Глухие и звонкие согласные звуки 1 класс конспект урока – План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Урок русского языка в 1 классе по теме: “Глухие и звонкие согласные звуки”.

“Особенности глухих и звонких согласных звуков.”

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА: Особенности глухих и звонких согласных звуков.

Цели:

  • Образовательная. Обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с мягким знаком в середине.

  • Развивающая. Развитие умений учебного труда: работать в заданном темпе.

  • Воспитательная. Воспитание добросовестного отношения к труду.

  • Формирование УУД.

  • ЛичностныеУУД: формирование учебно – познавательного интереса к новому материалу, самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности, воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное.

  • Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя, постановка учебной задачи, определение цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • Познавательные УУД

    : ориентирование в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, умение отвечать на вопросы учителя, находить в учебнике нужную информацию, выполнение заданий с использованием электронного приложения к учебнику и других материальных объектов.

  • КоммуникативныеУУД: участие на уроке в диалоге, соблюдение простейших норм Ход урока

Организационный момент.

Психологический настрой.

Запись в рабочую тетрадь числа.

Упражнение в каллиграфии.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Отгадайте загадки

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Рот ему как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался … .

Шум получается,

Голос включается.

Звук получается громкий

Он называется … .

Воздух рвет преграды,

Шум получается.

Голоса нет совсем,

Но звук прорывается.

Как называется звук такой?

Это  … .

– Какие понятия русского языка нам сегодня понадобятся?

– Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зелёный и голубой?

Произнесите несколько согласных  звуков, обозначенных зелёным цветом и прислушайтесь к себе. (

Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?

Заслушиваются ответы учащихся.

Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?

Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.

Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.

Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.

Постановка учебной задачи

Над какой темой урока мы сегодня будем работать?

– Какую цель вы поставите на уроке?

– Почему почти возле всех букв согласных указаны два звука?  – Что они составляют?

– Какую пару они составляют?

– Произнесите все твёрдые согласные звуки. А теперь – все мягкие согласные звуки.

– У каждого ли звука есть парный согласный по твёрдости-мягкости?

– У каких твердых согласных вы не обнаружили парного мягкого?

– У каких мягких согласных  нет парного твёрдого?

– Произнесите (по цепочке) те согласные звуки, которые являются парными по твёрдости-мягкости.

– Сделайте вывод

Первичное закрепление

На доске написаны пары слов:

Бочка – почка

Доска – тоска

Влага – флаги

Голос – колос

Жар – шар

Зуд – суд

– Прочитайте вслух написанные пары слов.

– Чем похожи между собой эти слова?

– Произнесите первые звуки в словах левого столбика. Какие это согласные звуки?

– Произнесите первые звуки в словах правого столбика. Какие это согласные звуки?

– Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?

Физкультминутка

Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 4 (с. 93).

Сравните слова в каждой паре. Какими звуками они различаются? р

Эти согласные звуки образуют пары.

Упр. 5 (с. 94).

  • Произнесите твёрдые парные по глухости-звонкости согласные. Сколько всего таких пар? {Шесть.)

  • А теперь мягкие парные по глухости-звонкости согласные. Сколько всего таких пар? {Пять.)

  • Почему разное количество пар?

  • Прочитайте на с. 95, на что нужно обратить внимание. Как называются остальные согласные звуки? {Непарные.) Назовите звонкие непарные звуки.

  • Назовите глухие непарные звуки.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок И ещё разок.

А потом вприсядку И снова — по порядку.

Побежим мы по дорожке —

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки —

Раз, два, три!

И покрутим головами —

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами – Раз, два, три!

Работа по учебнику Упр. 6 (с. 95).

Прочитайте.

Найдите слова, которые отвечают на вопрос что. и оканчиваются буквой, обозначающей парный по глухости

звонкости согласный звук.

Произнесите его. Какой звук слышится. (/Су.)

Какой буквой он обозначен в словах? (3.)

Прочитайте задание на форзаце учебника. Выполните его в парах.

Рефлексия

(На доске запись.)

[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [3]

[] [] П И П И

Подберите к этим звукам пары по глухости-звонкости.

Как называются остальные согласные звуки?

Кто сегодня легко справился со всеми заданиями.

Кому было трудно?

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

infourok.ru

“Звонкие и глухие согласные звуки”

Уватский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Уватская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 1 классе по теме:

Звонкие и глухие согласные звуки.

Учитель: Захарова Татьяна Александровна

Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки.

Цели урока: формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки; развивать умение анализировать звуковой состав слова.

Тип урока: решение частных задач

Задачи на урок

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные: регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Предметные: научатся

определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки; определять на слух парный по глухостизвонкости согласный звук в слове; писать двусложные слова с парным по глухости– звонкости согласным звуком, объяснять их правописание;

получат возможность научиться: сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией; соотносить произношение и написание парного звонкого и глухого согласного в словах; планировать учебные действия при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Технологическая карта урока

-Вы у меня так быстро растёте, что скоро и меня перерастёте.

-Что я имела ввиду?

-Что нужно делать, чтобы ещё чуть-чуть подрасти?

Умнеем, много узнаём.

Трудиться, заниматься, думать, общаться.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний

Слайд 2

-Назовите буквы, в которых есть элементы , . (учитель записывает их на доске)

-Распределите буквы на две группы. Объясните. Каких букв больше?

-Дайте им характеристику.

Минутка чистописания

сфх бж сфх бж…

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

Определение темы, цели и задач урока

-Какова же тема нашего урока?

-Какова цель урока?

Какие задачи?

а, с, б, ж, х, ф, э

Гласные и согласные буквы.

Больше букв, которые обозначают согласные звуки.

Они обозначают звуки [с], [б], [ж], [х], [ф]. При произношении звуков [с], [ф], [х] слышится только шум – это глухие звуки. Звуки [б], [ж] произносятся с голосом и шумом – это звонкие звуки. Звуки [с], [

б], [х], [ф] могут быть твердыми и мягкими. Шипящий звук [ж] – всегда твердый.

В первой цепочке буквы, обозначающие глухие согласные звуки, во второй цепочке – буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Данные цепочки букв чередуются до конца строки.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Находить и различать звонкие и глухие согласные, анализировать звуковой состав слова.

Грамотно и аккуратно писать; находить и представлять информацию; быть внимательным, слышать и слушать друг друга; общаться; работать в парах.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Открытие нового знания

Слайд 3

Слайд 4

Работа над различением звонких и глухих парных согласных.

1. Наблюдение над словами.

Слова на карточках на каждой парте и на слайде.

бочка – почка

влага – флаги

голос – колос

дочка – точка

жар – шар

зуд – суд

– Прочитайте слова. Чем они похожи между собой?

Дети работают в парах.

Прочитайте первые звуки каждого столбика. Определите какие это звуки? Как они произносятся?

В процессе рассуждения на слайде появляется запись:

звонкие б в г д ж з

глухие п ф к т ш с

-Что мы получили?

2. Знакомство с правилом, с. 73–74.

(Дети читают правило для себя, а затем вслух. Высказываются, какую информацию они уже знали ранее, а какую узнали сейчас)

Все слова начинаются с согласных звуков.

В первом столбике слова начинаются со звонких согласных звуков. Они произносятся с голосом и шумом. А во втором столбике слова начинаются с глухих согласных звуков. Они произносятся с шумом.

Парные звонкие и глухие согласные.

Буквы б, в, г, д, ж, з, л, н, м, р, й произносятся с голосом и шумом, значит это звонкие согласные звуки. Буквы п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ произносятся с шумом – это глухие согласные звуки.

Звуки букв б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, в-ф называются парными

Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в краткой форме; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; умение осознанно строить речевое высказывание;

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез; самостоятельное создание способов проблем поискового характера.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; работать в парах.

Личностные: уважительное отношение к мнению других; умение сотрудничать; доброжелательность, отзывчивость

Закрепление

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

1. Физкультминутка

Немного отдохнём. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный, вы приседаете. Если слово начинается на глухой парный согласный, вы делаете хлопок над головой.

Звезда, кот, Федя, Дима, трава, зверь, день, пень, фонарь, велосипед, голубь, школа, жарко, скворец, попугай, белка, слон, гриб, зонтик, кукла.

2. Упражнение на слайде.

Выпишите слова, в которых первый согласный звонкий, общаясь в парах.

Бочка, почка, палка, белка, пар, борщ, буря, поле, пыль, боль.

Проверка на слайде. Самооценка.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

– Закрась соответствующим цветом свой кружок-отметку? ( – было легко, всё выполнил сам;

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: План – конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки»

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

– Согласные звуки могут быть парными и по звонкости-глухости! – объявила Волшебница Анишит-Йокоп.

Маша и Миша удивлённо переглянулись.

– Поможем Маше и Миши разобраться в этом?

На доске написаны пары слов:

Бочка – почка

Доска – тоска

Влага – флаги

Голос – колос

Жар – шар

Зуд – суд

– Прочитайте вслух написанные пары слов.

– Чем похожи между собой эти слова?

– Произнесите первые звуки в словах левого столбика. Какие это согласные звуки?

– Произнесите первые звуки в словах правого столбика. Какие это согласные звуки?

– Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?

 -Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару (по плакату)

ЗВОНКИЕ   [Б] [Б’] [В]  [В’] [Г] [Г’]  [Д] [Д’] [Ж] [З] [З’]

ГЛУХИЕ      [П] [П’] [Ф] [Ф’] [К] [К’] [Т] [Т’] [Ш] [С] [С’]

– Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости-глухости. Как можно назвать звуки, имеющие пару?(

– Рассмотрите буквы на плакате.(где непарные звуки)

Чтение правила на с.106.

-Чем интересны эти звуки? Есть ли у каждого из них парный глухой?

– Чем примечательны согласные звуки этого плаката? Есть ли у каждого из них парный звонкий?

– Каким  словом их можно объединить? 

НЕПАРНЫЕ

[Й’], [Л] [Л’], [М] [М’], [Н] [Н’], [Р] [Р’]  [Х] [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’]

Чтение правила на с.107

Динамическая пауза

Игра «Звонкий-глухой».

 – Ребята, давайте поиграем. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный звук, вы хлопните в ладоши. Если слово начинается на глухой согласный – ударите ладошками по коленям.

Дом, кот, том, бал, суп, лом, жар, шар, пол, мак, снег, зал, сова, ваза, фазан, булка

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: Конспект урока для 1 класса “ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ”

Тема: ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ

Цели урока:

  – закрепить навык различать парные звонкие и глухие согласные звуки;

  – обнаружить, что парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими:

  – развивать фонематический слух;

  – развивать умение соотносить произношение и написание слов;

Ход урока

Организационный момент.

-Ребята,  улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

I .Подготовительная работа

а у ы ж

е ш и я

– Посмотрите на первую линеечку, назовите буквы. Какая среди них лишняя? ( Ж)

-Почему?

– Посмотрите на вторую линеечку. Какая буква лишняя здесь?( Ш)

– Почему?

– Я  поставлю эти две буквы рядом: Ж-Ш

– Что они образовали? ( пару) Какую?( Доказывают, что Ж-звонкий, т.к. произносится с помощью голоса и шума. Ш- глухой, т.к. произносится с помощью шума)

II.Чистописание.

– Из каких элементов состоит буква ж, буква ш?

жи      ши

– Какое правило  мы знаем? ( Жи-ши всегда пиши с буквой и).

…ар  …ар

– Из этих слов убежали первые буквы, надо вернуть беглянок и прочитать слова.( жар, шар)

III. Актуализация знаний

– Как  слышится  первый звук в слове « жар»?( Чётко)

– Во втором слове « шар»?( четко)

– Почему? ( За ними идет гласный звук.)

VI .Работа по теме урока.

На доске:

Но(ш,ж)  шала(ш,ж)  у( ш,ж) малы( ш,ж)

– У меня на доске записаны слова, но подружки- буквы встали в скобки. Они хотят, чтобы ребята помогли и нашли правильную букву из скобок.

– Я предлагаю вам записать эти слова в тетрадь. ( Дети записывают слова.)

– Проверим, как выполнили задания.

– Дети, задание было одно, а выполнили его по-разному.

– Почему? ( Не знаем как.)

V.Определение темы и цели урока.

– Над какой темой урока мы сегодня будем работать?

 ( Парные звонкие согласные на конце слов.)

– Какие цели вы перед собой поставите?

– Давайте, посмотрим на линеечку знаний. На какое место мы поставим с вами смайлик? Знаем ли мы уже что-нибудь о парных согласных?

 

– Где мы можем добыть знания по этой теме? ( Из учебника, спросить учителя, родителей , в Интернете…)

V.Работа по теме урока.

-Давайте откроем с вами учебник  на стр. 79,80 и прочитаем правило.

– Пользуясь правилом, проверим в словах парные согласные на конце.

Если мы выбрали букву правильно, то откроется картинка

нож                шалаш                уж               малыш

( принцип-« один»-« много»: нож-ножи)

VI. Закрепление изученного

1.Игра « Найди пару»

– Давайте поиграем! ( На доске буквы з г в к п д с б т ф)

( Дети выходят к доске, составляют пары)

2.Динамическая пауза.

Звонкие             Глухие

– Сейчас мы с вами отдохнем, а помогут нам весёлые человечки. Я вам буду показывать картинки. Если на конце нужно писать звонкий  согласный, выполняем движение первого человечка, а если глухой, то второго.

Арбуз, халат, флаг, гриб ,салют, жук.

– Сели. Запишите два слова, которые вы запомнили.

3.Работа в группах.

– Ребята, сейчас мы будем работать в группах.

– У каждой группы своё задание. ( Задания разноуровневые)

– Давайте вспомним правила работы в группах. ( На доске вывешены правила работы в группах).

– При выполнении задания пользуйтесь правилом.

( Дети выполняют задания. Потом представитель от каждой группы защищает задание группы. Листочек с заданием выводится на документ-камеру.)

1 группа.

1. Обведи парные согласные:

з, н, с, ч, б

2. Обведи слова с парной согласной на конце:

Кот, дом, рак, луг, нос

     2 группа.

1. Обведи слова с парной согласной на конце:

Кот, дом, рак, луг, нос

2.  Вставь букву:

Ду..,   шар..,   моро..,  арбу..,   ледни..,   су..

3 группа.

1.  Вставь букву:

Ду..,   шар..,   моро..,  арбу..,   ледни..,   су..

2. Вставь пропущенные буквы.

Хорош наш ле_. Там много сочных тра_ .Вот ду_ .Под дубом рос белый гри_.

– Оцените, как вы поработали в группах.( На листочке подсказка-образец фраз).

VII.Итог урока.

– О какой теме мы говорили с вами сегодня на уроке?

-Как проверить букву парного согласного на конце слова? ( Правило)

– Все ли достигли поставленной цели?

-Давайте посмотрим на линеечку знаний. Узнали вы больше по теме? Можно передвинуть смайлик правее?

                        

-Давайте оценим, как вы работали на уроке.

-На полях тетради нарисуйте смайлик. Если у вас всё получилось сегодня, вы поняли тему нарисуйте весёлый смайлик, если получилось, но не всё – такой смайлик, если вы сегодня затруднялись, но на следующем уроке постараетесь-такой смайлик. ( Смайлики на слайде презентации.)

nsportal.ru

урок русского языка на тему “Глухие и звонкие согласные звуки” (1 класс)

Тема: Глухие и звонкие согласные звуки.

Цель: дать представление о звонких и глухих согласных звуках; развивать умение различать звонкие и глухие согласные.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки.

Х о д у р о к а.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

– Ребята, к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы научились работать, поэтому будьте предельно внимательными и активными.

  1. Актуализация знаний.

  1. Повторение.

(На доске записаны буквы)

А Т Б У О П

– На какие две группы можно разделить эти буквы?

– Какие буквы обозначают гласные звуки? Назовите.

– Какие буквы обозначают согласные звуки? Назовите.

– Как отличить гласный звук от согласного?

  1. Чистописание.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

– Запишите число, классная работа.

На доске:

а / о / о / у/

т п / б /

тополь шутка банан

– В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?

– В каком слове все согласные звучат с голосом, звонко?

– В каком слове все согласные звучат без голоса, глухо?

  1. Самоопределение к деятельности.

– Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайся к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

– Кто сможет назвать тему урока?

  1. Работа по теме урока.

  1. Наблюдение над звонкими и глухими согласными.

– Отгадайте загадку.

Она не буренка,

Но все же пока

Дает ежедневно

Кувшин молока.

Ей дай только волю –

Семь дней не пройдет –

Повсюду с деревьев

Кору обдерет. (Коза)

– Как назвать одним словом сплетенные длинные пряди волос? (Коса)

– Чем похожи эти слова? (В словах три одинаковых звука)

– Какими звуками различаются эти слова? ([З], [С])

– Какой звук произносится с голосом, звонко? ([З])

– Какой звук произносится без голоса, глухо? ([С])

– Какой буквой на письме обозначим звонкий согласный звук в слове коза? (З)

– Какой буквой на письме обозначим глухой согласный звук в слове коса?

– Чем еще различаются эти слова? (Значением. Коза–домашнее животное. Коса–1) с/х орудие; 2) сплетенные длинные пряди волос; 3) идущая от берега длинная узкая полоса земли.) Каким является слово КОСА? (многозначным).

  1. Работа по учебнику.

– Откройте учебник на стр. 92. Найдите упр.1.

– Рассмотрите картинки. Назовите слова-названия предметов. (Шар, жук, мяч).

– Произнесите согласные звуки в каждом слове. ([ш],[р],[ж],[к],[м’],[ч’])

– Что вы заметили?

– При произношении каких согласных слышится только шум? ([ш],,[к],[ч’])

– При произношении каких согласных слышится и голос, и шум? ([р],[ж],[м’])

– Выполним задание.

– Назовите буквы, которые вы подчеркнули.

– Назовите буквы, которые даны в рамочке упр.2.

– А теперь произнесите звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда.

– Что мы слышим? (Шум)

– Звуки при произнесении которых мы слышим шум, называются глухими.

– Произнесите звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда.

– Что мы слышим? (Голос и шум)

– Это звонкие согласные.

– Прочитаем, на что нужно обратить внимание.

– Итак, что мы слышим при произнесении глухих согласных звуков?

– Что слышим при произнесении звонких согласных звуков?

  1. Физминутка.

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Глухой или звонкий».

(У каждого ученика на парте карточки с буквами Г (глухой согласный) и З (звонкий согласный). Учитель называет слова с начальными парными согласными, учащиеся поднимают соответствующие карточки).

Вата-фата, горка-корка, год-кот, слой-злой, Захар-сахар, широк-жирок, шест-жест, трава-дрова, Дима-Тима, кусты-густы, дело-тело.

  1. Работа на карточках (если останется время).

Списать в тетрадь и подчеркнуть в словах буквы, обозначающие глухие (звонкие) согласные звуки (по вариантам).

Если времени мало, то работать прямо в карточке в паре.

Красна птица пером, а человек умом.

  1. Рефлексия.

Закончите предложения:

Я понял, что…..

Было интересно……

Было трудно……

У меня получилось…..

– Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

  1. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

www.metod-kopilka.ru

Урок грамоты в 1 классе на тему “«Звонкие и глухие согласные звуки».

Тема: «Звонкие и глухие согласные звуки».

Цель: формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки посредством технологии развития критического мышления.

Задачи:

-выявить отличительные признаки произношения парных звонких и глухих согласных звуков;

-познакомить с основами одного из видов работы с текстом;

-формировать умение анализировать звуковой состав слова;

-воспитывать внимание, наблюдательность и интерес к языку.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, презентация по теме «Звонкие и глухие согласные звуки», сигналы для обратной связи.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент  

Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы совершим путешествие по чудесной стране Фонетика, в которой живут наши любимые звуки. В стране Фонетика мы займемся исследованием и сделаем новое открытие по теме «Звонкие и глухие согласные». Жители этой страны приготовили для нас интересные задания, которые мы будем выполнять, давать полные правильные ответы, писать красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях. 

– Перед тем как отправиться в путешествие надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно. (Открыли тетради, записали число, классная работа).
– В путь!

III. Минутка чистописания

 – Но вот первое препятствие: непроходимые болота. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание. 

– Посмотрите внимательно на изображение:

– Какие буквы вы здесь увидели? К Г Б П
– Перед вами цель увидеть и правильно назвать буквы.
– Молодцы, вы очень внимательные и хорошо знаете название букв.
– А теперь покажите, как красиво вы можете писать согласные буквы.

IV. Словарная работа.

 – Внимание! Впереди – сильный дождь. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Нам нужно высушить капельки.
– Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов.
Слова: топ…ль, т..традь, с…рень, п..льто, …лень, м…дведь, к…рабль, м…рковь, гор…д.
Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. 

-Что вы заметили?

-Какое слово здесь лишнее?

-Выписываем в тетрадь и разбираем его.

-Что можно сказать об остальных словах? (есть ь)

-Для чего в словах нужно писать ь знак, ведь он не имеет звука?

Вот и закончился дождик. А мы с вами подъезжаем к городу, который называется «Мягкозначинск».

-Почему этот город так называется? Здесь живут те, кто пишет с ошибкам слова, в которых есть ь знак. Чтобы не остаться здесь, вы должны выполнить следующее задание.

V. Физминутка.

– Сейчас я проверю, как вы внимательно меня слушали. Я буду читать слова, если в слове мягкий знак стоит в середине слова, то вы хлопаете в ладоши. Если же мягкий знак стоит в конце слова, вы топаете ногами. Готовы? Тогда начинаем.

Мальвина, гусь, галька, сталь, вьюга, Пьеро, кольцо, мельница, ель, мальки, пень, рысь.

IV. Объяснение нового материала.

– Мы приближаемся к замку согласных звуков.   Этот замок издаёт странные звуки, жители этого замка то шумят, то шипят, иногда звенят, свистят. Наша задача сейчас исследовать этот замок.
-Какие звуки называются согласными?

-Из чего состоят согласные звуки? (Одни из голоса и шума — з, ж, б,
другие только из шума – к, с, т).

-Мы с вами уже знаем, что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие.

-Какие гласные буквы указывают на твердость согласных? (а, о, у, ы, э)

-Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных? (я, ю, и, е, ё)

-А ещё согласные звуки бывают звонкие и глухие.

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вот такой весёлый звонок-колокольчик нарисован здесь. Буквы, обозначающие звуки [б], [в], [г], [д], [з], [ж] сидят на звонке, сильно звенят и шумят. Но стоит им упасть со звонка, как они теряют свой звонкий голос, оглушаются и только шумят. Первую группу согласных называют парными звонким согласными, они состоят из голоса и шума, а вторую – парными глухими согласными, они образуются при помощи шума.

– А вот ещё один звоночек.

– Согласные [й,л,м,н,р] тоже сидят на звонке и звенят, но у них нет пар, и поэтому они называются непарными звонкими согласными, или сонорными. А согласные [ц,ч.щ,х] забились в угол и шипят, но их никто не слышит. Называются они непарными глухими согласными.

Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, глухие – с шумом.

Звонкие и глухие согласные составляют пары:

звонкие [Б] [в] [г] [д] [ж] [з]

глухие [П] [ф] [к] [т] [ш] [с]

Непарные звонкие: [р] [л] [м] [н]

Непарные глухие: [ц] [ч] [щ] [х]

V. Закрепление изученного материала.

– Итак, мы вооружились некоторыми знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и скорее приступим к выполнению заданий.

Следующее задание «Узнай жителей Фонетики!» Нужно выбрать и подчеркнуть слова, которые называют жителей страны.


Прочитайте слова на слайде. Найдите пары слов, которые отличаются одним звуком. Запишите.

 коза                                           почки

бочки                                        коса

жест                                           фата

горка                                         шест

вата                                           корка 

VI. Обобщающая беседа. 

– Ребята, мы выполнили все задания жителей страны Фонетика.

– Сколько существует пар по глухости-звонкости? (Шесть.) Назовите их.

–Какие звуки не имеют пары по глухости, т.е. являются звонкими? – ([л], [м], [н], [р], [й’])

– При образовании этих звуков голос преобладает над шумом.

– Какие звуки не имеют пары по звонкости, т.е. являются глухими?- ([х], [ц], [ч’], [щ’)

VII. Подведение итогов. 

Выставление отметок.

– Ребята, вы сегодня хорошо потрудились.

VIII. Задание на дом: стр. 92,упр. 2.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Конспект урока русского языка в 1 классе “Парные звонкие и глухие согласные”

 Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 1»

города Перми

Конспект урока русского языка

в 1 классе

по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

 УМК «Перспектива», 1 класс.

Место урока в теме: урок – закрепление изученного материала, составление алгоритма работы с орфограммой «Парные согласные» силами учащихся.

Составила: учитель первой квалификационной категории

Чарушникова Ольга Владимировна.

Урок русского языка по теме “Парные звонкие и глухие согласные “

Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.

Задачи:

1. Предметная: создать содержательные и организационные условия по продолжению знакомства учащихся с парными согласными и способами их проверки на письме.

2. Метапредметные: содействовать развитию умения грамотного письма.

3.Личностные: обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Оборудование:

– ученические тетради;

– смартдоска и маркеры для работы на доске;

– набор картинок (презентация) для проведения физкультминутки;

– карты для групповой работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

учащиеся научатся уважительно относится к иному мнению;

у обучающихся будут развиваться мотивы учебной деятельности, этические чувства.

Метапредметные:

учащиеся получат возможность научиться:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

начальным формам познавательной и личностной рефлексии,

овладению навыками смыслового чтения,

активному использованию речевых средств;

у обучающихся будут формироваться:

 умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Предметные:

учащиеся получит возможность научиться:

овладению первоначальными представлениями о нормах русского языка;

умению использовать знания для решения познавательных задач: проверять парные согласные на конце слов и грамотно записывать слова с данной орфограммой.

Ход урока

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

– Могут занять своё рабочее место те, кто полностью готов к уроку.

– Начнём нашу работу. Какой и предметов для вас самый сложный? Почему?   (Урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.)

– Вы любите преодолевать трудности?

 – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

 – Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить в труде.

 Я тетрадь свою открою

 И наклонно положу.

 Я, друзья, от вас не скрою

 Ручку я вот так держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

 За работу я возьмусь.

   Дети открывают тетради, записывают число и слова «Классная работа».

ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ. (Открывается смарт доска)

SМS. Что обозначают эти буквы?      (Это письмо, сообщение)

Многие считают, что в смс – сообщениях не обязательно писать правильно – и так поймут, что написано. Вы согласны с этим мнением?

Посмотрите на текст SМS. (Открывается шторка на слайде, появляются предложения.)

«Отыскал я на реге прорупь, сунул туда хвозд, сител и приговаривал: лофись, рыбка и мала и велига».

Что видите? (oшибки)

Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить? (Исправить ошибки и понять, от какого сказочного героя SМS)

От какого героя сказочного СМС? (От волка)

Из какой сказки этот герой?  (Иногда название сказки «Лиса и волк», но может встретиться и  «Лисичка – сестричка и волк»)

Кто написал эту сказку?(Это русская народная сказка)

Кто помнит сказку? На что жалуется волк? Кто ему посоветовал так сделать? Каким можно его назвать? (Доверчивым)

Плохо быть доверчивым? (Нет, нужно и можно доверять людям, но в то же время не всегда оборачивается это хорошо. Доверять нужно только хорошо знакомым людям)

Посчитайте количество ошибок, которые вы  нашли в тексте?

Сколько всего ошибок в тексте нашли?

Исправление ошибок на доске с помощью маркера силами учащихся. Учащиеся с места дополняют, корректируют работу на доске.

Формулирование темы урока и постановка цели урока

Почему так непросто было прочитать сообщение? Сделаем вывод…Для чего существуют правила в русском языке? (Для лучшего понимания написанного, для быстрого и правильного прочтения текста.)

Посмотрите на буквы, где допущены ошибки и скажите, что их объединяет? (Это парные согласные)

Сформулируйте тему урока (Правописание парных согласных)

Какие цели ставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с орфограммой парная согласная в слабой позиции, научиться безошибочно подбирать проверочные слова).

– Какие согласные называют парными? Какую позицию мы назовём слабой?

Что мы должны очень хорошо знать, работая по этой теме (Сами парные согласные)  Запишем первые 6 букв алфавита, обозначающих согласные звуки.

Напишите эти пары в тетрадь. (Б-п, з-с, г-к, д-т, в-ф, ж-ш).

Проверьте, все ли пары написали (проверка по эталону).

Зачем их нужно знать? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).

Что не усвоил волк в своей лесной школе? (Написание парных согласных)

Вернемся к словам прорубь, хвост.  Проверим. (проруби, хвосты) Почему мы используем именно такой способ проверки? (Именно перед гласной парная согласная слышна чётко- она в сильной позиции)

– Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании диктанта с орфограммой «Парные согласные на конце слов»? (Мы должны воспользоваться алгоритмом)

Есть у нас такой алгоритм? (Нет)

Какая задача стоит перед нами? (Составить данный алгоритм)

Попробуем  составить карточку – алгоритм проверки парных согласных на конце слова.

Работа в парах с помощью карты знаний.

Обучающиеся работают в парах на карточках: «Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ____ слова или _____ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в ______ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ____ слова или подобрать ___ слово так, чтобы ____ согласной стояла ________»)

Алгоритм для проверки  парного согласного в конце слова (составленный)

1. Читаю слово …

2. На конце слова слышу парный звук …

3. Изменяю слово (подбираю родственное) …

4. В проверочном слове согласный …

5. Пишу букву…

7. Подчёркиваю орфограмму.

Физкультминутка. (Открывается презентация) На доске возникают картинки. Если на конце данных слов мы выбираем звонкие согласные – поднимем руки вверх и хлопнем в ладоши, глухую – обхватим себя  руками  и повернём тело в правую, а затем в левую сторону.

Садитесь на место. В тетради запишите 4-5 слов в столбик, которые нам встретились во время физкультминутки и обязательно письменно проверьте парные согласные на конце слов.

Разноуровневое задание:  (слайд презентации)

  • 1 уровень. Спиши 1 и 2 предложения, подчеркни все буквы парных согласных.
  • 2 уровень. Выпиши все слова с парными согласными в слабой позиции и докажи правильность их написания.
  • 3 уровень. Сочини свое sms – сообщение или телеграмму, используя слова с парной согласной в слабой позиции.

Текст для работы

  Дорогой верблю__ ! Иди прямо через зелёный лу__ .  Справа будет большой пру__.  На нём плот. Не пугайся коз –  они  не  кусаются.

Взаимопроверка по уровням.

– Подведём итоги.

Рефлексия

Давайте вернемся к теме урока

Какая тема?

Какие цели мы ставили перед собой?

Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?

А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?

Оценим свою работу: за что можно оценить?  /Тема понятна. Аккуратно выполнена. (2-3 оценочные шкалы, предлагаемые детьми)

Продолжи фразу: (слайд презентации)

Мне больше всего удалось…

Я могу похвалить себя за …

Я могу похвалить …. за …

– Я думаю, что нам удалось сегодня составить алгоритм проверки парных согласных на конце слов и научиться проверять правильность их написания. Как вы думайте, закончили мы сегодня данную тему, или есть ещё моменты, над которыми необходимо поработать? Почему? (Тема не закончена, т.к. слабая позиция парных согласных не только на конце слов.)

– Над этим мы поработаем на следующих уроках.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *