Конспект урока по внеурочной деятельности «Будем добрее!» для учащихся 1 класса
Автор-составитель:
Учитель 1 класса «А»
Чередниченко Н.П.
Цель: Формирование навыков доброжелательного отношения у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Формирование навыков толерантного отношения.
2. Развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания.
3. Развитие умений выражать и распознавать чувства других людей через мимику, жесты и речь.
4. Расширение и активизация словарного запаса.
5. Формирование благоприятного психологического микроклимата в классе.
Материал: компьютер, презентация «Будем добрее!», видеозапись мультфильма «Гадкий утенок» (отрывок), цветные карандаши.
Ход занятия.
Приветствие. (слайд 1) Сегодня у нас будет необычное занятие по теме «Будем добрее!». Мы с вами отправимся в путешествие по миру сказок. (слайд 2) Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми из сказок. Какие сказки вы знаете?
Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует…
Давайте вместе с вами сегодня отправимся в сказочное путешествие. А сказка эта – про маленького утенка, который, повзрослев, превратился в прекрасного лебедя. Как называется эта сказка? (слайд 3)
Я предлагаю вашему вниманию отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».
Просмотр и обсуждение отрывка мультфильма «Гадкий утенок» (слайд 4)
Беседа после просмотра: Понравился мультфильм? О чем он? Вспомните персонажей. Как относились обитатели птичьего двора к нашему герою? Почему? (Потому что он был не похож на них) Чем он отличался от других птиц? (размер, возраст, цвет перьев, голосом, умениями и т.д.) Скажите, все ли должны быть похожи друг на друга?
Упражнение «Похожи – не похожи». (слайд 5)
Ребята, повернитесь лицом к своему соседу по парте, посмотрите внимательно друг на друга и выполните задание: «Поднимите руки вверх только те, …»
-у кого голубые глаза;
– светлые (темные) волосы;
-у кого имена содержат букву А…
– у кого встречается одинаковый цвет в одежде …
– кто имеет друга в классе?
У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга, но это не помешало вам иметь друга. (слайд 6)
Мешает ли вам дружить, играть, заниматься то, что у вашего соседа другой цвет глаз или волос?
А как вы думаете, правы ли были обитатели птичьего двора в том, что обижали, грубили и злились на утенка только за то, что он был не похож на них? Что чувствовал при этом наш герой? (обиду, грусть, страх) Как вы догадались об этом? (мимика, жесты, движения, голос)
Упражнение «Презентации эмоций». (слайд 7)
Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция, и кто из героев мультфильма мог ее испытывать?
А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д.) (слайд 8)
Психогимнастика.
Давайте вместе с вами с помощью мимики, жестов и движений покажем разные эмоции. Повернитесь друг к другу лицом покажите эмоцию: грусть, злость, безразличие, страх, брезгливость, радость.
Упражнение «Как улучшить настроение?»
ЧТО?
КТО?
Скажите, а как можно улучшить настроение нашему маленькому сказочному герою?
Добрые слова! Какие добрые слова вы могли бы сказать ГУ, если бы были в этой сказке? Чем еще кроме слов можно помочь ГУ? Поступками, делами, друзьями…
Заключение «Будем добрее!» (слайд 15)
Бывает, что и у нас в классе кто-нибудь чувствует себя грустно. Как можно увидеть такого ребенка? (по выражению лица, по поведению и т.д.) Чем можно помочь человеку, которому грустно? Кто из вас когда-нибудь проявил доброжелательное отношение к кому-нибудь из ребят? (слайд 16)
Рисунки «Волшебная сила добра». (если останется время)
Давайте подумаем, как бы мы могли помочь утенку? Что мы могли бы изменить в поведении и словах и поступках окружающих. Можно нарисовать ему друга или подружку, подарок, организовать ему игру и т.д.
Обсуждение рисунков детей.
Как вы думаете, изменится настроение Утенка от тех добрых слов и подарков, которые вы ему сделали? Вот вы и навели порядок в сказочной стране: добро победило зло и нам можно возвращаться в класс.
nsportal.ru
Слайд 1
Вежливость Классный час 1 класс © Уч. нач. кл . ГБОУ СОШ №307 Адмиралтейского района Санкт–Петербурга Дмитриева А.В. 2018г.Слайд 2
Давайте прочитаем рассказ «Воскресенье » и обсудим поведение Наташи.
Слайд 3
Договорились как-то Андрей, Миша, Аленка и Наташа провести вместе воскресенье. Начался дождь, и Наташа пригласила всех к себе домой. Ребята засомневались, но согласились .
Слайд 4
Зашли в дом. Дети сразу принялись разуваться. Наташа увидела и говорит : -Не надо, гости заходят обутые. -Так у вас же убрано, — говорит Аленка. -Не беда, — говорит Наташа. — Уберется еще раз… ( а кто убирает у них — она не сказала!). Все-таки никто Наташу не послушал.
Слайд 5
А когда зашли в комнату, зазвонил телефон. Бросилась Наташа к трубке и. . . и зашел веселый разговор, так как звонила подруга. Наташа только махнула друзьям рукой, дескать, садитесь, чего стоите. Андрей долго не усидел. Подошел к книжному шкафу, хотел из-за стекла вынуть книгу .
Слайд 6
Наташа трубку отклонила и говорит : -Мы тех книжек не берем. Это для красоты. Я сейчас тебе сама какую-нибудь найду. Да и снова принялась в трубку щебетать . Долго еще Наташа рассказывала своей подруге о гостях, о пирогах, о том, что мама вчера так убрала в доме, что все аж блестит, и о кино по телевизору, и о кактусе на окне, и о гусях на дворе.
Слайд 7
В конце концов, Наташа кладет трубку и говорит: – Сейчас будем есть пироги, выпьем сок. Хорошо? Дети согласились, но снова звонит телефон. Это уже другая подруга, но и ей Наталка рассказывает все то, что и первой. В перерыве между двумя фразами успевает сказать Аленке: -Принеси из кухни пирог, чашки, сок. .. -А чем застлать стол? — спрашивает Аленка . -Ай , обойдется, — сказала Наташа и снова возвращается к телефону.
Слайд 8
Когда закончила разговор, стол уже был накрыт, все ждали хозяйку. Только взялись за пирог, как снова зазвонил телефон. . . Когда Наташа закончила говорить, дети поели пирог, попили сок, убрали после себя и собрались уже идти домой. -Благодарим , — сказали. . . Может, и Наташа сказала бы им «на здоровье», но снова зазвонил телефон. Она только и сказала: -Это из-за него у нас пропало воскресенье…
Слайд 9
Обсуждение прочитанного. А что бы ты сделал на месте Наташи? Умеет ли Наташа приглашать к себе друзей? Умеет ли ценить мамину работу? Умеет ли беречь время — свое и друзей? Можно назвать Наташу вежливой?
Слайд 10
А что такое ВЕЖЛИВОСТЬ? Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток», — тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Правила вежливости знакомы всем нам. Они несложны, и каждый человек может и должен их выполнять.
Слайд 11
Вот некоторые из них : В вежливости проявляется отношение к другим людям; Вежливый человек всегда здоровается и прощается; Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость; Вежливый человек приветлив и внимателен к другим; Вежливый человек не причиняет никому неприятностей и обид.
Слайд 12
мультфильма «Ценная бандероль» https://www.youtube.com/watch?v=93PeNrj-PXk
Слайд 13
Обсуждение увиденного Понравилась вам ворона? Какие качества у вороны вам не понравились? Какие изменения произошли с вороной и почему? Что ей помогло? (знания правил поведения, общения) Если бы она раньше узнала о вежливости, повлияло бы это на её характер?
Слайд 14
Составить пословицы Кому нет привету а будь приветлив Поклониться добрый и ответ Дома как хочу, а в людях, как велят На добрый привет вперед пригодится В чужом доме не будь приметлив и хозяина дома нету
Слайд 15
«Тигренок в чайнике». https://www.youtube.com/watch?v=T4G86qjRu2s
Слайд 16
Используемы материалы: Рабочая тетрадь для ученика «Азбука воспитания», С-Пб «Арт-экспресс», 2016
nsportal.ru
Тема: «Поговорим о дружбе»
Цель:1.Раскрыть сущность понятия «дружба».
2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.
3.Содействовать формированию дружного коллектива.
3 . Мультимедийная компьютерная приставка для показа презентации.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организация класса. Эмоциональный настрой.
1 слайд
II. Сообщение темы и цели классного часа.
Учитель.
– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга, много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.
Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Учитель.
А кого можно назвать другом?
Друг – это тот, кто …
(- Понимает меня;
– с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;
– верный человек; с кем я могу поделиться секретом).
Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка»
-Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;
– Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. 2 слайд
– Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. 3 слайд
– Какого друга можно назвать настоящим? Выполните задание на слайде. 4 слайд
-Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Дети называют). 5 слайд
Игра «Закончи пословицу» Внимание на слайд. 6 слайд
(обнимаются).
Учитель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?
Игра «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
– А с кем вы дружите? 7-й слайд
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?
– Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
–О дружбе много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
Учитель.
– С чего начинается дружба? 8-й слайд
– Могут ли руки помочь подружиться? 9-й слайд
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
Игра
Игра «Письмо»
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
Основные законы дружбы. 10-й слайд
Читают ученики по очереди.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
Литература
nsportal.ru
Разделы: Внеклассная работа
Класс – первый
Образовательное учреждение – Томская обл., Кожевниковский район, с Кожевниково, МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1».
Авторский медиапродукт – презентация из 9 слайдов (среда Power Point)
Никому не секрет, что 1 класс – это далеко не сформированный детский коллектив. Задачей учителя является постепенное формирование детского коллектива, товарищеских взаимоотношений. Поэтому в план воспитательной работы уже с 1 класса необходимо включать темы по формированию детского коллектива и межличностных отношений.
Цель классного часа – формирование добрых отношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.
Задачи – воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
Использованы словесные (беседа), практические (тренинги), игровые методы обучения.
Присутствуют общеклассные, групповые, парные формы организации познавательной деятельности.
На определённых этапах классного часа необходимо проводить тренинги эмоций, физические разминки, тренинги по определению положительных качеств характера, беседы, ролевое моделирование, игры. Закончить занятие рефлексией.
Цель: содействовать формированию добрых отношений между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
Задачи: воспитывать доброту, отзывчивость; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
Оборудование: презентация 9 слайдов (среда POWER POINT), раздаточный материал: карточки с набором слов для самостоятельной работы, доска с необходимыми записями, сигнальные карточки.
Создание эмоционального настроя на работу.
– Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!
– Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели.
– Посмотрите на 3 слайд и послушайте песенку.
– Ребята, почему мне захотелось для вас включить сегодня именно эту песенку и показать ваши фотографии?
– Отгадайте слово, зашифрованное на табло. Слайд №
– Это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
– Да, ребята, вы правильно угадали. Это слово «дружба».
– Так какой теме будет посвящено наше занятие?
(Дети высказывают свои предположения.)
– Дорогие, ребята! Сегодня мы будем говорить о том, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях. Слайд № 4.
– Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.
(Инсценировка стихотворения)
Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!
– Из-за чего поссорились два друга?
– Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)
Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
-1-й ученик читает стихотворение
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
– А помните, ребята, я вам рассказывала про своего знакомого мальчика Алёшу? Я вчера от него получила письмо. Он приехал в гости к бабушке в деревню. Ему там очень понравилось, особенно щенок Шарик. Вот с этим щенком он и играет. Знакомых ребят у него здесь нет. Неподалёку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются ребятишки. А Алёша грустит. Грустит потому, что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.
– Давайте вместе подумаем, как начать Алёше дружить с ребятами?
(Дети высказывают свои мнения.)
– Верно, сначала надо познакомиться.
– А как?
– Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика и девочку.
– А если познакомились, значит – уже друзья? ( Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.)
– А когда начали вместе играть – уже друзья? Уже есть дружба?
– А если начали играть и вдруг поссорились?
– Если стали перебивать друг друга, не слушать, командовать и кричать – получится дружба?
– А как сделать, чтобы она получилась? Что я напишу Алёше?
– Правильно, ребята, надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась. А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята, потом еще встретиться?
– И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут друзьями.
– Но ведь иногда бывает так, что и друзья ссорятся.
Давайте научим Алёшу, как надо дружить, чтобы дружба была крепкая.
– Чего в дружбе нельзя?
Д: – Нельзя обижать друг друга, обзываться, драться, ссориться, нельзя другу пообещать и не сделать, нельзя другу врать и обманывать, нельзя жадничать.
– А что в дружбе обязательно нужно? (Нужно помогать другу, защищать его, делиться с ним игрушками и т.д.)
– Ну, ребята, вы просто молодцы! Вы так хорошо знаете, как начать дружить и как сделать дружбу крепкой. Я думаю, ваши советы обязательно помогут Алёше.
– Спасибо, я обязательно напишу ему об этом. И передам большой привет от вас.
– А сейчас обратите внимание, у вас на столах сигнальные карточки красного и зеленого цветов.
– Я буду вам называть вам качества, свойственные дружеским отношениям, и качества, несвойственные дружеским отношениям.
– А вы будете подымать сигнальные карточки.
– Карточка зеленого цвета – это положительный ответ, т.е. согласие.
– Карточка красного цвета – это отрицательный ответ, т.е. несогласие.
– Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы должны учиться овладевать всеми этими качествами.
(На каждую строку стихотворения, дети выполняют движение)
С. Михалков:
Когда живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
– Потрогайте руки вашего товарища по парте. Что о них можно сказать?
С детства дружбой дорожить,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
2 чтец: Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Когда мои друзья со мной!
У: – Наш с вами труд – это хорошая учёба.
У: – А как учитесь вы, ребята?
У: – Как помогаете друг другу?
У: – Как относитесь к друг другу?
У: – Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
У: – Давайте, ребята, обсудим, какие взаимоотношения у нас сложились в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе? (идут высказывания детей).
– Я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».
Игра «Собери пословицу».
(Проводится по рядам)
1 ряд. «Друзья познаются в беде»
2 ряд. «Выручай товарища в беде»
3 ряд. «Умей дружбой дорожить» (выставить пословицы на доску на магниты)
– У вас на столах лежат карточки, прочитайте на них слова.
Прочтите что написано на доске.
Друзья должны быть: …
Друзья не должны быть: …
– Посовещайтесь с товарищем по парте, в какой столбик необходимо поместить слово, которое у вас на карточке.
– Чтобы стать настоящими друзьями. Необходимо обладать качествами, которые мы видим в первом столбике.
Цель: развивать интерес к товарищу, формировать положительные качества обучающихся; учить видеть в человеке хорошее.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества; дают поведенческие характеристики; говорят о внешних достоинствах.
– Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?
– Что вам понравилось больше всего? Слайд № 9.
– Перед вами шкала. Если вы очень хорошо усвоили тему нашего классного часа, то поместите жетон сверху. Если не очень, то посередине, а если совсем не усвоили, то внизу.
31.01.2009
urok.1sept.ru
Отзыв на внеклассное мероприятие “Доброта спасет мир” в 1-ом классе, проведенное учителем начальных классов СамаркинойЕ.М.
Тема внеклассного занятия в начальной школе «Доброта спасет мир» актуальна. Занятие комбинированное. Учащиеся получают более подробные теоретические знания, а так же работают коллективно над составлением пословиц.
Главная задача занятия – направить учащихся стремится быть добрыми, делать хорошие дела.
Из конспекта занятия видно, что урок продуман и хорошо спланирован. Учитель выделяет четкую структуру занятия, которая соответствует современным требованиям к уроку, продумана система разнообразных творческих заданий, способствующих более прочному усвоению изученного материала.
Тема и цель урока обозначены. Все этапы урока спланированы.
Предусмотрены разные виды деятельности учащихся: просмотр слайдов, игра, исполнение песни.
Этап изучения знаний учащихся проводится в форме эвристической беседы. Использование учителем информационных технологий, повышает интерес учащихся к занятию.
Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно-эвристический метод, и исследовательский метод…
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Занятие насыщенной необходимой наглядностью.
Рецензируемая работа носит завершенный, самостоятельный характер. Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы.
Самаркина Е.М. развивает творческую активность своих воспитанников, создаёт условия для реализации их потенциала. Классный час в 1 классе проводился с участием всего ученического коллектива, ни один ребёнок не остался незамеченным.
Одной из задач работы с классным коллективом ставила и развитие положительных общечеловеческих качеств: чуткость, отзывчивость, толерантность, доброе отношение к людям, миру, товарищам. Самаркина Е.М. большое внимание во время занятия уделяла развитию творческой активности учащихся.
Очень интересную воспитательную игру “Ласковое сердечко”, провела учительница, Самаркина Е.М. с добрыми комплиментами, оставляя в сердцах всех учащихся надежду и веру в хорошую жизнь. В конце урока каждому учащимся была вручена молитва доброты. Интересная презентация была проведена в игре “Добрый-злой (на образе сказочных героев)”. Ребята с удовольствием разбирали пословицы о доброте, а так же собирали пословицы из разрезанных полос. Очень выразительно читались детьми стихи: “Терпение”, “Добро”, ”Евангелие”. Учащиеся дисциплинированны, активны, работоспособны. Учащиеся стараются выполнить задания точно и аккуратно. Отношение детей и учителя доброжелательное, безбоязненное.
Директор МБОУ СОШ № 40 ___________ Гнидина С.А
nsportal.ru
Классный час «НАСТРОЕНИЕ»
Класс: 2
Цель:
Всестороннее развитие личности ребенка, укрепление представлений детей о значении доброжелательных, бесконфликтных отношений между людьми.
Задачи:
Развитие коммуникативных способностей детей, умения общаться в парах, в коллективе;
Воспитание нравственных ценностей, уважения детей друг к другу;
Тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться
I. (Слайд №1) – Сядьте в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно от себя: ЛЮБОВЬ, ДОБРО, МИР, проникаясь этим состоянием.
(Музыкальное сопровождение)
– На что похоже сейчас ваше настроение на солнышко или тёмную тучку? Закрасьте.
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (= о настроении)
– А теперь прикрепите на доску свои рисунки к СОЛНЫШКУ или ТЁМНОЙ ТУЧКЕ.
– Какое настроение бывает у человека, назовите двумя словами.
(=плохое и хорошее)
– Настроение человека можно угадать. Я увидела, что сейчас вы похожи на солнышко, и это значит, что у вас замечательное настроение и мне стало от этого весело.
– Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того какое настроение у человека зависит, как он будет общаться с окружающими.
Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения.
Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт удачу. Даже, если будут трудности, верьте, что вы справитесь с ними.
II. – КАК вы думаете можно ли догадаться, какое настроение у окружающих?
(= Да…………)
– А давайте сейчас проверим!
(Слайд № 2)
Рассмотрите изображения смайликов.
– Назовите, какое настроение они отражают.
(= Грусть, гнев, злость, печаль.)
– Куда бы вы прикрепили эти смайлики к солнышку или тучке?
– Вам бы хотелось общаться с такими людьми?
Если да, то встаньте, если нет, то сидите.
– Рассмотрите вторую группу смайликов.
(Слайд № 2)
– Назовите, какое настроение отражают эти смайлики.
(= Радость, веселье.)
– Куда бы вы прикрепили эти смайлики к солнышку или тучке?
– Вам бы хотелось общаться с такими людьми?
Если да, то встаньте, если нет, то сидите.
– Какие признаки помогли вам определить настроение?
(=Мимика, жесты)
III. (Слайд 4)
– Все вы, наверное, помните мультипликационного героя Крошку Енота.
– Как произошла первая встреча Маленького Енота и «того, кто живёт в реке»?
(= Маленький Енот скорчил рожицу.)
– Почему Маленький Енот испугался «того, кто живёт в реке»?
(= Потому что он увидел там страшного Енота)
– Как маленький Енот попытался победить «того, кто живёт в реке», и почему ему это не удалось?
(= Он взял дубинку и отправился к реке, но в реке тоже сидел Енот с дубинкой.)
(Показ фрагмента мультфильма)
– Благодаря чему Маленький Енот и «тот, кто живёт в реке» подружились?
(= Благодаря улыбке.)
(Показ фрагмента мультфильма)
– Какую роль играет улыбка в жизни человека?
– Прочитайте запись (Слайд № 5):
Улыбка – это залог хорошего настроения.
Встречаясь со многими людьми мы, как в зеркале отражаемся в них.
Улыбка вызывает ответную улыбку, а злое, недовольное выражение лица встречается с раздражённой гримасой.
Приветливая улыбка часто помогает совершать самые настоящие чудеса высушивать слёзы у обиженного человека, снимать сердечную боль у пожилого человека, гасить ссору между друзьями.
Вырабатывайте привычку каждый день улыбаться друг другу.
А сейчас я попрошу вас, повернуться к соседу по парте, заглянуть ему в лицо и улыбнуться тёплой, приветливой улыбкой.
IV. – Но не только улыбка может влиять на хорошее или плохое настроение.
Давайте проверим, что же ещё влияет на настроение.
Поиграем в игру «Закончи рассказ»:
Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома «Доброе утро!» – крикнул он, вам захотелось …….
Подошёл автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает мальчик и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше…….
Друг поделился с вами радостью. Вы…….
– Сделайте вывод: что повлияло здесь на плохое и хорошее настроение
(=Слово может огорчить, словом можно испортить настроение… словом можно утешить)
Постарайтесь ежедневно 1-5 мин. Посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт СИЛУ, ЭНЕРГИЮ, прежде всего тому, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны.
(Слайд № 6)
Грубых слов не говори!
Только добрые дари!
Предлагаю проверить.
Игра «Помоги другу»
– Вы должны предложить схему поведения, позволяющую избежать конфликта, (снимающую раздражение), обиду у одного из участников ситуации.
1-ое задание: Вини-Пух, Пятачок, Ослик и Сова собираются на праздник к кролику. У всех кроме Пятачка есть воздушные шарики. Пятачку тоже хочется держать в руках цветное облачко и на глазах у него появляются слёзы…….
2-ое задание: Буратино услышал тихие всхлипывания и увидел, как на скамейке плачет Пьеро. «Что с тобой случилось?» – испугался Буратино. «Ничего отстань» – резко ответил Пьеро. Буратино хотел обидеться и уйти, но понял, что тут нужна, его помощь…..
– Объясните, почему так важно уметь угадывать настроение другого человека?
(= Чтобы помочь в трудной ситуации.)
– Вспомните и расскажите, как ваша улыбка помогла победить плохое настроение близкого вам человека? А может быть вам помогла чья- то улыбка победить плохое настроение.
V. А теперь прослушайте фрагменты музыкальных произведений.
Весёлая музыка
– Какому настроению соответствует эта музыка?
– Что хочется делать под эту музыку?
Грустная
– Какому настроению соответствует этот муз. фрагмент?
– Что хочется делать под эту музыку?
Бодрящая музыка
– Что вы можете сказать о этой музыке?
– Что хочется делать под эту музыку?
– Скажите, может ли музыка влиять на настроение человека?
VI. – Давайте снова посмотрим на доску.
– Встаньте и подойдите все к доске.
– Какой рисунок вы бы оставили у себя в классе, а какой убрали.
– Почему?
(= Солнышко дарит хорошее настроение.)
– А к тем ребятам, у которых сегодня плохое настроение пришёл Доктор Доброта. Он хочет, чтобы вы никогда не болели плохим настроением. Всегда были, весёлые и поэтому приписывает вам такое лекарство……
(Слайд №7)
VII. (Слайд №8)
infourok.ru
Классный час
«Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт»
Автор: учитель начальных классов МБОУ «СШ №32»
г. Нижневартовска
Халимоненко Алла Алексеевна
Тема: «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт».
Цели. Воспитывать уважение к окружающим — взрослым и сверстникам.
Раскрывать перед детьми сущность понятия вежливость.
Систематизировать правила вежливого поведения.
1. Сообщение темы занятия
-Тему нашего занятия вы узнаете, если правильно пройдете по лабиринту и соберете по пути все буквы: е л в ж и в с о т ь
Что это такое – вежливость? Какого человека можно назвать вежливым?
Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Медвежонок-невежа».
Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою –
В медведицу бурую.
Уляжется медведица
Под деревом, в тени,
Сын рядом присоседится,
И так лежат они.
Он упадёт. – Ах, бедненький! –
Его жалеет мать. –
Умнее в заповеднике
Ребёнка не сыскать!
Сыночек дисциплины
Совсем не признаёт!
Нашёл он мёд пчелиный –
И грязной лапой в мёд!
Мать твердит:
– Имей в виду –
Так нельзя
Хватать еду! –
А он как начал чавкать,
Измазался в меду.
Мать за ним ухаживай,
Мучайся с сынком:
Мой его, приглаживай
Шёрстку языком.
Родители беседуют –
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!
Вот он примчался к дому
И первый влез в берлогу –
Медведю пожилому
Не уступил дорогу.
Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног!
Взъерошенный, лохматый
Пришёл домой сынок
И заявляет маме:
– А я валялся в яме.
Ужасно он воспитан,
Всю ночь ревёт, не спит он!
Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пошёл сыночек в гости –
Хозяйку укусил,
А медвежат соседки
Столкнул с высокой ветки.
Медведица бурая
Три дня ходила хмурая,
Три дня горевала:
– Ах, какая дура я –
Сынка избаловала!
Советоваться к мужу
Медведица пошла:
– Сынок-то наш всё хуже,
Не ладятся дела!
Не знает он приличий –
Он дом разрушил птичий,
Дерётся он в кустах,
В общественных местах!
Заревел в ответ медведь:
– Я при чём тут, жёнка?
Это мать должна уметь
Влиять на медвежонка!
Сынок – забота ваша,
На то вы и мамаша.
Но вот дошло и до того,
Что на медведя самого,
На родного папу,
Мишка поднял лапу!
Отец, сердито воя,
Отшлёпал сорванца.
(Задело за живое,
Как видно, и отца.)
А медведица скулит,
Сына трогать не велит:
– Бить детей недопустимо!
У меня душа болит…
Нелады в семье
Медвежьей –
А сынок
Растёт невежей!
Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят.
2. Работа с термином
-Кого же можно назвать вежливым?
Вежливость — это доброе поведение, почтительность. Слово это произошло от старинного слова вещество, которое означало учтивость, ученость.
Физкультминутка: Представьте себе, что вы медвежата. Покажите, как медведи ходят, потягиваются, отмахиваются от пчел, лезут на дерево.
3. Работа в группах
-А теперь разделитесь на три группы. Для этого вытащите жетон из коробки и займите место за столом, где стоит флажок цвета вашего жетона. Я предлагаю вам игру «Так — не так». На столах лежат конверты с отрывками из стихотворения Агнии Барто. Прочтите их, обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи.
— Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь? (Медвежонку надо пойти в школу. Ему нужно научиться быть вежливым.)
-Ребята, почему Агния Барто написала:
Я знаю понаслышке, и люди говорят,
Что такие мишки есть среди ребят.
4. Игра «Доскажи словечко»
-Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доскажите вежливые слова.
Задания для игры:
1. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй).
2. Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу … (привет).
3. Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста).
4. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас — будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … (любезны),
Будьте … (добры).
5. Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
— Ну … (извините)!
6. Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: … ( — До свидания)
7. Когда я что-то подарю,
Мне говорят: … ( — Благодарю!)
Тебе подарят что-нибудь—
Благодарить не позабудь!
8. Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: … ( — Спасибо!)
9. Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице-маме понурый пришел:
— … (Прости) меня, мама, я больше не буду!
5. Анализ ситуаций.
-Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.
Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей — инсценировать ситуацию.
Ситуация 1: Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?
Ситуация 2: Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?
Ситуация 3: Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?
После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.
6. Подведение итогов занятия
-О чем мы сегодня говорили. Какие советы давали Медвежонку?
Давайте вместе составим правила вежливого обращения:
1. Пользуйся словами вежливого обращения.
2. Будь приветлив и вежлив со всеми.
3. Не взрослых, не вмешивайся в их разговор.
4. Слушай старших, стой при этом спокойно, смотри в глаза собеседнику.
5. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай, не шуми, не капризничай.
7. Домашнее задание
-Дома расскажите родителям о нашем занятии, прочтите рассказ Валентины Асеевой «Волшебное слово».
nsportal.ru