Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы. Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации.
Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемость.
Данное занятие “Развиваем внимание и память” – проект одного из занятий в рамках развивающей программы “Лестница роста” ориентированной на оказание помощи и поддержки детям 1-го класса, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Занятие рассчитано на 40 минут, его может проводить как педагог-психолог в рамках коррекционно-развивающих занятий с учащимися, так и учителем начальных классов в качестве внеклассного мероприятия.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, для детей – тетради в клетку, цветные карандаши, бланки к упражнению “Поросята”.
Цели и задачи занятия:
Ход занятия
1.(Слайд 2)
Добрый день ребята, и прежде чем начать работать, давайте вспомним наше прошлое занятие. Какое было настроение? Чем занимались?
2.(Слайд 3) Начнем наше занятие с упражнения “Мой любимый фрукт”.
(Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания). Ученики класса представляются по очереди, передавая мяч друг другу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый фрукт, педагог задает вопросы всему классу:
3.(Слайд 4) “Интеллектуальная разминка”.
В качестве разминки я предлагаю ответить вам на следующие вопросы:
4.(Слайд 5) Тренировка зрительной памяти.
Установка: в течение15 сек. смотрите внимательно на картинки, запомните их. После того как дети выполнят это задание, предложите ответить на следующие вопросы:
5.(Слайд 6) Физ. минутка
Постарайтесь правильно выполнить движения:
Дятел, ромашка, береза, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.
6.(Слайд 7) Упражнение “Заячьи дорожки” изображение фигур под диктовку (педагог заранее проставляет красные точки в тетрадях).
Однажды спешил зайчонок домой, да вот беда – по пятам гнался за ним серый волк. Вот и пришлось ему бежать до ближайшего домика.…А кто хозяин дома, мы сейчас узнаем.
Откройте тетради, найдите красную точку, поставьте на нее карандаш. Надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведете линию, подождите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начнем.
Одну клетку вверх, одну – вправо, две клетки вверх, одну – вправо, одну – вверх, одну клетку – вправо, одну – вниз, одну – вправо, одну клетку вверх, одну – вправо, одну –вниз, одну клетку вправо, одну – вверх, одну клетку право, одну – вниз, одну – вправо, одну – вверх, одну – вправо, одну – вниз, одну – вправо, одну клетку вниз, одну клетку влево, одну – вниз, одну – вправо, одну – вниз, одну влево, одну – вниз, одну клетку влево, одну – вниз, две клетки влево, одну – вверх, три клетки влево, одну вниз, две клетки влево, одну – вверх, две клетки влево.
(Читается загадка.) Под кустами, под елками катится клубок с иголками.
Так кто хозяин домика к которому прибежал наш зайчик? Правильно, это ежик. Дорисуйте своему ежику глазки, а на иголках нарисуйте листочки и яблочки.
7.(Слайд 8) Игра “Пожалуйста”.
Ребята, сейчас мы поиграем. Вы должны внимательно слушать меня и выполнять задания в том случае, если мое обращение к вам будет со слов “Пожалуйста”. Выиграет тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки:
Победителям дарим аплодисменты.
Что же помогло ребятам выиграть в этой игре? (Выслушиваются ответы детей).
Сделаем вывод: что же значит быть внимательным – замечать все вокруг, быть сосредоточенным на нужном деле, не отвлекаться, работать без ошибок.
8.(Слайд 9) Упражнение “Поросята” детям раздаются бланки корректурной пробы (Приложение 2)
А теперь, когда вы уже знаете, что значит быть внимательным, проверим, умеете ли вы быть такими? Ребята, посмотрите на доску, здесь изображены поросята. Пока ничего писать не нужно. Рассмотрите, чем отличаются поросята. (Поиск различий вместе с педагогом). После этого дается инструкция 1: “Найди и зачеркни всех поросят, только веселых с двумя ушками и без челки”.
После выполнения задания ребята обмениваются бланками с соседом по парте для проверки ошибок друг у друга.
Инструкция 2: “Найди и подчеркни всех поросят, только у которых одно правое ушко, нет челки и при этом он веселый”.
После выполнения задания ребята опять обмениваются бланками с соседом по парте для проверки ошибок друг у друга.
9.(Слайд 10) Игра “Счёт”.
Сегодня при счёте запрещается говорить цифру “2”, вместо неё необходимо хлопать в ладоши. Например, 1, хлопок ,3,4,5,,6,7,8,9,10,11, хлопок,13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,хлопок. Считать будем до 20. Давайте попробуем поиграть. Сейчас запрещается говорить цифру “5”. Далее цифру “3”потом цифру “1”.
10.(Слайд 11-12) Рефлексия занятия. “Коробочка эмоций”.
Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам урок? Что особенно запомнилось, показалось интересным? Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?
А теперь оцените свою работу выбрав прямоугольник соответствующего цвета.
Всем спасибо.
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Слайд-презентация к занятию).
urok.1sept.ru
Конспект развивающего занятия для 1 класса
Цель: развитие внимания, мышления. Памяти, речи.
«Подумай, отгадай, хором дружно отвечай!»
Какое сегодня число?
Месяц?
День недели?
Время года?
На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
Т – согласный, а – О?
Сколько хвостов у двух ослов?
У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков?
Как называется полосатая африканская лошадь?
Какие буквы не обозначают звуков?
Назовите последний день недели…
Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле?
В шахте трудится? (шахтер)
В жаркой кузнице? (кузнец)
Кто все знает? (молодец).
Упражнение «Кто больше запомнит слов?»
Цель: Тренировка слуховой памяти, спонтанной грамотности письма, развитие умений и навыков индивидуальной работы.
«Внимательно прослушайте 10 слов, постарайтесь запомнить и записать их в любом порядке. Чем быстрее и больше, тем лучше».
Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.
Задание «Найдите лишнее слово»
Цель: развивать логическое мышление, умение работать парами и осуществлять прием взаимопроверки.
– Сейчас я каждой паре раздам карточки, на которой написаны слова. Вам нужно найти и подчеркнуть “лишнее” слово, а затем объяснить свой выбор:
1 пара: Комар, муравей, сова, таракан, муха.
2 пара: Часы спят, стоят, идут, спешат.
Ребята, сейчас я вам назову начало предложений, а вы должны их закончить.
Если слово не подходит к предложению – вы топаете ногами, если подходит – хлопаете в ладоши.
У птицы есть … (бумага, цветы, диван, клюв, букварь)
У человека есть … (хвост, крылья, потолок, лицо, жало, глаза).
Физминутка
Далее раздаю листочки, дети выполняют на них задания
На доске, необходимо расставить слоги в правильном порядке, чтобы узнать какие слова зашифрованы
Индивидуальная работа на листочках
КОМАР
МУРАВЕЙ
СОВА
ТАРАКАН
МУХА
ЧАСЫ
СПЯТ
СТОЯТ
ИДУТ
СПЕШАТ
РО-СО-КА
БА-СО-КА
ТЁ-КО-НОК
КО-ВА-РО
КУ-ЦА-РИ
ТЕ-НОК-ЛЁ
infourok.ru
Развивающее занятие для учащихся 1-х классов «Страна знаний».
Цель: развитие учебно-важных качеств, повышение уровня целостного психо-речевого развития учащихся группы риска (категория дезадаптантов, по результатам психологического анализа процесса адаптации первоклассников).
Задачи:
формирование положительного отношения к школе, мотивов побуждающих к учению;
развитие коммуникативных умений
развитие активности, гибкости сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
развитие познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, их произвольность.
развитие координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентировки;
развитие лексико-грамматической стороны речи, обогащение словарного запаса.
Приёмы: психогимнастические упражнения, беседа, работа с карточками-картинками, со словами, работа в парах,
Оборудование: учебный кабинет с партами, мяч, иллюстрации зверей рыб и птиц, карточки «Я» – «Хор», разрезные картинки (4 шт), 3-4 набора картинок для игры «Собери портфель школьника», иллюстрации геометрических фигур : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Количество учащихся: 6-8 человек.
Время: 30-40 мину.
Ход занятия.
Вступление. Разминка.
Педагог-психолог:
– Здравствуйте, ребята! Кто сегодня пришёл на наше занятие? (Маша, Оля, Коля, Миша…).
Я очень рада вас видеть. Интересно, а можно вас назвать как-нибудь по-другому? Кто вы ещё? (дети садятся в круг, передают друг другу мяч, называют себя по имени, родственным отношениям, полу, при необходимости психолог помогает наводящими вопросами):
– Мальчик или девочка?
– Для мамы ты кто? Вася тоже дочь?
– Папа – мужчина, а ты кто?
– Для бабушки, дедушки?
Вот как по-разному нас можно назвать. Вы – дети, внуки, племянники, а сколько вам лет?
– Того кто ходит в школу как мы называем? (ученики).
– Того кто ходит в первый класс? Во второй, пятый?
– Зачем ходят в школу? (получать знания, общаться, играть)
– Давайте с вами поиграем (дети встают со своих мест)
Психогимнастика «Путешествуем по морю»
Педагог-психолог говорит словами и показывает движения:
По морю бегут волны. Вот одна маленькая волна, Вот вторая маленькая волна (Правой рукой справа налево, а левой рукой слева направо изображают волны, бегущие навстречу друг другу попеременно.
А вот огромная волна. Высокая, высокая (тянутся, встают на цыпочки повыше изображаются большие волны).
По волнам плывут киты: дельфин – папа, дельфин – мама. Они ныряют и выныривают. (2-3 раза) Одновременно, а затем попеременно руками выпрямленными ладошками опускаются вниз рядом с туловищем. Медленно выпрямляя руки поднимают ладошки вверх, изображая ныряющих дельфинов.
За ними плывут дельфинята: сыночек и дочка. (2-3 раза) Ныряют, выныривают. (2-3 раза) Локти прижимают к туловищу и также изображают как плывут дильфинята.
Навстречу им плывут змейки. Встречаются, расходятся, (2-3 раза) В клубочек закручиваются, а потом распутываются. Пять пальчиков каждой руки собираются вместе и образуют воображаемые мордочки змеек. Движением рук изображаются плывущие змейки навстречу друг другу, в разные стороны и т.д.
Со дна морского поднимаются медузы и осьминоги. (Присев на корточки, сжимают сильно кулачки, чуть приподнимаясь и расслабляя ладошки.) (3-4 раза) Приседают, сжатые кулачки на уровне щиколоток ног. При одновременном медленном выпрямлении ног и поднимании рук резко раскрыть кулачки, имитируем подъём осьминога на поверхность воды. Ноги полностью выпрямляются через 3-4 сжимания и разжимания кулачков.
Показали осминожки все свои ножки. Они смеются, радуются, веселятся. Хаотичные движения пальчиков направленных вниз, затем подняли пальчики вверх (переворачивают ладошки).
По дну морскому ползают крабы. И щёлкают своими страшными клешнями. На указательный палец ведущей руки сверху накладывают средний паличик, на него – безымянный, на безымянный мизинчик. Вторая рука помогает пальчикам. Большой палец прижимают к конструкции из четырёх пальцев и отдаляют, имитируя щёлканье клешни краба.
Дети возвращаются на свои места.
Упражнение №1
Педагог-психолог:
– Посмотрите на доску, что вы видите? (На доске картинки зверей, рыб и птиц)
– На какие группы можно поделить этих животных? (Дети отвечают: рыбы, звери, птицы).
Распределите этих животных по группам. (Дети подходят к доске и объединяют животных в 3 группы).
А сейчас поиграем. Я буду кидать вам мяч и говорить одно из трёх слов: звери, птицы и рыбы. Если вы слышите слово звери – надо быстро назвать любое дикое или домашнее животное, рыбы – сказать название рыбы, птицы – назвать птицу.
Упражнение №2.
Педагог-психолог:
– Фантазируем. Если бы звери ходили тоже в школу, кто пошел бы: взрослые или дети?
– Давайте выясним, какие звери пойдут в школу? Я буду называть животное, а вам нужно назвать его детеныша. (Дети называют детенышей зверей.) Обратите внимание на карточку в моей руке. Если «Хор», то можно отвечать всем не поднимая руку, если «Я», тогда необходимо поднять руку и ответить после того , как я вас спрошу. (В работе используются карточка «Хор», «Я»).
Педагог-психолог:
– Если бы существовала школа зверей, то ученикам – зверятам нужно было бы собрать свои портфели. Давайте поможем им собрать портфели. Что в него можно положить? Что такое учебные принадлежности? (После каждого ответа на доску прикрепляется картинка с соответствующей школьной принадлежностью). (Дети отвечают).
– Я раздам вам кусочек картинки (раздаются разрезанные на несколько частей карточки-картинки с геометрическими фигурами). Найдите к ней вторую половинку. Сложите картинку. Отыщите вместе такую же картинку на одной из парт (на партах изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
-Вы разделились парами. (Так дети делятся на пары).
-Каждая пара будет собирать портфель ученика. (Каждой паре детей раздается набор картинок с учебными и не учебными предметами. Учащиеся должны выбрать только картинки с изображением учебных принадлежностей и сложить их в «портфель»). Портфели проверяются сравнением количества картинок оставшихся на столе.
Упражнение №3.
Педагог-психолог:
Встаньте парами.
Найдите на доске геометрическую фигуру, которая у вас нарисована на парте. Остальные я уберу. (На доске вывешены геометрические фигуры. Лишняя убирается. Обязательно, что бы учащиеся нашли свою картинку на доске: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).
– Что осталось на доске. Как это назвать одним словом? (вводится понятие «Геометрические фигуры»).
– Давайте с вами сейчас поиграем. Я буду называть фигуру, а вам всем вместе нужно будет ее встать в форме этой фигуры. Треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Круг. (Дети показывают названную психологом фигуру)
– Встаньте парами. Один впереди, другой за ним. Нарисуйте пальчиком на спине у вашего напарника любую геометрическую фигуру, Он должен ее отгадать. Поменяйтесь местами.
Рефлексия «Паровозик».
На стене картина Паровозик с вагончиками:
1. МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ 2. МОЕ УЧАСТИЕ 3.МОЕ САМОЧУВСТВИЕ
4. ВАЖНОСТЬ ДЛЯ МЕНЯ
Педагог-психолог:
-Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Обратим внимание на паровозик и попробуем наполнить его вагончики. (Дети делятся впечатлениями, оценивают степень участия, свое самочувствие и важность занятия). Психолог обобщает полученные знания.
– Молодцы. Возьмемся все за руки и скажем дружно: До свидания!
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Игровое занятие с первоклассниками
1. РАЗМИНКА
– Какое сейчас время года?
– Перечислите все весенние месяцы.
– Сейчас утро или вечер?
– Сколько пальцев на одной руке?
– Сколько углов у треугольника?
– Сколько раз в году бывает день рождения?
– Сколько носов у трех котов?
– Сколько ушей у двух мышей?
2. Игра «По порядку становись».
Правила игры: дети берут по одному числу. По команде «по порядку становись», дети должны построиться по порядку.
– Число 3, назови свих соседей. Число 5. Число 9.
– А теперь я вам предлагаю игру «Наоборот». Для этого нам надо повторить обратный счет. Вам надо соединить числа в обратном направлении.
3. Задачи в стихах.
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое – маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
4. “Назови, какой, какая, какое?” Например: Каша из кукурузы – кукурузная.
Хлеб из ржи – ржаной.
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Каша из пшена – пшенная.
Каша из овса – овсяная.
Каша из гречихи – гречневая.
Поле с рожью – ржаное.
Поле с пшеницей – пшеничное.
Поле с овсом – овсяное.
5. Отгадайте загадку (Работа по развитию речи).
Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки. Цветок
– Сколько слогов в слове цветок?
– Назови ударную гласную?
– Безударную гласную?
– Назовите твердые согласные? _ц, т, к,
– Назовите глухие согласные? __ц, т, к
– Назови, какой звук согласный, мягкий? «В»
– Сколько букв в слове цветок? 6
– Сколько звуков в слове цветы? 6
Молодцы, хорошо поработали. Давайте еще отгадаем загадки.
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Ответ: Муравьи
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Ответ: Пчела
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Ответ: Паук
Модная, крылатая
Платье полосатое
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо.
Ответ: оса
6. Угадай животное.
Я приготовила конверт, в котором написаны названия животных, но у меня плохо печатал принтер, поэтому некоторые буквы не прописались, посмотрите и подумайте какое животное написано на листочке и исправьте мою ошибку. ЛИСА, МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, ВОЛК, ЛОСЬ, КАБАН, БЕЛКА, ЁЖИК, РЫСЬ, КРОТ
7. Игровое упражнение на группировку предметов «Собери рюкзак в дорогу».
Посуда – тарелка, ложка, кружка.
Инструменты – топор, пила, игла.
Техника – магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Предметы для рисования – краски, альбом, кисть.
Еда – картошка, суп, фрукты.
8. Игра «Природа или нет».
Вам знакома слово «природа». А что она означает? (растения, птицы, животные) А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека) Всю природу Земли можно делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам называть предмет, а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы хлопните, если не природы присядете.
ОЗЕРО, КАМЕНЬ, ДОМ, ЛУНА, ТЕЛЕФОН, КОРЗИНА, ДЕРЕВО, ПОЛЕ, БУКЕТ ЦВЕТОВ, МАШИНА, ИГРУШКА, ЛОЖКА, ЖУК, СОЛНЦЕ, ЗЕМЛЯ, КАРУСЕЛЬ.
9. Анкетирование детей.
ИСА ЕДВЕДЬ
АЯЦ ОЛК ОСЬ
АБАН ЕЛКА
ЖИК ЫСЬ РОТ
12
3
22
4
5
6
23
7
8
9
24
10
11
12
25
13
14
15
26
16
17
18
27
19
20
21
28
ЦВЕТОК
infourok.ru
Тестирование первоклассников
Современные школы при поступлении ребёнка в первый класс проводят тестирование.
Тестирование в общеобразовательной средней школе проводится с целью выявления уровня развития умственных способностей будущего первоклассника. Также с ребёнком проводит беседу школьный психолог, который определяет психологическую готовность малыша к школе.
Для получения объективной картины лучше, если рядом с ребёнком будет присутствовать один из родителей. Это важно потому что родной человек, находящийся рядом, поможет ребёнка справится с эмоциональными переживаниями в новой незнакомой обстановке с чужими незнакомыми людьми. Школа не имеет права отказать родителям присутствовать на тестировании.
Итак, какие вопросы задания могут быть на школьном тестировании будущего первоклассника?
Задания, определяющие уровень знаний об окружающим мире.
1. Назови своё имя, фамилию, отчество.
2. Сколько тебе лет?
3. Какого числа у тебя день рождение?
4. Как зовут твою маму (твоего папу, дедушку, бабушку)? (не тетя Маша, а Мария Ивановна Иванова).
5. В каком городе ты живёшь?
6. Какой у тебя домашний адрес?
7. Есть ли у тебя дома домашние животные?
8. Каких животных ты знаешь?
9. Какие из них называются домашними?
10. Каких ты знаешь птиц, насекомых, рыб и т.д.?
11. Назови, какие ты знаешь растения.
12. Какие ты знаешь времена года?
13. Угадай время года по описанию.
Тает снег. С каждым днём становится теплее.
На деревьях появляются почки, а затем молодые зелёные листочки, прилетают птицы.
Просыпаются медведи и ежи.
На улице очень холодно. Идёт снег.
На деревьях нет листьев.
Все насекомые исчезли.
Люди одели тёплые вещи. Дети катаются на санках.
На улице очень жарко.
На деревьях зелёные листья.
Ярко светит солнце. Растёт много цветов.
Созревает много фруктов и овощей.
Листья на деревьях становятся жёлтыми и постепенно осыпаются.
С каждым днём становится всё холоднее.
Очень часто идут затяжные дожди. Птицы улетают в тёплые края.
14. Назови зимние месяца, весенние, осенние, летние.
15. Сколько дней в недели?
16. Какие ты знаешь цвета?
17. Назови виды транспорта.
18. Что относится к мебели?
19. Закончи предложения:
-кукла, мяч, заводная машинка, кубики- это…
-ручка, тетрадка, карандаш, ластик – это …
– капуста, картошка, морковка, репа – это…
-абрикос, вишня, банан, ананас, персик, груша – это…
-липа, акация, тополь, клён – это …
-телевизор, пылесос, утюг, настольная лампа –это …
20. Расскажи о своей семье (любимой игрушке, любом коте или собаке).
Задания, определяющие уровень знаний по предметам.
1.Начерти пять разных фигур.
2.Закрась 4 кружочка. Закрась треугольников на 1 меньше чем кружочков. Закрась квадратов столько же сколько и треугольников.
3. В вазе 3 тюльпана и 2 розы. Сколько цветков в вазе?
Подчеркни нужную цифру.1 2 3 4 5 6 7
4. У Пети было 5 конфет. Он съел 1 конфету. Сколько конфет осталось у Пети?
Подчеркни нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7
5. Из-за кустика торчат 6 ушек. Сколько зайчиков за кустиком?
Подчеркни нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7
6. Закрась столько кружочков сколько звуков в слове:
7. Вычеркни лишнее слово:
СОН СОН СОМ
8. Зачеркни те фигуры, которые ты запомнил. (Предварительно на большом листе ребёнок в течение минуты разглядывает и запоминает 7 фигур. На индивидуальном листочке ему предлагается 12 фигур, из которых четыре лишние.)
9. Транспорт подчеркни зелёным карандашом, а инструменты – красным.
10. Графический диктант. (Выполняется на разлинованном в клеточку пространстве.)
Задание выполняется от точки. 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз,
1 клеточка влево, 1 клеточка вниз,
3 клеточки вправо, 1 клеточка вверх,
1 клеточка влево, 1 клеточка вверх,
3 клеточки вправо,1 клеточка вниз,
1 клеточка влево, 1 клеточка вниз,
3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх,2 вправо.
Задания теста читает педагог повторяя их 2 раза.
Все задания предпочтительнее отпечатать на отдельном листе для ребёнка.
Педагог помогает ориентироваться, если ребёнок не может найти задание.
11. Скопируй точки в нижнее поле.
12. Нарисуй слева от круга красный треугольник, а справа от круга синий квадрат.
1 занятие ЗНАКОМСТВО.
Цели: 1.Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление
2.Учить ориентации на бумаге.
3. Воспитывать дружбу и товарищество.
Ход занятия:
Игра «Давайте познакомимся»
Игра проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени и берет у учителя любую понравившуюся ему цветную полоску (из бумаги), на которой взрослый записывает имя ребенка и с помощью степлера надевает именной браслет на руку. Остальные дети хором проговаривают имя участника, ставшего обладателем браслета. После того как каждый из детей получит именной браслет, учитель предлагает детям прокатиться на поезде.
Игра «Поезд»
Дети изображают вагоны, ведущий — паровоз. Паровоз двигается ритмично, с песенкой, останавливаясь на каждой станции — у вагонов, собирая детей в поезд. Поезд ездит в разном темпе с ритмичными движениями и проговариванием звуков «чух-чух», «ту-ту-ту»: тише — медленнее; громче — быстрее. Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция? » Тот отвечает (называет свое имя), и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок к отправлению: «Ту-у-у». Одновременно выполняют движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз.
2. Правила посадки
– Давайте вспомним правила посадки.
1.Ответить хочешь, не шуми…
2.Ты сиди за партой стройно…
3.Парта- это не кровать…
4.На уроках не болтай…
Все домашние заданья
Буду четко выполнять.
На урок без опозданья
Буду утром прибегать.
Дома ручку не забуду
И тетрадь, и карандаш.
А забыл – реветь я буду
На весь класс, на весь этаж.
На уроках обещаю
Не шуметь и не болтать.
Если и ответ не знаю,
Буду руку поднимать.
А во время перемены
Обещаю не шуметь,
Не сбивать людей и стены,
Не толкаться, как медведь.
Буду ловким, буду смелым,
Буду я в футбол играть.
Значит, буду то и дело
Мячик в окна забивать.
Буду умным и веселым,
Делать добрые дела,
Чтоб меня родная школа
Как родного, приняла.
4.Игра для тренировки мышления и сообразительности “Как это можно использовать?”
Предложите ребенку игру – найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово “карандаш”, а ребенок придумывает, как его можно использовать – писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
5.Физкультминутка. (Дети встают в круг. Учитель в центре. Он кидает мяч детям и называет взрослое животное, дети, возвращая мяч – детёныша).
Лошадь-…(жеребёнок).
Овца-…(ягнёнок).
Курица-…(цыплёнок).
Волк-…
Корова-…
Медведь-…
Кит-…
Собака-…
Свинья-…
Олень-…
6.Работа в тетради.
Задание 1.Работа в тетради. В тетради нарисовать овал. Дорисовывают его до рыбки. Раскрашивание:
хвост – красным
плавники – оранжевым
голову – коричневым
туловища – жёлтым
– У нас получилась волшебная рыбка.
Задание 2. Графический диктант в тетради.
1 клетка вниз,1-влево,1-вниз, 1-влево, 3-вниз,2-вправо,4-вниз, 1-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 3-вверх, 1-влево, 1-вверх, 1-влево,1-вверх, 1-влево. (Получается рисунок ската).
-Дорисуем 2 глазика. Что напоминает? (Электрического ската)
Задание 3. «Стоит в поле дуб, на дубе 4 ветки. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать»? (На дубе сливы не растут).
Задание 4. Работа в тетради.
-Несмотря на то, что вы не умеете многие писать, сейчас вы запишите несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков. Попробуем первое слово записать вместе: рак – о о о. (Он, дом, трава, зима)
Задание 5. Чем похожи слова:
-трава и лягушка (цвет-зелёный)
-лягушка и заяц (прыгают)
-перец и горчица (приправа горькая)
-пылесос и швабра (приборы для уборки помещения)
-кошка, книга, крыша ( к, а, 5 букв)
Задание 7
– Учитель произносит слова, а ребята считают, сколько в них слогов, и на каждый слог хлопают в ладоши (ма-ши-на, ва-за, конь, му-ка, по-ле…)
– Слова записаны на доске (умеющие читают, считают слоги):
Карандаш кукла альбом пенал рисунок ручка
Игра «Кто внимательный»
1. Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р)
2. С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с)
3. Хлопните в ладоши, если услышите Ю в словах: Яблоко, ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.
.
Задание 8. Нарисовать фигуру человека (самого себя )
Задание 9. Скопировать небольшую фразу ( Он ел суп.) Печатными, затем письменными буквами (с доски).
7.Итог.
-Кому понравилось наше занятие?
Занятие 2. Доктор Айболит в гости к нам спешит
Цели:
1.Развитие графических навыков (штриховка, раскраска).
2. Развитие фонетического слуха (умение слышать и различать звуки).
3.Развитие навыков слогового чтения (чтение стихотворения).
4.Закрепление знаний о гласных звуках.
5.Развитие логического мышления.
6. Закрепление знаний о геометрических фигурах.
7.Закрепление знаний о числе 3 и соотнесение множества предметов с соответствующей цифрой.
Ход занятия
1) Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина, дифтерит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор… (Айболит)
2) К нам в гости пришёл сегодня Айболит. А кто это такой? (Варианты детей. Можно по желанию прочитать небольшой отрывок из сказки Чуковского “Айболит”. )
Айболит просит помочь ему: послушать и назвать тех животных, в названиях которых есть звук [а].
Волк, зайчик, медведь, курица, ёж, енот, крот, бабочка, кот.
А кто из перечисленных животных приходил лечиться к Айболиту?
3) Заштриховать буквы.
Прописать печатные буквы. (Помогайте ребёнку- пишите первые буквы вместе, держа его руку в своей.)
4) Какой звук обозначает буква А? Какие гласные звуки ещё есть? Как произносятся гласные звуки? Давай пропоём песенку гласных. ( Поются все гласные на одном вдохе) А О У Ы И Э (йотированные гласные пока не надо использовать я е ё ю).
5) Зачеркни лишнее: А а у и о.
6) Айболит в сказке летел в Африку на таком самолёте.
Из каких фигур состоит чудо-самолёт? Посчитайте, сколько треугольников, кругов, прямоугольников в самолёте. (Можно предложить ребёнку нарисовать свой самолёт из фигур. При использование этого задания, можно добавить загадки про геометрические фигуры).
7) Сколько было в самолётике кругов?
Раскрась каждый третий круг у гусеницы своим любимым цветом.
8) Соедини каждую группу с нужной цифрой.
9) Назови каждый предмет. В какую группу можно собрать эти предметы? Какой предмет окажется лишним? Почему?
Доктор Айболит советует всем кушать много фруктов и овощей. Тогда вы будете здоровыми и сильными.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Кушать надо
Овощи и фрукты,
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
(Это стихотворение лучше прочитать вместе с ребёнком (по строчкам: одну – вы, одну – он), и выучить наизусть).
10) Доктору Айболиту очень понравилось у нас. Он просит раскрасить красиво и аккуратно его портрет.
* Вы можете сохранить у себя на компьютере раскраску большого размера, нажав на иконку. А затем распечатать ее для занятий с ребенком.
{phocagallery view=category|categoryid=21|imageid=143|detail=4}
Занятие 3. Здравствуй, весна!
Цели:
1.Закрепление знаний о признаках весны.
2.Развитие фонетического слуха.
3.Развитие графического навыка письма.
4. Развитие навыка слогового чтения.
5.Закрепление навыка соотнесения множества предметов с конкретным числом.
6.Закрепление знаний о ряде натуральных чисел (до 10).
7.Развитие логического мышления.
1) Признаки весны.
Занятие начинается с волшебного письма для ребёнка.
Беседа о признаках весны.
Можно использовать вопросы:
-Как меняется погода весной?
-Когда теплее весной или зимой?
-Что происходит весной с растениями?
-Что появляется на деревьях?
-Что появляется на земле, когда тает снег?
-Что происходит в жизни птиц?
-Выбери картинку, где изображена весна. Опиши её. Какое время года на остальных картинках? (Можно использовать загадки о временах года)
Скажи наоборот:
ЛЕТО-…
ВЕСНА-…
ХОЛОДНО-…
МОКРЫЙ-…
РАЦВЕТАЮТ-…
УЛЕТАЮТ-…
Поиграем вместе:
Если набухают почки, то это…
Если ты надел шубу и сапоги, то это…
Если собирают черешню, то это…
-Дай название временам года, соедини с рисунками справа.
2) Работа над развитием фонетического слуха.
-Что появляется весной на деревьях?
-Найди лишнее слово (можно прочитать и ребёнок попробует определить на слух).
ЛИСТ ЛИСТ ЛИСТ ЛИС
-Обозначь звуки в лишнем слове (звуки обозначаются точками трёх цветов под каждой буквой.
Справка для родителей.
Зелёным цветом обозначаются согласные мягкие звуки. Мягкими делают согласные гласные звуки :И, Е, Ё, Ю,Я,Ь. Всегда мягкими являются: Й, Ч,Щ. В остальных случаях согласные твёрдые.
Синим цветом обозначаются согласные твёрдые звуки.
Красным цветом обозначаются все гласные звуки (А,О,У,И,Э,Ы) и йотированные гласные, если они стоят после согласного (Е, Ё, Я, Ю).
3) Счёт предметов.
-Отгадай загадку. (Выберите любую из предложенных. Отгадка – птица.)
Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?
*****
Рук нет,
А строить умеет.
*****
-Найди лишнюю птицу.
Почему она лишняя? Каких ещё домашних птиц ты знаешь?
Посчитай, сколько птиц в каждой группе и запиши ответ.
4) Ряд натуральных чисел.
-Чем питаются птицы?
Перед тобой рассыпанные для птиц зёрнышки.
Впиши пропущенные числа.
5) Развитие логического мышления.
Отвечай быстро, не задумываясь.
Любой ребёнок точно знает,
Кто по воздуху летает.
Поскорее дай ответ:
Кто летает, а кто – нет?
Летит-летит самолёт?- …
Летит-летит бутерброд? – …
Летит-летит лисица?-…
Летит-летит синица?-…
Летит-летит трава?-…
Летит-летит сова?-…
Летит-летит птичка?-…
Летит-летит косичка?-…
Летит-летит коса?-…
Летит-летит оса?-…
Летит-летит ворона?-…
Летит-летит корона?-…
Летит-летит пчела?-…
Летит-летит стрела?-…
Летит-летит папа?-…
Летит-летит шляпа?-…
(По О.В. Джелелей)
6) Птицам очень понравилось, как ты выполнял все задания. Они прощаются с тобой и скоро прилетят.
Можно предложить ребёнку раскрасить картинки птиц.
{phocagallery view=category|categoryid=11|limitstart=5|limitcount=11}
Занятие 4. Деревья.
Цели:
1.Закрепление знаний о деревьях, о связи жизни деревьев и животных.
2.Развитие фонетического слуха (звуковой анализ слов).
4.Развитие логического мышления.
5.Развитие графического навыка.
6.Закрепление знаний о соотнесение цифры и группы предметов.
7.Закрепление умений составлять примеры по картинке.
1. Отгадай загадки, напиши отгадку, соедини с соответствующей картинкой. (Можно в занятии использовать другие загадки о деревьях.)
Липкие почки, | Тёмной он покрыт корой, | Что за дерево стоит- |
У меня длинней иголки, чем у елки. | Каждый год на нём с охотой | Кудри в речку опустила |
2. Звуковой анализ названий каждого дерева. (Памятка для родителей – смотри в Занятии 2.)
3. Какие ещё деревья ты знаешь?
Выдели лишнее слово, объясни выбор.
Клён, рябина, ель, тюльпан.
Берёза, дуб, шиповник, тополь.
Яблоня, смородина, черёмуха, рябина.
Липа, осина, клён, яблоня.
4. Назови, кто с каким деревом дружит и почему?
Образец: дятел дружит с сосной, рябиной, елью, берёзой. Он ест ягоды рябины, семена шишек, пьёт берёзовый сок.
5. Узнай дерево по плодам и закончи предложение.
Жёлуди растут на … (дубе).
Грозди рябины растут на …. (рябине).
Шишки растут на …(ели и сосне).
Яблоки растут на …(яблоне).
6. Нарисуй на деревьях столько же яблок, сколько показывает цифра.
7. Составь примеры по картинке.
8. Продолжи ряд листьев.
Раскрась листья так, чтобы зелёный был рядом с коричневым, а красный между следующим зелёным и предыдущем коричневым. Какого цвета первый лист?
9. Логическая задача.
Лена и Даша любят рисовать. Лена нарисовала берёзу и яблоню, а Даша – ромашку и колокольчик. Кто из девочек любит рисовать деревья?
10. А ты любишь рисовать деревья?
Раскрась некоторые из них.
Занятие 5. В гостях у домовёнка Кузи.
Цели.
1. Развитие речи (пересказ текста, подбор синонимов, антонимов, словообразование).
2. Развитие фонетического слуха. Закрепление знаний о звуках речи.
3. Развитие внимание. Совершенствование навыков сравнения и анализа.
4. Закрепление навыков счёта.
5. Формирование графического навыка.
1. Занятие начинается с представления героя.
Нет друга на свете верней и надёжней.
Он будет твой дом всегда охранять.
И пусть внешний вид у него не всегда пригожий
Всё ж он будет тебя всегда выручать.
Ведь это весёлый, смешной ребёнок,
Добрый, ворчливый Кузя -…..(домовёнок).
Маленький домовёнок живёт обязательно в доме, где живут люди. Он жил в квартире девочки Наташи. Сегодня он тебе расскажет много интересного про дома и про то, что должно быть в любом доме.
2. Ты, конечно знаешь, что в каждом доме есть…. ЕЕЬБМЛ ( мебель).
Отгадай загадки и соедини картинки с отгадками.
На него садятся, но не стул. | Дверки можете открыть вы, | Есть спина, а не лежит никогда. |
Я на стол чуть-чуть похожа, | Четыре ножки, | У него спина большая, |
Какую мебель ещё ты бы поставил в домике Кузи? Опиши ей внешний вид.
3. Подбор антонимов (слова, противоположные по смыслу), синонимов (слова одинаковые по смыслу) к словам.
Подбери подходящие противоположные по смыслу слова для мебели из домика Кузи.
Кровать большая, а табуретка – … (маленькая).
Стол белый, а стул – … (чёрный).
Шкаф широкий, а полка -… (узкая).
Кресло мягкое, а табуретка- … (жёсткая).
Стол чистый, а стул –… ( грязный).
Постарайся описать разными словами красный цвет стула (алый, малиновый, цвет как у мака, багряный, ярко-вишнёвыйи т.д.)
Можно выбрать любой цвет, помогайте ребёнку фантазировать, если он затрудняется подобрать нужное слово, помогите ему методом сравнения. Например, жёлтый – золотой (цвет как у золота), коричневый – щоколадный (цвет как у шоколадки) и т.д.
4. Название каких предметов мебели в домике Кузи отличаются только одним звуком? (стул,стол).
Выполни звуковой анализ этих слов. (см. памятку занятие №2)
5. Назови предметы, нарисованные на картинке ласково- уменьшительными словами ( как будто все они маленькие).
Прислушайся внимательно: диванчик, стульчик, шкафчик, креслице. Какие три слова звучат похоже, а какое звучит иначе? (креслице). Вычеркни предмет, название которого звучит иначе.
6. Послушай (прочитай) рассказ и перескажи его близко к тексту.
Саша был трусом.
Была гроза и гром.
Саша залез в шкаф.
Там было темно и душно.
Саша не слышал, как прошла ли гроза.
Сиди Саша долго в шкафу за то, что ты трус.
(По Л. Толстому)
7. А в таких домиках живут друзья домовёнка Кузи – гномики. Сравни рисунки, найди пять отличий.
Легче это сделать, если раскрашивать поочерёдно одинаковые элементы в рисунках.
8. Домовёнок Кузя предлагает тебе поиграть в конструктора и построить домик (нарисовать) из данных элементов.
Какие фигуры тебе известны?
Посчитай на сколько частей разделены двери, окно? (4).
Какие предметы мебели имеют по 4 ножки? (стул,стол,диван,кровать,шкаф,табуретка).
9. Кузя очень любит красивые домики, поэтому украшает их узорами. Дорисуй узор, раскрась его. Придумай свой узор.
10. Домовёнку Кузе очень понравилось с тобой играть. Нарисуй для Кузи свой волшебный домик.
nsportal.ru
Разработка первого занятия 1 сентября в 1 классе
«Здравствуй, страна Знаний!»
Цель: – познакомить детей со школой, классом;
-проверить степень усвоения понятий «Родина», «Россия», «Удмуртия»,
«Верхняя Талица»;
-начать формировать положительный настрой в обучении.
Задачи: – формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого;
-соблюдать правила коллективной игры;
-вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего)
-развивать зрительное и слуховое внимание;
– умение соотносить речь и движение.
Оборудование: ширма, воздушный шарик, запись песни «Наша школьная страна»; текст обращения Школы, удостоверение Ученика, ромашка с именами детей, карта России, Удмуртии; портреты Г. Кулаковой, М. Калашникова, кукла Лопшо Педунь.
План
Рассаживание детей. Знакомство. Составление ромашки знакомства.
Появление Лопшо Педуня. Обращение Школы к ученикам. Вручение удостоверений Ученика.
Рассказ учителя о России, Удмуртии, Верхней Талице.
Появление Домовенка , его советы. Вручение поздравительных открыток.
Игра-речь с движением.
Ход занятия
Звучит музыка, дети садятся за парты.
Учитель:
Нежарким солнышком согреты,
Леса еще листвой одеты,
У малышей в руках букеты.
День хоть и грустный , но веселый.
Грустишь ты:
-До свиданья, лето!
И радуешься:
-Здравствуй,школа!
(Беру открытку, читаю вслух)
Обращение школы к первоклассникам:
«Дорогие девчонки и мальчишки! Ваша Школа приветствует вас! Вы будете учиться в первом классе. И это прекрасно! Знаете ли вы, сколько знаменитых, добрых и хороших людей учились, как и вы, в первом классе? Все люди приходили сюда. Все педагоги желают вам только добра! А я – ваша Школа- не дам вас в обиду! Я надеюсь , вы будете активно участвовать в делах школы, с интересом учиться, с уважением относиться к учителям.
Вперед! В Страну Знаний!
Ваша Школа.
01.09.2010 »
Учитель:
Девчонки и мальчишки! Вы переступили порог волшебной страны
Знаний. Сказке хочется начаться, шелестят ее страницы. И сейчас она начнется!
(Стук в дверь. Выхожу, заношу удмуртскую национальную куклу Лопшо Педуня)
Лопшо Педунь:
Приветствую вас, мои юные друзья! Давайте знакомиться. Я – Лопшо Педунь, удмуртский сказочный герой, брат русского сказочного Иванушки- дурачка. А как вас зовут?
Учитель:
Я помогу тебе, Лопшо Педунь, познакомиться с ребятами.
(Игра «Давайте познакомимся»)
Будем передавать шарик друг другу, называя свое имя.
На ваших партах лежат лепестки ромашки с вашими именами. Составим ромашку Знакомства.
(Дети прикрепляют свои лепестки к серединке цветка)
Лопшо Педунь:
Страна Знаний еще и чудесная страна Школьных друзей на всю жизнь.
Именно здесь приобретают самых верных друзей на всю жизнь. Все жители этой страны носят почетное звание – Ученик. Сейчас каждый из вас получит такое удостоверение.
(Раздаю)
Когда я к вам добирался, то летел над миром. Видел много разных стран. Но самая большая страна в мире – вот эта! (Показываю на карте Россию) А как она называется? Может, вы мне подскажете?
Учитель:
Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали « Россия»!
Повторим это слово – «Россия»! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает,
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница.
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(3. Александрова)
Каждый человек стремиться к тому, чтобы наша Родина стала еще краше. И вы уже можете многое сделать: не мусорить на улицах, не ломать кусты и деревья. А самое главное — любить своих близких, дружить друг с другом, хорошо учиться в школе.
Лопшо Педунь :
Долго я выбирал место и опустился вот сюда (показываю карту Удмуртии). Подскажите, что это за территория такая?
Учитель:
Удмуртия – место, где мы с вами живем. Это часть большой страны России. В Удмуртии 7000 больших и малых рек. Самая большая – Кама, больше 800 прудов, много болот и еще больше родников. Удмуртию так и называют – родниковый край. В Удмуртии много лесов. В них живут 49 видов млекопитающих, 150 видов птиц.
Наша Удмуртия гордиться не только природой, но и людьми. Здесь родился выдающийся композитор П. И. Чайковский, гениальный конструктор оружия М.Т.Калашников, знаменитая лыжница Г.А. Кулакова ( показываю портреты). А еще в Удмуртии самый лучший цирк в России. Его мы посетим 7 сентября.
Учитель: Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
(Флор Васильев)
Лопшо Педунь:
А как называется ваша деревня? На карте это маленькая точка. И это наша малая Родина.
Учитель:
Повторим еще раз слова: Россия — Удмуртия – Верхняя Талица. Мы с вами в волшебной комнате школы страны Знаний – классе. Как здесь уютно! Все это сделано руками людей, которые любят свой труд. Много людей заботилось, чтобы вы пришли в этот просторный и красивый класс.
(Раздается стук)
К нам кто – то пришел. Заходите, пожалуйста!
Домовенок:
Здравствуйте, ребята! Вы — новенькие? Я еще таких ребят здесь не видел! Вы знаете, кто я? Я – домовенок Кузя – хозяин этого дома, храню в нем уют, тепло и дружбу. Надеюсь, вы мне будете помогать в этом деле. А чтобы знать, что для этого надо, даю совет. Приложите ухо к парте, закройте глазки, послушайте внимательно
(Читает « Советы парты» Педсовет № 7-2000,с. 3 , раздает открытки). Мне пора уходить. Лопшо Педунь, тебя тоже ждут другие ребята. Пойдем со мной! До свидания. (Уходят)
Учитель:
Гости ушли, нам оставили игру. Становитесь друг за другом, словно месяц, полукругом. Повторяйте все за мной:
Вот поезд наш едет, колеса стучат. ( Имитируют движения поезда)
А в поезде нашем ребята сидят
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, бежит паровоз, (переходим на нормальный шаг)
Далеко, далеко ребят он повез.
Привез нас поезд на лесную полянку, где звери делают зарядку. Мы тоже разомнемся.
Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка, (присесть, подпрыгнуть)
А лисята, как проснуться, любят долго потянуться. (Потереть кулачком глаза, потянуться)
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть. (Зевнуть, прикрыв рот ладошкой, движение бедрами)
А волчата – спинку выгнут и тихонечко подпрыгнут.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинайте все сначала!
Учитель:
Кто приходил к нам в гости?
О чем они рассказывали?
Ваша учеба начинается с первой книги – Азбуки (вручаю). Вот и состоялось ваше первое знакомство со страной Знаний. С завтрашнего дня вы будете ее жителями. Успехов и удачи вам на этом пути
infourok.ru
Проблема школьной неуспеваемости и ее причины- одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Трудности в обучении возникают из-за недостаточного уровня сформированности анализа, синтеза, и других познавательных процессов( зрительной памяти, внимания, воображения, наглядно-образного и словесно-логического мышления) и уровня развития графических навыков.
Для повышения уровня развития познавательных процессов предлагается система коррекционных занятий предметной и общеразвивающей направленности для индивидуальной и групповой работы.
Развивающие игры и задания помогают не только в развитии познавательных процессов, но и в улучшении успеваемости учащихся.
Занятия
по развитию логического мышления
для подготовки детей к школе.
Работа учителя начальных классов
МОУ «СОШ с.Вязовка»
Дочупайло Натальи Васильевны.
Занятие 1.
1. Счет предметов.
2. Найдите отличия (10 отличий).
3. Поставь картинки по порядку, чтобы получилась сказка «Колобок».
4. На столе 3 предмета: книга, мяч, кукла. Дети запоминают, затем отворачиваются, а педагог меняет их местами. Что изменилось? (Упражнение повторяется несколько раз).
5. Заучивание разминки.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Повторить 2 – 3 раза).
6. Наоборот.
больной – ? (здоровый) сладкий – ? (горький).
старый – ? (молодой) большой – ? (маленький)
мокрый – ? (сухой) белый – ? (черный)
веселый – ? (грустный) горячий – ? (холодный)
7. Назови, одним словом:
щука, карась, окунь – ? (рыбы)
диван, стол, стул – ? (мебель)
мячик, кукла, машинка – ? (игрушки)
тарелка, стакан, чайник – ? (посуда)
8. Исключи лишнее:
река, мост, пруд.
береза, ромашка, дуб.
стол, стул, ковер.
воробей, петух, курица.
9. Сравни две картинки:
Чем они отличаются?
10. Из всех фигур надо закрасить только треугольники.
11. Каждый круг дорисуй по – своему.
Занятие 2.
1. Счет предметов про себя.
2. Найди одинаковых девочек.
3. Расположи картинки по ходу действия и расскажи, что произошло.
4. Рассмотри фигуры и запомни их (15 – 20сек.).
Назови, что запомнил?
5. Продиктовать с интервалом в (3 – 4 сек.) слова:
гора… игла… роза.
кошка… платье.
часы… лодка… мяч… соль… рука.
Дети называют по памяти.
6. На столе картинки:
(Провести аналогию). Сравни картинки, что ты можешь сказать?
(Машина, мотоцикл, трактор едут по дороге, а поезд по рельсам).
7. Назвать диких животных.
Назвать домашних животных.
Назови времена года.
8. Как назвать, одним словом следующие вещи и почему?
майка, шуба, платье, пальто – ?
мяч, мишка, кукла, пирамида – ?
9. Чем отличается:
10. Дорисуй вторую половину коврика.
11. Рассмотри рисунок кошки:
– из каких геометрических фигур она составлена?
– сколько их?
Занятие 3.
1. Закрасить 2 матрешки в желтых сарафанах, 3 – в зеленых, 4 – в красных, 1 – в синем.
2.
– Сколько этажей в первом домике? (4).
– Сколько этажей во втором домике? (3).
– Сколько этажей в третьем домике? (2).
Нарисуй четвертый домик.
– Сколько этажей в четвертом домике? (1).
– Почему так нарисовали? (каждый домик уменьшается на один этаж).
3. Установи последовательность и расскажи:
4. Дается сюжетная картинка для просмотра (30сек.):
– назови, что запомнил?
5. Игра «Запомни имена»
Педагог негромко и медленно называет имена девочек: Катя, Ира, Таня, Маша, Света, Оля, Валя, Нина, Лена, Настя.
Кто больше назовет имен по памяти?
6. Игра «Рыболов».
Что будет кушать медвежонок на обед?
Почему?
7. Что на что похоже?
Найди пары:
8. Портной шьет одежду. Нарисуй одежду для себя.
9. Покажи: большой круг, маленький круг, большой квадрат.
– Сколько маленьких квадратов?
– Сколько средних кружков?
10. Дорисуй клоуна по клеткам.
Занятие 4.
Счет бусинок на бусах (вслух).
Вставь недостающий самолетик.
Мозаика.
Собери и назови фрукты.
Разложи картинки правильно и расскажи.
Разучивание с голосом, с движением.
Стоит в поле теремок (пальцы раздвинуть в стороны).
На двери весит замок (пальцы переплетены в замок).
Открывает его волк (движение сомкнутыми кистями влево – вправо).
Дерг – дерг, дерг – дерг (движение к себе от себя).
Пришел Петя – Петушок (пальцы размыкаются).
И ключом открыл замок (исходное положение).
6. Нарисуй недостающего котенка.
7. Назови картинки и определи, что лишнее?
8. Подумай, что здесь нарисовано неправильно?
9. Назови геометрические фигуры, из которых составлены «человечки».
Сколько их?
10. Нарисуй по точкам.
Занятие 5.
Сосчитай.
Найди на картинке 14 колес.
Нарисуй рядом такой же рисунок по точкам.
Подскажи Незнайке, что он должен взять с собой в школу?
Запомни и нарисуй самолет.
Игра «Тарелочки». Подбери пары тарелочек (большая и маленькая), чтобы они подходили друг другу.
Мозаика. Собери овощи и назови их.
Заполни пустой квадрат.
Назови и сосчитай фигуры.
Дорисуй солнце.
infourok.ru