5) | Они очень похожи. Только печатная прямая, а письменная наклонная. | ||
А есть ли необходимость учиться писать и печатать букву О. | Конечно. Нам нужно читать слова с буквой «о» – нужна печатная буква. Писать слова с буквой «о» – нужна письменная буква. | ||
(Работа в тетрадях) Напечатаем букву О. (Объяснение) | (Дети печатают букву в рабочих тетрадях) | ||
Рассмотрим письменную букву. (слайд 6) | (Письмо о) | ||
Читаем предложения с буквой «о» при помощи схемы и рисунков. | (Дети читают предложения по букварю и по слайду) (По второй схеме и рисункам дети предлагают несколько вариантов ) (слайд 7) | ||
О чем ещё может рассказать схема предложения? | Сколько слов в предложении, с какой интонацией надо читать. | ||
Сравните два предложения. | В первом 5 слов, во втором 4 слова. В первом точка, а во втором вопросительный знак. | ||
Назовите слова из одной буквы. | о, у | ||
Проведем эксперимент – прочитаем предложения без этих слов. | (Дети читают) | ||
Что можете сказать? | Не получается предложения, одни слова. | ||
Для чего нам эти слова? | Они связывают слова. | ||
Найдите односложные слова , значение которых вы можете объяснить и прочитайте. | (Дети читают односложные слова по букварю и по слайду) | ||
Найдите двусложные слова и прочитайте. (слайд 8) | (Дети читают двусложные слова по букварю и по слайду) | ||
Составим схемы слов он, она. Работать будем в парах. Один составит схему слова «он», а сосед – «она». Объяснять будете наоборот. Как нужно работать в парах, чтобы работа была успешной? | Выслушать мнение соседа. Не ссориться. Помочь, если сосед не может сделать или затрудняется. (Дети составляют схемы слов с комментированием у доски и на местах) | ||
Как определить односложное слово или двусложное? | Если в слове одна гласная буква – один слог, две гласные буквы – два слога. | ||
Проанализируйте схему. | В слове один слог, три звука. Два звука твердые согласные, один –гласный. | ||
Подберем к схеме слова. Поможет нам игра «Доскажи словечко». (Учитель читает стихи) Жил-был в речке под корягой Старый …(сом) Мы построили в деревне Новый…(дом) Мы зимой для бабы лепим Снежный…(ком) Лёд поможет расколоть Железный…(лом) С книжной полки взяли сказок Первый…(том) | (Дети договаривают слова, на экране появляются соответствующие предметы) | ||
Назовите слова, которые подходят к схеме. | Сом, дом, ком, лом. | ||
Что интересного заметили в произношении этих слов? | Они отличаются одним первым звуком. | ||
Какой вывод? | Изменится один звук, может измениться значение слова. | ||
Какое слово обидели? | Слово – гном. В нем 4 звука. | ||
Гномы примечательные человечки. (Информация о гномах) (слайд9) Сколько гостей собралось у буквы О. Теперь все вместе будем покорять вершины. Поднимаемся к вершинам и попускаемся к подножию – складываем слова. (слайд 10) | (Дети читают слова) | ||
Рефлексия учебной деятельности | (слайд 11) Как вы думаете уютно ли Ослику было с нами? | – Конечно. Было много друзей: Пятачок, гномы, озеро, облако. | Личностные: – понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные познавательные – умение отличать новое от уже известного – умение делать выводы в результате совместной деятельности коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной речи – умение слушать и понимать речь других регулятивные – умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника – умение адекватно воспринимать звучащую речь – умение понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании -умение отличать верно выполненное задание от неверного |
А как в друзьях оказались облако и озеро? | – Эти слова тоже начинаются на букву О. | ||
Друзья собрались и буква О решила угостить их тортом в честь Дня рождения Ослика. Буква О раздает тортик, гости её благодарят – они рассказывают о букве “О”. Давайте к ним присоединимся. | Узнали, что буква О – гласная, обозначается красным квадратиком в схеме. Её можно встретить в словах и предложениях. Есть слова из одной буквы , которые связывают слова в предложении. Точную информацию можно получить в книге, которую написал сам автор сказки. Слова друг от друга могут отличаться одним звуком и иметь разное значение. | ||
Вот сколько гостей у буквы О сегодня побывало. Мы с ними тоже подружились. Значит, что позволило сделать столько открытий? | Нам помогла дружба. | ||
Что такое дружба? | Это когда все друг другу помогают, поддерживают. | ||
Много лет назад у одних отважных людей – гвардейцев короля был девиз «Один за всех и все за одного». В наше время это уже пословица. (Слайд 12) Хорошо, если эта пословица станет девизом нашего класса. | |||
– Сегодня вы показали, что можете работать вместе и самостоятельно, слушать одноклассников, сопереживать и помогать героям урока и друг другу. Спасибо, мне было приятно с вами общаться. |
nsportal.ru
Государственное общеобразовательное учреждение
Школа-интернат № 49
Петродворцового района Санкт – Петербурга
«Школа здоровья»
Урок обучения грамоте
1 класс УМК «Школа России»
Тема: Звук (О). Буква Оо.
Цели: 1. Познакомить детей с новым звуком и буквой.
2. Учить отличить звук (о) и букву О от других звуков и букв.
3. Учить читать слоги и слова с новой буквой.
4. Прививать интерес к чтению.
Оборудование: 1. Мультимедийная установка;
2. Карточки для учеников;
Учитель: Мерц Ольга Анатольевна
Санкт – Петербург
2015
Ход урока
Орг. Момент.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
На экране картинки: торт, дом, слон, мост.
– Назовите предметы, изображенные на картинках. Слайд 2
– Найдите в словах общее (в каждом слове есть звук (о) и буква О, которая его обозначает)
-Сформулируйте тему нашего урока:
Познакомимся со звуком (о) и буквой О. Будем учиться читать слоги и слова с этой буквой.
– Найдите лишнюю картинку и обоснуйте свой ответ (дом, в нем 3 звука)
– Произнесите слово дом.
– Назовите звук, который мы слышим в середине этого слова.
– Дайте характеристику этому звуку (при произношении воздух выходит свободно, звук состоит из голоса, значит – это гласный звук)
– У нас есть дом, а в доме должна быть хозяйка (картинка куклы). Слайд 3,4
– Дайте ей имя, учитывая тему нашего урока – Оля или Зоя.
– Оля позвала в гости зверей. Кто к ней пришел?
(слон, волк, кот, ослик…) Слайд 5
-Девочка решила угостить зверюшек. Что она поставила на стол?
– Чем еще можно угостить гостей?
(торт, молоко, морковь, огурцы, пирог, ягоды…) Слайд 6
-Итак, пока зверюшки кушают, мы отдохнем.
Физкультминутка Слайд 7
Продолжение работы:
* Заглянем снова в домик. Оля организовала школу для зверей. Идет урок.
– Какую букву они изучают?
-Найдите эту букву среди других букв Слайд 8
– На что она похожа? (дети, которые умеют читать)
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
В старом дереве дупло Слайд 9,10 ,11
Ну, совсем как буква О.
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу.
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная.
Спать легла – бока помяла,
И теперь овальная.
3.Работа в парах.
– Ребята, у вас на партах карточки со словами – прочтите их.
-На какие группы можно разделить эти слова?
– Что общего у первой группы слов? (слышим звук (О), называют животных)
– А вторая группа? (тоже есть звук (О), и они обозначают жилище животных)
Норка крот
Дупло медвежонок
Гнездо совушка
Берлога ворон
– Составьте пары слов (работа в парах за партами)
-Один ученик у доски (проверка)
Норка – крот
Дупло – совушка
Гнездо – ворон
Берлога – медвежонок
А сейчас разберем слово НОРКА – расскажем о каждом звуке (используем схему слов) – фонетический разбор
– Проверка.
-А сейчас я вам загадаю загадку:
Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног.
Вот и весь я …..(осьминог) Слайд 12
-Что вы знаете об осьминоге? (высказывания детей)
– Сейчас мы прочтем рассказ и узнаем еще что-то об этом морском жителе (дети читают)
– Кто прочел весь текст? (молодцы)
– А кто не успел, послушайте меня, я прочту вам. Слайд 13
– О ком этот рассказ?
– Что вы узнали об осьминоге?
– Найдите и подчеркните букву О в тексте.
Итог: – Ну, что ж наш урок и урок в лесной школе подошел к концу.
– Что вам понравилось?
– Чему научились?
-Что нового узнали?
nsportal.ru
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Самоопределение к деятельности | Проверяет подготовку рабочего места к уроку. Приветствует учащихся, настраивает детей на работу. -С добрым утром! Начат день. Все ль в порядке, книжки, ручки и тетрадки. Пожелаем друг другу хорошего настроения на уроке | Организуют рабочее место. Слушают. Приветствуют учителя. | 1 мин | |
2 | Рефлексия | Определяет эмоциональный настрой обучающихся. | Рисуют смайлик в тетради | 1 мин | |
3. | Повторение пройденного | ЭОР №1 | Организует диалог с обучающимися, в ходе, которого конкретизирует понятия “звук”, «буква».Обращается к индивидуальному опыту учащихся, организуя работу в парах. Играют в игру «Посели каждую схему-букву на своем этаже» | Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения. Проводят слого-звуковой анализ слов. | 5 мин |
4. | Создание проблемной ситуации. 1)Определение темы урока. | ЭОР№2 «Осень» | Демонстрируется видео – ЭОР «осень». Вопрос учителя: -Кто любит осень и за что? Проводит беседу с учащимися на основании ЭОР, ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит детей к определению темы урока. | Рассматривают ЭОР, отгадывают слово, высказывают предположения о звуке и букве, которую будут изучать на уроке. Определяют тему урока. | 4 мин |
5. | Основной Актуализация новых знаний | ЭОР №3 ЭОР №4 | -Послушайте фрагмент. На что ещё похожа буква О? Объясняет игру «На что похожа буква «О»»? Объясняет особенности артикуляции звука о, организует практическое наблюдение, подводит детей к выводу, что звук [о]-гласный. Демонстрирует иллюстрацию речевого аппарата, предлагает учащимся рассказать, как образуется изучаемый звук. Предлагает найти | Играют в игру «На что похожа буква «О»»? Дети слушают учителя, произносят новый звук, работая в парах, наблюдают за процессом произнесения звука и делают вывод о том, что звук [о]-гласный. Рассматривают иллюстрацию, рассказывают об особенностях образования гласного звука. Находят букву Она на «ленте букв». | 8 мин |
6. | Физкультминутка | ЭОР № 9 | Учитель организует проведение физкультминутки при помощи презентации с музыкой. | Дети выполняют физические упражнения | 3 мин |
ЭОР №5 ЭОР № 6 ЭОР № 7 | Организует работу по составлению и чтению слогов Читающий ученик читает загадку на экране. -Кто это? Показвается слайд с осами. -Послушайте звук. Сколько в этом словегласных? (два) Показывается третий слайд. -Сколько в этом слове слогов? (два) Показываем четвёртый слайд. Назовите ударный слог. Показываем пятый слайд. -Где мы услышали этот звук ([о])? (Мы услышали его в начале слова) Предлагает составить графическую модель слова осы в тетрадях, работая в парах. Контролирует работу учеников. Организует самопроверку по образцу на доске. | Составляют и читают слоги Читают загадку на экране. Дети произносят слово осыпротянув звук [о]. Ответы на вопросы. Составляют графическую модель слова в тетрадях, работая самостоятельно. Выделяют звуки. Устанавливают взаимосвязи между звуками в слове: ставят ударение, делят слово на слоги, определяют место звука в слове. | 6 мин | ||
7. | Творческий Применение нового знания | ЭОР № 8 | Предлагает игру по рядам на определение позиции изученного звука в слове и контролирует и корректирует ход игры | Работают по микрогруппам. Слушают слово, определяют позицию звука [о] в слове и выполняют соответствующие действия (хлопок в ладоши или пальчики сложить в кулачок) | 3 мин |
Организует фронтальную работу с пословицами (учебник, с. 24) Предлагает послушать пословицу, объяснить смысл, привести примеры жизненных ситуаций,объяснить значение слова «взаимопомощь». Организует фронтальную работу с учебником. Предлагает составить рассказ по картинке (учебник, с. 26), прочитать последнее предложение. | Объясняют смысл пословицы и высказывают свое мнение. Рассуждают о взаимопомощи. Приводят примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строят высказывания о своей готовности помогать людям. Объясняют значение слова «взаимопомощь». Составляют рассказ | 7 мин | |||
8. | Итог | -Какому звуку, какой букве был посвящен урок? -Найдите букву на «ленте букв». Почему буква Орасположена на красном фоне, рядом с буквойА? Чему учились на уроке? Что вы раньше не знали, а сегодня узнали? Что вызвало затруднение? Почему? Какие знания, умения, навыки помогли на уроке? Помогает оценить результат своей работы. | Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке. Проводят рефлексивный анализ своей деятельности на уроке. | 2 мин |
nsportal.ru
УМК «Школа России», прописи к «Азбуке» Горецкого В. Г., стр. 6-7
Тема урока: «Письмо заглавной и строчной букв О, о.»
Цель урока: создание благоприятных условий для обучения написанию заглавной и строчной букв О о, соединений, слов, предложений с ними.
Задачи урока
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности при написании заглавной и строчной букв О, о, формированию навыка письма;
Развивающие: способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления при написании заглавной и строчной букв О,о; формированию навыка письма;
Воспитательные: средствами учебного занятия показать важность правильности и красоты написания букв, воспитывать аккуратность, ответственность за продукты собственной учебной деятельности, силу воли
Планируемые УУД:
Личностные: развитие интереса к предмету. желания красиво и аккуратно писать, самостоятельности и ответственности, внимательности и дисциплинированности; положительной мотивации к обучению.
Метапредметные:
формирование познавательных УУД: развитие умения составлять целое из его частей, понимать знаки, символы, модели; развитие умения различных способов написания и соединения письменных букв; развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
формирование регулятивных УУД: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя
формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД):
развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, участвовать в коллективном анализе написания букв, слов, адекватно реагировать на замечания учителя, развитие умения участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре и группе) ,
Предметные: развитие умения каллиграфически правильно писать изученные и новые буквы, соединения, слова, предложения с ними; развитие умения выполнять слого- звуковой анализ, моделировать слова, предложения, выполнение упражнений в словообразовании
Ход урока
I. Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас буду вести я, меня зовут Сания Рустамовна.
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: прописи, ручка,.
У:Сейчас у нас урок письма.
Память будем мы тренировать
И стараться грамотно писать.
Перед трудностями не отступим,
Ну, так что ж, друзья, приступим?!
Ребята, скажите чему вы учитесь на уроках письма?
Д: Мы учимся красиво и правильно писать буквы.
У:Молодцы! Вперед- в Страну Красивого письма!
II. Актуализация умений и знаний
Игра « Собери буквы»
( Работа в парах, детям раздаются элементы буквы, которые они должны собрать)
У:У вас на партах лежат элементы букв, ваша задача собрать их так, чтобы получились буквы
У:Какие же буквы у вас получились?
Д:
У:Молодцы, ребята с заданием справились!
III. Открытие новой темы. Целеполагание
У:А сегодня, чтобы узнать, какую буквы мы будем изучать, надо отгадать загадку.
В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно…
Д: Обезьяна
У:Правильно! А как вы думаете,какая буква будет сеголня?
Д:Буква «О».
IV. Открытие новых умений и знаний
(На слайде появляется буква «О»)
Анализ буквы
У: Посмотрите на слайд. Из каких элементов состоит буква О.
Д: Овал.
У: Хорошо. Сейчас подготовимся к написанию буквы о, напишем элементы этой буквы (обратите внимание, откуда начинаем писать)
Письмо учащихся элементов букв в прописи
Показ образца написания буквы учителем на доске с объяснением
У:Внимательно смотрите и слушайте объяснение:
Начинаю писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, пишу начальное закругление, касаясь этой линии, короткую наклонную линию с закруглением, касаясь нижней линии рабочей строки, не отрывая руки пишу короткую наклонную линию рабочей строки, довожу до первого элемента.
Письмо уч-ся буквы в прописи, самоанализ, анализ письма учителем
Анализ и письмо слогов; самоанализ, анализ письма учителем
У:Прочитайте, что написано на следующей строке? Что это?
Д:Это слоги.
У:Из каких букв состоит первый слог? Какое в нём соединение?
Д:
У:Напишите этот слог (аналогичная работа с другими слогами)
Анализ и письмо слов; самоанализ, анализ письма учителем
У:Прочитайте слово
Д:Оса.
У: Какие соединения букв в этом слове?
Д:Нижние соединения.
У:Запишите это слово
V. Физминутка
VI. Открытие новых умений и знаний
Упражнение в словообразовании
У:Прочитайте слово.
Д:Око.
У:Что оно обозначает?
Д: (Предположительные ответы детей)
У: А это устаревшее слово, раньше им обозначал глаз (Очи черные…)
У: А теперь поменяем последнюю букву, на гласную «а».Какое слово получилось?
Д: Ока.
У:А это что такое?
Д: (Предположительные ответы детей)
Аналогичная работа со словом «Ока»
Анализ буквы
У: Из каких элементов состоит буква О?
Д:Из двух удлинённых, наклонных линий с закруглением внизу и верху.
У Сейчас подготовимся к написанию буквы О, напишем элементы этой буквы (обратите внимание, откуда начинаем писать)
Письмо учащихся элементов букв в прописи
Показ образца написания буквы учителем на доске с объяснением
У: Внимательно смотрите и слушайте объяснение:
«Начинаю писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, пишу начальное закругление, касаясь этой линии, короткую наклонную линию с закруглением, касаясь нижней линии рабочей строки, не отрывая руки пишу короткую наклонную линию рабочей строки, довожу до первого элемента.»
Письмо уч-ся буквы в прописи; самоанализ, анализ письма учителем
У:Посмотрите на девочку. Как вы думаете, с какой буквы начинается её имя? Как догадались?
Д:У нее на платье буква О.
У:Обведите букву О у девочки на переднике. Какое имя мы можем дать этой девочке?
Анализ и письмо слов; самоанализ, анализ письма учителем
У: Прочитайте слово.
Д:Олег.
У:Составьте схему этого слова. (слого-звуковой анализ)Какие соединения букв в этом слове?
Д: Все соединения нижние.
У:Запишите это слово Скажите, в каких случаях мы ещё можем употребить заглавную букву О?
Д: Имена и города на букву О.
У:А у нас в классе есть имена, которые начинаются на букву О ?
Д: Да,Оля.
VII. Физкультминутка
Анализ и письмо предложений; самоанализ, анализ письма учителем
У:Прочитайте следующее предложение. Сколько в нём слов?
Д: 3
У:Назовите первое слово (второе и т.д.)
Д: Ока- глубокая река.
У: Запишите это предложение .
VIII. Итог урока. Рефлексия
– Итак, какие учебные задачи мы решали сегодня на уроке? Обратите внимание на «слова- помощники»: учились, узнали, учились….
– Какие трудности возникли?
– Какое задание было наиболее интересным?
Цветопись настроения
nsportal.ru