Глухие и звонкие согласные звуки.
Предмет: русский язык
Тип урока: задание открытия свежих познаний.
Задача урока: составление представления студентов об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Задачи:
– Создавать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.
– Создавать умение назначать вопрос к тексту и отличать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, отыскивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.
– гарантировать нужные обстоятельства для продуктивной познавательной работы студентов, снятию интеллектуального и физиологического напряжения.
Задание ориентирован на достижение обучащимися надлежащих итогов:
Предметные – предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к текстам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:умение предопределять и выражать тему, задача, задачки на уроке с поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке; расценивать корректность выполнения воздействия на уроке; задумывать своё воздействие в согласовании с установленной задачей; заносить нужные коррективы в воздействие впоследствии его окончания на базе его оценки и учёта нрава изготовленных ошибок; выговаривать своё подозрение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять собственные думы в устной форме; выслушивать и воспринимать речь иных,оказывать взаимопомощь, воплотить в жизнь взаимоконтроль,адекватновзаимодействовать с партнёром
Личные УУД:
– воспитывать культуру поведения при передней работе, персональной работе, работе в парах.
Формы организации работы ребят:передний выборочный опрос, работа в парах, персональная, независимая работа студентов, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)
Используемые способы:разработка проблемного изучения (с внедрением составляющих игровой технологии), технологии сотрудничества, здоровьесберегающих, развивающих, ИКТ.
Глухие и звонкие согласные звуки.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; провести наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки. ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки для обратной связи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
— Прочитайте подписи под картинками. (Гусь, семь, кольцо, ель.)
Способ проверки: взаимопроверка.
3. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Шар)
Два рога — не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит — так воет.
Сядет — землю роет. (Жук)
Звонкий, громкий и прыгучий.
Улетает аж за тучи.
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе. (Мяч)
— Произнесите слова-отгадки. Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах.
Что интересного вы заметили? (Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.)
4. Целеполагание
— Прочитайте тему нашего урока. («Глухие и звонкие согласные звуки».)
Уточните учебную познавательную задачу урока. (Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?)
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать глухие и звонкие согласные звуки.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 92, упр. 1)
— Какие согласные звуки в этих словах произносятся с шумом?
А при произнесении каких согласных звуков слышится голос?
Подчеркните в словах буквы, обозначающие согласные звуки.
Работа по учебнику (с. 92, упр. 2). Наблюдение над особенностью звучания глухих и звонких согласных звуков.
— Назовите буквы.
Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда.
Послушайте, что вы слышите: шум или голос? (Шум.)
Такие звуки называются глухими согласными звуками.
Аналогичная работа проводится с верхним рядом букв.
— Прочитайте рубрику «Обрати внимание».
Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?
Заслушиваются ответы учащихся.
Дополнительный материал.
Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?
Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.
Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.
Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.
2. Первичная проверка понимания
Работа в тетради (с. 48, упр. 49)
— Назовите буквы.
Произнесите звуки, которые они обозначают.
Догадайтесь, для каких звуков собрал буквы кот. (Для звонких звуков.)
А для каких звуков собрала буквы собачка? (Для глухих звуков.)
Игра «Послушай звук»
Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начитается со звонкого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку жёлтого цвета, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку зелёного цвета.
Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки.
3. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 93, упр. 4)
Выполнение задания к упражнению.
Работа по учебнику (с. 93, упр. 4)
— Прочитайте пары слов.
Определите, какими звуками отличаются эти слова.
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
— Используя слова для справок, восстановите стихотворные строчки автора Е. Трутневой.
У _________________ и _________________
Вьются стаями _________________
Под окошком _________________
Красотой своей горды.
Слова для справок: георгины, калины, рябины.
— Найдите в стихотворении слова, в которых все согласные звонкие.
Подчеркните. (Рябины, горды.)Объясните значение слова горды.
Заслушиваются высказывания учащихся.
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
— Определите, в каком слове все согласные звуки звонкие.
Точка, шина, дом. (Дом.)
Определите, в каком слове все согласные звуки глухие.
Шишка, флаг, книга. (Шишка.)
7. Самостоятельная работа
Работа в тетради (с. 49, упр. 51)
— Впишите пропущенные буквы.
Определите, какие буквы обозначают парный звонкий или глухой согласный звук. (Гора — кора, жить — шить, бочка — почка, дом — том.)
8. Домашнее задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 48, упр. 50.
9. Подведение итогов урока
— Как различить глухие и звонкие согласные звуки в слове?
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно.
Урок для меня показался…
Материал урока мне был…
Моё настроение…
Цели: дать представление о парных звонких и глухих согласных звуках; развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать парные глухие и звонкие согласные звуки.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Подберите и запишите три слова, которые начинаются с глухих согласных звуков, и три слова, которые начинаются со звонких согласных звуков. Выполните это задание в парах.
— Прочитайте слова, которые вы записали.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Гора — кора.
— Чем похожи эти слова? (В словах три одинаковых звука.)
— Какие звуки в словах разные? ([Г], [К]. )
— Какой звук произносится с голосом и шумом? ([Г].)
— Какой звук произносится только с шумом? ([К].)
— Какой буквой на письме обозначим звонкий согласный звук [Г] в слове коза? (Г.)
— Какой буквой на письме обозначим глухой согласный звук [К] в слове коса? (К.)
— Чем ещё различаются слова? (Значением.)
— Звуки [Г] и [К] составляют пару по глухости-звонкости.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О звонких и глухих согласных звуках.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 93)
— Прочитайте пары слов. Произнесите звуки в каждом слове.
— Сравните слова в каждой паре. Какими звуками они различаются?
— Эти согласные звуки образуют пары.
— Прочитайте информацию на страничке для любознательных (с. 94).
Упр. 5 (с. 94)
— Произнесите твёрдые парные по глухости-звонкости согласные. Сколько всего таких пар? (Шесть.)
— А теперь мягкие парные по глухости-звонкости согласные.
— Почему разное количество пар?
— Прочитайте на с. 95, на что нужно обратить внимание.
— Как называются остальные согласные звуки? (Непарные.)
— Назовите звонкие непарные звуки.
— Назовите глухие непарные звуки.
V. Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку
И снова — по порядку.
Побежим мы по дорожке —
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки —
Раз, два, три!
И покрутим головами —
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами —
Раз, два, три!
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 6 (с. 95)
— Прочитайте.
— Найдите слова, которые отвечают на вопрос что? и оканчиваются буквой, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.
— Произнесите его. Какой звук слышится? ([С]. )
— Какой буквой он обозначен в словах? (3.)
— Прочитайте задание на форзаце учебника. Выполните его в парах.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 2 (с. 48)
— Рассмотрите рисунки. Впишите буквы в каждый домик.
— Назовите буквы, которые вписали в первый домик. (Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Ж. Ш, 3, С.)
— Назовите буквы, которые вписали во второй домик. (Л, М, Н, Р, Й, X, Ц, Ч, Щ.)
Упр. 3 (с. 49)
— Прочитайте.
— Впишите недостающие буквы. Назовите слова, которые у вас получились.
— Объясните значение этих слов.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задание 2 на с. 45; СУ, задания на с. 48; Тр., задания на с. 41).)
VII. Рефлексия
(На доске запись.)
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [3]
[ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]
— Подберите к этим звукам пары по глухости-звонкости.
— Как называются остальные согласные звуки?
— Кто сегодня легко справился со всеми заданиями?
— Кому было трудно?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Фонематический слух
Замечали ли вы когда-нибудь, что учащиеся испытывают трудности не только с визуально похожими буквами, такими как b и d, но и с трудностями со звуками букв, которые кажутся более неожиданными, такими как /b/ & /p/ или /k/ & /g/ ? Для зрелых изучающих язык иногда бывает сложно выяснить, что вызывает трудности. У некоторых ваших учеников может возникнуть проблема с различением звонких и глухих звуков.
Если вашим учащимся трудно различать фонемы или звуки английского языка, это может повлиять на другие области их обучения, особенно на чтение и правописание. Некоторые звуки могут иметь очень тонкие различия. Если они смешивают два разных звука, вы можете заметить, что это переводится в их письме. Поскольку правописание может быть БОЛЬШИМ окном в том, насколько хорошо ваши дети успешно развили свои навыки фонологической обработки, важно найти те области, которые все еще сбивают их с толку, и устранить любую путаницу. Явная инструкция является ключом.
Существуют различные аспекты звукообразования, отличающие один звук от другого. То, что ваш ученик делает губами, зубами и языком, способствует образованию звуков. Однако некоторые звуки букв отличаются от других звуков только тем, звонкие они или нет. Голосовые звуки задействуют голосовые связки. Для ясности вы можете называть звонкие звуки вибрирующими звуками.
Поскольку все гласные звуки звонкие, определение того, является ли звук звонким, наиболее полезно для согласных звуков.
/b/ как мальчик
/d/ как в утке
/g/ как в ходу
/j/ как в варенье
/l/ как в лампе
/m/ как у карты
/n/ как у ореха
/r/ как у крысы
/v/ как у вазы
/y/ как у yoyo
/z/ как у zebra
/th / как здесь
Вы можете научить детей проверять наличие вибраций, осторожно положив руку им на шею, произнося звук. В звонких звуках чувствуется вибрация пальцев. Еще один способ проверить: учащийся прикрывает уши руками, как в наушниках, во время звука. Вибрирующий звук будет своего рода эхом, и они смогут почувствовать вибрации в своих руках.
Для детей, которым трудно почувствовать разницу, может оказаться полезным положить руку на горло учителя. Такие подсказки, как включить голос или заставить звук вибрировать, могут помочь сделать эту относительно абстрактную идею более конкретной. Если учащемуся трудно определить, является ли звук звонким или глухим, может помочь использование губной гармошки. Гармошка работает только тогда, когда игрок напевает или использует свой голос, когда дует в инструмент.
Глухие или глухие звуки — это звуки, при которых не задействованы голосовые связки. Они производятся движениями языка или воздухом, выталкиваемым изо рта различными способами. Вы можете называть глухие или глухие звуки тихими звуками. Точно так же, как ваши ученики ощупывали вибрации или закрывали уши ладонями, чтобы определить, был ли звук звонким, эти же методы позволят ученику идентифицировать глухой звук. Невокализованные или тихие звуки не будут вибрировать, когда вы касаетесь шеи, и звук остается тихим, когда вы надеваете наушники на уши.
/k/ как у кошки или воздушного змея
/f/ как у лисы
/h/ как у шляпы
/p/ как у горшка
/q/ как у quick
/s/ as in sun
/t/ as in top
/sh/ as in ship
/th/ as in thumb
/ch/ as in chin
Некоторые графемы имеют как звонкое, так и глухое произношение. Например, в слове «кошки» буква «с» глухая, а в «собаках» — звонкая. Th не озвучено в вещи, но озвучено в тогда. Чтобы помочь вашим учащимся определить, является ли звук звонким или глухим, важно, чтобы они обрезали согласный звук и не добавляли «э-э» в конце. Невокализованные звуки напоминают шепот. Один из способов помочь учащимся правильно произнести глухой согласный — держать перед собой лист бумаги. Приятный дуновение воздуха от звука /h/ или /p/ сдвинет бумагу. Это помогает учащимся визуализировать движение воздуха, характерное для глухого звука.
Существуют различные способы помочь вашим ученикам различать звонкие и глухие звуки
Учащимся, изучающим английский язык, может потребоваться уделить особое внимание этому навыку. Различия в произношении между английским и первым языками могут привести к проблемам с правописанием и дополнительным трудностям при правильном формировании английских звуков. Скороговорки — это интересный способ попрактиковаться в аккуратной артикуляции, и учащиеся могут использовать свои новые знания о голосе и глухих парах для создания своих собственных сложных скороговорок.
Поделиться:
Почтовые теги: #фонематическая осведомленность#фонологическая осведомленность
Перейти к содержимому
Согласные классифицируются в зависимости от того, как они образуются. Артикуляционное описание каждого согласного включает в себя три элемента информации: звонкость, место артикуляции и способ артикуляции.
Давайте подробнее рассмотрим класс звуков, который мы называем согласными . Помните, что у согласных есть некоторое сужение голосового тракта, которое частично или полностью препятствует воздушному потоку. Мы можем классифицировать согласные по трем признакам.
Первое, что нам нужно знать о согласном, это их звонкость — звонкие они или глухие? На видео о том, как человек производит речь, мы почувствовали разницу между звонкими и глухими звуками: при звонких согласных типа [з] и [в] вибрируют голосовые связки. Для глухих звуков, таких как [s] и [f], голосовые связки раздвинуты, чтобы пропустить воздух.
Второе, что нам нужно знать о согласных, это где возникает препятствие в голосовом тракте; мы называем это местом артикуляции .
Если мы перекроем наш голосовой тракт губами, как для звуков [b] и [p], место артикуляции двухгубное .
Согласные [f] и [v] образованы верхними зубами на нижней губе, поэтому они называются лабиодентальными звуками.
Переместите язык к гребню над и за верхними зубами и произнесите [t] или [d]; это альвеолярный звуки. Многие люди также произносят звук [с] языком на уровне альвеолярного отростка. Несмотря на то, что люди по-разному произносят звук [с], его все же классифицируют как альвеолярный звук.
Если вы произносите [с] и отодвигаете язык дальше назад, не совсем к мягкому небу, звук превращается в [ʃ], который называется постальвеолярным , что означает, что он немного позади альвеолярного хребет. Вы также иногда встречаете [ʃ] и [ʒ], называемые «альвео-небными» или «палато-альвеолярными» звуками, потому что место артикуляции находится между альвеолярным гребнем и небом.
Единственный настоящий небный звук, который есть в английском языке, это [j].
И если вы поднесете заднюю часть языка к задней части мягкого неба, небу, вы произведете велярные звуки [k] и [ɡ].
В некоторых языках также есть увулярные и глоточные звуки, произносимые еще дальше в гортань, но в английском нет звуков в этих местах артикуляции.
И, конечно же, в английском языке есть гортанная щелевая, образованная прямо в гортани, звук [h].
В дополнение к знанию того, где происходит закупорка голосового тракта, для классификации согласных нам также необходимо знать, как происходит закупорка голосового тракта. Это называется способом артикуляции .
Если мы полностью препятствуем воздушному потоку, звук называется стоп . Когда поток воздуха останавливается, давление в голосовом тракте нарастает, а затем высвобождается в виде выброса воздуха, когда мы устраняем препятствие. Таким образом, другое название упоров — взрывных устройств . В английском языке есть две двугубные остановки, [p] и [b], две альвеолярные остановки, [t] и [d], и две велярные остановки [k] и [ɡ].
Также можно препятствовать воздушному потоку во рту, но позволить воздуху проходить через носовую полость. В английском языке есть три носовых звука в тех же трех местах артикуляции: двугубный носовой [m], альвеолярный носовой [n] и небный носовой [ŋ]. Поскольку для них поток воздуха блокируется во рту, их иногда называют носовыми стопорами, в отличие от взрывных устройств, которые являются ротовыми стопорами.
Вместо того, чтобы полностью блокировать воздушный поток, можно держать артикуляторы близко друг к другу и позволить воздуху турбулентно проходить через небольшое пространство. Звуки с такой турбулентностью называются фрикативные . В английском языке есть лабиодентальные фрикативы [f] и [v], дентальные фрикативы, произносимые языком между зубами, [θ] и [ð], альвеолярные фрикативы [s] и [z], постальвеолярные фрикативы [ʃ] и [ʒ ] и гортанный фрикативный звук [h]. В других языках также есть фрикативы в других местах артикуляции.
Если вы сблизите артикуляторы, но позволите воздуху течь плавно, результирующий звук называется аппроксимантным . Скольжения [j] и [w] классифицируются как аппроксимации, когда они ведут себя как согласные. Небная аппроксимация [j] производится языком к небу, а звук [w] имеет два места артикуляции: спинка языка приподнята к небу, а губы округлены, поэтому он называется губно- велярный аппроксимант.
Звук [ɹ] в североамериканском английском является альвеолярным аппроксимантом, когда язык приближается к альвеолярному гребню. И если мы держим язык у альвеолярного гребня, но позволяем воздуху течь по бокам языка, мы получаем альвеолярный латеральный аппроксимант [l], где слово латеральный означает «на боку». Звуки [ɹ] и [l] также иногда называют «жидкими»
Если вы посмотрите на официальную таблицу IPA для согласных, вы увидите, что она очень удобно организована. Места артикуляции перечислены вверху, и они начинаются в передней части рта, у губ, и постепенно перемещаются назад к голосовой щели. А внизу слева перечислены способы артикуляции. В верхней части диаграммы находятся манеры с наибольшей обструкцией речевого тракта, стопы или взрывные звуки, и она постепенно смещается вниз, чтобы добраться до аппроксимантов, которые имеют наименьшую обструкцию и, следовательно, наибольший поток воздуха.
В Essentials of Linguistics мы концентрируемся на звуках канадского английского языка, поэтому мы не уделяем столько внимания звукам с ретрофлексными, увулярными или фарингеальными местами артикуляции. Вы узнаете об этом больше, если продолжите изучение лингвистики. И вы, наверное, заметили, что есть еще некоторые способы артикуляции, о которых мы еще не говорили.
Трель предполагает сведение артикуляторов вместе и их быструю вибрацию. В североамериканском английском нет трелей, но в шотландском английском часто встречается трель [r]. Вы также слышите трели на испанском, французском и итальянском языках.
Хлопанье (или постукивание) — это очень короткий звук, немного похожий на остановку, потому что он вызывает полную закупорку голосового тракта, но преграда настолько короткая, что давление воздуха не увеличивается. Большинство людей не знают о лоскуте, но на самом деле он довольно распространен в канадском английском. Вы можете услышать это в середине этих слов металл и медаль . Обратите внимание, что хотя они пишутся с помощью «т» и «д», они звучат точно так же, когда мы произносим их в обычной речи. Если вы стараетесь быть максимально ясным, вы можете сказать [mɛtəl] или [mɛdəl], но обычно эти «t» или «d» в середине слова просто становятся альвеолярным лоскутом, где язык очень сильно постукивает. ненадолго в области альвеолярного гребня, но не позволяет создать давление воздуха. Вы также можете услышать взмах в середине таких слов, как 9.0216 середина, вода, бутылка, шучу, игла . Символ альвеолярного лоскута [ɾ] немного похож на букву «r», но он представляет звук этого лоскута.
Когда мы говорим об английских звуках, мы также должны упомянуть аффрикатов . Если вы начнете произносить слово сыр , вы заметите, что ваш язык находится в состоянии произносить звук [т]. Но вместо того, чтобы полностью отпустить эту альвеолярную остановку, как в слове дразнить , вы освобождаете ее только частично и превращаете в фрикативный [tʃ]. То же самое со словом джем : вы начинаете звук с упора [d], а затем отпускаете упор, но все еще держите артикуляторы близко друг к другу, чтобы получился фрикативный звук [dʒ]. Аффрикаты не указаны в таблице IPA, потому что они представляют собой двойную артикуляцию, комбинацию смычного, за которым следует фрикатив.